Когда в покаянии Нифонт пришел к церкви, то явился ему «Светлый Муж», Спаситель, и сказал, обнявши блаженного: «Хорошо ты сделал, что пришел сюда, скорбящее чадо Мое! Много Я печалился и тужил о тебе. Как горело Мое сердце ожиданием, когда ты обратишься ко Мне: вечером ли, утром ли (то есть рано или поздно). Теперь Я радуюсь; теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем!» Это (говорит житие) рассказал впоследствии Нифонт своему ученику. И притом сильно плакал. Святой Нифонт видел, как совершался суд на мытарствах. Одну душу задержали бесы за то, что она оскверняла себя грехами не только естественными, но и противоестественными, кроме того, осуждала ближнего — и умерла без покаяния. Ангелы спросили о ней у Ангела Хранителя. «Правда, — отвечал он, — много грешила эта душа; но когда заболела, начала плакать и исповедовать грехи свои Богу. И если простил ее Бог, то Он знает почему: Он имеет власть. Слава Его праведному суду!» Душу пропустили. Видел он другую душу — корыстолюбивую, злопамятную и произведшую разбой. И ее хотели задержать; но Ангелы сказали, что она исповедала грехи свои, плакала и подавала милостыню: за это простил и ее Бог. «Если уж эта душа достойна милости Божией, то возьмите и соберите грешников со всего мира! Чего же мы будем трудиться?» сказали бесы. Ангелы ответили бесам чрезвычайно важными словами: «Все грешники, исповедующие грехи свои со смирением и слезами, получат прощение по милости Божией. А кто умирает без покаяния, тех судит Бог!» А после святой Нифонт увидел душу, влекомую в ад за самоубийство; клирика, прогневлявшего Бога блудом, чародейством и разбоем и умершего, без покаяния. Скажем и мы: «Господи, как знаешь, спаси! Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати даждь нам.» Аминь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-ozhidanii-rozhdestva...

С уважением, Здравствуйте! Вы не пишите самого главного: в чём конкретно заключаются “объективные обстоятельства и причины”, препятствующие заключению Вами брака. Без знания этого как то отрегиаровать наш Ваш вопрос и размышления не представляется возможным. Анастасия, от всей души Вам желаю брака с Вашим молодым человеком, чтобы Вам узаконить с ним отношения и создать полноценную семью в венчанном браке. Вам попался один священник помягче, а другой — более твёрдый.  Но оба они Вам желали добра. И не зря желали, т. к. находясь в блуде Вы находитесь в опасном состоянии. Вот что пишет про блуд св. Василий Великий : “Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше есть разлучати аще возможно”. (26 правило св. Василия Великого). Поэтому, Вы не в браке и не в предбрачном состоянии. Это иллюзия. А находитесь в смертном грехе. Вот от этого Вас хотели избавить священники. Вот что пишет святой Игнатий Брянчанинов о смертных грехах и о смерти в таком состоянии: “Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертью душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принесши в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад на вечное мучение. Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием. Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, приняв от него эпитимию, и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе! Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению”.

http://azbyka.ru/vopros/mogut-li-obstoja...

В Сырную Субботу, желая воодушевить нас на предстоящий пост, св. Церковь вспоминает и прославляет «Всех Святых, в постничестве просиявших», мужей и жен, именованных и неименованных. И, наконец, в последний воскресный день, перед самым наступлением Великого Поста, – Неделю Сыропустную – св. Церковь вспоминает самое печальное событие в истории человечества – грехопадение наших прародителей Адама и Евы и изгнание их из рая. Этим она желает нам внушить, что мы, люди, – падшее создание  Божие, что нынешнее наше греховное состояние и все связанные с ним скорби и бедствия нашей земной жизни, болезни и самая смерть, суть явления не природные нам, а противоестественные,  явившиеся следствием грехопадения – непослушания Богу и невоздержания.  Через это мы и лишились того райского блаженства, для которого первоначально были созданы любящим нас Отцем-Богом. И так как пали мы, в лице наших прародителей, чрез грех непослушания и невоздержания, нарушив заповедь Божию о невкушении плода от древа познания добра и зла, то чрез добровольно-принимаемый на себя подвиг послушания и воздержания, или что то же – подвиг поста, мы можем вновь возстать и возвратить себе потерянное райское блаженство, если только будем искренно оплакивать наши грехи, каяться в них и просить у Бога прощения. Но это еще не все! Для того, чтобы получить у Бога прощение наших грехов, мы должны, по заповеди Самого Господа Иисуса Христа   ( Матф. 6, 14–15 ),  и сами простить грехи наших ближних против нас.Иначе, как это ясно видно из притчи Господа о немилосердном должнике (см. Матф. 18, 21–35 ), мы, не проявив милосердия к нашим ближним,  и сами не заслужим милосердия Божия,  по изречению Писания:  «суд без милости – не сотворшему милости»   ( Иак. 2, 13 ). Это – акт самой естественной справедливости: хочешь быть прощен – прости и сам! Вот почему в нашей св. Церкви установился трогательный обычай в последний воскресный день, перед самым наступлением Великого Поста, после вечернего Богослужения,  непременно  испрашивать друг у друга прощение,  без чего совершенно теряет всякий смысл и цену предстоящий покаянный постный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Вот что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): « Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принеся в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение... Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрёт в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идёт во ад. Ей нет никакой надежды к спасению… Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: " Есть грех к смерти и есть грех не к смерти " (1 Ин. 5:16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом… Покаяние в смертном грехе тогда признаётся действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой… Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием... Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения с телом от смертного греха… Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душою нераскаянною. Милосердый Господь всякого, лишь признавшего греховность свою, приемлет в объятия Своего милосердия, в недро спасения. Это, разумеется, не о грехах смертных, покаяние в которых принимается Богом только тогда, когда человек оставит смертный грех.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/18/o_...

О том, что т яжесть смертных грехов так велика, что даже один нераскаянный и непрекращенный грех неизбежно влечёт для человека посмертную вечную муку. Причащение с нераскаянным и непрекращенным смертным грехом неизбежно обернется человеку в осуждение и смерть вечную. Покаяние в смертном грехе только тогда признается истинным, когда смертный грех будет полностью прекращен. Нельзя допускать к причастию человека сразу после исповеди смертного греха. Требуется обязательная епитимья. Вот что пишет о смертных грехах святитель Игнатий (Брянчанинов): «Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрёт в смертном грехе, не принеся в нём должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение... Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошёл на воровство и грабёж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрёт в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идёт во ад. Ей нет никакой надежды к спасению… Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: " Есть грех к смерти и есть грех не к смерти " (1 Ин. 5:16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом… Покаяние в смертном грехе тогда признаётся действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой… Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабёж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида. Только один из этих грехов – самоубийство – не подлежит врачеванию покаянием... Никакие добрые дела не могут искупить из ада душу, не очистившуюся до разлучения с телом от смертного греха… Не приносит никакой пользы сребро, раздаваемое рукою нечистою и душою нераскаянною.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/28/o_...

Осуждение ближнего – наихудшая из страстей. Она не только обрекает виновного на страшные мучения, как похитителя божественного достоинства, самозванно объявившего себя Богом, но и лишает его божественного покрова и помощи, когда он впадает в уже осужденный им грех . А кого осуждают, тот избавляется от тяжести греха, если не сердится на осудившего. Осуждающий взваливает бремя его греха на себя. Лучше всего это показал пример фарисея и мытаря (См. Лк.19:9–14 ). Г. Из аввы Исаии Человек, занятый великим множеством покаянных трудов, если увидит другого человека и осудит его, пусть даже тот все время грешит и даже не думает об исправлении, делает все свои покаянные труды напрасными. Ведь он отверг часть тела Христова, осудив человека, и не оставил суд Господу, а присвоил самому себе. О собственных грехах он даже не подумал. В настоящей жизни мы все, как в лечебнице: у одного болит глаз, у другого – рука, у третьего может быть свищ или иная болезнь. Некоторые уже выздоровели. Но если тот, кто выздоровел, съест вредной для себя пищи, он опять заболеет и вернется в прежнее состояние. Так и кающийся, если осудит, кого ни будь или унизит, перечеркнет все свое покаяние. Когда люди лежат в лечебнице, каждый болеет своей болезнью. Если кто-то закричит от боли, то никто не станет спрашивать его, почему он кричит. Каждому хватает своих болезней. Ты страдаешь от тяжких грехов: зачем же ты смотришь на грехи другого? Все, кто еще не вышли из лечебницы, общаются только с врачом и не едят то, что может отсрочить выздоровление. А среди нас разве найдется кто-нибудь совершенно здоровый? Всякий согрешивший после Святого Крещения пусть не проявляет небрежности, потому что он еще пребывает в разряде кающихся. Даже если он совершает великие чудеса и исцеления, если воскрешает мертвых и наделен всяческим ведением, то он должен быть внимателен, смотреть, какие грехи совершил, потому что он еще кающийся. Что значит согрешить? Телом впасть в блуд, естественный или противоестественный, страстно посмотреть на телесную красоту, украсть что-нибудь или самому оказаться похищенным какой-либо греховной страстью, вплоть до того, что съесть что-нибудь тайком, чтобы тебя никто не увидел, или же когда кто-нибудь надевает плащ, поинтересоваться, что это за плащ. Кто так поступает, тот уничижает Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Долговременный и величественный путь ко спасению человечества, постепенно созидаемый любящим Творцом, начался с избрания Авраама, утвердился в законе Моисеевом, увенчался явлением Христа. Закон Моисея положил начало исцелению человеческой души. Он не спас ее от греха, но показал его и показал человеческую немощь, неспособность самостоятельно противостоять власти смерти. Апостол Павел поэтому назвал закон " детоводителем ко Христу " . Ветхозаветное богослужение все было построено на дарах и жертвоприношениях, и это было знамением необходимости всестороннего жертвенного предания человеком своей заблудившейся души во всех ее хотениях единой правде Божьей. Ветхозаветного устав богослужения требовал разнообразных жертв. Были приношения мирные, жертвы всесожжения за грех, повинности, посвящения, выкупа, очищения, начатков и проч. " Да все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения " (Евр.9:22), - пишет апостол. Но зададимся вопросом, кому приносились эти жертвы на самом деле? Неужели эти жертвы были нужны Богу? Но Бог не нуждается ни в чем, и жертвы ничего не могли прибавить к Его благости. Знаменуя очищение и освящение, эти жертвы в конечном итоге имели принципиально нравственно-назидательное значение для самих приносящих. Необходимость жертвы за грехи показывает, что грех связан со страданием, с пролитием крови и смертью. Хотя погибает животное, но у человека остается впечатление, что причиной пролития крови стало его нечестие. Рождается чувство отвращения ко греху, познается его недопустимость, болезненность, противоестественность. Жертвы являются и откровением любви Божией к грешнику, ибо по справедливости должен быть наказан он сам - и, сообразно величию небесной славы Владыки - смертью! Но вместо него " наказывается " жертва, а виновный прощается, остается жив. Приношение начатков от стяжаний требовало все первое и лучшее приносить в жертву Богу. Это требование многому научило человека. Он усваивал истину, что настоящим виновником его благополучия является Бог, и надо быть благодарным Творцу за все явные и скрытые благодеяния Его. Жертва начатков приучала необходимости и естественности внутренней посвященности всех дел и забот боголюбивой души своему небесному Отцу.

http://ruskline.ru/analitika/2008/06/12/...

Кроме того, в гностицизме все же присутствуют и христианские мотивы – а именно мысль о том, что Высшее Божество однажды само вошло в мировую историю ради того, чтобы спасти, пробудить людей, открыть им правду о них самих и помочь им вырваться из космоса 091 . И потому не столько сам человек многократным усилием перевоплощений должен усвоить главный урок, сколько Христос поможет ему в этом. Важнейшая тема гностицизма – это тема откровения, зова, призыва, который приходит в космос из закосмической дали. ««Милость» есть Дух, который нисшел От вышины, ибо она помиловала род человеческий и послала ему свой Дух, чтобы он простил грехи всему миру» (Пистис София, 61) 415 . Итак, с одной стороны, в гностицизме есть такие сюжеты, которые делают его маловпечатлительным перед лицом кармических философий. Но, с другой стороны, в гностических сюжетах есть такое место, к которому можно при желании (подчеркиваю – не по логическому требованию системы, а по желанию частного писателя) подстроить идею метемпсихоза. Дело в том, что гностицизм считает человека сложной и искусственной, противоестественной комбинацией мировых начал. Как наличная целостность человек не должен и не может быть увековечено. Душа должна быть вызволена из тела. С телом она не имеет ничего общего, ибо телом ее наделили демоны. А раз ни в своем генезисе, ни в своем конечном предназначении душа не имеет сущностной связи с телом, то предположение о том, что душа много раз входит в разные тела ничего не нарушает в общей гностической системе. Поэтому мы не должны удивляться разноречию сведений о гностицизме, дошедших до нас. Просто гностиков было много, и они были разные. И нужно воздерживаться от огульных теософских обобщений – «Не было сколько-нибудь прославленного философа, который не придерживался бы учения о метемпсихозе (перевоплощении) в таком виде, как учили брахманы, буддисты и впоследствии пифагорейцы в его эзотерическом значении, выраженном более или менее понятным языком. Ориген и Климент Александрийский , Синезий и Калцидий – все в него верили; и гностики, которых история признала наиболее ученой, изысканной и просвещенной корпорацией людей – все верили в метемпсихоз» 416 ; «верование в повторные рождения человеческой души было усвоено некоторыми сектами – манихеями, несторианами… Церковь обличает в признании этого учения Оригена, Карпократа, Василида и всех гностиков, называя их безумцами за одну эту веру» 417 …

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Общине дается статус монастыря. Сейчас у нас состав поменьше. – Сколько сейчас сестер? – Около сорока. – Из каких стран? –Из разных стран. У нас есть сестры из России, Украины, Америки, Франции, Германии, Румынии. У нас очень много сестер из Румынии. Одна сестра из Эстонии. Есть еще сестры из Палестины. Они арабки. Но это отдельная тема, потому что, когда я пришла в монастырь, было 17 арабок. Сейчас их уже меньше десяти. – На каком же языке вы общаетесь? – На русском. – Как можно попасть в ваш монастырь? Как сюда приходят сестры? – Приходят, как и во все монастыри. Тут один единый механизм работает – исполнение воли Божией. Если есть воля Божия на это, человек приходит, обращается к игуменье, и игуменья благословляет потрудиться, пожить. Если воля Божия есть, человек готов на подвиг монашеский, то тогда он остается и подвизается в монастыре. Если воля Божия есть, человек готов на подвиг монашеский, то тогда он остается и подвизается в монастыре – А монашество – это подвиг? – Монашество – это подвиг, потому что сверхъестественное житие. Есть жизнь естественная – это брак. Есть противоестественная – это разные грехи, которые против естества человеческого. А есть сверхъестественная, как считается, ангельская. Когда ты подражаешь ангельской жизни – это монашество. – Вы живете на Ближнем Востоке. В чем заключается специфика несения послушания на Святой Земле? – Специфика в том, что здесь находятся самые основные святыни. Это храм Гроба Господня – место Воскресения Спасителя, Голгофа – место Его страдания. Мы находимся на Елеоне – это место Его Вознесения. Гефсимания – место Его молитвы кровавой перед страданиями. Это все откладывает внутренний отпечаток. И когда человек приезжает сюда, он переживает эти события, соприкасается с этим. Память этого места тут непрерывно присутствует. Это место ознаменовано светом Воскресения Христова. Это место ознаменовано светом Воскресения Христова Событие Воскресения Христова у Гроба Господня все время здесь присутствует. Это откладывает сильный духовный отпечаток на человека.

http://pravoslavie.ru/157778.html

Эклога Императоров Льва III и Константина V (8 в.), карающая почти все половые преступления отсечением носа, для мужеложников оставляет смертную казнь. Жертвы разврата, не достигшие 12 лет, прощаются по их неведению. Позднейшая переработка Эклоги, Эклогадион, повышает этот возраст до 15, но карает юных участников разврата поркой и заточением в монастырь. Македонская династия в 9 в. повторила санкции Эклоги в Исагоге (Эпанагоге 40, 66) и Прохироне (39, 73). Норма Прохирона вошла в Алафитную Синтагму Матфея Властаря (14 в.) и в славянскую Кормчую (гл. 49, гр. 39, параграф 74): " ...иже студ деет с мужеским полом, и творяй, и пострадавый от него, оба мечем да усечетася, токмо аще пострадавый мний будет двоюнадесяти лету времени, тогда бо несовершение возраста его таковыя муки избавит его " . Патриарх Феодор Вальсамон (12 в.) в толковании на 63 канон Василия Великого подводит гомосексуализм под норму Василик (свод законов императора Льва VI, 9 век) в отношении скотоложества, карающую отсечением члена. Церковь не располагала арсеналом уголовных наказаний, но при единстве ее с государством могла предоставлять нераскаянных, нагло и демонстративно попирающих нормы христианской морали, вниманию государственных инстанций. Церковное законодательство, соответствующее Библии обоих Заветов, весьма сурово: " Иже аще кто будет с мужеским полом ложе женско, гнус сотворили оба, смертию да умрета " (Русская Кормчая, гл. 43). Это положение должно было быть руководственным для христианского государства. Что же до церковных наказаний, они тоже весьма суровы. В начале 4 в. Эльвирский (Либеританский) Собор в Испании, вообще очень строгий к блудным грехам, определил в 71 правиле осквернителей мальчиков не причащать даже перед смертью. Василий Великий (4 в.) в 62 своем правиле определяет наказывать мужеложников, как и прелюбодеев, отлучением от Причастия на 15 лет. В 7 же правиле он определяет равные канонические наказания мужеложникам, скотоложникам, убийцам, отравителям, прелюбодеям и идолопоклонникам. Но брат Василия Григорий Нисский в 4 правиле дифференцирует блудные грехи на естественные и противоестественные, для последних полагая бОльшее наказание. В последующие века, однако, в связи с угасанием язычества с его влияниями и исчезновением остроты проблемы наказания могли снижаться. Так, " Каноникон патриарха Иоанна Постника " (10 в.?) предписывает лишь трехлетнее отлучение за мужеложство, однако если отлучённый не будет поститься, плакать и делать ежедневно 200 земных поклонов, эпитимия продлевалась до 15 лет. Тот же Каноникон определяет, что отрок, подвергшийся гомосексуальному насилию, не может, как осквернившийся, стать священником. Это внесено в Синтагму Матфея Властаря, а оттуда - в русский Номоканон при Большом Требнике.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010