О лечебной силе памяти Божьей говорит Григорий Синайский: «Врачество первобытной памяти от лукавой и пагубной памяти помыслов есть возвращение ее к первобытной простоте. Орудие зла, преслушание не только простую память души расстроило, но и все силы ее расстроило, омрачив естественное вожделение добродетели. Врачуется же память постоянным действием молитвы, утвердившеюся памятью Божьего» 304 . Исаак отмечает своеобразное действие памяти Божьей: «Кто при памятовании о Боге уважает всякого человека, тот по мановению Божью втайне обретает себе помощь от всякого человека» 305 . По Григорию Синайскому, память Божья исцеляет душу от последствий греха 306 . Церковь обладат всеми средствами для врачевания, и в этом – ее непреходящее значение. Феофан Затворник отмечает, что у человека, обратившегося к Богу, благодать Божья врачует все извращения (метасхематизм) духа 307 . В молитве действует благодать, и поэтому молитва – действенный исцеляющий фактор. В молитве все силы тримерии распределяются в иерархическом порядке, действуют гармонически, освобождаются от комплексных связей и соединений и пребывают в духовной своей интенции, восстановив свою первозданную свободу. Восстанавливается «целостность» организма и целостность Я. Посты, бдения, коленопреклонения и все другие виды внешнего делания ведут к ослаблению телесных уз души и духа и способствуют свободному проявлению духовной силы-исхис на высшем плане. Григорий Палама говорит о болезни души: «… никогда не увидишь здравою раздражительную силу души прежде уврачевания желательной силы, и мыслительную – прежде уврачевания этих обеих… Христос – врач души и начинает Свое врачевание с желательной силы» 308 . Желательная часть души движется на страсти, на наслаждения и удовольствия мира сего, а гедопатия, по Василию Великому , соединяет нас с дьяволом 309 . Болезнь души выражается в слабости ее (расслабление души, по Исааку) , в падении тонуса ее, так как силы души расходуются в противоестестве страстей, идут на поддержание жизни духовно-душевных паразитов в виде демонской силы. В умно-молитвенной медитации рождается любовь к Логосу-Христу, и желательная сила души направляется к Нему, ум освобождается от плена чувств и желаний и устремляется к Богу, «прилепляется к славе Божьей» 310 . В этой теофилин ума – источник сил для обессиленной души, и Макарий Великий говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

264 Пелгримация или Путшественник честного иеромонаха Ипполита Вишенского, изд. архимандрита Леонида. 1877. 62. 267 Nicolaus de Farnad (прим. 63) fol 23 v. Monasterium quoddam mirabile inter montem Synai et mare rubrum est, quoddam monasterium in quo aliqui sancti viri dicunt habitare, quorum campanarum pulsus ad omnes horas canonicas cottidie auditur ab illius terre incolis et etiam a fratribus grecis montis Sinai, sed nemo monasterium quod; est mirabile dictu, potest invenire. Nonnulli ex fratribus predicts iverunt ad querendum, sed minime invenerunt, licet sonum campane audierunt. 269 Бругш, посетивший это место после нас, называет его Лауаг (La " uag) . Wanderung nach den Turkisminen und der Sinai, halbinsel. 1866. 30. 273 Topographia Christiana apud Bern, de Montfaucon. Collectio nova Patrum. Paris. 1706. II, 5, 205–206. 277 1Пар. 2:55 . Такой ошибочный вывод последовал оттого, что епископ Порфирий пользовался чтением греческого, а не еврейского текста. Так, например, он говорит, что Манафа быль не город, не удел, а человек, тогда как в еврейском тексте приведенные им слова относятся положительно не к лицу, а к месту. Все недоразумение произошло оттого, что епископ Порфирий смешивает арабское племя кенитов с чисто иудейским племенем киниттов, как то явствует из всей 2 главы 1 книги Паралипоменон. 287 The Exodus is the one only stream of history that has passed through this wonderful region. Sinai and Palestine. 1871. 4. 289 Beschreibung des Morgenlandes und einiger audern Länder. Nach dem Engl. von J. F. Breyer mit Anmerkungen von Schreber. 2 Aufl. Erlangen. 1771 – 1792 Tafel LVI. 86. 304 Мы можем видеть подражание синайскому храму в Сергиевой пустыне, близ Стрельны, в изящной церкви св. Сергия. 305 Nicolaus de Farnad (прим. 63) fol. 32. Altra vero membra St. Catharine per totum mundum sunt dispersa. 322 Cotelerius. Ecclesiae Graecae monumenta. Luteciae Parisiorum. 1677 – 1686. I, 683 и Достопамятный сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Пер. с греческого. Москва. 1846. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Может быть, кого либо убедит и то обстоятельство, что единственно эта вершина сводится в острый пик, уподобляющий ее вулкану, и что Сербал подобного пика нигде не имеет, а гл. 19-я книги Исход говорит: «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нея дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась». Долина Леджа обильна водою, но совсем напрасно сомневается и острит Эберс над тем, что монахи в ней то и поместили чудо изведения воды в безводной пустыне: ведь если бы, наоборот, предание указывало на безводное место, то острили бы еще более. В той же долине на скалах находится несколько и знаменитых Синайских надписей, о которых поднялось так много спору из за догадок, кому они принадлежат, прежде, чем они прочитаны и поняты. Монастырек 40 мучеников или Эль-Ар-баин, в память пострадавших при Диоклециановом гонении в 305 году, построен на подобие монастыря Св. Екатерины, но гораздо меньше, уютнее и красивее его; при нем прекрасный сад с маслинами; ныне сам монастырь покинут на двух арабов, и в нем нет ни одного монаха. Вообще же, все Синайские святые места окончательно опустели; часовни и церковки разваливаются, пещеры засыпаются песком и камнями, и в таком виде показывают паломникам даже места, где потрудился Иоанн Климак, или где обитал пророк Илия. Те паломники и туристы, которые приезжают сюда, поглядев на многоязычную толчею Иерусалима, горько жалуются и наполняют свои дневники описаниями Синайской запущенности; им бы хотелось, вероятно, чтобы в каждой пещере сидел монах и своим пребыванием свидетельствовал наглядно, что здесь мог жить и жил такой-то отшельник полторы тысячи лет тому назад. Пусть каждый, по своему личному вкусу решает, что лучше и что хуже, а мы предпочитаем эту пустынность и запущенность. Правда, однако же, и то, что эти стороны Синайского пейзажа и жизни не всегда действуют благодетельно на человека, примиряя его с действительностью, заставляя его находить и открывать в ней многое, к чему уже притупился пресыщенный взгляд современного чада европейской культуры, и ценить то, чем привыкли пренебрегать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Около 603 года по Р. X. последовало третье странствование Иоанна Мосха и Софрония. Из Новой лавры они направились на север и прошли северную Палестину, Сирию и часть Киликии, Скифополь 298 , Ливан 299 , Апамею и гору Росс 300 , Селевкию 301 , Феополис или Антиохию 302 , Еги 303 , Тарс 304 и Аназарв 305 . В это странствование, продолжавшееся четыре года, странники собрали массу сведений о сирийских и киликийских подвижниках, выслушали духовные наставления различных старцев и записали много поучительных рассказов и назидательных уроков. Гроза, надвигавшаяся на Сирию в лице персов, поднявших войну против Греческой империи, остановила дальнейшее путешествие Иоанна и Софрония: они решились удалиться в Египет через Синай. Возвратившись в Святую Землю, путники прошли по западной ее части, посетили приморскую Кесарию, останавливались в Газе и Аскалоне и после трудного и утомительного пути Аравийскою пустыней достигли Синайской горы. Здесь на месте великих ветхозаветных событий, у подножия богошественного Синая и священного Хорива, Иоанн и Софроний провели несколько времени в посте, молитве и богомыслии. Удовлетворив своему религиозному чувству, они обошли затем пустыню Синайскую, Раифскую и Фаранскую, где видели многих подвижников, с которыми беседовали, встречали людей, от которых выслушали назидательные повести. Записная тетрадь Иоанна увеличилась еще новыми сведениями. Наконец через Клизму, что на берегу Суэцкого перешейка, странники прибыли в Александрию. Это было около 607 года. В Александрии Иоанн и Софроний жили долго. Патриархом Александрийским был в то время знаменитый св. Иоанн Милостивый 306 . Он скоро узнал пришельцев, оценил их душевные качества, их образование, ревность по вере Христовой, любовь к благочестию и обоих приблизил к себе. Иоанн и Софроний сделались ближайшими советниками и сотрудниками патриарха в церковных делах. Александрийская церковь была тогда обуреваема различными ересями; из еретиков с особенным успехом действовали там монофизиты и севириане.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самое раннее указание на совершение отпуста приводится в VIII книге Апостольских постановлений, следовательно, оно относится к средине III века, когда могла появиться сама эта книга. Вот одна из молитв отпуста вечерни. После того, как были пропеты положенные псалмы и произнесены соответствующие моления, диакон обращался к молящимся: «Преклонитеся к руковозложению», и епископ читал: «Боже отцев и Господи милости, Иже мудростию Твоею устроивый человека, словесное животное, боголюбезное ихже на земли, и давый ему властвовати яже на земли, и поставивый мыслию Твоею начальники и иереи, тыя убо к утверждению живота, сих же к служению взаконенну, Сам и ныне преклонися, Господи Вседержителю, и яви Лице Свое на люди Твоя, преклоншия выю сердца своего, и благослови их Христом, Им же осветил еси нас светом разума и открыл еси нам Себе, с Ним же Тебе и достойное подобает поклонение от всякаго словеснаго и святаго естества, и Духу Утешителю во веки. Аминь» (гл. 37). Чем больше с течением времени обогащалось христианское богослужение различного вида молитвословиями и песнопениями, тем больше и разнообразнее оказывался состав молитв отпуста. Особенное разнообразие наблюдалось в части литургийных молитв отпуста, или, что то же, заамвонных. В Евхологионе (так называется в Греческой Церкви богослужебная книга, представляющая наши русские Служебник и Требник вместе взятые) библиотеки Синайского монастыря святой великомученицы Екатерины († 305–313), 985, X в., содержатся особые заамвонные молитвы на праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения Господня, на крестопоклонное воскресенье Великого поста, на Благовещение Пресвятой Богородицы, на Лазареву субботу, Неделю ваий и Великую субботу, на Святую Пасху, Вознесение и Пятидесятницу, на Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне, наконец, общая на память апостолов и пророков и общая мученикам (Проф. А. А. Дмитриевский . Описание литургических рукописей, т. II; Евхологион. Киев, 1901, с. 21–23). Но это еще не все молитвы отпуста литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

17 На прекрасной «карте Абхазии и Самурзакани», составленной Н. Цилоссани и приложенной к превосходной книге И. Н. «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» (Москва, 1899 г.), обозначены все эти три монастыря: первый, всем ныне известный, Ново-Афонский выше Сухума на морском берегу, – второй – ниже Сухума – в некотором расстоянии от берега и третий еще ниже, в пределах уже Самурзакани (а два первых – в Абхазии), – в значительном расстоянии от моря. - " Успенско-Драндский монастырь (в 4 в. от моря, в 18 в. от г. Сухума)» устроен позже Ново-Афонского «в 1883 г. иеромонахами Афонского Иверского монастыря», на древних «развалинах» (см. у Л.И. Денисова: «Православные монастыри Российской Империи», Москва, 1908 г., стран. 370–371). О «Дранде» чит. еще у И. Н. стр. 129–131. О Ведии см. ibid., стр. 136–138. 19 Никольский или «Николаевский греческий 2 класса (с 1764 г.)». «Впервые упоминается в летописях под 1390 г… Приписан к Афонскому Иверскому монастырю» (см. у Л.Н. Денисова: «Православные монастыри Российской Империи»; Москва, 1908 г., стр. 429–431).– «Киево-греческий Екатерининский 2 класса… зависит от Синайского монастыря». «Основан в 1744–48 гг.» Ко 2 классу причислен «в 1786 г.«… (см. у Денисова: стр. 305). – «Ново-Нямецкий Вознесенский (или Кицканский) зависит от Нямецкой лавры в Румынии. Основан в 1864 г.» Лежит «на берегу р. Днестра в 10 верст. от города Вен- дер»… (см. у Денисова: стр. 47–48). 20 Об «Абхазии» и «Ново-Афонском монастыре» чит. самые подробные, разносторонние и интересные сведения в книге г. И.Н. Абхазия охарактеризована «географически», «исторически»... Изложена преинтересная история «христианства» в этой стране. Освещена «археология Кавказа и Черноморского побережья». Дан обстоятельный «исторический очерк» Ново-Афонского монастыря и пр. и пр. В прекрасной книге масса иллюстраций… Всего того, что уже напечатано, мы касаться почти не будем, насколько это возможно для наших целей. Наше намерение: осветить личность строителя обители – о. Иерона и почти исключительно на основании доставленного нам рукописного материала, хотя, конечно, по местам и повторяющего то, что уже было кое-где напечатано… Все это и просим иметь в виду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

И мы не должны вызываться на искушения. Другое дело, если, вследствие данного обета, приходится терпеть горе и позор и голод: не нарушай обета, чего бы то ни стоило, да будет слава Господу. Память Святого Епископа Иоанна, Игумена Синайского В судьбе Немани и Сербии особенно ясно видно то, как много значит чистая вера для политического быта народов. Сам сербский народ доселе помнит свою историю только со времени Немани 303 , хотя жупания славянская и южные горцы сражались с римлянами за свою политическую свободу еще прежде времени христианского. Отчего это так? С 1062 года большая часть Сербии по церковному быту состояла в зависимости от Римского папы 304 . Неманя увидел, что романизм чем далее, тем более становится враждебным и чистой вере, и свободному развитию народа. И он уже в летах зрелых (30 лет) решился прервать всякую связь с папизмом. В младенчестве своем, рожденный в Зете, он был крещен латинским священником 305 . В 1143 году он торжественно снова принял крещение от руки православного Расского епископа Леон­тия 306 . Это решило судьбу его и Сербии. Без этого шага Немани не только не достигнуть бы могущества жупана всей Сербии, но и не уцелеть бы и в своей маленькой области Расции. Ему пришлось воевать со всеми удельными жупанами Сербии. Дело доходило до того, что Неманя за­ключен был в подземную пещеру своими братьями 307 . Но сербский народ встал на сторону православного Немани. Он любил свободу мыслей и не мог не тяготиться гнетом романизма; вера чистая, вера восточная была по душе его; приняв ее на своем языке во время Кирилла и Мефодия, он свято хранил ее, невзирая на противодействие романизма. Потому охотно переходил он на сторону Немани, когда тот начинал борьбу с тем или другим врагом своим. Блаженный Стефан в подвигах за чистую веру не оставляем был без помощи Небесной. Когда братья привели против него (в 1175 г.) немцев, греков, венгерцев: он, находясь вблизи Звечан- ского храма святого Георгия, послал добрых священников молиться святому Георгию. Совершены были ночное бдение и Литургия. Ночью один из священников видит пред собою воина. «Кто ты?» – спросил он в испуге. «Я раб Христов Георгий, – отвечал явившийся, – и послан на помощь к государю твоему». И Стефан одержал неожиданную победу 308 . Неманя довел дела до того, что и братья его, долго действовавшие в видах романизма, отказались от папы и прервали всякое сношение с ним. Папа и гневался, и льстил: но это не помогло делам его 309 . Так блаженный Неманя, вытесняя романизм из Сербии, возвышал себя и народ свой 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из возрастающего тщеславия развивается гордость: «...начало гордости – конец тщеславия» 303 . Гордость – самая страшная страсть, какая только может овладеть душой подвизающегося: «Монах горделивый не будет иметь нужды в демоне, потому что сам для себя сделался демоном и врагом» 304 . Гордый человек видит себя не только выше людей, презирая их 305 , но и выше Самого Творца, отвергая Его помощь и уповая на свои силы 306 . Этот недуг называется безумным, так как хвалиться чужим, то есть данным от Бога, – действительно ложь и помрачение рассудка 307 . Распространённым плачевным следствием укоренившейся гордости является лишение рассудка. Иоанн Лествичник отмечает, что врачевание этой страсти крайне тяжело: гордый человек никогда не признает себя таковым, поэтому даже святой не может помочь ему, только Сам Бог 308 . В связи с тем, что гордость не может быть излечима каким-либо одним средством, Иоанн Лествичник предлагает в отведённом её разбору Слове немногие советы и, кратко обозначив основное направление борьбы как стяжание смирения 309 , посвящает подробному разбору этой добродетели 2 следующие ступени – «О кротости» и «О смиренномудрии». В качестве эпилога Слова о гордости Иоанн Лествичник помещает рассуждение о хульных помыслах, этом «злейшем исчадии», которое занимает последнюю ступень на лестнице пагубных страстей 310 . Ещё одним побочным характерным следствием тщеславия Иоанн Лествичник называет боязливость (δειλα), которой посвящено краткое 21-е Слово. Прп. Иоанн Лествичник . Роспись «Епклистры» монастыря прп. Неофита, Кипр. Около 1183 года. Христианское совершенство. Учение Иоанна Лествичника , вдохновлённое деятельными идеалами Газской школы, достигает вершины Синайской горы: безмолвия и боговидения. Ступени «Лествицы», посвящённые высшим духовным состояниям, предваряются анализом смиренномудрия – основания всякой добродетели и всякого небесного дара. В тесной связи со смирением находятся кротость, простота, незлобие, прямота, которые наполняют сердце подвижника благодатью Святого Духа. Одной из вершин духовного восхождения Иоанн Лествичник называет дар рассуждения. По объёму 3 ступени «Лествицы», в которых разбираются эти добродетели, почти равны предыдущим 16, посвящённым борьбе со страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

ub. das. neue Test, von Pavlus, ч. 3, стр. 939, Comment, ub. Schriften des N. Test, von Olshausen, т. 2, стр. 515 301 См. св. ист. прот. Богословского, стр. 242; сравни «Обзор четвероевангелия» пр. Гречулевича, прим. стр. 99 и др. 305 А. Михаил – толк. ев., ч. 1, стр. 566; прот. Горский, – Еванг. история, стр. 364; см. Auferstehungsgesch. von. Nebe, s. 341 310 Иисусу Христу дана власть – ξουσα – а не сила – δναμις – Герард находит различие между ξουσα и δναμις: первое, по мнению его, означает власть, основанную на праве, а второе – фактическую сиу. Но это различие нельзя назвать правильным, так как ξουσα нередко употребляете для означения произвола. Гораздо основательнее думать, что ξουσα означает действительную живую силу, а δναμις – силу покоящуюся 314 Tertull. adv. Ргах. XXVI. Златоуст, – 25-я беседа на ев. Иоанна. «Великое таинство крещения совершается тремя погружениями и равночисленными призваниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения» ( Василий Великий о Святом Духе, гл. 15, в твор. св. отц. VIII, 284) 316 «Евномиан, единократным погружением крещающихся, и монтанистов… которые из них желают присоединены быти к православию, приемлем, якоже язычников» (Собор вселенск. II, прав. 7) 319 О приказании крестить Марк не упоминает, потому что крещение обращающихся ко Христу язычников было уже укоренившимся обычаем и мотив, по которому Матфей передает форму крещения, именно чтобы отличить христианское крещение от крещения Иоаннова, не нужно было принимать христианам из язычников (к которым Марк писал свое евангелие), так как Иоанн крестил только иудеев, а не язычников 332 Слова: аминь нет в кодексах: Синайском, Александрийском, Ватиканском и Кембриджском, очевидно, что это слово – поздняя прибавка, взятая из богослужебной практики. Аминь – слово еврейское, означающее подтверждение чего-либо: действительно, истинно, так. Этим словом, обыкновенно, заканчивались в синагогах молитвы. Господь свою молитву также закончил этим, словом ( Mamф. VI, 18 ); отсюда оно вошло и в христианское богослужение ( 1Kop. XIV, 16 ), им обычно заключаются все евангелия и послания

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voskres...

Павла за стенами Рима, как я его видел до пожара 304 . По окончании литургии, мы введены были в алтарь, где покоятся мощи св. великомученицы Екатерины. Я поражен был великолепием алтарного свода, который весь состоял из превосходной мозаичной картины, изображающей Преображение Господне и современной построению храма. Мощи св. Екатерины заключены в небольшой раке из белого мрамора. Левая часть этой раки находится в алтаре, а правая сторона выходит из алтаря, так что можно прикладываться к святыне, не входя в алтарь. От нетленных мощей св. Екатерины, в продолжение нескольких веков, несчетным числом ее благочестивых почитателей были отделяемы частицы, и теперь осталась от них только святая страдальческая глава и кисть правой руки. Еще Фарнад 305 пишет: «остальныя же части тела св. Екатерины рассеяны по всему свету». Наш же паломник Василий Барский 306 пишет между прочим: «Мощи святыя Екатерины несут в составех своих, яко же быша с начала, на члены раздельшеся от мест своих сбранны суть в едино, сеже достоверной ради вины, понеже сущим мощам святым сокровенным под спудом церьковным и наводнению бывшу многу, наполнишася воды и от того часа смешашася члены, и сложенны суть ведин мраморный кявот». О времени перенесения мощей святой Екатерины доселе ничего определительного неизвестно; хотя монастырские предания относят это событие к годам основания монастыря Юстинианом, но это опровергается уже тем, что блаженный Антонин, посетивший Синай около 570 г., совсем ничего не говорит о святой Екатерине. От 1027 г., мы знаем что ученый синайский монах Симеон, собиравший милостыню для монастыря, привозил частицу мощей великомученицы нормандскому герцогу Ричарду II 307 . Скромен надгробный памятник великомученицы, но сама природа воздвигла ей памятник несокрушимый, утвердив ту громадную гору, на которой обретены были ее мощи и которая носит с того времена ее благословенное имя, и, конечно, убережет его до последнего дня нашего мира. Но скромная рака св. Екатерины оставлена в этом виде для того только, чтоб не пробудил, алчность диких обывателей пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010