Преподобный Петр Патрикий Память 31 июня/14 июля Святой Петр родился во времена регентства императрицы Ирины (797–802), матери Константина VI, и происходил из знатной семьи: его отец, по имени Константин, был патрикием и командовал императорской армией. С раннего детства Петр усердно учился и, подобно трудолюбивой пчеле, собирал в душе лучшее из того, что находил в философии и литературе. Вступив в брак, он унаследовал сан патрикия и получил почетный титул доместика схол – командующего дворцовой гвардией императора. Позже император Никифор I назначил его доместиком варангов – командиром элитных войск и взял с собой в военный поход против болгар. Во время кровопролитной битвы с ханом Крумом, в которой пал император (811), святой был захвачен в плен и вместе с 50 другими представителями знати отведен в тюрьму на пытки. Ночью ему явился Иоанн Богослов, освободил от уз и перенес в византийские пределы. После произошедшего чуда Петр принял решение отказаться от преходящих благ земного царства, почитая их суетой (ср.: Флп. 3: 8). Он удалился на гору Олимп в Вифинии, где принял святой ангельский образ. Подвизался он с учениками преподобного Иоанникия Великого (память 4 ноября), со смирением и стойкостью провел 34 года в стяжании святых добродетелей. По смерти святого Иоанникия (846) он возвратился в Константинополь и поселился при Евандрийской церкви, которую сам основал за Золотым Рогом, дабы продолжить подвижническую жизнь. Там преподобный жил в крохотной келье, сооруженной собственноручно. Святой Петр носил власяницу, под которой на голое тело была надета сплетенная из соломы сорочка. Он ходил босым в любую погоду, истощая тело постом, бдениями и всяческими лишениями, приближавшими его к бестелесным ангелам. Подвижник отошел ко Господу 1 июля 854 года, его похоронили в той соломенной рубахе, которую он носил при жизни. Сразу после смерти преподобного его мощи стали исцелять тех, кто с верой поклонялся им. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/54843.html

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с делегацией Константинопольского Патриархата 24 мая 2014 г. 23:29 24 мая 2014 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и своего тезоименитства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял прибывшую на торжества делегацию Константинопольского Патриархата . В составе делегации — митрополит Аркалохорийский, Кастелльский и Вианнский Андрей, епископ Аморийский Никифор, игумен ставропигиального монастыря Влатадон, и архидиакон Тимофей Цисмалидис. Во встрече приняли участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, сотрудник ОВЦС протоиерей Михаил Асмус. Гости преподнесли Предстоятелю Русской Православной Церкви в дар от Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея икону новопрославленной греческой святой XX века — преподобной Софии (Хотокуриду), подвизавшейся в монастыре Клисура в северной Греции. Имя преподобной Софии внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 6-7 июня 2012 года. Его Святейшество поблагодарил членов делегации за поздравления и участие в празднике: «Хотел бы передать слова искренней благодарности Святейшему Патриарху Варфоломею. Замечательно, что в связи с днями тезоименитства двух Патриархов мы обмениваемся делегациями. Очень важно совершать вместе Божественную службу и причащаться из одной Чаши». Святейший Владыка заверил в своих молитвах о Предстоятеле Константинопольского Патриархата, об успешном осуществлении его служения, протекающего в очень непростых обстоятельствах. Среди вопросов, обсуждавшихся на встрече в атмосфере братского понимания, была ситуация на Украине, где, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, речь идет сегодня о судьбе Православия, о сохранении его канонических устоев. С болью говорил Предстоятель Русской Православной Церкви о страданиях украинского народа, о необходимости защиты его традиционных духовных ценностей, а также о принимающем апокалиптические черты разрушении норм христианской нравственности, насаждаемом во многих странах Западной Европы, отметив, что многие европейцы не согласны с таким путем развития, но их голос не услышан политическими руководителями.

http://patriarchia.ru/db/text/3659111.ht...

Состоялось первое заседание Попечительского совета по возрождению Свято-Александро-Ошевенского мужского монастыря (Архангельская обл.) 27 декабря 2012 г. 13:45 26 декабря 2012 года митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил возглавил первое заседание Попечительского совета при Свято-Александро-Ошевенском мужском монастыре (село Ошевенское, Каргопольский район Архангельской области). В ходе встречи, которая прошла на подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Москве , были утверждены положение о Совете и план работы на 2013 год. Митрополит Даниил был единогласно избран председателем Совета. По словам заместителя председателя Попечительского совета, доцента Государственного университета управления Елены Кутуковой, в 2013 году планируется организовать ряд мероприятий, в том числе проведение выставки, посвященной истории обители, издание буклета о монастыре, подачу заявок для включения памятников архитектуры, расположенных на территориях Александро-Ошевенского монастыря и села Ошевенское, в федеральную программу «Культура России» на 2014 год и др. Информация о деятельности Совета представлена на сайте Александро-Ошевенского монастыря www.oshevenskoe.ru . Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру Алексей, в юношеском возрасте принял постриг в Кирилло-Белозерском монастыре). По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр пришел на реку Чурьюгу и в 44 верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вел его отец — Никифор Ошевень; при жизни преподобного был возведен первый монастырский храм — Никольский. После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок, в нем оставались только пять пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумена монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нем возросло число братии, увеличились земельные владения, была построена еще одна церковь — в честь Успения Богородицы.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Arhiva De srbtoarea Înlrii Domnului Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Dumnezeiasca Liturghie în Catedrala episcopal „Sfântul Arhanghel Mihail” din or. Cerneahovsk 6 iunie 2019 16:36 6 июня 2019 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Черняховскую епархию Калининградской митрополии . В кафедральном соборе Архангела Михаила г. Черняховска Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. Это первое Патриаршее богослужение в кафедральном соборе Черняховска. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; епископ Черняховский и Славский Николай ; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской митрополии; протоиерей Сергий Алексиевич, секретарь Черняховской епархии, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Черняховска; протоиерей Никифор Мельник, благочинный Неманского округа Черняховской епархии, настоятель собора Трех святителей г. Советска Калининградской области; священник Сергий Евтягин, старший священник кафедрального собора Архангела Михаила г. Черняховска; священник Александр Волков , руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; духовенство Черняховской епархии. Богослужение посетили: первый заместитель председателя правительства Калининградской области — руководитель аппарата правительства А.Б. Родин, заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Р.В. Балашов, главный федеральный инспектор в Калининградской области С.В. Елисеев, председатель Калининградской областной Думы М.Э. Оргеева, глава администрации МО «Черняховский городской округ» С.В. Булычев. Среди молившихся были настоятельницы женских монастырей Черняховской епархии — Елисаветинского монастыря в поселке Приозерье игумения Елисавета (Кольцова) и монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная» в поселке Изобильное игумения София (Херхенредер), а также сестры этих обителей.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5450319...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил вечернее богослужение в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда 1 июля 2023 г. 20:55 Вечером 1 июля 2023 года, в канун Недели 4-й по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, глава Калининградской митрополии , совершил утреню всенощного бдения в кафедральном соборе Христа Спасителя г. Калининграда. Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; епископ Черняховский и Славский Николай ; протоиерей Марьян Позунь, секретарь Калининградской митрополии; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха; протоиерей Никифор Мельник, благочинный Неманского округа Черняховской епархии , настоятель собора Трех святителей г. Советска; протоиерей Сергий Алексиевич, секретарь Черняховской епархии, благочинный Восточного округа Черняховской епархии, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Черняховска; протоиерей Михаил Селезнев, ключарь кафедрального собора Христа Спасителя г. Калининграда; протоиерей Вадим Неткачев, благочинный Покровского округа Калининградской епархии , настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда; протоиерей Владимир Максимов, настоятель храма равноапостольного князя Владимира г. Калининграда; священник Константин Киосев, настоятель Патриаршего подворья храма благоверного князя Александра Невского г. Балтийска; священник Сергий Василевский, благочинный Приморского округа Калининградской епархии, настоятель храма святых Космы и Дамиана г. Калининграда; духовенство Калининградской митрополии. В храме присутствовали губернатор Калининградской области А.А. Алиханов, член Совета Федерации ФС РФ А.Г. Ярошук, член Совета Федерации ФС РФ А.В. Шендерюк-Жидков. Среди молившихся за богослужением были священнослужители, участвовавшие в собрании духовенства Калининградской митрополии, участники форума Всемирного русского народного собора , жители и гости Калининграда.

http://patriarchia.ru/db/text/6039843.ht...

«В послушании я увидел великие вещи!» Житие и поучения старца Ефрема Катунакского Старец Ефрем Катунакский Отец Ефрем – великое духовное сокровище. Преподобный Паисий Святогорец 27 февраля мы вспоминаем старца Ефрема Катунакского (1912–1998). Иеросхимонах Ефрем Катунакский еще при жизни получил широкую известность как подвижник, стяжавший благодатные дары от Господа, и продолжатель древней аскетической традиции исихастской молитвы. Это был истинный ученик Христов – носитель богодухновенного святоотеческого предания. Старец Ефрем Катунакский (в миру Евангелис) родился 6 декабря 1912 года в деревне Амбелохори, близ Фив, в Греции, в бедной крестьянской семье. Кроме него в семье росли еще трое детей. Дедушка его, отец Никита, был деревенским священником. В семье старца все глубоко верили в Бога, детей воспитывали в благочестии и целомудрии. Евангелис с детских лет навык к посту, молитве и послушанию родителям. В возрасте 21 года юноша приехал на Афон. Он был принят послушником в братство своих земляков Ефрема и Никифора – в скит святого Ефрема в Катунакии. В 1935 году молодой инок принял постриг в великую схиму с именем Ефрем, а через год был рукоположен в иеромонаха и с тех пор известен как отец Ефрем Катунакский. Несмотря на отсутствие серьезного духовного руководства, уже в эти молодые годы отец Ефрем благодаря своей ревности и благочестию достиг многих благодатных состояний. Однажды, на вечерне, во время чтения предначинательного псалма, ум отца Ефрема был пленен гор е , и он призывал всю тварь к славословию Бога. Как только закончился псалом, он снова пришел в себя. В другой раз, когда его старец Никифор возвращался из Афин на Святую Гору, отец Ефрем духовным зрением увидел корабль и путешествующего старца. Он смог даже прочитать название судна – «Семирамида». Когда я познакомился со старцем Иосифом Исихастом, он сказал мне: “Я искал тебя, а ты – меня” Отец Ефрем делился: «То, чего я искал, я нашел у старца Иосифа Исихаста. И потому, когда я познакомился с ним, он сказал мне: “Я искал тебя, а ты – меня”. Старец передал мне четки, молитву: “Не подниматься же на небо в одиночку! Только попробуй – сразу впадешь в прелесть. А надо пойти к человеку: пусть научит тебя избегать козней диавола, научит, как подняться на небо”».

http://pravoslavie.ru/90992.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Современные старцы: кто они и чему учат 19.08.2015 926 Время на чтение 17 минут «Новый афонский патерик» - так называется книга о современных православных старцах, в подготовке которой участвовал иеромонах Пантелеимон (Королев). Мы говорим с ним о том, почему старец не фокусник, чудеса не всегда полезны, а приход в монастырь - это путь «не к стенам, а к духовнику». Старец без послушника - не старец - Отец Пантелеимон, кто такие старцы? Чем они отличаются от духовных учителей или просто от мудрых людей? - Определяющим здесь, в первую очередь, являются взаимоотношения старца и послушника, потому что как не может быть сын без отца, отец без ребенка, так и не может быть старец без послушника. Это очень тесные и абсолютно доверительные отношения, когда послушник готов ради Христа всю свою волю предать в руки старца, готов учиться у него монашеской жизни. Старца, в отличие от отца, выбирают, но когда выбрал - пути назад нет. Неважно, какой твой старец, вспыльчивый, не вспыльчивый, мягкий или строгий - тебя это уже не волнует, ты любишь его как родного отца. И другого для тебя быть не может. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: до того, как ты выбрал себе духовного отца, ты имеешь право рассматривать черты его характера. Если ты уже стал его чадом, то, рассматривая его критическим взором, ты страшным образом разрушаешь ваши взаимоотношения. Крест и храм Преображения Господня на вершине Афона. Фото начала XX век - Наверное, как и в супружестве: выбрали друг друга, вышла замуж или женился - не разженишься. - Да, действительно. Вступил в брак, и вдруг обнаружил, что у второй половинки характер немно­жечко другой, чем казалось сначала, но у вас уже очень тесные взаимоотношения и отступаться от них будет катастрофой. Иногда послушники, зная особенности своего характера, умышленно выбирали себе старцев очень суровых. Например, в нашей книге есть повествование о старце Ефреме Катунакском, у которого был очень строгий наставник: он почти не давал никаких монашеских наставлений, но по бытовым вопросам был всегда очень жестким. И для отца Ефрема это оказалось невероятно полезно! Он своего старца любил от всего сердца, о нем заботился. И вот когда его наставник, отец Никифор, умирал, то неоднократно просил прощения у своего ученика и окружающим говорил: «Это не человек, это ангел!» В таких взаимоотношениях послушника и старца наибольшим образом и раскрывается понятие старчества. Сложно описать любовь отца к сыну. И та любовь, которой старец любит послушника - хотя она может никогда не проявляться в этих взаимоотношениях, старец может быть строг и суров к послушнику, - та любовь, которую дает Господь, очень сильна. На Афоне старчество и послушание старцу воспринимается как таинство, и, соответственно, обоими участниками этого таинства руководит Господь. Во взаимоотношениях со старцем послушник научается слышать и слушаться Бога.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Белорусские свв. - житие Собор Белорусских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Белорусской земли. Отмечается в 3-ю неделю по Пятидесятнице Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 77 угодников Божиих. В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930 - 1950-х годов, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиеп. Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была также связана с Белорусской землёй, поэтому и они включаются в Собор. Наконец, постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к лику местночтимых святых был причислен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), а в Собор Белорусских святых этим же постановлением были включены ранее уже прославленные священномученик Макарий, митрополит Киевский, благоверные князь Борис Туровский и княгиня Евпраксия Полоцкая, преподобные Феодор, князь Острожский, Харитина, княжна Литовская и Геннадий Могилевский. 15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси. Собор святых, просиявших в Земле Белорусской продолжает расти. Почти Господь Белорусский край святыми, Ему благоугодившими: святители, мученики, преподобными и праведными, верно Господеви послужившими и мзду трудов приявшими. К тем же ныне и мы вопием: о нас молитеся ко Господу, да в вере и делех плод добр принесем.

http://pravicon.com/info-1873

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Емилия Кесарийская (Каппадокийская), св. - житие Святая Емилия родилась в Кесарии между 305 и 315 годами в богатой семье, которой принадлежали обширные владения в Малой Азии. В юности Емилия отличалась редкой красотой, но, будучи глубоко верующей, готовила себя к безбрачию. Однако она рано осиротела, отец ее принял мученическую смерть при императоре Лицинии. В то время весьма часто одиноких девиц похищали для насильственного замужества. Опасаясь этого, Емилия вышла замуж за адвоката Василия, впоследствии ставшего иереем. Василий был известен как образованный и благочестивый человек. Святитель Григорий Богослов пишет, что их супружество состояло не столько в плотском союзе, сколько в обоюдном стремлении к добродетели. Они заботились о нищих, принимали странников, значительную часть своего имущества тратили на благотворительность. Господь благословил Емилию многочадством, у нее было 10 детей. И что это были за дети! Ее почитают как мать, взрастившую пятерых святых – Василия Великого епископа Кесарии Каппадокийской, Григория епископа Нисского, Петра епископа Севастийского, преподобную Макрину Младшую и блаженную Феосевию (это имя еще произносится как Феозва). Святители Василий и Григорий прославились как великие богословы и отцы Церкви. Святитель Петр не получил серьезного светского образования, но его мать и старшая сестра Макрина воспитали его в духе благочестия, и в добродетели он преуспел не меньше своих святых братьев Василия и Григория. Преподобная Макрина явила собой образец женского монашества, блаженная Феосевия стала диакониссой и помощницей святителя Григория. Сын Емилии Навкратий в 22 года оставил светскую карьеру, удалился в пустыню и 5 лет жил в уединении, после чего сподобился блаженной кончины. Другой сын, Никифор, умер в раннем возрасте. Имена остальных детей Емилии неизвестны. Предполагают, что некоторые из них впоследствии приняли монашество. После смерти отца старшая дочь Макрина помогала Емилии вести домашнее хозяйство; когда дети выросли, она убедила мать обратиться к монашескому образу жизни. Вместе они удалились в отдаленное имение на берегу реки Ирис, в современной Турции, и основали там обитель. Некоторые и из отпущенных ими рабынь захотели вместе с ними отречься от мира и пойти в монастырь, и всё у них было общее: одна келья, один стол, одни одежды; всё, нужное для жизни у них было поровну; они служили Господу единодушно, в смирении, кротости и любви, и не было у них ни гнева, ни зависти, ни ненависти, ни презрения, ничего такого, что не было бы угодно Богу. Одно постоянное было у них дело – богомыслие и молитва, а попечение и труды для нужд тела они считали неважными подельями, а не самым делом.

http://pravicon.com/info-2314

Константинопольский Патриархат в эпоху святителей Игнатия и Фотия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Первый период патриаршества святого Игнатия Святитель Игнатий, патриарх Константинопольский Патриарх Игнатий был возведен на патриарший престол столицы 4 июля 847 г. по воле святой Царицы Феодоры, наслышанной о его аскетическом житии и ревностном стоянии за почитание икон. Формально указание на кандидата в Патриархи исходило от ее юного сына, Императора Михаила III. В ту пору святому Игнатию исполнилось 50 лет – он родился около 797 г. Мирское имя его – Никита. Он был сыном Императора Михаила Рангаве, взошедшего на престол в 812-м г., и по матери Прокопии – внуком Императора Никифора. Но отец его правил Империей всего один год, в 813-м г. он был свергнут и заключен в монастырь, а его сыновья Никита и Феофилакт оскоплены. В 17 лет Никита принял постриг с именем Игнатий, в честь священномученика Игнатия Богоносца. 33 года он провел в монастырях. Приобретя навык в молитве и посте, он был поставлен игуменом. Святой Игнатий основал три монашеских обители на Принцевых островах. В богословских спорах, которые велись в бытность его игуменом, он стоял на стороне акривистов, чья позиция особенно ярко была обозначена студитскими монахами столицы – последователями преподобного Феодора Студита, не без подозрения относившимися к икономическому, более гибкому и терпимому направлению, которого придерживались в отношении колеблющихся и кающихся иконоборцев, вслед за святителем Тарасием, его преемники – Патриархи Никифор и Мефодий. При этом и преподобный Феодор Студит, и святитель Игнатий недооценивали опасность папизма и глубину богословских заблуждений, укоренившихся в Римской церкви, и в своей ревности о почитании икон готовы были прибегнуть к поддержке со стороны папского престола.

http://pravoslavie.ru/143150.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010