(о периоде регентства Ирины см. ст. Ирина , визант. имп.). В нач. 790 г. имп. Ирина предотвратила заговор в пользу К., но в том же году фемные войска принудили ее к отречению и К. стал править единолично. Походы К. против болгар и арабов в 791-792 гг. окончились безрезультатно. В 792 г. император примирился с матерью, что вызвало недовольство фем (особенно фемы Армениак), жестоко подавленное императором. Столкновения в М. Азии продолжались до 793 г. и, вероятно, повлияли на боеспособность визант. армии, которая в 792 г. потерпела тяжелое поражение от болгар при Маркеллах, в значительной степени из-за просчетов К. как полководца. Ему пришлось заключить мир на условиях выплаты дани. В авг. 792 г. был раскрыт заговор в пользу сыновей Константина V, Никифор был ослеплен, а остальным заговорщикам отрезали языки. Развод с Марией и новый брак К. вызвали протест дальних родственников Феодоты - игумена Саккудийского мон-ря прп. Платона и его племянника прп. Феодора (впосл. Феодор Студит). Они разорвали общение со свт. Тарасием, патриархом К-польским, к-рый позволил игум. Кафарского мон-ря Иосифу обвенчать К. с Феодотой (т. н. михианская схизма ). Игнатий Диакон рассказывает о порочности К. и о его «упорстве во грехе» ( Ignatii Diaconi Vita Tarasii archiepiscopi Constantinopolitani/Ed. I. A. Heikel//Acta Societatis Scientiarum Fennicae. Helsinki, 1889. Vol. 17. P. 412 [BHG, N 1698]), а более поздние источники - о том, что К. угрожал свт. Тарасию восстановить иконоборчество (Narratio de Tarasio et Nicephoro//PG. 99. Col. 1852) и даже идолопоклонство ( Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 26), однако все это сообщалось скорее всего с целью оправдать поведение патриарха во время «михианской схизмы». Часть недовольных заключенным браком была заточена в тюрьму, часть - сослана в Фессалонику. В 796 г. болг. хан Кардам потребовал выплатить дань, в ответ на что К. отправил ему конский навоз в платке. Император выступил с войском во Фракию, но хан не принял бой. В июле 797 г., когда К. вернулся из безуспешного похода против арабов, некие солдаты из тагм (столичных гвардейских частей) попытались его схватить. Тогда он переправился в М. Азию, чтобы собрать фемные войска. Имп. Ирина, по утверждению Феофана, была очень напугана намерениями К. и думала послать к нему епископов, чтобы получить гарантии неприкосновенности, а затем удалиться от дел. Однако среди сопровождающих императора были верные ей люди, и она дала им знать, что выдаст их, если те не доставят К. в столицу. 5 авг. его переправили в К-поль и заточили во дворце. Там К. ослепили в той самой палате Порфира, где он появился на свет.

http://pravenc.ru/text/2057046.html

В В. проповедовали апостолы Петр (Деян 2. 9; 1 Петр 1. 1; Euseb. Hist. eccl. III 1) и Андрей Первозванный . По свидетельству Плиния, в нач. II в. в В. было множество христиан всех сословий и возрастов ( Plin. Jun. Ep. X 96-97). Во время гонений 303-311 гг. Никомидия (резиденция гонителей христиан императоров Диоклетиана и Галерия ) и др. города В. стали местом подвига множества христ. мучеников. После торжества христианства при Константине Великом В. играла заметную роль в церковной истории. Здесь были созваны I (Никея, 325), IV (Халкидон, 451) и VII (Никея, 787) Вселенские Соборы. Сразу 3 крупнейших города провинции, Никомидия, Никея и Халкидон, имели статус митрополий (занимали 7-9-е места среди кафедр К-польского Патриархата). В 1-й пол. IV в. значительное влияние при имп. дворе имел сторонник ариан Евсевий , еп. Никомидийский, переведенный впосл. на К-польскую кафедру (338-341). Второй подъем Никомидии отмечен в IX в., при митр. исп. Феофилакте (800-815), когда город стал столицей фемы Оптиматы и началось широкое строительство мон-рей и богаделен. Начиная с V в. в горах В. сформировались 2 крупных монашеских центра: Олимп Вифинский и Авксентия святого гора . На «горе монахов» Олимпе, расположенной южнее Прусы, и в ее окрестностях в период наивысшего процветания (VIII-X вв.) находилось ок. 50 мон-рей, среди них - такие крупные, как Атроя, Мидикион , Пелекитский, лавра Символон и др. На Олимпе начинали карьеру или проводили остаток жизни мн. церковные и общественные деятели: преподобные Феодор Студит , Иоанникий Великий , Евфимий Новый , Патриарх К-польский свт. Мефодий (843-847) и др. В 12 км к юго-востоку от Халкидона находилась гора св. Авксентия, названная по имени сир. монаха прп. Авксентия (V в.), проведшего здесь последние 20 лет жизни. С кон. V в., но особенно интенсивно в IX-XII вв., здесь шло строительство мон-рей: св. Стефана, св. Апостолов, арх. Михаила и др. Много церквей и мон-рей было воздвигнуто в небольших городках в прибрежной полосе Мраморного м.: в Апамее, в Аполлонии, в Дакивизе и др.

http://pravenc.ru/text/158884.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРОССУ Гроссу Николай Степанович (12.09.1867, Бессарабия - после 1928?), прот., проф. КДА, историк Церкви, византинист. Род. в семье псаломщика. В 1889 г. окончил Кишинёвскую ДС, в 1893 г.- КДА со степенью кандидата богословия. Оставлен при академии профессорским стипендиатом для подготовки на должность преподавателя церковной и библейской истории в Воронежской ДС. Однако в 1895 г. по собственной просьбе был переведен преподавателем Свящ. Писания в Киевскую ДС. С 1908 г. доцент кафедры гомилетики и истории проповедничества, тогда же защитил магист. дис. «Прп. Феодор Студит: Его время, жизнь и творения» (К., 1907). Летом 1909 г. совершил поездку на Ближ. Восток «для ознакомления с постановкой церковной проповеди в Православных Восточных Церквах и для изучения некоторых памятников древнехристианского проповедничества». Результаты поездки Г. изложил в представленной Совету академии статье о положении Православия на Ближ. Востоке. В 1910 г. приказом Святейшего Синода Г. был переведен на кафедру истории Греко-Восточной Церкви с утверждением в должности экстраординарного профессора. В 1912-1913 гг. параллельно вел преподавание на вакантной кафедре истории Древней Церкви. В 1913 г. Г. был возведен в сан протоиерея. С авг. 1914 по 1917 г.- редактор издания ТКДА. 12-18 апр. 1917 г. на Киевском епархиальном съезде Г. сделал доклад о реформе приходской жизни, направленной на введение принципа самоуправления и выборного начала. В мае 1918 г. вошел в комиссию, созданную решением объединенного собрания Союза пастырей и приходских Советов Киева для выяснения понятий «церковная автономия» и «автокефалия» и их применения на Украине. Как делегат от КДА на Всеукраинском Православном Церковном Соборе защищал позицию традиционно-консервативного направления в рядах академической профессуры, выступал за автономию, а не за автокефалию Православной Церкви на Украине, за сохранение церковнослав. языка в богослужении и был избран кандидатом в Киевский епархиальный совет. Сведений о последних годах жизни Г. нет; вероятно, он еще был протоиереем в Киеве до 1928 г.

http://pravenc.ru/text/168183.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ патриарх Антиохийский (811/2-843). Возведение И. на Патриаршество традиционно датируется, согласно хронике Евтихия Александрийского (X в.), 1-м годом правления халифа аль-Мамуна. Евтихий отсчитывал правление аль-Мамуна со времени провозглашения им себя халифом и с начала гражданской войны с братом аль-Амином в 811/2 г. Продолжительность правления И. Евтихий определял в 31 год. В литературе иногда встречается ошибочная датировка Патриаршества И. 813/4-844/5 гг., основанная, видимо, на общепринятой дате начала правления аль-Мамуна - 813 г., когда он вступил в Багдад, одержав победу в гражданской войне. Традиц. датировку оспаривал исследователь Ж. Насралла, указывая на то, что в письме несторианского католикоса-патриарха Тимофея I от 799 г. упоминается «патриарх мелькитов», сотрудничавший с ним в переводе сочинений Аристотеля. По мнению исследователей, этот патриарх упоминается в др. письме Тимофея (782/3) как «Иов-халкидонит». Т. о., Насралла полагал, что Патриаршество И. началось ранее 799 г. Насралла (и вслед за ним К. П. Тодт) ошибочно отождествлял И. с несторианским писателем-переводчиком Иовом Эдесским ( ок. 835). В деятельности И. наиболее ярко проявилась зависимость церковной иерархии от мусульм. правителей, к-рые стремились использовать авторитет патриархов в политических целях. В нач. 20-х гг. IX в. по приказу или с разрешения аль-Мамуна И. увенчал имп. диадемой Фому Славянина , к-рый в 821-823 гг. оспаривал власть у визант. имп. Михаила II Травла и поддерживал союзнические отношения с Халифатом. По сообщению сиро-яковитского хрониста Михаила Сирийца (XII в.), за свои действия И. был отлучен Свящ. Синодом К-польской Церкви, где офиц. вероучением считалось иконоборчество (RegPatr, N 412). Возможно, в связи с этими событиями прп. Феодор Студит , еще в 818 г. обращавшийся с посланиями ко всем ближневост. патриархам, в 821 г. прекратил общение с Антиохийской Церковью ( Theod. Stud. Ep./Ed. G. Fatouros. B.; N. Y., 1992. Bd. 1. S. Bd. 2. S. 406, 409. (CFHB; 31)).

http://pravenc.ru/text/578166.html

поиск:   разделы   рассылка Патриарх Кирилл Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Источник:  Официальный сайт РПЦ МП Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (1 Кор. 15:57) Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В сей великий и светозарный день сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Господней и приветствую каждого древними и святыми словами: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Именно в этих словах, которыми люди на протяжении веков встречают друг друга в светлые пасхальные дни и которыми свидетельствуют миру об истинности события, произошедшего два тысячелетия назад, содержится огромная внутренняя сила. В них – и весть о победе, и призыв к радости, и пожелание мира, и надежда и утешение для каждого человека. Тот, Кто был рожден Пречистой Девой Марией, Тот, Кто тяжело и безвинно страдал, был распят и умер на кресте посреди двух разбойников, Тот первым из всех людей восстал из мертвых. " Он воскрес, как сказал " (Мф. 28:6). Гробница пуста. В ней остались лишь пелены, в которые было завернуто Его тело. Жены-мироносицы, придя к месту погребения Господа " весьма рано... при восходе солнца " (Мк. 16:2), не нашли там Иисуса, ибо ни камень, закрывавший вход в пещеру, ни охранявшая ее стража, ни даже сама смерть не смогли противостать великой силе Бога Живаго. " Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою " (Ис. 5:14), ликующий ад уже приготовился поглотить своего самого могучего врага, но вместо этого замер от ужаса, ибо озарился светом Божества. Христос уничтожил тление и разрушил смерть. Через первого человека, который ослушался Создателя и отпал от Источника вечной жизни, в мир вошло зло, и грех стал царствовать среди людей. Христос же – " последний Адам " (1 Кор. 15:45) – победил смерть духовную, душевную и телесную. " Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут " , – свидетельствует апостол Павел (1 Кор. 15:22). Все потерянное нами в первом Адаме мы вновь получили во Христе. Пасха Господня – это поистине величайший дар Божиего домостроительства (прп. Феодор Студит).

http://religare.ru/2_101253.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иларион Новый, Далматский, прп. - житие Преподобный Иларион Новый родился от благочестивых родителей Петра и Феодосии, которые воспитали его в добродетели и наставили в Священном Писании. В двадцатилетнем возрасте святой Иларион постригся в монашество в Исихийской обители вблизи Византии, а оттуда перешел в Далматскую обитель, где принял великую схиму и стал учеником преподобного Григория Декаполита (память 20 ноября). Преподобный глубоко почитал своего Богоносного соименника – преподобного Илариона Великого (память 21 октября), он стремился подражать его жизни, потому и был прозван Иларионом Новым. В Далматской обители его посвятили во пресвитера. После смерти игумена братия хотели избрать на это место святого Илариона, но он, узнав об этом, тайно удалился в Византию. Тогда монахи Далматской обители прислали святителю Патриарху Никифору ходатайство о назначении преподобного Илариона игуменом. Патриарх призвал святого и убедил его дать согласие. Преподобный Иларион из святого послушания подчинился. В течение 8 лет он мирно управлял монастырем. В 813 году императорский престол занял иконоборец Лев Армянин (813–820). Преподобный отказался хулить святые иконы и дерзновенно обличил императора в ереси, за что претерпел много истязаний. Несколько раз его заключали в темницу, морили голодом и жаждой. Нечестивый патриарх Феодот, занявший место изгнанного Патриарха Никифора, учинил преподобному много мучений, добиваясь отречения от Православия. Монахи Далматской обители явились к императору и просили его отпустить святого, обещая повиноваться императорской воле. Но, возвратившись в монастырь, преподобный Иларион и все далматские иноки продолжали чтить святые иконы. Разгневанный император вновь заключил преподобного в темницу. Всеми силами добиваясь отречения, он предавал святого на истязания и заточал в темницы. Но кара Божия постигла злочестивого императора: он был изрублен своими же воинами в храме, на том самом месте, где когда-то в первый раз низринул святую икону. Новый император Михаил II Косноязычный (820–829) освободил преподобного Илариона из заточения, и святой поселился в уединенной келлии. Когда отошел во Господу преподобный Феодор Студит (память 11 ноября), так же пострадавший за святые иконы, преподобный Иларион удостоился видеть Ангелов, возносивших на Небо святую душу Феодора.

http://pravicon.com/info-2424

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАСТЫРЬ [Греч. μοναστριον], форма организации монашеской общины (киновии), живущей по определенному уставу; также М. называется комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, служащих местом поселения монашеской братии. В большинстве ранних источников под М. (μοναστριον) понимается преимущественно «келья», а не общежительный М. Систематического планирования в архитектуре ранних М. не было. Все зависело от конкретных условий и участка размещения. Киновиальная система требовала жилых помещений, с кельями для монахов, а также общей трапезной и церкви или часовни для общего поклонения. По определению Устава РПЦ, «монастырь - это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав РПЦ. 2013. XII, §1). Троице-Сергиева лавра Троице-Сергиева лавра Монашеская жизнь строится на евангельских принципах взаимной любви и доверия настоятеля и братии. По словам свт. Василия Великого, «здесь отец один, и подражает Небесному Отцу, а детей много, и все стараются превзойти друг друга благорасположением к настоятелю, все между собою единомысленны, услаждают отца доброхвальными поступками, не узы естественные признавая причиною сего сближения, но вождем и блюстителем единения соделав Слово, Которое крепче природы, и связуемые союзом Святого Духа» ( Basil. Magn. Const. ascet. 18). Женский М. объединяет насельниц вокруг игумении. Прп. Феодор Студит обращается в письме к игум. Евфросинии: «Вверенную тебе паству паси свято, как мать духовная, а не как начальствующая по-человечески, как служащая сама образцом в исполнении заповедей, а не требующая от других сверх силы их, как разделяющая любовь свою равно между всеми, а не прилепляющаяся к иной иначе, по кровной склонности» ( Theod. Stud. Ep. 118). «Также и сестры - ибо к ним надобно обратить речь,- пусть следуют разумно и пасутся богоприлично, дыша только тобою одной и признавая тебя истинной своей матерью, а друг друга неложными сродниками» (Ibid. 134).

http://pravenc.ru/text/2564106.html

«Непостижима есть Богоначальнейшая: ветия бо изъяви безкнижныя, рыбари премудрыя, заушающия словом, и от глубокия нощи изымающия люди безчисленны, блистанием Духа». И з третьей песни второго канона утрени Пятидесятницы Петербургский кодекс (Новый Завет) Всякий текст обладает множеством особенностей в подборе слов, в построении фраз, в самом его содержании; особенности текста – проявление особенностей личности пишущего. C древнейших времён святые говорят нам, как слова Писания раскрывают характер духа священнописателя. Так, сщмч. Ириней Лионский, толкуя выражение о неверующих – «у которых века сего Бог ослепил умы» (2 Кор. 4, 4), говорит, что для понимания смысла надо учесть свойственный Павлу способ выражения: «Апостол часто, по быстроте речи и стремительности находящегося в нем духа, делает перемещения в словах» . Но при этом «человек спрашивает, а Дух отвечает». Однако было бы поспешно заключать из этого, что любую особенность текста Писания по нашему желанию мы можем объяснить свойствами личности священнописателя. Ведь, с другой стороны, всё, что содержится в Писании – это слова Духа. С особой силой это выражает прп. Феодор Студит, когда обращается к монастырским писцам: «Укрепляйтесь краснописцы, трудясь в чистописании, – ибо вы начертатели законов Божиих и писцы слов Духа, передающие книги не нынешним только, но и последующим родам» . Прежде чем начинать обсуждение святоотеческих мыслей о богодухновенности Писания, мы хотели бы сделать замечание в сторону. Развитие исторической мысли порой представляет вызов для христианина. Когда преобладающие научные гипотезы становятся плохо совместимыми с повествованием Священной истории, возникает большой соблазн «что-то придумать». Типичный пример в этом отношении подаёт недавний документ Папской Библейской Комиссии «Вдохновенность и истина Священного Писания» (2014). Про библейское повествование о возвращении евреев в землю Палестины там говорится, что « на самом деле на настоящей войне стены города не рушатся при звуке труб (Нав. 6, 20)» и что это и подобные места Писания «следует рассматривать как своего рода притчу, которая выводит на сцену персонажей, имеющих символическое значение» .

http://pravoslavie.ru/143331.html

питання сучасного чернецтва 4 серпня 2014 р. 18:49 В Ярославской духовной семинарии в рамках празднования юбилея Свято-Введенского Толгского женского монастыря состоялась научно-практическая конференция «Толгская обитель: 700 лет со дня основания». С докладом на конференции на тему «Актуальные вопросы современного монашества» выступила настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумения Иулиания (Каледа) .    Монашеская жизнь есть, по словам святых отцов, жизнь равноангельная, совершающаяся не по законам мира сего, а по иным, небесным, законам и потому сопряженная с постоянным преодолением соблазнов внешних и внутренних. В этом мироотреченном жительстве всё упование возлагают монашествующие на небесную помощь, прежде всего Пречистой Богоматери, первой совершенной Монахини, Девы, явившей Собою неповторимый пример всецелого посвящения Богу и сердцем, и мыслью, и волей, и всеми телесными силами. Благословите начать доклад об актуальных вопросах современного монашества словами преподобного Феодора Студита, великого наставника монашествующих: «Отцы и братия, матери и сестры! Будем благословлять тот день и час, когда благоволил Бог, чтобы мы убежали из мира и приняли монашеское пострижение. Благодарение Богу, призвавшему нас к блаженному и дивному образу жизни монашеской! Бог нам, монахам, даровал и особую великую благодать, состоящую в том, что, избрав нас из среды всех, поставил пред лицем Своим на служение державе Его. Смотри же теперь всякий тщательно: сообразно ли со званием, к коему призван, ходит он, и точно ли ни о чем другом не заботится, как только о том, чтобы угождать Богу» (Феодор Студит, прп. Добротолюбие. Т. IV). Так, словами преподобного отца выразим первоочередную необходимость современного монашества — осознание главных монашеских принципов. В настоящее время понятие о ценностях становится всё более и более неопределенным в сознании большинства людей. Восприятие слова становится всё слабее, научение по книгам уходит в прошлое; в потоке информации, поступающей по многочисленным каналам современной связи, человек теряет сам себя, и только великая благодать Божия способна обратить душу на путь покаяния.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3700597...

Секция Рождественских чтений, посвященная монашеству, прошла в Сретенском монастыре Москва, 30 января 2014 г.      28 января в московском Сретенском ставропигиальном мужском монастыре началась работа секции «Монашеская традиция: от древности до наших дней» − одного из направлений XXII Международных образовательных Рождественских чтений. В актовом зале Сретенской семинарии собрались более 150 участников − архиереи Русской Православной Церкви, наместники, игумены и игумении, насельники столичных и епархиальных обителей, а также гости Чтений, прибывшие из Греции, со Святой Горы Афон, из Сербии, США и Великобритании. Утреннее пленарное заседание открыл Высокопреосвященный Марк, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский (РПЦЗ). В Президиуме находились митрополит Новосибирский и Бердский Тихон и куратор данного заседания игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Отдела, настоятельница московского Зачатьевского ставропигиального монастыря.      В первой части заседания вниманию присутствующих были предложены три доклада: «Традиция исихазма и ее значение для современного монашества» − митрополита Самтависского и Горийского Андрея (Гвазавы) (Грузинская Православная Церковь); «Истоки киновиальной жизни − общежития древних отцов (прп. Пахомий Великий, Савва Освященный, Феодор Студит, Афанасий Афонский)» − архимандрита Елисея, настоятеля монастыря Симонопетра (Святая Гора Афон); «Значение опыта Богопознания для современного монашества» − иеромонаха Николая (Сахарова), насельника Свято-Иоанно-Предтеченского монастыря в графстве Эссекс, Великобритания.      Во второй половине дня секция «Монашеская традиция: от древности до наших дней» XXII Международных Рождественских образовательных чтений продолжила работу под председательством епископа Борисовского Вениамина, викария Минской епархии. Куратор − игумения Николая (Ильина), настоятельница Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря, г. Малоярославец. Прозвучали доклады, объединенные темой «Традиции обителей преподобного Сергия и его учеников как основание для устроения монашеской жизни в современных обителях» :

http://pravoslavie.ru/68004.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010