О двух силах души, – раздражения т.е. и вожделения, и о грехах, в них возникающих, будет сказано в подобающем месте, как того требует порядок букв; а грехи, происходящие от противоестественного движения силы ума, рассмотрим теперь: ибо от отцов они признаны тягчайшими и требующими большого и строжайшаго покаяния и из них особенно отречение от правой веры 7 , о чем мы и предприняли говорить. Итак, грех отречения от веры судится не только по различию способов (которыми доведен до него грешник), но и по различию времен: ибо некоторые отпали от веры, устрашась одной угрозы, или быв уловлены ласкательством, или быв подвергнуты и пыткам, и не могши снести их жестокостей; кроме того, одни добровольно пристрастились к злочестию, опасаясь лишения имущества, а другие, по отречении от веры, сделались (увы!) гонителями благочестивых; и из сих опять одни переменили истину на заблуждение в то время, когда благочестие было только в зародыше и еще не прочно утвердилось, а между тем свирепствовало гонение и мучители подвергали нестерпимым мучениям почитающих истину; а другие в то время, когда благочестие распространилось по всей подсолнечной и украшало царей не менее, чем и носимая ими диадима 8 . О клириках, отрекшихся от веры ради страха О клириках, отпадших от веры ради страха опасности, 62-е правило Святых Апостол говорит: «аще кто из клира, устрашась человека иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова, да будет» совершенно «отвержен от Церкви. Аще же отречется от имени служителя Церкви, да будет извержен от клира. Аще же покается», – должен принять место мирянина. 1-е и 2-е правило Анкирского собора пресвитерам и диаконам из-за страха мучений идоложертвовавшим, но потом возобновившим подвиг веры, т.е. раскаявшимся и пред мучителями исповедавшим (веру во) Христа, – повелевает пользоваться честью и седалищем, священническое же что-либо действовать не позволяет. А Святый Петр Александрийский в 10-м правиле говорит: оставившие собственный клир и предавшие себя опасностям из-за желания мученических венцов, но не вынесшие мук и идоложертвовавшие, хотя бы им снова пришлось возобновить подвиг и исповедать себя христианами пред мучителями, по справедливости да удостоятся одного только общения с мирянами. И неразумно поступающими показывают себя те, кои присвоивали бы себе право священнослужения, от которого добровольно испали: ибо однажды удалившемуся от клира и исповедание Христа не может, по причине испадения, снова даровать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Они не видят правды в этом мире, где они стали лишними, переживают за своих сыновей, которые обречены идти в непопулярную армию, чтобы страдать от дедовщины и умирать за чьи-то интересы в горячих точках; за дочерей, которых совращают и толкают на панель эмиссары шоу-бизнеса. Простые люди в большинстве своём считают, что страна идёт не туда. Вместе с тем некоторые из них каются и в том, что причиной всех указанных выше настроений являются они сами. А точнее, их безответственный образ жизни по принципу " моя хата с краю " и " плыви, куда все " , когда нет ни любви к ближнему, ни желания изменить ситуацию силой своего личного примера, ни собственного нравственного перерождения. Когда преобладают эгоизм, страх и отчуждённость от участия в устроении общественных дел. В личном плане для них характерно достаточно глубокое покаяние, искренние слёзы и способность к живой сердечной молитве. Богатые - чаще всего в церковь приходят наиболее порядочные представители этой среды - каются в обманах и аферах, к которым их подталкивают новые капиталистические принципы конкуренции и выживания. Как правило, они вынуждены выбирать не между хорошим и плохим, а между дурным и ещё более дурным. В свою очередь, большие деньги и возможности искушают их позволять себе то, что непозволительно простому смертному. Деньги и власть постепенно размывают в сознании богатых понятие греха, делают его доступным и естественным. Богатые каются также в противоестественных наклонностях, извращениях, в личной жестокости, в искушении разделаться со всеми своими противниками. Деньги иногда подводят их к мысли заказать киллера и через него решить все проблемы. Богатый из-за обладания властью чувствует, что он - соль земли и что он - совершенно особый человек, не такой, как все. На исповеди он нередко требует к себе значительных послаблений. Особенно сложно бывает с богатыми, но невоцерковленными людьми, которые становятся спонсорами прихода. Большинство православных приходов в России - материально более чем скромные, поэтому спонсорам там всегда рады. И они этим подчас пользуются, искушая батюшку закрыть глаза на их грехи. И священнику здесь достаточно трудно балансировать на грани: с одной стороны, нужны деньги на церковь, а с другой, совершенно не хочется идти у спонсора на поводу и потакать ему в каких-то грехах. Это действительно сложная проблема. Она решается только через принципиальность батюшки и его человеческую тактичность. Деньги деньгами, но о спасении души - как спонсора, так и своей собственной - надлежит думать с особым тщанием. Ибо " какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? " (Мф. 16, 26).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Ответ священника: «Стерилизация является грехом, лучше применить лекарственные средства». Есть такое выражение преподобного Антония Великого :  «Без рассуждения нет добродетели» . Давайте вместе с вами рассудим. Зачем мы стерилизуем животных: Предположим, что стерилизация – это грех. Тогда в чем конкретно? Что противоестественного? Природно, что в животных заложен инстинкт размножения. Но размножение в соответствующих условиях. Мы, полагая себя цивилизованными людьми, не считаем, что городская квартира подходит под те соответствующие условия. Значит, напрашивается вывод о расширении квартиры (и сюда же повышение расходов на содержание питомника) или… Конечно же, убить животное или выбросить его на улицу будет намного хуже. Ведь, выбрасывая животное на улицу, мы тем самым повышаем степень опасности для людей, которые по этим улицам ходят (укусы и в частности с летальным для человека исходом). Кроме того, беспризорные животные зачастую являются разносчиками всякого рода инфекций (например бешенства). Второй вопрос касается убийства животных. Опять-таки, разберем, в каких случаях человек убивает животное: Попробуем разобрать по пунктам. 1. Для обеспечения себя пропитанием. В Библии есть прямое указание израильскому народу, каких животных им можно употреблять в пищу, а каких нет ( Лев. 11:2–26 ). Соответственно убивать животных ради пропитания и, соответственно, само употребление в пищу животных грехом не является. 2.  Для жертвоприношения.  В Ветхом Завете очень много мест, указывающих на жертвоприношения Господу животных ( Быт. 4:3–5 , Лев. 8:21–36 ). Однако апостол Павел однозначно указывает, что Христос, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» ( Евр. 10:12–14 ). Это значит, что всякая необходимость в жертвоприношении животных отпадает. А кто приносит такую жертву – творит грех. 3.  В целях обеспечения собственной безопасности (самообороны).  В Книге Судей описывается случай с Самсоном:  «…И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая [идет] навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал…»  ( Суд. 14:5, 6 ).

http://azbyka.ru/kak-v-cerkvi-otnosyatsy...

Семья — малая церковь. Перед её вратами останавливается в уважении и сама большая Церковь. Что происходит в интимной сфере, касается только вас двоих. Если уж хотите предельного уточнения, то Церковью не одобряется анальный секс (это именуется женобесием, женонеистовством). Все остальные запреты — личные мнения тех или иных людей. Смотрите также  статьи “ О любви телесной ” Елена, соглашусь, что это противоестественная форма супружеского общения, но с чего Вы взяли, что это страшный грех? Эх, если бы люди грешили устами только таким образом, а не осуждали, не лгали, не сплетничали, не ругались, не злословили… (См. Иак.3:5–10 ). Елена, мне кажется, что в первую очередь вам стоит этот вопрос решить с мужем, так, чтобы Вы не шли против своей совести, но Ваш муж получал бы необходимое внимание с одной стороны, а с другой — чтобы он чувствовал свою ответственность за Ваше душевное состояние и был снисходителен. Тут нужно общаться, искать взаимопонимания, в семье без него тяжело и чаще всего семьи у нас страдают просто из-за того, что супруги не умеют общаться. Священник в Вашем вопросе нужен для того, чтобы развеять те духовные заблуждения, которые Вас ставят в тупиковые ситуации, заставляют идти против совести. НАПРИМЕР (отвлеченная ситуация), потокать супругу в его страстях, вместо того, чтобы с пониманием и заботой отказать, но сделать это так, чтобы он не остался обиженным и даже возрос над самим собой. Каждая ситуация индивидуальная и решается самими супругами, которые, ПРИ ПОДСКАЗКАХ ДУХОВНИКА, научаются видеть друг в друге Образ Божий и от страстных отношений САМИ переходят к любовным. Мир вашей семье ) Это грех, но Бог прощает искренне кающимся все грехи. Вам необходимо собраться с духом, покаяться и в дальнейшем найти возможность сохранять согласие в семье без таких вещей. Об отлучении от Церкви не может быть и речи. Просто покайтесь, желательно у известного Вам священника, не склонного к излишнему “ревнительству”, и не повторяйте в дальнейшем этого действительно гадкого греха. Мир Вашей душе и Вашей семье!

http://azbyka.ru/vopros/o-blizosti-s-muz...

Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки: а. Грехи против Господа Бога: – неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.; – суеверие – весьма распространённое явление среди верующих: вера в различные приметы, в том числе связанные с церковными таинствами и праздниками; – вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверующий); – творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира; – обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. – попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями. б. Грехи против ближнего и самого себя: – пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент); – осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», – говорит Господь), напрасное подозрение других людей в проступках. Осуждающий ближнего тем самым закрывает для себя возможность получить прощение от Бога, ибо Иисус Христос прямо сказал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:1–2 ); – блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. При исповедании подобных грехов не следует углубляться в подробности, называть такие грехи лучше по возможности кратко, не описывая сексуальных сцен. К блудному сожительству относится и распространённый сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Например, постоянная боль, которую я испытываю из-за болезни, не является оправданием моей раздражительности . Моя боль может расположить меня к злости, но ничто не может меня разозлить само по себе. Есть соблазн вести себя определенным образом вследствие определенных внешних условий, но за свои поступки отвечаю я сам. В этом-то и проблема. Большую часть времени мы не справляемся с бременем этой ответственности. Нам требуется козел отпущения, и, так или иначе мы часто находим его, во всяком случае, на некоторое время. Со временем, когда мы вновь и вновь поступаем несправедливо, нам требуются новые козлы отпущения, чтобы снова переложить ответственность за свои дела. Подобно другим неправедным наклонностям в душе человека, выбор козлов отпущения — это естественный инстинкт, который используется для достижения противоестественных целей. Правда заключается в том, что мы оказываемся не в состоянии нести тяжесть своих плохих поступков, но не понимая этого, мы разрушаем себя. Если не на кого переложить вину, она начинает отравлять нас. Мы нуждаемся в козлах отпущения, но это не могут быть другие люди (друзья, родные, коллеги) или обстоятельства — они помогают лишь на время, и это неизбежно разъединяет нас с самим собой и окружающим миром, приводит к отчуждению, изоляции и духовной смерти. Кто или что в таком случае может быть козлом отпущения? В соответствии с Православным толкованием Ветхого завета, указания Левита не являются всего лишь социальной, психологической или даже религиозной методикой обращения с грехом. Скорее они представляют собой прообраз самопожертвования Иисуса Христа. Сам Христос является искупительным агнцем, который « Телом Своим вознес грехи наши на крест » (1 Пет. 2:24) в пустыне « за городскими стенами » (Евр. 13:13). Как человек, Иисус может понять человеческую слабость и принять бремя, которое мы возлагаем на Него. Как Бог, Он прощает грехи, которые мы исповедуем Ему. С Христом мы не просто «вытряхиваем свой мусор на чужой двор», но отправляем его в небытие.

http://pravmir.ru/kozel-otpushheniya/

С христианством всё было по-другому. Апостол Петр напоминал собратьям: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни... но драгоценною Кровию Христа» (1 Пет. 1: 18-19). Христос выкупил людей из рабства суетной жизни. Не золотом и уж тем более не красивыми словами, не заманчивыми политическими программами, а Своей Кровью, ценой Своей жизни. Какой диктатор в какие века закрепощал народ ценой своей жизни, сознательно идя на верную смерть? Ни один, никогда такого не было. И не будет. Дорываясь до власти, некоторые диктаторы шли на серьезный риск, но на верную смерть - никогда. Все поработители слишком эгоистичны, самопожертвования от них не дождешься. Христос не был поработителем, и Его апостолы не были. Святые Петр и Павел отдали свои жизни за проповедь людям о Спасителе. Порабощение здесь ни при чем. Христианство - не религия рабов, не религия людей, начисто лишенных человеческого достоинства. Свободные... рабы Божии - это люди, освобожденные Богом. От чего? От настоящего рабства, которое, кстати сказать, часто и не замечается. От какого рабства? От горького рабства греху, от рабского служения страстям. Господь Иисус Христос освободил людей: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (греч.: ти дикеосини зисомен ): ранами Его вы исцелились» (1 Пет. 2: 24). Грехи противоестественны, они убивают человека. Спаситель избавляет народ от сковавших нас грехов. Ценой Его смертных страданий люди исцеляются от страстей, Его праведностью они живут. Человечеству открываются новые горизонты - свободной жизни с Богом. Верные свидетели этой подаренной свыше жизни - первоверховные апостолы Петр и Павел. Источник Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/12/posl...

Состояние еллинов-язычников было поистине ужасающим. Апостол Павел, изображая картину состояния языческого мира, пишет, что Бог был познаваем от создания мира через рассматривание творений (Рим. 1, 20). Другими словами, видя окружающую красоту и гармонию, язычники могли прославить Бога-Творца. Но вместо этого они осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся (Рим. 1, 21-23). Поклоняясь творению вместо Творца, языческий мир погряз в беззакониях: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим. 1, 26-27). Язычники исполнились всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия (Рим. 1, 29). Эти слова были написаны апостолом Павлом чуть менее двух тысяч лет назад. Но не наполнен ли современный мир теми же пороками, в которых апостол обличал древних язычников? Но надежда в том, что Бог не забыл развратившихся язычников и привел их к покаянию и праведности через Господа Иисуса Христа. Важно то, что в следующей главе апостол Павел, говоря об иудеях, о тех, на ком исполнились обетования, обличал их за те же грехи. Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же , - слышим мы голос апостола (Рим. 2, 1). Осуждая грехи других, нельзя достичь спасения. Мы спасаемся не потому, что кто-то другой должен погибнуть в своих грехах. Апостол пишет: Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину! (Рим. 2, 9-10) У Бога нет лицеприятия (Рим. 2, 11), поэтому для Господа не важно происхождение, социальное положение и многое другое из того, что порой так ценится в нашем мире. И апостол Павел объясняет, что за греховные дела осуждается равно каждый человек - и иудей, который судится законом, данным Самим Богом, и язычник, который судится согласно природе, то есть по закону, написанному в сердце и совести (см.: Рим. 2, 12-16).

http://zavet.ru/a/rss_nocomments_azy.htm...

— творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира; — обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями. б. Грехи против ближнего: — пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент); — осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь); — блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви; — аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его. — присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих; — ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-is...

2 . Да не будет одно в устах ваших, а другое в сердце, ибо «Бог поругаем не бывает» ( Гал.6:7 ), но равно видит и сокровенное, как явное. Не скрывайте никаких помыслов, смущающих вас, ни скорбей, ни желаний, ни зазрений ваших (касательно ближнего), но все их открывайте авве своему и принимайте с верою то, что от него услышите. Когда решаетесь жить со мной, смотрите, не пренебрегайте моими заповедями (иначе я не оставлю вас пребывать со мной). Если вы сохраните их, то я дам ответ за вас Богу, но если не исполните, то от вас потребуется ответ и за ваше нерадение, и за то, что я бесплодно трудился о вас. Кто соблюдает мои заповедания как тайно, так и явно, того соблюдет Господь Бог от всякого зла и защитит его от всякого искушения, и тайного и явного. Умоляю вас, братие, памятуйте непрестанно, для чего вы оставили мир, и заботьтесь о спасении вашем, чтобы отречение ваше (от мира) не было тщетным, и да не посрамитесь пред лицом Божиим и святых Его, которые ради Бога отреклись от мира и подвизались. Знайте, что добродетель заключается в том, чтобы от споров уклоняться, злострадание переносить равнодушно, обучаться смирению, во всяком случае отсекать волю свою, не надеяться на свою правду, но всегда иметь пред очами грехи свои. Поверьте мне, что покой, ослабление и тщеславие погубляют весь труд монашеский. Слово 2. Об уме по естеству 1 . Братие! я не хочу оставить вас в неведении о том, что Бог в начале сотворил небо и землю, все видимое и невидимое; потом сотворил человека по образу Своему и по подобию, и, поставив его царем над всею тварью, поместил его в раю с чувствами непорочными и сообразными с его естеством. Но после того как человек послушался обольстителя, все чувства его превратились в противоестественное состояние; (тогда) и сам изринут был от своей славы. Господь же наш, движимый великою любовью, явил милость Свою роду человеческому. «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ), то есть, сделалось совершенным человеком, подобным нам во всем, кроме греха; чтобы посредством святого тела Своего возвратить нас в первобытное естественное состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010