Ссылаемся также на вопросные статьи в русских уставах исповеди, в которых первенствующее положение занимают вопросы о чистоте брачных отношений 493 . Из сказанного видно, что нарушение чистоты брачной жизни и грехи против седьмой заповеди были нередки в древней Руси. Чаще всего наши иерархи обличали сожительство без благословения церкви и требовали, чтобы венчались люди, имеющие уже детей, т.е. давно сожительствующие. В этих случаях можно видеть непонимание народом христианства, разбросанность населения, далеко не всегда имеющего возможность обращаться со своими нуждами к духовенству и проч. Но вряд ли был здесь разврат.   §50. Низкий уровень нравственности в 16 в. в русском обществе и среди новообращенных инородцев Необходимо отметить, что большинство обличений подобного рода направлено к обитателям окраин: в Пермь, Вотскую пятину, в Сибирь. В Сибири бывали случаи даже браков в самых близких степенях родства; жители же Вотской пятины скорее были язычники, чем христиане, так как поклонялись деревьям и камням, почитали более арбуев, чем священников. В Перми молились болвану Воипелю. Но здесь речь идет не о русском населении, а о финском. В своем послании в Пермь (1501 г.) митр. Симон прямо говорит о новообращенных. Чудские, ижорские, карельские и другие уезды и погосты Вотской пятины были заселены язычниками, или же такими финскими племенами, которых только по имени считали христианами. Архиепископ Новгородский в 1534–5 г. посылал туда иеромонаха Илью, который объехал многие погосты и уезды и всюду истреблял языческие обычаи, восстановил правоверие, а некрещеных крестил. Насколько успешно было дело Ильи, видно из того, что чрез 12–13 лет по поручению арх. Феодосия в ту же пятину для искоренения язычества посылали священника Никифора. Результаты деятельности последнего неизвестны 494 . То же самое следует сказать о Сибири. После покорения ее Ермаком, туда в 1582 г. было послано десять священников. В 1585 г. там уже были «русские города с православными церквами» 495 . И тем не менее в сибирских городах многие жили не христианским обычаем: вступали в связь с татарами, женились на родственницах; мужья отдавали своих жен в заклад и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Черты лиц их уличают их,и грехи свои они как содомляне выставляют, не прикрывают: горе душе их! ибо сами себе воздают злом за зло. " (Исаия,3,ст.9) " Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. " (Рим.1,ст.18) " Потому предал их Бог постыдным страстям:женщины их заменили естественное употребление противоестественным. " (Рим.1,ст.26) " Подобно и мужчины,оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчинв на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение. " (Рим.1,ст.27) " Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют " (Рим.1,ст 32)... Антон 23 апреля 2012, 09:17 " Ведь, по данным опросов, граждане проявляют в этом отношении полное единодушие – более восьмидесяти процентов выступают против проведения гей-парадов? " Скажите мне, где эти опросы? кто проводил? ссылку дайте! Любой может придумать хоть 146% недовольных. Мы живем в светском государстве, а священники могли бы взять хоть раз в руки научную литературу и понять, что геями и лесбиянками рождаются, а не становятся, а если рождаются, то так хотел Бог! И не надо " сплачивать " народ, играя на их низменных инстинктах, вызывая ненависть к другим людям, непохожим на них! Полина 3 апреля 2012, 00:40 " К счастью, пока власти нашей страны ориентируются на мнение ее граждан " - у автора статьи искромётный юмор! глеб 29 марта 2012, 02:32 Запись видеоролика произошла не во время Богослужения. Этот случай дает повод подумать о простой вещи - для чего остается открытым Храм когда в нем не происходит Богослужение или не совершаются Таинства и нет священника. Есть ли смысл держать открытым Храм для праздно слоняющейся публики, которая, в лучшем случае, поставит свечку. Господь охраняет СВОИ Святыни не милицией, охранниками или казаками. Много приводится гипотетических сравнений с мечетями и синагогами, не бывал. Но странно, что ни разу никто не отметил, что такого не могло и не может произойти у Старообрядцев. У Старообрядцев не возможно представить телевизионную трансляцию из Алтаря, и, особенно, во время Литургии Верных (возглас " Двери! Двери! " у нас еще пока не отменили, а трансляции ведутся). Может быть самим надо бережно относиться к Своим святыням, а не ставить охрану или просить милицию их оберегать. Ведь во время трансляции из Алтаря Храма Христа Спасителя не поставишь по милиционеру к каждому телевизору, чтобы тот следил за благоговением смотрящей публики.

http://pravoslavie.ru/52202.html

Поэтому, чтобы помочь человеку исправиться, его надо поместить в какую-то духовную среду, где подобные грехи воспринимаются как нечто совершенно невозможное, недопустимое, противоестественное, и где исключаются любые вредные контакты, в том числе и виртуальные. Грешник подобен наркоману, чтобы избавиться от наркотической зависимости, ему надо пережить ломку. Это, конечно, тяжело. В трудной борьбе трудно побеждать. Чтобы выйти победителем необходимо искреннее стремление победить грех, терпение, постоянство, мужество, а также вера, что для Господа нет ничего невозможного. А если Господь с нами, то кто против нас? Протоиерей Андрей Лоргус , психолог: Обреченности нет! Первое, что надо сказать – в подавляющей части распространяемой литературы по данному вопросу содержится ложь о том, что гомосексуализм – это врождённая предрасположенность, что это, так сказать, «природа». В основе этой лжи лежит решение, которое привело к исключению в 1973 году гомосексуализма как личностной патологии из DSM (классификация психических расстройств Американской психиатрической ассоциации). Это решение подкреплялось недостоверными исследованиями, например, сенсационными заявлениями нейрофизиолога и гей-активиста Саймона Ле Вея в 1991 г. Заявления эти не были в тот момент проверены компетентными исследованиями, но до сих пор продолжают фигурировать как общепризнанные, хотя и не подтверждаются дополнительными многочисленными исследованиями. На самом деле всё далеко не так, выбор сексуального партнёра, гомосексуального или гетеросексуального – это результат психо-социального научения, истории детства и подросткового возраста. Во-вторых, надо понять, что это никакое не заболевание, а личностное искажение. Это не является делом врачей, ведь по сути здесь нет никакой психиатрической составляющей. Ни нарколог, ни невропатолог, ни психиатр здесь помочь ничем не могут, так как нет никаких клинических симптомов. Это – личностное нарушение, которое может иметь последствия. Важно иметь в виду, что гомосексуализм может выражаться разными способами. Так, есть люди с гомосексуальными наклонностями, и их проблемы не мешают их гендерной самоидентификации, то есть признанию себя мужчиной мужчинами и женщиной — женщинами. Существуют и люди с гомосексуальными наклонностями, которые не практикуют их, то есть не переводят своё влечение в область поступков и не практикуют сексуальные отношения с лицами своего пола.

http://pravmir.ru/mozhno-li-vylechit-otv...

Святитель Григорий Нисский говорит о грехе так: «Грех не есть существенное свойство нашей природы, но уклонение от нее. Подобно тому, как и болезнь и уродство не присущи нашей природе, но противоестественны, так и деятельность, направленную к злу, нужно признать искажением врожденного нам добра». Ему вторит преподобный Ефрем Сирин: «Грех совершает насилие над природой». Притча о блудном сыне. Современная греческая икона. «Покаяние рождается от любви к Богу: это предстояние перед Кем-то, а не размышление о чём-то. Это обращение к Личности, а не безличная оценка случившегося. Сын в притче о блудном сыне не просто рассказывает о своих грехах – он кается. Здесь любовь к отцу, а не просто ненависть к себе и своим делам. В церковном языке покаяние – это антоним отчаяния. К Богу нельзя идти с чувством «вот я покаюсь и всё будет хорошо». Покаяние связано с ожиданием исцеляющей помощи извне, от любящей благодати Божией.» диакон Андрей Кураев. Как часто нужно исповедоваться? Вопрос этот не имеет однозначного ответа. Частоту исповеди должен определять сам христианин, посоветовавшись со своим духовником. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в одной из передач так ответил на вопрос телезрителей: «По мере необходимости, это очень индивидуально. Если есть навык, то каждый раз, когда сердце болит о каком-то грехе. Кому-то это необходимо несколько раз в месяц, кому-то — раз в неделю, кому-то чаще, кому-то реже. Надо исповедоваться так часто, чтобы голос совести всегда громко звучал в человеческом сердце. Если он начинает затихать, значит, что-то не так». Если же исповеданный грех продолжает мучить, и боль от него не утихает, не стоит этим смущаться, сказал владыка. «Грех наносит рану человеческой душе. Для заживления любой раны требуется время, она не может просто взять и затянуться. Мы люди, у нас есть совесть, у нас есть душа и после нанесенной ей раны она, конечно же, болит. Иногда всю жизнь. Есть такие ситуации, такие грехи, рана от которых остается в человеческом сердце очень надолго, даже если человек раскаялся и получил прощение от Бога».

http://zavet.ru/a/rss_1350299429.html

Коей же стране законы свои и отчина, а не приходит друга к друзьям, но своего обычая кояждо закон держит: мы же и закон истинен от Бога приимше, разных стран беззаконий осквернихомся, обычая зла от них приимше; темже от тех стран томимы есмы и расточаемы; виной нашей похоти обычая, еже к ним, казнит нас Бог . И разум взяхом от Бога, да советуем все доброе; мы же в нем советуем зло. Не есть кто винен злу, находящему на ны, но един грех и безумие наше. Како [и тварь] 3149 супротив стоит, стужающи нам, яве вопиющи нам и знамение носящи гнева Божьего? Понеже мы, взимающе от нее на потребу живота, не в потребу, ни в похвалу Богу сотворихом, ни еже па воспоминание будущих благ, но 3150 в хвалу и в послужение греху обратихомся. 3151 Того ради и сущая тварь, на живот нам, на утетение сотворенная, супротив нам стоит, стужающи: стоит 3152 супротивная супротивным; ибо спущаяй дождь и даяй пищу, той испущает и огнь: и чтома бо ны есть на все 3153 ; кождо бо своего греха узами связается. Сего ради противу находу иноплеменник крепость их 3154 – акы прах паздорный. 3155 И Езекииль рече: «с кровью ясте и очию не удержасте, сотвористе искушения зла, и кождо жену друга своего осквернависте 3156 и землю хотите причастить: тако ли, рече 3157 , творяще, надеетеся отчину удержать 3158 ,а житие имуще скверно и прелюбодейно, жены скверняще и девица тляще и волочаще?». К сему суть некие и ино зло творяще тай, еже срам писать и глаголать. Лжи 3159 и лесть имущи в устах, и пьянством трясущеся, и хотите врагом съодолеть? Блазнитесь грехи 3160 и беззакония: вышнюю свободу погубивше, а дольняя не обрящешь. Михея рече: «о, лете мне, душе! яко погибе богобоязнивый от земли, и исправляющего в человеках несть, и кождо другу своему зазрит, и на зло руки их уготовляют: судии емлют, князь грабит и изьядает, сильный сокрушает немощного, заступающего несть, а сокрушает весь 3161 и погубляет, и ктоже другу глаголет мирное, а в сердцах злое помышляет. О люту, люте! отмщения твои ныне приидоша, будут плачи их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЗИЦИЯ Учитывая традиционное православное понимание Священного Писания Ветхого и Нового Завета, выраженное в церковном богослужении, таинствах, канонических установлениях и учении святых, совершенно очевидно, что Православная Церковь полностью солидаризируется с теми христианами, будь они гомосексуалы или гетеросексуалы, которые считают гомосексуальную ориентацию расстройством и болезнью и которые, следовательно, относятся к гомосексуальным действиям, как к греховным и разрушительным. Православное христианство веками свидетельствует, что библейские тексты, приведённые ниже, не дают возможности никакой иной их интерпретации, кроме совершенно очевидной. Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость; да будут преданы смерти, кровь их на них ( Лев. 20:13 ). Потому предал их Бог постыдным страстям; женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение ( Рим 1.26–27 ). Или вы не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор 6.9–12 ). НЕВОЛЬНЫЕ ГРЕХИ По учению Православной Церкви не все грехи являются вольными и сознательными и не во всех греховных действиях человек сознательно виноват – во всяком случае поначалу. Иначе говоря, грех не всегда есть нечто, за что грешник несёт полную и сознательную ответственность. Есть грехи неведения и страсти, грехи, которые «действуют в членах наших», как говорит св. апостол Павел, вопреки нашему разуму и нашей сознательной воле (см. Рим, гл. 6–8). Существуют грехи, поминаемые христианами, молящимися o прощении и милости, которые определяются в церковных молитвах не только как вольные, но и как невольные, совершаемые не только в ведении, но и в неведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/gom...

Впрочем мы знаем хорошо, что болезни и смерть человека и явились следствием грехопадения наших прародителей в раю, и все мы унаследовали поврежденную грехом природу, склонную к греху, а потому грешим, болеем и умираем. Грех,  как всегда учила и учит нас св. Церковь , и как показывает это и сама человеческая жизнь,  это есть величайшее зло,  несчастие рода человеческого, ужасный корень всех зол и самого великого зла – смерти временной и еще более страшной – смерти вечной. Грехи непременно влекут за собой и болезни. В некоторых случаях это даже совершенно очевидно. Какие, например, страшные болезни вызывает распутство, пьянство и курение табаку: человек делается иногда как бы живым трупом, заживо разлагается. Да и всякая греховная страсть, сколь бы ни казалось она ничтожной, делает душу больной, а так как жизнь тела зависит от души, то от больной души заболевает и тело. Святитель Феофан Затворник пишет, что он знал врача, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Св. Христовых Таин; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал. И лечение после этого всегда бывало успешным. И ни одну из страстей нельзя считать маловажной. Некоторые, например, очень легко смотрят на страсть курения и даже не считают ее грехом. Но, по существу, курение греховнее и хуже пьянства и разврата, ибо пьянство и разврат есть всего лишь злоупотребление тем, что по природе естественно, а курение – страсть совершенно противоестественная, искусственно привитая. И сколько зла причиняют одержимые этой страстью другим людям, заставляя дышать их отравленным воздухом! И себя убивают и другим сокращают жизнь! Но хотя, как общее правило, болезни являются наказанием Божиим за грехи, нельзя думать и говорить, что у каждого отдельного человека, без исключения постигшая его болезнь есть возмездие ему за какие-то личные грехи. В этом убеждает нас история Иова Многострадальнаго, который был великим праведником, а подвергся, по попущению Божию, такому страшному искушению от диавола, поразившего все тело его проказою. И множество других случаев знаем мы в истории христианства, когда люди праведной жизни много и тяжко болели, иногда в течение всей или почти всей своей жизни. Господь испытывал их терпение и смирение, желая страданиями очистить их, как золото в горниле и увенчать потом венцом мученическим.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Пространно и подробно говорит об этом Ориген (ок. 185–254): «Есть и седьмой род отпущения грехов, через покаяние, способ трудный и тяжелый, когда грешник омывает ложе свое слезами, и слезы являются для него хлебом день и ночь, и когда он не стыдится открыть свой грех священнику Божию и просит у него врачевства...» Еще определеннее говорит Ориген в другом месте: «Тот, кто получил дуновение от Иисуса, как апостолы, такой человек отпускает такие грехи, которые отпустил бы Сам Бог, и удерживает неисцелимые грехи». По словам святого Киприана, епископа Карфагенского (конец II или начало III вв. – 258), в случаях, когда угрожает смерть, можно исповедоваться у пресвитера, не дожидаясь епископа. Совершенно исчерпывают вопрос три правила Карфагенского Собора (419): Правило 6-е: «...Примиряти с Церковью кающихся открыто на литургии да не будет позволено пресвитерам». Правило 7-е: «Аще кто, находясь в опасности жизни, будет просить о примирении себя со святым алтарем в отсутствии епископа, то пресвитер по приличию должен вопросити епископа и тако, по его разрешению, примирити находящегося в опасности». Правило 52-е: «Кающимся время покаяния по различию грехов да назначается судом епископа, пресвитер же без воли епископа не разрешает кающегося, разве во время належания нужды в отсутствие епископа. На всякого же кающегося, аще преступление его было явное и гласное, смущающее всю Церковь , да возлагаема будет рука в притворе храма». Итак, власть вязать и решить с апостольских времен принадлежала церковной иерархии. Как же примирить эти два взгляда? И тот, и другой основываются на фактических данных истории. Очевидно, существовало два рода покаяния: Покаяние как таинство (исповедь духовнику, имеющему иерархическую степень) и покаяние как акт самоисправления – раскаяние непосредственно перед Господом Богом. Именно так решает вопрос профессор Московской Духовной Академии священник H. А. Заозерский (1851–1919): «С глубокой древности в Церкви различаемы были два рода исповеди: 1) исповедь бесформенная домашняя как акт самоисправления, самодисциплинирования, как нравственно-психологическая потребность «извергнуть, по словам Оригена , грех как противоестественное, пришедшее в духовный организм»; это исповедь совершаемая каждым непосредственно перед Богом, без участия иерархического лица; 2) исповедь, совершаемая в форме церковного акта как благодатное средство, заглаживающее грехи, примиряющее с Богом, совершаемое необходимо при участии иерархического лица, именно епископа или пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О хульных же 3129 глаголех что реку 3130 , не вемы: что о Бозе ротятся и кленутся, и крест целуют ротою, до церкви, и до алтаря, и до страшных таин, Божество поставляют на погубление свое. Да убо удивися небо о сем, они же не чувствуют, богоотметники и преступники, и тем запрещаем соединения нашего судом, святительства и царства глаголом, словесам Господним, и не кляться отнюдь никакоже: ни небом, ни землей, ни иной коей клятвой, и до главы своей и влас, разве: «ей, ей! ни, ни!». Аще бо на человека хуление не может оставлено быть без мести, то колма паче Божество хуливый 3131 , егоже и месть себе своими усты поставив: «Мне месть Аз отдам, глаголет Господь». 3132 Того ради и всем проповедаем, елико нас христианского рода, а 3133 быша удалялись от таковых лютых прегрешений. Люта бо согрешения: рота, клевета, клятва, лесть, лжепослушество, убийство, искоренители и отцам досадители, учителям ругатели и проказивы, на церковь мятежники, к тайнам приступают, недостойные суще, учению спасенному противны и пакостники, сосуды дьяволи, воздержанию ругатели, и грабители, лихоимцы, лютые, немилосердые, и прочие горькие душевные грехи, соблазнители: где может сам сатана сице дерзнуть? Плотские же грехи: плотская нечистота, скверность, блуд; телесные же нечистоты: прелюбодеяние, содомское блужение, в племени браци, скотоблужение, сродное блужение, пьяницы, скверники 3134 , скаредия 3135 , и многие тляще и нуждой оскверняющи. 3136 Но таковых ведуще в себе, не исправляют, не обличают 3137 чистители-иереи, приставники, стражи, делатели винограда Божьего, область приимше искоренять и насаждать: не лечит, и не исправляет, не печется, и ни восстает, по Бозе ревнуя за истину; иерейство держит кождо точию временную потребу, не усердует о духовных, чтобы получить мзду вечного живота, но паче вретиться о погибающих мечтах, и чрева ради все творит и глаголет, не солит, ни приводить к спасению, но паче глядит и лащет, абы 3138 како не отпасти временной чести. Того ради все вкупе подлежат сомесно последнему потреблению, яко огнь поядает все покончание: «потребил бо еси, рече, и изрыется жалание грех».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Aeg. II 4. 22), был сурово наказан (Быт 19. 4-11; ср.: Иуд 7; по названию города Содома Г. в церковной традиции именуется также содомским грехом). Безусловный запрет на гомосексуальные отношения представлен в ветхозаветном законодательстве: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев 18. 22); «если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти...» (Лев 20. 13). Характеризуя греховное состояние отвратившихся от истинного Бога язычников, ап. Павел указывает на их извращения в половой сфере: «...предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим 1. 26-27). Апостол утверждает, что «ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (греч. μαλακο), ни мужеложники (ρσενοκοται)... Царства Божия не наследуют» (1 Кор 6. 9-10). В числе «беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» ап. Павел упоминает мужеложников (1 Тим 1. 8-11). В творениях св. отцов и учителей Церкви Г. и сопряженные с ним грехи (напр., деторастление) рассматриваются как одни из самых постыдных и тяжелых (Didache. 2. 2; Theoph. Antioch. Ad Autol. I 14; Clem. Alex. Strom. III 18; Macar. Aeg. II 4. 22; Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 1. 26-27; idem. Exp. ad 1 Cor. 6. 9-10; Феофан Затворник, свт. Толкование на 1 Кор//Творения: Толкования Посланий ап. Павла. М., 1998. С. 224-227). Комментируя слова ап. Павла о половых извращениях язычников, свт. Иоанн Златоуст говорит: «...все страсти бесчестны, но особенно бесчестна безумная любовь к мужчинам, потому что душа страдает и унижается в этих грехах более, чем тело в болезнях. …У язычников не только учение было сатанинское, но и жизнь диавольская» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 4. 1). Бог заповедал мужу и жене посредством общения быть одной плотью (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/166121.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010