Виталий Кандалинцев Глава 4. УЧЕНИЕ О ПОКАЯНИИ Невозможно представить христианина без покаяния. Поэтому вряд ли вызовет удивление, что Оптинские старцы тщательно и всесторонне наставляли покаянию. В главе, главным образом, рассматривается определение истинного покаяния, борьба и ошибки кающихся, необходимость искать помощь Божию в деле покаяния. 4.1. ПРИЗНАКИ ИСТИННОГО ПОКАЯНИЯ Как и любое духовное действие человека, покаяние должно быть истинным. Быть истинным означает соответствовать своей природе, своему внутреннему смыслу – той природе и тому смыслу, которое в покаяние заключил Бог . Преп. Макарий раскрывает условия истинного покаяния, а тем самым – природу и внутренний смысл самого покаяния: …Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатию Христовою через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом т. 2, с. 38]. Началом покаяния является «восчувствование грехов своих». Не умозрительное, формальное и в чем-то равнодушное согласие признать совершенные грехи, а отчетливое сердечное ощущение неправильности и неприемлемости своих греховных действий, справедливо вызывающих гнев Создателя человека – такова точка зарождения покаяния. В этой точке человек ощущает всю противоестественность положения, в котором он, будучи образом и подобием Божием, находится в противоречии с тем, что Бог определил ему в качестве нормы жизни. И единственным выходом из этого гибельного противоречия он принимает оставление греховного действия. Оставление греховного действия здесь рассматривается как фундамент истинного покаяния. Если оставления нет, то дом покаяния строится на песке, и упование на то, что он устоит опасно, чрезмерно и безрассудно. Несомненно, преп. Макарий давая это наставление держал в памяти сказанное Иисусом Христом в Нагорной проповеди о необходимости не только слушать, но и исполнять заповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/ucheni...

сост. Т. Никитина Скачать epub pdf В помощь кающимся Из сочинений Святителя Игнатия Брянчанинова Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями 87 1. Чревообъядение Объядение, пьянство, нехранение и разрешение 88 постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, её живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. 2. Любодеяние Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания души и сердца, принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия (рукоблудие), мужеложство, лесбиянство, скотоложство и им подобные. 3. Сребролюбие Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва 89 . Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой. 4. Гнев Вспыльчивость, принятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего. 5. Печаль Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за всё случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Страстная плотская любовь Блуд в собственном и широком смысле Люди обычно не ограничиваются мысленно-сердечно-словесным развратом. Они стараются осквернить еще и тело. К этому, собственно, и клонится все дело. Этою любовью переполнены все романы, ею заканчиваются " платонические " отношения и " поэтическая " любовь юношества. На эту любовь люди, не задумываясь, меняют свое спасение и сравнивают ее кощунственно и богохульно с той страшной и непостижимой Божественной Любовью, ради которой Господь принес Себя в жертву за грехи мира, чтобы очистить его от скверны (Ин 3,16). Сравните у Лермонтова: Что мне сиянье Божьей власти И рай святой? Я перенес земные страсти Туда с собой... ( " Любовь мертвеца " ). О необходимости похоти и блуда для создания великих шедевров искусства и для " духовного " прогресса культуры сам мир так говорит: " Поэт и художник нуждаются в божественном образе... Естественно, что этот идеал воплощается в женских формах, так как одна возвышенная любовь способна зажечь все лучшие мощные силы гения. Чем была Беатриче для Данте, тем же была Лаура для Петрарки, Виктория Колонна для Анджелло Буонаротти, Клара Викк для Роберта Щумана, Матильда Вэзсидон для Рихарда Вагнера. Не будь прекрасных живых женских образов, мы не имели бы тех произведений, которые они пробудили в умах художников, " которых божественной рукой взлелеяли и создали любовь и дружба " . Коротко можно сказать о нашем веке словами преподобнейшего Климента, знаменитого в древности пресвитера Александрийской Церкви: " В настоящее время, – писал он в конце второго века по Рождестве Христовом о языческом, окружавшем первых христиан, обществе, – жизнь людская отличается крайней разнузданностью нравов. Грех разросся чрезвычайно. По городам разлилась всякого рода безнравственность и уже стала обычной. При домах терпимости стоят женщины и торгуют пред любострастием своим телом... Мужчины противоестественно принимают на себя роль женщин, женщины – мужчин. Есть женщины замуж выходящие, но есть и женящиеся. Все пути к любострастию открыты... Жалкое зрелище! О, возмутительный образ жизни. Столь прекрасные плоды производит общественная жизнь наших больших городов: мерзости, непотребства, уличных женщин. О, жизнь беззаконная! " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Всем человекам, сущим в благочестии христианского рода, правоверной веры блазе образе, кроме всякого нечестия, лепотне украшенном всякой детелью, яве быть есть зазорно и порока всего убегающе, яко всем нам тщание есть и молитва, и еже поручено нам есть от Бога и добре жить, по Евангелию Божьему, и от того обрести благую милость и зде в настоящих, и паче 3115 тамо 3116 присносущих. Понеже Божье человеколюбие к общению всех и к спасению 3117 согрешившая покаянием приемлет, свою милость и строй спасенный простирает, грешных не хотя смерти и погибели; темже всем повелеваем Божий страх в уме приимать и милость его на себе иметь 3118 : ведомо бо есть, яко все, Бога возлюбивше, в заповедях его и в правдах ходяще, по милости и по благодати сподобляются. Тоже паки и се суть в христианах некие, точно имя христианское на себе носяще, а окаянне дьяволом омрачены и поспехом его обдержимы, в клятвы, и в хулы, и в нечестия, и в телесные нечистоты себе ввергше, и самому естеству бесстыдне творят чрезестственное беззаконие, содомскую реку пагубу, егоже и в бессловесных несть, ходят 3119 забывше вышний страх и речевую муку, уготованную нечьстью, еяже и сам сатана трепещет, а си не чувствуют: сим всем завещаем приимать во ум страх Божий и грядущий суд, удаляться от таковых нечистот и хуления, и воследовать добре живущих, да не таковых ради лихоиманий и 3120 деяний, по праведному суду Божьему, грады си 3121 с живущими в них изженутся 3122 и искоренятся. 3123 Учим вас о том от святых писаний, яко таковых ради грехов [грады] 3124 с живущими в них до конца погублены быша, якоже се в Содоме и Γοмοре и иже округ ею грады. То аще ти, ни закона и 3125 ни Пророк ведуща 3126 , таковых ради грехов погибоша, ихже послушество погибели 3127 и доныне курится: толма 3128 паче имя христианское носяще и разум истинный имущие, таковые грехи творяще – горе им! – како не приимут вечного запаления. Исаия Пророк глаголет: «погрузятся в пламени, егоже себе разжегоша». Есть же и с червью счиненный огнь неугасимый, о немже той же Пророк глаголеть: «червь их не умрет и огнь их не угаснет».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

ПОСЛЕДНИЕ СУДЬБЫ МИРА Как хотелось бы узнать будущее! Узнать: чем увенчается ход истории? Над этим размышляли тысячи умов. Но только Бог видит настоящее, прошлое и будущее. В Его Откровении не один раз сказано, что наш мир будет иметь завершение, то есть конец. В Священном Писании даже указаны признаки этого. Итак, каждый из вас может заглянуть за занавес грядущих лет. Что же там? Всеобщее умножение греха Весь видимый мир подобен пирамиде, вершину которой увенчивает человек. Ниже его находятся животные, далее растительный мир, силы природы и неодушевленная материя. Причем эта пирамида такова, что ее прочность зависит не от основания ее, а от вершины. От поведения человека зависит состояние остальных форм мироздания. Достаточно поразить вершину, и вся пирамида начнет разрушаться. В 79 году по P. X. огненная лава Везувия покрыла Помпею. Сохранилось предание, которое находит причину такой катастрофы в противоестественных грехах местных жителей. В древности люди знали, что стихийные бедствия постигают мир как наказание за грехи. В мироздании существует закономерность: добро духовно омолаживает и созидает, зло приводит в совершенную дряхлость. Испорченность человеческого сердца влечет окружающий мир к старению и смерти. С 80-х годов XX века на планете Земля каждый день исчезает по одному виду или подвиду животных. По расчетам ученых, природных ископаемых хватит лишь до середины наступившего века. Разрушение окружающей среды растет в геометрической прогрессии. Едва появляясь на свет, люди начинают истреблять друг друга и тот мир, в котором живут. История свидетельствует, как в человечестве с культурным развитием и научными достижениями одновременно развивается грех, каких колоссальных размеров он достигает. Грех и зло проникают с человеком везде: от расщепления атома до освоения космоса. Мы постоянно совершенствуем орудия собственного уничтожения. А рост цивилизации все более сосредоточивается на удовлетворении самых низких страстей. Военным ведомствам известно, что страна становится стратегически слабой тогда, когда подорваны ее нравственные устои. Это можно отнести ко всему человечеству: чем менее в нем духовной чистоты, тем ближе оно к полному растлению и собственной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Самоубийство ...Насильно разлучающий душу с телом и предающий себя или удавлению, или закланию, будет ли прощен? Таковых древние и после смерти признавали проклятыми и бесславными, даже руку самоубийцы, отрубив, погребали отдельно и вдали от прочего тела, почитая непристойным, как послужившей убийству, воздавать ей ту же с остальным телом честь. Если же рука и по смерти подвергаема была наказанию людьми, то получит ли какое помилование душа, подвигнувшая и руку? (прп. Исидор Пелусиот , 62, 324). Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 374). Источник. ...Отчаяние – злейший грех между всеми грехами. Созревшее отчаяние обыкновенно выражается самоубийством или действиями, тождественными самоубийству. Самоубийство – тягчайший грех! Совершивший его лишил себя покаяния и всякой надежды спасения. Святая Церковь не совершает о нем никакого поминовения, не удостоивает отпевания и лишает погребения на христианском кладбище. За самоубийством следуют по тяжести своей грехи смертные, каковы: убийство, прелюбодеяние, ересь и другие подобные им. Эти грехи хотя и менее пагубны, нежели самоубийство и ведущее к самоубийству отчаяние, хотя совершившему их остается возможность покаяния и спасения, но называются смертными (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 467–468). Источник. О самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе неразрешенном – не очищенном покаянием... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 129). Источник. Житель города Унжи, преданный пьянству, часто, будучи нетрезвым, жестоко бил жену свою. Не в силах более переносить его жестокости, она решила утопиться в колодце. Но так как она была благочестива и имела особую веру к угоднику Божиему Макарию, готовя всегда в день его памяти трапезу для нищих, то преподобный не дал ей погубить душу свою. Уже она подошла к колодцу, но внезапно увидела старца-инока и в ужасе отступила. Он сказал ей: «Отойди от колодца и не дерзай исполнить злой умысел свой, чтобы не постигли тебя горькие муки в вечной жизни. Я, Макарий Желтоводский, пришел избавить тебя от утопления и вечной смерти». Смущенная, бросилась она к ногам старца, но, когда поднялась с земли, уже не увидела его перед собою и с миром возвратилась в дом свой. Опомнился и ее муж – оставил нетрезвую жизнь (115, 353).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Воздушные мытарства. Мытарство восемнадцатое: «Не вноси… платы пса в дом Господа» Цикл «Путь всей земли». Беседа 20-я Протоиерей Олег Стеняев «После этого мы достигли мытарства содомского , где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловесными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить. Князь этого мытарства, сквернейший из всех бесов, его окружавших, был весь покрыт смердящим гноем; безобразие его трудно описать. Все они пылали яростью; поспешно выбежали нам навстречу и обступили нас. Но, по благодати Божией, ни в чем грешной они меня не нашли и потому со стыдом убежали назад; мы же, радуясь, вышли из этого мытарства. После этого святые Ангелы сказали мне: “Ты видела, Феодора, страшные и скверные блудные мытарства. Знай, что редкая душа проходит ими без задержания, потому что весь мир лежит во зле соблазнов и скверн и все люди сластолюбивы и склонны к блуду. Человек уже с ранней юности расположен к этим делам, и едва ли сохранит себя от нечистоты; немного умерщвляющих свои плотские похоти и потому свободно проходящих через эти мытарства; большинство же здесь погибает; лютые истязатели похищают души блудников и, ужасно мучая их, отводят в ад. Ты же, Феодора, благодари Бога, что по молитвам святого Василия миновала эти блудные мытарства, и больше уже ты не встретишь задержки”». Мытарство 18-е, содомских грехов И не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве (2 Кор. 12, 21). – Непотребство и есть противоестественная похоть и противоестественный грех (кровосмешение, скотоложство и мужеложство) . Почему люди впадают в подобные соблазны и грехи, которые противоречат самой человеческой природе? Апостол Павел пишет: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение (Рим.

http://pravoslavie.ru/108270.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Религия и медицина 06.03.2019 6184 Время на чтение 23 минут «И от Вышняго врачевание...» Сир. 38:1 В современном мире религиозный фактор занимает видное место, оказывая заметное влияние на протекающие в нем процессы. И это закономерно, ведь религия представляет собой не только вероисповедание как таковое, но и особый образ жизни и мышления. Религиозные каноны регламентируют самые различные стороны индивидуальной и общественной жизни. Медицина во все времена была связана с религией, религия с врачеванием. И это не случайно, поскольку и религия, и медицина стоят у истоков жизни и смерти. «Существование Верховного разума, а, следовательно, и Верховной Воли, я считаю необходимым и неминуемым требованием (постулатом) моего собственного разума, так что если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума» - так очертил свое мировоззрение великий хирург Николай Иванович Пирогов. Между тем развитие медицинской технологии, кардинальные сдвиги в медико-клинической практике побуждают многие «горячие головы» к скептическому отношению к религиозной традиции. Оправдано ли игнорирование фундаментальных религиозных ценностей, оказывающих громадное влияние на духовный строй общества? На сколько продуктивно влияние религии на развитие современной медицины? Не препятствуют ли устойчивые религиозные максимы постоянно расширяющейся, динамичной структуре медицинской мысли? Забота о человеческом здоровье - душевном и телесном - издревле является заботой любой влиятельной религии. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного не является безусловной ценностью. Так, Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но и о душе, а в итоге - о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал «всего человека» (Ин. 7: 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Проницательное описание природы чудес Христовых представил С.Н.Булгаков. По мнению философа, будучи Богочеловеком, Христос творил, как и переживал и человеческим и божеским естеством. А это означает, что чудеса естественны, а не противоестественны и не сверхъестественны. В них выявляются возможности, заложенные в отношении человека к миру. Явление Христа как чудотворца было, прежде всего, выражено в силе и власти духовной, которые открывались и в слове, и в деле. Особой силой обладает молитва, как духовная причинность в мире она обобщающим образом выражена Господом в словах Нагорной проповеди: «Просите, и дастся вам...» (Мф. 7). Есть и 2-я черта в чудотворении - это участие в чуде не только творящего, но и приемлющего. Условием его совершения является вера, ради которой совершаются чудеса: исцеление прокаженного, воскрешение дочери Иаира, исцеление бесноватого, слепого. Христос выступает как абсолютный врач, поскольку со вторым Его пришествием связано Воскрешение человечества.

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/07/...

Положение архиереев в древней Руси было далеко не таково, каким оно является в эпоху после-петровскую. Чтобы убедиться в этом, достаточно только сличить пределы архиерейской власти, как они обозначаются по церковному уставу св. Владимира и по духовному регламенту и другим узаконениям Петра Великого. По церковному уставу св. Владимира число лиц, подлежащих исключительно суду архиерейскому, весьма велико. Сюда кроме лиц, принадлежащих к духовному сословию – относятся еще слепец, хромец, задушный человек (т. е. раб, отпущенный господином на волю по духовному завещанию), сторонник, и – по некоторым спискам – лечец (врач), прощеник (т. е. получивший чудесное исцеление), вдова, калека, прикладень (т. е. находящийся под церковною эпитемиею) и паломник. По узаконениям Петра Великого архиереи не могли управлять даже собственными крестьянами, приписанными к той или другой архиерейской кафедре; даже духовные лица, обвиняемые в политических преступлениях, были судимы светским судом и отсылаемы к архиереям только для снятия сана. – По уставу св. Владимира не только вышеисчисленные классы людей были в архиерейском заведывании, но и все остальное народонаселение русской земли подлежало архиерейскому суду: а) во всех преступлениях против веры и церкви, и б) в делах семейных, понимаемых в самом широком смысле. В частности суду архиереев подлежали: а) еретичество, волшебство и колдовство и укоризна в них, и еще – по некоторым спискам – святотатство, ограбление мертвых тел, повреждение могил 1 или церковных стен, введение животных во храм без нужды и другие, совершаемые во храме не благочиния, и наконец, грехи двоеверия – моления под овином, в роще или у воды; б) похищение жен, вступление в брак в запрещаемых степенях родства, драка между мужем и женою об имении, обличенное прелюбодеяние, развод, побои родителям от детей, тяжбы о наследстве, и еще – по некоторым спискам – обвинение в незаконном сожительстве, неблагопристойная защита мужа женою, покинутие матерью незаконнорожденного дитяти, противоестественные пороки. Епископу же принадлежало наблюдение за правильностью весов и мер 1 . Только дела о разводе и о браке в близких степенях родства остались исключительно подлежащими суду архиерейскому по узаконениям Петра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 8. О неполезном и позволенном. В Неделю о блудном сыне (по Апостольскому чтению) Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? ( 1Кор.6:19 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня апостол Павел обращает свое мудрое слово к коринфским христианам (см. 1Кор.6:12–20 ), чтобы раскрыть им недостатки, которые у них есть, и предостеречь их от греховных излишеств. Коринфянам довелось жить в процветающем столичном городе, являющемся крупным торговым портом, связывающим Азию с Европой. В городе этом всего было вдоволь – и роскоши, и нищеты. Кроме того, каждые два года в Коринфе проводились так называемые истмийские игры, грандиозное зрелище, собиравшее тысячи людей из разных стран. Жители Коринфа привыкли ничему не удивляться, к тому же, здесь царил культ античной богини Афродиты (Венеры), покровительницы сладострастия и распутства. Крайняя развращенность не считалась здесь противоестественной, а к целомудренной жизни мало кто стремился. В древности выражение «жить по-коринфски» означало крайнюю степень нравственной развращенности. Вот в каком городе пришлось проповедовать Евангелие апостолу Павлу. Говорить о чистоте душевной и телесной, о духовном начале бытия, о Господе нашем Иисусе Христе, распятом и принявшем смерть на кресте за грехи рода человеческого, здесь было очень трудно. Полтора года бился апостол Павел, но не мог достучаться до сердец жителей Коринфа, погрязших в грехах и пороках. Но все-таки труды апостольские не были напрасными, в 53 и 54 годах по Рождестве Христовом здесь появилось немало сподвижников апостола и последователей истинной христианской веры. Более того, Коринфская Церковь стала известна всему миру добрыми начинаниями, в том числе милосердием и благотворительностью. Но языческие веяния продолжали проявляться в жизни коринфских христиан. Слишком уж дороги для них были плотская свобода и распущенность нравов, любовь к многословию и вольное обращение. И еще коринфяне азартно увлекались спорами.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010