24 Он же. Беседа на псалом 33:9. PG 29, 373А (р. п.: С. 303). 25 Интересно, что св. Григорий называет «божественным» митрополита Митрофана Смирнского, отлученного Константинопольским Собором 879 г. за отказ воссоединиться с патриархом Фотием, в оппозиции которому он состоял со времен фотианско–игнатианских споров, и скончавшегося вне общения с Церковью. 26 « Τρισσοφαος αγλης, αγαθ, και ενιαας αστραπς θετητας απλασαι καταξωσον ημας » — таких в точности слов не находим в Троичных канонах Митрофана, ибо хотя по сноске в греческом тексте читаем: «Канон троичен 3–го гласа, песнь 1, тропарь 1», но в означенном тропаре усматривается лишь малое сходство с приведенным текстом. Впрочем, в одной из рукописей вместо Митрофана упоминается Феофан. 27 Канон троичен 3–го гласа, песнь 1, богородичен. Наш перевод несколько отличен от данного в славянском «Октоихе», где греческое « φθης » вместо «узрелся» переводится как «явился». 28 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4. С. 252 (р. п.: С. 253). 29 Григорий Нисский. Слова на заповеди блаженства, 4. PG 44, 1269А. В оригинальном тексте Григория Нисского: «невидимый по природе». 30 Он же. Против Евномия, 2, 1. Jaeger, W. (Editor), Gregorii Nysseni opera, vol. 1, Leiden, 1960, p. 334 (p. п.: С. 119). 31 Василий Великий. Против Евномия, 2. PG 29, 648АВ (р. п.: С. 120–121). 32 Там же. 33 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 13. PG 90, 293D–296A (р. п.: Кн. 2. С. 47). 34 Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 1. PG 90,1124D–1125A (р. п.: Кн. 1. С. 233); Главы различные, 1, 5. PG 90, 1180А (р. п.: Кн. 1. С. 257). 35 Там же, 2, 1. PG 90, 1125АС (р. п.: Кн. 1. С. 234). 36 Григорий Нисский. Слова на заповеди блаженства, 4. PG 44, 1269А. В оригинальном тексте Григория Нисского: «невидимый по природе». 37 Выше эта цитата относится Паламой к Григорию Нисскому (см. прим. 425). Издатели греческого текста дают ссылку на слово св. Кирилла Александрийского «О поклонении в Духе», 9 (PG 68, 608А), но там похожих слов не обнаруживается.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3137...

в саккос, омофор и митру). Во время обычного начала архиерей совершает каждение Евангелия, лежащего посередине, и всех рвов, вырытых для фундамента (каждение совершается от первой стены алтаря по кругу в направлении против движения солнца). После псалма 142 произносится великая ектения с добавлением специальных прошений на основание храма. По возгласе поется «Бог Господь» и тропари, включая особый тропарь на основание храма. Далее читается псалом 50, во время которого приносится вода и елей. Следуют молитвы на освящение воды и елея, а также молитва на водружение креста. Архиерей вместе со священниками водружает крест, после чего подходит ко рву, где лежит камень, который будет положен в основание храма. Архиерей читает молитву над камнем, окропляет его святой водой и кладет на приготовленное место со словами: «Основывается церковь сия в славу Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в честь и память (название праздника, либо имя святого) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Возливая на камень святой елей, архиерей произносит: «Благословенно и знаменано буди место сие в дом молитвенный, в честь и славу Бога, в Троице Святей славимаго...» Заключительная часть чина включает ектению с прошениями об основателях храма и отпуст. Если совершается освящение деревянного храма, то архиерей, взяв топор, ударяет им трижды в среднее алтарное бревно со словами: «Начинается дело сие во имя Отца и Сына и Святаго Духа, в честь же и память...» Затем архиерей обходит основание с четырех сторон, окропляя бревна и на каждой стороне делая по три удара в бревно. При этом читаются псалмы 86, 126, 121 и 131. В некоторых Требниках печатаются также особые чинопоследования при водружении креста на купол новосооруженного храма и при освящении колокола. Освящение храма и антиминса Чин великого освящения храма совершается после того, как все строительные работы завершены. Этот чин совершается архиереем и лишь в исключительном случае может быть совершен священником (в этом случае некоторые молитвы опускаются).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Из Греции чин Торжества Православия перешел в Русскую Церковь . Победа Православия в самой Греческой Церкви первоначально праздновалась в первую Неделю Великого Поста. Таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия имеет глубокие исторические корни. Церковь этим торжеством дарует высокое утешение проходящим подвиг поста, являя доказательство живого общения каждого из нас по вере и жизни со всей Церковью и полагает основание для молитвенного ходатайства за всех перед Богом. Торжество Православия утверждает и укрепляет верующих в правой вере, непрерывно и неизменно сохраняющейся от времен апостольских и имеющей сохраниться в чистоте до скончания мира по обетованию Господа ( Мф. 16, 18 ). Чин Православия 402 , который состоит, в основном, из молебного пения, совершается в Патриаршем соборе и в кафедральных соборах после прочтения часов перед Литургией или после Литургии, на середине храма – перед иконами Спасителя и Божией Матери. После обычного начала читается псалом 74, произносится мирная ектения. После «Бог Господь» и пения тропарей «Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи» читаются Апостол (Рим., зачало 121) и Евангелие (Мф., зачало 75), произносится сугубая ектения и читается молитва об укреплении верных в правой вере. По прочтении Символа веры протодиакон возглашает: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера Православная, сия вера вселенную утверди». Затем протодиакон возглашает 12 анафематствований (отрицающим бытие Божие, равночестность Сына Божия и Святого Духа Богу Отцу, не приемлющим благодати искупления и др.). После каждого возглашения протодиакона трижды провозглашается «Анафема» (т.е. «Да будет отлучен» от Церкви). Затем поется «Вечная память» всем подвизавшимся в Православии и возглашается многолетие. Торжество заканчивается пением «Тебе Бога хвалим» и целованием икон 403 . ВТОРАЯ СЕДМИЦА И ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА В субботу второй седмицы, а также в субботы 3 и 4 седмиц поста совершается заупокойная служба. Особенности службы в эти субботы следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Пораженные величественным (хотя только воображаемым) видом города, шедшие в него восклицают: ты Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город, но еще славнее, как религиозный центр всех колен народа израильского, где находился дом Господень. И тамо взыдоша колена Господня, – в этих словах заключается наилучшая похвала, какую только могли сделать израильтяне Иерусалиму. Это город, говорили они, «куда восходят колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне» (пер. с евр.). Туда, то есть в Иерусалим, восходили раньше (до плена) все племена Господни, – называет их Господними, как народ особенный, отличный от других народов, как подчиненный Господу. Пророк воспоминает здесь о прежнем величии и славе Иерусалима, когда туда собирались все племена (колена) три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и Кущей ( Исх.23:17 ). Исповедатися имени Господню – это, по словам св. Иоанна Златоуста , значит: «благодарить, совершать богослужение, молитвы, приносить дары и жертвы» с. 377]. Свидением Израилевым пророк назвал, по словам блж. Феодорита, закон, ясно повелевающий собираться на месте, «которое изберет Господь Бог» ( Втор.12:5, 16:16 ) с. 613], а по св. Иоанну Златоусту – это свидетельство промышления Божия о еврейском народе – «закон, собрания, богослужение» с. 377]. Кроме сего, Иерусалим служил и политическим центром иудейской земли, как средоточие всякой правительственной и судебной власти: яко тамо седоша престолы на суд, престолы в дому Давыдове. То есть там жили цари из рода Давидова и иереи, и там стояли престолы, или скамьи, для суда, который производился царем и его представителями над домом Давидовым, или, что то же – над народом израильским. Упоминание о престолах сделано двукратно: по объяснению св. Иоанна Златоуста , первое относится к престолам архиереев и священников, а вторично престолами называются престолы царей с. 377]. Пс.121:6–7 Вопросите же яже о мире Иерусалима: и обилие любящим тя. Буди же мир в силе твоей, и обилие в столпостенах твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пророк вопрошает: Господи, кто обитает в жилищи Твоем, или кто вселится во святую гору Твою? О каком жилище Божием говорит здесь пророк? Судя по тому, что он упоминает здесь о святой, т. е. Сионской горе, на которой построен был Иерусалим, а в нём храм Богу Истинному, в целом мире в то время единственный, нельзя не видеть, что под жилищем Божиим пророк разумел храм Иерусалимский, который он же во многих местах называет домом или селением Божиим, так например: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея ( Пс.25:8 ), иди: изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих ( Пс.83:11 ), или: возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ( Пс.121:1 ), или ещё: дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний ( Пс.92:5 ) и проч., и который действительно таков и есть, по свидетельству Самого Сына Божия: дом Мой дом молитвы есть, сказал Он, изгоняя из храма продающих и купующих, вы же сотвористе вертеп разбойником ( Мф.21:13 ), или когда опечаленная Его отсутствием Пресвятая Дева, нашедши Его во храме, вопрошала Его с прискорбием: чадо, что сотвори нама тако? се отец твой и аз боляще искахом Тебе, Он отвечал им: что яко искасте Мене? не весте ли, яко в тех, яже Отца моего, достоит Ми быти ( Лк.2:48–49 )? Но поскольку та же гора Сионская, по изъяснению святого апостола Павла, знаменует и град Бога живого, Иерусалим небесный и церковь торжествующую духов праведных, в коей выну пребывает Господь Бог, или царство небесное: приступисте, говорит он христианам из евреев, к Сионстей горе, ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу и духом праведник совершенных ( Евр.12:22–23 ): то нет сомнения, что пророк, говоря о жилищи Божием вообще, имел в мыслях своих не только жилище Божие видимое и вещественное или благодатное, каковым были некогда Скиния свидения и храм Иерусалимский, а ныне храмы или церкви христианские, как освящённый наитием того же Духа Господня, но и невидимое и духовное или небесное, каковым есть царство славы вечной, в отношении к коему храмы земные служат только преддверием, но преддверием необходимым и неминуемым, или тою чудесною лествицею, от земли до небес досязающею, которую увидев во сне благочестивый патриарх Иаков с благоговейным ужасом воскликнул: несть сие, но дом Божий и сия врата небесная ( Быт.28:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Согласно древним арм. Лекционариям, отражающим практику Иерусалимской Церкви V в., во время одной из процессий в неделю ваий пелся Пс 117 с припевом (антифоном) «Благословен грядущий во имя Господне, благословен грядущий» ( Renoux A. Le Codex Arménien Jérusalem 121. P., 1969-1971. 2 vol. (PO; N 163, 168)). В Типиконе Hieros. S. Crucis. 43, 1122 г., отражающем практику соборного богослужения Иерусалима X в., после 6-й песни канона утрени в неделю ваий (перед чтением утреннего Евангелия) указывается пение Пс 117 на 4-й глас, вслед за 20-м стихом к-рого совершался вход. Непосредственно перед чтением Евангелия вместо «Всякое дыхание» пели «Бог Господь» со стихом «Εξομολογεσθε τ Κυρ, τι Χριστς...» (греч.-        : парафраз Пс 117. 21 - Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X в. Каз., 1894. С. 9). Типикон Великой ц. X в., а также все редакции Студийского и Иерусалимского уставов указывают Пс 117. 26a+27a, 1 в качестве литургийных прокимна и его стиха на праздник Входа Господня в Иерусалим. Этот же прокимен поется на литургии праздника и по принятому ныне Иерусалимскому уставу; кроме того, строки Пс 117 входят в избранный псалом недели ваий, из них составлен 3-й праздничный литургийный антифон , стихи 26a+27a являются причастном праздника. Наконец, парафраз Пс 117. 27 (                    ) содержится в ирмосе 9-й песни праздничного канона прп. Космы Маиумского, используемого и в наст. время. Пасха Согласно древним арм. Лекционариям, слова Пс 117. 24 пелись в Иерусалиме V в. вечером в Великую субботу (перед паремиями). Согласно груз. переводу иерусалимского Лекционария, отражающему практику VII в., эти слова были прокимном на литургии в 1-й день Пасхи (стих: Пс 117. 25 - Tarchnishvili. T. 1. [Pars. 1.] P. 114; [Pars. 2.] P. 143). В Типиконе Великой ц. прокимен тот же, но с 1-м и 2-м стихами Пс 117 ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 94); он же звучит на литургии 1-го дня Пасхи и в наст. время (с 1-м стихом). Кроме того, согласно Студийскому и Иерусалимскому уставам, отдельные строки из Пс 117 с тропарем Пасхи образуют начальный пасхальный антифон, к-рый поется перед утреней, литургией, вечерней (а также молебном или последованием погребения, если они совершаются) в 1-й день Пасхи и во всю Светлую седмицу (при этом «Бог Господь» в эти дни не входит в состав утрени).

http://pravenc.ru/text/ Бог Господь ...

«Псалмы восхождений» (Пс. 119–133) можно понимать как песни паломников, исторически связанные с Сионом, а символически — с путешествием человека по дороге жизни. Входящий в состав данного сборника псалом 120 (121) достаточно краткий, в нем нет отсылок к историческим событиям прошлого. Видимо, поэтому в отечественной библеистике он остался без внимания. В иностранных исследованиях (Боб Бэкинг, Артур Вайзер, Клаус Сейбольд) данная поэма нередко интерпретируется как частная песнь паломника, покидающего родной дом, написанная в форме диалога отца с сыном. Следуя рассуждениям Зигмунда Мувенкеля, Ганса-Иоахима Крауса, Марины Манатти, автор статьи предпочитает литургический подход к анализу псалма 120 (121). Исследование композиции и стилистики псалма показывает, что текст удобен для антифоного пения. В поэме имеется риторический вопрос паломника (стих 1), ответ на него священника (стих 2) и слова утешения (стихи 3–8). Теология псалма концентрирует внимание читателя на роли Яхве, который выступает по отношению к человеку не только творцом, но и помощником, хранителем, твердыней и покровом. Особенности литургического богословия данного гимна, по мысли автора статьи, показывают, что в дошедшем до нас виде текст адаптирован для богослужебного исполнения. Следовательно, он в первую очередь исполнялся в храме священниками и левитами, а во вторую — его продолжали исполнять возвращающиеся домой рядовые израильтяне. Псалом 131 (132 по Масоретскому тексту) является одним из наиболее ярких поэтических библейских гимнов, воспевающих власть царя на Сионе. Многие комментаторы трактуют данный псалом как пророчество о безусловной незыблемости трона Давида, не принимая во внимание возможные исторические предпосылки появления данного гимна. В исследовании преподавателя Сретенской духовной академии, аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонаха Иринея (Пиковского) анализируется процесс переинтерпретации ключевых выражений псалма, связанных с «заветом», по мере фиксации библейского текста в разных периодах истории Древнего Израиля. Применяемый историко-филологический метод экзегезы позволяет увидеть как минимум две ключевые мысли, которые явно или имплицитно присутствуют в псалме. Во-первых, автор псалма пишет о требованиях к потомкам Давида, при которых они могут претендовать на вечность своего царствования. Во-вторых, к «завету» с Давидом присоединяется обещание Господа поселиться на Сионе. А это значит, что любые «мессианские» толкования из текста данного псалма должны учитывать высокую роль храма, который в послепленный период был важен не менее, чем ожидаемый Мессия.

http://bogoslov.ru/person/561785

2. Это было установлено в целях богопознания, чтобы иудеи, блуждавшие повсюду, не имели поводов и путей к идоло­поклонству. Потому Бог и заповедал там приносить жертвы, там молиться, там отправлять торжества, самым ограниче­нием места желая оградить, удержать и обуздать их мысли, склонявшиеся к нечестию. Это и выражает пророк словами: «колена Господни, по откровению Израилю». Что значит: «по откровению Израилю»? Величайшее свидетельство, доказательство, знак промышления Божия, при котором не оставалось им никакого оправ­дания, если они отступят, совратятся и уклонятся к идолам. Это было величайшим свидетельством Его промышления, силы и премудрости. Там читался закон, который содержит све­дения и повествования о древних великих событиях; там они, встречаясь друг с другом, соединялись любовью; там совершившиеся торжества служили для них поводом и слу­чаем к взаимным сношениям; усиливался страх (Божий), умножалось благочестие и бесчисленное множество благ проис­ходило от стечения их в этот город. «Про славлять имя Господне», т.е. благодарить, совершать богослужения, молиться, приносить дары и жертвы, что руководило их к благочестию и делало общественное устройство более твердым. «Ибо там поставлены престолы для суда, престолы в дому Давида» ( Пс.121:5 ). Вот и другое преимущество города. Какое? То, что там царские чер­тоги. Это именно означают слова: «там поставлены престолы для суда, престолы в дому Давида». Другой переводчик (неизвестный переводчик): «дома Давида» ( του οκου). Двоякое начальство, священников и царей, там сое­динялось в одно, так что город украшался как бы двойным украшением – венцом и диадемою. Там были судии, к которым восходили дела, превышавшие разумение прочих. Если в каких-нибудь других городах возникал вопрос, приво­дивший в недоумение, то его представляли, как бы на апелляцию, к судьям иерусалимским и оттуда получалось разре­шение. Так было в древности; а теперь все было в жалком состоянии, – было совершенное запустение, разрушение, развалины, немногие остатки зданий жалкого вида, только намекавшие и на­поминавшие о прежнем благосостоянии. Впрочем, пророк не ограничивает своей речи этими печальными воспоминаниями, но возбуждает радостную надежду и говорит: «молите же о мире Иерусалиму, и (да будет) обилие у любящих тебя!» ( Пс.121:6 ). Что значит: «молите же о мире Иерусалиму»? Иначе сказать: просите, требуйте. Другой переводчик (Симмах) говорит: «приветствуйте Иерусалим» ( ασπσατε), т.е. моли­тесь, чтобы он возвратился к прежнему благосостоянию, чтобы избавился от частых войн, чтобы получил наконец спокойствие. Или это говорит (пророк), или пророчествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Толкование на Псалом 125 принадлежит к серии экзегетических проповедей на тему псалмов с надписаниями “Песнь восхождения”. Эти проповеди блаженный Августин произнес, вероятно, в конце 412 г. 5 в Карфагене 6 . К этому времени уже выработался его метод трактовки библейских текстов в рамках толковательной проповеди, и данный образец такой трактовки вполне характерен. На этом примере можно наблюдать многие особенности, свойственные корпусу “Толкований на Псалмы” в целом: господство аллегорических (в частности, типологических) объяснений 7 , стремление расслышать в псалмах указание пути внутреннего совершенствования христианина, христоцентричность толкования и связанность изъяснительной проповеди с нуждами пастырского назидания Церкви, а также некоторые “технические” стороны изъяснения: использование текста Италы, отличное знание Псалтири наизусть и умение вовремя привести нужную цитату и другие. Ниже мы постараемся отметить некоторые черты образности данного толкования, связанные с общими особенностями толковательного метода, иными словами, интерпретативную силу образов в проповеди. Образ восхождения . В современной библеистике считается вероятным, что группа Псалмов с надписанием “Песнь восхождения” (евр. sir hamma ca lot, греч. лат., по Итале и Вульгате, canticum graduum, буквально ‘Песнь ступеней’), именно, Псалмы 119–133, составляла особое собрание молебных песней для иудеев, путешествующих в Иерусалим, чтобы участвовать в общенародных религиозных празднествах 8 ; соответственно надписание предлагается переводить как ‘Песнь паломничества’. Это хорошо согласуется с внутренним показанием некоторых мест данных Псалмов, которые как бы передают устремленность взгляда на Сион, ‘куда восходят колена Израилевы’ (121:1–4; 124:1–5; 128:5; 133:1–3). Слову вос­­хо­дят в еврейском тексте соответствует, кстати, форма глагола ‘lh, от которого производным и является ma ca lah надписаний, переводимое как ‘ступени’ по-латыни, но означающее также ‘восхождение, возвращение (на родину)’.

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-psalom-s...

1. Заголовок псалма Все псалмы сборника «песней восхождений» (Пс. 119–133) озаглавлены словами . Заголовок псалма 120 по Масоретскому тексту содержит направительный предлог («для», «к», «на»), так что вся фраза принимает вид «песнь для восхождений» ( ). В кумранской рукописи 11Q5Psa, которая лучше всего сохранила первые строки «псалмов восхождения», псалмы 120, 121, 125 и 129 содержат общий заголовок . Септуагинта буквально переводит данное надписание как δ τν ναβαθμν («песнь восхождений»). В переводах Акилы и Симмаха по Гексаплам Оригена заголовок псалма 120 звучит схожим образом: «гимн для восхождения» (σμα ες τς αναβσεις). Следовательно, можно говорить о ранней устойчивой традиции данного надписания в рукописях Священного Писания . Слово «восхождение» () в книге Ездры связывается с «началом выхода () из Вавилона» (Езд. 7:9). Согласно раввинскому преданию, пятнадцать «песней восхождений» соответствуют пятнадцати ступеням Иерусалимского храма, на которых левиты пели и играли на музыкальных инструментах (Мишна. Мидот. 2:5) . Если принимать во внимание иудейское предание, ступени храма имеют символическое значение (Быт. 28:11), отчего и песни данной группы получили альтернативное название — «песни ступеней» . Оливер Дима полагает, что еврейская идентичность была не только духовно, но и прежде всего физически связана с Сионом. Тема паломничества не стоит в центре внимания псалма 120 , следовательно, по Дима, данный псалом по своему характеру ближе к «песням Сиона» (ср. Пс. 136:3) . Начиная с Оригена в христианской среде заголовки «песней восхождений» интерпретировались как ступени (этапы) приобретения мудрости . Исследуя традиционные предания, протоиерей Николай Вишняков полагал, что в псалме мы имеем дело с песнями, воспетыми «первоначально по случаю возвращения из плена [Вавилонского] и певшимися потом толпами иудеев при ежегодных религиозных путешествиях их в Иерусалим для поклонения Господу» . Большинство современных ученых связывают «восхождение» с ежегодными религиозными праздниками, проводимыми трижды в год в Иерусалимском храме (Втор. 16:16).

http://bogoslov.ru/article/6177544

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010