Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬВИАН ( V в.), прп. (пам. в субботу сырную). Похвальное слово этому святому написано прп. Нилом Анкирским . А. род. в Анкире (совр. Анкара); уже в юном возрасте, прославившись чистой и добродетельной жизнью, он против воли был возведен в иерея. Не считая себя достойным звания священника, А. удалился в мон-рь, расположенный на горе недалеко от Анкиры, под начало подвижника Леонтия, а затем в Св. землю. Все это время А. скрывал свой священнический сан и как простой инок находился в полном послушании у духовных наставников. Через нек-рое время он переселился в Нитрийскую пустыню, где стал вести строгую отшельническую жизнь. За все время пребывания в пустыне преподобный ни разу не сменил одежду, не носил обуви и довольствовался лишь хлебом и водой. Главным утешением и подкреплением для него было чтение Свящ. Писания и духовных книг. Св. Нил приводит дословно одно из поучений А., в к-ром тот называет земную жизнь ночным сновидением, к-рое пройдет с наступлением дня - подлинной вечной жизни. Ист.: BHG, N 2020; PG. 79. Col. 696-712 (рус. пер.: Нил Синайский. Творения. М., 2000. С. 235-241). М. В. Большаков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114044.html

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ты писал мне, спрашивая, почему монахи, когда в мантии, закидывают её на левое плечо, открывая левую сторону 104 , а миряне, когда носят плащи, оставляют открытым правую сторону? Выслушай же моё толкование. Господь сказал: У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ( Мф. 6:3 ), то есть добрые дела, которые ты делаешь, да будут сокрыты от гибельного тщеславия и человекоугодия (ибо делание добра с этой целью неполезно). И поэтому монахи скрывают свои подвиги от людей, а недостатки обычно выставляют при всех. Миряне же тщеславны, любят все делать напоказ, забывают о том, что возводит к Богу, но подобно змеям пресмыкаются около земного и временного. Они скрывают множество своих дурных дел и выставляют на вид, что упражняются в какой-нибудь одной добродетели, например в целомудрии, в подаянии милостыни, в посте, делая её явной для всех, величаясь ей, производя шум пузырями гордости. Они малому делу предают величие, получая от людей бесполезную награду – ничтожные похвалы и славу, но лишаясь воздаяний небесных. Как прекрасно сказано о них в Евангелии: они уже получают награду свою ( Мф. 6:2 ), получают её здесь превозносимые напрасными похвалами. 235. Легату 105 Зиновию Многие во время бури на море своими руками бросают в пучину груз, какие бы в нём ни были драгоценности, ставя имущество ниже временной жизни, лишь бы корабль, обременённый тяжестью груза, избавить от опасности. А ты, восхваляя стремящихся к жизни вечной, не хочешь уделить из своего богатства нуждающимся, но решился скорее погибнуть с грузом огромного имения, нежели спастись, выбросив хоть часть его. Почему же страх Божий не действует на тебя, хоть так как на других страх моря? 236. Пресвитеру Сильвану Если: Впрочем мы, по обетованию Его ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда ( 2Пет. 3:13 ), и нам спасённым из руки врагов дано будет безбоязненно и непрестанно служить Богу, уподобившись Ему в правде, несказанной радости и неизреченной славе, то как же ты учишь, что там снова будут и страх, и демонские искушения, и изменение, и падение, и грех, и всё прочее? 237. Магистриану Дамиану

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

«Люди всячески срастворяемые Духом уподобляются Христу» 719 . Метаморфоз и обновление души есть ключ к уподоблению, богочеловечеству, христопоэзу человека. Связь метаморфированной души с Христом и Духом, а через Них и с Отцом, настолько прочна, что переходит в благую бесконечность вечной жизни. Метаморфоз тела Об аскетическом метаморфозе тела говорит Ориген в книге «Contra Celsum» 720 . Подробно говорит об этом Теогност Монах в «Encomium in omnes sanctos». Тела святых имели тауматургическую силу, исцеляли телесные и душевные недуги, освобождали одержимых и демонизированных. Брошенные в реку тела мучеников не тонули в воде, а плыли по поверхности, так что верующие могли собирать тела и хоронить их. Брошенные в одну общую яму с телами других умерших, тела мучеников не подвергались разложению, в то время как другие тела разлагались. Если тела мучеников сжигались, то земля на месте костров долго светилась светом, видимым для всех присутствовавших 721 . Эти рассказы могут вызвать улыбку у рационалистов Востока и Запада, но факт метаморфоза тела получает подтверждение и из других источников. Метаморфированное тело не подчиняется законам физики и биологии. Факты левитации, например, у Серафима Саровского , Марии Египетской, хождение по воде, несгорание в огне, относятся к той же области, В процессе аскетического катарсиса стихийные элементы тела подвергаются глубокому изменению. Все, что негодно для совершенствования, сгорает и выбрасывается из организма в виде шлаков, а все живое и жизненное испытывает просветление и одухотворение. 708 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, наставления безмолвствующим, 3. Как держать ум, с. (По Позову с. 235). 714 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, главы о заповедях и догматах, Гл. 61, с. (По Позову с. 208). 717 Григорий Синайский, Добротолюбие, т. 5, главы о заповедях и догматах, Гл. 61, с. (По Позову с. 208). Читать далее Источник: Основы древнецерковной антропологии : [в 2 т.]/А. Позов. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008./Т. 2: Апокатастасис. - 2008. - 547, с.; ISBN 978-5-288-04508-0 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Никифор говорит: «Но, брате, восприми труд принудить ум свой не скоро выходить оттуда, ибо он вначале очень скучает от этого внутреннего заключения его и стеснения, но когда привыкнет, то уже не любит носиться по внешним предметам, ибо Царствие Божие внутреннее есть, и тогда все внешнее кажется оку уже не привлекательным и теряет всякую цену. Ему там внутри уже не невесело и не нерадостно» (Patr. M. 1.147, р. 965–966). Григорий Синайский дает дополнительные практические указания: «Сядь на скамейку высотою в одну ладонь, направь господствующий ум в сердце и держи его там, склонившись с утруждением на грудь, сильно согнув плечи и шею, упорно восклицая умственно и душевно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя... Удерживай и движение легкого, чтобы не дышать неподобающе» (P. M.t. 150, р. 1316). Григорий Синайский прибавляет некоторые замечания к устной и умной молитве: «Однакож тихо и без смятения надо взывать ко Господу, чтоб глас не расстроил внимания ума и не пресек молитвы, пока извыкнет к деланию сему и примет силу Духа, станет крепко молиться сам в себе. Тогда не будет нужды произносить молитву устно, да и невозможно, потому что достигший сего довольствуется вполне умным деланием молитвы и не имеет желания отставать от ней» (Добр., 5, стр. 235–236). Главным препятствием на пути концентрации ума в сердце является легкоподвижность или присноподвижность ума, его врожденная экстраверзия, его страсть ко всякого рода знанию. Поэтому катарзис вообще и катарзис ума является неотъемлемой частью религиозного делания. Отвлекающийся и отвлекаемый в аскезе ум встречает на своем пути нечистую вражескую демонскую силу, которая, по учению аскетической антропологии, пытается вмешаться в умное делание, чтобы дать концентрированному уму другое направление, соответственно его склонности: гедоническое, в виде чувственных, страстных образов, или гностическое в виде фантастического знания, «лжеименного гнозиса», по ап. Павлу. Демоны, по учению древнецерковной аскетики, владеют силой фантазии в полной мере и легко отпечатлевают ум нечистыми и фантастическими образами, а если не могут повлиять в бодрственном состоянии, то действуют ночью во сне, пытаясь загрязнить ум делателя нечистыми образами. Как только ум отвлекается от молитвенной концентрации, ему угрожает опасность стать жертвою демонской силы, и древнецерковная аскетика подчеркивает эту опасность со всей решительностью. В аскезе встает проблема защиты от влияний вражеской силы и борьбы с нею. Демономахия составляет неотъемлимую часть умной аскезы. Не нужно ни магических способностей, ни специальных гримуаров, ни заклинаний. Имя Иисуса в умной молитве является универсальной демономахическои силой. Иоанн Лествичник говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/l...

102 Любовь свою к астрономии он засвидетельствовал в поездке на Синай (Из записок синайск. богом., стр. 52) и корреспонденциями в иллюстрированные издания, а равно пожертвовавшем в Киевскую Духовную Академию своего лучшего достояния – телескопа в 1500 рублей 103 Без чаю, по словам о. Анто­нина, ничто не кажется законченным» (Из зап. Синайского богомольца, стр. 132; Заметки поклонника Св. Горы, стр. 235) 104 Со времен Крестовых походов не было еще такого явления в Св. Земле, каким про­славился минувший год, писал в 1869 году о. арх. Антонин. Тогда венценосцы Европы мечом доставали себе прямо и открыто Палестину. Теперь они уже разбирают ее со кусочкам втихомолку, хотя и кла­няясь Саладинам нашего времени (разумеются австрийский император и кронпринц прусский), и совсем неожиданно вдруг оказываются собственниками той или другой священной местности. А все же и тогда я теперь последняя цель – завладеть чем-нибудь в Св. Земле» (Из зап. Синайск. богом., стр. 18). «Нам, – признается в 1870 г. о. Антонин арх. Филарету, ректору Киев. Дух. Академии, – даже купить-то нельзя в Турции ни одного аршина земли. И нельзя не потому, чтобы не позволял кто этого, а потому, что мы сами того не хотим. Люди, которым все равно, есть ли на свете Св. Земля, или нет, покупают ее нарасхват, а мы дышащие, так сказать, ею, отрицаем от себя упорно право собственности в ней» (там же, стр. 13). 105 Вот принцип его: «Стоит только чего-нибудь усиленно захотеть, да еще прибавить к тому нечто.., и дело будет сделано» (там же, стр. 20) 115 Колокол в 308 п. пожертвован был А. В. Рязанцевым из Соликамска. В августе этот колокол, «с помощью христианской графини 0. Е. Путятиной», был перетащен с пристани в Яффе в загородный русский сад близ могилы св. Тавифы, а в феврале доставлен на Елеон. «В воскресение, 27 Января, – пи теть о. Антонин, – сделано было надлежащее воззвание к люду Божию о помощи. 105 человек (на 2 /3 женщины) спешно при­были утром во вторник в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему одушевлению, в течение 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен на наши постройки. 5 Фе­враля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город. Затем вся масса поклонников взялась тащить колокол на св. Елеон к месту его назначения». (Церк. Вестн. 1885, 14, стр. 239 – 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

232 Предметное единство религиозных верований и философских размышлений постоянно утверждалось всеми поборниками идеалистической метафизики, но так как психологическая связь религиозного сознания и философского мышления при этом не разъяснялась и не принималась в расчёт, то соотношение религии и философии определялось совершенно произвольно. Деизм заменяет религию философией, теизм подчиняет философию религии, пантеизм совершенно сливает их. Между тем, даже и при полном тождестве религиозных верований и философских размышлений, религия и философия всё-таки являются фактами совершенно различными: религия есть жизнь по вере в Бога, а философия есть мысль об истинной жизни по истинной вере в Бога. Поэтому философия, очевидно, выходит не из исповедания религиозной веры, а только из критики её, но зато уж она и приходит не к замене религии метафизической доктриной, а только к признанию или отрицанию данного содержания религиозной веры как истинного или ложного. 233 Минуций Феликс в своём Октавие, гл. 20, на основании суждений о Боге разных языческих мыслителей, считал возможным прийти к такому заключению: «Или теперь христиане – философы, или философы тогда уже были христианами». Знаменитый Ориген в своих Строматах, по сообщению блаж. Иеронима, Epistola 83, пошёл в этом направлении ещё дальше, christianorum et philosophorum inter se sententias comparans et omnia nostrae religionis dogmata de Platone, et Aristotele, Numenio Cornutoque confirmans. ф 234 По сообщению блаж. Иеронима, ’Εγχειριδιον пифагорейского философа Секста появился в латинском переводе с именем св. мученика Сикста, римского епископа. Известно также, что ’Εγχειριδιον стоического философа Эпиктета был настольной книгой у св. Нила Синайского и послужил источником и образцом для собственного ’Εγχειριδιονа св. Нила. 235 Такие суждения об языческой философии высказывали все те мыслители, которых именно философское искание истины привело к исповеданию Христа, как, например, св. Иустин мученик , Апология, гл. 10 и особенно 13, срав. Апол. I, гл. 46.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но тезис Кауфманна «объединяет» 12–26-ю главы и связывает эти законы с синайским Декалогом, положенным в 5-й главе, предполагая, таким образом, даже большую степень однородности во второй речи Моисея (5–26). Правильное поклонение (12) Вероятно, об этой главе было написано больше, чем о любой другой главе в правовом сборнике Второзакония. Причиной того является распространенное утверждение о том, что в этой главе наиболее ясно выражена классическая тема Второзакония – централизация поклонения. Действительно, фраза «место, какое изберет Господь» встречается шесть раз (12:5, 11, 14, 18, 21:26) (и еще три раза в 14-й главе, один раз в 15-й главе, шесть раз в 16-й главе, два раза в 17-й главе, один раз в 18-й, 26-й и 31-й главах – всего 21 раз). Эта известная фраза дополнена расширенной фразой «чтобы пребывать имени Его там» (12:5, 11, 21 и 14:24 и пять других случаев во Второзаконии). Много внимания уделялось как теме «культовой централизации», так и «богословию имени». Те, кто упорно держится преобладания темы централизации, думают, конечно же, что местом, где будет пребывать имя Бога, является Иерусалим. Было выдвинуто предположение, что Иосия использовал религиозную реформу, чтобы прикрыть настоящие мотивы поддержки реформы централизации, так как частью реформы является: «И туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши» (12:6). Говоря словами В. Клабурна: «Каким образом честолюбивый царь может прибрать к рукам наибольшую долю сельскохозяйственных излишков крестьянства? Путем реформирования фискальной системы, так что он сделает возможным приток в столицу большего количества налогов, размер которых уже определен» 235 . Таким образом, одним взмахом Клабурн изображает Иосию вымогателем и шарлатаном, дает характеристику, которая не основана на материале Книг Царств и Паралипоменон. Я привожу это в качестве иллюстрации развития воображения комментаторов в том случае, если темой Второзакония считается централизация. Даже фон Рад указывает, что здесь «имеется большое количество постановлений, которые не упоминают требование централизации и даже, по всей видимости, не содержат намека на это» 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

229 Бделлий (др.-евр. bedolach) упоминается уже в кн. Бытие (Быт 2.12) как произведение страны Хавилы; он представлял весьма ценную в древности, особенно у греков, смолу дерева, которая подробно у описана Плинием Старшим (Естественная история. XII, 19). Лучший бделлий добывался в Бактрии, Аравии и Индии. Кориандр (от др.-греч. koris — «клоп») — растение с маленькими круглыми, желтоватыми или сероватыми семенами, которые неоднократно служили предметом сравнения со знаменитой манной небесной. Сладковатые ароматичные семена употреблялись не только как приправа ко многим блюдам, но и в качестве целебного средства. Кориандр во множестве разводился в Египте и особенно в Палестине, где он обильно растет и по сей день в диком виде в долине Иордана. (Перев.) 230 Иосиф Флавий имеет здесь в виду, очевидно, иссарон (см. Лев 14.10; Лев 23.13,14,17), который вполне соответствует более известной др.-евр. мере емкости — омер, или кор. Последний, в свою очередь, равнялся десяти эфам. (Перев.) Эфа — 39,5 л. 231 Это последняя стоянка евреев перед Синаем, ее местонахождение пока не установлено. 232 Ср. выше, кн. II, 16, 5 и прим. В основу содержания этой главы положена кн. Исход (Исх 15.27; Исх 16.3—36; Исх 17.1—7). 233 О Говолите и Каменистой Аравии см. выше, кн. II, 1, 2 и прим. 234 Амалекитяне — семитское кочевое племя, обитавшее во II тысячелетии до н.э. на Синайском полуострове. Амалекитяне совершали набеги на Палестину с целью грабежа и угона населения в рабство. На рубеже XI-X вв. до н.э. подверглись разгрому Саулом и Давидом и были почти целиком истреблены. 235 Предание и арабские комментаторы Корана обставляют акт синайского законодательства массой фантастических сообщений. Сообщается, что во время провозглашения заповедей вся природа, горы, скалы и деревья задвигались и зашатались, откуда якобы и возник обычай евреев раскачиваться из стороны в сторону при чтении Торы. Упоминается и обратное: вся природа в священном ужасе замолкала, когда раздавалось: «Я Господь, Бог твой». По традиции Моисей вовсе не был уверен, что народ отнесется благосклонно к законодательству, имевшему целью нормировать его жизнь. (Перев.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта в связи с терактом в мечети на Синайском полуострове 24 ноября 2017 г. 18:20 24 ноября 2017 года во время пятничной молитвы была атакована суфийская мечеть в населенном пункте Бир аль-Абед на севере Синайского полуострова в Египте. Террористы, подъехавшие к мечети на автомобилях, подорвали взрывное устройство внутри здания, а затем расстреливали выбегавших на улицу людей на пороге мечети, а после появления на месте трагедии машин скорой помощи, начали стрелять по медикам. По данным на вечер пятницы погибшими числятся 235 человек, 130 человек пострадали, среди них много детей. Число жертв трагедии может возрасти, поскольку некоторые раненые находятся в критическом состоянии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил Президенту Арабской Республики Египет соболезнование. Его Превосходительству Абдулу-Фаттаху Саиду Хусейну Халилу Ас-Сиси, Президенту Арабской Республики Египет Досточтимый господин Президент! Примите соболезнования в связи с трагедией, произошедшей в мечети близ города Эль-Ариш и унесшей множество человеческих жизней. Уничтожение верующих людей во время молитвы свидетельствует, что никакой связи у экстремистов, именующих себя мусульманами, с верой во Всевышнего не существует. Этот факт разоблачает навязываемый террористами миф о защите ими ислама и борьбы за его чистоту. Они используют самые коварные и жестокие средства для того, чтобы запугать людей, заставить их выполнять свою порочную волю, уничтожить принципы добрососедства и терпимости, столь важные для созидания достойной и благополучной жизни в современном обществе. В таких обстоятельствах как никогда важны солидарность и сплоченность верующих традиционных религий, отстаивающих в современном мире идеалы добра и справедливости. Надеюсь, что организаторы злодеяния не уйдут от ответственности. В эти скорбные дни желаю раненым скорейшего исцеления, родным и близким убиенных мужественно преодолеть постигшее их горе, тем, кто трудится сегодня для преодоления последствий случившегося, укрепления сил, а всему народу Египта сплоченности и решительности в борьбе с экстремизмом. С искренним сочувствием +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5068979.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010