Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГООТЦЫ Богоотцы Иоаким и Анна с младенцем Марией. Роспись зап. портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий Богоотцы Иоаким и Анна с младенцем Марией. Роспись зап. портала собора Рождества Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502–1503 гг. Мастер Дионисий [греч. θεοπτορες], наименование, усвояемое святоотеческим и литургическим преданием нек-рым библейским праведникам, родственникам Христа по плоти. В единственном числе оно встречается в «Слове о святом Иоанне Богослове», приписываемом свт. Иоанну Златоусту , и относится к ветхозаветному прор. Давиду ( θεοπτωρ Δαυδ - In Ioannem Theologum. 1). «Богоотцом» прор. Давида называют также автор «Ареопагитик» (Ep. 8:1), прп. Феодор Студит ( Theod. Stud. Or. 5. 1), прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 11). В пасхальном каноне прп. Иоанна Дамаскина радость «богоотца» Давида, к-рый «          » (тропарь 4-й песни), сравнивается с Божественным весельем христиан, вызванным Воскресением Христовым . Стефан Диакон относит наименование «Б.» к св. прав. Иосифу , Обручнику Девы Марии (Vita S. Stephani Junioris//PG. 100. Col. 108 8A). Во мн. ч. это наименование постоянно употребляется в формуле отпуста после главных церковных служб и относится к праведным Иоакиму и Анне , родителям Девы Марии. Согласно Типикону Великой церкви Св. Софии в Константинополе (IX в.) (см.: Скабалланович М. Рождество Христово. Серг. П., 1995. С. 187), к 1-му воскресенью после праздника Рождества Христова приурочена память Давида прор., Иосифа Обручника и св. ап. Иакова Праведного , брата Господня, также наименованных Б.; воскресенье получило название «неделя богоотцов» (слав. «    »). Смысл слова «Б.» выводится из христологии правосл. Церкви. Поскольку перечисленные праведники тем или иным образом входят в родословную Иисуса Христа, они причастны к Его рождению от Девы Марии, именуемой Богородицей или Богоматерью. Наименования «Богоматерь» (т. е. Мать Бога) и «Б.» (т. е. отцы Бога) употребляются не в буквальном смысле слова. Они находят свое объяснение в правосл. учении об «общении свойств», согласно к-рому Превечный Бог во Христе усваивает Себе рождение как одно из свойств природы человека. Соответственно признаются Им Матерью родившая Его Дева Мария и отцом (Лк 2. 48) - прав. Иосиф, хотя Христос был зачат наитием Св. Духа. Причем отцовство признается в расширительном смысле - не только за Иосифом, но и за ближайшими родственниками Христа по человеческой природе и даже за прор. Давидом, с одной стороны, и Богом Словом - с другой. М. С. Иванов Рубрики: Ключевые слова: АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно

http://pravenc.ru/text/149521.html

Посетители сайта СИНФО могут задать вопрос епископу Подольскому Тихону 19 сентября 2012 С 19 по 30 сентября посетители сайта могут задать вопрос Председателю Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви епископу Подольскому Тихону. Сделать это можно в разделе «Актуальное интервью» .   Биографическая справка: Епископ Подольский Тихон — председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с 31 марта 2009 года. Родился 13 апреля 1967 г. в Москве. Окончил среднюю школу и профессионально-техническое училище, в 1985-1987 гг. проходил службу в рядах Вооруженных сил. В 1991 г. окончил Московскую духовную семинарию, а в 1995 г. — Московскую духовную академию, защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре Патрологии на тему «Преподобный Феодор Студит — учитель иночества». По окончании академии преподавал в МДС литургику, гомилетику и древнегреческий язык. 25 марта 1993 г. пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 7 апреля 1993 г. рукоположен во диакона. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма. 6 января 1996 г. рукоположен в сан пресвитера. Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена. С 2002 г. в МДАиС отвечал за подготовку кандидатов к принятию священного сана, одновременно принимая допрос ставленников перед рукоположением. 6 октября 2006 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. 8 октября 2006 г. возведен в сан архимандрита. К 160-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 28 октября 2007 г. награжден орденом прп. Сергия Радонежского III степени. С 2008 г. — член Совета Императорского православного палестинского общества, с 2009 г. — почетный член Фонда Андрея Первозванного. 31 марта 2009 г. назначен председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата с освобождением от должности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма святителя Николая в Хамовниках. 26 апреля 2009 г. хиротонисан во епископа Подольского, викария Московской епархии. С 2011 г. окормлял приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние). С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Северо-восточным викариатством в границах Северо-Восточного административного округа г. Москвы и включен в состав Епархиального совета г. Москвы по должности. Курирует программу строительства 200 новых храмов в Москве Главный редактор журнала «Православный паломник» Актуальное интервью © 2012 Синодальный информационный отдел Русской Православной Церкви

http://old.sinfo-mp.ru/posetiteli-sajta-...

Максим Исповедник и прп. Симеон Новый Богослов . Другие встречающиеся жанры – агиографический, повесть («Об авве Филимоне»). Авторы и тексты Заметим, что в рамках патрологической науки авторство некоторых сочинений, представленных в Добротолюии, оспаривается. К числу авторов, чьи сочинения (в том или ином объёме) вошли в состав Добротолюбия, принадлежат следующие (перечень скорректирован в соответствии с современными научными данными): прп. Антоний Великий , прп. Макарий Великий , Авва Исайя , Марк Подвижник , Евагрий Понтийский , прп., прп. Исихий Синаит (Исихий пресвитер) Нил Подвижник, прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Лествичник , прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прп. Авва Дорофей , прп. Исаак Сирин , Диадох Фотикийский , Иоанн Карпафский , блж. Авва Зосима Палестинский , прп. Максим Исповедник , Авва Фалассий , св. Феодор еп. Едесский, прп. Феодор, Авва Филимон (в повествовании о нем представлены некоторые положения его учения), Феогност, Филофей Синайский, Илия Экдик, прп. Феодор Студит , прп. Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , св. Феолипт митр. Филадельфийский, прп. Григорий Синаит , Никифор Уединенник (Исихаст), свт. Григорий Палама , св. Каллист, Патриарх Константинопольский, Каллист и Игнатий Ксанфопулы, Симеон, архиеп. Солунский, прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Иоанн Дамаскин , Феофан монах, прп. Максим Кавсокаливит (его мысли отражены во фрагменте из его жития); Петр Дамаскин , Каллист Катафигиот . Характерно разнообразие внешних особенностей авторов: а) по положению в церковной иерархии (от Константинопольского патриарха до простого монаха); б) по происхождению (греки, сириец, копты, латинянин); в) по образованности. Повторим, подлинность большинства текстов и принадлежность их названным авторам не вызывает сомнений, однако авторство некоторых сочинений ставится под сомнение, встречаются и псевдоэпиграфы, содержание которых, тем не менее, вполне отвечает задачам составителей: Так, например, оспаривается атворство сочинения, приписываеммого прп.

http://azbyka.ru/dobrotolyubie

Будь как царь в сердце твоем, сидя на высоком престоле смирения... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 81). Некоторые для получения крайнего бесстрастия и богатства дарований... всуе изнуряют тело свое, но сии бедные не знают того, что не труды, но более всего смирение есть матерь этих благ (прп. Иоанн Лествичник , 57, 147). Источник. ...Смиренномудрие есть безыменная благодать души, имя которой тем только известно, кои познали ее собственным опытом; оно есть несказанное богатство... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 163). ...Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно (прп. Иоанн Лествичник , 57, 163–164). Источник. ...Одна только добродетель смиренномудрия такова, что бесы подражать ей не могут (прп. Иоанн Лествичник , 57, 166). Где нет света, там все мрачно; и где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны (прп. Иоанн Лествичник , 57, 166). Источник. ...Мы не можем сказать, в чем собственно состоит сила и существо сего солнца (смиренномудрия); однако по его свойствам и действиям можем постигать его существо (прп. Иоанн Лествичник , 57, 167). Источник. Священная двоица – любовь и смирение; первая возносит, а последнее вознесенных поддерживает и не дает им падать (прп. Иоанн Лествичник , 57, 169). Источник. Смирение есть духовное учение Христово, мысленно приемлемое достойными в душевную клеть. Словами чувственными его невозможно изъяснить (прп. Иоанн Лествичник , 57, 170). Источник. Многие получили спасение без прорицаний и осияний, без знамений и чудес; но без смирения никто не внидет в Небесный чертог (прп. Иоанн Лествичник , 57, 171). Источник. Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако отринет Господь несмиренномудрого делателя (прп. Иоанн Лествичник , 57, 184). Источник. ...Велик божественный дар смиренномудрия! И нет никого из святых, который бы угодил Богу не этим достоинством (прп. Феодор Студит , 92, 88). Это всеобъемлющая добродетель, коею... отгоняется гордость, попирается славолюбие, поражается своенравие, умерщвляется сластолюбие, – вводится... кротость, мир, любовь, сострадание, терпение, любомудрие... (прп. Феодор Студит , 92, 317).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1959. P. 148). Возможно, это собрание книг было унаследовано Н. от свт. Тарасия, а впосл. перешло к свт. Мефодию I ( Afinogenov. 2006. P. 132-133). В годы пребывания Н. в ссылке иконопочитательская оппозиция безоговорочно признавала его законным патриархом ( Theod. Stud. Ep. 71). В своих посланиях прп. Феодор Студит неоднократно подчеркивает, что «[иконоборцы] оторвали себя от пятиглавого тела Церкви (ведь еще жив святейший Никифор)», т. е. наряду с папой Римским и вост. патриархами иконоборчество отвергает и законная К-польская Церковь, главой к-рой по праву является Н. ( Idem. Ep. 406, 407). В 815-820 гг. Н. и прп. Феодор Студит проводили объединенную внешнеполитическую кампанию, призванную привлечь на сторону иконопочитательской оппозиции Римскую Церковь. Ключевой фигурой в переговорах с Римом стал буд. патриарх Мефодий I. Чтобы выработать новую тактику сопротивления после вступления в дек. 820 г. на престол Михаила II Травла , духовные лидеры иконопочитателей (в т. ч. прп. Феодор Студит) собрались в мон-ре мч. Феодора, где находился Н. На Соборе было принято решение требовать от нового императора восстановления Н. на К-польском престоле (Феодот I Мелиссин, † янв. 821). То же требование было выдвинуто папой Римским Пасхалием I (817-824), послание к-рого в К-поль доставил Мефодий (PG. 100. Col. 1248). Н. не участвовал во встрече лидеров иконопочитательской оппозиции с Михаилом II весной 821 г., но почти все визант. источники утверждают, что глава посольства прп. Феодор Студит заранее согласовал содержание своей речи с Н. ( Pratsch. 1999. S. 145). Возможно, по мысли иконопочитателей, в случае успеха переговоров император должен был пригласить Н. в столицу ( Афиногенов. 1997. С. 80). Однако переговоры окончились неудачей. Н. не смог возобновить церковно-политическую деятельность и скончался в ссылке. «Краткая история» (Ιστορα σντομος, Breviarium chronicum) была создана Н. до вступления на Патриарший престол, вероятно в период службы в имп. канцелярии. Она принадлежит к числу первых сочинений исторической направленности в Византии после упадка историописания в сер.

http://pravenc.ru/text/2565510.html

...Даю вам слово верное, перед невидимым Богом и избранными Его Ангелами, что, нудя себя, по слову Господа, что Царствие Божие нудится (ср.: Мф. 11, 12 ), нудя себя и утесняя во всем, как вы себя утесняете, по причине тесноты и прискорбности пути вашего, перейдете вы от смерти в живот, от тления в нетление, от тьмы в свет, от рабства к всыновлению Богу, из юдоли плача в Царство Небесное пресветлое и всерадостное (прп. Феодор Студит , 92, 358). Нерадение наше отгоняя и ревность возбуждая, Апостол сказал: Господь близ; ни о чемже пецытеся, но во всем молитвою и молением со благодарением прошения ваша да сказуются к Богу ( Флп. 4, 5–6 ). Не будем же нерадеть, но да крепимся и мужаемся на делание дела, к коему призвал нас Господь. Ибо это Он призвал нас из общенародного пребывания к монашеской жизни, это Он облек нас в ризу спасения и одеждою веселия одел; это Он искупил нас от клятвы законныя, быв по нас клятва. В свободе убо, еюже Христос нас свободи, будем стоять и опять под иго работы не отдадим себя (ср.: Гал. 5, 1 ). Не допустим себя опять стать добровольными рабами страстей. Раб, златом искупленный, никак не согласится опять поступить в рабство; но куда-нибудь подальше удалившись от места своего рабства, радуется там, что сподобился освободиться от рабского тиранства; хотя рабство не есть уже что-либо особенно злое. Ибо Апостол говорит: раб ли призван был еси? да не печалишися; но аще и можеши свободен быти, болше поработи себе. Призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть; такожде и призванный свободник, раб есть Христов (ср.: 1Кор. 7, 21–22 ). И однако, все же верно, что освободившемуся нежелательно опять жить под игом рабства. – Кольми паче мы, освобождены будучи от греха, должны как можно дальше держать себя от него (прп. Феодор Студит , 92, 403–404). ...О дар неизъяснимый! От чего и к чему привел Он нас? От смерти в живот, из тьмы в свет, из рабства на свободу, от вражды в искреннее содружество, и до того простер милость, что соделал нас сообразными образу Сына Своего (ср.: Рим. 8, 29 ) (прп. Феодор Студит , 92, 436).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Кто, в здравом уме находясь, решится предать себя в рабство, будучи господином? Кто, обладая всыновлением Богу, согласится называться породою диавола? Кто, отбросив неизреченное благородство добродетели, изберет причислиться к низкородной страстной жизни? Кто от богатства духовного взыщет перейти в бедноту и оскудение в душе? Кто предпочтет потерять Царство Небесное, чтобы приобрести огонь и тьму, и другие страшные муки вечные? Не здравоумных это дело и не непотерявших смысла шаг, но неких безумных и бесчувственных, чтобы созданные по образу и подобию Божию для наследия вечных благ произвольно через бессловесное сластолюбие низошли в глубины ада на вечное осуждение (прп. Феодор Студит , 92, 169). ...Воспомянем же оные дни юности нашей, когда мы или ходили в неведении, как во тьме, или влаялись в течении дел суетных, как в волнах морских, или погружались в плотские удовольствия, как в бездну водную; затем помянем, как оттуда вызвал нас благой Бог и, простерши руку, исторг и путь мирный показал, внушив нам притещи к сему светлому и святому образу жития; присовокупим и то, что между тем, как столько и толиких родных наших, знаемых, друзей и приятелей остались в том же горьком положении, мы одни, как от египетского рабства, избавлены от него, и возведены на высокую гору жительства сего, и отсюда взирая долу, видим, как люди, вращаясь как в глубочайшем некоем рве, всуе мятутся, друг друга толкают, друг друга сбивают с ног, домогаясь в поте лица, как чего-то великого, земных благ непостоянных, скоро преходящих и тленных, и что еще сожалетельнее, имея в воздаяние за то попасть в ад на вечное мучение... (прп. Феодор Студит , 92, 204–205). Вы, как видится, некие израилиты есте, избавленные от руки фараона невидимого, от горького плинфоделания в рабстве страстям и от темного Египта мирской суеты, которые потом, при прохождении пустыни подвижнической прискорбной жизни, когда встретились тяжелые прискорбности, не возблагодарили Бога и не воздали славу Ему, чтоб, ради такого доброго расположения, пришло потребное по Божиему промышлению, но возроптали на Бога, говоря как бы: лучше бы нам умереть в Египте, припоминая котлы египетские и разумея под ними каждый, что наиболее услаждало его в мире (прп. Феодор Студит , 92, 221–222).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Старайся дознать свои худые дела, а не ближнего, и хранилище ума твоего не будет окрадено (прп. Марк Подвижник , 69, 13). Источник. Кто не пребывает в рассматривании своей совести, тот не примет на себя и телесных трудов ради благочестия (прп. Марк Подвижник , 69, 25). Источник. Всякому надлежит как бы на весах взвешивать житие свое (прп. Исаак Сирин , 58, 174). Источник. ...Каждый из нас пусть рассматривает... в каком он находится устроении. Добровольно ли он действует по страсти и удовлетворяет ей? Или, не желая действовать по ней, побеждается ею? Или действует по страсти, увлекаясь привычкою, и, сделав это, скорбит и кается, что так поступил? Или подвизается разумно остановить страсть? Или подвизается против одной страсти ради другой, как мы сказали, что иной молчит по тщеславию, или по человекоугодию, или вообще по какому-нибудь человеческому помыслу? Или он начал искоренять страсть, и разумно ли искореняет ее и делает противное страсти? Каждый пусть знает, где он находится, на каком поприще (прп. авва Дорофей , 29, 122). Источник. Необходимо всегда внимать себе и во всяком случае сохранять себя в законе Божием, не уклоняясь от заповедей ни на десно , ни на шуе , но царский средний совершая путь, где пребывает спасение, незаблудность и благопоспешество (прп. Феодор Студит , 92, 346). ...Прошу и молю, держите себя строго, как взаперти, пока не избежим от здешних врагов и скользких случайностей и не переселимся туда, где будем безопасны от падений и окрадения (прп. Феодор Студит , 92, 360). Потребно также внимательно смотреть, не прокрались бы прилоги помыслов тщеславия и самомнения, чтобы не осудить кого, видя, что он делает что-нибудь неподобающее (старец Симеон Благоговейный , 93, 67). Источник. ...Братия мои, будем непрестанно испытывать и исследовать себя самих, со всем вниманием и тщанием, каждый день и каждый час, если возможно, и приводя на ум заповеди одну за другою, по каждой из них осматривать и обсуждать себя самих. Если найдем, что исполнили какую, возблагодарим Господа Бога нашего и постараемся соблюдать ее и в последующее время. Если же окажется, что не исполнили какой, покаемся в том и восподвизаемся исполнять ее, чтобы иначе, презревши ее, не нарещися меньшими в Царствии Небеснем (ср.: Мф. 5, 19 ) (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 208).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пути премудрости нет конца; она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 89). Источник. Будь невеждою в мудрости своей; а не кажись мудрым, будучи невеждою (прп. Исаак Сирин , 58, 302). О, как удивительна ты, мудрость, как издалека все предусматриваешь? Блажен, кто обрел тебя (прп. Исаак Сирин , 58, 374). Источник. Начало Божественной премудрости – скромность и кротость, которая свойственна великой душе и носит на себе немощи людей (прп. Исаак Сирин , 58, 410). Источник. Праведник немудрый – светильник при солнце (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Мудрый советник – стена упования (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны (авва Фалассий, 91, 300). Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера – в созерцание Святой Троицы (прп. Максим Исповедник , 91, 220). Мудрый, и уча и учась, желает учиться и учить одному полезному; а кажущийся мудрец, и вопрошая и вопрошаемый, предлагает одно то, что питает любопытство (прп. Максим Исповедник , 91, 232). Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному (прп. Максим Исповедник , 91, 235). ...Того называю я мудрым, кто ведет незапятнанную и безукоризненную жизнь (прп. Феодор Студит , 92, 173). ...Любовь... оказывается иной помощницей уму, почившему от неразумного пристрастия к чувственным вещам, тем, что возбуждает ум к словесам премудрости (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона (прп. Никодим Святогорец , 70, 35). Источник. Что такое плотское мудрование? – Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 90). Источник. ...Хотящий получить небесную премудрость должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Если желаешь в краткие дни свои обрести жизнь нетленную, то с рассудительностью да будет вступление твое на безмолвие (прп. Исаак Сирин , 59, 182). Источник. Вследствие обучения безмолвию и продолжительного пребывания в оном, легко и скоро дается каждому внутреннее созерцание, и в изумление приводит их созерцаемым (прп. Исаак Сирин , 59, 213). Источник. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщение алчущих в мире и обращение многих народов к поклонению Богу (прп. Исаак Сирин , 59, 280). Источник. Если не безмолвствуешь сердцем, безмолвствуй, по крайней мере, языком (прп. Исаак Сирин , 59, 416). Источник. Недугующий душевною страстью и покушающийся на безмолвие подобен тому, кто соскочил с корабля в море и думает безбедно достигнуть берега на доске (прп. Иоанн Лествичник , 58, 218). Источник. Безмолвие есть непрерывная служба Богу и предстояние перед Ним (прп. Иоанн Лествичник , 58, 227). Источник. Кто еще не познал Бога, тот неспособен к безмолвию, и многим бедам подвергается на сем пути (прп. Иоанн Лествичник , 58, 227). Источник. Собеседование полезно только духовное, всем же другим предпочтительнее безмолвие (авва Фалассий, 87, 317). Источник. Стяжите безмолвие, не говорю, чтоб вы совсем ничего не говорили, потому что это несовместно с нашей жизнью, но чтоб не говорили о неподобающих вещах (прп. Феодор Студит , 88, 94). Безмолвие есть состояние ума, нестужаемого помыслами, тишина свободы от страстей и отрады душевной, стояние сердца в Боге, нетревожимое и невлаемое, светлое созерцание, ведение Божиих тайн, слово премудрости из чистого ума, бездна разумений Божиих, восторжение ума, беседа Божия, неусыпаемое око, молитва умная, беструдный в великих трудах покой и, наконец, единение... с Богом (прп. Никита Стифат , 89, 140). Для сохранения сокровенных сокровищ Духа надобно упраздниться от дел человеческих, избрав безмолвие, которое чистотою сердца и сладостью умиления сильнее распаляя любовь к Богу, разрешает душу от уз чувств, силы ее возводит в естественное им состояние и им возвращает первобытное устроение (прп. Никита Стифат , 89, 160).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010