Три века спустя монахи Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там нетленные останки святой Екатерины – главу и левую руку, опознали их по кольцу, которое было дано ей Иисусом Христом, и перенесли мощи в обитель. В настоящее время мощи великомученицы сохраняются в небольшой мраморной раке в алтаре католикона – главного храма монастыря святой Екатерины (так стал называться Синайский монастырь после перенесения туда святых останков), на правой стороне престола. Еще одна часть мощей (палец) находится в мощевике иконы великомученицы Екатерины в левом нефе храма и всегда открыта верующим для поклонения. Читайте также — Господи, дай мне терпения… Только поскорее! Первые сохранившиеся изображения Екатерины относятся к VIII-IX вв. На православных иконах мученица традиционно изображается в царском одеянии, с венцом на голове и крестом в правой руке. Известны изображения святой, опирающейся на колесо, с пальмовой ветвью в руке. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных образцов. Впервые память святой Екатерины отмечается в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. Ее гимнография восходит к IX в. Именно тогда преподобный Феофан Никейский и монах по имени Вавил создали в честь великомученицы Екатерины несколько замечательных песнопений, которые и поныне поются в день ее преставления. Также преподобный Феофан написал в честь великомученицы канон, краегранесие которого гласит: «Екатерину приснопамятную песньми пою…» Татьяна Ивашкова Житие. Справка Святая великомученица Екатерина была дочерью правителя Александрии Египетской Конста во время правления императора Максимина (305 — 313). Живя в столице — центре эллинской учености, Екатерина, обладавшая редкой красотой и умом, получила блестящее образование, изучив произведения лучших античных философов и ученых. Юноши из самых именитых семейств империи искали руки прекрасной Екатерины, но ни один из них не стал ее избранником. Она объявила родителям, что согласна выйти замуж лишь за того, кто превзойдет ее в знатности, богатстве, красоте и мудрости.

http://pravmir.ru/svyataya-velikomucheni...

291. Книга в полдесть, Летописец Русский, вначале: Анастасия блаженного патриарха, скорописный, вопросы и ответы. 292. Книга в полдесть, Дорофей, ветха, вначале: хвалю усердие. 293. Книга в полдесть, Соборник, поволочена в затылок, вначале поучение в понедельник первой недели. Поминовской Березникова. 294. Книга в полдесть, Соборник, митрополита Иоасафа, вначале: житие святого Иоанна епископа безмолвника, Савина монастыря. 295. Книга в полдесть, Григория Амиритского; вначале написано: Весь некая есть не от славных. 296. Книга в полдесть, Соборник, в ней 19 глав вначале: житие святых Минодоры и Митродоры и Нимфодоры. 297. Книга в полдесть, Бытия, поволочена кожею без досок. 298. Книга в полдесть, Соборник, а в нем 10 глав, вначале житие Марии Египетской. 299. Книга в полдесть. Мерило праведное. 300. Книга в полдесть, Соборник, вначале писано: Анастасия горы Синайской, поволочена кожею в затылок. 301. Книга в полдесть, Соборник, в ней 28 глав, поволочен в затылок, в начале Данило Столпник. 302. Книга в полдесть, на бумаге, новым чудотворцам Ростовским, 11 глав, в начале: Леонтию Ростовскому стихиры и канон и житие. 303. Книга в полдесть, Исак Сирин, в начале на заставице крест, письмо добре худо. 304. Книга Исак Сирин, в начале заставица писана красками. 305. Книга в полдесть, пленение Иерусалимское Навуходоносором, а другое Антиохово, а третие Титово, поволочено в затылок, письмо плохо. 306. Книга в полдесть, Соборник, Серапионовский, в начале: иже предста царица одесную тебе. 307. Книга в полдесть, на бумаге, от словес Василия великого, а в ней 30 глав, поволочена в затылок. 308. Книга в полдесть, Стоглавник, поволочена атласом зеленым, ветх. 309. Книга в полдесть, правило Ивана Постника, дачи Арсенья Одинца. 310. Книга в полдесть, Правило же поволочено кожею, заставица писана кружчатая красками, в затылок, ветха. 311. Книга в полдесть, Иов праведный, толковая. 312. Книга в полдесть стихиры и канон Леонтию Ростовскому, и житие, и иным святым. 313. Книга в полдесть, Апокалипсис, в нем 72 главы, Евстафия Головкина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Тем не менее, созданию книги предшествовали внутренние сомнения. Вспоминались уже изданные труды, «сплошь составленные из выписок, которые никого не убедили» 300 ; казалось, что всякое писательство о христианстве теперь бесплодно, и лишь живая личная вера может стать действенным свидетельством. Страшил «неумолимый закон Божьего осуждения», грозящего тем, кто говорит о заповедях, а не исполняет их. В ранних редакциях сохранилась авторская исповедь, не вошедшая в окончательный текст «Пути Отцов»: «Сознание двойной ответственности гнетет меня и, говоря искренне, я бы не стал писать, если бы не преследовала меня назойливая мысль о каком-то неизвестном друге, который, может быть, недостаточно зная учение Церкви о сокровенной христианской жизни, что-то начнет узнавать через мои выписки» 301 . Оправдание своей попытке дать читателям представление о пути Отцов-подвижников Фудель нашел наконец в словах преподобного Нила Синайского : «Говорить надлежит о хорошем и тому, кто не делает хорошего, чтоб, устыдясь своих слов, начал и он делать» 302 . Действительно, «убеждает только дыхание уст»; и вот с любовью собранные Сергеем Фуделем «слова, приоткрывающие духоносную жизнь святых, как приоткрытые двери в их кельи» 303 , стали источником вдохновения для многих. Предчувствие автора сбылось: «Путь Отцов» стал первым его трудом, который начал широко перепечатываться в религиозном самиздате, несмотря на необычно большой для такого способа распространения объем в две с половиной сотни машинописных страниц. По словам отца Владимира Воробьева, «в то время, когда даже Евангелие найти было трудно, когда “глад слышания слова Божия” 304 достиг небывалой силы», эта и последующие работы Сергея Иосифовича «жадно читались ищущими веры и духовной жизни» 305 . В авторскую рукопись «Пути Отцов» вложена записка неизвестного современника: «Мне хочется как-то выразить, насколько мне дорог и как я глубоко ценю труд “Путь Отцов”. Стоит открыть его в любом месте, и в сердце входят “жизнь”, “тепло”, хочется плакать и читать, читать и проникаться» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТАМНИКА Августамника [лат. Augustamnica, греч. Αγουσταμνικ], епархия Александрийского Патриархата ; территориально охватывала одноименную рим. провинцию в Н. Египте. Во время адм. реформ имп. Диоклетиана (284-305) в вост. части Н. Египта была образована пров. Геркулия, с 341 г. известная как А. Ок. 386 г. ее юж. часть была преобразована в пров. Аркадия. При Юстиниане I (в 560 г.) А. разделилась на 2 части: А. Первую в сев. части Дельты (до Кинополя на юге и Синайского п-ова на востоке) и А. Вторую к юго-востоку (приблизительно до Вавилона на юге и Клисмы на востоке). Митрополичья кафедра А. Первой находилась в адм. центре провинции в г. Пелусий , расположенном в устье самого вост. рукава Нила и являвшемся стратегически важным укреплением на пути из Египта в Азию. Столицей А. Второй был г. Леонтополь на юге Дельты. Под названием Стамника обе епархии упоминаются в сочинении историка Нила Доксопатра (жившего в XII в., но использовавшего более ранние источники); он указывает, что в подчинении каждой из них находилось по неск. епископий. Ист.: Acta CO. T. I/1/2. P. 11, 25-29; Афанасий Великий, свт. Защитительное слово против ариан. П. 56//Творения. Т. 1. С. 357; Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum, accedunt Nili Doxopatri Notitiae patriarchatuum et locorum nomina immutata/Ed. G. Parthey. B., 1867. Amsterdam, 1967r. P. 275. Лит.: Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987. С. 208-209; Atlas d " histoire de l " Église/Sous la dir. de J. Martin et H. Jedin. P., 1990. Tab. 10В, С. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/62604.html

2:9).    Самое раннее указание на совершение отпуста приводится в VIII книге Апостольских постановлений, следовательно, оно относится к средине III века, когда могла появиться сама эта книга. Вот одна из молитв отпуста вечерни. После того, как были пропеты положенные псалмы и произнесены соответствующие моления, диакон обращался к молящимся: «Преклонитеся к руковозложению», и епископ читал: «Боже отцев и Господи милости, Иже мудростию Твоею устроивый человека, словесное животное, боголюбезное ихже на земли, и давый ему властвовати яже на земли, и поставивый мыслию Твоею начальники и иереи, тыя убо к утверждению живота, сих же к служению взаконенну, Сам и ныне преклонися, Господи Вседержителю, и яви Лице Свое на люди Твоя, преклоншия выю сердца своего, и благослови их Христом, Им же осветил еси нас светом разума и открыл еси нам Себе, с Ним же Тебе и достойное подобает поклонение от всякаго словеснаго и святаго естества, и Духу Утешителю во веки. Аминь» (гл. 37).    Чем больше с течением времени обогащалось христианское богослужение различного вида молитвословиями и песнопениями, тем больше и разнообразнее оказывался состав молитв отпуста. Особенное разнообразие наблюдалось в части литургийных молитв отпуста, или, что то же, заамвонных. В Евхологионе (так называется в Греческой Церкви богослужебная книга, представляющая наши русские Служебник и Требник вместе взятые) библиотеки Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины († 305—313), 985, X в., содержатся особые заамвонные молитвы на праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, на крестопоклонное воскресенье Великого поста, на Благовещение Пресвятой Богородицы, на Лазареву субботу, Неделю ваий и Великую субботу, на Святую Пасху, Вознесение и Пятидесятницу, на Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне, наконец, общая на память апостолов и пророков и общая мученикам (Проф. А. А. Дмитриевский. Описание литургических рукописей, т. II; Евхологион. Киев, 1901, с.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Вкратце упомяну об одном слове его для нас, грешных, утешительном, – что никогда не должно отчаиваться кающемуся. Святой Амфилохий стоял незаметно в храме. Пришел согрешивший монах и начал горько каяться. А сзади его стал диавол и начал обвинять Бога в несправедливости: – Неужели Ты опять простишь этого?! Сколько раз он обещал Тебе исправиться! Клялся! И опять вот согрешил! Неужели Ты снова примешь его? Где же Твоя правда?! И послышался голос: – А принял ли бы ты его, если бы он опять согрешил? – Принял, – сказал диавол. – Как же Мне не принять его кающегося? Я за него отдал Сына Своего! Диавол снова стал обвинять монаха, что это уж не первый случай, и дальше он опять будет грешить. Тогда голос сказал: – А кроме всего знай: Я – Господь и имею власть прощать грешников! И монах тут же упал мертвый. Это видел святой Амфилохий своими глазами. Слава Милосердному Господу за жертву Сына Его! Святая великомученица Екатерина (24 ноября) Ей в видении явилась Сама Пресвятая Дева и представила ее Сыну Своему. Он принял ее в невесты Себе и даровал ей перстень. И с того времени возгорелась в ней Божественная любовь. Новый царь Максимиан написал обращение ко всем ученым людям, чтобы они могли опровергнуть Екатерину, так как она была очень мудра. Но перед этим явился ей Архангел Михаил и повелел ей не бояться их. И святая Екатерина всех их опровергла, а иные обратились даже ко Христу и сподобились мученичества. Потом стали мучить ее самою. Ее обнажили и били воловьими жилами два часа. Потом отвели святую мученицу в темницу. Там ей явился Христос снова и укрепил ее; и красота ее возвратилась. Потом ее мучили на четырех колесах с гвоздями, из которых два вертелись в одну сторону, а два – в обратную. Но Ангел Господень раздробил их. Тогда обратилась ко Христу сама царица и была замучена и казнена мечом. Обратился и воевода Порфирий с 200-ми воинами. А потом отсекли ей голову [† ок. 305–313 г.]. Ангелы перенесли тело ее на гору Синайскую, где мощи пребывают и доселе. Преподобный Алипий Столпник 196

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Л. 268. О браз грховне. Нач. П, д ремъ намъ вс гр х бываетъ . См. 388 л. 378. Л. 269. Аще подобае т дхо в на чада пріимати, непро з витер сущ . Там же л. 378 об. Л. 270. Заповди сты цъ, – епитимии инокам за разные прегрешения. До л. 273 см. 388 л. 378 об.–379. Л. 277. ца макари. Три отрывка – о причинах блуда; последний см. в 321 л. 145. Л. 279 об. Млтва и з бавленїи бл у а и угашеніи плоти, и о т сохранени зрака блдна. і помылени сложна и прити вского дара спсенаго. Нач. Ги ісе хе бже на, единорный сне бжіи. Тоже см. в 321 л. 145 об. Л. 280 об. Стго тимо алеадрьска. вопро. И потом: вопро. стго анастаси синайска, – с ответами. Далее: іонна зла т уста – отрывок. Л. 283 об. Правило келейное в бе з мовіи сдщем . Нач. Зашеш соньц, і с д в кеи бе з молвн, и собрав си мъ; дежа млтв, ими с нею пам т сметную. Л. 285. Дневное (келейное правило). Нач. Во дни до утра даи и до времени стию прово сице. въ млтв немтен, ко чтеніи сто тетрлеали, и о т атыри. Л. 288. Подобаетъ вдати, особно птіи. Нач. Потребно есть вдати, ко в кели братіи наедине. ко нсть во з можно сти кому со братіи, кром трапезы . Л. 292 об. Заповди мнишеска житі, юнъны ченьцемъ. Нач. Ино ума блюдение. См. 321 л. 18 об. Л. 298 об. послани прпбна ца на е . никона, глемы таны книга показанї. к єретическа су т писаниа. Нач. Потребно есть вдати намъ, глемы сокровенны книга. Из 13 слова Тактикона. См. 226 л. 116 об. К этому же за тем относятся заглавия: л. 302 об. Сты аплъ прави, з, е. л. 303. Шеста собора правило, г. Л. 303 об. Прощаный списо, а дховна. Нач. Блгвение іере имк. стго, имк. сн моем, имкъ. сте дс, что исповда пре бгомъ сво согршени. 305 . ставъ сты горы. Нач. Аще слчи т с ком. ил иноку изыти на слуб, или на сво дло; прчты бра з икона панаги носнти с собою , и пр. о вынутии богородичного хлебца. См. 388 л. 382.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А в конце этой книги прямо сказано: «вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай (27:34; ср. 26:46). В книге же Исход, рассказывая о том, как евреи слили себе золотого тельца, автор говорит: «Аарон поставил пред ним (тельцом) жертвенник и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжение, и привели жертвы мирные» (32:56). Спрашивается, каким образом евреи до возвращения Моисея с горы, могли приносить всесожжения и жертвы мирные, если постановления о жертвах даны только после этого возвращения, когда была устроена скиния. Очевидно, у евреев до Синайского законодательства были культовые постановления относительно некоторых жертв. Что евреи до Синая имели некоторые постановления относительно жертв, это видно из слов Господа, сказанных по случаю поклонения золотому тельцу. «Скоро уклонились они, – говорит Господь, – от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы» ( Исх.3:8 ). Здесь, прежде всего, самое выражение: «уклонились от пути, который Я заповедал им», указывает на существование культа («пути») до законодательства. Так как евреи не получали откровений Божьих относительно культа во все время своего пребывания в Египте, и затем во время путешествия до горы Синай, то очевидно обряды жертв мирных и всесожжений были им известны задолго до Синайского законодательства. 337 Но кроме постановлений о некоторых жертвоприношениях, у евреев были задолго до Синайского законодательства и праздники. На существование у евреев праздников до Синайского законодательства указывает отчасти выражение Аарона: «завтра праздник Господу» ( Исх.32:5 ). Особенно же ясно на это указывает тот факт, что Моисей и Аарон требовали у фараона отпустить народ для того, чтобы он совершил служение Богу ( Исх. 7616, 8:1, 20, 28; 9:1, 13; 10:3 ), «потому что, – говорили они, – у нас праздник Господу» (10:9). Тем не менее, в кн. Левит (23:24:44) происхождение праздников относится ко времени Синайского законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Частное сходство некоторых свойств в двух предметах не может еще служить доказательством полного тождества сих предметов. В самом деле израильская манна во многом отличается от нынешней синайской манны. Манна, которою питались Израильтяне, падала непрерывно и постоянно в продолжении сорока лет, во всякое время года, и притом каждый недельный день, кроме субботы. «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обетованную; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). «В той день преста манна, повнегда ядоша от пшеницы земли (обетованной), и ктому не бысть сыновом Израилевым манны, но ядоша от плодов земли Ханаанския» ( Нав.5:12 ). Напротив, нынешнюю синайскую манну, как сказано было выше, можно собирать не круглый год, а только два или два с половиною месяца в году. Израильтяне собирали манну ежедневно в таком огромном количестве, которое в значительной степени превышает весь годичный сбор нынешней синайской манны. Каждый из Израильтян мужеского и женского пола, по заповеди Господней, должен был в сутки набрать для себя манны не более и не менее, как один гомор, т. е. несколько более нашего русского полугарнца 71 . Вот повеление, которое дал Иегова: «собирайте манну каждый по стольку, сколько ему съесть, по гомору на человека; по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. Так и сделали сыны Израилевы. В шестый же день собирали манны вдвое, по два гомора на каждого». ( Исх.16:16,17,22 .) В стане израильском, кроме жен, детей и пришельцев, считалось 600.000 мужей; следовательно, ими ежедневно собиралось 600.000 гоморов манны, или, что тоже, 333.333 наших русских гарнцев. Гомор манны весит, по крайней мере, один русский фунт. След. евреи собирали ежедневно 600.000 фунтов, или 15.000 пудов манны. А такой суточный сбор израильской манны в 500 раз превышает большой годовой, и в 30.000 раз большой суточный сбор нынешней синайской манны. Счет этот увеличится на значительную цифру, если к сбору манны для каждого главы семейства присоединить сбор манны для целого семейства израильского, т. е. жен, детей и пришельцев, из которых на каждое лицо также собиралось по гомору ежедневно, – и особенно если, согласно с некоторыми, признать в гоморе манны увеличенный вес 72 . Так. обр. суточный и годовой сбор израильской манны был несравненно более суточного сбора нынешней синайской манны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Глава тринадцатая. Образ девятый: Новый Завет Неоднократно заключал Бог завет Свой с людьми – через Адама и Еву, через Ноя, Авраама, Моисея, Давида. Завет или союз – это самое глубинное, что существует между Творцом и Его творением, между Ягве Богом и Его народом Израилем. Вершина и суть Ветхого Завета – это, конечно, завет, заключенный через Моисея с Израилем на горе Синай. Синайский завет и закон формировали всю жизнь древнего Израиля. Изменить что-либо в законе Моисея казалось столь же немыслимым, как попытка изменить законы физики и астрономии. Всё происходило по однажды и навсегда положенным законам, уставам и правилам. Это был закон Бога Всемогущего, это было пламя огня Ягве Ревнителя. За нарушение закона истреблялась душа та из народа, а попыток что-либо изменить просто и не было. Физику изучают, ею пользуются, ее нарушают, но кто бы вздумал ее менять?! Таков был и Моисей в Израиле. Не рождался безумец, который предложил бы отменять или вносить дополнения в Закон. Мессианские времена виделись как времена, когда закон Моисея будет выполняться в совершенстве, и Синайский завет будет реализован вполне. Мессия – это торжество Моисея! А по улицам Иерусалима ходил бедняк. Он говорил неприятности и со всеми ссорился. Он даже сам не рад был этому и однажды воскликнул: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею ( Иер. 15:10 )! В устах пророка Иеремии (кон. VII – нач. VI вв. до Р.Х.) перед крахом и катастрофой Иудеи зазвучала мысль, что будет Новый Завет. Мессианское будущее приобрело образ нового завета Бога с людьми, качественно иного, чем тот, что заключен был с Израилем на Синайской горе. Что более скандального можно было сказать в Иерусалиме?! Иеремия говорил не о грядущем царе и благоденствии Израиля, бедняк Ягве Бога говорил о том, что Синайский завет Бога с Израилем сменится Новым Заветом, с каменных скрижалей он будет переписан в сердца. 13.1. Пророчество Иеремии о Новом Завете Вот наступают дни, говорит Ягве, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Ягве. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Ягве: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Ягве, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010