На утрене по возгласе «Слава Святей» – пасхальное начало, как на вечерне. Шестопсалмие. На «Бог Господь» – тропарь «Собезначальное Слово» (дважды), «Слава, и ныне» – «Радуйся, Двере Господня». По 1-й кафизме – седальны воскресные, по второй – Недели слепого. «Воскресение Христово видевше» (один раз). Псалом 50-й. Канон Пасхи с ирмосом на 6, слепого на 4, предпразднства Вознесения на 4. Катавасия – «Спасителю Богу...» По 3-й песни – кондак и икос слепого и седален. По 6-й песни – кондак и икос Пасхи. «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. Светилен Пасхи (дважды) и слепого. На «Хвалите» стихиры слепого на 4 и Пасхи все. Славословие великое. Тропари – «Собезначальное Слово», «Слава, и ныне» – «Радуйся, Двере Господня». Ектении. Отпуст (без Креста). Начало Литургии, как на Пасху. Блаженна от канона Пасхи песни 3-я и 6-я. По входе – тропарь воскресный «Собезначальное Слово», «Слава» – кондак слепого, «И ныне» – Пасхи «Аще и во гроб». Прокимен Пасхи: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь», Апостол дня – Деян., зач. 41, «Аллилуия» Пасхи, Евангелие дня – Ин., зач. 43. За «Достойно» – «Ангел вопияше», «Светися, светися». Причастен Пасхи – «Тело Христово приимите». По заамвонной молитве поется «Буди Имя Господне» и 33-й псалом. «Благословение Господне на вас». Посем иерей поет «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают: «и сущим во гробех живот даровав». Отпуст Пасхи – «Христос, воскресый из мертвых». Поминаются святой Иоанн Златоуст , святой храма и святые дня. Осенение Крестом и окончание Литургии, как на самую Пасху. В греческой Цветной Триоди дается также второе чинопоследование отдания Пасхи, аналогичное последованию служб Пасхальной седмицы, с пением пасхальных часов. См. Святая Плащаница снимается с престола и полагается в хранилище. О служении в Отдание Пасхи с полиелеем святому или бдением или храмовому святому см. том 1, с. 119–121. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ Глава 1. Четверг 6-й седмицы. Вознесение Господне На великой вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры самогласны 5, поем их на 10, повторяя каждую, «Слава, и ныне» – «Недр Отеческих». Вход. Прокимен дня и паримии – 3. На литии стихиры праздника, «Слава, и ныне» – «Господи, таинство». На стиховне стихиры самогласны, глас 2-й, «Слава, и ныне» – «Взыде Бог». По «Ныне отпущаеши» – тропарь, глас 4-й:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По-видимому, Фотий здесь передает теорию зрения Демокрита, согласно которой, как передает Немесий Эмесский (Nemesius. De natura hominis//PG. Parisiorum, 1860. T. 40 Col. 637A-B), атомы, исходящие от предмета, попадают в глаз и оставляют в нем изображение. См.: Haas A. Antike Lichttheorien//Archiv fur Geschicthe der Philosophie. Leipzig, 1907. S. 345. Ср.: Василик В. В . Указ. соч. С. 253. Ср. описание церкви Сергия Газского у Хорикия: «Когда ты входишь в церковь, тебя поражает разнообразие зрелища. И хотя ты стремишься увидеть все немедленно, ты уйдешь, собственно ничего не увидев, ибо твой взор устремляется то в одном, то в другом направлении, в стремлении не оставить ничего незамеченным». Choricius Gazaeus. Homilia 23. Sect.2. Par. 3. См. издание Choricius Gazaeus. Opera/ed. Foerster R. Lipsiae, 1929. P. 159. Патриарх Фотий впервые в византийской литературе описывает иконографическую программу, ставшую для Византии традиционной: образ Пантократора в куполе, изображение ангелов в барабане купола, Оранты — в алтарной апсиде. См. об этой программе: Бек Х. Г. Образ и культ. М., 2005. С. 191–212. Пс. 103: 32 «Призираяй на землю и творяй ю трястися”. Пс. 103 — предначинательный псалом вечерни по палестинскому чину. Возможная реминисценция из «Херувимской песни»: «Яко да Царя всех подымем ангельскими невидимо дориносима (doryforoumenoi) чинми». Впервые Херувимская появляется в Константинопольском чине при императоре Юстине II (565–578). См.: Taft R . The Great Entrance. Rome, 1978. P. 81–91. Одно из первых упоминананий изображения Оранты в алтарной апсиде в постиконоборческий период. См., в частности: Demus Ott . Byzantine Mosaic Decoration. London, 1947. P. 110–121. Имеется в виду пророк Давид. Цитируется Пс. 83: 2–3. 83-й псалом находится в составе службы 9 часа. См . : Mateos J. Un Horologion inedit de Saint-Sabas: Le Codex sinaitique grec 863 (IX siecle)/Melanges Eugene Tisserant III//Orient chretien. Vaticano, 1964. T. 2. Citta del. P. 241. Не исключено, что слова эти были написаны на свитке, который держал в руках царь Давид на изображении в церкви Богоматери Фаросской.

http://bogoslov.ru/article/1124832

Порфирий. Вероучение, богослужение… коптов, с. 57 и д.). Еще ближе к нашему чину часы по эфиопскому Часослову Коптской Церкви (XIV b.): по обычном начале 12 псалмов, Евангелие, наши тропари часа и Богородичны, стих часа, Трисвятое, аллилуиа, тропари, большей частью совпадающие с нашими тропарями по Трисвятом, Символ, Κριε λεησον 41 раз, краткая покаянная молитва, начинающаяся «Свят, Свят, Свят…», отпустительный тропарь, молитва Иже на всякое время, Κριε λεησον 41 раз и молитва благословения, общая для всех часов — с призыванием ряда святых по имени, вроде нашей литийной «Спаси Господи люди Твоя» (Тураев Б. Часосл. ефиоп. ц., с. 47 и д., 33 и д., 39 и д.). В том и другом Часослове есть особая служба, близкая к концу нашей утрени и 1 часу; но эта служба не называется часом. 118. Мф. 27, 46; Мк. 15, 34. 119. Лк. 23, 46. 120. 1 Пет. 3, 19–20. 121.  Duhm B. Die Psalmen erklart. Tub., 1899. S. 213. Прежде на основании ст. 10: «призри на лице Христа» относили этот псалом к томлению Давида по храму во время бегства от Авессалома; но под христом псалмопевец мог разуметь и предстоятеля храма или всякого царя, как верховного блюстителя храма. 122. Неясные выражения в псалме: «ибо птица», букв. с евр. «и птица», т. е. как птица. «Блажен муж, емуже есть заступление его у Тебе», которому Бог помогает в путешествии ко храму, особенно трудном из стран рассеяния. «Восхождения в сердце своем положи», — предпринимает путешествие ко храму и по горам и «в юдоль плачевную», долиною слез — вследствие ее бесплодия и опасностей, «в место, еже положи», имея всегда в виду вожделенную цель путешествия; но с еврейского: «они (путешествующие в Иерусалим) открывают в ней (в долине плача) источники» — Бог чудесно посылает им воду. «Ибо благословение даст законополагаяй»: Бог, предписавший в законе такие путешествия ко храму (три раза в год), благословляет этих паломников (с еврейского: «дождь покрывает ее — долину — благословеньем»), и они «пойдут от силы в силу», — в трудном путешествии их бодрость все будет увеличиваться, тогда как у обыкновенных путников бывает наоборот. По отношению к распятому Христу, долина плача — земная жизнь с ее страданиями и смертью, которою Он возвел человеческую природу Свою на небо. 123.  Gunkel H. Ausgewahlte Psalmen. Got., 1904. S. 133. Этот автор, как и выше цитированный Duhm, — рационалисты, но это не помешало им дать превосходное объяснение настоящим псалмам, как и некоторым другим. 124. Как мы видели, в древности тропари эти и служили молитвами часа, так как нынешних 2 заключительных молитв на часах не существовало; в некоторых же старых Часословах заключительные молитвы имеют вид нынешних тропарей. Отсюда просительный характер всех часовых тропарей. 125. Выбор стихов из этого именно псалма можно поставить в связь с тем, что на римско-католических часах всегда читается только 118 псалом по частям ( Диаковский Е. Последов, часов и изобразит., кор. лист. ).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Таким образом составными частями паннихид здесь являются кондак, (его приводит Симеон Солунский) и какая-то полунощница. — Дрезденская рукопись устава Великой Церкви указывает паннихиду на великие праздники (так под Пасху, на 29 июня, 1 сент.), упоминая на ней тропарь, 50-й псалом и кондак [ 23 ]. Подробнее состав ее неизвестен. — От этой паннихиды, по-видимому, значительно разнилась паннихида 1-й седмицы Великого поста и первых трех дней Страстной недели. Чин ее дает Дрезденская рукопись Типикона Великой Церкви, Святогробский типикон 1122 года по ркп. Иерусалимской патриаршей библ. рукопись Александрийской патриарший библ. XIV b. и св. Симеон Солунский все с небольшими вариантами. Молитвы ее даются Евхологиями Синайск. библ. 958, Х в., 962 XI–XII b. и упомянутым Требником. Паннихида начиналась по заамвонной молитве Преждеосвященной литургии возгласом: «Благословено царство» (Дрезд. ркп.) и пение от певца (Симеон) 90 пс. с заключением: «Вышнего положи» трижды, Слава и ныне (Дрезд. ркп.). При пении псалма иерей, произнося молитву, относит в скевофиликию священные сосуды. После псалма ектения συναπτ (Симеон) первой паннихидной молитвы: «Иже во время» (Дрезд. ркп.), выражающей словами «Яко возвеличишася дела Твоя…» удивление благости и мудрости Божией в установлении дня и ночи и просящей благодатного просвещения против ярости греховной; возглас: «Яко подобает Тебе…» (Этой начальной части паннихиды не указывают Алекс. ркп. и Святогр. Тип.). Затем пелись три антифона, состоящие из псалмов 119 «Ко Господу внегда скорбети…» с припевом (πψαλμος — Симеон), т. е. тропарем (ркп.) «Яко щедр» (ς οκτι ρμων), пс. 24 «К Тебе Господи воздвигох душу мою…» (по Святогр. тип. пс. 120: «Возведох очи мои…») с тропарем «Милосердия двери…» и пс. 121: «Возвеселися о рекших мне…» с тропарем «Помилуй нас Господи» (по Святогр. тип. ко 2 ант. троп. «Помилуй нас…», к 3-му «Множества содеянных…»). Псалмы поются (по св. Симеону) обоими ликами по стихам, но Александр. и Дрезд ркп. из каждого псалма указывают для пения только по 4 стиха со Слава и ныне в заключении (περισσν — Симеон); начинается псалом певцом (Симеон) или доместиком (ркп.) чередного хора.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

102. Во время молитвословия соблюдалась глубокая тишина. Не только смеяться, но и говорить, и не только говорить, но и шептать, кашлять, зевать и под. запрещалось. Нарушители сего благочиния подвергались епитимии, как в церковных, так и в домовых молитвах (п. 7. 121). Пр. Кассиан говорит, что не смотря на то, что собирались на молитву сотни и тысячи, в Церкви так было тихо, что будто, кро­ме того, кто поет псалом, никого в ней нет (кн. 2, п. 10). 103. Всем заповедовалось держать себя в Церкви бла­гочинно, внимая лишь себе и пению, и не позволялось взглянуть на других, чтоб подсмотреть, как кто молится (п. 7). 104. Если крайность какая заставляла иного выйти из Церкви, он не мог этого сделать, не испросив наперед позволения у смотрителя и Аввы (п. 11). 105. По окончании церковного молитвословия, все чинно выходили из Церкви, и направлялись в домы свои, или в трапезу, повторяя напамять что либо из Писания с размышлением. Останавливаться и заводить с кем либо беседу запрещалось (п. 28; пр. Касс. кн. 2, п. 15). 106. Порядок молитвословий в продолжение дня шел у них такой: в полночь, собравшись в Церковь, пели 12 псалмов и возвращались в свои келии далеко до рассвета; но спать не ложились, а продолжали бдеть в молитв и богомыслии, принося чрез то Богу свою частную жертву. Чтоб не одолевал сон, они брали в руки работу, напр., пле­тение или витие вервей из пальмовых ветвей, которое можно исполнять и в темноте. Так шло до рассвета. Утром, со­бирались на домашнюю молитву, после которой смотритель дома иногда (три раза в неделю) говорил им поучение. После этого, пересмотревши и вместе обсудивши, что гово­рил смотритель, если было поучение, братия расходились по келиям (п. 20), и садились за работу урочную, которую и совершали молча, богомысленно читая напамять псалмы или что либо из Писания, и не выходя никуда без крайней нужды и не заводя ни с кем бесед (Касс. кн. 2, п. 15). В полдень собирались на общую молитву и пели 12 дневных псалмов; после чего, в непостные дни следовала трапеза и по трапезе опять работа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

110 Святой Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 61//Сочинения святого Иустина, философа и мученика. М., 1892. С. 232. 113 Святитель Григорий Нисский. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова. Беседа 8//Святитель Григорий Нисский. Творения. Ч. II. М., 1861. С. 152. 114 Святитель Иоанн Златоуст. На собор архангелов//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. VIII. СПб., 1902. С. 971 (эта проповедь в издании Ж. П. Миня отнесена к разряду spuria). 115 Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания//Блаженный Феодорит Кирский. Творения. Т. I. М., 1855. С. 277–278. 118 Преподобный Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы, 3, XXVI. СПб., 1893. С. 107. 120 См. Преподобный Макарий Египетский. Беседы, послание и слова. Беседа 25, гл. 6. Сергиев Посад, 1904. С. 138; Святитель Василий Великий. Беседа на 32-й псалом, 3//Святитель Василий Великий. Творения. Т. I. СПб., 1911. С. 142. 121 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на псалмы, 43, 3//Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. V. СПб., 1899. С. 169. 122 Протоиерей Валентин Амфитеатров. Очерки по библейской истории Ветхого Завета. От Иисуса Навина до воцарения Давида. Юрьев, 1910. С. 25; ср. также: Протоиерей Порфирий Владимирский. Опыт краткого толкования на книги Иисуса Навина, Судей, Руфь и 12 начальных глав 1 кн. Царств. СПб., 1884. С. 27. 127 Цит. по: Scognamiglio R. Giosu– nell’esegesi dei Padri//Parole di vita. 4 (1987). P. 55–61. Символичность числа 7, многократно повторяемого в Нав 6, отмечается многими святыми Отцами; см., например, Святитель Григорий Богослов. Слово 41, на святую Пятидесятницу: “Примечаю еще седмь труб Иисуса Навина, также число обхождений, дней и иереев, от которых падают стены Иерихонские”. — Святитель Григорий Богослов. Творения. Т. I. Сергиев Посад, 1994 (репринт). С. 577. 134 Святитель Иоанн Златоуст. Беседы о статуях, X, 5//Святитель ИоаннЗлатоуст. Творения. Т. II. СПб., 1899. С. 128–129. 135 Преподобный Ефрем Сирин. О страхе Божием и о последнем суде//Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Т. IV. Сергиев Посад, 1900. С. 96.

http://pravmir.ru/kniga-iisusa-navina/

1131 . Эта привилегия игуменского стола ни под каким видом не должна иметь места в посты 1132 . Всякий хороший христианин вкушает пищу, как дар Божий, чинно и с молитвой; тем более так должны поступать монахи. В уставе патриарха Алексея предлагается подробный чин трапезы или трапезования монахов 1133 . Троицы 1138 : игумен, кладя укруг в мису, говорит: «Господи благослови», старший трапезарь и все братия, полагая укруги, поют: «благословен Бог , питаяй нас», по скончанию этого стиха служащий священник, творя крест над мисой, говорит молитву: «Христе Боже наш, исполни избытки раб своих и нас помилуй, яко свят еси, и ныне и присно», по амине старший трапезарь, поклонившись игумену при крае трапезы, возгласив велегласно: «благослови, помолися о мне», и получив от игумена в ответ тихое: «Бог спаси тя», берёт мису и творит ею крест, говоря велегласно: «велико имя», на что все братия: «святые единосущные Троицы»,– «и сохранит всех нас», на что братия: «аминь» 1139 ; после этого игумен: «да помянёт Господь всех духовных отец и братию нашу», на что братия: «аминь»; по мановению игумена старший трапезарь велегласно начинает: «милостив и щедр Господь», и все встают и по отпуске священника (о всех благодарим Богу, братия трижды Господи помилуй, над всеми благодарим Отца и Сына и святого Духа и ныне и присно, братья: аминь) творят шествие к церкви. Во время шествия поют псалом 121: «Возвеселихся о рекших ми» и потом 83: «Коль возлюбленна селения Твоя»; по приходе к церкви становятся пред её главными (царскими) дверями, священник молитву: «Тебе истинному человеколюбцу Богу мы грешнии, Слава, И ныне», и по троекратном взаимном поклонения священника и братии отпуск. Кто касается до поведения монахов во время трапезы, то они должны соблюдать совершенное молчание, говорить про себя стих: «Господи Иисусе Христе Боже наш» и прочее, и устами насыщаясь пищи, ушами внимать душеполезным учениям предлагаемого чтения 1140 . Есть в уставе наставление и относительно того, как возгнетать огонь в поварне и хлебной пекарне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

114. Архангельский И. Сеятель христианского благочестия. Сборник лучших проповеднических трудов русских пастырей и архипастырей: а) Христианские назидания. б) Как нам спастись? в) О законе любви к Богу и ближним. г) О молитве. д) О св. храме и Таинствах. е) Великопостные поучения. ж) На дни праздников Господских и Богородичных). М., 1916. – 332 с. 115. Архангельский И. Проявление Апостольской веры в жизни Церкви. 116. Бандаков В. , протоиерей. Простые и краткие поучения в 10-ти томах. Харьков, 1879–1881. – (Около 3000 с.). 117. Бандаков В. , протоиерей. Царство Благодати или собрание истин и примеров из жития святых по Четьи-Минеи. (В помощь проповедникам слова Божия, с алфавитным указателем). Харьков, 1880. – 416 с. 118. Барсов Н. , профессор. История первобытной христианской проповеди. (До IV века). СПб., 1885. – 371 с. 119. Батарчуков Ф. Раскрытие вероучения и нравоучения в проповедях на двунадесятые праздники. Курсовое сочинение на соискание ученой степени кандидата богословия. (На с. 173–179 библиография). Загорск, 1984. – 180 с. Машинопись. 120. Беловидов П., протоиерей. Краткие поучения на воскресные и праздничные дни. Тамбов, 1864. – 136 с. 121. Белоцветов А. , протоиерей. Круг поучений на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: пасхальную, первую поста и страстную, с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу. М., 1876.–314 с. 122. Берсье Е. Беседы. В 5-ти томах. СПб., 1890–1902. – (1108 а). 123. Беседы в воспоминание празднуемых Церковью священных и великих событий, произнесённых на всенощных бдениях. М., 1863. – 61 с. 124. Беседы по псалму «На реках Вавилонских», на три воскресные дня, в которые поется псалом сей. СПб., 1845. – 29 с. 125. Беседы сельского священника к прихожанам. Киев, 1865. – 331 с. 126. Благовестник. Сборник поучений на все воскресные и праздничные дни. М., 1913. – 249 с. 127. Бобров А., протоиерей. Избранные слова, поучения и речи. Сергиев Посад, 1913. –249 с. 128. Бобров П., протоиерей. Поучения сельского пастыря на весь православный катехизис. СПб., 1904. – 214 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

117) Сн. ниже, примеч. к табл. литургии преждеосвящ. Даров. 118) При возгласе: «И сподоби нас», воздевания рук не полагается (Ц.В. 1897, 45). – См. выше, 112 прим. 119) В указанном выше (см. 116 прим.) «Кратком излож. лит. для мирян» указывается то же самое время для опоясывания орарем (см. также Чиновн.). 120) По изъяснению патр. Германа, «возвышение горе достопоклоняемого тела, образует возвышение Иисуса Христа на крест и на нем Его смерть» (Дмитревский, 171 стр.). – Не следует крестообразно возносить св. Агнец во время слов: «Святая святым», так как в Чиновнике, сообразно знаменованию священнодействий, о возношении говорится: «Архиерей взем св. хлеб и воздвизает и (его) мало над святым дискосом, и образ же креста не творя им»; и в употребляющихся у нас Служебниках нет указания на то, чтобы крестообразно возносить св. Агнец во время слов: «Святая святым» (Рук. д.с.п. 1886, 40). 121) Возглас: «Святая святым», возвещает, что св. Тайны должны быть преподаваемы только достойным (Дмитревский, 170 стр.). 122) Причастен (иначе – «киноник») или «дне», или «святаго», или «праздника» поётся сообразно с указаниями Устава. Они печатаются в Апостоле, Служебнике, Ирмологионе, Уставе, Минее и Триоди. После причастна поётся «Аллилуиа» 3-ды; если полагается 2 причастна, то они поются один за другим и «Аллилуиа» поётся только после 2 причастна. – Вместо причастного стиха иногда поют, что вздумается, не советуясь, вероятно, и с священником, – отсюда иногда выходит совершенное несовпадение исполняемого с данным праздником, чего, конечно, не должно быть (С.-Петерб. Дух.Вест. 1896, 39). – После причастна, во время приобщения священнослужителей, не возбраняется петь ирмосы, стихиры, псалмы; но определено (Высоч. ук. 1799 г. 10 мая), чтобы никаких выдуманных стихов не употреблять, и вместо концертов петь приличный псалом или же обыкновенный киноник; Указом Св.Син. 1850 г. 15 апр. воспрещено вместо причастна петь концерты. – В Архангельской епархии было сделано местным Е.Н. распоряжение, чтобы во время причастна псаломщики внятно и толково читали по несколько раз молитву Господню, символ веры и заповеди Божии (чтобы присутствующие могли повторить за ними каждое слово и тем самым запечатлеть в памяти молитвы), а затем прочитывать объяснение тех молитв (Арх. Е.В. 1894, 4). – Одним из благочиннических съездов духовенства Кишинёвской епархии было постановлено поручать способным псаломщикам чтение народу в церкви во время причастна, особенно в Великом посту, указанных настоятелями церквей назидательных и поучительных статей и житий святых (см. Ц.Вед. 1908, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

118 Кстати, именно поэтому на великие праздники святых (24 и 29 июня, 29 августа) не поется на утрене канон Богородице, тогда как на праздники святых бденных и полиелейных обязательно полагается канон Богородице или праздника (в предпразднство или попразднство). 121 Число 532, составляющее пасхальный цикл или период, является произведением (наименьшим общим кратным) чисел 19 (цикл Луны, то есть через 19 лет повторяются фазы Луны) и 28 (круг воскресных дней, то есть через 28 лет повторяется последовательность воскресных дней). 129 Такой принцип можно метко охарактеризовать словами: «все что можно опускается, остальное – растягивается». 130 В богослужебных книгах словом последование называется собрание молитвословий одного рода, то есть или изменяемых, или неизменяемых, относящихся к определенному богослужебному дню. Одни последования содержат только неизменяемые молитвословия (в Служебнике и Часослове), другие же заключают в себе одни изменяемые песнопения (Октоих, Минея, Триодь). Само название «последование» (ακολουθα – «следование, порядок») произошло оттого, что молитвы и песнопения, которые находятся в последовании, следуют за молитвами, находящимися в других богослужебных книгах (см.: Никольский К., прот. Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви. С. 95). 131 Исключением является 17-я кафисма (118-й псалом), которая разделяется не только на три «Славы», но и на две половины: перед 94-м стихом («Твой есмь аз, спаси мя») печатается слово «среда», то есть середина. 132 В современных изданиях Псалтири Следованной устав о чтении Псалтири расположен на с. 211–215. 133 «Егда же прилучится в те дни празднество, в нихже глаголется на утрени по 3 кафисмы, и тогда глаголем на утрени две кафисмы, а 3-ю рядовую на вечерни» (Типикон, глава 17-я). 134 Аллилуйные службы – богослужения, подобные великопостным, которые свое название получили потому, что на утрене в эти дни вместо «Бог Господь…» поется «Аллилуиа». Аллилуйные службы полагаются в определенные дни Рождественского, Петрова и Успенского постов (например, 19, 26 ноября, 7 и 10 июня, 3 и 4 августа). Устав аллилуйной службы находится в Типиконе в последовании 15 ноября. Основные отличия аллилуйных служб от обычных вседневных богослужений: присутствуют многие великопостные особенности, в том числе и молитва преподобного Ефрема Сирина , часы совершаются с междочасиями и изобразительными, отменяется литургия. И хотя Поместный Собор 1917–1918 г рекомендовал возобновить аллилуйные службы и в ежегодных «Богослужебных указаниях» излагаются особенности их совершения, все равно в приходской практике, к сожалению, аллилуйные службы пока не находят достойного места.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010