Совершившие долгий труд молитвенный, присутствовавшие (предполагается) за всеми продолжительными службами утренними и дневными (полунощница, утреня, 1-й, 3-й и 6-й часы и литургия с различными молебствиями, которые могли быть после утрени и перед литургией), исполнившие, кроме того, и келейное правило, усиленное для причастников, пребывавшие долгое время неядшими, теперь нуждаются и в подкреплении сил телесных. Поэтому, лишь только вкусили они Пищи небесной или приняли антидор, как почти сейчас же Церковь приглашает их к трапезе со снедениями земными, тоже во славу Божию предлагаемыми. Ввиду этого после причащения возносятся лишь немногие заключительные и благодарственные моления. Даже благодарственных молитв по причащении сравнительно немного, они по крайней мере раз в 7 короче последования ко причащению. Псалом 33 в конце литургии нужен ради раздаяния антидора, как и псалом 144 по отпусте для того, чтобы со священным пением совершать исхождение (своего рода литию) из храма в трапезу. И молитвословия перед началом трапезы сокращены до минимума. Здесь нет и особого начального возгласа – он и не нужен, ибо это продолжение богослужения, начатого в храме. Здесь поется всего одна «Молитва трапезы» «Отче наш», затем краткое благословение ястий и питий и вкушение их при чтении житий святых или святоотеческих поучений. Зато по вкушении, когда все отдохнули и подкрепились, совершается довольно сложный и сравнительно не краткий чин о панагии, в состав которого, кроме специально благодарственных молитв Дающему пищу всякой плоти, Давшему и нам брашна в веселие, Насытившему нас земных благ, входит возношение просфоры в честь Богоматери, соединяемое с рядом славословий и молитвенных обращений к Ней, псалом 121, Трисвятое и ряд дневных или праздничных тропарей и, наконец, заключительное славословие Милующему и Питающему нас от Своих богатых щедрот. 426 Трисвятое и Отче наш, а за возгласом священника, начинающегося прямо с «Приидите поклонимся», и псал. 90. 428 У нас за последнее время отвыкли совершать панихиды накануне дня поминовения и любят совершать их в самый день поминовения.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

121 и 83, иерей говорит молитву; остального, что в Студ.-Ал. уст., здесь нет 2828 . В сохранившихся греческих памятниках Иерусалимского Типикона нет чина трапезы. В славянских рукописях (XIV-XV вв.) этот чин сходен со Студийско-Алексиевским, но вместо возвышения укрухов уже возвышение панагии по нынешнему чину с небольшими отличиями. Различие общего чина трапезы от Студийско-Алексиевского в следующем. «По отпусте литургии исходит служивый иерей и по нем следует игумен и прочая братия теми же дверьми, глаголюще псалом 144. Иными же дверьми никтоже да исходит; идут же кождо их един по единому, якоже и на трапезе сидят; не беседуют межю собою отнудь; ни два в ряд идут». Трапезы 1-я и 2-я благословляются не при возгласе молитвы «Господи Боже наш, небесный и животворящий хлеб», а при непосредственно присоединяемой молитве (нынешней): «Христе Боже, благослови ястие…». Пред обрядом благословения вина замечено: «Егда же есть утешение», «испивают кождо свою чашу, глаголя: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас, аминь» (не говорится об осенений чаши крестным знамением). «По обеде же возметь игумен хлебец Всесвятей Богородице и положить на мисе и прекрестить рукою, аще есть поп. Абие же ударяеть и престанеть чтай и вставаяй игумен речеть: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Братия: «Слава и ныне». Игумен: «Благословен Бог милуяй… Слава Тебе Господи, слава Тебе Царю, слава Тебе Святый… Слава и ныне. Господи помилуй 3». Хотяй воздвигнути диакон или чтец или келарь или который братии: «Благословите мя…». Отвещают: «Бог спаси тя». И подъимая хлебец речет: «О велико имя». Братия: «Всесвятыя Троицы». И абие он прекрещая панагию хлебом речеть: «Всесвятая Богородица 2829 помогай нам». Мы же глаголем: «Тоя молитвами» (в позднейших рукописях: «Блажим Тя вси роди»). Таже вземлють хлеб Всесвятей глаголюще: «Бысть чрево Твое…» 2830 . И абие вси вставше от трапезы рекут: «Милостив и щедр Господь», пс. 121, глаголем его до конца, идя к церкви; тажь пс. 83, Трисвятое по Отче наш, в неделю ипакои, аще нарочита Святаго – кондак, во ин день тропари, глас 6: «Яко посреде ученик… Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Впечатление это подтверждается и усиливается, когда мы обращаемся к стихам, присущим службе погребения священников. Между 4-м посланием и 4-м Евангелием на Аллилуиа поется Псалом 111:1,2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Сильно на земли будет семя его . Эти стихи нашли свое место здесь, по-видимому, как напоминающие о будущем блаженстве богобоязненного христианина и как выражающие надежду на то, что плод трудов ревностного священника будет благословен после его смерти: образ потомства, в частности, может быть отнесен к Церкви, которая молится, принимая духовное наследие почившего, — наследие, которое благодатью Святого Духа останется жить в лоне народа Божиего, хотя ушел тот, кого смерть отсекла от числа живых. Такая же надежда христианина перед лицом смерти отражена в подборе стихов, которые поются с самогласными преподобного Иоанна Дамаскина. Стихи эти следующие: — для стихир 1-го гласа: Пс 22:1 Господь пасет мя… ; — для стихир 2-го гласа: Пс 119:1,2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах… ; Господи, избави душу мою от устен неправедных ; — для стихир 3-го гласа: Пс 120:1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя ; там же стих 8: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века ; — для стихир 4-го гласа: Пс 121:1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ; — для стихир 5-го гласа: Пс 121:2: Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме… ; — для стихир 6-го гласа: Пс 122:1: К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси… ; — для стихир 7-го гласа: Пс 83:1: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил… ; — для стихир 8-го гласа: Пс 83:2: Желает и скончавается душа моя во дворы Господни… Знаменательно, что для самогласных с 2-го по 6-й глас подобраны стихи Псалмов 119–122, называемых в Псалтири “песнями восхождений”, которые пелись паломниками. Заимствуя стихи именно этих псалмов, составители службы желали напомнить, что для христианина и особенно для верного своему долгу священника переход от жизни и смерти есть восхождение к горнему Иерусалиму, шествие к подлинному входу в храм, шествие, во время которого умершему покровительствует, оказывает действенную помощь Тот, Кто особенно силен по-на­стоящему защитить душу от тех, кто имеет уста неправые, то есть от демонов. Для стихир 7-го и 8-го гласов взяты стихи из Псалма 83, который также пелся паломниками, направляющими в Иерусалим. При помощи образов, заимствованных из этого псалма, составители службы утверждают, что место, где должна обитать душа почившего, есть истинно желанное жилище, ибо там он будет жить в присутствии Господа. Первый стих Псалма 22, который поется с самогласными 1-го гласа, позволяет составителям службы уточнить, почему жилища, куда идет усопший, желанны в высшей степени: усопшего, хотя он и сам был пастырем, там будет пасти и охранять Добрый Пастырь, Истинный Пастырь, так что почивший может быть спокоен, что в самом деле ни в чем нужды иметь не будет.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

О том, что храм является жилищем Божиим, домом Господним, говорится в псалмах. 121-й псалом целиком посвящен этой теме: Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень». Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, – Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно, куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова. Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя! Да будет мир в стенах твоих, благоденствие – в чертогах твоих! Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе ( Пс.121:1–9 ). Слова, которые, по свидетельству Иоанна, вспомнили ученики, когда увидели, как Иисус опрокидывает столы меновщиков, тоже заимствованы из Псалтири. Они являются частью псалма, входящего в группу псалмов, в которых главным героем является страдающий праведник. В христианской традиции, начиная с эпохи ранней Церкви, эти псалмы рассматривались как мессианские, и в лице Давида видели прообраз страждущего Иисуса: Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души [моей]. Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей; враги мои, преследующие меня несправедливо, усилились… Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня… О мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. Не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; Поношение сокрушило сердце мое, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, – утешителей, но не нахожу И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом ( Пс.68:2, 5, 9–10, 13, 18, 21–22 ). Последний из процитированных стихов 68-го псалма в ранней Церкви был воспринят как пророчество о распятии Иисуса на кресте, когда дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить ( Мф.27:34 ). Ревность Псалмопевца о доме Божием является прообразом той ревности, которую являет воплотившийся Сын Божий, когда приходит в храм и изгоняет из него торговцев. Эта ревность имеет не рациональный, а эмоциональный характер: она «снедает» (κατεφγεται), то есть всецело поглощает, человека 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слова огласительные 14, 19. 189 Слова огласительные 14, 20. 190 K. McDonnell. The Baptism of Jesus in the Jordan. P. 158—159. 191 Ср. Символы Сирмийского Собора 359 г. («умершаго и в преисподняя сошедшаго... Егоже вратницы ада видев убояшася»), Никского Собора 360 г. («умершаго и погребеннаго и в преисподняя сошедшаго, Егоже самый ад вострепета»), Константинопольского Собора 360 г. («умершаго и погребеннаго и в преисподняя нисшедшаго, Егоже и самый ад ужасеся»). Во времена Руфина (IV в.) фраза «descendit ad inferos» уже использовалась в аквилейской версии так называемого Апостольского Символа веры; позже она вошла и в римскую версию этого Символа. Ср. также анафему II Вселенского Собора против отрицавших сошествие Христа во ад (J. D. Mansi. Sacrorum Conciliorum Nova et Amplissima Collectio. Paris—Leipzig, 1901—1927. T. III. P. 565). Подробнее о теме сошествия во ад в древнехристианских Символах см. в: J. A. MacCulloch. The Harrowing of Hell. P. 67—74. 192 Пс. 48:15 по LXX (в Синодальном переводе: «Как овец, заключат их в преисподнюю, смерть будет пасти их»). 193 Ин. 10:15. 194 Беседа на 48-й псалом 9. 195 Слово 45, 1—2. 196 Слово 45, 24. 197 Об этом см. подробнее в: J. Danielou. The Theology of Jewish Christianity. London. P. 233. 198 См. Иеромонах Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998. С. 217. 199 Цит. по: Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. М., б.г. С. 212. 200 Название и сюжет стихотворения связаны с тем, что на время Великого поста Григорий давал обет молчания и разрешал его только на Пасху. 201 О самом себе 38. 202 Среди возможных авторов трагедии ученые называли, помимо св. Григория Богослова, Аполлинария Лаодикийского (IV в.), Григория Антиохийского (VI в.), Исаака Цециса (XII в.), Феодора Продрома (XII в.), Константина Манассию (XII в.), неизвестного автора XI—XII вв. Против датировки памятника XI—XII вв. свидетельствуют как внутренние данные, так и тот факт, что liber tragediae Григория Богослова упоминается в каталоге церковных книг восточно-сирийского писателя рубежа XIII—XIV вв. Эбед-Иешу (см. J. S. Assemani. Bibliotheca orientalis III, 1. Roma, 1725. P. 23—24). Поскольку сирийские переводы сочинений св. Григория относятся к V—VII вв., тогда как в последующие столетия переводы с греческого практически не делались, ибо сирийская Церковь Востока полностью утратила контакт с Византией, невозможно предположить, чтобы византийское произведение XI или XII в. было вскоре своего появления на свет переведено на сирийский язык. Подробное исследование вопроса о подлинности произведения см. в: A. Tuilier. Introduction. — Gregoire de Nazianze. La passion du Christ. Tragedie. SC 149. P. 11—121 (автор защищает подлинность трагедии). Там же (P. 117—121) полная библиография вопроса. 203

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=848...

119 от уст лживых, от языка лукавого. Т.е. от клеветников. 119 тебе. Т.е. врагу, досаждающему псалмопевцу. 119 Изощренные стрелы сильного. Враг псалмопевца силен и коварен. 119 у Мосоха ... у шатров Кидарских. Псалмопевец говорит о тяготах пребывания среди язычников, подразумевая, что жизнь его стала бы совсем иной в окружении богоизбранного народа. Маловероятно, чтобы псалмопевец мог попеременно жить то в Мосохе, то в Кидаре, поскольку первая из названных местностей находится в Малой Азии ( Быт. 10,2 ; Иез. 38,2 ), а вторая в Аравии ( Ис. 21,16 ; Иез. 7,21 ). Скорее всего это символы очень отдаленных от Израиля земель. Глава 120 Пс. 120 Первый стих данного псалма объясняет, почему он отнесен к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). Взор псалмопевца устремлен к конечной цели его паломничества Иерусалиму и святой горе Божией, Сиону. В предвидении встречи с Господом, он говорит о своем твердом уповании на Него. Псалом является внутренним монологом его автора (ср. Пс. 41; 42; 102 ), либо, и это более вероятно, что словами псалмопевца-паломника псалом только начинается, а остальная его часть представляет собой речь, которой священник укрепляет упование этого благочестивого человека.Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . 120 Возвожу очи мои к горам. Как в самом Иерусалиме, так и вокруг него, множество холмов. Однако лишь один из них, Сион, имеет особое значение для Израиля, ибо он избран Господом для явления Своего присутствия избранному народу (см. ком. к Пс. 2,6 ). 120 Не даст Он поколебаться ноге твоей. См. ком. к Пс. 118,133 . 120 не дремлет и не спит. Не будучи подвластным слабостям человеческой природы, Бог не нуждается в сне, поэтому можно не опасаться быть забытым Им. В свое время пророк Илия насмехался над жрецом Ваала, говоря, что его божество спит и потому не может вступиться за верующих в него ( 3Цар. 18,27 ). хранящий Израиля. На Бога, как на Защитника, может полагаться весь народ Божий. Глава 121 Пс. 121 По своему содержанию Пс. 121 является типичной песнью восхождения (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

93. Судя по тому, что братий дома всегда сопровождал смотритель, надо полагать, что он с ними шел и в Церковь; – он впереди, как обычно, а за ним по своему порядку и братия. Вероятно также, что и в Церкви для братий всякого дома было свое место, и они становились по своему порядку, как и везде. Устав не поминает об этом; но это само собою наводится из того, как идут на работы, и как слушают поучения Аввы монастыря, как увидим. 94. Опаздывание в Церковь считалось нарушением законов иноческого жития; и опаздывавший подвергался епитимии. Опаздывавший днем подвергался ей, если опаздывал на одну молитву, а опаздывавший ночью, подвергался ей, если опаздывал, на три молитвы (п. 9. 10). На домашних же молитвах, всегда на одну молитву опаздывавший нес епитимию (п. 121). 95. Состав молитвословий был очень прост. Петы были псалмы, и между ними вставляемы неустные молитвы, кото­рый умно всякой совершал сам в себе, по тем мыслям и чувствам, к каким располагал пропетый псалом. Пел псалом недельный брат посреди Церкви. Во время пения псалма все сидели (пр. Касс. кн. 2, п. 1); по окончании псалма вставали и умно молились, стоя; потом преклоняли колена и падали ниц на короткое время; вставши, опять молились, стоя. Так повторялось 12 раз; и это-12 молитв, заповеданных Ангелом. Пение последнего 12-го псалма отличалось тем, что после каждого стиха прилагалось: аллилуйя, как по свидетельству пр. Кассиана, показал Ангел (там же-п. 6). Для этих аллилуиарных псалмов те толь­ко и брались псалмы, которые имели такую надпись (там же-п. 11). 96. Конец псалма показывал время вставания на мо­литву; преклонять колена и падать ниц, следовало вслед за братом, стоящим посреди и поющим. И вставать сле­довало вслед за тем, но как это не для всех видно, то для вставания давал знаке ударом руки о что нибудь Авва монастыря, после которого (удара) все должны были вставать разом (- п. 6 устава). Пр. Кассиан говорит, что колен во время молитвословия не преклоняли с вечера субботы до вечера воскресения, и во все дни Пятидесятницы, а моли­лись между псалмами лишь стоя, с воздеянием рук (кн. 2, п. 12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

93. Судя по тому, что братий дома всегда сопровождал смотритель, надо полагать, что он с ними шел и в Церковь; — он впереди, как обычно, а за ним по своему порядку и братия. Вероятно также, что и в Церкви для братий всякого дома было свое место, и они становились по своему порядку, как и везде. Устав не поминает об этом; но это само собою наводится из того, как идут на работы, и как слушают поучения Аввы монастыря, как увидим. 94. Опаздывание в Церковь считалось нарушением законов иноческого жития; и опаздывавший подвергался епитимии. Опаздывавший днем подвергался ей, если опаздывал на одну молитву, а опаздывавший ночью, подвергался ей, если опаздывал, на три молитвы (п. 9. 10). На домашних же молитвах, всегда на одну молитву опаздывавший нес епитимию (п. 121). 95. Состав молитвословий был очень прост. Петы были псалмы, и между ними вставляемы неустные молитвы, который умно всякой совершал сам в себе, по тем мыслям и чувствам, к каким располагал пропетый псалом. Пел псалом недельный брат посреди Церкви. Во время пения псалма все сидели (пр. Касс. кн. 2, п. 1); по окончании псалма вставали и умно молились, стоя; потом преклоняли колена и падали ниц на короткое время; вставши, опять молились, стоя. Так повторялось 12 раз; и это—12 молитв, заповеданных Ангелом. Пение последнего 12-го псалма отличалось тем, что после каждого стиха прилагалось: аллилуйя, как по свидетельству пр. Кассиана, показал Ангел (там же—п. 6). Для этих аллилуиарных псалмов те только и брались псалмы, которые имели такую надпись (там же—п. 11). 96. Конец псалма показывал время вставания на молитву; преклонять колена и падать ниц, следовало вслед за братом, стоящим посреди и поющим. И вставать следовало вслед за тем, но как это не для всех видно, то для вставания давал знаке ударом руки о что нибудь Авва монастыря, после которого (удара) все должны были вставать разом (— п. 6 устава). Пр. Кассиан говорит, что колен во время молитвословия не преклоняли с вечера субботы до вечера воскресения, и во все дни Пятидесятницы, а молились между псалмами лишь стоя, с воздеянием рук (кн. 2, п. 12).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=859...

Дошедши до северной страны, когда пение псалма кончилось, святитель, обратившись лицом к северу, произнес следующую молитву: «Господи, Боже наш, север и море и всяческая создавый, егоже небо и земля вместити не может, на земли храм Себе имети изволивый ко всегдашнему хвалению пресвятаго имени Твоего, смиренно припадающе Твое человеколюбие молим, основания храма сего, и все его здание благослови, и силою Твоею утверди, непозыблемо же и неразрушимо сотвори, во славу Тебе единого в Троице Святей славимаго Бога, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно, и во веки веков». «Аминь», подтвердил хор. После того, шествие продолжилось к западу, и певцы, как бы в ответ на приведенную молитву, стали петь 126 псалом, возбуждающий живую надежду на Бога в этом деле. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (напрасно бодрствует страж). Если что, то именно приведенные слова имели особенный смысл и значение в данном случае и исполнились с буквальною точностью. Начать строить почти без всяких средств и в четыре года довести постройку до конца, – не говорит ли это ясно, что Сам Господь создал этот храм и, вообще, созидает все храмы на св. Руси, так как история почти всех храмов в этом отношении одинакова. Дошедши до запада и обратившись лицом к западу, архиерей вознес следующую молитву: «Господи, Боже наш, егоже хвально имя от восток солнца до запад, Твоим божественным Промыслом избравый в жилище Себе место сие: посли ныне, смиренно молим Тя, небесное Твое благословение на не, и благослови начало здания сего, и укрепи и утверди е, и благопоспешно к совершению приведи: Ты бо еси вся на пользу душ наших действуяй, и Тебе славу воссылаем»... По прочтении молитвы, продолжилось шествие и кропление от запада к югу. Для понимания совершающегося действия, певчие пели 121 псалом, наглядно изображающий радость приближающихся к дому Господню: «Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень». «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим», слышится торжество по случаю скорого достижения цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/h...

Игумен: «Да помянет Господь всех духовных отец и братию нашу»; братия: «аминь». По знаку игумена старейший велегласно начинает «Милостив и щедр Господь» ( Пс. 110:5 ), все встают и поют дальше. Служивший священник: «О всех благодарим Господа». Братия: «Господи помилуй» трижды. Священник: «Над всеми благодарим Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки…». Братия: «Аминь», и начинают псалом 121 «Возвеселихся о рекших мне», который и поют, идя пред игуменом из трапезы, присоединяя и псалом 83 «Коль возлюблена селения Твоя». Шествие из трапезы направляется в «предбожницю» (притвор), где священник, став пред царскими дверьми, творит молитву: «Тебе истинному Человеколюбцу Богу мы грешнии…». «По кончании молитвы рекшем Славу, бывает реченыя молитвы от попа отпущение». После «аминь» священник и братия делают три поклона. Священник, обратившись, говорит: «Благословите, святии». Братия падают на колени, говоря: «Благослови, отче». Священник: «Христе Боже, молитвами Пресв. Богородицы и св. Предтечи (храмовый святой) и всех святых помилуй и спаси души наша». После «аминь» каждый идет в свою келью 2827 . Почти буквально сходен с этим чином трапезы чин, даваемый Типиконом Константинопольского Пантократорского монастыря 1136 г. (в рукописи только XVIII в.). Разница в следующем. Отправлялись в трапезу, получив антидор, после троекратного удара в древо. Священник про себя произносил ту же молитву, но которая приводится здесь полностью: «Господи Боже мой, животворящий хлеб, истинная пища всего мира, направляющий настоящую нашу жизнь и обещавший нам причастие будущей, Сам благослови пищу нашу и питие и сподоби неосужденно причаститься их нас, славящих и благодарящих Подателя всех благих даров»; затем священник, делая крест над столом, возглашает конец молитвы: «Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое». Знак на перемену блюд подается ударом по столу деревянным молоточком. В возгласе «(Велико имя) Святыя Единосущныя» прибавка «Животворящия». По возвышении укрухов игумен благословляет всех; поется «Милостив и щедр», пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010