Несмотря на широкое почитание А. ч. Б. на Руси, известно не много храмов, освященных в его честь. В Москве ок. 1358 г. был основан московский во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-рь, к-рый первоначально находился на Остоженке, в 1547 г. переведен «на Чертолье» (где сейчас находится храм Христа Спасителя ), в 1837 г.- в Красное Село (здание церкови во имя А. ч. Б. 1853-1858 гг. сохранилось, возвращено верующим весной 2000 г.). В 1642 г. в подмосковном с. Алексеевском (ныне в черте Москвы, рядом со станциями метро «ВДНХ» и «Алексеевская») был воздвигнут храм во имя А. ч. Б.; там же по повелению Алексея Михайловича построили путевой дворец, в к-ром царь останавливался по дороге на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь. В 1682 г. рядом с путевым дворцом был поставлен храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери, впосл. обветшавшую Алексеевскую ц. разобрали, ее престол перенесли в Тихвинский храм (1824), сохранившийся до наст. времени, в нем находится чтимый образ А. ч. Б. (кон. XIX - нач. XX в.). В 1855 г. на 2-м ярусе колокольни московского Страстного мон-ря была освящена ц. во имя А. ч. Б. В наст. время в неск. московских храмах существуют приделы во имя А. ч. Б. В Новгороде известны придел вмц. Екатерины и А. ч. Б. при ц. Успения на Торгу (1399) и Алексеевский храм за валом Окольного города близ Людина (Гончарного) конца в Тонной слободе, упоминающийся в летописях с 1340 г. (НПЛ. С. 351, 384, 460); во Пскове - храм во имя А. ч. Б. в Среднем городе (построен до 1697); в Твери - надвратный храм Желтикова в честь Успения Богородицы мон-ря (1609); в Вологде - надвратный храм Горнего Успенского жен. мон-ря (не позднее нач. XVIII в.); в Суздале - придел Петропавловской ц. близ Покровского мон-ря (см. Суздальский в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рь ), построенный на средства опальной царицы Евдокии Лопухиной. В Курской епархии существует Алексия, человека Божия, жен. мон-рь . А. В. Муравьёв, А. А. Турилов Гимнография Память А. ч. Б. содержится в Типиконе Великой ц. IX–XII вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 248-249), в Стишном Прологе XI в. Христофора Митилинского , в Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (ГИМ. Син. 330. Л. 148-149об., XII в.). В италийской редакции Студийского устава - Мессинском Типиконе 1131 г.- указано совершение службы с Аллилуия (Arranz. Typicon. P. 129). В Евергетидском Типиконе (XI в.) установлено при совпадении памяти А. ч. Б. с субботой или воскресеньем петь «стихиры (1-го гласа), канон Иосифа (2-го гласа), седальны (4-го гласа)», читать житие (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428). Как в ранних списках Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 42) и первопечатном рус. Типиконе 1610 г., так и в принятых ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 531) и в греч. Церквах Типиконах указывается служба без знака (см. Знаки праздников месяцеслова ).

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

Церковь в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна (Чесменская) «Именовать церковь Чесменскою…» Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская церковь) в Санкт-Петербурге Церковь в честь Рождества Крестителя и Предтечи Иоанна (Чесменская) – одна из самых необычных по архитектуре церквей Санкт-Петербурга. Располагалась церковь, построенная по проекту придворного архитектора Ю.М. Фельтена, рядом с находившимся в семи верстах от Петербурга путевым дворцом императрицы Екатерины II, который называли по-фински Кикерикексен, или на французский манер – La Grenouillere (то есть «лягушачье болото»), так как эта низинная, поросшая луговой травой местность изобиловала лягушками. Заложили храм в 1777 году, а уже через три года – 24 июня 1780 года – церковь освятил архиепископ Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил (Петров). Тогда же церкви было дано название «Чесменская»: в память о победе российского флота над турецким в бухте Чесме в 26 июня 1770 году Екатерина II «повелела именовать церковь и дворец Чесменскими». Освящали церковь торжественно, в присутствии государыни, наследника цесаревича Павла с супругой, генералитета и придворных. Среди гостей под именем графа Фалькенштейна был и путешествующий инкогнито по России Иосиф II – император Священной Римской империи германской нации. В камер-фурьерском журнале, куда заносились все события придворной жизни, так описано торжество освящения Чесменской церкви: «Ее императорское величество и их императорские высочества благоволили шествовать… при колокольном звоне в новопостроенную церковь… а при входе их встретил у дверей с животворящим крестом, в церковном облачении архиепископ Гавриил… с прочим знатным духовенством... По высочайшем прибытии в оную началось освящение церкви, а по совершении… производилась с земляного вала пушечная пальба». Потом была отслужена Божественная литургия и соборный благодарственный молебен. «После всей Божественной службы в церкви Синода члены и прочее духовенство приносили ее императорскому величеству и их императорским высочествам поздравления и жалованы к руке, и в то время производилась с земляного вала пушечная пальба».

http://pravoslavie.ru/3537.html

В «Хождении» Иоанна Лукьянова логизация литературы, документализация повествования об увиденном и услышанном не столь явны, как, например, в светских путевых записках П.А. Толстого, но все же присутствуют как приметы художественных исканий эпохи, направленных на обновление традиционных жанровых образований. Лукьянов вводит в рассказ о паломничестве сравнение уставов русской и греческой церкви, изложение хода и сути прений с греками о политике Петра I на Востоке, описание водоснабжения Константинополя, рассуждения о смене дня и ночи, лета и зимы в Московском государстве и Османской империи, пространные выкладки торгово-экономического характера: где какие продукты сколько стоят; каково состояние дорог, торговых рядов и гостиных дворов; сколько путешественники заплатили за переправу, дали денег капитану корабля, арабу-проводнику и т.п. Энциклопедизм содержания усиливал познавательную функцию путевых записок, которые для русского читателя служили «окнами» в неизвестный ему мир. Композиция «Хождения» Иоанна Лукьянова – явление сложное, многоярусное. В произведении можно выделить три взаимосвязанных структурных уровня. Первый уровень – макроструктура – состоит из пяти больших частей: проезжая грамота, авторское вступление, рассказ о пути в Иерусалим, описание святынь христианского мира и дороги домой (в самой пространной третьей редакции памятника, изданной по списку С.А. Соболевского). Второй уровень – структура отдельных частей – представляет собой цикл очерков, объединенных личностью автора-героя, единым путевым сюжетом и идеей сохранения истинности и чистоты православия в России в условиях утраты благочестия в других христианских землях. Третий композиционный уровень «Хождения» – это внутренняя структура очерков, строящихся по определенным жанровым канонам 54 . Трансформация жанра хождения в жанр путешествия сопровождалась расширением круга светских объектов описания. Паломника начинают интересовать не столько святыни христианского мира, сколько явления окружающей жизни, быт, нравы и обычаи народов других стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С тем вместе ходатайствовал я: а) отпустить упомянутым перемещаемым монахиням и послушницам как прогонные, так и провизные деньги на проезд от города Могилева в город Гродно, и б) дозволить, чтобы на первоначальное обзаведение перемещаемых монахинь и устройство самого Гродненского монастыря употреблён был с моего разрешения остаток штатной суммы того монастыря, с 1 мая прошлого 1842 года по день прибытия в Гродно выписываемых монахинь. Ныне Святейший Синод, разрешив, согласно представлению моему, перемещенье из Могилёвской в Литовскую епархии выше поименованных монахинь и послушниц для укомплектования Гродненского женского второклассного монастыря, с возведением одной из них, монахини Афанасии, в звание игуменьи сей обители, и уведомив о таковом разрешении как меня, так и преосвященного Могилёвского архиепископа, предоставил мне указом, от 13 сего марта за 2923, по объяснённой мною необходимости в устройстве Гродненского монастыря во всех его частях употребить на сей предмет весь остаток от суммы, отпущенной на содержание оного, с представлением о том, куда следует надлежащего отчёта, а преосвященному Могилёвскому предписал, чтобы предназначаемые к перемещению монахини и послушницы, по снабжении прогонами и путевым содержанием до города Гродно, на точном основании существующих постановлений, из неокладных сумм епархиального управления, отправлены были туда без промедления, и чтобы о количестве употреблённых на них денег представлен был Святейшему Синоду надлежащей расчёт к зависящему распоряжении о возвращении оных. Предлагаю консистории означенных выше 13 инокинь принять в ведение Литовской епархии, и предписать благочинному архимандриту Игнатию распорядиться: 1) чтобы, за прибытием сказанных инокинь в Гродно, сдан был немедленно тамошний женский монастырь с церковью и со всем оного достоянием в ведение игуменьи Афанасии с сёстрами, и сдаточная опись представлена была в консисторию; 2) чтобы из помянутой выше остаточной суммы употреблено было игуменьею, по взаимному соглашению с ним, благочинным, нужное число денег на необходимейшие издержки по устройству келий и обзаведению оных нужнейшею мебелью, безотлагательно, о прочих же издержках из той суммы представлено было предварительно на моё усмотрение, и

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Для чего благоволил Господь бежать в Египет? Во-первых для того, чтобы показать, что он есть истинный человек, облекшийся в плоть, а не дух какой, или призрак, ибо если бы Он, говорит Св. Ефрем, не был человеком во плоти, то как бы мог взять Его с собою Иосиф и бежать с Ним во Египет? Во-вторых, чтобы научить нас убегать от гнева и ярости сильных людей, как толкует Св. Иоанн Златоуст : «Господь, укрываясь в Египте, научает нас убегать от человеческой ярости, ибо если уже Сам Всемогущий бежит от нее, то как же нам быть так гордыми, чтобы произвольно ввергать себя в напасти?» В-третьих, для того, чтобы освятить и очистить от идолов Египет, «дабы», как рассуждает Св. Папа Лев, «страна сия, в которой закланием агнца прообразованы были спасительное знамение креста и пасха Господня, имела некоторое участие в предуготовлении высочайшей Жертвы». Наконец, и для того нужно было сие бегство, чтобы исполнилось пророчество Исаии: «Се, Господь сидит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся вся рукотворенная Египетская от лица Его!» ( Ис.19:1 ) Здесь облако, по изъяснению Св. Амвросия, «знаменует Пресвятую Деву, несущую на руках Своих Господа, при приближении Которого пали идолы Египетские; и сие облако называется легким, потому что Пречистая Дева не была обременена никаким грехом, или нечистым вожделением». Есть предание, что на пути их в Египет, в одном пустом месте напали на них разбойники и хотели отнять осла, который был навьючен их скудным путевым запасом и на которого иногда, утомившись от пути, садились Матерь с Младенцем. Но один из разбойников, увидя неописанную красоту Младенца, изумился и сказал: «Если бы Бог принял на Себя тело человеческое, то не мог бы явиться прекраснее этого Младенца». Сказав сие, он удержал своих товарищей и не допустил причинить какое-либо оскорбление путникам. Пречистая Дева сказала тогда этому разбойнику: «Знай, что сей Младенец, за то, что ты теперь сохранил Его, заплатит тебе великою наградою». Это был тот самый разбойник, который впоследствии распят по правую сторону Христа и которому Господь сказал: «...днесь со Мною будеши в раю» ( Лк.23:43 ). Так исполнилось проречение Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-p...

Избранные записи из дневниковых тетрадей архимандрита Павла (Груздева) От редактора Как таковых, дневников архимандрит Павел (Груздев) не вел. Но он оставил несколько общих тетрадей, в которых его личные заметки: автобиографические записи, наблюдения за природой, духовные размышления – чередуются с народными пословицами, шутками, загадками, стихами и песнями, слышанными им в детстве в монастыре или выписанными из старых журналов и современных газет. Также батюшка делал оттуда вырезки и наклеивал их в тетради: здесь и изображения икон, церквей, и портреты русских церковнослужителей, и работы газетных фотокорреспондентов, изображающие детей, стариков, и портреты погибших космонавтов. Большое место в тетрадях отца Павла занимают его впечатления от паломнических поездок с подробным описанием монастырей и храмов, где он побывал, обстоятельным историческим рассказом о жизни насельников иноческих обителей. Также сюда отец Павел помещал акафисты, целые службы, тропари тем святым и святыням, которые он особо почитал, часто эти тексты он привозил из паломнических поездок и тщательно их переписывал, иногда по нескольку раз. Так что эти общие тетради служили отцу Павлу и лич­ным дневником, и путевым журналом, и молитвословом, и помянником, в который он записывал всех, за кого молился. Записи сделаны церковнославянским шрифтом с «ерами», «ятями», «юсами», с употреблением архаичных форм слов, с использованием церковнославянского буквенного обозначения цифр. Исполненная ровным, выложенным буква к букве каллиграфическим почерком, рукопись более напоминает страницы летописного свода, исторического документа, чем обычную повседневную запись. Это тем более удивительно, что отец Павел успел закончить лишь полтора класса церковноприходской школы. Для удобства чтения мы публикуем тетрадные записи архимандрита Павла в современной орфографии и пунктуации, не копируя батюшкиных ошибок и описок, но сохраняя лексические и стилистические особенности текста. Объем нашей книги не позволяет напечатать дневниковые тетради отца Павла целиком: мы опустили все богослужебные тексты, некоторые житийные описания и стихотворные сказания, в записях о поездках сделаны купюры – в тех местах, где идет повторение уже написанного ранее. Но главное, мы старались сохранить живой образ батюшки, ведь в его тетрадях он сам: его размышления об иноческой жизни или жизни в миру, о смерти, о спасении души, о скорбях, сиротстве, терпении, о простодушной детской вере, о необходимости видеть Христа в ближнем, об уповании на Господа, о предстательстве Пресвятой Богородицы и всех святых. Все это отражено в записях отца Павла: будь то в форме стихов или духовных песен, пословиц, потешек или записей о прилете грачей, об ожидании весны, тепла, урожая; будь то выписки из святых отцов или сокровенные личные молитвенные воздыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

University of Maryland Русские паломники и реликвии Константинополя В восприятии средневековых русских паломников Константинополь являлся не только «Царырадом», но одновременно и «Новым Иерусалимом», которым стала столица Византийской империи, постепенно вбирая в себя многие реликвии Святой Земли. Созидание «Нового Иерусалима» было начато Константином Великим , который попытался собрать в своей новой столице частицы мощей двенадцати апостолов. Судя по сохранившимся путевым заметкам русских паломников, именно реликвии влекли их в Константинополь: пребывание в византийской столице в основном описывается путем перечисления богослужений и мощей святых, а также перечня тех реликвий, к которым путешественникам удалось приложиться. Наиболее интересный из подобных текстов – «Книга Паломник» Добрыни Ядрейковича, впоследствии ставшего архиепископом Новгородским Антонием, датированная 1200 годом. «Паломник» представляет собой уникальный каталог святынь, хранимых в византийской столице незадолго до захвата и разграбления ее крестоносцами, которые вывезли большинство реликвий Византии в Западную Европу. Однако изучение труда Антония Новгородского показывает, что целью автора было не составление подробного каталога всех константинопольских реликвий, но перечисление тех из них, которые представлялись русскому паломнику наиболее значительными. Антоний свидетельствует о популярных формах русского благочестия и показывает отношение к реликвиям. Сведения Антония Новгородского можно сравнить со свидетельствами более поздних русских паломников в Константинополь. Такое сравнение подкрепляет сделанные выводы, а также указывает на отличия, обусловленные эпохой. Т. Ю. Царевская О царьградских реликвиях Антония Новгородского Путешествия к святыням христианского Востока были, как известно, далеко не единичными явлениями для древнего Новгорода. Находясь на окраине христианского мира, этот город с самого начала испытывал острую необходимость в живых свидетелях святых мест и свидетельствах их реального существования. Рассказы паломников, будя воображение, вызывали стремление включить в сферу религиозной жизни новые переживания и достоверные образы прославленных святынь, помогая тем самым формировать собственный авторитетный пантеон святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кирилла 49 , к путевым заметкам паломницы IV века Эгерии 50 и к иерусалимскому Лекционарию, сохранившемуся на армянском языке 51 . Чин мистагогической катехезы в Иерусалиме Для нас мистагогическая катехеза – это просто цикл проповедей, но когда она возникла во времена свт. Кирилла Иерусалимского , это был обряд, составлявший часть литургического года, как об этом говорится в иерусалимском армянском Лекционарии 52 . Базилика, построенная императором Константином и названная Мартириумом, состояла из главной базилики, Голгофы и Анастасиса, который был воздвигнут на месте пещеры, где Христос был погребен и где Он воскрес. Эта пещера, таким образом, является свидетельницей воскресения. В соответствии с этой логикой Кирилл, Эгерия и иерусалимский армянский Лекционарий подтверждают, что мистагогия проводилась только в Анастасисе и нигде больше, после совершения Евхаристии в базилике. Эгерия сообщает, что как только литургия завершалась в главной церкви, начиналось пение гимнов в Анастасисе. Затем сходили в пещеру, где был гроб Христов и где Он перешел от смерти к жизни. Это главное событие христианской веры, и пещера являлась его свидетелем. Здесь совершалось молитвословие, а после верующие получали благословение: епископ стоял, опираясь на ограждение в пещере Анастасиса (incumbens in cancello interiore), и объяснял чин Крещения 53 . Эгерия не упоминает о чтениях из Священного Писания , а лишь говорит, что епископ объяснял (explicat). Иерусалимский армянский лекционарий, наоборот, ясно говорит, что перед проповедью было библейское чтение, и приводит его начало (incipit) и конец (desinit); в свою очередь, в пяти гомилиях свт. Кирилла (в начале) приводится incipit чтения, но не desinit. Возможно, что Эгерия, употребляя глагол «объясняет» (explicat), подразумевала гомилию с чтением, поскольку гомилия была тесно связана с чтением. Строго говоря, можно сказать, что именно библейское чтение объясняет таинства, тогда как проповедь дает слушающим ключ для понимания прочитанного. Объяснения епископа обозначаются двумя глаголами: «истолковывать» (disputare) и рассказывать (narrare). «Истолковывать» – это технический термин, обозначающий акт проповедания и имеющий дидактический смысл, тогда как «рассказывать» относится к представлению фактов 54 . Согласно Эгерии, аудитория была весьма живой: когда епископ говорил, среди верующих возникало воодушевление, и они громогласно выражали свое одобрение, так что было слышно даже за пределами церкви 55 . И она добавляет, что свт. Кирилл давал столь глубокие объяснения (absolvet) таинств, что народ не мог оставаться безучастным. Семь поучений или пять

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Чтобы лучше понять необычный замысел хозяина, имеет смысл вернуться в ту далёкую эпоху и сначала вспомнить об оригинале - самой Чесменской церкви, построенной десятью годами ранее на Царкосельском тракте рядом с императорским Путевым дворцом. Церковь в Петербурге торжественно заложили в июне 1777 года не только в честь оглушительной победы русского флота над Турками в Чесменской бухте в 1770 году, но и в том самом месте, где Екатерина Великая получила первое известие о ней. После завершения строительства Чесменского храма Екатерина II любила здесь бывать, и для неё было предусмотрено специальное царское место. Проходит немного времени... и Марк Фёдорович Полторацкий - основатель дворянской фамилии Полторацких, известный русский певец, руководитель Придворной певческой капеллы решил построить такую же церковь в своём имении к 20-летней годовщине Чесменского сражения... И если не знать предистории её постройки, то у любого путешественника невольно вырвутся слова: " Откуда в этой сельской глубинке такая красота?! " Подробности строительства Спасо-Преображенского храма в Красном известны благодаря изыскательской работе писателя и реставратора Владимира Ивановича Сысоева (1947-2010) - автора целого ряда книг, посвящённых истории Тверской земли. Так вот, благодаря старым документам приходит понимание, что в семье действительного статского советника Марка Полторацкого всё же главной движущей хозяйственной силой являлась его супруга " генеральша " Агафоклея Александровна (в девичестве Шишкова)(1732-1822), родившаяся в семье тверских помещиков. Её муж Марк Фёдорович боялся сказать ей поперёк хотя бы слово. По одной из легенд, о её якобы " тиранствах " услышал молодой ещё Александр I и приказал высечь помещицу на лобном месте. Как бы то ни было, это была весьма незаурядная личность. Приданное, доставшееся генеральше от отца, Агафоклея приумножила многократно, и к концу жизни владела четырьмя тысячами крепостных душ. Поэтому имела возможность жертвовать немалые суммы как страждущим, так и на строительство храмов, а главное, не скупилась и охотно этой возможностью пользовалась.

http://sobory.ru/article/?object=00013

Последними из русских путешественников, кто видел храм Гроба Господня до пожара, были братья Вешняковы. К их «Путевым запискам во Святый град» приложено и изображение его. В то время русские паломники пользовались особыми привилегиями в Святой Земле, находившейся под управлением турецкой администрации. Это было следствием Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного в 1774 году после окончания русско-турецкой войны. Братья Вешняковы, к примеру, сообщают: «На другой день по прибытии нашем, февраля 4го числа 1805 года присланы были пополудни от муфтия в Патриархию чиновные арабы, которые брали с каждого поклонника мужского и женского пола по 23 пиастра, а с малолетних половиною меньше, и давали тескере, то есть билеты с чернильными печатями на маленьких лоскуточках бумаги, для пропуска в храм Гроба Божия. Мы показали им свой фирман; они, прочитав его, назад возвратили и с нас ничего не требовали». В начале XIX века в Иерусалиме уже постоянно проживало небольшое число русских богомольцев, причем часть из них подвизалась у Гроба Господня. Братья Вешняковы встречались с некоторыми из них. «Мы нашли во Иерусалиме, к немалой своей выгоде и удовольствию, трех соотечественников, природных россиян», — сообщают они и далее кратко упоминают про каждого: «Первый иеромонах Паисий, бывший в Российском флоте, господствовавшем при Екатерине Великой в Средиземном море; он, по увольнении своем из онаго, прибыл в Иерусалим и находится теперь в числе братства в монастыре Патриаршем, но за старостию священствовать не может. Второй иеромонах Арсений, уроженец города Черкасска, что на Дону; он прибыл во Иерусалим со святой горы Афонской за девять лет тому назад. Третий монах Рафаил, уроженец полтавский, находится в монастыре Патриаршем уже 25 лет; ему поручено смотрение за небольшим патриаршим садом и чистотою монастырской». Русские иноки, жившие в Святом Граде, отличались благочестием, что и засвидетельствовано в записках братьев Вешняковых: «По смирению и трудолюбию оные иноки, иеромонах, числящийся в числе соборных у Гроба Божия, Арсений и монах Рафаил, приобрели благосклонность эпитропа архиепископа Кирилла и прочих начальствующих лиц».

http://azbyka.ru/fiction/k-svyatoj-zemle...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010