Беседа 31 на псалом 121 86 Пс.121:1 .  Песнь степеней. Я возвеселился, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень!». Лишения во время Вавилонского плена пробудили в иудеях пламенную любовь к храму и Иерусалиму. – «Строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе» ( Пс.121:3 ). – Слава Иеру­салима, как единственного места служения колен Израилевых Богу. – Цель этого установления. – Что зна­чит: «по откровению Израилю» ( Пс.121:4 )? – Слава Иерусалима, как сто­лицы. – «Молите же о мире Иерусалиму... Да будет мир в силе твоей» ( Пс.121:6–7 ). – Молитва о благоденствии Иерусалима для славы Божией. 1. А теперь многие даже огорчились бы при таком при­глашении. Если кто пригласит идти на конские ристалища или на зрелища беззакония, то стекаются многие; а в дом молитвы немногие идут без лености. Но не так было с иудеями. Что может быть прискорбнее, когда христиане оказываются беспеч­нее иудеев? Отчего же они сделались такими? Опять повто­ряю: от плена они сделались лучшими. Те, которые прежде гнушались и избегали храма и слушания изречений божествен­ных, ходили на горы, в рощи и дубравы, и предавались ве­ликому нечестию, теперь оставили пристрастие к суеверию, с радостью внемлют этому призыву, пробуждаются, восстают и восхищаются в душе своей. Они страдали голодом и жаждою, не «голод хлеба, не жажду воды, но но жажду слышания слов Господних» ( Ам.8:11 ), и, испытав такое наказание, с большим жела­нием стремятся к тому, от чего прежде отступили. Они обни­мают самый помост (Сиона) и говорят: «ибо рабы Твои возлюбили и камни его, и о прахе его жалеют» ( Пс.101:15 ); еще: «когда приду и явлюсь лицу Божию?» ( Пс.41:3 ); еще: «буду воспоминать о Тебе от земли Иорданской и Ермониимской, от горы Малой» ( Пс.41:7 ); и еще: «вспоминал и изливал пред собою душу мою» ( Пс.41:5 ). Что, скажи мне, «вспоминал» ты? " Как пройду я к месту селения дивного, до дома Божия» ( Пс.41:5 ), т.е. что я приду к этим ликам, этим торжественным собраниям, этому богослужению. «Стояли ноги наши во дворах твоих, Иерусалим» ( Пс.121:2 ). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «я возвеселился, когда сказали мне: в дом Го­сподень мы пришли; стали ноги наши во дворах твоих, Иерусалим» ( επντων μοι: η λθομεν… στησαν). Видишь ли чрезмерную радость? Как бы уже получив желаемое, они радовались самому призванию и с великою любовью обнимали дом молитвы и город.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Псалом 121 Песнь степеней Пс.121:1 .  Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем Этот стих, по словам Феодорита, с великою радостью произносили евреи, при вступлении в вожделенный путь и возвращении своем из Вавилона в Иерусалим. Пс.121:2 .  Стояще бяху (нам кажется) ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме! Сей стих есть как бы ответ на предыдущий стих: как только, говорит, мы услышали слова прочих наших спутников: мы пойдем в Иерусалимский храм Господа, то вслед за сим представилось в воображении, что ноги наши уже стоят в самых дворах Иерусалима: ибо так настроило наши мысли великое и сильное желание возвратиться в Иерусалим. (1) (1) Евсевия: Те юноши, которые родились в Вавилоне в продолжении 70 лет плена, спрашивали на пути оставшихся от плена старцев: знают ли они Иерусалим, куда мы идем? На что они отвечали: в Иерусалимский дом Господень. Слыша это, юноши веселились и вторично вопрошали старцев: откуда это знаете? Они ответствовали, что мы говорим это не по слуху, но как самовидцы: потому что мы некогда сами были в Иерусалиме; и сии самые ноги, которые теперь идут с вами, стояли в дворах Иерусалима, и вид городских строений, и местоположение и вид города еще теперь в памяти у нас. К сему прибавляет Феодорит: Это отзыв благочестия; веселятся и радуются не о получении снова домов, но о том, что увидят дом Божий. Златословесного: Но ныне многие досадуют на подобное слово. Если бы кто, идя на беззаконные зрелища, стал сзывать других, то многие побежали бы туда, но когда зовут в дом молитвы, то многие медлят. Но не таковы Иудеи. Что же может быть хуже того, когда христиане представляются нерадивее первых? От чего же те таковы? Они сделались лучшими по причине плена и о самых словах радовались, как бы получившие самую вещь по великой расположенности к молитвенному дому и городу. Ибо так Бог поступает часто: когда, обладая благами, мы нечувствительны, то Он вырывает их из рук наших, чтобы чего нельзя было достигнуть чрез обладание, то было достигнуто чрез лишение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 121 Пс.121:1 . Песнь степеней. Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. СОДЕРЖАНИЕ В сем третьем псалме степенном описывает Пророк красоту и великолепие святаго града Иерусалима, куда Иудеи желали возвратиться из плена Вавилонскаго. Но якоже град оный был прообразованием небеснаго отечества, тако Израильтяне, возвращающиеся из плена в земный Иерусалим, были прообразованием странствования и восхождения нашего в горний Иерусалим. ТОЛКОВАНИЕ Слова Божия народа, веселящагося о благом вестнике, принесшем радостную весть о возвращении во отечество. Сей вестник был Иеремия, который предсказал, что плен Израильтян по прошествии седмидесяти лет окончится и град и храм паки возсозиждется ( Иер. 25 и Иер. 29 ). Но яснее то же самое предсказали Даниил, Аггей и Захария, жившие в то самое время, когда плен был разрешен. Сии-то вестники великою радостию исполнили народ, когда, по прошествии уреченнаго времени, сказали: в дом Господень пойдем, то есть, возвратимся во отечество, где узрим гору Сион и место жилища Божия и где, возсоздавши храм, паки внидем в дом Господень. Пс.121:2 . Стояще бяху ноги нашя во дворех твоих, Иерусалиме. Дает причину, чего ради Израильтяне возвеселилися о возвращении своем во Иерусалим: понеже-де помнят то время, в которое будучи во отечестве, видели красоту и величие Иерусалима; ибо многие, быв в юности отведены в Вавилон, легко припомнить могли, что они были некогда во Иерусалиме и видели и град и храм, как пишет 1Езд. 1:3 : Стояще бяху ноги нашя в дворех твоих Иерусалиме. Пророк под именем дворов Иерусалима, без сомнения, разумеет здесь врата градския, где в его время обыкновенно бывали общенародныя собрания, и где всякия государственныя дела отправлялися, как видеть можно из оных слов: славен бывает во вратех муж ея, внегда аще сядет в сонмищи со старейшины земли ( Притч. 31:23 ). Известно также из второй книги Царств, что во Иерусалиме не одни были такия врата, но двои; и как разделялися между собою немалым разстоянием, то, может быть, по сей причине и нарицаются здесь дворами, как видно из оных слов: Давид же седяше посреде двою врат ( 2Цар. 18:24 ). И инде: внидоша вси князи царя Вавилонска и седоша во вратех средних ( Иер. 39:3 ). Итак, надлежало быть великому разстоянию между оными вратами средними, когда толикое число князей со слугами их могло вмещаться в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Беседа 55 на псалом 145 121 Пс.145:1–2 .  Аллилуия. Аггея и Захарии. Хвали, душа моя, Господа. Восхвалю Господа в жизни моей; буду петь Богу моему, пока существую. Что значит: «в коих нет спасения» ( Пс.145:3 )? – Нельзя полагаться на людей, особенно на началь­ников. – Совет псалмопевца потомкам Иакова – искать помощи у Бога отцов, избавляющего от таких бед­ствий, которые выше сил человека. – «И путь грешных погубит» ( Пс.145:9 ). 1. Пророк начинает этот псалом тем, чем кончил предыдущий, – хвалою и славословием. Это не мало способствует очищению души. «Хвалою» же, как я неоднократно говорил, он называет прославление посредством дел, как и Христос говорит: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ); также и Павел: «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» ( 1Кор.6:20 ). И как в предыду­щем псалме пророк говорил: «всякий день буду благословлять Тебя» ( Пс.144:2 ), так и здесь: «буду петь Богу моему, пока существую». По­том, опять желая сделать других людей участниками в сла­вословии, он начинает повествовать о человеколюбии Божием, горя и пламенея любовью, обозревая всю вселенную, приглашая всех в хор свой. Действительно, и это составляет великую хвалу и величайшую славу для Бога, когда Он призывает многих быть участниками Его спасения. «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» ( Пс.145:3 ). Другой пе­реводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.) говорит: «на того, кто не может спасти» ( τω μ χοντι σωσαι). Пусть выслушают это увещание и совет те, которые надеются на человеческое покровительство, непрочное и неверное. Что зна­чит: «в коих нет спасения»? Они, говорит, не властны в своем собственном спасении, не могут покровительствовать даже самим себе; когда придет кончина, они будут лежать безгласнее камней. Это означают последующие слова: «выйдет дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день погибнут все за мыслы его» ( Пс.145:4 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «предположения его» ( προθσις). Смысл этих слов следующий: кто не может защитить самого себя, тот, как может спасать других? Нет ничего слабее и не­надежнее такой надежды. Это показывают сами дела. Павел, беседуя о надежде на Бога, сказал: «а надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

святитель Феофан Затворник, Вышенский Содержание Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епис... Псалом тридцать третий, истолкованный святителем Феофаном За... Псалом сто восемнадцатый, истолкованный святителем Феофаном... Стихи 1 — 56 Стихи 57 — 120 Стихи 121 — 176 Псалом 37 Псалом 3 Информация о первоисточнике Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные епис... Вместо предисловия    Выписки из писаний Отцов и учителей Церкви мы нашли между бумагами, оставшимися по кончине святителя Феофана, равно как и то, что он же приступил к истолкованию Псалтыри, очевидно — вдохновляемый мыслью о великом значении ее в духовной жизни христианина. К сожалению, святитель далеко не успел, за другими великими трудами своими, привести своего желания в исполнение. Совершеннейшим опытом его истолкования псалмов служит давно истолкованный им псалом 118. Теперь же читатель видит пред собою не более как подготовительные работы. Но, желая, чтобы ни одна строка из трудов святителя не пропала для назидания верующих, мы решаемся напечатать краткое истолкование псалмов 1, 2, 51 по рукописям святителя Феофана. А) Псалом 1. Истинное блаженство. Праведник, как древо, цветет    Первый псалом есть как бы предисловие ко всей Псалтири. Он указывает последнюю цель, к которой стремятся все люди, блаженство, предначертывает и средства к достижению его в верности закону Господню. Но и вся Псалтирь к тому направлена, чтоб возгревать дух молитвенный и дух ревности к неуклонному хождению по воле Божией, изображает людей, Бога боящихся и заповеди Его исполняющих вседушно, и по противоположности — людей грешных и страха Божия не имеющих. Первых называет блаженными, как они есть, а конец вторых — пагуба.    Всеблажен един Бог. Разумные твари причастны сего блаженства, поколику причастны богоподобию; приближение к богоподобию — уклонение от зла, и ревность по воле Божией,— вследствие коих естество человеческое, оживотворившись богообщением, является древом доброплодным при истоках вод. Но все сие от благоволения Божия, от того, что весть Господь путь праведных, внимает им и печется о них. Состояние нечестивых противоположно сему. Все сие изъясняется в первом псалме, содержание которого составляет изображение характера людей богобоязненных. В псалме примечаются три части:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Кафисма 18 Псалом 119 К Тебе, Госпоже, внегда скорбети ми, воззвах и услыша мя; молюся же Ти: избави душу мою от всякаго зла во всех днех жизни моея; стрелы искусителя изощренныя падают на главу мою и в опасности греха, увы мне, находится душа моя, но Ты, Владычице, силою Твоею сокруши главу адскаго змия, лютаго врага моего, да не порадуется он о падении моем, возрадуюся же аз и возвеселюся о едином Бозе Спасе моем, возвеличу и Тя, Помощницу мою, в вечном хвалении. Псалом 120 Воздвигох мысленныя очи мои горе, идеже Ты, Царица Небесная, пребываеши и прииде в сердце мое велие утешение, яко Ты не воздремлеши, ниже уснеши, сохраняя мя от всех вражиих наветов, вхождение мое и исхождение мое всегда милостивно назираеши: слава Тебе, премилосердая Мати, пекущейся и ищущей вечнаго спасения грешней моей душе. Псалом 121 Возвеселихся духом веры и надежды о Тебе, преславней Царице небесе и земли; под Твоим бо предстательством аще благочестно поживу, на вечное жилище в дом Господень прейду, во Иерусалим небесный, великий град, егоже слава Божия просвещает и светильник его Агнец. О, Владычице! молюся Ти со слезами, подкрепи мою веру во обетования небесныя, оживотвори надежду на милости возлюбленнаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, воспламени любовь, воеже творити мне благоугодно святейшую волю Его; слава Тебе, преблагая моя наставнице, на пути истины и спасения. Псалом 122 К Тебе воздвигох очи мои, всещедрая Мати, Яже с возлюбленным Сыном Твоим царствуеши на небесех; се, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши к Тебе, Владычице, дóндеже получим от Тебе благовременную помощь; благословенно да будет заступление Твое, благословенна еси на небеси и на земли, в мори и во всех безднах, благословенно девство и чистота Твоя, благословенна да будет святая душа Твоя и препрославленное тело Твое. Псалом 123 Аще не Госпожа наша Приснодева Мария заступит о нас у Бога, постигнут нас грех ради наших многия беды; внегда востати адским врагам на ны, живых убо пожерли быша нас, но Ты, премилостивая Заступнице, с нами и мы избавлени от них быхом; помощь наша во имя Господа и милостивое имя Твое, Владычице. Песнь вместо славы

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Песнь Степеней, 121 В ряду псалмов, носящих название: Песнь степеней, – это третий псалом. По надписи в еврейской Псалтири, этот псалом написан Давидом. Он мог быть написан им в то время, когда кивот Завета был перенесен на Сион и когда началось совершаться величественное богослужение, организованное Давидом ( 1Пар.16 ). Не мог не заботиться Давид о том, чтобы израильтяне всех колен усердно и охотно собирались в Иерусалим на три главные праздника ( Исх.23:17 ; Втор.16:16 ), чтобы приучались там сознавать себя и чувствовать при общественном богослужении чадами одного Бога, святым и избранным народом; но ничто так сильно не могло питать и возвышать сознания единства и национального чувства евреев, как общие праздничные торжества в Иерусалиме. Чтобы сделать посещение этих праздников полезным и приятным для народа, Давид мог написать несколько песней для путешествовавших в Иерусалим. Одна из таких песней и сохранилась в этом псалме. Она рассчитана для праздничного каравана путешественников, прибывших в Иерусалим, к воротам его, и собирающихся идти с процессией к скинии (которая называется уже и домом Божиим), на гору Сион. Псалом сей, по словам блж. Феодорита, есть песнь евреев, получивших уже добрую весть о возвращении из Вавилона в отечество и вступивших в вожделенный путь, вместе с тем, он есть и воспоминание, или пророчество, о славе храма и Иерусалима (7, с. 1006). Пс.121:1–2 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме. Возвеселихся толкуется одними как прошедшее, а другими – как настоящее, правильнее же понимать в смысле радости, начавшейся еще дома, когда сказали: В дом Господень пойдем, – и достигшей высшей степени в настоящем: о рекших мне, – я обрадовался, когда мне сказали: пойдемте в дом Господень, возвеселился я, когда услышал сказанное мне. Прибывши в Иерусалим и вступивши в его ворота, путешественники вспоминают, как они еще дома обрадовались, когда им сказали: близко праздник, пойдем в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Псалом 121 По надписанию еврейской Библии (в Вульгате и у LXX имени автора не указано) этот псалом принадлежит Давиду. Написание его должно относить к тому времени, когда Кивот Завета был уже перенесен во вновь построенную скинию в Иерусалим, когда этот город обстроился и когда начались и были установлены путешествия евреев к этой национальной святыне, каковое путешествие поддерживалось и поощрялось Давидом. Место этого псалма среди той группы их, большинство из которых написано во время плена или вскоре после него, не противоречит надписанию, так как этот псалом, как общенародная песнь, мог употребляться евреями особенно усиленно во время возвращения из плена и после плена при путешествиях в Иерусалим. Считать же его написанным в позднейшую эпоху (плена или после него) не дозволяют те места содержания псалма, где говорится о полном благоустроении и величии Иерусалима, об установлении в нем суда и укреплении дома Давидова ( Пс.121:2–5 ), чего тогда не было, а было много нестроений. Название скинии «домом Господним» ( Пс. 121:1 ) не противоречит происхождению псалма от Давида, так как последний часто это название прилагает к скинии и даже Моисеевой (ср. Пс. 5:8, 22:6, 26 и др.) Я возрадовался, когда сказали мне идти в дом Господень (1). Вот мы стоим в воротах Иерусалима, города сплошь застроенного, где стоит престол Давида и куда стекаются все колена (2–6). Просите мира и процветания Иерусалиму ради братьев моих и ради дома Господа, Бога нашего (7–9). Пс.121:1 .  Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Указание на обычай «троекратного в продолжение года хождения в Иерусалим на великие праздники для поклонения Господу». Этот обычай, соблюдавшийся даже во время Судей, был с особенной силой восстановлен во времена Давида. Слова эти могли, конечно, повторяться и евреями, возвращавшимися из плена или даже пред окончанием его, когда они исполнены были пламенного желания возвратиться в родную Палестину и увидеть священные места. Пс.121:2 .  Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, –

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 128 Многие боролись с Израилем, но не одолели его: Господь уничтожал врагов, как сорную траву. Песнь степеней или восхождении (см. Пс.119 ). 1–4. Множицею брашася со мною от юности моея, да речет убо Израиль: множицею брашася со мною от юности моея, ибо не премогоша мя. На хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников. При воспоминании своей продолжительной исторической жизни и при обозрении всех дивных дел промысла Божия в течение оной, пусть народ Израильский, с глубоким чувством благодарности к Богу, скажет: «Да, многократно боролись со мною и многие враги, – от юности моей, т. е. с первых лет собственно народной жизни, – многократно, ибо не могли одолеть меня, т. е. хотя и возобновляли борьбу много и много раз, но не преодолели окончательно... На хребте моем делаша грешницы, – порабощали меня, заставляли меня работать как вьючное животное: продолжали беззаконие свое, – с таким насилием продолжительно держали в тяжком рабстве... «Но Господь праведен, – Он не терпел безнаказанно такого беззакония – насилия, – Он посекал выи тех грешников, кои налагали столь тяжелое ярмо рабства на шеи Его народа, т. е. за это и Он мечом истреблял поработителей его. 5–8. Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона: да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше: еюже не исполни руки своея жняй, и недра своего рукояти собираяй: и не реша мимоходяищи: благословение Господне на вы, благословихом вы во имя Господне. Все ненавидящие Сион и враждебно нападающие на него да постыдятся – не одолеют его! и – возвратятся вспять, – в сознании своего совершенного бессилия, пусть со стыдом и позором возвратятся обратно в свою неприятельскую землю! – в сознании, что Сион, как город Божий, свят и необорим... ( Пс.45 ; Пс.121:3,6–7 ). – Враги Сиона да будут как трава на здех – на кровлях зданий, которая прежде восторжения, – прежде, чем ее исторгнуть – вырвут, засыхает, т. е. ещё стоя на кровле и на корне. Ею, этой травой, жнец не наполняет своей руки, и не наполняет недра своего – своей пазухи – тот, кто собирает рукояти, т. е. кто вяжет снопы, – так, как наполняет свою пазуху тот, кто собирает колосья зрелой пшеницы: ибо такая трава, засыхающая еще на корню, быстро превращается в прах, и с кровлей, где она стояла, быстро сносится ветром и бесследно разносится во все стороны... И проходящии мимо тех зданий, где росла та трава, не скажут: благословение Господне на вас или благословляем мы вас во имя Господне; наоборот, прах, в который превратилась та трава, есть видимый образ проклятия тех домов, кои были покрыты оным...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Изъяснение псалма 121-го. «Песнь степеней». Изложенные пред сим псалмы Пророк приспособил к погруженным в скорбь; псалом же, который теперь у нас в руках, приспособляет к получившим уже добрую весть о возвращении и вступившим в вожделенный путь; потому что, радуясь и ликуя, говорят друг другу: Пс.121:1 .   Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». «Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем». Это – голос благочестия; потому что восхищаются и радуются не тому, что возвратят себе домы свои, но тому, что увидят дом Божий. Пс.121:2 .   Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим. «Стояще бяху ноги наша во дворех твоих Иерусалиме». Нам представляется, говорят они, что стоим уже в оных святых дворах, и совершаем божественныя службы. Пс.121:3 .   Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно. «Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе». А Симмах перевел так: Иерусалим созидаемый, как город имеющий единство; потому что теперь он пуст, имеет разсеянные домы, но снова процветет, будет непрерывно застроен, и восприимет прежния ограды. Пс.121:4 .   Куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. «Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню». При Ровоаме колена разделились, и десять отпали от Давидова царства; по возвращении же стало одно правление, и все стекались в Иерусалим, по закону Божию совершать Богу обычное служение. Посему Пророк предвозвещает здесь, что колена восприимут прежнее единодушие, и будут стекаться в Иерусалим, по обычаю песнословить Бога. «Свидением» же Пророк назвал Божий закон, ясно повелевающий Израилю собираться на месте, которое «изберет Господь Бог» ( Втор. 12, 5 ). Пс.121:5 .   Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. «Яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове». Предвозвестив божественное, предвозвещает и человеческое. Поскольку в Иерусалиме построен был не только храм Божий, но и царский дом, и туда сходились все решать дела сомнительныя; то Пророк по необходимости предрек и сие, а именно, что не в Самарию пойдут десять колен, но, как при Давиде имели непременное судилище в Иерусалиме, так и по возвращении там будут все собираться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010