Кто занят житейским, тот не представит себе ничего небесного, ничего ангельского (прп. Исидор Пелусиот , 62, 445). Заботящийся же о том. что впереди, покапывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (прп. Нил Синайский , 72, 79). Источник. ...Сокрушать себя заботами душе нечестивой... (прп. Мил Синайский, 72, 86). ...Кто не имеет забот, тот неуловим диаволом, а заботящийся... с трудом исторгается из сатанинских рук (прп. Нил Синайский , 73, 36). Постараемся надеждою и молитвою отдалять от себя всякое мирское попечение, если же не можем исполнить этого в совершенстве, то будем приносить Богу исповедание в недостатках наших, прилежание же о молитве никак не оставим, ибо лучше подвергнуться укорению за частое упущение, нежели за совершенное оставление (прп. Марк Подвижник , 89, 525–526). Источник. Душа, не освободившись от мирских забот, ни Бога не возлюбит искренно, ни диаволом не возмерзит, как достойно. Попечение о животе сем лежит на ней как тяжелое покрывало, и ум ее не может установить в себе своего о сем судилища, чтоб у себя самого ощутительно слышать безошибочные приговоры суда (совести). Почему всячески потребно удаление от мира (блж. Диадох, 91, 16–17). Источник. В какой мере... оставляет ум попечение о сем видимом, и озабочивается упованием будущего... в такой же утончается он и просветляется в молитве (прп. Исаак Сирин , 58, 170). Источник. Попечение о делах житейских приводит в смятение душу, смущение ими смущает и лишает тишины ум (прп. Исаак Сирин , 58, 305). Источник. Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при расслаблении чувств своих (прп. Исаак Сирин , 58, 350). Источник. Кто желает представить Богу чистый ум, а смущает себя попечениями, тот подобен крепко сковавшему свои ноги и покушающемуся скоро идти (прп. Иоанн Лествичник , 57, 226). Если б мы имели попечение о небесном, то не заботились бы столь много о земном. Если бы мы помышляли о нетленном, то не были бы столько привязаны к тленному. Если бы мы возжелали вечного, то не любили бы так привременного (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 233). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

267 Прп. Варсанофия Великого и Иоанна пророка ответы 264-й и 274-й; Пс. 45:11. Приведенные здесь ответы даны прп. авве Дорофею, который по благословению этих отцов занимался непрестанной памятью Божией, т. е. умной Иисусовой молитвой. Отцы завещали авве не ослабевать в этом подвиге, но сеять с надеждой, – ответ 263. 268 Там же. 269 Ответ 111. 270 Слово о трезвении, гл. 1,3 и 5. Доброт., ч. 2. 271 Блаженный Никифор, Слово о трезвении и хранении сердца. Доброт., ч. 2-я. Прп. Симеон Новый Богослов, О третьем образе молитвы. Доброт., ч. 1. 272 Слово 28, гл. 45. 273 Доброт., ч. 1. 274 Поведание затворника описано в 1-м т. Аскетических Опытов, в «Слове о Страхе Божием и о любви Божией». 275 Св. Исаак Сирин, Слово 68-е. 276 Лествица, Слово 28, гл. 51. 277 Лествица, Сл. 28, гл. 16, 21 и 27. 278 См. статью под заглавием: «О еже како подобает пети». Доброт., ч. 1. 279 Там же. 280 Св. Исаак Сирин, Слово 55. 281 Письменный Отечник. 282 Слово 2. 283 О безмолвии в 15 главах, гл. 2 и 8. 284 Ведение известное о безмолвии и молитве. О еже како обрести действо. 285 О безмолвии. О еже како подобает глаголати молитву. 286 О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитвы. 287 Св. Исаак Сирин, Слово 89. 288 Лествица, Слово 7. 289 О безмолвии и о двух образах молитвы, в 15 главах, гл. 14. 290 Св. Исаак Сирин, Слово 78. 291 Прп. Нил Синайский. О молитве. Доброт., ч. 4, гл. 61. 292 Доброт. ч. 2. 293 Главы 19 и 45. 294 Глава 38. 295 Глава 53. 296 Техническое монашеское слово. 297 Глава 24. 298 Заглавие 24 главы. 299 Глава 14. 300 Слово 55 301 Патерик Алфавитный и Достопамятные Сказания об Арсении Великом. 302 Слово 41. 303 Глава 52. 304 Лествица, Слово 4, Гл. 121. 305 Слово 74. 306 Доброт., ч.1. 307 Преподобный авва Дорофей. Поучение 10, О еже ити в путь Божий. 308 Святейший Каллист, патриарх Константинопольский. Образ внимания молитве. Доброт., ч. 4. 309 Там же. 310 Там же. 311 Доброт., ч. 1. 312 О законе духовном. Доброт., ч. 1, гл. 4. 313 Предисловие на главы блаженного Филофея Синайского. Письмо старца Паисия к старцу Феодосию, стр. 231. Издание Оптиной Пустыни, 1847 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Естественно, к чтению Священного Писания, как и к молитве, мы должны приступать с благоговейным и смиренным настроем. Только такое чтение слова Божия полезно. Если же к чтению Священного Писания примешается горделивый помысел и желание выказать свое знание перед другими, то это преп. Нил открыто и строго порицает. Так, например, диакону Евгению, изучавшему Священное Писание с надменными мыслями, он пишет: «При чтении Священного Писания ты впадаешь в гордость, величаешься своим знанием, насмехаешься над неведущими. Тем самым вместо плодов ты собираешь листья. Возжелай же лучше украсить свою душу богоугодными делами, ибо сказано: «Горе вам, книжники и фарисеи " " 302 . Подобную укоризну изрек преп. Нил и монаху Павлу, который, предаваясь лености, с раннего утра и до захода солнца беспрерывно сидел над книгой. Преп. Нил ему в частности говорит: «Тебе хорошо известно, что невозможно построить дом из одного камня. Поэтому не думай, что достаточно иметь лишь одну добродетель, то есть чтение. Надобно тебе заниматься и молитвой, и пением псалмов, и физическим трудом, и продолжительным бдением, и вообще разными благодеяниями, дабы мог ты угодить Богу и сбросить с себя скверну и тяжелую леность» 303 . Самая любимая часть Священного Писания у преп. Нила – псалмы, которые он часто советует воспевать монахам, как некогда это делали апостолы, ибо в них блаженный Давид «вместо печали земной жизни, являет непрестанную радость» 304 . «Когда поешь псалмы, – пишет он Квинтилию, – пытаясь в своей памяти удержать Совершеннейшего, тогда душа оставляет гнусные и пагубные страсти и, наполняясь неизреченной радостью, с любовью устремляется к Богу, спеша погрузиться в Него и не предпочитая ничто видимое оной несказанной красоте» 305 . Другому своему ученику, монаху Каллинику, уже одержавшему в духовной брани победу над страстями, преп. Нил для дальнейшего преуспеяния дает следующий совет: «Поспеши подняться на высокую гору добродетелей частым пением псалмов, совершенствованием самого себя и высоким созерцанием» 306 . По учению преп. Нила, пение псалмов – это самое могучее оружие в борьбе с демонской силой, часто нападающей на монаха, чтобы помешать его молитве. «Не бойся, – пишет преп. Нил своему ученику, – но вооружись прежде всего молитвой и пением псалмов. Ведь бесы ненавидят нас, имея единственную цель: разнообразными средствами, недугами и скорбями убедить наше сердце и ум не уповать на Бога… Посему, познавая их хитросплетения, не бросай своего духовного оружия, то есть молитвы и пения псалмов, не ослабевай, укрепись и собери все свои силы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

10) Желанием нельзя заменить – см. в разборе 28 возражения. 11) Его же, т. 8, стр. 304–305: «И так, чтобы не любовью только, но и самим делом быть нам членами плоти Христовой, будем причащаться этой плоти. А это бывает чрез пищу, которую Христос даровал, чтобы выразить Свою великую любовь к нам. Для того он смешал Самого Себя с нами и растворил тело Свое в нас, чтобы мы составили нечто единое, как тело, соединенное с головою. И это знак самой сильной любви... Чтобы ввести нас в большее содружество с Собою и показать Свою любовь к нам, Он дал желающим не только видеть Его, но и обязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с ним, и насыщать им всякое желание». 12) Августин ч. 4, стр. 139: «Как молясь и славословя, мы обращаемся с словами к Тому, Кому приносим свои сердечные чувства, обозначаемые этими словами: так точно и принося жертву, мы знаем, что видимую жертву должно приносит не другому кому как Тому, невидимой жертвой Которому мы в своих сердцах должны быть сами». 13) Нил Синайский ч. 3, п. 134, стр. 67: «Спрашивал ты меня: как надобно разуметь написанное у Соломона: не прельщайся насыщением чрева ( Притч.24:15 )? Не как простого хлеба и вина, и не для наполнения чрева, христолюбец, в церкви причащаемся мы страшной оной и вожделенной трапезы; но в малой некоей части преподается нам сие священнослужителями Божиими, и мы, возводя в высоту душевные очи, вкушаем во очищение прегрешении, ко освящению и спасению». 14) Его же, стр. 229–230: «Не как к простому хлебу будем приступать к хлебу таинственному; потому что он плоть, плоть досточестная, достопоклоняемая, животворная, которая оживотворяет людей, омертвевших в грехопадениях. Плоть же обыкновенная не могла бы оживотворять душу. И сие-то изрек Господь в евангелии: плоть, то есть плоть обыкновенная, простая, не пользует ничтоже ( Ин.6:63 ). Посему, причащаясь плоти и крови Бога Слова с благоговением и любовию, наследуем жизнь вечную». 15) Симеон Солунский т. 2, стр. 144 (по слав. гл. 99, л. 129): «Когда вслед за тем священные остатки божественного хлеба положены будут в священный потир, – он является народу. Это – Христос, самое Его истинное тело и кровь, которые Он освятил для нас – своего избранного народа, и дарует вкушать, созерцать и осязать».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Одновременно с появлением жизнеописаний пустынников зарождается монашеско–аскетическая литература, в числе основоположников которой должны быть упомянуты, прежде всего, Антоний Великий (ок. 250–356), Макарий Великий (ок. 300–391), Евагрий Понтийский (ок. 345 – ок. 399) и целый ряд писателей не столь крупного масштаба: авва Аммон, упоминавшийся Серапион Тмуитский , Стефан Фиваидский (4–5 вв.), Иперехий Египетский (ум. 250–252/305–311) и др. В Сирии, где монашество, как полагают, зародилось без какого–либо влияния извне (хотя есть гипотеза, что оно имеет египетские корни), Иаков Афраат (ок. 270 – ок. 345) рассказывает о братских союзах мужчин и женщин, которые, по обету, вели безбрачную жизнь. К знаменитым аскетам Сирии принадлежит Ефрем Сирин (ок. 306–373) 611 , упоминаемый уже Созоменом. Иаков Нисибинский, прежде чем стал в 309 г. епископом, анахоретствовал, согласно Феодориту, в Курдских горах вместе с Евгеном, основателем персидского монашества, жизнеописание которого (Житие Мар–Евгена) открыл лазарист П. Беджян. На Синайском полуострове, куда монашество пришло из Египта, в 5–6 вв. творили выдающиеся учителя–аскеты Нил Синаит (ум. 430), известный также как Нил Постник 612 , и Иоанн Лествичник (ум. 580), знаменитая Лествица которого до настоящего времени является одним из самых часто переиздаваемых и читаемых аскетических произведений не только в монашеской среде, но и у мирян (польза последнего сомнительна: множество аскетических указаний «Лествицы» объединены в целостную систему, требующую точного практического исполнения «от ступени к ступени»; систематическое поэтапное следование данным указаниям, как это задумано Иоанном Лествичником , в мире, особенно современном, практически невозможно, от чего чтение Лествицы для мирян становится по большей части лишь удовлетворением праздного любопытства, чего автор, адресовавший свое послание исключительно монахам собственного монастыря, никак не предполагал), а в 13–14 вв. здесь началась монашеская жизнь Григория Синаита (60–е гг. 13 – 40–е гг. 14 вв.), позже перебравшегося на Афон 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткая история Синайской Архиепископии с III по XIX вв. Христианство на Синайском полуострове появилось в III веке. Довольно рано в этих краях появляются и первые монахи-отшельники. 14 января 305 г., во время гонения Диоклетиана, были арестованы пять первых мучеников в районе горы Синай и Раифа. Согласно преданию, св. царица Елена посетила Синай в 330 году. Она построила здесь храм у Неопалимой Купины и башню, в которой могли бы укрываться монахи при набеге кочевников. Очень быстро Синай, наряду с Палестиной и Египтом стал одним из крупнейших центров монашества. Сначала монахи и христиане Синая были под омофором епископов Фарана и епископов Айлы, - первым из них упоминается Пётр, один из отцов I Вселенского собора. Первый епископ Синайский – Макарий, упоминается в середине V века. В начале этого же столетия просиял преподобный Нил Синайский, один из известнейших аскетических писателей. Он также составил повесть о разорении горы Синай сарацинами, - память пострадавших тогда преподобномучеников, в Синае и Раифе избиенных, Православная Церковь отмечает 14 (27) января. В 530 г. святой император Юстиниан Великий приказал построить мощные крепостные стены монастыря, направил воинский гарнизон для защиты монахов и переселил на Синай двести семей из Понта и Александрии для защиты и обслуживания монастыря. Эти постройки сохраняются до сего дня, равно как и потомки переселенцев, которые образовали бедуинское племя джабалия. В начале VII века главой Синайского монастыря был преподобный Иоанн Лествичник. По просьбе Раифских иноков он составил книгу «Лествица», которая стала настольной книгой всех православных монахов последующих времён. В ней он успешно систематизировал и проанализировал святоотеческий опыт духовной жизни, - 30 бесед о 30 ступенях духовного возрастания повествуют о главных страстях, которые препятствуют христианину на пути к Богу и о главных добродетелях, приобретаемых на этом пути. В том же столетии из Синайской обители происходил ещё один великий богослов и отец Церкви – преподобный Анастасий Синаит, который также был настоятелем обители и активным противником монофизитов и монофелитов.

http://pravoslavie.ru/41817.html

Толкуя это событие иносказательно, а не исторически, он разумел под иссушением и уничтожением жил и источников не епископов, а еретические учения – которые иссушаются словом церковным, а слово церковное непременно предполагает бытие епископов; «шедше научите... (см. выше). Составитель же Ипполитова слова, не имея никакого основания и права, переделал пророч. Осии по-своему, и вместо слова «его»: «жилы его, источники его, сосуды его», поставил – ,,ея»: «жилы ея, источники ея, сосуды тоя», т. е. отнёс слова пророка к церкви, тогда как он, говоря так, разумел не церковь , а «его», т. е, царя персидского. Затем он говорит неправду о церкви, что будто бы она противилась Богу: «яко сопротивишася Богу». Когда же церковь сопротивлялась Богу? Богу сопротивлялись и сопротивляются только еретики и раскольники, вроде наших старообрядцев, не исполняющих установлений Христовых, но церковь Христова, т. е. православные христиане, никогда Богу не сопротивлялась. Слова пророка: «Погибнет Самариа яко сопротивися Богу своему», понятны и верны, потому что Бог предсказывает Самарии погибель за сопротивление Богу; но эти же слова пророка, отнесённые составителем ипполит. слова к церкви, которая будто бы «сопротивися Богу своему», и за это изсохнут жилы ея, опустошатся источники ея и истребятся сосуды ея, – безусловно неверны, потому что церковь никогда Богу не сопротивляется, а иначе она перестанет быть церковью Божией. (Мф. 18:17; Титу 3:10–11 ). Таким образом толкованием Ипполитова слова слов пр. Осии, как и слов прор. Исаии, как неверным руководствоваться не следует 305 . Так как составитель ипполитова слова не говорит, что под жилами и источниками нужно разуметь епископов и вообще священство, то Коновалов в разъяснение ипполитова слова и в подтверждение своей мысли приводит слова преп. Нила Синайского . «Под жгучим ветром св. Ипполит разумеет самого антихриста, говорит Коновалов, а под жилами, которые он иссушит, преп. Нил Синайский научает подразумевать священство. Преп. отец в письме к Ефрасию пишет: «будем усердно молиться, чтобы прогнана была душевная проказа от прядены, кудели, кожи ( Лев. 13:48 ), – от духовной прядены того, что составляет как бы жилы церкви Христовой, разумею епископов и всех пользующихся почестями левитского сана».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

138 Приношение современному монашеству. С. 71. Прп. Антоний Великий в своих наставлениях указывает на то, что в древности отцы уходили в пустыню, там чрез долгий труд достигали здравия своих душ, и так уразумевали, как можно врачевать других (Изречения//Добротолюбие. Т. 1. С. 125). Св. Макарий Великий учит стремиться обрести сокровище благодати Христовой, прежде всего, в своих сердцах, а затем уже из этого внутреннего сокровища предлагать словесную помощь другим (Духовные беседы. С. 160). Прп. Нил Синайский замечает, что, лишь когда покорены собственные страсти, можно приступить к возделыванию душ других (Мысли и увещания//Добротолюбие. Т.2. С. 293). «Врач духовный тот, — говорит прп. Иоанн Лествичник, — кто стяжал и тело и душу свободные от всякого недуга, и уже не требует никакого врачевства от других» (Слово особенное к пастырю//Лествица. С. 253). Поэтому «великий стыд для наставника молиться Богу о даровании послушнику того, чего сам еще не стяжал» (Там же. С. 256). 139 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 441—442. Прекрасно учит об этом прп. Иоанн Лествичник: «Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, то есть действием осияния и не требует прочих книг» (Слово к пастырю//Лествица. С. 254). Потому-то истинный пастырь может от самой бездны избавить душу, способен воскресить всякую погибшую душу (Там же. С. 253, 256). 140 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 369 141 Слово о смерти. С. 63 142 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 305—306 143 Аскетические опыты. Т. I. С. 242—243. Слово о смерти. С. 64. Приношение современному монашеству. С. 77—78. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87—88 144 Странник. С. 158 145 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 87 146 Приношение современному монашеству. С. 72—73. В Отечнике свт. Игнатий приводит следующее рассуждение аввы Исаии: «Стремление учить других, по признанию себя способным к этому, служит причиною падения для души.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

Святая Церковь именует преподобного Нила «монахов множества наставником». Действительно, подвижнические творения сего отца Церкви предназначены по преимуществу тем, кто переступил порог монашеской обители и принял или намерен принять иноческий образ. Однако каждый православный человек, и не монах, в той или иной мере сведущий «в церковных писаниях» и ищущий большей полноты духовного вразумления, может и должен черпать богодухновенную мудрость из сего светлого и чистого источника. По слову святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского († 1867), если «Церковь дает нам молитвы, взяв из уст святых, чтобы молитвы были хороши и чувством, и примером, и разумом», то и творения отцов Церкви, исшедшие из сердец чистых и из рук благоговейных и непорочных, точно так же приносят читающим несомненную пользу — и их уму, и душе, и сердцу. Вячеслав Овсянников, кандидат богословия Текст писем печатается по изданию: «Творения святых отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Том 32 и 33. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. Москва. 1858 и 1859». Цитаты из книг Священного Писания, кроме Псалтири, даны в русском переводе по синодальному изданию. Неоговоренные примечания принадлежат публикаторам. Добротолюбие. 2-е изд. — М., 1895. Т. 2. С. 203–204. Статья с незначительными сокращениями печатается по: Вячеслав Овсянников, кандидат богословия — «Преподобный Нил Постник, Синайский, и его творчество». Вступительная статья в книге «Творения преподобного отца нашего Нила Синайского». М.: Издательство Московского подворья ТСЛ, 2000. С. 3–13. Или епарха. Епарх — это начальник города или области. О Ниле как префекте говорится в книге 3-й (ноябрь) Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского и во 2-м томе «Добротолюбия»; о нем же как о епархе сказано в книге 5-й (январь) Четьих Миней и в некоторых других изданиях. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского. Кн. 3: Ноябрь. — М.: Синодальная типография, 1905. С. 304–305.

http://pravoslavie.ru/sm/060928202516.ht...

Добротолюбие. 2-е изд. М., 1895. Т. 2. С. 203–204. Или епарха. Епарх – это начальник города или области. О Ниле как префекте говорится в книге 3-й (ноябрь) Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского и во 2-м томе " Добротолюбия " ; о нем же как о епархе сказано в книге 5-й (январь) Четиих Миней и в некоторых других изданиях. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четиих Миней святителя Димитрия Ростовского. Кн. 3: Ноябрь. М.: Синодальная типография, 1905. С. 304–305. Гора Синай, " Синайская гора " , – находится на Синайском полуострове, на его южной оконечности. Полуостров расположен в северной части Красного моря, между заливами Суэцким и Акаба. На горе Синай святому пророку Моисею Самим Господом были переданы " Скрижали завета " – каменные доски с написанными на них заповедями Божиими (см.: Исх. 31, 18). На Синае, в пещерах и в близлежащих пустынях, издревле подвизались многие христианские постники и молитвенники; здесь находится прославленный монастырь святой великомученицы Екатерины (основан в VI веке). Добротолюбие. Т. 2. С. 279–280. Добротолюбие. Т. 2. С. 203. Добротолюбие. Т. 2. С. 292. Там же. С. 301. Настольная книга священнослужителя. М.: Издательство Московской Патриархии, 1978. Т. 2. С. 500. Жития святых... Кн. 5: Январь. C. 447. В " Добротолюбии " и в " Сказаниях об избиении... " указан город Елуза. Жития святых... Кн. 5: Январь. С. 452. Часть 2 " Сказание седьмое " , последнее из всех семи " Сказаний об избиении... " , – это, по существу, диалог отца – преподобного Нила – и его сына – Феодула, это трогательное, волнующее повествование обо всем ими пережитом во время Феодулова пленения, об их страхах и надеждах, о твердом уповании на Господа, Который являет верным рабам Своим дивную милость Свою (ср.: Пс. 16, 7). « " Ты, сын мой, – говорит святой Нил, – в своем злострадании перенес тысячи опасностей и в ожидании претерпел не одну смерть, хотя, по милости Божией, и не изведал ее на опыте. А чаять себе верной смерти и сознать ее на опыте – одно и то же. Можно же сказать, что первое тяжелее последнего, потому что не столько боли причиняет усечение, сколько предшествующее ему ожидание, которое продолжительным страхом усиливает мучительность печали и делает , что чаемая боль длится более действительной. А я во время этой скорби отверз уста мои ко Владыке и дал Ему обет работать в строгом воздержании и всяком злострадании, если только возвращен мне будешь живой " ... " И я, родитель мой, – сказал он (Феодул. – В. О .), – охотно прииму долю в труде с тобою, буду соучастником в обете, потому что был соучастником в милости и еще больше облагодетельствован. Ты избавился от плача, а я от вкушения смерти. Если бы и тебе одному в пользу служил дар Божий, то мне, принося благодарение Богу за отца, дОлжно было бы и благодеяние, и воздаяние за него принять на себя, хотя бы за милость сию надлежало потерпеть и что-либо горестное " »

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2348...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010