И когда ты взыщешь помощи, входят другие в ангельском виде и прогоняют первых, чтоб прельстился ты мнением, что они настоящие ангелы, и впал в самомнение, что удостоен того. Постарайся быть сколько можно смиренномудрым и мужественным, – и вражеское нападение демонов не коснется души твоей и бич их не приближится к телу твоему. Ангелом Своим заповесть о тебе (Господь) сохранити тя ( Пс. 90, 10–11 ); и они незримо отразят от тебя всякое вражеское действо. Хотя и шум, и топот, и вопли, и ругательства услышит от демонов старающийся держать чистую молитву, но не ниспадет помыслом и не предаст его им, говоря к Богу: не убоюся зла, яко Ты со мною ее и ( Пс. 22, 4 ), и тому подобное. Во время таких искушений употребляй непрестанно краткую, но напряженную молитву. Если демоны станут угрожать тебе, что внезапно явятся в воздухе, чтоб изумить тебя и похитить ум твой, не бойся их и совсем не заботься о такой угрозе их. Это они стращают тебя, пытая, ставишь ли ты их во что-нибудь, или совсем презрел уже их (прп. Нил Синайский , 89, 235). Демон непотребства на ревностного борца подвижнического нападает быстро, внезапно осыпая его стрелами страстной похоти, потому что не может долго сносить жжения огня светоносного, исходящего из подвижнических трудов его; а к тому, кто от обольстительности сласти похотной ослабел в строгости самообуздания, мало-помалу подступает на собеседование с сердцем его, чтоб оно, разгоревшись злыми похотениями, предалось беседе с ними, пленилось ими и совершенно отложило ненависть к сему греху (прп. Нил Синайский , 89, 253). Когда демоны увидят, что не воспламенились мы в самом пылу оскорбления, тогда, напав в безмолвии, стараются возбудить владычественное в нас (ум), чтоб заочно восстали мы против тех, с которыми соблюли мир, когда они были с нами лицом к лицу (прп. Нил Синайский , 89, 268). Источник. Если хочешь успешно вести брань с полчищем демонов, то врата души своей (чувства) заграждай уединенным безмолвием и ухо свое прилагай к словесам отеческим, чтобы, научившись таким образом лучше распознавать терния помыслов, пожигать их гневом и отвержением (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Существуют три пер. на рус. язык· 1066 . (I) частичный Д. С. Вершинского://ХЧ 1826, 1827, 1830, 1844, 1845; 1067 . (II) полный в сер. ТСО: М. 1858. 31 [=1]; 32 [=2]; 1859. 33 [=3], с указ. разночтений по греческой ркп Моск. синод. б-ки. Частично перепечатан: 1068 . Нил Синайский , преп. О чтении и молитве. О различении лукавых помыслов. Репр.: М. 1999. 382. 1069 . Нил Синайский , преп. Слово подвижническое. Письма. М. 2000. 477. 1070 . Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . СТСЛ 2000. 380 [Нил.Твор.]. (III) частичный пер. еп. Феофана Затворника в составе «Добротолюбия» (с использованием ТСО). К монаху Агафию (Peristeria) (CPG 6047) Рус. пер.: 1071 . ТСО 31 4 .1067). 1–169. же://Нил.Твор. 4 .1070). 14–103. Фрагменты (другой рукописной традиции) у Пс.- Анастасия Синаита (PG 89). Слово на евангельское изречение: Иже имат влагалище и проч. ( Лук. 22, 36 ) (CPG 6050) Рус. пер.: 1072 . ТСО 31 4 .1067). 312–328. же://Нил.Твор. 4 .1070). 181–189. Похвальное слово Алвиану (CPG 6045) Рус. пер.: 1073 . ТСО 31 4 .1067). 414–426. же://Нил.Твор. 4 .1070). 235–241. Слово подвижническое (Liber de monastica exercitatione) (CPG 6046, сравн. CPGS 6060, CPG 6067) 1074 . Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 190–232. PG 79, 720–809 (текст отличается от рус. Добротолюбия). пер.://ТСО 32 4 .1067). 1–97. же://Нил.Твор. 4 .1070). 242–292. 1075 . Gli scritti siriaci di Nilo il Solitario/Introd., ed. e trad. a cura di Bettiolo P. Louvain 1983. XIV, 364. (Publications de l’lnstitut Orientaliste de Louvain. 30). [Сир. пер., отражающий более раннюю версию текста. Сод. публ.: «О монашеской жизни», текст: 75–124, итал. пер.: 124–151; также «Слово к желающему принять монашество " ]. Colafemmina//Vetera Christianorum. Bari. 1984. 21. 406; Gribomont J.//RSLR 1985. 21. 487–489. «Слово подвижническое», наряду со «Словом о молитве» Евагрия, вошло в греч. «Добротолюбие» (где под именем Нила числятся только два эти творения), однако было опущено в рус. переводе еп. Феофаном, к-рый заменил «Слово подвижническое» др. произведениями, известными под именем Нила. В CPG 3978 отмечено сходство отрывка из «Слова подвижнического» с закл. частью слова Ефрема Сирина «Ответ брату о священнике Ниле» (Assemani. 3. 11 5 .172), рус. пер. во 2-м томе Творений Ефрема Сирина , слово 59), однако мы не заметили особых совпадений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Нил вел борьбу против несторианской ереси, которая в определенной форме уже вышла наружу. Термин «Феотокос» дал повод Х. Кину утверждать, что преп. Нил скончался после III Вселенского Собора, то есть около 435 г. (см. H. Kihn. Patrologie. Paderborn, Band II, 1908, стр.235). 54 Наиболее полный сборник трудов преп. Нила мы находим в Migne Patrol. gr.s., t.79. Сюда внесены его письма по изданию Лео Аллатиуса (Leo Allatius, Rom, 1668), «Narrationes» по Anekdota Petrus Possinus, Paris, 1639, а остальные произведения по изданию Суаресиуса (Suaresius, Rom, 1673). 57 Hyacinthus Libellus (см.: Migne gr.s., t.79, col.1323A), K. Heussi («Untersuchungen…», с.161), O. Bardenhewer («Geschiste altkir. Lit.» IV, 177) считают, что Перистерия, о которой здесь повествуется, идентична с Перистерией, упоминаемой в Актах Халкидонского Собора (см.: Mansi Col. Sacr. Concil., VI, col.1013). F. Degenhart же полагает, что для идентификации этих двух Перистерий нет прочного основания, так как общие в ее характеристике черты (а именно богатство и добродетель) «можно встретить и у других индивидуумов» (см. его работу «Beitraege zur Nilusforschung», с.10). 58 См.: Quaest. II, XI и XXI преп. Анастасия Синаита (Migne gr.s., t.89, col.349C, 437C и 536ВС) и «Peristeria» преп. Нила (Migne gr.s., t.79, sectio IX, cap.V, col.829BC; sect.VI, cap.II, col.857D; sect.IX, cap.I, col.860ABC). 59 См.: S. Tillemont. Memoires pour servir a l " histoire eccelsiastique des six premiers siecles, 14, 209. 64 F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.4; Migne gr.s., t.79; Epist. lib. III, CCXXXVII–CCXXXIX, col.493BCD. 65 См.: Migne gr.s., t.79, «De malignis cogitationibus», cap.XXIII, col.1228AB. Здесь сам преп. Нил напоминает, что в своем труде «О молитве» он уже говорил о том, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание: «Какова же причина того, что постоянные помыслы о чувственных вещах оскверняют знание, сказано в главах [трактата] «Слово о молитве " ». 66 См.: «Apophthegmata Patrum» (Migne gr.s., t.65, col.306ABC 1–8) и Nilus Sinaita «О молитве» (Migne gr.s., t.79, cap.XIII, XIV, XVI, XVII, XIX, XX, LXXXIX, CXXI, col.1165–1169). Трактат «Apophthegmata Patrum» относится ко второй половине V в. (460–500 гг.). См. подробнее: W. Bousset. Apophthegmata. Tuebingen, 1923, с.68. 70 K. Heussi. Untersuchungen…, с.119, прим.6 и Haidacher. Nilusexzerpte im Pandektes des Antiochus – Revue Benedictine, XXII, Nr.2,249.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Бог послал нас свидетельствовать о Нем. Будем же свидетельствовать, и убеждать, ибо если не станем свидетельствовать, то сами будем виновными в их заблуждении ( 43, 411 ). (Христианин), подумаем о том. Кто является Главой тела, которое мы составляем. Поэтому мы должны быть лучше самих Ангелов и выше Архангелов, как удостоенные большей чести, чем они ( 45, 27 ). Нужна великая сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или имеет в мысли что-нибудь недостойное, – не носит Его имени и не имеет в себе Христа. Но тот, кто носит Его в себе, шествует не сквозь торжище, а по Небесам. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 638 ). Христиане – соль земли; потому вступающие в общение с ними обновляются духом в нетление ( 6,414 ). Что свойственно христианину? Очиститься от всякой скверны плоти и духа Кровью Христовой, творить святыню в страхе Божием и любви Христовой. Святитель Василий Великий ( 6, 418 ). Познав, что Христос есть и «Свет истинный» ( Ин. 1, 9 ), и недоступный лжи, учимся тому, что и наша жизнь должна быть озаряема лучами истинного Отца. Лучи же Солнца Правды, истекающие для освящения нашего, есть добродетели, которыми мы отвергаем дела тьмы, чтобы «как днем... вести себя благочинно» ( Рим. 13, 13 ), и отвергаем потаенные дела, и все совершаем во свете, и сами становимся светом, чтобы других просвещать... ( 23, 235 ). Познав, что Христос есть «освящение» ( 1Кор. 1, 30 ), мы должны исповедать силу освящения не словами, но жизнью, свободной от всякого скверного и нечистого дела и мысли. Святитель Григорий Нисский ( 23, 236 ). Божественные законы требуют, чтобы мы были образцами для других людей и неукоризненной жизнью указывали всем истинный путь. Преподобный Нил Синайский ( 48, 147 ). Автор притч сказал: «Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» ( Притч. 22,1 ). Так и Христос повелел: «Да светит свет ваш пред людьми» ( Мф. 5, 16 ) – не для того, чтобы мы действовали из честолюбия (да не будет этого! Христос искореняет его, повелевая и молитву и милостыни творить не всенародно, и утаивать от одной руки, что сделано другою), но для того, чтобы мы никому не давали справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо что это подразумевает Христос, видно из того, что не сказано: «чтобы вы прославились», но: «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца .вашего Небесного» ( Мф. 5, 16 ). Преподобный Исидор Пелусиот ( 115, 582–583 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Несомненно, этот подвиг, приводящий человека к полной победе над гордостью, осуществить в жизни нелегко. Одних человеческих сил для этого недостаточно. Поэтому преп. Нил требует от своих учеников не предаваться лености, не падать духом и неустанно просить помощи во имя Христово. Ибо «если мы сердечно, со страхом и благоговением обращаем взоры к своему Владыке, то Он, без сомнения, с любовью придет послужить каждому, и тогда над человеком не смогут восторжествовать ни сатана, ни страсть, ни бедствие, ни какой бы то ни было грех» 234 . В. Средства для достижения цели Учение о добродетели Процесс религиозно-нравственного восхождения в учении преп. Нила мы можем рассматривать с двух сторон: с позитивной и с негативной. Позитивная сторона состоит в активном выражении, в развитии и укреплении тех духовных сил, которые – при соблюдении чистоты души – возводят человека на все большую духовную высоту, дабы приблизить его к его конечной цели: к единению с Богом. Негативная же сторона выражается в стремлении человека к нравственному очищению, к его освобождению от власти грехов, страстей и демонских козней, представляющих собой препятствия на пути его духовного совершенствования. Первая, то есть позитивная, сторона духовного процесса лежит в основе нравственного преуспеяния. Ее составляет добродетель, которой преп. Нил уделяет большое внимание. В одной из предыдущих глав мы познакомились с его определением добродетели и особо отметили, что это понятие преп. Нил производит от слова «подвиг». В этом определении можно видеть влияние древнегреческого учения о добродетели как о телесной (физической) силе. Однако преп. Нил придает этому понятию духовно-религиозный и конкретно христианский смысл. Сообразуясь с общим христианским учением, он рассматривает любую чистую нравственную силу как дар от Бога. Поэтому и добродетель как способность к доброму или нравственному поведению является для преп. Нила не чем иным, как «Божиим хитоном» 235 . Она отличается тем, «что смиряет в человеке ход его мыслей». Чувство смирения, являющееся, по учению преп. Нила, существенным свойством христианской добродетели, знаменует собой для древней философской этики элемент абсолютно новый. Индивидуальные добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и общественная справедливость, известные еще в эпоху Гомера, приобрели у преп. Нила религиозные и чисто христианские черты. По силе своей и своему значению и смыслу они поставлены в связь с главными богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Нравственно-психологическим источником ( πιθυμι’ας служит сердце. Рим.1:24 : « Бог предал их в похотях сердец их нечистоте». В πιθυμι’α выражается и вообще основное, господствующее плотское направление человеческой личности. Гал.5ср. ст. Гал.5:17 . 1Пет.2:11 . Еф.2:3 . в специфически дурном смысле в частности называется: Επιθυμι’α κακη’ ( Кол.3:5 ), πιθυμι’α σαρκικα ( 1Пет.2:11 ; 2Пет.3:18 ; ср. Еф.3:3  и др.), αι’ κοσμjκα πιθυμι’αι ( Тит.2:12 ) и проч. Cp. Cremer. S. 488–9, Grimm, p. 166. Смирнов. Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания Ап. Павла к Ефесянам (Москва. 1873), стр. 92–93. Ср. Василий B. T. XXIX, col. 384, col, 235. Επιθυμι’α и λογισμο’ς с Писания Hob. Зав. находятся между собой в самом теснейшем соприкосновении по своему основному содержанию. Λογισμο’ς (διαλογισμο’ς) имеет своим источником «сердце», т. е. внутреннейшее существо человека, которое и выражается в «помысле», обнаруживая и проявляя в нем свои стремления, свои специфические особенности и наклонности. Ср. Рим.1:21 . Волевой момент, следов., присущ этому акту несомненно. Ср. Мф.9:4 : Иисус, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое (« лукавая») в сердцах ваших. Мф.16:7 ; ср. ст. Мф.16:8 ; Мк.2:6, 8 . Лк.5:22, 9:47 . Ср. Евагрий. Rer. monach. rat. c. I, col. 1235. Нил Синайский. De monachorum praestantia, col. 1064CD. 1189 Исаак C. Λ. XXX, σ. 187. Макарий Е. H. VI, c. III, col. 520C. Отсюда страсть определяется как «образовавшийся навык к помыслу, внушаемому врагом и как бы постоянное о нем помышление и мечтание». Ефрем C. О добродетелях и страстях. T. III, 429В. – Cp. И. Лествичник. Gr. XV, § 73, col. 897. 1191 Авторитетным руководством и в этом случае служат нам труды преосв. Феофана. Данного предмета он касается специально в «Начерт. христ. нравоуч.», стр. 156–158. В высшей степени ценные, хотя еще более краткие, замечание содержатся также в III томе Добротолюбия (Москва. 1888), стр. 459–460, при разъяснении аскетических терминов препод.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Радуйся добродетели, когда поступаешь добродетельно, но не превозносись ею, чтобы не случилось крушение в пристани (прп. Нил Синайский , 73, 233). Источник. Добродетели скрывай, но старайся иметь многих свидетелей жизни своей (прп. Нил Синайский , 73, 235). Источник. Ничего не почитай по достоинству равным добродетели, потому что она – образ Божий, как Сам Бог, непреложна (прп. Нил Синайский , 73, 240). Источник. ...Вслед добродетели идти должно, пока не сойдем с поприща жизни (прп. Нил Синайский , 73, 242). Источник. Всему предпочитай душу, и путь добродетели совершится тогда без труда (прп. Нил Синайский , 73, 247). Источник. Носи на себе образ добродетели, но не для того, чтобы обмануть видящих тебя, а чтобы принести им пользу (прп. Нил Синайский , 73, 250). Источник. Как связанным трудно ходить, так и прилепившиеся к житейскому течение добродетели совершают нечисто (прп. Мил Синайский, 73, 252–253). Блажен, кто украшает дела свои прежде, нежели явит их огонь, которым все искушается (прп. Нил Синайский , 255). Блажен, кто чист в добродетели и нелицемерен в душе; будет он судить мир, а не судим вместе с миром (прп. Нил Синайский , 73, 255). Источник. ...Не начало только добродетели положить надлежит, но и увенчать ее и привести к концу... (прп. Нил Синайский , 73, 289). Источник. Добродетель в старости может быть названа не добродетелью, но бессилием. Посему в юности наипаче должно нам упражняться в добродетели, и в юном теле показывать благоразумие, приличное сединам (прп. Нил Синайский , 73, 329). Источник. Правильное упражнение в добродетелях доставляет блаженство на Небесах, которого невозможно ни словом выразить, ни умом постигнуть, ни мыслию объять (прп. Нил Синайский , 73, 341). Источник. ...Если будешь не пристрастен к вещам, то удобно исполнишь всякую добродетель (прп. авва Зосима, 91, 126). Источник. ...Если бы и мы предварительно посевали в себе семена кротости и смирения и располагали к ним сердце своё, то враг не имел бы места сеять в нем злые семена свои. Но как он находит нас пустыми без добрых помыслов, или даже более того, самих себя разжигающими на худое, то берет отсюда поводы наполнять нас своим злом. При любви же к добродетели бывает совершенно противное сему, ибо тогда Господь, видя, как душа жаждет спастись и как усердно возделывает в себе добрые семена, ради сего благого произволения ее, исполняет ее Своими дарами (прп. авва Зосима, 91, 128). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Язык дан для того, чтобы ты песнословил и восхвалял Создателя, но, если ты недостаточно наблюдаешь за собой, он становится для тебя причиной богохульства и сквернословия (свт. Иоанн Златоуст , 55, 551). Источник. ...Злые болтают языком, не сознавая значения своих слов, а мудрые связывают уста сознанием (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1116). Источник. Язык – царский конь. Если вложишь в него удила и выучишь ходить ровно, то доверится ему и сядет царь. А если оставишь необузданным (и позволишь) нестись и скакать, то будет колесницей диавола и демонов (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1323). Источник. ...Бежал ты жизни тленной, вступив на поприще монахов, но язык у тебя неудержим, и говоришь, не подумав. Это не иное что значит, как построить крепкую, неприступную для врагов стену и для входа им оставить врата. Если хочешь и стену соблюсти в безопасности, и перед врагами оказаться сильным, то всеми силами сдерживай язык, от которого приключаются мгновенные и великие падения (прп. Исидор Пелусиот , 60, 179). Источник. ...Обуздай скорость языка, потому что язык важнее всех земных членов – так как всего труднее его удерживать (прп. Исидор Пелусиот , 60, 189). Источник. Щади язык; он часто произносит то, что лучше было бы утаить (прп. Нил Синайский , 72, 235). Источник. ...Для того даны нам два уха, а один язык, чтобы для спасения более мы слушали, нежели говорили, взывая паче добрыми делами и божественными преспеяниями (прп. Нил Синайский , 72, 379). Источник. ...Язык многих тщеславных довел до гибели (прп. Нил Синайский , 73, 334). Источник. ...Язык злоречивый – диавольское ложе (прп. Нил Синайский , 73, 378). ...Злоречивые и суесловные заключают для себя Царствие Небесное (прп. Иоанн Карпафский , 91, 100). Бегай же необученных владеть языком, сеятелей раздоров и мятущихся внутри и вовне (прп. Иоанн Карпафский , 91, 100). ...Лучше упасть с высоты на землю, нежели от языка (прп. Иоанн Карпафский , 91, 100). Наблюдающий за языком своим вовек не будет им окраден. Уста молчаливые истолковывают тайны Божии, а скорый на слова удаляется от Создателя своего (прп. Исаак Сирин , 58, 45). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Тогда как похоть плоти неудержимо стремится к одному греховному и находит удовольствие в одном том, что доставляет временный покой; дух, напротив, весь желает прилепиться к делам духовным, оставляя даже самые необходимые потребности плоти, желает предаться исключительно тем одним, не уделяя даже и малой заботы о тленной плоти сей. Плоть услаждается сластями и похотями; духу неприятны даже естественные нужды. Та желает насыщаться сном и наполняться пищею; сему питательнее бдения и посты, и он не хотел бы принимать пищи и сна даже столько, сколько это необходимо для жизни. Та желает изобиловать всякими сокровищами; сей неохотно имеет даже малую часть хлеба на каждодневное содержание. Та желает нежиться и окружать себя толпою ласкателей; сему отраднее житие жестокое и уединение пустыни, удаленной от сопребывания смертных. Та пленяется похвалами и почестями человеческими; сей радуется, если терпит гонения и обиды (прп. авва Даниил, 56, 230). Сколько для плоти, избыточествующей силами, нужно умерщвление, укрощающее надмение страстей, столько же для плоти, изнемогающей и вместе с душою подвергающейся злостраданию, потребна помощь, чтобы подчинялась Божественным заповедям. Посему должно заботиться и о том и о другом, а при недостатке чего-либо одного усовершение трудно (прп. Исидор Пелусиот , 60, 5). ...Плоть рвется и скачет, нелегко уступает изнуряющим ее, но нередко, побежденная в юности, за поражения сии вознаграждает себя победами в старости и уничтожает славные памятники, после побед над нею воздвигнутые (прп. Исидор Пелусиот , 62, 227). Источник. Пока пища утучняет тело; восстает и самовластвует плотское мудрование, узаконяя подвластным, что ему угодно (прп. Нил Синайский , 71, 9). Источник. Давай плоти то, что ей нужно, а не что хочет она получить (прп. Нил Синайский , 72, 235). Изнуряй плоть добрыми трудами, но позаботься не приводить ее в совершенный упадок (прп. Нил Синайский , 72, 236). Источник. Всего лучше гнушаться плотолюбивых помыслов, потому что и тело растлевают, и душу оскверняют (прп. Нил Синайский , 72, 248–249). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Большая и непрерывная роскошь побуждает к противоестественной любви и вредит как вообще здоровью тела, так и благородству души. Посему перестаньте предаваться ей, обучите себя употребить в дело если не посты, то довольство малым – эту подлинно целомудренную роскошь, и не будьте... общим для всех посмешищем. Если же ввергаетесь в бездну непотребства, то не изъявляйте негодования на смеющихся над вами и вините собственную свою роскошь... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 163). Источник. Роскошь, эта матерь и питательница всякого невоздержания, когда обильною трапезою, украшенною всякими яствами и сладостями, вкус зрителей возбуждает к пожеланию и, обременяя мысль вкушающих, побуждает иного к вкушению; тогда приводит ум в крушение, погружая в глубину страстей. Посему берегись роскоши и чти довольство малым, хорошо зная, что гнусное дело не может сделаться добрым, будучи прикрашиваемо общим согласием делающих, хотя бы стояли за него все витии и софисты, а также и хорошее дело не изменится в противоположное, если и один только окажется, лучше же сказать, никто не окажется его любителем. Посему, оставив в стороне решение многих, держись самой добродетели (прп. Исидор Пелусиот , 62, 335). ...Содержание роскошное вредит и душе, и телу, не давая места в одной – благоразумию, а в другом – здоровью... возбуждает пожелания противоестественные. Роскошь, наполнив чрево, ведет к пожеланиям сладострастным. Поэтому пользоваться должно содержанием умеренным, а презирать роскошное (прп. Исидор Пелусиот , 62, 449). ... думают достигнуть знаменитости роскошью и тем явно выставляют на позор свое безумие, предосудительное вменяя себе в похвалу и думая тем обратить на себя внимание и заслужить удивление, за что достойны они презрения и осмеяния (прп. Нил Синайский , 72, 138). Не люби роскоши, потому что внушает приверженность к настоящей жизни, а той и другой порождается вражда на Бога (прп. Нил Синайский , 72, 235). Должно отказаться от роскоши; потому что вовлекает в дела, от которых после трезвения бывают воздыхания (прп. Нил Синайский , 72, 248).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010