августа в 6 день, яко в настоящий и первый праздник оного монастыря, в нижней праведного Лазаря церкви, впрочем при весьма приметной слабости и голоса и сил телесных. В сем 1810 году, начатые в прошлом окончены и поставлены на место при личном митрополита смотрении в Троицкой собор хоругви, шитые, редкой работы. Между тем, как для подкрепления сил своих путевым движением, так и для врачевания болезни своей, два раза ездил в Москву, в мае и августе месяцах, но мало получил облегчения. В 1811 году сделаны по определению и особенному старанию митрополита в Чудов монастырь хорос и кресла серебряные, местами позлащенные, таковой же хорос и кресла определил и начали делать в Лавру в Троицкий собор, но гораздо величественнейшей и красивейшей фигуры. Сего же года, в конце июня месяца митрополит, чувствуя великое изнеможение сил своих, просил через письмо св. Синода господина обер-прокурора князя Александра Николаевича Голицына, дабы у Государя Императора исходатайствовать ему увольнение от управления епархиею, впредь до его выздоровления, и препоручение оной викарию, преосвященному Августину. На что от 13 дня июня всемилостивейшее Его Императорского Величества и последовало соизволение, присланным к нему Высочайшим рескриптом и данным из святейшего Синода преосвященному Августину указом. С сего времени митрополит занимался одним почти хозяйством в Лавре и Вифании и лечением своей болезни. 1812 года в последних числах мая месяца, как для обозрения хозяйства в Махринском монастыре, так особенно для большего поправления здоровья весеннею погодою отправился митрополит в Махру, а оттуда, через Берлюкову пустынь в Москву, где избегая, как и прежде, градского шума, жил на Троицком подворье, временем посещал Перерву и Чудов монастырь, и разными способами старался укрепить изнемогающие силы свои, и начинал было чувствовать некоторое в болезни своей облегчение. Почему, прожив в Москве до 19 июля, возвратился в Вифанию, но скоро печальная весть о наглом и коварном вторжении в пределы Российские неприятеля, по собственному его признанию, паки расстроила здоровье его: впрочем не так, чтобы совершенно лишить сродного ему присутствия духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Перед праздником Пасхи, в марте 1991 года, часть монастырских сооружений передали Владимирской епархии. Распятская церковь-колокольня вновь " зазвучала " после десятилетий молчания. К тому времени были завезены колокола, самый мощный из которых весил более тонны. Столь тяжёлые колокола подняли на большую высоту с помощью вертолёта - очень помогли тогда в этом лётчики Киржачского авиаотряда (помогли они, к слову, и позже - в 1992 году именно вертолётчики установили новый крест на Троицкий собор). 10 ноября 1991 года Успенская обитель была возрождена. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 г. Некогда старинное село Великая Слобода, позже Царская резиденция Иоанна Грозного, в последующие годы появившаяся на этом месте Александрова Слобода с Успенским женским монастырём, ставшим неотъемлемым украшением, образованного в XVIII веке уездного города Александрова - города с интересным историческим прошлым. Первое достоверное известие о Великой Слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского князя Юрия Дмитриевича Стефано-Махрищскому монастырю от 1434 года. В начале XV века Великая Слобода была волостным центром, где жили люди княжеской администрации. В начале XVI века название " Великая Слобода " исчезает и появляется село Александровское. Возможно, что пожар уничтожил Великую Слободу, а с нею и название. В первой половине XVII века село Александровское служит " путевым станом " при царских разъездах по монастырям. Около 1635 года строится для царя Михаила Фёдоровича деревянный дворец " Верх о трех житиях " вблизи от северо-западной башни кремля. Судя по количеству печей (20), это было обширное помещение. Под названием " старого дворца " оно дожило до царевны Елизаветы Петровны (1730 г.). Позже из-за этих печей, по недосмотру, оно сгорело и не восстанавливалось. В тревожные годы царствования Алексея Михайловича, когда под ногами помещиков " земля качалась " , надумали слободские купцы на развалинах " кровопийственного града " основать женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00080

Примерное время жизни К. установил В. И. Корецкий. Изучая документы Палеостровского мон-ря, исследователь пришел к выводу, что обитель была создана в нач. XV в.: 1415-1421 гг. датируется самый древний монастырский акт. Почитание К рубежу XVII и XVIII вв. существовало устойчивое местное почитание К., его имя вошло в некоторые списки «Описания о российских святых» ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 253; под 23 авг.). Под 23 авг. память святого и описание его образа помещены в Строгановском иконописном подлиннике и сводном подлиннике Г. Д. Филимонова кон. XVIII в., под 9 янв.- в Каликинском подлиннике кон. XVIII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2). К. почитали и старообрядцы Выголексинского общежительства . Выговский киновиарх Семен Денисов включил имя К. в составленное им в 30-х гг. XVIII в. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах, в России воссиявших»: «И Корнилий Палеостровский, пресветлая звезда обонежская. От темныя и тесныя пещеры, яко от мрачныя нощи, во вся концы обонежския пресветло возблиставши, путеводитель к Небесному Царствию многим незаблудный бысть» (ГИМ. Муз. 1510. Л. 14 об.- 15). К. упоминается в выговском Житии Кирилла Сунарецкого (НБУВ ИР. Ф. 312. 505. Л. 41). Службу и молитвы К. включали в выговские рукописные сборники и стихирари. Имя К. с цитатой из «Слова воспоминательного...» внес в «Алфавит русских святых» старообрядческий мон. Иона Керженский ; он отметил, что в месяцесловах память святого указана под 23 авг. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 311, 1807-1811 гг.). Согласно путевым дневникам Я. Я. Мордвинова, в 1752 г. над местом погребения К. близ ц. Рождества Пресв. Богородицы стояла посвященная святому часовня. Над мощами была устроена деревянная рака, около раки висели вериги святого, которые богомольцы надевали на себя «на малое время, по обету» ( Мордвинов. 2007. С. 170). Сведения Мордвинова подтверждаются монастырской описью 1755 г. Местом паломничества стала пещера, в к-рой подвизался К. В 1791 г. пещеру описал П. И. Челищев: «В нее ход из деревянной часовни; тесная сия ущелина не имеет довольно места, чтобы лечь и вытянуться человеку. Не имеет ни окна, ни печи, ни горна, ниже крышки для защиты от дождя, снега и ветров» ( Челищев. 1886. С. 19).

http://pravenc.ru/text/2458675.html

Поэтому владыка Иннокентий (Вениаминов) остается бесценным путевым знаком для всех, кто наполнен желанием распространения Евангелия «даже до края земли». 5. Стойкость Православия на Аляске, прошедшего через горнило стольких испытаний, показывает, насколько глубока была духовная работа первых православных миссионеров. Всегда и везде дело миссии должно совершаться с перспективой будущих испытаний и поэтому должно основываться глубоко и прочно «на камени». «Каждый же смотри, как строит: ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (не личные, групповые или национальные интересы, и не отдельные традиции и менталитеты). Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится, ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» ( 1Кор.3:10–13 ). 6. Постепенное ослабевание Православной Церкви на Аляске подчеркивает, насколько страшен риск изоляции местной Церкви от остального тела Православия, но вместе с тем – сколь страшна ответственность за оставление ее в одиночестве. Сколько мы провозглашаем наш Символ веры , столько же будем задаваться вопросом: веруем ли мы действительно «в Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ощущаем ли мы на самом деле, что она ЕДИНА, или представляем себе Православие как некую «конфедерацию» самостоятельных Церквей, для которой страдание одной из них является, как правило, лишь журналистской информацией для другой? Не просто нужно, но есть настоятельная необходимость в том, чтобы мы покаялись – т.е. изменили свой ум – и почувствовали, что мы больше не можем безнаказанно проповедовать веру «во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », причащаться «единого Хлеба» ( 1Кор.10:17 ), «единой Чаши» и оставаться замкнутыми на своих исключительно епархиальных проблемах, выражая, так и быть, даже некую симпатию в адрес наших братьев, которые умирают медленной смертью в своем духовном одиночестве.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

На Маросейке каждую среду пелся на два хора параклис Божией Матери «Многими содержим напастьми» (но с ирмосами). Первый раз он был совершен в (1923) году по следующему поводу. Бремя Батюшкиного наследства иногда становилось для о.Сергия непереносимым. Он изнемогал и физически и нравственно, отдавал все силы, а очень многие и многие были недовольны им. Наконец он стал думать о том, что его Ангел – преподобный Сергий, когда на него было недовольство в монастыре, и братия избрала игуменом его брата Стефана, тайно ушел и основал новый монастырь. О.Сергию показалось, что может быть он нашел здесь указание на то, как ему надо поступить (между прочим о.Сергий всегда говорил, что когда приходится уйти от трудности, кажущейся непереносимой, надо сначала найти свою вину, и уйти с чувством покаяния, а не своей правоты). Для окончательного решения вопроса он поехал к о.Нектарию 111 , но благодаря каким-то путевым неурядицам не сумел добраться до Старца, просидел долго на железнодорожной станции и, обдумав все еще раз наедине, решил, что он не имеет права уйти от Батюшкиного дела, что Батюшка «вымолил» его, чтобы он пошел в священники и принял потом его паству. Он понял, что не найдет себе покоя, если уйдет от своей семьи. С этим он и вернулся ко дню нашего храмового праздника – осенней Казанской. Вечером в день праздника был совершен параклис перед иконой Феодоровской Божией Матери, которая была для этого вынесена на середину храма. Затем о.Сергий собрал нас в храме, рассказал нам о своих переживаниях и о решении остаться. В память пережитого решили параклис совершать каждую среду. Раньше же, еще при Батюшке и после него канон параклис читался на молебне у Феодоровской иконы Божией Матери в субботу после всенощной, но почему-то с Богородичными ирмосами «Отверзу уста моя». Всенощными о.Сергия были пятница и воскресение вечер. Это были тихие, сосредоточенные службы, в особенности покаянная служба на понедельник. Непомерные труды сказывались на здоровье о.Сергия и без того не богатырском. Сначала он пробовал освободить от исповеди всенощную в воскресение вечером, но это плохо удавалось, и даже когда удавалось, и давало возможность помолиться, то нужен был и физический отдых. Тогда о.Сергий взял себе свободный день (понедельник). Странно сказать, но не все этим были довольны, так как попадать к о.Сергию становилось еще менее возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Но в средине его надобно предполагать шесть четверогранных столпов, на которых покоился мезонин со сводами; иначе понять нельзя, на чем утверждалась вершина церкви. Алтарь триипостасен. Среднее главное углубление его больше и вогнутее в толщу стены и немного лучше отделано, чем боковые; ибо в верхней части его над карнизом стоят весьма тонкие изящные колонны. У северной стены еще сохранились три колонны, приставленный к пилястрам, капители их сделаны очень просто: под кантом видятся только толстые и длинные, построенные к верху листы древесные. Поверх карнизов также сохранились две полуарки с двумя узкими огивными прозорами. Вообще северная стена лучше сохранилась, чем южная; а западная загромождена и сильно попорчена. Алтари, стены, колонны, пилястры, арки, окна, двери обложены штуковыми камнями, обтесанными весьма чисто и гладко и складенными с особенным щегольством. От времени эти камни посинели, и этот цвет и щегольская отделка их придают развалинам некоторую миловидность. Чрезвычайная толщина стен заметна у выхода в боковую дверь в южной стене. Кто построил эту небольшую, но прекрасную церковь , и во чье имя, и по какому воспоминанию? Предание говорит, что ее построила благоверная и равноапостольная Елена на том самом месте, где Пресвятая Дева, на пути в Назарет из Иерусалима, спохватилась за 12-летним Иисусом и не нашла его в караване. Преданию не противоречит местность, ибо Вироф стоит на большой Назаретской дороге. Хотя Св. Лука замечает, что Иосиф и Мариа были в дороге день и потом хватились своего отрока 79 , а до Вирофа от Иерусалима только три часа езды или ходьбы, но это не опровергает предания, потому что если караван в зимний месяц пасхальный вышел из Св. Града пополудни, после богослужения, после хлопот неизбежных при отправлении в дорогу, то он неизбежно должен был остановиться для ночлега в Вирофе. Таким образом, из-за трех часов потерян был весь день, а он уже считается путевым, так как и ныне за двухчасовую поездку в Вифлеем берут столько же за лошадь, сколько и за целодневную езду. Другой день потерян был Богоматерию на обратное путешествие в Иерусалим и на поиски Иисуса; на третий день нашла его в храме. Итак, весьма вероятно, что ел-Бирский храм стоит на том месте, где любвеобильное сердце Марии стосковалось по пропавшем Ее Сыне. Поклонники проходят в Назарет мимо сей деревни, но не посещают сего св. поклонения по незнанию. Я за всех отмолился на семь месте святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Путешествие в оссоолимпийские монастыри продолжалось с 9 по 24 мая, завершившись поездкой в монастырь св. Дионисия на классическом Олимпе 417 . Желая окончить изучение Афона, арх. Порфирий поспешил вернуться на св. Гору, куда, через Солунь и Каламарию, и прибыл 6 июня 418 . Во время краткого, но приятного, после тяжелого путешествия по Фессалии, отдыха в Руссике, арх. Порфирий отправил к обер-прокурору Св. Синода графу Толстому письмо с изложением результатов этого путешествия и с просьбой о «денежном пособии» 419 . 15 июня на лодке арх. Порфирий выехал из Руссика в соседний Ксеноф, в котором пробыл до 20 числа, и перебрался оттуда в следующий за ним монастырь Дохиар на четыре дня. С 24 по 17 июля арх. Порфирий занимался в Зографе, с 17 июля до конца августа – в Хиландаре, а сентябрь месяц был посвящен им ученым занятиям в монастырях Кастамоните и Ватопеде. 2 октября предпринята была поездка в Серайский или русский Андреевский скит для вторичного свидания с Севастьяновым, 7 октября выехал отсюда в Пондократорский монастырь для научных занятий, которые продолжались до 17 октября; 17 и 18 октября арх. Порфирий провел время в малороссийском ските св. пророка Илии, 19 октября обозревал развалины Ксилургу, три дня следующие за тем провел в книжных занятиях в Ставро-Никитской обители, 22 октября прибыл в конак русского Пантелеимоновского монастыря на Карее, чтобы еще раз осмотреть фрески Панселина, и 23 октября вернулся в Руссик, в котором, по его собственному признанию, провел время, «сидя у моря, поджидая хорошей погоды из Питера», до 12 января 1860 года 420 . «Неладно было настроение души моей пылкой, – пишет о своем состоянии духа арх. Порфирий в это время. – Но сердитый пыл ее умерился самообладанием, которое у меня весьма действенно. А при самообладании продолжались и занятия мои. Я изложил половину описания путешествия моего в Фессалии по путевым заметкам своим и принимал живое участие в приискании у Афона удобнейшей пристани для наших торговых пароходов» 421 . Причина этого кроется в неполучении ответа на письма, отправленные 14–16 июня из Зографа товарищу синодального обер-прокурора князю С. Урусову с просьбами: 1) о вторичной отсрочке пребывания его на Востоке до 26 апреля 1860 года, 2) о высылке на Афон полуимпериалами 1,000 р. жалованья и 1,000 р. пенсии с 1 мая 1858 по 1 мая текущего 1859 года и 3) об определении его к должности 422 . В письме от 28 октября 1859 года из Руссика нашей светлейшей княгине Внтгенштейн, арх. Порфирий подробно объясняет причины этого «неладного настроения своей души».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Недолго просуществовал скит. По воспоминаниям старожилов, собранным краеведом Т. Г. Дулькейтом, в 1919 г. члены отряда красноармейцев, проходя по берегу озера, набрели на скит и в надежде «поживиться монастырским золотом расстреляли двух монахов». Золота они, естественно не нашли. Тела невинноубиенных были похоронены местными жителями, и до недавних пор еще были видны могилы на одном из уступов Ижона. Монастырь фактически прекратил свое существование в 1919 г. Назначенный на должность наместника иеромонах Питирим нашел монастырь, а точнее, его хозяйство, разоренным. Техника, катер и прочие технические ценности были распроданы исполнявшим обязанности настоятеля иеромонахом Сергием, наместником Жуланихинской Александро-Невской пустыни. Возродить жизнь в монастыре не представлялось возможным. Монахи покинули монастырь. В 1920–1921 гг. на территории Чулышманского монастыря была создана трудовая коммуна. Однако судьба ее оказалась трагичной. Все коммунары были расстреляны карателями. С установлением советской власти в бывшем монастыре был открыт интернат. Судя по путевым запискам А. Анохина, возглавлявшего научную экспедицию в 1927 г. по Чулышманской долине, монастырский храм был превращен в народный дом (клуб) 53 . Несколько позднее, в 1930-е гг., в расширенном здании бывшего храма находился школьный спортзал. В годы хрущевского укрупнения населенных пунктов поселок в устье р. Кайру на месте бывшего монастыря был упразднен, а постройки были перенесены в поселок Балыкча. Следует отметить, что этот поселок возник в свое время вокруг монастырского приюта и школы. Сохранилось в Балыкче и одно из приютских зданий. Ныне в нем располагается сельская администрация. В Балыкче также сохранилось несколько монастырских домов, перенесенных в 1960-е гг. Несмотря на обилие проблем, имевших место в Чулышманском монастыре в конце XIX – начале XX вв., сегодня местные старожилы с почтением рассказывают со слов своих родителей и о самом монастыре, и о приюте и миссионерской школе. Бийский Тихвинский женский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

«А из Новой Ладоги встретили святые мощи морского флоту поручик господин Косенков, да дому святейшего князя управитель Алексий Жеребцов, да бургомистр Алексей Барсуков с прочими за 8 верст под селом Покровским». «А как прибыли ко оной Ладоге, встретили святого мощи с честными кресты и со святыми иконами протопоп с прочими духовными персонами и светскими служителями и с собранием многочисленного народа у канала, и проводили оным каналом до мосту и у того мосту ночевали». «В 15-ый день из Новой Ладоги в путь пошли к Шлиссельбургу сухим путем после обедни». «В 19-ый день, прибыли к Слюшенбурху и из Слюшенбурха встретили святого мощи поп с прочими церковники и с светскими служителями с честными кресты и с святыми иконами на 5 верст, да встречали ж из Слюшенбурха бригадир господин Шувалов и господин полковник и комендант Бухолц с товарищи начальнейшими, и проводили до пристани, которые имеется при реке Неве с приезду, званием пушенная, с собранием многочисленного народа; у той пристани октября по 1-е число стояли». «Того ж числа получили из Святейшего Синода указ, чтоб поставить святого мощи в Слюшенбурхе в каменной церкви до указу, и о том в Святейший Синод прислать доношение». По осмотру и по мере как в градских воротах, так и в церковных дверях с ковчегом оказалось пройти не возможно. 29-го получили из Канцелярии Святейшего Синода указ вынуть раку с мощами из ковчега и поставить в Шлиссельбурге в церкви, «а болдахин и ковчег, убрав, содержать в приличном месте до указу; архимандриту с путевым юрналом, также и со обретающимся при ковчеге для путевого расходу подьячим быть в Санктпитербурх и явиться в Святейшем Синоде. В 1-ый день октября, «подняв ковчег с мощами из судна, пошли в город, ковчег несли людьми до церкви, а как принесли к церкви, и вынули из ковчега раку с мощами и внесли в церковь с трудностью и поставили на ступенях у правого крылоса и, запечатав сверх прежних печатей, отдали коменданту и попу именно во всякой целости» 1400 . По всему пути рассылались указы о приготовлении, для несения святых мощей, по 100 человек 1401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Тобольск. Часовня Александра Невского. Александровская часовня Карта и ближайшие объекты В июле 1837 года в Тобольске побывал цесаревич Александр Николаевич, впоследствии император Александр II. По прошествии 50 лет в память об этом событии построена Александровская часовня на Плац-парадной площади в подгорной части Тобольска, напротив губернаторского дома. Освящена она была в дни празднования 300-летия Тобольска. Проект местного зодчего был поправлен Альфредом Парландом, автором храма «Спаса-на-Крови» в Санкт-Петербурге. Часовня размерами 6 на 6 метров сложена из кирпича и побелена. Несмотря на невеликие размеры, она прекрасно «держит» большую площадь, которая носит имя часовни. Источник: Тобольско-Тюменская епархия Находящаяся в Нижнем Посаде Александровская часовня всецело связана с Домом Романовых. 2 июня 1837 года Тобольск посетил наследник престола цесаревич Александр Николаевич. Огромные массы народа покрыли в тот день берег в Подчувашинском предместье. Со старинного Московско-Сибирского тракта на правый берег наследника престола доставил специальный катер. На берегу Александра Николаевича встречали генерал-губернатор князь П.Д. Горчаков, гражданский губернатор Х.Х. Повало-Швейковский и многочисленные тобольские чиновники. Для приема цесаревича был приготовлен генерал-губернаторский дом на плацпарадной (Благовещенской) площади. Этот дом был и путевым дворцом на случай приезда в Тобольск высоких гостей. Свой первый день в городе Александр Николаевич начал с посещения Софийско-Успенского собора, осмотра Кремля, где он сделал один удар в ссыльный Углический колокол. После прогулки по Кремлю наследник посетил Тобольскую гимназию, где ему были представлены преподаватели, в их числе и П.П. Ершов, который преподнес цесаревичу свои приветственные стихи, за что был вознагражден часами. Наследник осмотрел гимназические классы, приказал спросить уроки учащихся, отведал их кушанья и, найдя во всем чистоту и порядок, остался очень доволен. Вечером в помещении Общественного собрания был дан бал в честь цесаревича. Наследник престола кроме польского протанцевал четыре французских кадрили.

http://sobory.ru/article/?object=00972

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010