262 (по преж. кат. 120). Слова от Лествицы с толкованием, в лист, полууставом, XVII в., на 235 листах. Подлинное название ркп. таково: л. 1. Книга словесъ прпбнаг ца ншег іанна лствичника, з степени тридести, и прочихъ бгодхновенныхъ цъ нравоченїй в поченїе инокмъ собранна. Это название книги уже даёт о ней понятие. Составитель её очень многое заимствовал из Лествицы пр. Иоанна Синайского, иногда из толкований на неё, также из разных патериков, что означал на полях. Он имел под рукою первоначальное издание Лествицы Иоанновной, с толкованием, вышедшее в Москве 1647 г., и неоднократно указывает на стихи, или отделения, на которые делится в нём вся книга, цитует даже листы сего издания (см. напр. л. 90. 92 и об. 93 об.), приводит указанные в нём параллельные места в других отеческих книгах. На двух приклеенных к корню ркп. бумажках написано малороссийским почерком: Филое архїере . Ниже: Сибрскі лствичникъ. Смысл сих надписаний объясняется в следующей собственноручной надписи св. Димитрия Ростовского , на об. 1. белого листа: пресщеннаго ахиереа сбрского филоеа. А р хиерею ростовском димитрїю прислана в лто ае: мата д : – Соответственно сей надписи, на первой переплётной доске, может быть, при поступлении рукописей Святителя Димитрия в патриаршую казну, помечено: лствичникъ флоеа ахїереа снбискаг. И ниже: росто в скаг ахїереа димитрїа . – Филофей, митрополит Сибирский, заступил место св. Димитрия на кафедре Тобольской, первоначально ему назначавшейся. Филофей был избран на сию кафедру, как инок не только благочестивый, но и учёный. Его подвиги в распространении веры Христианской в Сибири, заботы об учреждении училищ, его благочестие подвижническое, засвидетельствованное принятием на себя схимы, известны (см. его биографию во Временнике Москов. Истор. Общ. 20., составлен. священником Сулоцким). И так могло статься, что этот труд и составлен самим Святителем Сибирским: впрочем надпись св. Димитрия говорит только о присылке сей ркп. в дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А в конце этой книги прямо сказано: «вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов Израилевых на горе Синай (27:34; ср. 26:46). В книге же Исход, рассказывая о том, как евреи слили себе золотого тельца, автор говорит: «Аарон поставил пред ним (тельцом) жертвенник и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. На другой день они встали рано и принесли всесожжение, и привели жертвы мирные» (32:56). Спрашивается, каким образом евреи до возвращения Моисея с горы, могли приносить всесожжения и жертвы мирные, если постановления о жертвах даны только после этого возвращения, когда была устроена скиния. Очевидно, у евреев до Синайского законодательства были культовые постановления относительно некоторых жертв. Что евреи до Синая имели некоторые постановления относительно жертв, это видно из слов Господа, сказанных по случаю поклонения золотому тельцу. «Скоро уклонились они, – говорит Господь, – от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца, и поклонились ему, и принесли ему жертвы» ( Исх.3:8 ). Здесь, прежде всего, самое выражение: «уклонились от пути, который Я заповедал им», указывает на существование культа («пути») до законодательства. Так как евреи не получали откровений Божьих относительно культа во все время своего пребывания в Египте, и затем во время путешествия до горы Синай, то очевидно обряды жертв мирных и всесожжений были им известны задолго до Синайского законодательства. 337 Но кроме постановлений о некоторых жертвоприношениях, у евреев были задолго до Синайского законодательства и праздники. На существование у евреев праздников до Синайского законодательства указывает отчасти выражение Аарона: «завтра праздник Господу» ( Исх.32:5 ). Особенно же ясно на это указывает тот факт, что Моисей и Аарон требовали у фараона отпустить народ для того, чтобы он совершил служение Богу ( Исх. 7616, 8:1, 20, 28; 9:1, 13; 10:3 ), «потому что, – говорили они, – у нас праздник Господу» (10:9). Тем не менее, в кн. Левит (23:24:44) происхождение праздников относится ко времени Синайского законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

Частное сходство некоторых свойств в двух предметах не может еще служить доказательством полного тождества сих предметов. В самом деле израильская манна во многом отличается от нынешней синайской манны. Манна, которою питались Израильтяне, падала непрерывно и постоянно в продолжении сорока лет, во всякое время года, и притом каждый недельный день, кроме субботы. «Сыны Израилевы ели манну сорок лет, доколе не пришли в землю обетованную; манну ели они, доколе не пришли к пределам земли Ханаанской» ( Исх.16:35 ). «В той день преста манна, повнегда ядоша от пшеницы земли (обетованной), и ктому не бысть сыновом Израилевым манны, но ядоша от плодов земли Ханаанския» ( Нав.5:12 ). Напротив, нынешнюю синайскую манну, как сказано было выше, можно собирать не круглый год, а только два или два с половиною месяца в году. Израильтяне собирали манну ежедневно в таком огромном количестве, которое в значительной степени превышает весь годичный сбор нынешней синайской манны. Каждый из Израильтян мужеского и женского пола, по заповеди Господней, должен был в сутки набрать для себя манны не более и не менее, как один гомор, т. е. несколько более нашего русского полугарнца 71 . Вот повеление, которое дал Иегова: «собирайте манну каждый по стольку, сколько ему съесть, по гомору на человека; по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте. Так и сделали сыны Израилевы. В шестый же день собирали манны вдвое, по два гомора на каждого». ( Исх.16:16,17,22 .) В стане израильском, кроме жен, детей и пришельцев, считалось 600.000 мужей; следовательно, ими ежедневно собиралось 600.000 гоморов манны, или, что тоже, 333.333 наших русских гарнцев. Гомор манны весит, по крайней мере, один русский фунт. След. евреи собирали ежедневно 600.000 фунтов, или 15.000 пудов манны. А такой суточный сбор израильской манны в 500 раз превышает большой годовой, и в 30.000 раз большой суточный сбор нынешней синайской манны. Счет этот увеличится на значительную цифру, если к сбору манны для каждого главы семейства присоединить сбор манны для целого семейства израильского, т. е. жен, детей и пришельцев, из которых на каждое лицо также собиралось по гомору ежедневно, – и особенно если, согласно с некоторыми, признать в гоморе манны увеличенный вес 72 . Так. обр. суточный и годовой сбор израильской манны был несравненно более суточного сбора нынешней синайской манны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Глава тринадцатая. Образ девятый: Новый Завет Неоднократно заключал Бог завет Свой с людьми – через Адама и Еву, через Ноя, Авраама, Моисея, Давида. Завет или союз – это самое глубинное, что существует между Творцом и Его творением, между Ягве Богом и Его народом Израилем. Вершина и суть Ветхого Завета – это, конечно, завет, заключенный через Моисея с Израилем на горе Синай. Синайский завет и закон формировали всю жизнь древнего Израиля. Изменить что-либо в законе Моисея казалось столь же немыслимым, как попытка изменить законы физики и астрономии. Всё происходило по однажды и навсегда положенным законам, уставам и правилам. Это был закон Бога Всемогущего, это было пламя огня Ягве Ревнителя. За нарушение закона истреблялась душа та из народа, а попыток что-либо изменить просто и не было. Физику изучают, ею пользуются, ее нарушают, но кто бы вздумал ее менять?! Таков был и Моисей в Израиле. Не рождался безумец, который предложил бы отменять или вносить дополнения в Закон. Мессианские времена виделись как времена, когда закон Моисея будет выполняться в совершенстве, и Синайский завет будет реализован вполне. Мессия – это торжество Моисея! А по улицам Иерусалима ходил бедняк. Он говорил неприятности и со всеми ссорился. Он даже сам не рад был этому и однажды воскликнул: Горе мне, мать моя, что ты родила меня человеком, который спорит и ссорится со всею землею ( Иер. 15:10 )! В устах пророка Иеремии (кон. VII – нач. VI вв. до Р.Х.) перед крахом и катастрофой Иудеи зазвучала мысль, что будет Новый Завет. Мессианское будущее приобрело образ нового завета Бога с людьми, качественно иного, чем тот, что заключен был с Израилем на Синайской горе. Что более скандального можно было сказать в Иерусалиме?! Иеремия говорил не о грядущем царе и благоденствии Израиля, бедняк Ягве Бога говорил о том, что Синайский завет Бога с Израилем сменится Новым Заветом, с каменных скрижалей он будет переписан в сердца. 13.1. Пророчество Иеремии о Новом Завете Вот наступают дни, говорит Ягве, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый Завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Ягве. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Ягве: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Ягве», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Ягве, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более ( Иер. 31:31–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Моисей, по воле Божией, при той же горе Синайской возвел его в высокий сан иерея великого, или первосвященника, с правом передавать первосвященство старшему в его роде, четверых же сыновей его поставил священниками или жрецами ( Лeb. VIII ). Впрочем, вскоре после посвящения двое из сыновей Аарона, Надав и Авиуд, взяли свои кадильницы и принесли пред лице Господа огнь чуждый (т. е. взятый не с алтаря, как то повелено было Господом), за что и были умерщвлены огнем, посланным от Господа ( Лев. Х, 1–7 ). Книга Числ ( Чucл.III, 4 ) замечает, что это случилось, когда народ был еще в пустыне Синайской. Вслед за их смертью Моисей пошел к Аарону и передал ему волю Господню относительно священников в следующих словах: В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь ( Лев. Х, 3 ). Незадолго до отбытия евреев из пустыни Синайской Аарон, с сестрою своею Мариам, возымел слабость оспаривать у Моисея право пророчества, указывая на его брак с эфиоплянкою. Мариам за этот упрек, сделанный Моисею, была наказана семидневною проказою ( Чuc. XII ). Аарон же, по исповедании своего греха пред Господом, был прощен. Будучи постоянным сотрудником Моисея, Аарон подобно ему нередко подвергался упрекам и оскорблениям со стороны легко возмущавшихся евреев. Однажды дело дошло даже до оспаривания у него права первосвященства. Это возмущение произошло под руководством левита Корея, Дафана, Авирона и Авнана с 250 человек наиболее выдающихся израильтян из других колен. Все общество, все святы и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? ( Чuc. XVI, 3 ) – говорили они Моисею и Аарону. Последствием возмущения было то, что зачинщики мятежа поглощены землею, а 250 сообщников их сожжены огнем небесным. Но грозное наказание Божие не образумило возмутившихся. На другой день народ снова возроптал на Моисея и Аарона ( Чuc. XVI, 41 ): вы умертвили народ Господень, вопиял он, и тогда вышел гнев от Господа и началось поражение в народе: погибло 14700 человек. По приказанию Моисея Аарон взял кадильницу, положил в нее курение и огня с жертвенника, стал между мертвыми и живыми, и поражение прекратилось ( Чuc. XVI, 42–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Г) Пророк, получивши вышеизложенные откровения в сонном видении, пробудился в радостном восхищении и удостоился уже в бодрственном состоянии услышать от Господа подтверждение тех откровений и указание на основание и причину осуществления тех будущих благ для Израиля, какие он созерцал (ст.26). Вот в те будущие светлые дни общество сынов Израиля и Иуды будет многолюдно и богато скотом; ибо как бдительно Господь наблюдал над ними, чтобы разрушать и погублять, так бдительно будет Господь наблюдать, чтобы создать и насадить (ст.27 и 28 ср.1:10). Теперь Иудеи жалуются на то, что по силе Синайского завета ( Исх.34:7 ) за грехи отцов (см. напр. 4Цар.23:26 и 27) им, детям, приходится терпеть бедствия войны и плена, и говорят: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина». В те грядущие дни этого не будет, и пословица эта забудется; ибо каждый будет умирать за свое собственное беззаконие (ст.29 и 30). Господь заключит с домом Израиля и домом Иуды завет новый не по подобию завета Синайского, условия которого Евреи не могли выполнить и постоянно нарушали их, а Господь должен был отвергать их и за то наказывать; при новом завете с домом Израилевым этого не будет: законы Господни, по новому завету, будут вложены в мыслях верующих и написаны на сердцах их, а не на скрижалях каменных, и потому завет этот будет ненарушим, они всегда будут народом Божиим, а Бог будет их Господом; также не потребуется человеческого научения, чтобы познать Бога, как своего милостивого Господа, ибо все верующие, от малого до большого, сами познают Его, так как Он простит беззакония их и грехов их не вспомянет более, чтобы карать их (ст.31–34). Таким образом, по силе условий Синайского завета отвержение Израиля неизбежно за те преступления, которые Евреи совершили (ст.35 6 ); но по силе имеющего быть нового завета Израиль останется народом Божиим навсегда (ст.36 и 37). Посему в заключение Господь дает обетование, что на месте разрушенного Иерусалима созиждется «град Господу» и все места в нем, оскверненные нечистотою языческого служения, будут «святынею Господа», и этот город не разрушится во веки (ст.38–40).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

«Поприще» в точном значении равно римской миле (греч. μλιον), которая, согласно Гольцману, равняется 1000 шагов, или 8 стадий, или 1472 метра. Мф.5:42 .  Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Ср. Лк.6:30 , где та же мысль выражена несколько иначе: «всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад». Речь очевидно идет об имущественных отношениях и ни о чем другом. Поэтому рассуждения о том, что эта заповедь не должна исполняться буквально и что не во всех случаях просьбы могут быть удовлетворены, например, когда дитя просит нож, чтобы зарезаться, представляются излишними. Мф.5:43 .  Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. Первое предложение заповеди заимствовано из Лев.19:18 ; второго предложения: «ненавидь врага своего», нет в древнем еврейском законе, и Спаситель ссылается здесь или на позднейшие постановления Ездры, или же на постановления книжников, направленные к тому, чтобы развить в иудеях человеконенавистничество. Adversus omnes alios hostile odium – враждебная ненависть ко всем другим (Тацит, «История», V, 8) со стороны иудеев была хорошо известна тогдашним язычникам, которые и сами иудеев ненавидели. Мф.5:44 .  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Ср. Лк.6:27–28 .) В тексте весьма сильное колебание. Выражение: «благословляйте проклинающих вас», выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латинских переводах, у Тишендорфа, Весткота и Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста , Феодорита, Феофилакта и многих других. Выражение: «благотворите ненавидящим вас», выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и сирийской Пешитте. Наконец, «за обижающих вас» выпущено в Синайском, Ватиканском, у Тишендорфа, Весткота и Хорта, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних латинских переводах и Пешито.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Синайское законодательство От Чермного моря евреи все время шли по пустыне. Они остановились станом у горы Синая ( Синай и Хорив – две вершины одной и той же горы). Здесь Моисей взошел на гору, и Господь сказал ему: «Так скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего, то будете Моим народом». Когда Моисей сошел с горы, он передал народу волю Божию. Евреи отвечали: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны». Господь повелел Моисею приготовить народ к третьему дню для принятия Закона Божия. Евреи постом и молитвою готовились к этому дню. На третий день, который был пятидесятым от еврейской Пасхи, то есть от исхода евреев из Египта, густое облако покрыло вершину горы Синая. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался сильный трубный звук. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. И изрек (то есть, сказал) Господь Свой закон в десяти заповедях . По повелению Божию Моисей взошел на гору и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. Бог дал ему две скрижали , или каменные доски , на которых были написаны десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Повелел Он также устроить скинию , то есть переносный храм Божий. Сойдя с горы, Моисей все эти законы и все, что открыл ему Господь на горе Синае, записал в книги. Так появилось у нас Священное Писание , или Закон Божий . Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних. Вот эти заповеди: I. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 1 . Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня. Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним. II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Глава 3 1–3. Явление Бога Моисею при Хориве в терновом кусте. 4–10. Посольство Моисея в Египет для избавления евреев. 11–22. Отказ Моисея. Исх.3:1 .  Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. Употребленное в еврейском тексте для обозначения отношений Иофора к Моисею слово «хотен» значит не только «тесть», но «зять» ( Суд. 19:5 ) и даже «шурин», брат жены ( Суд. 1:16, 4:11 , Чис. 10:29 по русск. тексту). Сообразно с этим само по себе оно не представляет еще несомненного указания на то, что Иофор одно и то же лицо с Рагуилом, отцом Сепфоры, жены Моисея. Подобное значение оно приобретает при свете других библейских мест, дающих понять, что по отношению к Моисею Иофор является родственником. Так, Моисей, намереваясь отправиться в Египет, спрашивает у Иофора согласия на это ( Исх. 4:18 ), равным образом, получив известие о его приближении, вышел навстречу ему и поклонился ( Исх. 18:6–7 ). Почетная встреча Иофора соответствует положению его, как отца жены Моисея, и наоборот, является странной, если представлять его братом Сепфоры, шурином Моисея. Название Хорив усвояется и целому горному хребту ( Исх. 17:6 ), в котором лежал Синай, благодаря чему эти два названия оказываются тождественными (ср. Исх. 3:1 с Деян. 7:30 , Исх. 19:11 с Втор. 1:6, 19, 4:10, 15, 5:2, 18:16 ; Исх. 32:1 с Пс. 105:19 ), и отдельной горе, находившейся севернее Синая. Так как Хорив входит в состав гор Синайского полуострова, то очевидно, что под пустыней, углубление в которую («далеко в пустыню», «в конец пустыни», по самаританскому тексту) привело Моисея к этой горе, понимается пустыня Синайского полуострова (см. Деян. 7:30 ). Пастбища при Хориве в древности, как и теперь, изобиловали кормом и водопоями, достаточными для мелкого скота (евр. «цон»). Исх.3:2 .  И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Внешняя сторона видения – горящий, но не сгорающий терновый куст изображает бедственное положение евреев в Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава IX. Странствование по Пустыне Из пустыни Фаран Моисей повел израильтян на юг Синайского полуострова, и некоторое время народ жил у берегов залива Акаба. Затем они переселились в окрестности города Кадеша, где были благоприятные условия для скотоводства. В поисках питьевой воды и хороших пастбищ для скота израильтяне в течение тридцати восьми лет переходили с одного места на другое и, где находились такие благоприятные условия, там останавливались на долгое время. Вообще в библейской истории (повествовании) дается совсем немного сведений о странствовании евреев по пустыне. Это была нелегкая школа труда и всевозможных испытаний, из которых народ должен был выйти обновленным и возрожденным. Пустыня для евреев была школой не только физического, но и нравственного воспитания. Во время странствования по пустыне в еврейском стане действовали очень строгие законы, немилосердно каравшие всех тех, кто нарушал религиозные или гражданские установления. Так, например, был побит камнями один человек за то, что он в субботний день собирал дрова. Такая строгость способствовала тому, что израильтяне постепенно приучали себя быть ревностными исполнителями Синайского законодательства. Но несмотря на все эти строгости, возмущения в стане не прекращались. Возмущение Корея, Дафана и Авирона Прошло совсем немного времени после беспорядков в пустыне Фаран, как в еврейском стане опять поднялся ропот. На этот раз выступление было направлено в основном против священника Аарона и его сыновей – священников. Бунт возглавили Корей из колена Левиина, Дафан и Авирон – из колена Рувимова. К ним присоединились двести пятьдесят именитых людей, начальников еврейского народа. Бунтовщики вознегодовали на то, что священство предоставлено только племени Аарона, и требовали, чтобы из всех колен выбирались священники. Они собрались перед шатрами Моисея и Аарона и громко их укоряли: «Полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?» ( Чис. 16:3 ). Моисей вышел к собравшимся и, желая их успокоить, сказал Корею: «...Ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?.. Вот что сделайте: …возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом (перед Скинией. – Авт.); и кого изберет Господь, тот и будет свят» ( Чис. 16:11:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010