Кафисма 18 Псалом 119    К Тебе, Госпоже, внегда скорбети ми, воззвах и услыша мя; молюся же Ти: избави душу мою от всякаго зла во всех днех жизни моея; стрелы искусителя изощренныя падают на главу мою и в опасности греха, увы мне, находится душа моя, но Ты, Владычице, силою Твоею сокруши главу адскаго змия, лютаго врага моего, да не порадуется он о падении моем, возрадуюся же аз и возвеселюся о едином Возе Спасе моем, возвеличу и Тя, помощницу мою, в вечном хвалении. Псалом 120    Воздвигох мысленныя очи мои горе, идеже Ты, Царица небесная, пребываеши и прииде в сердце мое велие утешение, яко Ты не воздремлеши, ниже уснеши, сохраняя мя от всех вражиих наветов, вхождение мое и исхождение мое всегда милостивно назираеши: слава Тебе, премилосердая Мати, пекущейся и ищущей вечнаго спасения грешней моей душе. Псалом 121    Возвеселихся духом веры и надежды о Тебе, преславней Царице небесе и земли; под Твоим бо предстательством аще благочестно поживу, на вечное жилище в дом Господень прейду, во Иерусалим небесный, великий град, егоже слава Божия просвещает и светильник его Агнец. О, Владычице! молюся Ти со слезами, подкрепи мою веру во обетования небесныя, оживотвори надежду на милости возлюбленнаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, воспламени любовь, воеже творити мне благоугодно святейшую волю Его; слава Тебе, преблагая моя наставнице, на пути истины и спасения. Псалом 122    К Тебе воздвигох очи мои, всещедрая Мати, Яже с возлюбленным Сыном Твоим царствуеши на небесех; се, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши к Тебе, Владычице, дондеже получим от Тебе благовременную помощь; благословенно да будет заступление Твое, благословенна еси на небеси и на земли, в мори и во всех безднах благословенно девство и чистота Твоя, благословенна да будет святая душа Твоя и препрославленное тело Твое. Псалом 123    Аще не Госпожа наша Приснодева Мария заступит о нас у Бога, постигнут нас грех ради наших многия беды; внегда востати адским врагам на ны, живых убо пожерли быша нас, но Ты, премилостивая Заступнице, с нами и мы избавлени от них быхом; помощь наша во имя Господа и милостивое имя Твое, Владычице.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Кафисма 18 Псалом 119 К Тебе, Госпоже, внегда скорбети ми, воззвах и услыша мя; молюся же Ти: избави душу мою от всякаго зла во всех днех жизни моея; стрелы искусителя изощренныя падают на главу мою и в опасности греха, увы мне, находится душа моя, но Ты, Владычице, силою Твоею сокруши главу адскаго змия, лютаго врага моего, да не порадуется он о падении моем, возрадуюся же аз и возвеселюся о едином Возе Спасе моем, возвеличу и Тя, помощницу мою, в вечном хвалении. Псалом 120 Воздвигох мысленныя очи мои горе, идеже Ты, Царица небесная, пребываеши и прииде в сердце мое велие утешение, яко Ты не воздремлеши, ниже уснеши, сохраняя мя от всех вражиих наветов, вхождение мое и исхождение мое всегда милостивно назираеши: слава Тебе, премилосердая Мати, пекущейся и ищущей вечнаго спасения грешней моей душе. Псалом 121 Возвеселихся духом веры и надежды о Тебе, преславней Царице небесе и земли; под Твоим бо предстательством аще благочестно поживу, на вечное жилище в дом Господень прейду, во Иерусалим небесный, великий град, егоже слава Божия просвещает и светильник его Агнец. О, Владычице! молюся Ти со слезами, подкрепи мою веру во обетования небесныя, оживотвори надежду на милости возлюбленнаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, воспламени любовь, воеже творити мне благоугодно святейшую волю Его; слава Тебе, преблагая моя наставнице, на пути истины и спасения. Псалом 122 К Тебе воздвигох очи мои, всещедрая Мати, Яже с возлюбленным Сыном Твоим царствуеши на небесех; се, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши к Тебе, Владычице, дондеже получим от Тебе благовременную помощь; благословенно да будет заступление Твое, благословенна еси на небеси и на земли, в мори и во всех безднах благословенно девство и чистота Твоя, благословенна да будет святая душа Твоя и препрославленное тело Твое. Псалом 123 Аще не Госпожа наша Приснодева Мария заступит о нас у Бога, постигнут нас грех ради наших многия беды; внегда востати адским врагам на ны, живых убо пожерли быша нас, но Ты, премилостивая Заступнице, с нами и мы избавлени от них быхом; помощь наша во имя Господа и милостивое имя Твое, Владычице.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2820...

ПСАЛОМ 121, степень 3 - благочестие. Прославляет благочестие христиан, любящих Церковь Христову. Веселится душа о доме Господнем, о граде и дворах Иерусалима - о Церкви Христовой, идеже причастие вкупе, где единством веры в Господа Иисуса Христа соединяются все племена и народы. В Церкви велицей ангелы святые, апостолы, и все столпы церковные, и верные пребывают в мире, силе и обилии благодати Христовой, ибо они взыскали благая Иерусалима - Царствия Небесного. ПСАЛОМ 122, степень 4 - вера к Богу. Возводит внешние и внутренние очи ко Христу Господу и Его закону. Рабы смотрели на руки господ своих, ожидая принять от них награду, так и душа наша просит благодати Христовой и милости для души и тела от поношения и уничижения гобзующих и гордых - богатых злобою и демонов. ПСАЛОМ 123, степень 5 - причитание всяких благ Богу. Избавление христианам подается благодатию Христа Бога, яко Бог " Слово плоть бысть и вселися в ны " (Ин.1:14), и человецы " во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " (Гал.3:27). Христос Господь избавляет души от помыслов лютых, от ловитвы демонской, от сети ловящих прелестию. И наша душа, яко птица, парит в высоте, получая помощь, непрестанно призывая Господа, сотворившего небо и землю: " Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго " . ПСАЛОМ 124, степень 6 - надежда на Бога. Шествующим в Отечество Небесное должно всю надежду полагать на Господа Иисуса. Надеющийся на Господа, яко гора Сион, то есть Церковь святая, уповает на Христа Господа, и врата адова не одолеют ее. Вокруг Господа горы церковные - пророки, апостолы и все святые, в благодати Его, Который избавил их от враг видимых и невидимых. ПСАЛОМ 125, степень 7 - возвещается веселие рода человеческого при восхождении в небесный Иерусалим. Верою во Христа и крещением святым избавляются верные от плена демонского и сподобляются великой благодати и веселия, и сеющие слезами - в покаянии, радос-тию пожнут мир Христов, ибо рукояти их - добродетели, пост, молитва, смирение, плодоносит им спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1367...

Ст. 3. Что постигнет его, и что навлечет на него –букв. «что дастся тебе и что прибавится тебе». Ст. 4. Острые стрелы сильного – кара Божия; ...огненосные – букв. «с опустошающими углями». Ст. 5. ...в шатрах Кидарских – среди варварских народов. Кидар – местность в Сирийской пустыне.   Псалом 120 Ст. 1. ...на горы Господни – в этих словах св. отцы усматривают сетование пленного еврея, который мысленно обращает свой взор к горам родной Иудеи. Ст. 2. См.: Быт. 1 . Ст. 6. ...луна не будет тебе во вред ночъю – подразумевается ночной холод. Ст. 8. ...всякий вход твой и исход – вся жизнь человеческая (ср.: Втор. 28:6 ; 2Цар. 3:25 ).   Псалом 121 Содержание этого псалма толкуется по-разному: одни видят в нем свидетельство о благосостоянии Иерусалима при Давиде, другие относят его ко времени Неемии (V в. до Рождества Христова), когда город был полностью восстановлен. Ст. 1. Этот стих мог произносить паломник, спешащий в Иерусалим на праздник. Ст. 4. Речь может идти о ежегодном паломничестве евреев в Иерусалим, которое было установлено Самим Богом (см.: Втор. 16:16 ); ...племена колена – древнееврейский народ делился на отдельные племена, которые назывались по именам сыновей Иакова (Израиля). Ст. 5. Престол – трон, с которого царь вел судопроизводство; был поставлен в царском дворце царем Соломоном (см.: 3 Цар. 7:7).   Псалом 122 Ст. 4. ...больше всего потерпели мы – букв. «больше всего наполнилась душа наша».   Псалом 123 Псалом поется от лица народа, который – при виде теснящих его отовсюду врагов – находит себе опору только в Боге и за свое спасение благодарит только Бога. Опасность, о которой идет речь в псалме, – это угроза со стороны соседних племен, воевавших с древними евреями. Если же иметь в виду духовную жизнь человека, то речь может идти о волнах страстей, одолевающих душу. И только Бог силен помочь ей. Ст. 6. ...врагам нашим – букв. «зубам их»; имеются в виду те, кто упомянут в ст. 2. Ст. 7. ...сетей вражьих – букв. «от сети охотников». Ст. 8. ...сотворившего небо и землю – см.: Быт. 1 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На форзаце была наклейка, которая свидетельствовала, что эта книга предоставлена гостинице Гидеоновским обществом [одно из обществ по распространению Библии]. Далее шло: «Библию в каждый гостиничный номер. Обратим коммерсантов к Христу. Благая весть». Потом следовал перечень текстов. Священник с удивлением прочел:   Если вас постигла беда, читайте Псалом 34. Если дела ваши плохи. Псалом 37. Если вы процветаете. Первое Послание к Коринфянам т, 10, 2. Если вы в унынии и отпадаете от веры. Послание Иакова, 1, Книгу пророка Осии, XIV. 4-9. Если вас одолевают грехи, Псалом 50, Евангелие от Луки, XVIII, 9-14. Если вы жаждете мира, силы и изобилия, Евангелие от Иоанна, 14. Если вы одиноки и вам не хватает мужества, Псалмы 23 и 27. Если вы теряете веру в людей, Первое Послание к Коринфянам, XIII. Если вы жаждете мирных снов. Псалом 121.   Священник не мог понять, как эта книжка с ее уродливой небрежной печатью и убогими наставлениями попала сюда, на южноамериканскую асьенду. Отвернувшись от зеркала и держа в руках большую жесткую щетку для волос, мистер Лер пояснил ему: – Моя сестра раньше держала гостиницу. Для коммивояжеров. Но когда жена у меня скончалась, сестра свою гостиницу продала и переехала сюда. И привезла одну из своих Библий. Вам этого не понять, отец. Вы не любите, когда люди читают Библию. – Мистер Лер все время стоял на страже своей веры, словно ощущая некоторое неудобство, как от башмака, который не по ноге. Священник спросил: – Ваша жена здесь и похоронена? – На выгоне, – коротко ответил мистер Лер. Держа щетку в руке, он прислушался к тихим шагам на дорожке. – Это мисс Лер, – сказал он, – возвращается с купания. Теперь можно выйти.   Подъехав к церкви, священник слез со старой лошади мистера Лера и накинул поводья на куст. Это было его первое посещение деревни с того самого вечера, как он свалился у церковной стены. Деревня сбегала вниз по склону; по обе стороны широкой, поросшей травой улицы в сумраке виднелись крытые жестью бунгало и глинобитные хижины. Кое-где уже горели лампы, а по хижинам бедняков носили разжигу. Священник шел медленно, чувствуя себя покойно, в полной безопасности. Первый встретившийся ему человек снял шляпу, опустился на колени и поцеловал ему руку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=732...

Святитель Афанасий Великий в своем послании к Маркеллину «об истолковании Псалмов» говорит: «в этой книге, ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего у человека, чего бы она не содержала в себе. Хочешь ли каяться, исповедываться, угнетает ли тебя скорбь и искушение, гонят ли тебя, или строят против тебя злоумышления; уныние ли овладело тобой, или беспокойство, или что-либо подобное терпишь, стремишься ли ты к преуспеянию в добродетели и видишь, что враг препятствует тебе, желаешь ли хвалить, благодарить и славословить Господа, в божественных псалмах найдёшь наставление касательно этого» 120 . Святитель Василий Великий , начиная беседу на первую часть первого псалма, говорит: «Псалом – тишина души, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом – посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Псалом – убежище от демонов, вступление под защиту ангелов». Святитель Василий Великий пишет также: «Все, что есть полезного во всех книгах Священного Писания, заключает в себе книга псалмов. Она пророчествует о будущем, приводит на память события, дает законы для жизни, предлагает правила для деятельности. Словом, Псалтирь есть общая духовная сокровищница благих наставлений и всякий найдёт в ней с избытком то, что для него полезно. Она врачует, и застарелые раны души, и недавно уязвленному подает скорое исцеление, она подкрепляет немощное, охраняет здравое и истребляет страсти, какие в жизни человеческой господствуют над душами. Псалом доставляет спокойствие души, производит мир, укрощает бурные и мятежные помыслы. Он смягчает душу гневливую и уцеломудривает любострастную; примиряет враждующих, соединяет рассеянных. Отсюда ты познаёшь величие мужества, строгость правосудия, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния и всякое из благ. Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом в плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, откровения Таинств. Всё есть в книге псалмов, как в великой и всеобщей сокровищнице» 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Часы всегда пелись со своими тропарями. Впервые Новгор. Софийский Часослов 1052 XIV b. говорит о такой замене [ 116 ], хотя все уставы иерусалимского типа предполагают ее для тех дней года, которые имели свой тропарь и кондак (но таких дней в месяцесловах, чем они древнее, тем меньше) [ 117 ]. Чин и содержание 9-го часа Из псалмов 9 часа 83-й «Коль возлюбленна селения Твоя», составлявший, должно быть, песнь иерусалимских паломников [ 121 ] и изображающий красоту Божия жилища на Сионе, приложим к душевному состоянию Спасителя на Кресте, к стремлению Его души оттуда во обители Отца Небесного [ 122 ]. Следующий псалом 9-го часа, 84-й, «Благоволил еси Господи землю Твою», воспевающий благословение Божие, излитое на св. землю по заселении ее возвратившимися пленниками (из Вавилона), переводит нашу мысль от умирающего за нас Христа к приобретенным Его смертью благам: главным образом, прощению грехов и прекращению гнева Божия на нас; правда (по псалму), спасение хотя совершилось, но оно еще не вполне осуществлено (пока спасение не усвоено всем человечеством) — отсюда молитва «возврати нас Боже» (букв. с еврейского «восстанови») и т. д.; тем не менее псалмист как бы подслушал решение Божие о нас, о мире с нами и в восторге созерцает, как вместо прежнего долгого гнева Божия на нас, строгого правосудия Его над землей, теперь землю осеняют только спасительная Божия и его правдивая верность (т. е. прежним обетованиям); эти милость и верность в псалме олицетворяются в высокопоэтической картине двух встречающихся на земле и лобызающихся добрых духов [ 123 ]. Последний псалом 9-го часа, 85-й, «Приклони Господи ухо Твое», надписанный «молитва Давида» (может быть, при восстании Авессалома, во всяком случае при какой-то смертельной опасности), возвращает нашу мысль от дела Христова, от совершенного им на Кресте искупления, рассмотренного во втором псалме часа, к Его личности (которою занимался первый пс.), к состоянию Его на Кресте; но в этом состоянии настоящий псалом обращает внимание на другой момент (по сравнению с первым псалмом), именно — на состояние Христа, души Его, после смерти, т. е. на сошествие Его во ад; псалом именно все говорит о душе (в Ветхом Завете слово это, впрочем, большей частью означало жизнь), и спасению этой Души страждущего Праведника от врагов, из самого ада преисподнего, придается такое значение, что все народы поклонятся Богу, если Бог сотворит над Отроком своим «знамение», чудо спасения (воскресение). Последние слова псалма о «знамении» ввиду их особой важности читаются дважды (как то делается только на предначинательных псалмах вечерни и утрени, — остаток древнего пения псалмов с припевами).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

50 . Псалом 150 прославляет человеколюбие Бога Вседержителя, и человек, яко разумное творение, прославляет Творца всей твари и превозносит Его во веки. Хвалят Бога святые, освященные в храме Духом Святым, умом и сердцем, языком и всеми чувствами: в псалтири и гуслях, в тимпане и лице, во струнах и органех. В новом завете христиане должны представить телеса свои в жертву живу, святу, благоугодну Богови, в словесное служение свое. Прославляет Бога человек очима, егда отвращает очи свои не видети суеты, да видит правоты. Песнословит Бога устнами и языком, удерживая язык свой от зла, да не глаголати льсти. Приносит хваление Богу руками, чужого не похищаяй, но простирая руки свои на подаяние Христа ради требующим. Совершает славу Богу ногами, уклоняясь от всякого пути лукавого. Прославляет Бога ушима, преклоняясь к слышанию Евангелия Святого и песнопения церковного. Славословит Бога сердцем, не уклоняя сердца своего в словеса лукавствия, но горя любовью к Богу непрестанно, по апостолу, всегда и везде взывая в сердце: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицы ради, помилуй нас». И человек, проводя такую добродетельную жизнь, бывает орган доброгласен, сладкопеснен и благоприятен, пребывая в Духе и истине – свете Христовом, прославляя Бога. 51 . В Псалтири – книге хвалений – 150 богодухновенных псалмов и особый 151 псалом. Есть 15 псалмов – песни степеней, со 119 по 133, и семь покаянных псалмов: 6, 31, 37, 50, 101, 129 и 142. Псалмы с 119 по 133 – каждый из этих 15 псалмов – имеет название песнь степеней. В них воспевается восхождение верующих во Христа Господа по степеням добродетелей, от силы в силу, от юдоли плачевной в тишину и покой небесного жилища. По преданию эти псалмы воспевались на пятнадцати ступенях при входе в храм Соломона: 119 псалом на первой, 120 на второй, 121 на третьей... 132 на четырнадцатой, а 133 на пятнадцатой ступени. В каждом псалме по внушению Духа Святаго воспеваются тайны Божии, благодеяния, промышление о мире и человеке, Божественная любовь, наипаче же извещается о пришествии Христа Спасителя на землю, о Его пречистых страстях, о милости к человеку, о воскресении, о созидании Церкви и о Царствии Божием – Иерусалиме Небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю. Не даждь во смятение ноги твоея, ниже воздремлет храняй тя, се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою. Во дни солнце не ожжет тебе, ниже луна нощию. Господь сохранит тя от всякаго зла, сохранит душу твою Господь. Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века. Псалом 121 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Стояще бяху ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме. Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове. Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящым тя. Буди же мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих. Ради братий моих и ближних моих глаголах убо мир о тебе. Дому ради Господа Бога нашего взысках благая тебе. Псалом 122 К Тебе возведох очи мои, живущему на Небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения, наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых. Псалом 123 Яко аще не Господь бы был в нас, да речет убо Израиль, яко аще не Господь бы был в нас, внегда востати человеком на ны, убо живых пожерли быша нас, внегда прогневатися ярости их на ны, убо вода потопила бы нас. Поток прейде душа наша, убо прейде душа наша воду непостоянную. Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Душа наша, яко птица избавися от сети ловящих: сеть сокрушися, и мы избавлени быхом. Помощь наша во имя Господа, сотворшаго небо и землю. Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Малая ектения Диакон : Паки и паки миром Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

http://foma.ru/posledovanie-prezhdeosvya...

После «аминь» старейший (из служащих трапезе), поклонившись (игумену) у края стола и произнеся велегласно: «Благослови, помолися о мне», на что игумен тихо отвечает: «Бог спаси тя», взяв миску с укрухами, творит крест ею, говоря велегласно: «Велико имя»; все отвечают: «Святыя и Единосущия Троицы сохранит всех нас, аминь». Игумен: «Да помянет Господь всех духовных отец и братию нашу»; братия: «аминь». По знаку игумена старейший велегласно начинает «Милостив и щедр Господь» (Пс. 110, 5), все встают и поют дальше. Служивший священник: «О всех благодарим Господа». Братия: «Господи помилуй» трижды. Священник: «Над всеми благодарим Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки…». Братия: «Аминь», и начинают псалом 121 «Возвеселихся о рекших мне», который и поют, идя пред игуменом из трапезы, присоединяя и псалом 83 «Коль возлюблена селения Твоя». Шествие из трапезы направляется в «предбожницю» (притвор), где священник, став пред царскими дверьми, творит молитву: «Тебе истинному Человеколюбцу Богу мы грешнии…». «По кончании молитвы рекшем Славу, бывает реченыя молитвы от попа отпущение». После «аминь» священник и братия делают три поклона. Священник, обратившись, говорит: «Благословите, святии». Братия падают на колени, говоря: «Благослови, отче». Священник: «Христе Боже, молитвами Пресв. Богородицы и св. Предтечи (храмовый святой) и всех святых помилуй и спаси души наша». После «аминь» каждый идет в свою келью [ 984 ]. «По отпусте литургии исходит служивый иерей и по нем следует игумен и прочая братия теми же дверьми, глаголюще псалом 144. Иными же дверьми никтоже да исходит; идут же кождо их един по единому, якоже и на трапезе сидят; не беседуют межю собою отнудь; ни два в ряд идут». Трапезы 1-я и 2-я благословляются не при возгласе молитвы «Господи Боже наш, небесный и животворящий хлеб», а при непосредственно присоединяемой молитве (нынешней): «Христе Боже, благослови ястие…». Пред обрядом благословения вина замечено: «Егда же есть утешение», «испивают кождо свою чашу, глаголя: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас, аминь» (не говорится об осенений чаши крестным знамением).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010