Псалом 126 Только Божиим благословением созидается благополучие деятельности и жизни человека (ср. Пс. 127 ). Песнь степеней или восхождений (см. Пс. 119 ). 1–2. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении, ядущии хлеб болезни, егда даст возлюбленным Своим сон. Псалмопевец учит о Промышлении Божием. – «Если Господь не созиждет дома, то напрасно трудятся зодчие – строители его, – напрасно, потому что, оставленный Господом, погибает не только самый дом. но и всякий живущей в нем. Так, некогда «сыновья Иова и дочери его ели и вино пили в доме первородного брата своего; и вот, большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли...» ( Иов.1:18–19 ). – Также: «если Господь не сохранить и города, всуе бде стрегии – напрасно бодрствует страж на городских стенах, – он своевременно увидит неприятеля, но город, без помощи Божией, не спасется. Так, даже Иерусалим, хотя и был окружен горами, огражден сильными стенами, охраняем стражами, и защищаем войсками, но, когда Господь уже «не был около народа своего»; то и этот, столь крепкий, город погиб ( Пс.121 и 124): он был осажден и взят Халдеями и разорен до основания, при чем погиб и его главный страж, сам царь... – Всуе вам есть утреневати, – напрасно вы встаете рано утром: встанете по седении ядущии хлебе болезни, – вы, ядущие хлеб, добываемый с тяжким трудом и презрительным, даже до болезни, вы должны вставать рано по седении – после того, как вы долго с вечера просидели за работой, т. е. вы почти не спите, страдаете за трудом, – егда даст возлюбленым Своим сон, – тогда как Господь возлюбленным Своим дает сон, и они, укрепив себя сном – отдыхом, с обновленными силами принимаются за новый труд и совершают его с наибольшим успехом. 3–5. Се, достояние Господне сынове, мзда плода чревняго. Яко стрелы в руце сильнаго, тако сынове оттрясеных. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Давид сделался царем израильского народа не сразу по смерти Саула. Сначала только одно колено Иудино признало его своим царем, над прочими же коленами воцарился больной, слабоумный сын Саула Иевосфей, и так продолжалось около семи лет. Затем, когда все колена Израилевы признали своим царем Давида, и каждое колено желало, чтобы царь среди него имел свое пребывание, тогда Давид избрал такой город, который не принадлежал ни одному колену. Между коленами Иудиным и Вениаминовым жили иевусеи, ханаанское племя, у которых был укрепленный город Иерусалим. Давид взял этот город, укрепил в нем гору Сион, воздвигнул на ней великолепный дворец, устроил богатую скинию и торжественно перенес в нее ковчег Завета (из Кириафаима) и вместе с тем потребовал, чтобы установленный Законом Моисеевым обычай сходиться в три годовые праздника к святилищу Божию ( Исх.23:15–17, 34:23 ; Втор.16:16 ), соблюдался непременно и неизменно. И таким образом Иерусалим, с перенесения ковчега Завета в Сионскую скинию, сделался столицею и политическим центром еврейского царства, в который не раз собирались представители всех колен Израилевых ( 2Цар.6:1,15–19, 12:31 ; 1Пар.23 и др), равно как сходились все, искавшие верховного суда царского, израильтяне ( 2Цар.15:2–6 ; Пс.121:5 ). Одно из таких религиозных собраний народа на Сионе и было поводом к возглашению пророка: Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе, – и не только к возглашению, но и к написанию псалма 132, с указанием на важность и высокое достоинство братского сожительства, под которым разумеется не общее только совокупное житие, но главным образом высоконравственная жизнь в любви и согласии. По словам св. Иоанна Златоуста , «пророк говорит не просто о жительстве, и не о пребывании в одном доме, но о жизни вкупе, т.е. с согласием и любовию, ибо отсюда происходит единодушие». Вот видите, или – вот смотрите сами, «как хорошо и как прекрасно жить братиям всем вместе!» (пер. с евр.), т.е. в согласии» «Братиею же, – говорит блж. Феодорит, – называет колена, потому что соименные коленам родоначальники их были дети одного отца» с 633].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Вышел в свет очередной номер журнала «Вопросы теологии» 2 июля 2021 г. 18:28 Вышел в свет очередной, второй за 2021 год , номер журнала «Вопросы теологии». Этот международный теологический журнал издается Санкт-Петербургским государственным университетом и Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и входит в перечень рецензируемых изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования России, а также в ряд отечественных и международных баз данных. Новый выпуск открывает интервью председателя Синодальной библейско-богословской комиссии , ректора Общецерковной аспирантуры митрополита Волоколамского Илариона члену редколлегии журнала А.И. Кырлежеву. Интервью посвящено ключевым проблемам развития теологии в церковном и светском измерениях. Вторая часть беседы представляет митрополита Илариона как богослова, рассказывает о его пути и трудах в области теологии, научных интересах и планах. Далее ряд статей посвящен различным аспектам теологии. В статьях Н.Ю. Раевской и иеромонаха Иринея (Пиковского) проводится анализ вопросов библеистики: в первой статье рассматривается динамика формирования запрета на изображения в древнем иудаизме, окончательно сложившаяся к VII в.; во второй статье разбирается псалом 120 (121) с литургической точки зрения. Статья Н.К. Антонова представляет собой аналитический обзор исследований, посвященных теме священства в творениях свт. Григория Богослова, обзор будет полезен отечественным патрологам, в первую очередь магистрантам и аспирантам. Продолжает номер статья В.Л. Иванова о Дунсе Скоте — ключевой фигуре средневековой западной теологии. Этот сложный текст не только раскрывает понятие внутреннего модуса, играющее важную роль в теологии Дунса, но и дает читателю представление о современном уровне историко-богословских исследований схоластики. Статья Л.И. Дементьева знакомит читателя с такой малоизвестной темой, как почитание святых в современном англиканстве. Небольшой по объему текст весьма информативен; можно особо отметить предпринятую автором попытку стихотворного перевода одного из англиканских гимнов.

http://patriarchia.ru/db/text/5825515.ht...

Г.С. Битбунов Воздвижение Креста Господня Изображения события Обретения Креста равноап, императрицей Еленой известны с IX века. Как правило, это миниатюры, композиционной основой которых является не историческая сцена с Патриархом Макарием, а чин Воздвижения Креста в соборе Святой Софии в Константинополе. В Псалтирях указанным образом нередко иллюстрируется псалом 98. Воздвигает Крест на амвоне свт. Иоанн Златоуст . Его память приходится на 14 сентября, и он считается одним из основоположников царьградской богослужебной традиции. Вероятно, данные обстоятельства и объясняют появление этого изобразительного сюжета. Обряд Воздвижения Креста в Святой Софии с участием в нем императора подробно описан в трактате «О церемониях византийского двора» середины X века. Однако изображения василевса в этой сцене появляются только в палеологовскую эпоху 121 . См. роспись монастыря Святого Креста близ Платанистасы на Кипре, 1494 год. В русских иконах XV-XVI столетий изображение Воздвижения Креста получает дальнейшее развитие. Многолюдная сцена предстает на фоне одноглавого храма, в центре на полукруглом амвоне стоит Патриарх с поднятым над головой Крестом, украшенным веточками растений, его поддерживают под руки диаконы, справа под киворием – царь и царица, на первом плане – певцы. Самое раннее изображение такого извода, имеющего большую популярность, сохранилось на таблетке из новгородского собора Святой Софии (конец XV века). Другой вариант той же иконографии представлен на иконе 1613 года из монастыря Бистрица в Румынии: царь и царица стоят по сторонам от Патриарха, молитвенно вытянув руки. Этот изобразительный вариант развился под влиянием парных изображений св. равноап. Константина и Елены с Крестом в руках, известных с X века (росписи церквей в Каппадокии). 121 Желтов М. , диак., Квливидзе Н.В., Лукашевич А.А. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня//Православная энциклопедия. Том 9. – М.: Издательство «Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. – С. 171. Читать далее Источник: Двунадесятые праздники : (историко-литургическое описание)/Г.С. Битбунов. - 4-е изд. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 246 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» Церковнославянский Русский В ПЯТОК ВАИЙ НА 6М ЧАСЕ ПЯТНИЦА НА ШЕСТОМ ЧАСЕ Тропарь пророчества. Глас 3: Тропарь пророчества, глас 3 Нестерпимый есть Господи, гнев на грешники прещения Твоего,/и несмы достойни воззрети, и просити от Тебе милости:/да не яростию Твоею, ни гневом Твоим погубиши нас,/ихже от земли рукою Твоею создал еси. Нестерпим грозный гнев Твой на грешников, Господи, и не достойны мы взирать, и просить у Тебя милости: дабы не погубил Ты ни яростью Твоей, ни гневом Твоим нас, тех, кого от земли рукою Твоею создал. Слава, и ныне: и повторяем то же. Прокимен, псалом 121. Глас 4: Прокимен, глас 4 Дому ради Господа Бога нашего/взысках благая тебе. Стих: Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем. Ради дома Господа, Бога нашего,/взыскал я блага тебе. Стих: Возвеселился я о сказавших мне: “В дом Господа мы пойдём”. Пс 121:9, 1 Пророчества Исаиина чтение: [Глава 66, ст. 10 – 24.] Пророчества Исаии чтение Веселися Иерусалиме, и торжествуйте в нем вси любящии его, и живущии в нем радуйтеся вкупе с ним радостию, вси елицы плакасте о нем. Да ссете и насытитеся от сосца утешения его, да ссавше насладитеся от входа славы его. Яко сия глаголет Господь: се Аз уклоняю на ня, аки реку мира, и аки поток наводняемый, славу языков: дети их на рамена взяты будут, и на колену утешатся. Якоже аще кого мати утешает, тако и Аз утешу вы, и во Иерусалиме утешитеся. И узрите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваша яко трава прозябнут: и познается рука Господня боящимся Его, и запретит непокаряющимся. Се бо Господь, яко огнь приидет, и яко буря колесницы Его, воздати яростию отмщение Свое, и прещение во пламени огненне. Огнем бо Господним судитися будет вся земля, и мечем Его всяка плоть: мнози язвени будут от Господа. Очищающиися и освящающиися в вертоградех, и в преддвериих ядущии мясо свиное, и мерзости, и мыши, вкупе погибнут, рече Господь. И Аз дела их и помышления их вем, и гряду собрати вся народы и языки, и приидут, и узрят славу Мою. И оставлю на них знамение, и послю от них спасеных во языки, в Фарсис, и в Фуд, и в Луд, и в Мосох, и в Фовель, и во Елладу, и во островы дальныя, иже не слышаша имене Моего, ниже видеша славу Мою, и возвестят славу Мою во языцех. И приведут братию вашу от всех язык дар Господеви, с коньми и колесницами и с носилами мсков, под сеньми во святый град Иерусалим, рече Господь: аки бы принесли сынове Израилевы жертвы своя Мне со псалмы в дом Господень. И от тех пойму Себе жерцы и левиты, рече Господь. Якоже бо небо ново, и земля нова, яже Аз творю, пребывают предо Мною, глаголет Господь: тако станет семя ваше, и имя ваше. И будет месяц от месяца, и суббота от субботы, приидет всяка плоть поклонитися предо Мною во Иерусалим, рече Господь. И изыдут, и узрят трупы человеков преступивших Мне, червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет, и будут в позор всякой плоти.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

21 . Вы можете спросить, читаем ли мы в Священных Книгах подобное выражение: благодать на благодать. Но есть у вас знаменитейшее своим великим светом Евангелие от Иоанна, где Иоанн Креститель говорит о Господе Иисусе Христе: И от полноты Его все мы приняли, и благодать на благодать 119 . Итак, от полноты Его мы приняли по своей мере как бы частицы наши, чтобы нам жить хорошо, как [сказано]: Уделил Бог [каждому] по мере веры 120 , поскольку каждый имеет свой дар от Бога, один так, другой иначе 121 , – это и есть [просто] благодать. Но помимо этого мы получим и благодать на благодать, когда воздана будет нам вечная жизнь, о которой апостол говорит: А благодать Божия – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем, тогда как выше сказал: возмездие за грех – смерть 122 . И возмездие это заслуженно, поскольку вечная смерть воздается за служение диаволу как нечто должное. Здесь вполне мог он сказать, и сказать справедливо: «А вознаграждение за праведность – жизнь вечная», однако предпочел сказать: А благодать Божия – жизнь вечная, чтобы отсюда мы поняли, что Бог приводит нас в вечную жизнь не по нашим заслугам, но по Своей милости. Об этой милости в псалме человек Божий говорит душе своей: Венчает тебя милостью и милосердием 123 . Разве не за добрые дела воздается венец? Но поскольку и сами эти добрые дела производит в добрых людях Тот, о Ком сказано: Потому что Бог производит в вас и желание и действие по доброй воле 124 , то и псалом говорит: Он венчает тебя милостью и милосердием, ведь по Его милости мы совершаем добрые дела, за которые нам воздается венец. И не следует считать, что он уничтожает свободное решение, поскольку говорит: Потому что Бог производит в вас и желание и действие по доброй воле. Если это было бы так, то не сказал бы он выше: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение 125 . Ведь когда повелевает он совершать, обращается к их свободному решению, но для того со страхом и трепетом, чтобы, приписывая себе то, что делают доброго, они не стали превозноситься якобы своими делами. Итак, апостол как бы ведет беседу, и когда спросили его: «Почему ты сказал: Со страхом и трепетом»? – он предлагает основание этих слов, говоря: Потому что Бог производит в вас [и желание, и действие]. Ибо если вы будете страшиться и трепетать, то не станете превозноситься якобы вашими добрыми делами, ведь это Бог производит их в вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Глава 2. Задача и цель псалмов Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири Глава 4. Кто написал псалмы? Глава 5. Объяснение разных терминов, употребляемых в Псалтири Глава 6. О собрании псалмов в одну книгу, о начальниках хоров и о музыкальных еврейских инструментах Глава 7. Порядок псалмов Глава 8. О переводах Псалтири Глава 9. О пении псалмов Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150     Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена , монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: «и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего» ( 4Цар. 20:6 ), отец Сына Божия по плоти, как сказано: «книга родства Иисуса Христа Сына Давидова» ( Матф.1:1 ). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов, – наш собственный Орфей – певец; первый краснописец добродетелей; – Давид, первый провозвестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь, – Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя – Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Псалом 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151     Название книги. Число псалмов . В еврейской Библии эта книга называется «тегиллим» или «сефер тегиллим», что значит – хваление, или книга хвалений, а в греческой Библии « ψαλτριον». Последним названием обозначался струнный инструмент наподобие нашей гитары, которым в древности у евреев сопровождалось большею частью исполнение песней Псалтири. Вся книга Псалтирь состоит из 151 песни, из которых первые 150 канонического достоинства, а последняя – 151 – неканонического. Каждая из этих песен, при многих частных особенностях в своем содержании и внешней форме изложения, имеет то общее со всеми другими, что предметом их обращения, источником и вдохновителем их авторов является Бог и Его многообразные свойства и дела, проявляемые во внешней природе и в жизни людей. Поэтому евр. название книги указывает на основной, внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу, а греч. надписание – на внешний способ исполнения их под аккомпанемент струнного инструмента. Писатели псалмов . Все псалмы имеют цифровое обозначение но, кроме того, над многими из них встречаются названия лиц, со стоящей пред ними еврейской частицею «ле», указывающей на принадлежность этого псалма данному лицу, напр., «ле Давид», «ле Шеломо» и др. Подобные надписания означают, что данные псалмы написаны – один Давидом, другой Соломоном и т. д. Кроме Давида и Соломона, в надписаниях над псалмами встречаются еще имена Моисея, Асафа, Емана, Идифума и сынов Кореевых с предваряющею эти имена большею частью частицею «ле».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Толкование на сто пятьдесят псалмов Толкование на сто пятьдесят псалмов Содержание    Изъяснение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150        Есть книга, при помощи которой человек полностью может изменить свою жизнь. Потому что велика помощь Божия тем, кто читает Псалтирь. Говоря словами святителя Иоанна Златоуста, если человек впал в искушение, то он почерпнет из этой книги обильное утешение. Если вдруг согрешил, то рецепты тысячи готовых для этого случая лекарств уже записаны в ней. Если наступит бедность или какая-либо другая беда, эта великая книга укажет на многие пристани. Даже самые большие праведники черпают из нее великую пользу. Что говорить о грешниках, которые в один момент могут измениться, прочитав лишь один псалом.    Но Псалтирь иносказательна. Даже очень внимательное чтение не позволяет человеку, не имеющему богословского образования, до конца понять заключенные в ней истины. Поэтому полезно почитать объяснения на псалмы святых отцов церкви. Одними из наиболее доступных для понимания и простых в изложении являются объяснения блаженного Феодорита Кирского. Псалтирь с толкованиями этого богослова считается памятником Священного Предания. Написаны объяснения в V веке, но и сегодня читателя привлекает живость слога автора, краткость и одновременно глубочайшее проникновение в смысл священных слов. В книгу также включено краткое описание жизни Феодорита, епископа Кирского. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2908...

Если вас постигла беда, читайте Псалом 34. Если дела ваши плохи. Псалом 37. Если вы процветаете. Первое Послание к Коринфянам т, 10, 2. Если вы в унынии и отпадаете от веры. Послание Иакова, 1, Книгу пророка Осии, XIV. 4–9. Если вас одолевают грехи, Псалом 50, Евангелие от Луки, XVIII, 9–14. Если вы жаждете мира, силы и изобилия, Евангелие от Иоанна, 14. Если вы одиноки и вам не хватает мужества, Псалмы 23 и 27. Если вы теряете веру в людей, Первое Послание к Коринфянам, XIII. Если вы жаждете мирных снов. Псалом 121. Священник не мог понять, как эта книжка с ее уродливой небрежной печатью и убогими наставлениями попала сюда, на южноамериканскую асьенду. Отвернувшись от зеркала и держа в руках большую жесткую щетку для волос, мистер Лер пояснил ему: – Моя сестра раньше держала гостиницу. Для коммивояжеров. Но когда жена у меня скончалась, сестра свою гостиницу продала и переехала сюда. И привезла одну из своих Библий. Вам этого не понять, отец. Вы не любите, когда люди читают Библию. – Мистер Лер все время стоял на страже своей веры, словно ощущая некоторое неудобство, как от башмака, который не по ноге. Священник спросил: – Ваша жена здесь и похоронена? – На выгоне, – коротко ответил мистер Лер. Держа щетку в руке, он прислушался к тихим шагам на дорожке. – Это мисс Лер, – сказал он, – возвращается с купания. Теперь можно выйти. Подъехав к церкви, священник слез со старой лошади мистера Лера и накинул поводья на куст. Это было его первое посещение деревни с того самого вечера, как он свалился у церковной стены. Деревня сбегала вниз по склону; по обе стороны широкой, поросшей травой улицы в сумраке виднелись крытые жестью бунгало и глинобитные хижины. Кое-где уже горели лампы, а по хижинам бедняков носили разжигу. Священник шел медленно, чувствуя себя покойно, в полной безопасности. Первый встретившийся ему человек снял шляпу, опустился на колени и поцеловал ему руку. – Как тебя зовут? – спросил священник. – Педро, отец. – Спокойной ночи, Педро. – Вы отслужите утром мессу, отец?

http://azbyka.ru/fiction/sila-i-slava/3/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010