Бог многое творит таинственно, для нашей же пользы. Несмотря на то, что происшедшее кажется прискорбным, мы как верные и искренние служители, не будем пытливо доискиваться до причины произошедшего. Нам надо быть уверенным только в одном, что Промыслитель душ наших всё ниспосылает на пользу нам. И не стоит исследовать, как обычно бывает, и от того, что не узнаем причины, не стоит огорчаться и унывать. Потому что нам не полезно знать это, поскольку мы смертны и легко предаемся кичливости и высокоумию. 232. Софиану, дворцовому стражу Если Бог несуществующее делает существующим, и из ничего дарует бытие, то тем более может Он восстановить уже существующее. 233. Ему же Тот, кто не ожидает, что даст отчёт в содеянном им, тот, конечно, будет предаваться всем порокам. 234. Ему же Господь наш Иисус Христос в удел нищете духовной дал блаженство, потому что она умеет соблюдать меру человеческой бедности, ненавидит надменность, сокращает высокоумие, смиряет помыслы, посрамляет гордыню, наблюдает за духовной жизнью и убеждает скрывать её, чтобы достигнуть спасения. 235. Сосандру, главному делопроизводителю Славословие Господу должно быть непрестанным, как дыхание, ведь мы дышим, когда занимаемся каким-либо делом, также должны и непрестанно хвалить Господа. В умудрённом благодатью уме непрестанно хранится памятование о Творце. Непрестанное памятование о Господе просветляет наши души радостью, поэтому непрестанно будем помнить о Боге. 236. Ему же Сказано: Хвалите Его на струнах и органе ( Пс. 150:4 ). Многие струны, стройно прилаженные и расположенные, так что каждая гармонично занимает своё место, это заповеди Божии и догматы , не содержащие в себе никакого противоречия, а орган, объемлющий все это, – умудрённая Богом душа. 237. Ему же Послушание воле Божией и дарует жизнь и бессмертие, а непослушание – смерть и тление. Поэтому когда Адам преступил волю Божью и вкусил запретный плод, навлёк на себя смерть, Бог облекает его в кожаную ризу, для того чтобы Адам не забывал своё преступление, и смертность, и тленность, которые он навлёк на себя. Кожаные шкуры означают смертность и тление. 238. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Важнейшим основанием для такого географич. определения Клисмы служит Пейтингерова карта, указывающая этот город в этом именно месте; см. Segm. VIII. (Пейтингеровой картой называется изображение дорог по областям Римского государства, составленное, по мнению Десжардена, новейшего издателя этого памятника, «между правлением Августа и прекращением дома Константина В.» [La Table Peutinger. Kapport. p. 1; обещанного в этом издании Introduction historique мы не нашли в экземпляре, которым пользовались]; прежние издатели – исследователи Пейтингеровой карты относили ее первоначальное начертание, то ко времени Феодосия В., между 380–395 гг., как полагал Шейб [Peutingeriana Tabula itineraria. A Fr. Chr. Scheyb. Vindobonae. MDCCLIII. p. 20], то к правлению Александра Севера, 222–235 гг., как доказывал Маннерт [Tabula Itineraria Penmingeriana... demuo cum codice Vindoboni collata, emendata et nova C. Mannerti introductione instructa. Lipsiae. DMCCCXXIV. p. 15–23], допускавший, однако, при этом позднейшие дополнения). Важнейшие исследования о месте Клисмы принадлежат Катрмеру (Memoires geogr. et hist, sur l’Egypte. I, 151–163), который, по словам Лепсиуса (Die Chronol. d. Aeg. 346), «вполне доказал, что Клисма находилась у конца (Суесскаго) залива против Арсинои·, а затем – Шлейдену (Die Landenge 125–133). Из отечественных наших археологов указание на Κλμα καστρον нашел архим. Антонин в рукописи XII-ro в. Иерусалимской патриаршей Библиотеке, заключающей список «епархий и городов, принадлежащих царям Римским» неизвестного времени (Из Записок Синайскаго Богомольца. Кивв. 1872. 61; оттиск из Труд. Киев. дух. Акад.). Причина трудности в определении места Клисмы заключается в разногласии указания Пейтингеровой карты со свидетельства ми арабских географов о положении города Кользума (о произношении этого имени см. Robinson. Palästina. 1, 1024. 838) на западной стороне залива. Это разногласие решено исследователями в том смысле, что, когда Клисма и Арсиноя пришли в упадок, и на развалинах последней завоевавшими Египет арабами восстановлен был город, то ему дано было напоминающее Клисму название, вследствие чего Кользум=Клисма и указывается у арабских географов на западной стороне залива.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Таким образом, все занятие безмолвника в конце концов сводится к тому, чтобы «быть с Единым Господом, с Коим и беседует он лицом к лицу, как любимцы царя говорят ему на ухо» 235 и сами прислушиваются не примет ли ухо их нечто от Него ( Иов. 4:18 ). И только безмолвнику Он открывает ухо и запечатлевает Свое наставление ( Иов. 33:16 ), давая познание о Себе ( Притч. 2:5 ). И именно это познание Бога или познание, даваемое Богом в процессе беседы с Ним, порождает то внешнее безмолвие, которое способствует безмолвию внутреннему. 236 Поэтому и говорится: «Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог» ( Пс. 45:11 ). Таким образом, для того, чтобы получить возможность наедине беседовать с Богом нужна внешняя изоляция, и опытные безмолвники убеждают нас стремиться к ней, чтобы «при недостатке чувственного и в удалении от всего, умудриться нам в ней». 237 Но в тоже время они же говорят, что преждевременный затвор может погубить нас, если наша душа не приуготовилась деланием заповедей к приятию Божественной благодати, ибо к тому способны «только те, которые стяжали Божественную благодать», 238 через смирение. Немаловажно знать, что безмолвие дает повод к высокоумию, 239 и поэтому наклонным к этой душевной страсти и ее порождениям неполезно уединенное жительство. Преп. Иоанн Синайский согласно с другими Отцами воспрещает затвор тем, которые «подвержены раздражительности и возношению, лицемерию и памятозлобию». Никто из таковых, говорит он, «да не дерзнет когда-либо увидеть и след безмолвия, чтобы не дойти ему до исступления ума». 240 Таковым предписывается жить в обществе, среди молвы и попечений, сохраняя бдительность над собой. 241 Только «тем, которые себя ошумовали 242 в обращении с братиями и умертвили в себе яростную и самолюбивую страсть» дозволяется выходить на безмолвие. 243 Значит, «если кто замечает, что он легко побеждается возношением и вспыльчивостью, лукавством и лицемерием, и захочет извлечь против них обоюдоострый меч кротости и незлобия: тот пусть вступит, как бы в пратву спасения, в общежитие братий, и притом самых суровых, если хочет совершенно избавится от сих страстей; чтобы там, подвергаемый досаждениям, уничижениям и потрясениям от братий и умственно, а иногда и чувственно ударяемый, или угнетаемый, удручаемый и ногами попираемый, он мог очистить ризу души своей от ее скверны. А что поношение есть в самом деле омовение душевных страстей, в том да уверит тебя обыкновенная в народе пословица. Известно, что некоторые люди в мире, осыпавши кого-нибудь ругательными словами в лицо, говорят: «я такого-то хорошо омыл». И это истинно. 244 Как твердый и остроугольный камень, сталкиваясь и соударяясь с другими камнями, лишается всей своей угловатости, неровности и шероховатости, и делается кругловидным, так и человек вспыльчивый и упорный, обращаясь с другими грубыми людьми, получает одно из двух: или терпением исцеляет язву свою, или отступает, и таким образом очевидно познает свою немощь». 245

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Между словами Григория Цамблака ( 235. 236.) реже встречается слово на память митрополита Киприана: из него сделаны извлечения. Слова митр. Даниила ( 237) подробно разобраны, показаны источники, которыми пользовался проповедник, и представлены выписки мест, касающихся современных нравов и обычаев. Как в древние времена книжники брали отрывки из слов отеческих и с своими переменами и дополнениями предлагали их в назидание церковное под именем того или другого св. Отца: так в XVII столетии, в Москве, составлялись извлечения из слов Киевского проповедника, Кирилла Транквиллиона и других ( 245. 261). А в начале XVIII ст. являются слова на Лествицу пр. Иоанна Синайского, в которых текст подлинника сливается с собственными рассуждениями проповедника и заимствованиями из других книг ( 262). Но были и самостоятельные проповедники, и в Киеве, и в Москве. Таков быль неизвестный по имени Киевский проповедник, во время митрополита Петра Могилы , составивший слова на воскресные и праздничные дни целого года ( 246): здесь, по местам, слышатся жалобы на страдания православных от униатов. В Москве, из Малороссийских же учёных, проповедовали: Епифаний Славинецкий ( 247), Симеон Полоцкий ( 250. 251. 256–258. 340. 341.). Слова Епифания сухи и более имеют достоинства богословских рассуждений, нежели церковных поучений. Симеон Полоцкий более щедр был на слово. Большая часть его проповедей изданы уже под именем Вечери душевной и Обеда душевного, но не все. Да и списки изданных представили любопытные замечания о месте, времени и случае произнесения многих слов, также об источниках, которыми пользовался проповедник. Между Московскими поучениями особенно примечательно слово о милостыне, с проектом об учреждении человеколюбивого общества при царе Феодоре Алексеевиче ( 260). Видим попытки катехизического изложения богословского учения, в трудах Лаврентия Зизания ( 242–244), Симеона Полоцкого ( 252–255), Николая Булгара ( 266). Сюда относятся также: Учение о семи таинствах ( 295 и 296.) ц Воумление священнику, собранное из Требника Петра Могилы ( 296–298). Другие занимались мыслью об устройстве иноческой жизни ( 264). Но вообще самостоятельные работы на этом поле скудны.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По сведениям 1722 г., число раскольников в Москве было 403 человека. В нижегородской епархии, ко времени назначения туда Питирима епископом (1710 г. марта 22), считалось раскольников 86.000, несмотря на успешную миссионерскую деятельность Питирима в бытность его архимандритом Кержебельбашского монастыря (1717–1719 гг.) 231 . По табели 1721 г., всех раскольников в Нижегородской губернии было 37.771 человек обоего пола 232 . По докладным пунктам вице-губернатора нижегородского Ржевского Святейшему Синоду, в одной Городецкой волости показано 16.000 раскольников; пункты опирались на исповедные росписи за 1725 г. 233 По донесению миссионера Решилова из Стародубья Черниговской епархии от 6 марта 1722 г., многочисленное число народов, великороссиян и малороссиян, бежали за Польскую границу, в соседние Ветковские скиты 234 . К 1722 г. относится ведомость о числе раскольников в центральных епархиях. По сведениям канцелярии белгородского епископа Епифания, в тамошней епархии всего сыскано раскольников 9 человек, но один из них обратился в православие; по донесению Киевского архиепископа Варлаама, раскольники тамошние пересчитаны по дворам, которых всех 18. Из перечня Ростовского епископа Георгия видно, что в Романове всех раскольников записалось 149 человек; по другим сведениям за то же время, в Романове-Борисоглебске раскола держались, тайно или явно, почти все поголовно 235 . В Ярославле записалось 27 человек 236 . В 1723 г., епископ Черниговский Иродион Жураховский уведомлял Святейший Синод, что из жителей тамошних зело много людей всякого чина бегут за панов Холецкого, Красильского и иных помещиков, которые при самой границе живут и слободы Московскими людьми населяют, отчего и государству тщета и пустота, а душам чинится гибель, понеже зело им, раскольникам, свободно. Уведомляя об этом, епископ Иродион просил стеснить и ограничить такое движение, «в чём будет польза немалая» 237 . В 1722 г. судья новгородской епархии Андроник «с товарищи» представил по требованию Святейшего Синода ведомость о количестве раскольников в новгородской епархии, но сколько было раскольников и какая была последующая судьба их всех, кроме одного, умершего под арестом, этого из документов не видно 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Во всяком случае, список Пс.-Дамаскина показывает не случайность имён монофелитов в общем перечне еретиков в CJP 1, вопреки мнению В. М. Лурье. 230 См., напр., первое правило Шестого Вселенского Собора (этот аргумент выдвинут В. Г. Патриным в письме к нам от 14 января 2006 г.). 231 Именно при константинопольском монофелитском патриархе Петре (654–666) был отправлен в ссылку и скончался в 655 г. св. папа Мартин, а также подвергся допросам, осуждению, изувечению и ссылке прп. Максим Исповедник , умерший в Лазике в 662 г. 234 Дальнейшее изучение истории самой формулы Иисусовой молитвы с привлечением более широкого круга агиографических и литературных памятников также могло бы пролить свет на время появления толкования. 235 Выполнен в составе диссертации на соискание учёной степени кандидата богословия «История “Молитвы Иисусовой” (Обзор историографии. Начальный период существования практики (IV-VI вв.) и её историческое развитие до XIV в.)», защищённой в 2005 г. в Московской духовной академии. Частично выводы исследования (историографический обзор мнений разных учёных) изложены в статье: Патрин В. Г. К истории споров о возникновении «Молитвы Иисусовой»//Мир Православия: Сб. статей. Вып. 6. Волгоград, 2006. С. 173–186. 236 Обращение ко Христу «Боже наш» (наряду с обращением «Сыне Божий» и вместе с наименованиями «Господь Иисус Христос ») встречается в Луге духовном блж. Иоанна Мосха : «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благоволивший ради нас воистину воплотиться…» (Гл. 36//PG 87/3, 2885 C; рус. пер. свящ. М. И. Хитрова, с. 87; слав. версия: гл. 44, с. 81 Голышенко-Дубровина); «Господи Иисусе Христе, истинный Бог наш…» (Гл. 44//PG 87/3, 2899 A; рус. пер. с. 98; гл. 55, с. 96 Голышенко-Дубровина), и т. д. – произведении, отразившем монашескую жизнь Палестины, Синая и Египта (основных центров распространения практики «молитвы Иисусовой») конца VI – начала VII в., т. е. в непосредственной близости ко времени составления данного догматического толкования на молитву Иисусову. 237 Говоря о молитвенной формуле, автор толкования не употребляет термина «краткословная молитва Иисусова» ( μονολγιστος ησο εχ), который ввёл в употребление прп. Иоанн Лествичник (ум. ок. 649 г). Весьма вероятно, что автор толкования не был знаком с Лествицой прп. Иоанна Синайского, из чего можно заключить, что: 1) автор не был «синаитом» и произведение было написано не на Синае, 2) время написания данного толкования приходится на тот период, когда труд прп. Иоанна ещё не был широко распространен, т. е. вряд ли позднее второй половины VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Священник же другого начала к вечерне не творит; аще ли есть Патриарх, то «Приидите поклонимся» и псалом говорит Патриарх сам всегда неизменно; аще ли Патриарха нет, а есть митрополит, или епископ, или архимандрит, или игумен, то кто честнее, тот и говорит. Егда же малый конец псалма «Благослови душе моя Господа», таже «солнце позна запад свой, положи тму, и бысть нощь», таже «яко возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси», таже «слава, и ныне, аллилуиа» по трижды, а последнее аллилуиа говорит сице: «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже наш, слава Тебе». Докса сы о Феос имон, докса си, сиречь «аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже наш, слава Тебе», ини же говорят, так же Патриарх, или епископ: елпис имон, сиречь: «упование наше, слава Тебе». Егда же начнут говорить «Приидите поклонимся» и Благослови душе моя Господа», тогда сошед с места своего поп и станет пред Царскими дверьми прямо, и взимает за вервь и отворяет, и говорит молитвы вечерние, в скуфье, патрахили, без клобука; греки все аще и не служат литургий, а молитвы вечерние и утренние неизменно говорят всегда, вечерние на «Благослови душе моя Господа», а утренние на ексопсалмех. Егда же Патриарх проговоря «Благослови душе моя Господа, аллилуиа» трижды, и абие священник говорит ектению «миром Господу помолимся», в скуфье, без клобука; клирицы и все люди говорят: «Кирие елейсон» 234 , еже есть «Господи помилуй», егда же священник «Христу Богу предадим», клирицы же рекут: «си Кирие» 235 , сиречь «Тебе Господи», иерей возглас, и егда молвит: «и во веки веком», клирицы же «аминь». Таже клирик вышед из кресл, и вымает на налой псалтырь, и говорит стоя под стеною на клиросе у налоя, на запад лицем, и мало поклоняся на полночь, а ин на полдень, сиречь на церковь , а не среди церкви, и не на восток лицем. Егда же кто мирянин, или малый ребенок, то выходя среди церкви на восток лицем говорит; священник же сложа патрахиль, положа на себя камилавку, и станет на свое место в креслах. У синайского епископа говорят псалтырь став среди церкви, а говорят молоденькие чернечики, от образов далече, на восток лицем, егда же приидет время, на славе, кой псалтырь говорит: «слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», и абие на крылосе говорят: «и ныне и присно и во веки веком аминь, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже», трижды, «Господи помилуй» трижды, «слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»; и абие псаломщик говорит, «и ныне и присно» и прочая, по сем псалтырь вторую славу; егда же и вторую славу проговорит, говорят на крылосе: «и ныне», також якож на первой славе, той же крылос, а не на ином крылосе; на аллилуиа крылошане, Патриарх и все люди не кланяются нимало, но просто стоят в креслах своих, токмо псаломщик, который псалтырь говорит, той кланяется; егда же проговорит третью славу псалтыри, и речет: «славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком аминь, аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже наш, слава Тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Там же, в пустыне Син, происходит битва с амаликитянами: «Честнаго Креста, Христе, действо прообразив Моисей, победи противнаго Амалика в пустыни Синайстей: егда бо простираше руце, Креста образ творя, укрепляхуся людие; ныне же вещей сбытие в нас исполнися. Днесь Крест воздвизается, и демони бегают» 233 . Еще один аспект прообразовательного значения битвы с амаликитянами изъясняет святитель Кирилл Александрийский , писавший: « Руки, во всю длину распростертые в воздухе, ясно изображают внешний вид Креста» 234 . То, что Иисус Навин побеждает Амалика при помощи мужей сильных и таким образом освобождает израильский народ от врага, знаменовало собою то, что Иисус Христос был «Спасителем и Искупителем всего народа. Ибо, избравши из всего народа израильского и всех язычников мужей сильных, то есть святых апостолов... Он противостоял вместе с ними князю века сего (см.: Ин. 12:31 )» 235 . О жертвеннике, воздвигнутом после победы, тот же святитель пишет, что он был образом «Христа, ибо Он соделался для нас Господом и прибежищем, победив князя века сего, поправ державу смерти и принесши Себя за нас, как бы чистую Жертву в благоухание, приятное Богу и Отцу (см.: Еф. 5: 2 )» 236 . Следующая, восемнадцатая, глава повествует о более поздних событиях, происходивших после дарования Синайского законодательства, которое Моисей изъяснял народу Израиля (см.: Исх. 18:16 ). Дарование закона на Синае (Исх. 19:1 – 34:55) У горы Синай израильтяне пробыли почти год. За это время Моисей девять раз восходил на Синай, дважды приносил скрижали завета, устроил скинию в первый день месяца Нисан, а в четырнадцатый, через год после выхода из Египта, – совершил Пасху. В первый день месяца Ияр Моисей провел исчисление народа, а в четырнадцатый – повторную пасху для тех, кто не мог участвовать в совершаемой в месяце Нисан. Двадцатого числа месяца Ияр (см.: Числ. 10:11 ) ветхозаветная община спасения, заключив завет с призвавшим ее Богом и получив все необходимые законы и установления, двинулась на северо-восток вдоль залива Акаба. Первое восхождение Моисея на Синай (Исх. 19:1 – 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010