В целом это правило впервые официально определяло статус монашествующих в рамках церковных институтов. Выше мы уже сказали, что оно поставляет монахов в непосредственную зависимость от епископа — зависимость не рабскую, но зависимость детей от отца. Служение епископа само по себе возвышенно и многотрудно, как говорит об этом святитель Иоанн Златоуст: «Не вселенною ли управляет царь, между тем как епископ – одним только городом? Но заботы последнего настолько же больше, насколько воздымающееся и беснующееся море различается от речной воды, приводимой в движение лишь ветром. Епископ подлежит приговору всякого, суду всех – и мудрых, и неразумных; каждый день, каждую ночь он изнуряется в заботах; у него много недоброжелателей, много завистников. У епископа много нужд, которые заставляют его выходить из своего дома; ему нужны тысячи глаз со всех сторон» . Вполне естественно, что в такой ситуации часть надзора за паствой переходит на приходе в руки настоятеля, а в монастыре в руки игумена. «Следует епископам, — говорит прп. Феодор Студит, — окрылять души, освобождать их от мира, возводить к Богу и спасать всю паству от греховной смерти, а необходимое для настоящей жизни, как второстепенное, устраивать через экономов и приставников» . И это перераспределение надзора за повседневными нуждами обители должно происходить в духе взаимной евангельской любви: епископ должен вверить внутреннюю жизнь обители тому, кто может ежедневно править монашествующей паствой, то есть игумену, а монашествующие в свою очередь с доверием и любовью взирают на архипастыря как на «подражателя апостолов и образец для верных» . Приведенный нами фрагмент 4 правила IV Вселенского собора содержит также следующие положения, касающиеся отношений епископа с монашествующими. Во-первых, правило повелевает испрашивать благословение епископа на создание монастыря. Исторически оно было направлено против злоупотреблений евтихианских монахов, которые жили в самовольно основанных ими кельях, отдельно от своего монастыря, присваивая себе при этом звание архимандрита. Поэтому правило повелевает, чтобы всякая община подвижников, которая желает утвердиться в качестве монастыря, испрашивала на это архипастырское благословение. Правило не предполагает, что монастырь созидается сверху, по указке, административным путем: наличие крепкой монашеской семьи и затем благословение правящего архиерея — вот правильное начало монастыря.

http://pravmir.ru/o-vzaimootnosheniyax-e...

Для чего другого сеет земледелец, как не для того, чтобы потом и пожать? Для чего трудится торговец, как не для того, чтобы получить прибыль? Так и слово учения раздаять поставленный для чего другого это делает, как не в надежде преуспеяния и усовершенствования слышащих? – В отношение же к вам, по грехам моим, слово мое остается совершенно бездейственным. Сею много и много тружусь, но никакого плода не вижу. Говорю, оглашаю, напоминаю – и иногда на час сила слова моего доходит до слуха вашего душевного, но вы тотчас скорее того опять все забываете и остаетесь в тех же прегрешениях. Плачу об этом и раздираюсь сердцем, не имея сил пресечь вашу беспорядочность. Конечно, такая безуспешность зависит от бессилия смиренных слов моих. Пусть, впрочем, в этом на моей стороне вина. Но разве вы не слышите словес Божественного Писания? Не оглашают ли они каждодневно слуха вашего спасительными догматами? – Что вопиют, кроме того, и святые отцы? Что возвещают? О чем свидетельствуют? Чем угрожают? – Не приводят ли они пред очи ваши страшного оного и неумытного судилища, потрясающего оного окончательного решения Божия, оного поражающего отвержения и мук бесконечных, огня неугасимого, червя ядовитого, не умирающего, тьмы тьмущей, тартарской преисподней и прочего, что при этом помышляется? – Не показывают ли они, насупротив этого, Царства Небесного – Жизни нескончаемой, славы неприступной, света неизреченного, недомыслимых красот рая, лона Авраамова, скинии святых, дворов праведных, чинов Ангельских, радований неизъяснимых? – И при всем том никакого не видно у вас исправления, ни даже раскаяния. – Какого, впрочем, слова можем мы послушать, когда только и ищем, чтобы удовлетворить свои плотские страсти и пристрастия, когда совсем опустились, только и на уме держим, как бы что поесть и попить, какое бы слово смешное выпустить на разорение своей души и души слышащего, что бы придумать, чтобы прикрыть вину свою или свалить ее на другого, – и обще скажу, когда мы души свои сделали не детелищем преподобия и правды, а всякого беззакония и неправды? (прп. Феодор Студит , 92, 350–351).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

епископ наблюдает, не уклоняются ли монахи от духовного делания к житейским попечениям, и по возможности оберегает их от подобных уклонений; епископ вправе знать финансовое состояние монастыря, но при этом он не может распоряжаться монастырским имуществом на правах собственности; епископ имеет право общего наблюдения за благочинием в монастыре; епископ может наблюдать за процессом избрания братией игумена, утверждает результат выборов и возводит избранного кандидата в должность или также в священный сан; монашествующие испрашивают у епископа благословения на совершение пострига. " Как видно из святых правил Церкви, они не предполагают независимости монастыря от епископа, но и не предполагают полного, тотального контроля правящего архиерея над вверенной ему монашествующей паствой, — пишет отец Валентин " . — Епископ выполняет роль наблюдателя за тем, чтобы в обители сохранялись священные традиции и церковные каноны, ибо он " неумолкающий благовестник, проповедующий заповеди Божии, неусыпный глаз, наблюдающий за путями каждого из руководимых им, образ Христа, взирая на который следующие за ним устраивают жизнь свою по-евангельски, всегда сияющий светильник, видимый подвизающимися во мраке неведения и греха, слово учения, поящее жаждущих спасительным питьем " (Прп. Феодор Студит. Послание 11. К Анастасию, епископу Кносийскому). Что касается выборности игумена, то, не отрицая саму возможность подобной практики, ее оппоненты с учетом современных российских реалий считают таковую преждевременной. Сравнивая состояние нашей церковной жизни с тем, что происходит в Греческой Церкви, они указывают на тысячелетнюю преемственность монашеской жизни в Греции и, напротив, практически полное отсутствие монастырской традиции в России. " Если позволить выбирать игумена или игумению братии или сестрам обители, в которых нет преемственности и отсутствует укорененность в традиции, то выборы будут осуществляться по принципу личной симпатии и панибратства, потворствуя слабостям и греховным наклонностям насельников. В таких условиях выборы игумена или игумении могли бы только закрепить существующие искажения монашеской жизни, сделать невозможным их исправление " , — говорится, в частности, в отзыве митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа.

http://e-vestnik.ru/church/monashestvo_m...

К получению спасения нам предлежит еще только, по апостольской заповеди, наздавать, на основании веры своей правой, злато, серебро и камение честное, а не дрова, сено и хврастие (см.: 1Кор. 3, 12 ) – сию пищу огня. Кто так утвержден, того ничто не может поколебать в его вере в Господа. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва, как написано ( Гал. 3, 13 ). Не попустим же себе опять попасть под клятву. Христос омыл нас в крови Своей, банею пакибытия и обновлением Духа Святаго; не дадим же себе отнюдь опять возвратиться к срамным делам, от которых отказались. Если же не сделаем так, то, в день откровения Своего, Он может сказать нам: Я сделал вас Своими стелесниками, вы же уды Мои сотворили удами блудничими; Я омыл вас от грехов ваших, так что вы не имели скверны, или порока, или нечто от таковых (ср.: Еф. 5, 27 ), – вы же опять обложили себя зловонием страстей и очернили себя скверной грехов; Я исполнил вас обильно умным светом через Духа Святаго, а вы ум свой сделали жилищем неистовых страстей; Я сделал вас сонаследниками вечных благ, вы же избрали быть лучше сонаследниками противника Моего: отыдите же от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (ср.: Мф. 25, 41 ). Но да не будет нам никогда услышать такой страшный глас и испытать такой нестерпимый гнев. Почему со всяким рвением возревнуем стяжать чистоту, слезы, сокрушение сердечное, исполняя свои послушания безропотно, бодрствуя в деле Божием день и ночь, чтобы враг, прокравшись, не поглотил невнимательной души. Когда бы нам и при бдении избежать козней змия! При дремании же как достигнуть сего! Но скажет кто: немощно и поползновенно естество наше. Согласен с этим и я, в том же естестве состоя. Но прошу вот о чем: как только случится что такое, тотчас да будут – раскаяние, исповедание, сокрушение сердца, и живое стремление к восстановлению прежнего доброго состояния. Так действуя каждодневно, достигнем искомого; достигши искомого, и желанный глас: придите – услышать сподобимся, – и Царствия Небесного наследниками сделаемся (прп. Феодор Студит , 92, 480–481).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как и Тарасий, патриарх Никифор до восшествия на престол был государственным чиновником. В церковной политике он придерживался того же умеренного направления, что и св. Тарасий, стараясь действовать во всем в союзе с императорской властью. То, что мирянин был поставлен на патриаршество, вызвало большое недовольство у зилотов, надеявшихся, что патриархом станет прп. Феодор Студит. Кроме того, император (по-видимому, отчасти для того, чтобы поставить на место Феодора Студита и сочувствующих ему) извлек из забвения спор о прелюбодейном браке Константина VI. Был собран собор духовных и светских сановников, подтвердивший законность брака императора. Священник, который в свое время венчал это брак, был принят в церковное общение. Это стало причиной того, что студийские монахи прекратили церковное общение с патриархом, чем вызвали репрессии против себя со стороны властей государственных. Монашество в целом могло быть также недовольно императором Никифором I, потому что он восстановил отмененные св. Ириной налоги. Никифор был энергичным императором и много заботился об укреплении армии. Он водил также военные походы. Один из них закончился катастрофой: воинственный болгарский князь Крум одержал полную победу над византийской армией, и сам император Никифор погиб в этой битве (26 июля 811 года). После него императором стал его близкий родственник Михаил I Рангаве. Правление этого государя непродолжительно (811—713 гг.). Михаил был слабым правителем и легко поддавался влиянию сильных людей. Он был готов идти на любые уступки в отношении требований монашества. Студиты были возвращены из ссылки, в которую были отправлены при Никифоре I за то, что вышли из церковного общения с патриархом. При императоре Михаиле I было принято новое решение о втором браке Константина VI. Это решение отменяло предыдущее, принятое при Никифоре I, благоприятное для Константина VI решение. Влияние преп. Феодора Студита стало безграничным. Благодаря своей огромной энергии он полностью подчинил себе слабовольного императора.

http://sedmitza.ru/lib/text/434196/

Нач.: «Величайшая согрешения и зело неудобоисцелна яже в начале в душы окаянных человек всея вселукавый враг спасения нашего...» л. 18 об. «Оглавление настоящия книги». л. 26 (1). «Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, постника и отшельника, бывшаго епископа христолюбиваго града Ниневии, словеса постническа написана убо от него свойственным языком, сказана...» Нач.: «Страх Божий начало есть добродетели, глаголется же быти рождение веры и сеется в сердце, егда отлучится ум от попечения мира сего...»   С 11. Сборник аскетический Нач. 19 в. 4о. 22х17, 16+26 л. Первый припереплетный лист в начале вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Писец – схим. Платон. Листы пронумерованы писцом буквенной цифирью с начала каждого произведения. Имеется поздняя нумерация. На полях многочисленные сноски, иногда слова на древнегреческом языке. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон. Без украшений. Содержание л. 1. Житие прп. Симеона, написанное Никитой Стифатом. «Житие и жительство иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова списанное прпрнейшим Никитой Стифатом учеником его и преложение на общий язык краткое». Нач.: «Добродетель есть вещь горяча, и зело прилична…» л. 1 (17). «Иже во святых отца нашего Максима Исповедника, слово постническо по вопросу и ответу». Нач.: «Брат вопроси старца, глаголя: молютися отче рцы ми, что есть смотрение Господня вочеловечения?»   С 12. Феодор Студит. Оглашения 1-я пол. 19 в. 4о. 22х17, 10+217 л. В начале и в конце рукописи один припереплетный лист вне нумерации без текста. Полуустав одного почерка. Нумерация буквенная писца. Имеется поздняя нумерация карандашом. На полях многочисленные сноски. Заголовки глав чернилами в колонтитулах. Переплет картон в коже с золотым тиснением. Украшения Заголовки и инициалы киноварные. На л. 1 об. вклеена гравюра с иконой Богоматери. Содержание л. 2. «Оглавление оглашений, обдержащих в сей книзе». л. 9. Молитва пред чтением книг. Нач.: «Господи Иисусе Христе отверзи мои уши и очи сердца моего».

http://bogoslov.ru/article/6192784

«Нет подвига более девства, — читаем у преподобного Феогноста. — Ведущему безбрачную жизнь удивляются самые Ангелы, потому что сколько трудов и усилий потребно, чтобы, состоя из плоти и крови, стремиться всегда непорочностью подражать невещественности Ангелов! И подлинно, столь велика и возвышенна сия добродетель, что — как превышающая природу — кажется невозможною, если Господь свыше не поможет!» 3 «…Совершающие поприще девства текут не один день, а всю жизнь; и путь их, и течение по нему невидимы, как невидима и брань, какую имеют они с невидимыми врагами. И как если бы кто увидел человека окрыленным, справедливо удивился бы, как он имеет вид то человека, то Ангела; так и хранящий подвижнически девство представляет странное некое зрелище и для Ангелов, и для людей: во плоти он и выше плоти; в мире и выше мира… …Для многих дар сей невместим, и отложен только для тех, кои распинают себя образом жизни своей», то есть которые стремятся следовать за Христом, живя в благочестии и чистоте (Прп. Феодор Студит / 33 . Т. 4. С. 477) 4 . Епископам, в частности, признано за благо быть безбрачными (VI Вселенский Собор, правило 12) ради попечения «о спасении и о преуспеянии людей на лучшее». … — Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:19, 13 ). Иначе говоря, не для того создано тело, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы оно повиновалось Христу как главе своей, а Господь как Глава управлял им. Свежий и нежный цветок целомудрия портится и вянет даже от шутливого или легкомысленного обращения, а нечистое прикосновение может его уничтожить. Целомудрие исходит от сердца, но его материей является тело человека, потому-то как все внешние чувства, так и сердечные желания могут его нарушить; нечистота взгляда, слуха, речи, прикосновения может его нарушить, когда сердце начинает забавляться ими и находит удовольствие в таких делах, о которых апостол Павел говорит: …не участвуйте в бесплодных делах тьмы, по и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:11 – 12:3 ). ( 27 . С. 79–80.)

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Позднее во времена первого иконоборчества Иоанн Синкелл в «Слове против Константина Кавасилы» (ок. 770 г.), отказываясь признать «безглавый» иконоборческий собор в Иерии (754 г.), писал в сходных тонах: «Собор есть тогда, когда пять патриархатов провозгласят одну веру и одно слово. А если из них хотя бы один будет отсутствовать или не склонится перед Собором, это не Собор, а лжесинагога и сборище тщетное и хвастливое» 28 . Во времена второго иконоборчества прп. Феодор Студит , отстаивая независимость церковной власти от государственной, писал (толкуя Мф.16,19 о посланных с властию вязать и решить): «Кто эти посланные? Апостолы и их преемники. А кто их преемники? Нынешний первенствующий Престол (πρωτοθρνος) римлян. Константинопольский – на втором месте, а затем – Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Это – пятиглавая держава (πεντακρυφον κρτος) Церкви и, кроме того, божественных учений мерило (κριτριον)» 29 . 3. Пентархия как принцип соборного устройства Церкви вопреки папскому примату и инославным церквям В середине IX в., в эпоху свт. Фотия Великого, учение о пентархии было сформулировано на более глубоком богословском уровне. Поскольку папа Николай I признавал патриаршее достоинство только трех престолов, основанных ап. Петром и его учеником евангелистом Марком: Рима, Александрии и Антиохии 30 , – в Византии стала формироваться идея об апостольском происхождении Константинопольской иерархии от апостола Андрея 31 , что не могло не придать апостольский авторитет и всему учению о пентархии в целом. Свт. Фотий в послании архиепископу Аквилейскому писал о необходимости согласия Римской Церкви с «другими четырьмя архиерейскими престолами» 32 . Ранее на Соборе 869 г. пресвитер и синкелл Илия, местоблюститель Иерусалимского патриарха Феодосия, говорил: «Вы все знаете, что для того Святой Дух установил в мире патриаршие главы, дабы возникающие в Церкви Божией соблазны ими уничтожались» 33 . На этом же Соборе византийский вельможа Ваанис, выражая общие воззрения своего времени, заявил: «Положил Бог Церковь Свою в пяти патриархах и определил в Своих Евангелиях, чтобы они никогда ни в какой момент далеко не отступали, поскольку являются главами Церкви» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Сама готовность наша вступить в общение со Спасителем дисциплинирует наше поведение, наше хождение «путем заповедей» Божиих (ср.: Пс.118:32 ). Воспитывая себя в благочестии и чистоте, человек начинает сознавать, что его личных усилий в этом недостаточно; потому он настойчивее, в смиренной молитве, обращается за помощью и подкреплением к Спасителю – Иисусу Христу. Желание вести христоподражательную жизнь побуждает воспитывать в себе «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ), а это недостижимо без освоения непрестанной молитвы и частого соединения с ним в Таинстве Причащения. Чем выше духовная жизнь человека, тем острее он ощущает голод своей души по пище духовной – по причащению Тела и Крови Христовой. «Мы, – пишет прп. Феодор Студит , – всегда приготовляя себя ко Святому Причащению, удаляемся от всякого греха. А когда не имеем попечения о причащении, тогда впадаем во многие греховные страсти. Будем всегда так делать, приготовляя себя, дабы сделаться нам причастниками жизни вечной» 8 . Обращаясь к верным, молящимся за Литургией, но по нерадению своему не приступающим ко Святому Причащению, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Слышите говорящего священнослужителя: «Елицы оглашении, изыдите. Да никто от оглашенных, елице вернии, паки и паки миром Господу помолимся». То есть отыдите не могущие молиться. Ты же ли стоиши бесстудно? Но ты неси от сих, но от могущих причаститеся. И тако ли ничесоже печешися? Тако ли за ничто вменяеши вещь? Всяк не причащающийся тайнам, бесстуден есть и срамно стоящ. Ты пришел еси, песнь воспел со всеми, исповедовал себя быти из числа достойных, поколику с недостойными не исшел еси; како убо пребыв и не причащаешися Трапезы? Недостоин есмь, глаголеши; так недостоин ты и общения молитв; не только бо чрез предлежащия тайны, но и через песни возглашаемые дух отовсюду снисходит (подавается). Посему недостойного недостойны суть и очеса зрении сих, недостойны и слухи его». 9 Отсюда и вывод (по бл. Августину): если грехи человека не таковые, чтобы он подлежал отлучению от причащения, то он не должен удалять себя от повседневного врачевания Господня Тела 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Так, возражая иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, VII Вселенский Собор утвердил: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати». Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов. «То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение. Равным образом, когда мы целуем и объемлем различные священные сосуды, то надеемся, что получим чрез них некоторое освящение» . Поэтому благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные. Благоговейное отношение должно распространяться как на освященные изображения, так и не освященные Священные изображения самим фактом явления нам Божественного, небесного относятся к области сакрального, отделяясь от изображения всего обыденного, временного, мирского – профанного. При этом образы Господа Нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, святых становятся священными не через какой-то специальный чин освящения, а только самим фактом их изображения, по тождеству ипостаси (лица) изображенного и изображаемого. Иисус Христос. Мозаика «…Не отлична от Христовой Ипостась в иконе Его, – пишет прп. Феодор Студит, – но та же самая Ипостась Христа созерцается в иконе и почитается поклонением» . Это верно и по отношению к Богородице и святым, утверждает игумен Студийский . По природной сущности образ и Первообраз различны, однако, по выражению прп. Феодора Студита, в священных изображениях Божество присутствует «по причастию», «силою», «крепостию», «славою» и «благодатью». «…Тот, кто сказал бы, что Божество присутствует и в иконе, не погрешил бы против истины, – пишет преподобный. – Оно, конечно, присутствует также в изображении Креста и в других божественных предметах, но не по единству природы, так как эти предметы – не плоть обожествленная, но по относительному их к Нему причастию, так как и они участвуют в благодати и чести» .

http://pravoslavie.ru/133133.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010