Далее путь лежал через мытарства блудных грехов, где истязались «всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания; грехи живущих в супружестве и не соблюдающих супружеской верности; противоестественные грехи мужчин и женщин, мужеложство и скотоложство, кровосмешения и иные тайные грехи, о которых стыдно и вспоминать…» Невзирая на долгую благочестивую жизнь Феодоры, она была жестоко истязана в блудных делах своей юности, так как, стыдясь, не вполне искренно каялась пред своим духовным отцом в содеянных раньше грехах. Ей было указано, когда, где и с кем она грешила в своей прежней жизни. Кроме того, Феодора была виновна и в нарушении супружеской верности. Ангелы положили там все до последнего добрые дела Феодоры, и едва избавив ее от лютой беды, продолжили путь. После блудных грехов испытывались грехи ереси — сомнения в вере и ее искажения, хула на святыню и другие, подобные этим. Наконец, последним было мытарство, «называемое мытарством жестокосердия. И если кто-нибудь, хотя и совершит многие подвиги, будет постоянно соблюдать посты и усердно молиться, а также сохранит неоскверненною чистоту свою, но при этом окажется немилостивым и затворит сердце свое для ближнего, тот низвергается оттуда в ад и заключается в бездне и таким образом сам остается лишенным милости». Во всем этом Феодора была неповинна и, после всех испытаний, она, наконец, вступила в Небесное Царство. Казалось бы, большинству из нас невозможно пройти через мытарства. И все же, мы ответим на них не за все совершенные нами грехи, а лишь за грехи нераскаянные. «Владыки мои, — спросила Феодора у ангелов, ведших ее, — все ли христиане проходят эти мытарства, и нельзя ли человеку пройти их без всякого истязания и страшных мучений?» Святые ангелы ответили ей: «Иного пути, возводящего к небу, нет. Все идут этим путем, но не все подвергаются таким истязаниям, каким подверглась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали перед духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них. Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедывает все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаживаются, и когда душа его идет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы сотворила совершенную исповедь и покаялась бы во всех грехах твоих, — не претерпела бы таких истязаний…» 2. Одни чувства без слов — это не покаяние

http://pravmir.ru/nemnonov-o-chem-nuzhno...

Далее путь лежал через мытарства блудных грехов, где истязались «всякое любодеяние, всякая блудная мысль и мечтание, а также страстные прикосновения и любострастные осязания; грехи живущих в супружестве и не соблюдающих супружеской верности; противоестественные грехи мужчин и женщин, мужеложство и скотоложство, кровосмешения и иные тайные грехи, о которых стыдно и вспоминать…» Несмотря на благочестие, в котором она провела много лет, Феодора была жестоко истязана в блудных делах своей юности, так как, стыдясь, не вполне искренно каялась пред своим духовным отцом в содеянных раньше грехах. Ей было указано, когда, где и с кем она грешила в своей прежней жизни. Кроме того, Феодора была виновна и в нарушении супружеской верности. Ангелы положили там все до последнего добрые дела Феодоры, и едва избавив ее от лютой беды, продолжили путь. После блудных грехов испытывались грехи ереси – сомнения в вере и ее искажения, хула на святыню и другие, подобные этим. Наконец, последним было мытарство, «называемое мытарством жестокосердия. И если кто-нибудь, хотя и совершит многие подвиги, будет постоянно соблюдать посты и усердно молиться, а также сохранит неоскверненною чистоту свою, но при этом окажется немилостивым и затворит сердце свое для ближнего, тот низвергается оттуда в ад и заключается в бездне и таким образом сам остается лишенным милости». Во всем этом Феодора была неповинна и, после всех испытаний, она, наконец, вступила в Небесное Царство. Казалось бы, обыкновенному человеку, не наделенному необычайной духовной и нравственной силой, вообще невозможно пройти через эти мытарства. И все же, с нас спросится не за все совершенные прежде грехи, а лишь за грехи нераскаянные. Это видно и из предложенного повествования. «Владыки мои, – спрашивала Феодора у ангелов, ведших ее, – все ли христиане проходят эти мытарства, и нельзя ли человеку пройти их без всякого истязания и страшных мучений?» Святые ангелы ответили ей: «Иного пути, возводящего к небу, нет. Все идут этим путем, но не все подвергаются таким истязаниям, каким подверглась ты, но только подобные тебе грешники, которые несовершенную исповедь грехов своих совершали перед духовным отцом, стыдясь беззаконных дел своих и утаивая многие из них. Если же кто искренно и по правде, не утаивая ничего, исповедовает все дела свои и с сердечным сокрушением кается во всех соделанных им прегрешениях, то грехи такого человека, по милосердию Божию, невидимо изглаживаются, и когда душа его идет по мытарствам, воздушные истязатели, разогнув свои книги, не находят в них никаких рукописаний ее грехов и не могут сделать ей никакого зла, так что душа та беспрепятственно и в веселии восходит к престолу благодати. И ты, если бы сотворила совершенную исповедь и покаялась бы во всех грехах твоих, – не претерпела бы таких истязаний…» Одни чувства без слов – это не покаяние

http://azbyka.ru/o-chem-nuzhno-pomnit-go...

«...Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба...» — а на этих словах мы вспоминаем тех людей, чьи грехи стучатся в небо и просят наказания. Есть в Писании три вещи, которые описываются как грехи, стучащиеся в небо и взывающие к небу об отомщении. Первый грех — это кровопролитие — когда проливается кровь человеческая. Вот когда пролил кровь брата Каин, то Господь сказал, что кровь Авеля вопиет от земли — вопль крови поднимается к небу. Второй раз такие же слова употреблены, когда Господь пошёл казнить Содом, и Авраам повстречал Господа, разговаривал с Ним и спрашивал: «Будет ли беда Содому, если там будут пятьдесят праведников, сорок, тридцать, пятнадцать?..» Тогда Господь говорил, что вопль Содомский и Гоморский поднимается к небу. Т.е. противоестественный блуд, жестокость, несправедливость, злая похоть и всякое нечестие, творимое с удовольствием — это вопль Содомский и Гоморский, он тоже поднимается к небу от земли. И третье — в Послании апостола Иакова перечисляются такие интересные вещи, что люди сделали свою работу, — жнецы сжали поля, собрали урожай, — а им не заплатили: работа сделана, а плата не уплачена. И вот вопль жнецов вошёл в уши Господа Саваофа: люди, сделавшие свою работу, не получившие своих денег, жалуются, робщут, вопят, и вопли их поднимаются к небу. И вот три вопля, поднимающихся к небу: вопль об убийстве невинного человека, вопль о Содомской злой несправедливости, насилии и блудных извращениях, и вопль об удержании законной платы у наёмника, у рабочего — обман простого человека. Если собрать всё это вместе, то вот мы и читаем в 18-й главе, что грехи дошли до неба, и Бог, наконец, воспомянул неправды её — этой Вавилонской блудницы. Очевидно, и первое, и второе, и третье было в ней: и разврат, и кровопролитие, и удержание платы. Нужно сказать, слова сии сказавши, на себя обернувшись, что наше общество не свободно ни от чего из названного: кровопролитие есть у нас, извращенцы и блудники есть у нас, есть у нас и удержание законных денег у рабочего человека. Вопрос только в пропорциях. Так или иначе, мы поражены этими вещами как неким вирусом, и нужно бороться с этим, потому что, иначе, Господь будет наказывать: вопль Содомский и Гоморский взойдёт, и Господь начнёт карать.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Любовь к врагам – это главное, что отличает христианина от всех остальных людей. Некоторые хотят зло истребить злом, но от этого оно только возрастает. Уничтожить, победить зло можно только добром. Так, двенадцать Апостолов, которых как овец послал Господь в огромную стаю волков, то есть в языческий мир, победили его только любовью. Господь, посылая их на проповедь, сказал: тогда узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою. Если же между собою нет любви, то мы не дети Христовы, а дети диавола, ибо тогда в нас «с хвостом и головой» живет бес, который постоянно принуждает нас ко злу. Мы должны очистить душу от всякой злобы, наполнить ее любовью, и тогда она, как благоухающий сосуд, предстанет в обители рая, где Господь исполнит ее небесной радостью и благодатью. Святые отцы говорят: «О рай, о рай, я могу тебя произнести устами, но не могу умом постигнуть, что Господь приготовил для любящих его». Если одна капля райской сладости упадет в соленое море, то все его усладит, если одна капля сладости упадет из рая в ад, то там прекращается огонь, прекращаются страдания, и ад становится раем. Даже один райский цветок имеет такую цену, что весь земной шар не может сравниться с ним. А если бы люди услышали Ангельское пение, все растаяли бы от любви. Такую радость приготовил Господь любящим Бога. О целомудрии Нужно знать, что после смерти каждого человека душа его проходит мытарства, где показываются все дела, добрые и злые, совершаемые им при жизни. Всего мытарств двадцать, а самые страшные, самые трудные из них 16-е, 17-е, 18-е. 16-е мытарство – блуда, где испытываются те, кто жил вне церковного брака. 17-е мытарство – прелюбодеяние, где испытываются те, кто был венчан и нарушил обет супружеской верности. 18-е мытарство – содомские грехи, то есть все виды извращений с супругами, кто сам с собой допускал вольности, а также противоестественные отношения лиц одного пола. Начальник этих мытарств – диавол Асмодей. У него на службе находятся огромные полчища блудных псов, которые соблазняют людей на смертные блудные грехи. Бесы похваляются, что через эти мытарства проходят только единицы, потому что виновных много, а кается редко кто. Диавол наводит на людей ложный стыд. Но, как говорят святые отцы, постыдные грехи сгораются стыдом. Если у нас есть подобные грехи и мы не исповедали их духовному отцу – они остались на нашей совести и помешают нам войти в Царство Небесное, ибо туда не войдет ничто нечистое.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Если окаменело сердце твое, плачь пред Господом, чтоб источил Он на тебя озарение ведения, и не насмехайся над теми, которые с горячностью сердца вопиют на небо (23,102). СРЕДА. Мф. Зач. 42. (11,20–26) О ГНЕВЕ И НАКАЗАНИЯХ БОЖИИХ И О СТРАХЕ БОЖИЕМ Усиление грехов даже Божественное и бесстрастное естество как бы принуждает из естественной благости переходить в противоестественный гнев, Божию естеству не благоугодный, для нас же при всем этом полезный (47,217). Поэтому наказание за грехи, какое налагает Бог для нашего исправления, не гневом и негодованием должно называть, а паче вразумлением. Если же некоторые и почитают сие гневом, то и сим самым возвещают Божие человеколюбие, полагая, что Бог снисходит до состояния страстного ради людей, для которых соделался Он и человеком (47,198). Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты, Господи, нашей пользы желаешь Ты, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое (25,331). Божество бесстрастно – и наказывает ли, поражает ли – делает это не с гневом (как люди), но по промышлению и по великому человеколюбию; надлежит потому иметь крепкое дерзновение и уповать на силу покаяния (32,5). Если некоторые избежали наказания в сей жизни (за свои грехи), то на зло своей же голове, потому что, отшедши из сей жизни, понесут там тягчайшее наказание (49,231). Каждому тяжесть наказания соразмеряется с намерением его и пристрастием ко греху (53,41). Не будем впадать в малодушие от Божьего наказания, но, как говорит Псалмопевец, будем «до конца исправлять себя» благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа (60,30). Горе не боящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи и в сей и в будущей жизни будут наказаны (31,195). Страх же Божий есть хранитель души и защитник ума против врагов его (31,93). Кто имеет в себе страх Божий, тот в чистоте плодотворит добродетели и отсекает ветви зла (31,15). Источник всех добродетелей – страх Божий (31,115). Потому что тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели (31,180).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

- Господь дает возможность злу раскрыться до конца. Прежде последней жатвы должны созреть плевелы, не только пшеница. Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит, что это - суды Божии, попускаемые нечестивым за их идолопоклонство. Не только временные суды со всеми казнями и бедствиями, но - духовные: предание их самым грубым и противоестественным похотям. Трижды повторяет Апостол: " Господь предал их " . Духовное наказание - самое худшее из всех. Бог оставляет таких людей, лишает их Своей благодати. Люди предаются своим собственным похотям. Кто бесчестит Бога, тот сам будет предан бесчестию. " Свобода, свобода! " - кричат они. Не существует большего рабства, чем предание человека его собственным похотям. Очевидно, в древности этот разврат был часто соединен с поклонением богомерзким идолам. Злосмрадное служение приносилось злосмрадным богам. Все, как теперь, - ну, а идолы сегодня известно какие: деньги, власть, наслаждение, слава. Снова мы можем видеть, как велико может быть падение человека, от какой бездны греховной спасает его Христос. Если бы не Христос, человек, немногим чем умаленный от ангелов, опустился бы ниже бесов. И опускается, отвергая Христа. Не случайно, показав причину этого противоестественного срама, Апостол дает черный список всех грехов, украшающих грех гомосексуализма. " Они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы " . Обратим внимание также на слова Апостола, сказанные о тех, кто не только не препятствует, но благодушно взирает на устроителей этого гей-парада: " Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют " . Одобрять подобный грех других - значит любить грех ради самого греха. Это вступление в союз с царством диавола. Их собственные грехи отягощаются, потому что они одобряют грехи других.

http://moral.ru/ASharg_gei.htm

И вот те, кто пережил это обращение к Богу через проповедь и назидание в вере, кто приготовился к Крещению и крестился,  собственно, и есть те люди, которые в полноте могут о себе сказать, что я был раньше в царстве тьмы, а теперь я в Царстве Света. Т.е. я был раньше сын погибели, а теперь я сын спасения. Я был мёртв по пригрешениям своим, а теперь я омылся, осветился, очистился и ожил со Христом. Эти слова обращены к тем, кто пережил благодатный опыт слышания слова о Господе — раз; приготовления к Крещению и самого Крещения — два; вхождения в христианскую общину. Апостол Павел обращается к практическому опыту христиан, переживших свой переход от тьмы к свету, от мёртвости к жизни, от погибающих в число спасающихся. Это не такие, скажем, какие-то придуманные слова, а это слова, отражающие реальность. Т.е. человек, который во взрослом возрасте услыхал о Христе, оставил свои грехи, — блуд, противоестественный блуд, воровство, обжорство, пьянство, сребролюбие, желание власти, что-то ещё, — обратился к Богу всей душой, крестился, омыл свои грехи, вышел из купели и ощутил себя новым человеком, вот такой человек потом может читать Послание Апостола Павла. Павел говорит ему: «Да, вы были мёртвые раньше по пригрешениям вашим, а теперь омылись, очистились, осветились, и теперь Господь посадил вас с Собою, т.е. вы наследники вечной жизни». И они это чувствовали в себе. Залог вечной жизни должен ощущаться человеком. Нас ждёт вечная жизнь, вечное Христово Царство, а до этого нам даются некие залоги. Ну что ли кредиты, если угодно. Т.е. наперёд Бог нам нечто даёт, говорит: «На тебе вот это. Это тебе кусочек от того, что будет потом. Сейчас у тебя кусочек, а там потом будет целая гора. На, попробуй». Вот благодатный опыт спасения, перехода от смерти в жизнь должен быть у каждого христианина и, соответственно, к этим людям и обращаются апостольские послания. Нам дано Царство. Залог Царства уже нами вкушён. Мы должны уже по вкусу, по нюху, по сердечной памяти ощущать, как же это хорошо — быть с Богом.

http://radonezh.ru/text/kakuyu-polzu-pri...

И. и. с. клириков соотносится с препятствиями к посвящению. Общее правило таково: все, что служит препятствием со стороны кандидата для рукоположения в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю. Грехи, к-рые, если они совершены мирянином, влекут за собой отлучение от причащения и составляют препятствие к посвящению, в случае совершения их клириками караются И. и. с. Т. о., по св. канонам И. и. с. налагается за те преступления, за к-рые миряне подвергаются отлучению от Св. Таин. Кроме того, священнослужитель извергается из сана не только за убийство, хотя бы и невольное или совершенное в состоянии самозащиты (по Ап. 66: «Аще кто из клира в сваре кого ударит, и единым ударением убиет: да будет извержен за предерзость свою»), но и за избиение, даже и лица виновного. Клирикам возбраняется поднимать руку на человека: 27-е Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал (1Петр 2. 23)». И. и. с. подлежат также священнослужители, нарушившие 7-ю заповедь Божию: виновные в блуде, прелюбодеянии, противоестественных грехах (Ап. 25; Васил. 3, 32, 51, 70). Причем подобные грехи, будь то блуд, убийство, хотя бы и невольное, а также воровство, влекут за собой, согласно канонам, И. и. с., даже если они совершены однократно. Поскольку клирики должны быть высоконравственными людьми, они извергаются из сана в случае неисправимого пьянства, увлечения азартными играми: «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Ап. 42), «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен» (Ап. 43), но в данном случае речь идет не об однократно совершенном грехопадении, а о греховной страсти, от к-рой не хочет или не может избавиться виновный клирик.

http://pravenc.ru/text/293844.html

Копие, которым прободается сердце христианина, – это любовь ко Христу. У кого есть эта любовь, тот всегда видит пред собою Сладчайшего Господа; кто имеет эту любовь, у того всегда в сердце звучит: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Такому человеку уже некогда думать о мире, о мирском, его мысль всегда занята образом Спасителя его, ему некогда судить других, разбирать их поступки – он только себя судит, чтобы не обидеть возлюбленного Господа. Святой Игнатий Богоносец имел такую любовь, он так восклицал: «О, любовь моя...» ...Молю Бога, чтобы никто из вас не воссел на колесницу мира, чтобы ни одно колесо не коснулось вас, чтобы всегда вы были пригвождены ко Кресту, носили раны Спасителя. Господи, Иисусе Христе, молим Тя, сподоби нас сраспинаться и спогребаться Тебе, чтобы и воскреснуть для вечной жизни с Тобою. ...Душа наша может умирать и делаться пищей червей. Черви, терзающие душу нашу, – это страсти и грехи наши, бесконечно много этих червей на душе нашей, потому что много, много у нас грехов: и словом, и делом, и мыслию – всем мы согрешаем. Как псалмопевец говорит: «Беззакония моя превзыдоша главу мою» ( Пс. 37:5 ), – вот какое множество у нас грехов! Но главных грехов святые отцы считают восемь, остальные же грехи только языки этих восьми змей, только ядовитые зубы их. Первая змея – чревообъядение . Это прежде всего всякого рода излишества в пище и питье, объядение, пьянство, лакомство. У этой змеи много языков и зубов, часто очень тонких и малозаметных. Всякого рода забота о плоти, самоуслаждение – вот языки этой ядовитой змеи. Но самый главный из них – самолюбие, когда человек думает и заботится слишком много о себе, о своем покое. Вторая змея – любодеяние . О зубах ее и говорить, по словам апостола, «срамно есть», но по долгу архипастыря я назову и покажу вам эти страшные зубы: один из них – блуд, нарушение целомудрия; второй – прелюбодеяние. Этот зуб разрывает хитон супружества, когда муж нарушает верность жене или обратно – тогда, знайте, что это действие зуба второй змеи. Но у нее еще есть зубы – пороки противоестественные, о них мы и говорить не будем, потому что срамно есть. Отвратительны все эти змеиные зубы. К тем, которые отдаются в их власть, апостол обращается со словами: «Разве вы не знаете, что вы есть Христовы и тело ваше храм Божий есть?» (ср. 1Кор. 6:19 ). Кто отдает себя во власть второй змеи, тот разрушает и оскверняет этот храм. У второй змеи есть и более тонкие зубы, о них сказал Христос: «Всякий, кто взглянет на женщину с вожделением, уже прелюбодействует вместе с ней» ( Мф. 5:28 ). Вот как строго относится к чистоте Христос, и труднее нет борьбы, как с этими злыми детенышами страшной змеи. В этой борьбе нужно просить помощи у Пречистой Девы Марии, честнейшей херувим и славнейшей серафим, чистейшей светлостей солнечных.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Кто не творит заповедей Христовых, пусть не думает, что не отрицает тем Христа Нет. В каждом преступлении заповеди Христовой он отрицается от Христа… (57,266). Те, которые не хранят заповедей Божиих, сами своею волею лишают себя благодати, так как дело сие и было, и есть, и будет возможно… во всех тех, кои затворят заповеди Господни (58,59). Где со тщанием исполняются заповеди Божий, там бывает и явление Спасителя нашего Иисуса Христа. После сего явления Спасителя приходит и совершенная любовь. Ибо если не будет явления Христа в нас, то мы не можем ни веровать в Него, ни любить Его как должно (58,112). СРЕДА. Мк. Зач. 29. (7,14–24) О ГРЕХЕ Грехи легкие уподобляются какой-то скверне, а грехи глубоко укоренившиеся, по причине расположения согрешающих ко злу, подобны (нечистой) крови (2,153). Соделание греха отчуждает от Господа и сродняет с диаволом (3,333). Человек сотворен по образу и по подобию Божию, а грех, увлекая душу в страстные пожелания, исказил красоту образа (5,56)… Грех умолчанный есть гнойный вред в душе (5,163). Грех есть тяжесть, влекущая душу на дно адово (5,253). Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому как и болезнь, и уродство не от начала в нашей жизни, но составляют противоестественное явление, так и деятельность, направленную ко злу, должно признавать как бы каким искажением врожденного нам добра… (21,467)… Человек, попав под власть темной ночи – диавола и пребывая в ночи и во тьме, страшно дующим ветром греха приводится в колебание, у него в смятении вся природа: душа, помыслы его и ум, в сотрясении все телесные члены (30,16). Грех, вошедши в душу, стал ее членом, он прилепился даже и к телесному человеку, и в сердце струится множество нечистых помыслов (30,127). Вошедший в нас грех производит всякую злую похоть. Тяжким давлением почитай греховные узы и невозвратное погружение в волнах греха до самой смерти (23,101). поскольку грех гнусен, то скрывается; поскольку он яд, то таится; а если бы он не был так мерзок, то не искал бы скрытности, и если бы не был так ядовит, не желал бы остаться в тайне (25,100).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010