– Итак охотно принявшие слово его, – прибавляет дееписатель, – крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:41 ). Так окончилось событие Сошествия Святого Духа на апостолов – полным торжеством Святого Духа над неверовавшими! И исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к Отцу, совершат большие дела, чем какие совершил Он Сам во дни Своего уничижения 107 (см.: Ин.14:12 ). Сошествие Святого Духа на апостолов есть окончательное установление нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 ). Дух Святой – Дух истины ( Ин.16:13 ), Дух премудрости и откровения ( Еф.1:17 ), сшедший на апостолов, начертал вместо синайского, новый сионский закон, о котором предсказал пророк Исаия (см.: Ис.2:3 ), не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных ( 2Кор.3:3 ). Место гласа синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего 108 , подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (см.: Рим.5:16 ). «Святую Пятидесятницу прияхом от еврейских книг, – говорит Синаксарь на этот праздник, – яко же бо евреи Пятидесятницу празднуют, почитающе седьмое число и зане по Пасце пятьдесят дний прешедше закон прияша, тако и мы по Пасце пятьдесят дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго» 109 . «Иже древле, – поет Церковь , – закон начертав Моисею, Нового Завета величия и Закон благодати излагает ясно, в апостольских сердцах написав» 110 . Блаженный Иероним пишет: «Законоположение синайское и сионское было в пятидесятый день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора: на Сионе сотрясся дом апостолов. Там посреди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный: здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   «Да будет Имя Бога нашего благословенно отныне и до века».    Последовательность откровения о Боге, представленная в Священном Писании, в значительной мере совпадает с процессом нашего личного прогресса — возрастаем мы в познании подобно праотцам и отцам нашим: сначала люди схватывают понятие о Высшем Существе. Затем все новые и новые атрибуты Его становятся познаваемыми для человеческого духа; и так приходит час страшного синайского «АЗ ЕСМЬ» (Быт. 22:14). В последующие века углубляется опыт и разумение, хотя и не достигает еще совершенства, доколе не придет Ожидаемый.    Тот, Кто превыше всякого Имени в своей Сущности, раскрывается сотворенным «по образу» разумным существам во множестве имен: Вечный, Всеведущий, Всемогущий, Вседержитель; Свет, Жизнь, Красота, Мудрость, Благость, Истина, Любовь, Праведный, Спасающий, Святый, Освящение и другие. В каждом из них и чрез каждое из них мы испытываем прикосновение к нам Единого Бога, и в силу Его неделимости мы имеем Его всего. Так достойно мыслить, но вместе с тем ни одно из них не дает нам полноты постижения, «как Он есть». Его Бытие в своей сущности превосходит все Имена. И все же Он продолжает открываться в Именах.    Двадцать веков тому назад по нашему счислению пришел Он, ТОТ, Кого ожидали народы, Логос Отца. Надмирный в Своей Сущности Творец нашего естества — воспринял «образ раба, сделавшись подобным (нам) человекам, и по виду став, как человек» (Фил. 2:7). Безначальное Слово Отца «стало плотью и обитало с нами» (Ин. 1:14). Вечный проявил Себя во времени. Откровение принесло нам новое Имя: ИИСУС, Спаситель, или БОГ-СПАСИТЕЛЬ. Великий Свет вошел в жизнь мира. Наступила новая эпоха. Священною была история от Адама до Моисея; священна она с момента синайского богоявления; тем более священна с момента пришествия Христа.    Были и ранее того идеи о Боге-Спасителе, но с иным содержанием, в ином измерении, с несравненно меньшей конкретностью. «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Втор. 4:10 . В день, к оньже стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве, в день собрания, егда рече Господь ко мне: собери ко Мне люди, и да слышат словеса Моя, да научатся боятися Мене вся дни, в няже сии живут на земли, и сыны своя да научат. Главное, о чем Израильтяне должны были напоминать своим сыновьям и внукам, это день Синайского законодательства день, в оньже стоясте пред Господем Богом вашим в Хориве, –  т.е. при той горе, которая была частью Синая. В этот день Господь сказал Моисею: собери ко Мне люди. Моисей, согласно повелению Божию, должен был вывести всех их из стана и поставить у подошвы горы между станом и горою. Для чего же так близко к горе надлежало собрать сынов Израиля? Для того, чтобы из уст Самого Бога услышать с вершины горы слова Его, услышать провозглашение десяти заповедей: да слышат словеса Моя. Для чего же Господу Богу благоугодно было, без посредства Моисея, собственными устами изречь вслух всего народа Десятословие и для сего явиться на Синае во славе? Для того, чтобы произвесть в сынах Израиля особенный страх, и страхом пред Законодателем утвердить их в повиновении закону: да научатся боятися Мене. Впечатление страха действительно произведено было на слышавших глас Божий, и они просили Моисея: Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог , дабы нам не умереть ( Исх. 20:19 ). Моисей сказал: Бог пришел к вам, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили (20). Но Господу угодно было, чтобы впечатление страха не было мимолетным и чтобы оно чрез непосредственных очевидцев страшного Синайского Его явления перешло в первоначальной живости к последующим родам. Ему угодно было, да научатся боятися Его вся дни, в няже сии живут на земли, и сыны своя да научат. Втор. 4:11 . И приидосте, и стасте под горою, и гора горяще огнем даже до небесе, тма, сумрак и вихрь. Явления, происходившие на Синае, не только указывали на чрезвычайное присутствие Господа, но вместе служили образом неприступного Божеского величия Его и Его правосудия в отношении к нечестивым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

И дальше воспевает пророк шествие Бога в этом мире, воспевает тем, кто ни­как не может уразуметь – где же Бог в водовороте жизни и мировой истории. 3. 6–8      Он стал, и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской. Разве на реки воспылал, Ягве, гнев Твой? разве на реки негодование Твое или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные? И вновь Божье величие в Синайской Феофании и шествие Его с народом Своим из рабства Египетского в Обетованную отцам землю. Он стал и поколебал землю; воззрел и в трепет привел народы. Великий Исполин поставляет ноги Свои на землю. И застонала земля и восколебалось то, что было незыблемым. Божественному философу казалось, что земля пребывает во веки 552 , а Он стал и поколебал землю. Природные стихии и земля, незыблемейшая из них, не выдержала. А было это так: И вывел Моисей народ из стана навстречу Богу, и стали у подош­вы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Ягве сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и ВСЯ ГОРА СИЛЬНО КОЛЕБАЛАСЬ. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил и Бог отвечал ему голосом. 553 Колебалась земля Синайской горы, когда Ягве Бог сошел на нее и поста­вил ноги Свои на землю. Тогда вековые горы распались, первобытные холмы опали. Не может земля выдержать непосредственного прикосновения Творца своего, а люди вопиют к Богу, жалобы свои, как Аввакум, Ему предъявляют. Люди хотят, чтобы Он пришел и разобрался со всеми неправдами здесь на земле. Вековые горы, остроконечные вершины, взметнувшиеся в небо, рас­пались. Это горы, как Кавказ, Гималаи. А есть и первобытные холмы, как Урал, древние – они опали. Никакая тварь, никакая стихия не выдерживает стопы Его. Нет, не знают люди, чего требуют, когда хотят, чтобы Бог отвечал им голосом. Это было дано Моисею и немногим другим. То, что случилось тогда у Синая по исходе израильтян из Египта, образно воспел псалмопевец:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И мы читаем далее о чуде исцеления многих, что сие событие было настолько поразительно, Мф.15:31 . «Так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева». Сравнивая чудо исцеления дочери хананеянки и исцеления многих в Галилее, мы видим и нечто общее. Хананеянка не была от потомков Авраама по плоти, и в Галилее времен Господа Иисуса Христа, как описывает Галилею Иосиф Флавий (живший в I-м веке), собственно еврейское население было вперемешку с язычниками и даже ассимилировано (то есть чистокровных евреев было весьма и весьма мало). Однако мы, созерцая очами веры кричащую вслед Сыну Божию хананеянку и видя хромых и увечных, с трудом восходящих на гору, слепых, на ощупь поднимающихся по камням, немых, молча несущих свой недуг к ногам Господа, не можем не узнать в происходящем себя самих, то есть не рассмотреть зарождение Церкви, уверовавших из язычников, новых детей Авраама по вере, новый Израиль Божий. Сказано: «…ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его… То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» ( Рим.9:6–8 ); и еще: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Пет.2:9–10 ). В Библии природный ландшафт говорит о многом. Если проповедь Предтечи Господня начинается в пустыне, то сам ландшафт пустыни напоминает израильтянам Синайскую пустыню, откуда евреи получили Моисеев Закон (Тору); с другой стороны, пустыня – символ духовной пустоты, которая нуждается в божественном наполнении. Горы, на которые восходил Сын Божий, призывая людей последовать за Ним, есть символ необходимости духовного роста. Известно, что когда Боговидец Моисей взошел на Синайскую гору, то Бог воззвал к нему с горы. Сказано: «Моисей взошел к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы» ( Исх.19:3 ); то есть, поднявшись на Синай, Моисей увидел себя, стоящим у подножия некой духовной «скалы», с которой Господь Бог призывал его (Моисея) к большим высотам, заоблачным, надмирным и Небесным.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святые мученики пострадали в царствование римского императора Клавдия [ 2 ], прославив своими делами и твёрдым исповеданием Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцом и Святым Духом честь и слава во веки. Аминь. Житие преподобного отца нашего Зосимы, епископа Вавилонского Преподобный Зосима, прозванный Киликсом (так как был родом из Киликии [ 1 ]) в юности своей возлюбил Бога. Отвергшись мира, он пришел на Синайскую гору [ 2 ], облекся здесь в иноческий чин и начал подвизаться в посте и молитвах. Однако он не долго пробыл на Синае. Стремясь к тишине и безмолвию, Зосима еще в молодых летах отошел с Синайской горы в пустыни Ливии [ 3 ], и там поселился в одном пустынном месте, называемом Аммониак. Здесь он стал жить в полном уединении, заботясь об угождении единому Богу. Однажды он увидал в пустыне той старца, одетого в колючую власяницу. Приблизившись к нему, Зосима хотел поклониться старцу и по обычаю испросить у него благословения. Но старец предупредил его, сказав: — Зачем ты пришел сюда, Зосима? Иди отсюда, ибо тебе не должно здесь оставаться. Думая, что старец знает его издавна, Зосима, поклонившись ему и испросив благословение, сказал: — Молю тебе, отче, окажи мне благоволение! скажи мне, как ты знаешь меня? Старец ответил: — Раньше двух дней тому назад явился ко мне муж, чудный видом, и сказал мне: вот, придет к тебе один инок с Синайской горы, по имени Зосима; не давай ему благословения на пребывание в этой пустыне. Я хочу поручить ему церковь Вавилонскую, что в Египте. Сказав это, пустынник отошел от Зосимы на расстояние брошенного камня и стал на молитву, воздев руки свои к Богу. Молился он около двух часов; потом, окончив молитву, старец снова подошел к Зосиме и, отечески обняв его, облобызал его в лицо и сказал: — Чадо мое любезное, хорошо, что ты пришел сюда. Поистине, тебя привел ко мне Бог, чтобы ты предал тело мое земле, так как я отхожу к Господу. Тогда Зосима спросил старца: — Много ли лет пребываешь ты, отче, на этом месте? И старец ответил: — Вот уже исполнилось сорок пять лет моего пребывания здесь.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

Затем спасение Иудеев и язычников изображается у пророка Иеремии в его мессианских пророчествах так. 1) Настанет время, когда Господь возвратит обетованную Давиду «Отрасль праведную», или «Востока праведного» царя Мессию, который произведет на земле оправдывающий людей перед Богом суд совершит спасение Иуды и Израиля, так что Его будут наказывать: «Господь – оправдание наше» (23:5 и 6 ср. 33:15 и 16). 2) В то время Господь освободит Евреев от подчинения чуждым владыкам, и они будут служить только Господу Богу своему и Давиду царю своему, которого Господь восставит им. (30:8 и 9). 3) Вместо обветшавшего завета Синайского Господь заключит с Евреями «новый завет», лучший завета Синайского: законы Господни, по новому завету, будут вложены в мыслях верующих и написаны на сердцах их, а не на скрижалях каменных, и потому завет этот будет ненарушим, – также не потребуется человеческого научения, чтобы познать Господа, как милостивого Отца; ибо все верующие, от малого до большого, сами познают Его, так как Он простит беззакония их (31:31–34). 4) Вместо негодных пастырей, доведших овец стада Божиего до гибели (23:1 и 2), Господь поставит «пастырей по сердцу Своему», которые «упасут овец разумом и учением» и не дадут погибнуть на одной из них (3:15 ср.23:4). 5) В те дни, когда Израиль благодатно умножиться и будет многоплоден на земле, не нужно будет ни кивота завета, – «его уже не будет», – ни самого храма; потому что весь Иерусалим, т.е. церковь, будет «престолом Господа», и «все народы соберутся в Иерусалиме» для поклонения истинному Богу и «и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (3:16 и 17). Примечание. Следующие три книги: «Плач», «послание Иеремино» и «книга пророка Варуха», по взгляду древних, составляли как бы одну книгу «Плач Иеремиев» – каноническая книга, а «Послание» и книга пророка Варуха – не каноническая. «Плач Иеремиев» §15. Название книги, надписание ее в переводе 70-ти и главный предмет книги В еврейской Библии эта книга называется: Еха – как, подобно книгам Моисеевым по первому слову, которым начинается книга: «Како седе один град».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

19Из всех сынов Израилевых Я приставил к Аарону и сыновьям его левитов как людей, посвященных для совершения служения при Шатре Откровения от лица сынов Израилевых и для восстановления их единения с Богом, чтобы не случилось какое страшное бедствие среди них, если они решатся подойти слишком близко к Святилищу». 20Моисей и Аарон вместе со всем народом израильским исполнили все повеления Господа, данные Моисею о посвящении левитов. 21Левиты ритуально очистились , выстирали свои одежды, и Аарон преподнес их как дар, возносимый перед Господом; восстановил единение их с Богом, дабы чисты они были. 22 После того приступили левиты к своему служению в Шатре Откровения в помощь Аарону с сыновьями его. Так повеления Господни, данные Моисею о левитах, были исполнены. 23Господь сказал Моисею: 24«Вот что еще касается левитов. Пусть с двадцати пяти лет приступают они к служению и исполнению своих обязанностей при Шатре Откровения. 25После пятидесяти им следует оставлять служение и более его не нести. 26Они могут помогать своим братьям, исполняя некоторые обязанности при Шатре Откровения. Сами же, однако, никакого служения нести не должны. Вот так ты должен распределять обязанности между левитами». О праздновании Пасхи 9 В первый месяц второго года после ухода сынов Израилевых из Египта Господь сказал Моисею в пустыне Синайской: 2«Пусть совершат Пасху сыны Израилевы в установленное время . 3В четырнадцатый день сего месяца пусть совершают ее вечером, перед наступлением темноты, по всем установлениям и указаниям о ней». 4 Потому повелел Моисей сынам Израилевым исполнить Пасхальный обряд. 5И вот в четырнадцатый день первого месяца, вечером, перед наступлением темноты, совершили сыны Израилевы Пасху в Синайской пустыне. Как повелел Господь Моисею, так всё и сделали они. 6Но случилось, что некоторые люди не смогли в тот день соблюсти Пасхальный обряд, из–за покойника лишившись ритуальной чистоты. И вот пришли они тогда же к Моисею с Аароном 7и сказали: «Мы оказались нечисты из–за покойника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Подведение итогов странствия Израиля от Египта до Моава 33:1–49 Повеление о вхождении в Землю обетованную 33:50–36:13 Перепись 1 Господь говорил с Моисеем в Шатре Откровения (было это в Синайской пустыне в первый день второго месяца, на втором году после ухода сынов Израилевых из Египта) и поручил ему и Аарону: 2«Исчислите всех в общине Израиля – род за родом, семью за семьей – всех мужчин поименно, одного за другим, 3от двадцати лет и старше – всех годных в войско израильское. Тебе с Аароном надо будет зачислить их в войсковые соединения. 4–5В помощь вам будут по одному человеку от каждого колена, главы в семьях своих. Вот их имена: Элицур, сын Шедеура – от колена Рувима; 6Шелумиэль, сын Цуришаддая – от колена Симеона; 7Нахшон, сын Амминадава – от Иудина колена; 9Элиав, сын Хелона – от колена Завулона; 10Элишама, сын Аммихуда – от Ефремова колена; Гамлиэль, сын Педацура – от колена Манассии; (Ефрем и Манассия — сыновья Иосифа). 11Авидан, сын Гидони – от Вениаминова колена; 12Ахиэзер, сын Аммишаддая – от колена Данова; 13 Пагиэль, сын Охрана – от Асирова колена; 14Эльясаф, сын Деуэля – от Гадова колена; 15Ахира, сын Энана – от колена Неффалима». 16Те, кого из всей общины Бог избрал, – главы тысяч Израилевых, вожди тех колен, что ведут начало свое от двенадцати их предков. 17Моисей с Аароном собрали всех этих названных поименно мужчин 18 и вместе с ними в тот первый день второго месяца созвали всю общину. В тот день все израильтяне, достигшие двадцати лет, ответили на вопрос о своем происхождении, указали, из какого они рода и какой семьи; и каждый из них был взят на учет поименно, 19как повелел Господь Моисею. И пересчитал он их в пустыне Синайской. 20Из потомков Рувима, первенца Израилева, пересчитаны были все мужчины от двадцати лет и старше; все, кто был годен к воинской службе, были зачислены в войско поименно, один за другим, в соответствии с учетом, что провели в каждом их роде и семействе. 21Число таковых в колене Рувима составило сорок шесть тысяч пятьсот человек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010