В субботу четвертой седмицы поста Церковь чтением Апостола поучает нас любви и благотворению ближним и быть ревностными в добродетели до конца ( Евр.6:9–12 ), а чтением Евангелия благовествует об исцелении глухонемого прикосновением и словом к нему Иисуса Христа ( Мк.7:31–51 ). В воскресный день четвертой седмицы Православная Церковь между прочим поучает совершающих поприще покаяния и умиления Евангельскою притчею о впавшем в разбойники, изъясняемою в священных песнопениях. Впавшему в разбойники подобен каждый, впавший в грехи, кои, как разбойники, причиняют глубокие язвы душе нашей и оставляют ее едва живою. На раны души нашей возливает спасительный елей Господь наш Иисус Христос, пришедый в мир грешный спасти. Особенно в воскресный день четвертой седмицы великого поста Церковь назидает постящихся примером святого Иоанна Лествичника , подобно нам, обложенного некогда немощию плоти, но который «постом, бдением и молитвою соделался и в телеси яко Ангел» 305 , и опыт великих подвигов своих для наставления шествующих путем его изложил в сочинении: Лествица рая, состоящая из тридцати степеней, возводящих на высоту духовного совершенства. Эта книга, по выражению Церкви, «приносит присноцветущие плоды учения, услаждающаго сердца с трезвением внемлющих: лествица бо есть души, возводящая от земли к небесной и пребывающей славе» 306 . Иже плотию и живый мертв сый Иоанн. Вечно живет, и мертв явлся бездыханным, Списание оставль лествицу восхождения. Показует его путь восхождения: Иоанн, умре в тридесятый день 307 . Преподобный Иоанн Лествичник Угодник Божий преподобный Иоанн жил в VΙ веке, родом Сирианин, по своему сочинению названный Лествичником или списателем лествицы, а по месту благочестивых подвигов своих – Синаит. На 17 году своего возраста Иоанн принес собою угодную Богу жертву: тело вознес на Синайскую гору, а душу на гору небесную; видимо восшед на гору, он приблизился к небесной высоте, умом созерцая Бога невидимого; на Синае Иоанн принял иночество. Пребыв на Синайской горе, в подвигах уединения, 19 лет – до сорокалетнего своего возраста, преподобный удалился потом в Синайскую пустыню Фола, отстоящую на 5 стадий от Синайской церкви, и здесь в великих подвигах строгого поста и непрестанной молитвы подвизался 40 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

После первой мировой войны и Октябрьской революции в России Е. в. м. утратил свои подворья в Российской империи, а в нач. 20-х гг. ХХ в.- в Турции. Известно, что до 1914 г. греч. Екатерининский мон-рь в Киеве ежегодно получал из казны 746 р. и в 1908 г. в нем под началом архимандрита подвизались 4 монаха и 11 послушников ( Денисов Л. И. Православные мон-ри Российской империи. М., 1908. С. 305). Вплоть до 1914 г. в Е. в. м. из Каира ежегодно отправлялся рус. имп. караван с припасами. Порфирий II заботился о благосостоянии Е. в. м., поддерживал хорошие отношения с англ. властями, в т. ч. благодаря личной дружбе с гр. Г. Г. Китченером (ΘΗΕ. Τ. 10. Σ. 558). 29 июля 1926 г., после ухода на покой Порфирия II, Е. в. м. возглавил архиеп. Порфирий III (Павлинос) (1878-1968) с о-ва Эвбея. 5 нояб. 1932 г. подписанием соглашения между Патриархом Александрийским Мелетием II и архиеп. Синайским Порфирием III был решен вопрос о каноническом статусе подворья Е. в. м. в Каире. Согласно этому соглашению, местом пребывания архиепископа Синайского и собора синайских старцев является Е. в. м., тогда как на Каирском подворье, являющемся его представительством, допускается пребывание не более 3 монахов-синаитов, находящихся в ведении Александрийского Патриарха. Синайский архиепископ не имеет права проживать на Каирском подворье, за исключением определенного срока, разрешенного Александрийским Патриархом. Синайский архиепископ может совершать церковные службы на подворье только с благословения Александрийского Патриарха, поминая за службой его, а не Иерусалимского Патриарха. На подворье может совершаться только литургия, но не крещения, венчания, отпевания и панихиды ( Παντελκης . 1939. Σ. 89-91). В 1934-1935 гг. была завершена постройка ц. Св. Троицы на вершине горы Моисея; росписи выполнены в 1937 г. По соглашению в Монтрё (Швейцария) (1937) братия Е. в. м. может пополняться насельниками из Греции. В 1939 г. были построены гостиница для паломников и картинная галерея. В годы второй мировой войны Каирское подворье Е. в. м. служило местом проведения офиц. мероприятий греч. правительством в изгнании. От нем. бомбардировок сильно пострадали подворья Е. в. м. на Крите ( Казновецкий А., прот. Кончина архиеп. Синайского и Раифского Порфирия III//ЖМП. 1969. 4. С. 56).

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

Затем, к 15 веку священнодействие елеосвящения над умершими, удерживая схему чина св. елея для больных, получает существенно иное содержание. Свое внутреннее содержание чин елеосвящения над умершими стал почерпать из других, соответствовавших его характеру, последований, в данном случае из обрядов погребения. То же немногое, что бралось из чина св. елея над больными, подвергалось теперь существенному изменению со стороны содержания и получало в силу этого новый вид. Таким образом, чин елеосвящения над умершими стал совершаться в зависимости от разных последований: от одних из них, как последование св. елея над больными, он принял схему; от других, как чины погребения, он заимствовал свое содержание. С таким характером мы и застаем чины елеосвящения над умершими в 15–16 веках по рукописям Синайской библиотеки 981 и 995, Святогробской Константинопольской библиотеки библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305, Афоно-Есфигменской библиотеки 642 , Московской Синодальной библиотеки 374 643 , в венецианском издании требника 1537 года. Во всех этих рукописях в отношении схемы чин елеосвящения над умершими имеет тот же вид, какой свойственен и елеосвящению над больными. В нем те же четыре части: утреня, освящение елея, семикратное чтение апостола и евангелия и заключение. Исключение в этом отношении составляет лишь рукопись Синайской библиотеки 981 644 , в которой после обычного начала следовали великая ектения и затем сразу же чтения из апостола и евангелия; утреня и освящение елея в этой рукописи ни имели места. Однако, каждая часть имела и свои индивидуальные особенности сравнительно с соответствующими частями чина елеосвящения над больными. Особенно в этом отношении должны , быть отмечены вторая и третья часть. При совершении елеосвящения над живыми на освящении елея, как известно, приходил больной, причем перед приходом его пелись особые тропари. Теперь пение всяких тропарей оставлено, как скоро не стало появления субъекта таинства в этой части, почему она и осталась теперь при одной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Если исключить из этого порядка каждения каждение у гробницы преп. Саввы как установившееся после его кончины, то в целом изложенный порядок может быть отнесен если не ко времени преп. Саввы, то в ближайшее к его кончине. Сам факт сооружения «святой ограды» между двумя главными храмами лавры говорит за себя. Едва ли преп. Савва стал сооружать эту ограду или галерею, если бы в этом не было нужды. Это огороженное место могло служить для отправления правила псалмопения тем из братий, которые не могли войти в церкви из-за их мал ой вместимости. Во всех рассматриваемых рукописях иерей завершал каждение возглашением «Господи, благослови», которое относилось к игумену лавры. Рукописи Синайской библиотеки 1096 300 и Шио-Мгвимского монастыря 301  при этом указывают вторичное каждение предстоятелю, а в его отсутствие – его месту. Во всех рукописях начальным возгласом служит «Слава Святей», причем Синайская рукопись 1097 указывает произношение его перед престолом 302 , а Шио-Мгвимская указывает: «Изобразив два раза крест кадильницей, на третий раз возглашает: „Слава Святей, Единосущней и Животворящей Троице, Богу нашему, всегда, ныне и присно и во веки веков " " 303 . Синайская рукопись 1096 указывает иерею, покадив предстоятелю или его месту, прежде чем войти в алтарь, зайти в диаконикон и затем входить во Святые Врата. Цель этого захода в диаконикон не указана, но, исходя из того, что, войдя в алтарь, иерей снова кадил вокруг престола, можно полагать, что в диаконикон он заходил за фимиамом. О троекратном крестообразном движении кадилом в этой рукописи не сказано. Указано начертать крест кадилом и велегласно возгласить: «Слава Святей и Единосущней и Нераздельней Троице, всегда» 304 . После ответного «Аминь» пели «Приидите, поклонимся». Исполнение этих стихов, как и предшествующий им возглас, в рассматриваемых памятниках имеют разное изложение. По рукописям Синайской библиотеки 1096 305  и 1097 306 , стихи эти поет вся братия велегласно и нараспев, причем сами стихи излагаются следующим образом: «Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему» (пелось дважды), затем – «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Богу нашему» (один раз) и еще – только «Приидите, поклонимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

До монастыря на этом месте стояла часовня, установленная в IV веке по приказу матери византийского императора Константина императрицы Елены. Свое название монастырь получил в честь святой Екатерины (в миру – Доротея). Она родилась во второй половине III века в Александрии в аристократической семье. Была красавицей, изучала риторику, философию, поэзию, музыку, медицину. Однажды один сирийский монах рассказал ей об Иисусе Христе, и она стала преданной христианкой, взяв в крещении имя Екатерины. Сила и красноречие Екатерины были столь велики, что она обратила в христианство многих людей, вызвав тем ярость языческих властителей. В ноябре 305 года Екатерину схватили и после долгих пыток обезглавили. Однако тело ее таинственным образом исчезло, согласно легенде, его унесли ангелы. Через несколько веков монахи монастыря нашли на соседней безымянной вершине, самой высокой на Синае, нетленные останки Екатерины. Они положили их в золотой гроб в церкви. Именем Екатерины была названа также гора, на которой нашли ее тело, а в XI в. и монастырь, в котором покоятся ее мощи. Уникальность придает монастырю и тот факт, что внутри его стен построена мечеть. По одной версии, наличие мусульманской святыни на территории христианской обители помогло обезопасить Сант-Катрин от нападений со стороны воинственно настроенных последователей ислама. По другой, она была возведена для бедуинов, которых нанимали для разного рода работ монахи. Вот уже 1400 лет стоит монастырь в сердце Синайской пустыни. Ему покровительствовали основатель ислама пророк Мухаммед, арабские халифы, турецкие султаны и даже Наполеон. Видимо, поэтому, за всю свою долгую историю монастырь ни разу не был захвачен или разрушен. Монастырь святой Екатерины – место традиционного паломничества русских людей. В нем хранится много церковной утвари русской работы и старинных книг на славянских языках. 25 октября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14932.html

Вероятно, временем до IX в. датируется икона Богоматери Параклесис из синайского монастыря Св. Екатерины, переписанная в XIII в. 300 . В руке у Нее свиток, начинающийся словами: ΤΙ ΜΗΤΕΡ ΑΙΤΕΙΣ («Что просишь ты, мать?») 301 . Эти слова Христа станут непременной частью диалога между Ним и Богоматерью на всех последующих композициях XII-XV вв. К сожалению, нельзя полагать, что текст этот сохранился от первоначальной живописи, а не относится к XIII в. Таким образом, немногочисленные ранние изображения подтверждают древность иконографической формулы Параклесис (вплоть до существенных деталей, к которым можно, например, отнести покрытость мафорием руки Богоматери, держащей свиток), но не являются постоянным элементом декорации алтарной части и не имеют устойчивого текстового комментария. В последующий период композиция Параклесис со свитком появляется в группе памятников XII–XV вв., причем как в монументальной живописи, так и в иконописи. В их числе – композиция на южной стене храма Св. Георгия в Курбиново 1191 г. 302 ; изображение Богоматери в церкви Св. Врачей в Кастории (конец XII в.) 303 ; фреска Богоматери Аракиотиссы в Лагудера (около 1192 г.) 304 ; фреска в Манастире возле Прилепа (XIII в.) 305 , фреска в храме Богоматери Олимпиотиссы (около 1260–1290 г.) 306 ; фрески XIV в. в Св. Софии Охридской 307 и Св. Николая Орфаноса в Фессалониках 308 . Самой ранней является знаменитая икона Богоматери из Сполето (около 1100 г.) 309 . На окладе этой иконы, по всей видимости представлявшей собой ex voto, имеется первый полностью сохранившийся вариант греческого текста диалога между Христом и Богоматерью: «Что же ты просишь, Мать? – Спасения смертным. – [Они] разгневали меня. – Будь милостив, Сын Мой. – Но они не покаялись. – Верным милость [даруй]». В конце текста упомянуто имя Ирины Петралифины, очевидно, заказчицы иконы либо оклада к ней, чья «верность» удостоверяется перед Христом самой Богоматерью. Однако в самом диалоге, который в таком виде будет существовать на всех памятниках этого типологического ряда, спасение просится для всех, что косвенно подтверждает существование к началу XII в. некоего общего текста, легшего в основу литературной программы данной композиции 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Пр. Марк и дружина . В четиих минеях и в Деяниях св. (Mart. III. 774) сведения об нем заимствованы из слова против Иулиана Григория назианзена , современника святому, и из истории Феодорита (кн. III. глав. 6). Феофан называет Марка монахом. Бароний дерзнул было причислить св. Марка к арианам, но, побежденный ясным свидетельством за него Григория Богослова , стал утверждать, что он оставил арианство. Болландисты и Ассемани (Cal. un. eccl. Т. VI. 211) опровергли и сие. Евстафий кийский . Кий древний город Вифинии I под митрополиею никомидийскою. Никодим говорит, что в древности он назывался Прусиадою, а по-турецки называется теперь Цомплек. На карте Шпрунера показан в глубине одного из заливов Мраморного моря в Азии. 30 Пр. Иоанн Лествичник . В Деяниях св. (Mart. III. р. 834) сперва поставлена жизнь святого, описанная современником его иноком раифским Даниилом, по просьбе коего написана святым Лествица, потом отрывок из другой жизни также современника синайского монаха. О времени кончины св. Иоанна есть разноречия. Фесслер считает довольно достоверным мнение ученых, что святой процветал около 580 года (Instityt. Patrol.). У Герцога (Encyklop. VI, 769) кончина его полагается ок. 606 года, у Филарета в Учении об отцах § 231 в 563 году и это последнее мнение основывается на том, что Иоанн предсказал своему преемнику Георгию, что он умрет 4 месяца спустя после него, а Георгий писал патриарху иерус. Петру, что они оба спустя 6 месяцев переселятся к Господу (Луг Дух. гл. 125) а патриарх Петр умер в 564 году (Евагрия II. Истр. III. 36). Еввула , по уверению Болландистов, скончалась до муч. кончины своего сына, след. до. 305 года. (Mart. III. 830). Зосима сиракузский . В четьей минее и прологе нет ни каких сведений о нем. В Деяниях св. (Mart. III. 837) помещена жизнь его, описанная современником его. Благочестивые и богатые родители его много жертвовали в монастырь св. Лукии (13 дек.) и, по усиленным молитвам рожденный, сын их Зосима еще 7 лет поручен был св. Лукии и отдан в монастырь ее; возросши и преуспевши в добродетелях, он удостоился быть стражем гробницы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

л. 256. Мес. иануария в 27, Козмы Веститора о пренесении мощий иже в святых отца нашего Иоанна, архиеп. Константиняграда, Златаустаго. Нач. Слышася всяко вам, о христолюбивое торжьство и святолюбное сбрание. л. 270. Св. и препод. отца нашего Ефрема Сирианина о Отцех скончавшиихся, в суботу сырную. См. 746 л. 313. л. 274. Августа 29, Григориа смиреннаго мниха и презвитера, игумена обители Пандократоровы, Слово на Усекновение главы честнаго и славнаго пророка и Предтечя и Крестителя Иоанна. Нач. Пакы Иудеа жадаеть пророчьскыя крове, пакы пророку убийством дышеть. л. 284 об. Св. отца нашего Анастасиа, презвитера горы Синайскыа, в суботу сыропустную, похвала о отшедших Отцех. См. 751 л. 299. л. 302. Сказание о Феофиле патриарсе александрьстем и о смерти его, и како кончина бываеть уповающим на тленное богатство, и како Кирил философ проклят Иоанна Златаустаго и книгы сжже, и пакы Пречистая смири их по смерти Иоанна Златаустаго. Там же л. 268. л. 305. Св. Антиоха о том, еже не любити мира. Нач. Мужи, иже Христовы ради любве, оставивше родители и чада и братию. л. 308. От слова похвалнаго препод. Отцем. Нач. Онем бо сподобишася жребием, ихже Бог в лепоту любящиим его уготова, ихже око не виде. л. 310. Житие и подвизи препод. и богон. отца нашего Андониа Великааго. Списано Афанасием архиеп. александрьскым. Нач. Благу ревность показасте к египетскым черноризцемь, рекше сравнитися. л. 369. Слово св. Ефрема о вторем пришествии. Нач. Ничтоже почтем, любимая братие, паче нелицемерныя любве. л. 377 об. Отрывки: Слово св. Варсануфиа то же, что выше л. 199. Иоанна Златаустаго от Маргарита. Сумеона Богослова. Макариево. От Старечьства. Св. Нила. Григориа Синаита и других. После л. 384, по счету тетрадей, недостает 10 листов. С л. 385 Слово св. В. Илариона, без начала. л. 392 об. Тогоже св. Илариона поучение. Нач. Потщимся, братие, паче всего без молвы работати Богу. л. 394 об. Житие и жизнь препод. отца нашего Онуфриа пустыннаго. Написано от Пафнутиа мниха и ошелника. См. 747 л. 122.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В одних рукописях 654 был положен заупокойный канон с таким акростихом:Θνμσχουσι πιστοις ογδοον πλεχω μελος, с ирмосами: Воду прошед... и тропарями: Смертию смерть Христа... 655 Но наряду с указанным каноном встречаем упоминание и о других заупокойных канонах. Так, в рукописи Синайской библиотеки 995 для мирян положен канон с ирмосами: Яко по суху... и тропарями: В небесных чертозех...; для монахов же – другой канон с ирмосами: Грядите людие... и тропарями: Иже во плоти сожители и сограждане... Прещения вечного огня избави... 656 . Вторая часть чина елеосвящения над умершими, по указанным нами выше обстоятельствам, осталась при одной молитве 657 . Такою молитвой в рукописи Святогробской Константинопольской библиотеки служит молитва «Господи, милостию и щедротами Твоими, прощаяй согрешения наша», представляющая собою переделку соответствующей молитвы из чина елеосвящения над больными. Наряду с этой имела применение и другая уже заупокойная молитва «Владыко многомилостиве, Господи Боже наш, различные нам пути спасения показавый» 658 . И затем следовали семь чтений из апостола и евангелия. В рукописях Святогробской Константинопольской библиотеки 615 и библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305 перед каждым чтением из апостола и евангелия было положено пение особых стихир. Эти стихиры заимствованы из чинов погребения и почти все есть в современном чине погребения монахов. Именно, на первое чтение положены стихиры: Тя, Спасе, молим... Никто же безгрешен... Христа умоли Твое рождество, Матеродевственная... Слава: Кая житейская сладость... Богородичен: Радуйся, Богородице Дево... На второе чтение: Силу смерти и тление Твоею живоносною смертью ... Со трепетом ужасным и страшным... Евы Праматере чистая... Слава: Увы, кий подвиг имать душа... Богородичен: Все упование мое... На третье чтение стихиры: Славлю крест Твой честный... Едине милостиве и благоутробне... Уснувый во гробе яко человек... Слава, мертвенен: Вся суета человеческая... Богородичен: В женах святая Богородице Мати неневестная...

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Такими рукописями мы считаем типикон XII в. 1094 синайской библиотеки, как образчик иерусалимского типикона до принятия в него обычаев, стихир и канонов студийского монастыря (к глубокому сожалению экземпляр этот дефектный; в нём отсутствуют весьма многие листы), типикон XIII в. 1096 той же библиотеки, как образец типикона, имевшего место в практике лавры Саввы Освященного, типиконы XVI в. из библиотеки монастыря Саввы Освященного 305 и (без номера), как представителя практики иерусалимских палестинских монастырей, бомбицинные типиконы 1214 г. 1047 и 1311 года 1101 синайской библиотеки, как единственные уставы практики синайского монастыря, типиконы 1346 г. 320 (931), 1405 г. 324 (935) и 1446 г. 321 (932) ватопедской афонской библиотеки, как представители особой редакции церковного устава, которую мы называем трапезундской, потому что древнейшая из этих рукописей 320 (931) заключает в себе несомненные следы практики местной трапезундской церкви и, наконец, типиконы костамонитской библиотеки 26 (22) XV в., соборные Пантелеимоновского и Дохиарского афонских монастырей, как прототипы создавшегося уже впоследствии святогорского афонского типикона. Все перечисленные нами рукописи содержат в себе весьма интересные в научном отношении подробности, дают весьма важные сведения для истории церковного типика и всей своей совокупностью красноречиво говорят нам, что мы не имеем ещё настоящей действительной истории этой важнейшей богослужебной книги, написание которой есть дело будущего... В частности для истории святогорского афонского устава, о котором в нашей литературе пока существует лишь наша небольшая заметка (Рук. для сельск. пастырей 1887 г.), имеют весьма важное значение рукописные соборные типиконы: Дионисиатского монастыря, писанный в 1638 году, список с него в Иверском монастыре, сделанный архимандритами сего монастыря Иларионом и Афанасием в 1878 году, типикон Григориатского монастыря, составленный, по просьбе игумена монастыря, Даниила Загорея, известным учёным афонским монахом Иаковом в 1851 году, который раньше лишь годом (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010