Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВКРАТИЙ СТУДИТ [Греч. Ναυκρτιος Στουδτης] (ок. 760-765 - 18 апр. 848), прп., исп. (пам. в Неделю всех преподобных; пам. греч. 18 апр.), игум. Студийского мон-ря. Жития Н. С. не существует. Сведения о его жизни содержатся в основном в произведениях прп. Феодора Студита (в письмах и др.). Н. С. принадлежал к числу самых первых насельников Саккудийского мон-ря, к-рый преподобные Платон и Феодор, впосл. Студиты, основали в семейном имении Воскитий на юж. берегу Никомидийского залива ок. 780 г. Со временем Н. С. стал экономом этого мон-ря. В 797 г. он вместе с Платоном, Феодором и Иосифом в ходе Михианской схизмы был сослан в Фессалонику. Ок. 798 г., после переселения в обновленный Студийский мон-рь в К-поле, Н. С., по-видимому, продолжил свое служение в качестве эконома. В течение 2-й фазы Михианской схизмы (809-811) он снова подвергся репрессиям. Возобновление иконоборчества имп. Львом V в 815 г. застало Н. С. в Саккудийском мон-ре, откуда он и был отправлен в ссылку. Ок. 818 г. вместе с др. 7 студийскими монахами подвергся бичеванию, которое, впрочем, не нанесло большого вреда его здоровью. После воцарения Михаила II Травла Н. С. был освобожден, причем при приближении к столице войск мятежника Фомы Славянина в 821 г. император приказал Н. С. в числе др. видных студитов оставаться в К-поле (очевидно, из опасений, что они перейдут к Фоме, декларировавшему иконопочитание). В дальнейшем Н. С. находился при прп. Феодоре Студите до самой его смерти 11 нояб. 826 г. на одном из Принцевых о-вов. Там же он написал Окружное послание, извещавшее студийскую конгрегацию о кончине игумена. Н. С. сменил Феодора в роли лидера студитов и при императоре-иконоборце Феофиле был снова сослан. После возвращения в К-поль в 842 г. он занял место игумена Студийского мон-ря. В 844 г. под его руководством состоялось перенесение в эту обитель мощей Феодора и его брата свт. Иосифа , архиеп. Фессалоникийского. Вскоре патриарх К-польский свт. Мефодий I (843-847), узнав о том, что студиты хранят в своей б-ке сочинения Феодора, написанные во время 2-й фазы Михианской схизмы и содержащие резкие выпады против патриархов Тарасия и Никифора, потребовал уничтожить и анафематствовать их. Н. С. и Афанасий, игум. Саккудийского мон-ря, категорически отказались сделать это, и Мефодий применил к ним церковные прещения, к-рые, однако, были сняты преемником Мефодия Игнатием. Н. С. снова стал студийским игуменом, но вскоре умер, будучи уже в очень преклонном возрасте, после чего обитель возглавил прп. Николай Студит .

http://pravenc.ru/text/2564580.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († ок. 825), свт. (пам. греч. 18 июля; пам. визант. 17, 18, 19, 28, 29 июля), митр. Халкидонский, исп. Источниками сведений о жизни И. являются сочинения прп. Феодора Студита (письма и «Малое оглашение»), а также Житие прп. Иоанникия Великого в обеих редакциях, созданных мон. Петром (BHG, N 936) и мон. Саввой (BHG, N 935). Согласно Житию прп. Иоанникия (Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357), И. принадлежал к знатному роду Камулианов. О его жизни до возобновления иконоборчества при визант. имп. Льве V (813-820) ничего не известно. Предшественником И. на Халкидонской кафедре был Косма, скончавшийся в 816 г. Первое письмо прп. Феодора Студита (Ep. 245// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 377-378), обращенное к И., датируется 816-818 гг. (по А. П. Доброклонскому, не ранее зимы 815/6 - Доброклонский. 1914. Ч. 2. С. 326-327). Из письма следует, что И. подвергся преследованиям иконоборцев и был отправлен в ссылку. Прп. Феодор говорит о том, что уже давно желал вступить с И. в переписку. Ответ И. не сохранился, однако из следующего письма прп. Феодора (Ep. 312// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 454-455) явствует, что в нем И. рассуждал об иконоборческой ереси. В одном из более поздних писем (Ep. 471//Ibid. P. 676-678; датируется на основании косвенных данных 821-825), посвященном учению об апокатастасисе , прп. Феодор также упоминает митрополита Халкидонского, не называя его по имени; вероятно, речь вновь идет об И. Согласно Житию прп. Иоанникия Великого (Vita Ioannicii auct. Petro. P. 404-405; Vita Ioannicii auct. Saba. P. 357-358), И. участвовал в посольстве епископов и игуменов-иконопочитателей (в число к-рых вошли прп. Феодор Студит, Иосиф, игум. Кафарский, и свт. Петр , еп. Никейский) к прп. Иоанникию Великому , подвизавшемуся тогда на горе Трихаликс в горном массиве Олимпа Вифинского ( Janin. Grands centres. P. 188-189). По мнению Т. Прача, эта поездка имела целью выработку новой стратегии сопротивления иконоборцам, однако из-за противоречий между студитами и прп. Иоанникием иконопочитателям не удалось договориться ( Pratsch. 1998. S. 281-288). Во время встречи, состоявшейся на подворье прор. Илии мон-ря Агавр , И. предсказал скорую кончину Иосифа Кафарского. Относительно времени встречи высказывались различные предположения: Прач считал, что она произошла между нояб. 823 и мартом 824 г., Доброклонский - в 821 г.

http://pravenc.ru/text/468959.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († между 820 и 829), свт. (пам. визант. 17 дек.), митр. Сардский, исп. Сведения о жизни И. чрезвычайно скудны. Единственным источником являются письма прп. Феодора Студита (Ep. 157, 451// Theodorus Studita. 1992. Vol. 2. P. 278-279, 638). Известно, что И. стал преемником митр. Евфимия Сардского, после того как тот был низложен и отправлен в ссылку (кон. 803 - нач. 804). Впосл. И. также пострадал от преследований имп. Льва V (813-820). Он предстал перед иконоборческим Собором в 815 г., после к-рого был сослан и заключен в крепость. Прп. Феодор Студит восхищался его стойкостью в противостоянии иконоборцам, а также сожалел о тяжелой болезни И. (Ep. 451//Ibid. P. 638). Существует также письмо, адресованное Навкратию, где прп. Феодор Студит упоминает о слухах, согласно к-рым будто бы был обезглавлен епископ Сардский, «какой именно, не определено» (Ep. 415//Ibid. P. 578-580). Ж. Паргуар считает, что здесь подразумеваются Евфимий и И., т. к. в то время они оба были живы и находились в ссылке ( Pargoire. 1901/1902. Р. 160-161). Последнее послание, адресованное И., написано в период правления имп. Михаила II Травла (820-829) ( Theodorus Studita. 1992. Vol. 1. P. 418), после этого упоминания об И. не встречаются. Т. к. в письме сказано о тяжелой болезни епископа и его преклонных летах, можно предполагать, что вскоре после этого он скончался. В визант. традиции с именем Иоанна Сардского связан целый ряд сочинений, к-рые можно разделить на 2 типа. Во-первых, это агиографические сочинения: Жития вмц. Варвары (BHG, N 215i; не изд.) и мч. Никифора (BHG, N 1334; изд. С. Евфимиадисом в 1991, является переложением древнего Мученичества BHG, N 1331). Во-вторых, риторические сочинения: Схолии к Гермогену и Комментарии на «Прогимнасмы» Афтония. Оба сочинения были обнаружены и изданы Х. Рабе в Лейпциге в 1928 и 1931 гг. Источниками для создания Комментариев на «Прогимнасмы» Афтония послужили сочинения александрийских комментаторов Аристотеля, а также «Прогимнасмы» Феона и Сопатра (ныне утраченные).

http://pravenc.ru/text/468957.html

Равнодушие Кто при любви своей равнодушен к недостаткам любимого, тот ненавидит , сам того не сознавая (прп. Ефрем Сирин , 34, 321). Если мы не будем и к добродетели стремиться с любовию и охотою, и к пороку не будем питать великой ненависти, то не в состоянии будем ни избежать вреда от этого, ни достигнуть той (свт. Иоанн Златоуст , 47, 210). Ты навлекаешь на себя величайшую ответственность, если, видя заблудшего, не хочешь помочь ему... Не может оправдать нас то, что у него есть свой ум, потому что и мы, многократно преподававшие наставления другим, часто в отношении к себе оказывались несостоятельными и не могли помочь самим себе. Так же рассуждай и о другом заблуждающемся, что он скорее может получить добрый совет от тебя, нежели от себя, и не говори: какая мне до него нужда?.. Оттого и происходят все роды зла, что мы считаем чужим принадлежащее нашему собственному телу (свт. Иоанн Златоуст , 53, 451). Воспримем же все сие в чувство и пребудем в нем, усердно делая все, к чему это побуждать будет нас. Ибо кто равнодушен к этому, будьте уверены, что он уловлен страстями, дремлет в беспечности, тяжкосердствует, сластолюбствует, завидует, легкомысленничает, ленится, уткнувшись, как медведь в лапы, того только ищет, чтобы поесть и попить, рыкает, как лев, не получив удовлетворения своих злых пожеланий, прыгает, как леопард, от одного удовольствия к другому, ухитряется, как лисица, достигать искомого по своему сердцу, злится, как верблюд, в отмщении ближнему за какое-либо случайное опечаление, ржет, как конь, женонеистовствуя на тела человеческие и скотские, бесстыдствует, как волк, в продерзости на погубление души своей и братней (прп.. Феодор Студит , 92, 320). ...Для нас удобно целый день заниматься делами спасения, если только захотим: утром разумно петь оную давидскую песнь: заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя ( Пс. 5, 4 ); в третий час: Духа Твоего Святого не отьими от Мене ( Пс. 50, 13 ); в час шестой: Избави мя от нападения беса полуденного и от стрелы, летящие во дни (ср.: Пс. 90, 5–6 ); в девятый: приклони, Господи, ухо Твое и услыши мя ( Пс. 85, 1 ); вечером: благослови, душе моя, Господа... и следующие за сим ( Пс. 103, 1 ). Если мы каждодневно так будем поступать, и друг друга возбуждать, и просвещать благими словесами и делами, а не расслаблять и омрачать беспечным равнодушием и пусторечием, то можем сим образом спастися, потому что от утра до вечера можем совершать одно достодолжное... (прп. Феодор Студит , 92, 344).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Иконопочитание Кто на торжище смотрит на царский образ и говорит, что изображаемое на картине есть царь, тот не двух царей признает, т. е. образ и того, чей образ; и если, указав на писанного на картине, скажет: «Это царь», не лишит первообраз царского именования, вернее же сказать, признанием образа, подтверждает честь, воздаваемую царю. Ибо если образ – царь, то тем паче следует быть царем тому, кто послужил причиною образа (свт. Василий Великий , 8, 328). Разве Владыку нашего можно видеть очами? Он незрим и безвиден по существу, а изображается и бывает видимым по человечеству (свт. Иоанн Златоуст , 45, 661). Разве не знаешь, что если кто будет оскорблять образ царя, нанесет оскорбление первообразу достоинства? (свт. Иоанн Златоуст , 55, 379). Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти... (прп. Феодор Студит , 92, 525). ...Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу (прп. Феодор Студит , 92, 525–526). Ведуще, что... принятое Им от нас привнесение и естество подлежат восприятию чувств и описуемы, мы изображаем Его на иконах и православно поклоняемся, также как и изображаем на иконах Родившую Его в девстве, а также и совершенным образом угодивших Ему (свт. Григорий Палама , 26, 84). ...Ради нас Вочеловечившегося икону сотвори, по любви к Нему, и чрез нее воспоминай о Нем, чрез нее поклоняйся Ему, чрез нее возводи ум свой к поклоняемому телу Спасителя, сидящему во славе одесную Отца на небесах. Равным образом и святых иконы и твори, и поклоняйся им: не как богам – что воспрещено, – но во свидетельство твоего с ними общения, любви к ним и чествования их, ум свой возводя к ним чрез иконы их; как и Моисей сотворил иконы Херувимов и поставил во Святом Святых, да и само Святое Святых было образом пренебесных вещей, а Святое носило образ всего мира, и Моисей назвал его Святым, не твари славя, но чрез них мир сотворшего Бога. И ты не почитай богами икон Господа Иисуса Христа и святых, но чрез них поклоняйся по образу Своему вначале нас Создавшему, а после сей самый нашенский образ Свой благоволившему восприять по неизреченному человеколюбию Своему, и в нем описуемым соделаться (свт. Григорий Палама , 93, 283). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Решимость Когда Он видит, что наша решимость (исправиться) тверда, и что мы приступаем с пламенным усердием, то не медлит и не отлагает, но скоро являет нам свою благость и говорит: еще глаголющу ти, реку: се приидох (ср.: Ис. 58, 9 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 279). ...От Господа же венцы вам соплетаются каждодневно, если в благом произволении своем держите твердую решимость скорее все претерпеть, нежели изменить чему-либо из заповеданного нам. Ибо заповедь Господня жизнь вечная есть, нарушение же ее – смерть; почему необходимо нам исповедать истину и не согласоваться с теми, кои противятся ей, жертвуя за сие всякими житейскими преимуществами, славою и честью у царей, архиереев и у других. Ибо что пользы, как написано, если кто мир весь приобрящет, а душу свою отщетит (ср.: Мф. 16, 26 ). Для того наша твердость и наши подвиги (прп. Феодор Студит , 92, 337). ...Вы – добрые купцы, все оставившие и вместо всего купившие добрый-предобрый и предорогой Маргарит – Христа, когда решились взять крест и идти вслед Его, в преподобии и правде... (прп. Феодор Студит , 92, 460). У одного ювелира было много драгоценных камней и жемчуга. Однажды он сел с детьми на корабль, чтобы отправиться в чужую страну и там заняться своим ремеслом и торговлей. По устроению Божиему на корабле он полюбил одного мальчика, который прислуживал ему, за что и получал помощь от купца, питаясь от стола его. Однажды мальчик услышал, как матросы шептались между собой и договаривались бросить ювелира в море, чтобы овладеть его камнями. Войдя, по обычаю, к ювелиру для услуг, мальчик не мог скрыть своей грусти. «Что ты сегодня так грустен?» – спросил купец. Мальчик, подавляя скорбь, молчал. «Скажи мне, что с тобой?» – расспрашивал купец. Тогда мальчик рассказал слышанное. «Это верно?» – спросил купец. – «Да, так они решили между собою». Тогда купец зовет детей и говорит им: «Что бы я ни сказал вам, исполняйте немедленно и без всяких рассуждений». Потом, развернув полотно, сказал им: «Принесите мне ларцы!» Те принесли. Раскрыв ларцы, он начал вынимать и раскладывать камни на полотне. Вынув все, он сказал: «Так вот от чего зависит моя жизнь? И ради этих камней я подвергаюсь опасности и бурям на море и даже должен подвергнуться близкой смерти, не взяв с собою ничего из этого мира?! Бросайте все в море!» Дети немедленно побросали все в море. Матросы были поражены таким поступком, так разрушился их замысел (102, 252–253). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Самонадеянность ...Во всяком случае отсекай волю свою, не надейся на свою правду, но всегда имей перед очами грехи свои (прп. авва Исаия , 59, 208). Кто надеется на правду свою, и последует воле своей, тот не избежит козней вражеских, не найдет себе покоя, не уразумеет своих недостатков, и трудно ему получить милость Божию в час исхода своего из тела (прп. авва Исаия , 89, 59). Не надейся на силу свою – и помощь Божия будет сшествовать тебе (прп. авва Исаия , 89, 351). Горе тому человеку, который полагается на собственную силу свою, или на подвиг свой, или на природные свои дарования, а не возлагает всей надежды своей на Бога; потому что от Него единого крепость и сила (прп. Ефрем Сирин , 35, 464). Да не надеемся же на самих себя, ибо Писание говорит, что надеющийся на себя самого падет падением ужасным (см.: Притч. 11, 28 ) (прп. Исихий Иерусалимский , 90, 174–175). Источник. ...Прельстились те, которые, возложив упование на самих себя, сочли, что не имеют нужды ни в каком путеводителе... (прп. Иоанн Лествичник , 57, 3–4). ...Но слышу, что иные из вас, по самонадеянности, держат себя небрежно: смотрят бесстыдно друг на друга, пустословят и смеются; иные же сплетают руки с руками и прикасаются устами к устам и щеками к щекам. Плача сие достойно. Ввяжет ли кто огнь в недра, риз же не сожжет ли? Или ходити кто будет на углиех огненных, ног же не сожжет ли? ( Притч. 6, 27–28 ). Так и такие дела делающий не останется без падения... (прп. Феодор Студит , 92, 309). Источник. Не увидеть тебе двора мира в благостыне помыслов и не войти в храм любви с радостию во всякой милостивости и тихости сердца, пока надеешься на себя и на дела свои (прп. Никита Стифат , 93, 95). Хотя бы ты все, относящееся к деятельной жизни, прошел, не надейся на себя при этом, будто достиг уже бесстрастия и можешь беззаботно вращаться в мире; чтобы в таком случае, набрав страстных видов, по возвращении к себе, не встретил ты в этом чего-либо неблагоприятного порядкам жизни своей. Но всегда, под пестунством страха, усердно пекись о своем изменчивом и превратном естестве, благоразумно удаляясь от причин страстей. Ибо бесстрастие, в высшей степени неизменное, бывает лишь в достигших совершенной любви и непрестанным созерцанием держимых выше всего чувственного и восшедших на верх смирения, которых уже не касается пламя страстей, пресекаемое гласом Господа, ради преложения их (совершенных) в нетление (прп. Феогност, 91, 384–385).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Г.С. Битбунов Успение Пресвятой Богородицы Если временная земная жизнь каждого христианина является не чем иным, как приготовлением к вечному бытию, начатки которого могут раскрываться до кончины, все это в самой превосходной степени приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами Своего Пресвятого бытия Она более других приуготовлялась к Царству Небесному. Но особый нравственный подъем в Ней должен был произойти после Воскресения и Вознесения Ее Божественного Сына. И об этом обстоятельно рассказано в многочисленных святоотеческих гомилиях, приуроченных к празднику Успения: «По восшествии на небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слова, величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о мире, ободрениями проповедников во всех концах земли; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию евангельскому» (свт. Григорий Палама ) 99 . И, предчувствуя смерть, Богоматерь не могла не желать в последний раз увидеть столь близких Ей по собственным воспоминаниям, а главное – по воспоминаниям о Христе апостолов. Прп. Феодор Студит восклицает: «Пусть предстанут, – должна была молиться Она Сыну, – для утешения Моего рассеянные по концам земли проповедники и служители Евангелия Твоего». И вот по Ее горячей молитве прибыли «самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и Его Матери и получить от Нее, как пречестное и дорогое наследие, благословение». Кроме того, «предстал и богоизбранный чин иерусалимлян: надлежало, чтобы участие в погребении приняли отрасли древних патриархов, предвозвестивших плотское рождение Слова Божия» (прп. Иоанн Дамаскин ). Чувства Богоматери в самый момент кончины святые отцы в удивительном единодушии представляют в качестве драматически умиротворенного диалога Ее с Сыном. Богородица просит: «Простри Божественные руки и прими душу Матери, Ты, Который на Кресте предал дух в руки Отца. Прими Мою любящую Тебя душу, которую Ты сохранил невинной. Тебе, а не земле Я предаю Свое тело: сохрани целым сие тело, в котором Ты благоволил обитать и которое Ты по рождении сохранил девственным» (прп. Иоанн Дамаскин ). Господь говорит: «Смело положи в веси Гефсиманской тело Твое, где Я, пред страданием по-человечески, преклонил колена Моего тела в молитве. Как Я тогда, после преклонения колен пошел к животворящей и вольной Крестной смерти Моей, так и Ты, после положения останков Твоих, тотчас будешь перенесена к жизни» (свт. Герман).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Епитимии ...Когда ты согрешаешь, мы подвергаем тебя свободным епитимиям, не тело бичуя, но душу сокрушая. Если мы не будем и этого делать, то как тебя научим? Нелегко передается слово учения и руководство к добродетели; оно требует различных способов наставничества, приноровляемых к существующим нравам. Послушен ли кто и удобопреклонен к назиданию? Для него прилично простое и кроткое слово. Упорен ли и необуздан? Для него нужны розги. Что же нам делать, когда розог мы не употребляем? Неужели оставить такого без вразумления? Нет! Но мы при помощи слова дадим ему иной вид, соответственный тому, какой будет нужен. И как кушанье чрез малую прибавку приправ получает противоположный вкус, из горького делаясь сладким, и из сладкого переменяясь в горькое; так и наше слово чрез приложение новых форм приспособляется к различным нуждам, дабы соответствовать воспитанию каждого (свт. Григорий Нисский , 24, 481–482). Источник. Как хорошо – не грешить, так же полезно – переносить наказание. Как хорошо – не получать ран, а когда это случится, то полезно прилагать к ранам лекарства... (свт. Иоанн Златоуст , 55, 49). Смотри, не будь строго взыскателен за малейшие согрешения; иначе ты не будешь подражателем Бога (прп. Иоанн Лествичник , 57, 261). Источник. пользоваться нам должно, имея одно в виду, – чтобы падший восстал и опять взялся пути своего... (прп. Феодор Студит , 92, 117). ...Которые не знают таинства христианства, каковы наибольшая часть из таких крещеных, которые именуются как крещеные, христианами, но не оглашены христианским учением и совсем остаются неведающими и, скажу так, непросвещенными (крещением просвещены, но не просвещены ведением), потому что не знают и не разумеют воистину, в чем состоит таинство христианства, – так когда таковые, каясь, исповедуют грехи свои, соделанные ими по крещении, то их не должно слишком вязать на духу и возлагать на них тяжелые епитимии, потому что это не будет для них полезно, так как они, будучи не научены и не просвещены, и не имея ведения о тайне Христа, не могут восчувствовать, как должно, этих вязаний и епитимий. Они в неведении веровали, в неведении и грешили; и поскольку без разума грешили, то не могут, как должно, уразуметь разумность духовного их врачевания. Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ греч. имя, к-рым надписаны каноны и самогласные стихиры в корпусе богослужебных текстов визант. обряда. Исследователи высказывали разные т. зр. относительно авторства этих сочинений. C. Петридис считал, что все богослужебные каноны, носящие имя А., принадлежат одному гимнографу, однако др. приписывают их авторство разным лицам. Наиболее ранним из возможных авторов считается монах Студийского мон-ря, подвергшийся гонениям со стороны иконоборцев, ученик прп. Феодора Студита († 826), известный по письмам преподобного. Вероятно, он написал канон субботы перед Пятидесятницей 2-го плагального (6-го) гласа, нач.: «Ψυχν πασν Δεσπτης κα ποιητς» (Душ всех Владыка и Создатель), с акростихом «Ψυχας πσαις ανον ξ Αρσενου» (Душам всем песнь от Арсения), и канон Пресв. Богородице 3-го гласа, помещенный в греч. Богородичнике в среду вечера c надписанием «Ποημα Αρσενου Μοναχο» (Творение Арсения Монаха), нач.: «Τν ντως πρθεον Κρη πναγνε» (Сущего Пребожественнейшего, Дева Всенепорочная) и акростихом «Τρτος πναγνε ψαλμς ξ Αρσενου» (Третья, Всенепорочная, песнь от Арсения). Возможно, этот канон является единственным дошедшим до нас из 8 (по числу гласов) богородичных канонов одного автора. Х. Г. Бек не отрицал возможности авторства студийского монаха для канона из последования таинства Елеосвящения, но М. Жюжи , Х. Матеос и др. относили его, как и канон сщмч. Тимофею Прусскому (пам. 10 июня), к творениям свт. Арсения , архиеп. Керкирского (IX-X вв.). В качестве автора др. 3 неизданных канонов, а также 4 самогласных стихир, помещенных в службах Миней, называют игум. Арсения Криптоферратского (XI в.). Бек считал, что автором указанных стихир мог быть также Арсений, митр. Пергамский (нач. XV в.), написавший стихиры Пресв. Богородице, содержащиеся в кодексах Vat. Ottob. gr. 441 и Leimon. gr. 268. Ист.: Theodori Studitae Epistulae 38, 41, 48, 216/Ed. G. Fatouros. B., 1992. (Corpus fontium historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31). Bd. 1. S. 108-111, 121-122, 124-128, 129-139; Bd. 2. S. 338-339; Феодор Студит, прп. Творения. СПб., 1908. Т. 2. С. 279-281, 289-290, 296-298, 733; Θεοτοκριον το γου Νικοδμου Αγιορετου. Βλος, 199112. Σ. 70-72.

http://pravenc.ru/text/76208.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010