Только после этого евреи смирились, и Моисей вновь обрел власть над своим народом. Глава IX. Странствование по Пустыне. Из пустыни Фаран Моисей повел израильтян на юг Синайского полуострова, и некоторое время народ жил у берегов залива Акаба. Затем они переселились в окрестности города Кадеша, где были благоприятные условия для скотоводства. В поисках питьевой воды и хороших пастбищ для скота израильтяне в течение тридцати восьми лет переходили с одного места на другое и, где находились такие благоприятные условия, там останавливались на долгое время. Вообще в библейской истории (повествовании) дается совсем немного сведений о странствовании евреев по пустыне. Это была нелегкая школа труда и всевозможных испытаний, из которых народ должен был выйти обновленным и возрожденным. Пустыня для евреев была школой не только физического, но и нравственного воспитания. Во время странствования по пустыне в еврейском стане действовали очень строгие законы, немилосердно каравшие всех тех, кто нарушал религиозные или гражданские установления. Так, например, был побит камнями один человек за то, что он в субботний день собирал дрова. Такая строгость способствовала тому, что израильтяне постепенно приучали себя быть ревностными исполнителями Синайского законодательства. Но несмотря на все эти строгости, возмущения в стане не прекращались. Возмущение Корея, Дафана и Авирона. Чис. 16–17 Прошло совсем немного времени после беспорядков в пустыне Фаран, как в еврейском стане опять поднялся ропот. На этот раз выступление было направлено в основном против священника Аарона и его сыновей — священников. Бунт возглавили Корей из колена Левиина, Дафан и Авирон — из колена Рувимова. К ним присоединились двести пятьдесят именитых людей, начальников еврейского народа. Бунтовщики вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, и требовали, чтобы из всех колен выбирались священники. Они собрались перед шатрами Моисея и Аарона и громко их укоряли: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Чис. 16:3). Моисей вышел к собравшимся и, желая их успокоить, сказал Корею: «…Ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?.. Вот что сделайте: …возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом (перед Скинией. — Авт.); и кого изберет Господь, тот и будет свят» (Чис. 16:11:6–7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

1:2 И воня мира твоего паче всех аромат. Миро излиянное имя твое: Сего ради отроковицы возлюбиша тя. 1:2 От благовония мастей твоих имя твое – как разлитое миро; поэтому девицы любят тебя. Имя твое как миро – здесь на еврейском языке поэтическая аллитерация. «Шем» – имя, «шемен» – масло. Масло здесь переведено как «миро». Имя Божественного Жениха изливает духовную радость, символизируемую разлитым миром. Священное имя Ягве (Сущий), открытое Моисею у Неопалимой Купины, сообщило радость Израилю и даже другим народам, усладило духовным ароматом ищущих Бога. Под словом « благовонное миро , – говорит раввин Раши, – следует также понимать слово Божие: как миро – благовонный елей врачует тело наше, так и слово Божие врачует нашу душу. В следующих же словах миро излиянное имя Твое, надобно понимать не буквальное миро, а священный день синайского законодательства, в который разлилось лучшее благоуханное миро по всему свету, то есть Слово Божие. Известно, что запах елея слышится более тогда, когда разливают его из сосуда в сосуд; так и тут: священный закон, до синайского законодательства, был как бы в сосуде закупорен, то есть никому не был известен; но когда он дан был Израилю на Синае, тогда все народы ощутили ароматный запах его, то есть узнали его, – узнал даже язычник и блудник; это усматриваем из следующих слов. Сего ради отроковицы возлюбиша тя. А какие это отроковицы? Это блудница Раав и язычница Сепфора, сделавшаяся достойнейшею женою Моисея; оне-то, как и многия другия, услышав благовоние мира – слово Божие, прогремевшее на Синае, познали Господа» Отроковицы– девицы , в отличие от Невесты – суть иные народы, живущие окрест него. И из них многие возлюбили Ягве, Жениха Израилева и Бога своего. 1:3 Привлекоша Тя: вслед Тебе в воню мира твоего течем. Введе мя Царь в ложницу свою: возрадуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим сосца твоя паче вина: правость возлюби тя. 1:3 Влеки меня, мы побежим за тобою; – царь ввел меня в чертоги свои, – будем восхищаться и радоваться тобою, превозносить ласки твои больше, нежели вино; достойно любят тебя!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, мы убедились, что суббота дана была только Израилю, как воспоминание освобождения его от рабства египетского и как знамение завета между Богом и Израилем и что завет этот действителен только до пришествия Христа. Какое положение занимает суббота в Новом Завете, в Церкви Христовой? Исследуя Свящ. Писание Нового Завета, мы встречаемся с замечательным фактом – нигде нет ни одного слова или намека на необходимость соблюдения субботнего дня. Защитники субботы требуют: покажите нам слова, которыми бы Христос отменил субботу! мы уже раньше показали, что суббота не есть сама по себе закон, но только часть завета, написанного на двух каменных скрижалях, и если объявляется отмена всего закона, то понятно, что не одна часть его уничтожается, но распадается и все целое. Объявление же об отмене закона дано было апостолом Павлом в следующих словах: «Скажите мне вы, желающие быть под законом (данным Израилю на горе Синайской), разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов, одного от рабы, а другого от свободной? Но который от рабы, тот рожден по плоти, а который от свободной, тот рожден по обетованию. В этом есть иносказание. Это два завета: один от горы Синайской (написанный на двух каменных скрижалях, часть которого и суббота) рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен (от ига рабства): он матерь всем нам... Что же говорить Писание? Изгони рабу (т. е. закон Синая) и сына ее (остающихся подзаконными или всех тех, кто рожден от рабыни – закона), ибо сын рабыни (т. е. дети закона) не будет наследником с сыном свободной (с теми, кто во Христе Иисус). Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной» ( Гал. 4:21–81 ). Защитники субботы усиливаются доказывать, что закон Моисея и закон Божий, в котором содержится и заповедь о соблюдении субботы, есть два отдельных закона, из коих один временный и Христом отменен, а другой вечен и Христом утвержден и ссылаются на то место Евангелия, где сказано: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/subbotst...

Но вот настало время, когда он, по намерениям Божиим, оказался готовым к великому делу, и удостоился откровения 62 . Первое откровение совершилось ему в пустыне Синайской, среди гор Хорива («сухих» гор, как вообще называются обширные высоты Синайской группы), когда он пас стадо своего тестя. Горы, которые, по свидетельству И. Флавия, даже в глазах арабских племен окружены были ореолом особенной святости и назывались «горами Божиими», с грозным величием смотрели на него со всех сторон. Он шел за своим стадом овец и коз, отыскивавших растительность по уступам скал, в ущельях узких долин или по берегу случайно попадавшихся ручьев, мало думая о том, куда оно приведет его. Дикая акация и терновник всякого рода покрывали кое-где обнаженные уступы и раскаленную почву оврагов. Но вот – вдруг пыл огня, подобный тому, который сожигал Израиля в горниле рабства, показался среди ветвей одного из находившихся пред ним терновых кустов: Моисей удивленно смотрит – «терновый куст горит огнем, но куст не сгорает». Когда он подошел поближе «посмотреть на это великое явление», из куста раздался голос, в котором он невольно узнал голос Бога. Повелев снять ему сандалии, ибо место, на котором он стоял, было свято, таинственный голос открывал ему новые и теснейшие отношения Бога к Его избранному народу и возлагал на смущенного пастуха страшное поручение быть Его пророком и избавителем народа от рабства египетского. Открыв трепещущему Моисею свое страшное имя «Сущего» (Иеговы), Господь посылает его к народу с известием о предстоящем освобождении. «Иди к твоим братьям и сынам Израилевым», продолжал Божественный голос, «и скажи им: Иегова, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки; так называйте Меня из рода в род». Все другие боги просто «элилим» – «ничто», не имеют бытия и суть только изобретение человека. Один Иегова самым именем Своим возвещал о Себе, что Он только Единый Сущий Живой Бог . Моисей должен был возвестить своим братьям, что этот Сущий Бог, помня Свой завет с Авраамом, готов был освободить их от рабства и привесть их к горе, где именно этот Божественный голос так говорил, и Он там даст им законы как Своему народу, и поведет их затем в добрую землю, которую Он обещал отцам их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Во-вторых, неужели, Господи, Ты вывел их из земли Египетской силою великою и рукою крепкою только для того, чтобы египтяне-идолопоклонники, десять раз сердце свое против Тебя ожесточившие, посмеялись, что Ты вывел Свой народ на погибель в горах, чтобы истребить их с лица земли. Это было бы досадное, нелепое посмешище идолов над Богом Живым, египтян – над народом Божиим! Это будет хохот утопленных в Чермном море над по­гибшими в Синайских горах. И, в-третьих, о Адонай, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, вспом­ни, как Самим Собою, не имея никого иного, Ты клялся праотцам нашим, что умножишь, как звезды небесные семя их и отдашь потомкам их землю Ханаана. Моисей при этом, возможно, и взглянул в глубину ночного неба над вершиной Синайской горы. И что же? Где Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Израиля? – Его нет! Он теперь только Бог Моисея. Семя Авраама, Исаа­ка, Израиля исчезло – его нет. Останутся только потомки Лота, Исмаила-Презорливого, Исава-Пренебрегшего всем. Останутся только те, кому Он, Ягве Бог вовсе и не нужен. Не исполнятся обетования, данные отцам. Нару­шится клятва Бога, да и где будешь Ты Сам, Господи Боже, ведь клялся Ты Собою?!... Страшный борец стоит перед Богом. И отменил Ягве зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. 1136 Победа! Народ Израильский не сгинет в Синайских горах. Народ Израильский будет жить. Это была великого Моисея брань первая. Со скрижалями в руках он спускается к народу. Он знает – народ будет жить. А то, что Моисей увидит, вызовет теперь уже не гнев Божий, а гнев его. Он увидит пляски вокруг золотого тельца. Молниеносная вспышка гне­ва пророка – и скрижали Завета разбиты вдребезги под горой. Их уже не соберет никто никогда. Однако этим дело не обошлось. Понадобилась и брань вторая. Золотой телец сожжен, стерт в прах, прах рассеян по воде. Левиты посвя­тили руки свои Ягве Богу, поразив острием меча около трех тысяч человек. Пролилась кровь за грех . Бог отменил зло, которое хотел навести на народ Свой, истребив его в горах полностью. Но простил ли Он грех народу? Что ожидает израильтян впредь? Разбредутся ли Богом забытые племена по го­рам и пустыням, растворившись в водовороте племен и языков, скоро уподо­бившись прочим племенам идолопоклонников, – или все-таки, прощенные Богом, они войдут в Обетованную Землю, унаследовав обетования и благо­словения отцов? И понял Моисей, что борьба еще не кончена.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

5 Жертвы приносились страшным образом: жрец делал ножом надрез на груди человека, вырывал своей рукой его сердце и бросал на алтарь свирепому «божеству». В праздники таким образом предавали смерти до нескольких тысяч человек, преимущественно пленников.– Авт. 6 См.: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3 , 10).– Ред. 7 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр. 10 , 5–7).– Ред. 8 «Тайна этого в общении…». Очевидно, отец Рафаил хочет сказать, что лишение вечной жизни является не карой , но естественным результатом того общения, которое в жизни земной было избрано человеком добровольно.– Ред. 9 Сванетия – историческая область в Грузии, на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта. Делилась на Верхнюю и Нижнюю.– Ред. 10 См.: Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде(1 Фес. 4 , 16).– Ред. 11 У преподобного Исаака Сирина говорится об этом в таких словах: «Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво ходит пред Богом; на сего неведомо нападает смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели» (Авва Исаак Сирин . Слова подвижнические. Репр. М., 1993. С. 429).– Ред. 14 «Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий, ибо часто, находясь и у самих гробов, мы пребываем без слез и в ожесточении, а в другое время, и не имея такого печального зрелища перед глазами, приходим в умиление» (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 20).– Ред. 17 О преподобном Исихии, иноке горы Хорив (VI в.; память 3/16 октября), подробнее см.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 18.– Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

– Итак охотно принявшие слово его, – прибавляет дееписатель, – крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:41 ). Так окончилось событие Сошествия Святого Духа на апостолов – полным торжеством Святого Духа над неверовавшими! И исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к Отцу, совершат большие дела, чем какие совершил Он Сам во дни Своего уничижения 107 (см.: Ин.14:12 ). Сошествие Святого Духа на апостолов есть окончательное установление нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 ). Дух Святой – Дух истины ( Ин.16:13 ), Дух премудрости и откровения ( Еф.1:17 ), сшедший на апостолов, начертал вместо синайского, новый сионский закон, о котором предсказал пророк Исаия (см.: Ис.2:3 ), не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных ( 2Кор.3:3 ). Место гласа синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего 108 , подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (см.: Рим.5:16 ). «Святую Пятидесятницу прияхом от еврейских книг, – говорит Синаксарь на этот праздник, – яко же бо евреи Пятидесятницу празднуют, почитающе седьмое число и зане по Пасце пятьдесят дний прешедше закон прияша, тако и мы по Пасце пятьдесят дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго» 109 . «Иже древле, – поет Церковь , – закон начертав Моисею, Нового Завета величия и Закон благодати излагает ясно, в апостольских сердцах написав» 110 . Блаженный Иероним пишет: «Законоположение синайское и сионское было в пятидесятый день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора: на Сионе сотрясся дом апостолов. Там посреди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный: здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   «Да будет Имя Бога нашего благословенно отныне и до века».    Последовательность откровения о Боге, представленная в Священном Писании, в значительной мере совпадает с процессом нашего личного прогресса — возрастаем мы в познании подобно праотцам и отцам нашим: сначала люди схватывают понятие о Высшем Существе. Затем все новые и новые атрибуты Его становятся познаваемыми для человеческого духа; и так приходит час страшного синайского «АЗ ЕСМЬ» (Быт. 22:14). В последующие века углубляется опыт и разумение, хотя и не достигает еще совершенства, доколе не придет Ожидаемый.    Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворенным «по образу» разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не дает нам полноты постижения, «как Он есть». Его Бытие в своей сущности превосходит все Имена. И все же Он продолжает открываться в Именах.    Двадцать веков тому назад по нашему счислению пришел Он, ТОТ, Кого ожидали народы, Логос Отца. Надмирный в Своей Сущности Творец нашего естества — воспринял «образ раба, сделавшись подобным (нам) человекам, и по виду став, как человек» (Фил. 2:7). Безначальное Слово Отца «стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Вечный проявил Себя во времени. Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ. Великий Свет вошел в жизнь мира. Наступила новая эпоха. Священною была история от Адама до Моисея; священна она с момента синайского богоявления; тем более священна с момента пришествия Христа.    Были и ранее того идеи о Боге-Спасителе, но с иным содержанием, в ином измерении, с несравненно меньшей конкретностью. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Втор. 4:10 . В день, к оньже стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве, в день собрания, егда рече Господь ко мне: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене вся дни, в няже сии живут на земли, и сыны своя да научат. Главное, о чем Израильтяне должны были напоминать своим сыновьям и внукам, это день Синайского законодательства день, в оньже стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве, –  т.е. при той горе, которая была частью Синая. В этот день Господь сказал Моисею: собери ко Мне люди. Моисей, согласно повелению Божию, должен был вывести всех их из стана и поставить у подошвы горы между станом и горою. Для чего же так близко к горе надлежало собрать сынов Израиля? Для того, чтобы из уст Самого Бога услышать с вершины горы слова Его, услышать провозглашение десяти заповедей: да слышат словеса Моя. Для чего же Господу Богу благоугодно было, без посредства Моисея, собственными устами изречь вслух всего народа Десятословие и для сего явиться на Синае во славе? Для того, чтобы произвесть в сынах Израиля особенный страх, и страхом пред Законодателем утвердить их в повиновении закону: да научатся боятися Мене. Впечатление страха действительно произведено было на слышавших глас Божий, и они просили Моисея: Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть ( Исх. 20:19 ). Моисей сказал: Бог пришел к вам, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили (20). Но Господу угодно было, чтобы впечатление страха не было мимолетным и чтобы оно чрез непосредственных очевидцев страшного Синайского Его явления перешло в первоначальной живости к последующим родам. Ему угодно было, да научатся боятися Его вся дни, в няже сии живут на земли, и сыны своя да научат. Втор. 4:11 . И приидосте, и стасте под горою, и гора горяще огнем даже до небесе, тма, сумрак и вихрь. Явления, происходившие на Синае, не только указывали на чрезвычайное присутствие Господа, но вместе служили образом неприступного Божеского величия Его и Его правосудия в отношении к нечестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И дальше воспевает пророк шествие Бога в этом мире, воспевает тем, кто ни­как не может уразуметь – где же Бог в водовороте жизни и мировой истории. 3. 6–8      Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? И вновь Божье величие в Синайской Феофании и шествие Его с народом Своим из рабства Египетского в Обетованную отцам землю. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы. Великий Исполин поставляет ноги Свои на землю. И застонала земля и восколебалось то, что было незыблемым. Божественному философу казалось, что земля пребывает во веки 552 , а Он стал и поколебал землю. Природные стихии и земля, незыблемейшая из них, не выдержала. А было это так: И вывел Моисей народ из стана навстречу Богу, и стали у подош­вы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и ВСЯ ГОРА СИЛЬНО КОЛЕБАЛАСЬ. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом. 553 Колебалась земля Синайской горы, когда Ягве Бог сошел на нее и поста­вил ноги Свои на землю. Тогда вековые горы распались, первобытные холмы опали. Не может земля выдержать непосредственного прикосновения Творца своего, а люди вопиют к Богу, жалобы свои, как Аввакум, Ему предъявляют. Люди хотят, чтобы Он пришел и разобрался со всеми неправдами здесь на земле. Вековые горы, остроконечные вершины, взметнувшиеся в небо, рас­пались. Это горы, как Кавказ, Гималаи. А есть и первобытные холмы, как Урал, древние – они опали. Никакая тварь, никакая стихия не выдерживает стопы Его. Нет, не знают люди, чего требуют, когда хотят, чтобы Бог отвечал им голосом. Это было дано Моисею и немногим другим. То, что случилось тогда у Синая по исходе израильтян из Египта, образно воспел псалмопевец:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010