Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника Память 3 апреля Преподобный Никита происходил из Кесарии Вифинской 2365 от благочестивых родителей. Отец его, по имени Филарет, лишившись супруги, отошедшей к Господу в восьмой день по рождении отрока Никиты, постригся в иночество; отрок же был воспитан матерью отца, еще находившеюся тогда в живых. Достигнув сознательного возраста и получив книжное обучение, преподобный Никита отдал себя на служение Богу. Сначала он проходил в церкви пономарское служение 2366 , упражняясь в чтении божественных книг, потом он удалился к некоему отшельнику Стефану, мужу добродетельному; получив от него достаточное наставление, преподобный Никита, по его совету, отправился затем в монастырь мидикийский, основанный преподобным Никифором, который был и игуменом в нем. Последний охотно принял Никиту, провидя в нем благодать Божию, и постриг его в иноческий чин. Здесь преподобный Никита подвигами поста, смирения, послушания и вообще своею добродетельною жизнью вскоре превзошел всех иноков. Не прошло семи лет со дня поселения его в монастыре, как, по убеждению настоятеля, принял он сан пресвитера, в который и был посвящен святейшим Тарасием, патриархом цареградским. Тогда преподобный Никифор, в виду своей дряхлости, вручил преподобному Никите, несмотря на его нежелание, управление монастырем вместе со старшинством. И правил преподобный Никита монастырем ко благу вместо отца своего Никифора, бдительно пася словесное стадо и умножая его примером своей добродетельной жизни: многие, слышав о его богоугодном житии, отвергались мира, приходили в обитель, ища наставлений преподобного Никиты на путь спасения, и оставались в ней. Благодатью Христовою, в течение немногих лет, число братий увеличилось до ста. Здесь был и блаженный Афанасий, дивный муж, воистину достойный почитания. Невозможно в кратких словах описать его добродетель и великую любовь к Богу, которую показал он при отречении от мира. Было в нем чему подивиться и самим Ангелам. Презирая для Бога этот мир и его похоти, блаженный Афанасий ушел тайно из дома родительского в один монастырь, желая начать иноческие подвиги; но отец его, узнав о том, с яростью поспешил в этот монастырь, взял сына, которого весьма любил, снял с него монастырское одеяние, присвоенное послушникам, и облек в светлые драгоценные одежды, а затем насильно отвел домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский (+ 1633) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 27 нояб. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Диодор (иногда называемый Дамианом) родился в конце XVI в. в семье крестьян-поморов. Когда ему было 15 лет, родители отпустили его на богомолье в Соловецкий монастырь, и он больше не вернулся. Прожив 3 года трудником, он в 19 лет принял постриг с именем Диодор (или Дамиан). Через некоторое время отец его пришел посетить его и также остался в обители, став иноком. Впоследствии поступил в монастырь и его брат. Старец Иосиф, руководивший юным иноком, часто рассказывал ему о древних пустынножителях, и в сердце его возгорелось желание последовать их подвигам. Однажды на работе Диодор увидел, что по водам монастырского озера ходит пустынник. Он сказал об этом работавшим с ним братьям. Они взглянули, но никого не увидели. После этого случая Диодор тайно оставил монастырь для отшельнического жития. Но скоро силы его изнемогли, и братия нашли его без чувств и принесли обратно в монастырь. Однако же по выздоровлении он повторил свой побег и поселился на одном из уединенных монастырских островов. Часто ходил он и по другим островам, отыскивая пустынников. Их было там много. Один из них, мирянин Никифор, не носил одежды, невзирая на суровость климата. Увидав Диодора, он сказал: «Посещай нас, Диодор, чтобы и Господь тебя посетил!» — и убежал. Другой, по имени Тимофей, рассказал ему, что он три года очень страдал, пока не явился ему светозарный муж и не показал воду и траву, которой он с тех пор и питается. Но у Диодора нашлись подражатели, и началось столько тайных побегов на отшельничество, что монастырские власти нашли нужным принять против этого меры и вернуть всех отшельников-монахов в монастырь. Тогда Диодор решил совсем оставить монастырь.

http://sedmitza.ru/lib/text/437924/

архимандрит Иоанникий (Коцонис) О сохранивших чистоту веры Посланники латинствующего византийского императора Михаила Палеолога и патриарха Иоанна Векка пришли на Святую Гору, чтобы силой насаждать мнимое единство Православной Церкви с папством. Этим попыткам, сопровождавшимся жестокостью, насилием и кровопролитиями, позорными спутниками истории папизма и унии, мирно и мужественно противостали святогорские монахи, пограничные стражи и ратники Православия. Сторонники латинствующего патриарха Векка повесили в Протате 64 предстоятеля Кинота 65 и на мраморной плите, сохранившейся до наших дней, обезглавили прочих исповедников и новомучеников числом тринадцать, живших в разных келлиях Кареи. Их казнили за то, что они исповедали свою непреклонную верность Преданию и Православной Церкви и не признали папы, не желающего приносить покаяния. Сии преподобные отцы были «прекрасными побегами, спелыми гроздьями, неутомимыми стражами и дозорными православной веры и священных преданий». Равночисленные двенадцати апостолам преподобномученики Ватопедские вместе со своим игуменом, преподобномучеником Евфимием, приняли мучения за нашу святую веру во время дикого вторжения латинствующих, посланных императором Михаилом Палеологом и патриархом Иоанном Векком. Двенадцать монахов были повешены на Фурковуни 66 , а Евфимий с цепью на шее был потоплен в море. Вместе с ними достойны упоминания и преподобномученики Иверские, также потопленные в море латинствующими Михаилом Опресночником 67 и патриархом Иоанном. Двадцать шесть преподобномучеников монастыря Зограф 68 дополнили святоизбранный лик мучеников за Православие: они были сожжены, как непорочная жертва, в башне монастыря. Преподобный отец наш Никифор, который прежде был латинянином, приняв догматы Восточной Православной Церкви, пришел и подвизался в священном безмолвии в пустыни Святой Горы. Он написал мудрое сочинение о способе умной молитвы, входящее в состав Добротолюбия 69 . Защитник православного богословия святитель Григорий Палама участвовал в трех больших Соборах, подвизаясь против латинствующих Варлаама, Акиндина и Григоры 70 , которые отрицали Божественные нетварные энергии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Града Каргополя Святыя 337. Преподобный Александр игумен Успенскаго монастыря Ршевенский чудотворец, преставися в лето 6997 месяца апреля в 20 день В 80 верстах от Белозерска, в Ваше-озерской волости, жил зажиточный и благочестивый замледелец Никифор Ошевин. Младший сын его Алексей поступил на 18 году в Кириллов Белозерский монастырь и там, спустя 9 лет, принял пострижение с именем Александра и удостоен священства. С благословения своего игумена и при помощи родного отца, он выбрал место на р. Чуруге, в 44 верстах от Каргополя. Там собралась к нему братия; преп. Александр основал монастырь, называемый Успенским – Ошевенским. В подвижнических трудах преподобный провел в своей обители 27 лет и мирно предал дух свой Господу на 52 году жизни, 20 апреля 1479 г. Мощи свидетельствованы были, по распоряжению митрополита Антония, Варлаамом епископом Вологодским. Ныне св. мощи его почивают под спудом в главном храме обители его, построенном в 1707 г. Житие, написанное в 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием, В.О. Ключевский называет «превосходным по содержанию» (стр. 298). Память преп. Александра празднуется 21 апреля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главныя черныя; ризы преподобническия и в схиме». (Филимонов, стр. 52). 338. Преподобный Никодим пустынник Кожеозерский чудотворец преставися в лето 7148 месяца июля в 3 день Урожденец Ростовского уезда, сын крестьянина Николай, ремеслом кузнец, постриженный в Чудове монастыре с именем Никодима, в 1602 году перешел в Кожеозерский монастырь. Здесь прожил он полтора года. Потом, желая работать Господу в глубоком безмолвии, в 5 верстах от обители, при речке Хузьюге, поставил себе келлийцу и в ней начал подвизаться. Здесь прожил он безвыходно 35 лет, подражая Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, где сам он возделывал землю; в другое время любил ловить удочкою рыбу, но плодами рук своих делился с обителью; воду носил себе из реки за версту, совершая дорогою молитву; он только сидя предавался дремоте, ночь же проводил в молитве. Когда Никодим сильно изнемог от старости, игум. Иона убедил его перейти в обитель. Здесь, причастившись св. Таин, мирно предал он дух свой Богу, 3 июля 1640 г. Мощи его покоятся в храме св. Николая давно упраздненной Кожеозерской обители; лик его изображен на гробнице, обитой медью. Клобук и епитрахиль его целы (Филарет, «Рус. Св.», июль стр. 39, л. 40). Память – 3 июля. В «Иконописном Подлиннике»: «подобием надсед, брада черна, продолговата, не широка, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 61). 339. Преподобный Иоанн Власатый, иже бысть трудник в девичье монастыре, преставися в лето 7100

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НИКОДИМ (в миру Никита; † 3.07.1639), прп. Кожеозерский, Хозьюгский, пустынножитель (пам. 3 июля, 5 авг. (местное празднование в день обретения мощей), в Соборе святых Архангельской митрополии, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) НИКОДИМ СИЙСКИЙ (Василий (Никон) Мамонтов, Уваровых, Шуренга; 1641 (?) - 1721), архим. (1692-1721) Антониева Сийского во имя Святой Троицы мужского монастыря книжник, писатель, иконописец, составитель Сийского иконописного подлинника НИКОЛАЙ (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОЛАЙ ((Никола) Кочанов; † 1392?), юродивый, Новгородский, блж. (пам. 27 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКОЛАЙ (Никола, Микула) (Сал(л)ос; † 28.02.1576), Христа ради юродивый, Псковский, блж. (пам. 28 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) НИКОЛАЙ II АЛЕКСАНДРОВИЧ (1868 - 1918), имп. Всероссийский (20 окт. 1894 - 2 марта 1917), мч., страстотерпец (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ ДОХИАРИТ [имя в рясофоре - Никифор] (1781 - кон. 1845 или нач. 1846), иером., греч. мелург, «экзегет» и учитель церковного пения, создатель певч. рукописей

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

Преподобный Александр Ошевенский (+ 1479) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 апр. в день преставления,в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых В 60 верстах от Белозерска в селе Вещеозерске (на берегу Вещозера) жил богатый благочестивый крестьянин Никифор Ошевень с женой своей Фотинией. Они славились и высокой христианской жизнью, и особенно милосердием к бедным. Было у них три сына и дочери. Однажды Фотинии во время молитв в храме явилась Пресвятая Богородица с прп. Кириллом Белозерским (который был тогда еще жив) и сказала ей, что у нее родится еще сын, через которого прославится имя Господне и многие получат спасение. Когда младенец этот родился (1427), его назвали Алексием. Рос он быстро. Был он всегда весел, ко всем приветлив и по примеру родителей любил помогать бедным, но был не по летам сдержан. Он так любил учиться, что готов был не отрываться от книг ни днем ни ночью, и учитель, удивляясь его успехам, говорил: «От Бога далось ему понимание грамоты, а не от моего преподавания!» Раз он молился в храме, говоря: «Господи Иисусе Христе! Не скрой от меня заповедей Твоих, но подай разум мне, ищущему Тебя во всем!» И было ему некое Божественное видение, и он услышал глас: «Встань без боязни! Получишь то, о чем просишь!» Когда Алексий пришел домой, лицо его светилось радостью, и родители поняли, что с ним случилось что-то особенное. После этого он начал поститься, а мать его, помня бывшее ей видение, не смела ему мешать. Ежедневно, во всякую погоду, посещал он церковь, находившуюся довольно далеко, пел и читал на клиросе. Желание посвятить себя Богу разгоралось в нем все сильнее. Когда ему было 18 лет, собрался он с другими односельчанами на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь на престольный праздник. Родители отпустили его с грустью: они чувствовали, что он идет туда неспроста. Отойдя от родительского дома, он отстал от своих спутников и долго смотрел на него со слезами. «Боже! — молился он. — Научи меня страху Твоему! Вот я оставил дом свой имени ради Твоего. Не затвори же от меня дверей Царствия Твоего!» Потом он догнал своих спутников и весело пошел с ними, не выдавая себя. В обители богомольцев прежде всего принял игумен. Сам не зная почему, он сразу же обратил особенное внимание на Алексия. Праздник прошел радостно и торжественно. Когда все стали собираться домой, Алексий попросил одного односельчанина передать родителям письмо, в котором писал, что по примеру многих бояр и простых людей он хочет поступить в обитель ради Бога.

http://sedmitza.ru/lib/text/437096/

Святые Климент, Кирилл, Никита, Никифор и Исаакий Алфановы. Икона из новгородского Сокольницкого монастыря. 1701 г. Фрагмент Основным источником сведений об А. является «Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирилла, Никифора, Климонта и Исакия, Новгородских чюдотворцов, нарицаемых Алфановых, единородных братий по плоти», созданное ок. 1606 г. в связи с описанием многочисленных чудес, совершившихся от мощей святых в 1562-1603 гг. «Сказание» известно в полной, сокращенной и краткой редакциях (СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 458). Поскольку к 1606 г. «в Новгороде уцелело скудное и смутное предание о чудотворцах» (Ключевский. С. 464), «Сказание» в житийной части изобилует анахронизмами: оно относит время преставления преподобных к нач. XII в., обретение мощей - к 1162 г., однако сообщает о чуде, происшедшем с московским боярином в 1562 г., к-рое случилось «не по мнозех летех» после обретения мощей. В «Сказании» сообщается, что А. были родными братьями, жили в Новгороде и отличались не только богатством и знатностью, но и праведной жизнью. Они поставили на Сокольей горе в Новгороде деревянную ц. в честь свт. Николая и устроили при ней мон-рь. «Летописец Новгородский... церквам Божиим» (XVII в.) датирует это событие 1389 г., сообщая, что мон-рь был жен. (Новгородские летописи. С. 245). 1389 год и прозвище братьев позволяют предположить, что они были родственниками известного двинского боярина Анфала (Алфана) Никитина, к-рый участвовал в попытках отделения Двинской земли от Новгорода в 1397-1398 и 1401 гг.: в 1398 г. он потерпел поражение от новгородцев, убежал в Устюг, а брат его двинский воевода Иван Никитин был сброшен в Новгороде с моста в Волхов (ПСРЛ. Т. 3. С. 98-99); в 1401 г. Анфал бился с новгородцами у Холмогор и опять потерпел поражение (Там же. С. 101); в 1409 г. ходил ратью на болгар по Каме и Волге и попал в плен в Орду (ПСРЛ. Т. 25. С. 239; Т. 15. С. 485), в 1418 г. был убит вместе с сыном Нестором на Вятке новгородцем Михаилом Разсохиным (ПСРЛ. Т. 33. С. 95).

http://pravenc.ru/text/115414.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Исидора Пилусиотского Память 4 февраля Преподобный Исидор был родом из Александрии 1145 . Он происходил от благородных и благочестивых родителей и был родственником Феофилу, архиепископу Александрийскому и святому Кириллу, преемнику Феофила. С успехом изучив светские науки и навыкнув в божественной премудрости, Исидор пожелал посвятить себя на служение Богу. Еще в молодых летах он оставил славу мира сего и богатство и, презирая знатность своего происхождения и всё почитая как бы за прах, ушел в гору Пилусиотскую 1146 . Там, приняв иночество, он проводил строгую подвижническую жизнь 1147 . Духовная мудрость и строгая жизнь Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которыми он избран был в сан настоятеля и пресвитера 1148 . Строгими подвигами и высокой образованностью преподобный Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император и патриархи александрийские обращались к нему за советами и наставлениями, и он у всех был в большом уважении. Церковный историк Евагрий 1149 , воспоминая об Исидоре, так говорит: «В царствование Феодосия 1150 был в великой почести Исидор Пилусиотский; слава о нем, как о добродетельном и учительном муже, распространилась далеко и широко, и имя его прославлялось всеми устами. Трудами он так изнурял плоть свою, что жизнь его казалась всем жизнью ангельскою на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и богомыслия, и много писал весьма полезного в наставление другим». Историк Никифор 1151 , свидетельствуя о добродетельной жизни Исидора, говорит: «Божественный Исидор от юности своей столь много пролил пота в иноческих трудах и так умерщвлял плоть свою, согревая душу таинственными и высокими учениями, что всем казался ведущим в полном совершенстве евангельский образ жизни. Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного. Исидор написал множество различных полезных наставлений. После него осталось до десяти тысяч посланий к различным лицам, исполненных божественной благодати и мудрости человеческой, в которых он изъясняет всё Божественное Писание, и исправляет нравы в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А.И. Никольский Сборники избранных служб 786. Сборник избранных служб , в четвертку, 266 лл., без конца, полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с кожею переплете; 266 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами 34 и 35, 65 и 66, 200 и 201; 203 лист вставлен не на месте и заключает в себе отрывок из другой службы. На полях внизу листов 1–5 приписка полууставом: «Сию книгу Трефолой положили Никифор с братом Григорьем Климентьевы дети Марьина в дом Воздвиженью честного Креста и преподобного отца Ануфриа». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому, составлена Пахомием Логофетом (81–91); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (239–249). Кроме служб, в рукописи находятся: 1) паремии, входящия в состав служб святым: Симеону столпнику, Сергию Радонежскому, Иоанну Богослову, апостолу Филиппу, Димитрию (?), Михаилу (?) и Преображению Господню (249–263 об.) и 2) неполный канон в великую субботу (264–266 об.). 787. Сборник избранных служб , в четвертку, 220 лл., без конца, полууставом XV в., с заставкою (1 л.), в дощатом с тисненою кожей и железными наугольниками переплете. Нет нескольких листов между листами 159 и 160. На полях внизу лисгов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга Трефолоец дал ея к церкве Благовещениа Богородици и Николе чудотворцу в Коданово черной поп Иоиль». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (58–71) и 2) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (117–124). На лл. 219 и 220 отрывок из службы в неделю святых отец. 788. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 171 л., полууставом нескольких почерков XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами 70 и 71, 107 и 108, 113 и 114, 117 и 118. Некоторые листы подклеены. На пюлях внизу листов 1–10 приписки скорописью: 1) «Сия книга Трефолой Благовещения Пресвятей владычици нашея Богородици Приснодевица Марии да Николы чудного чудотворца»; 2) «Книга Тр(еф)олой церкви Благовещ(ен)ия Богородицы что в Коданове».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о возвышающем смирении Редко встречается среди людей такое смирение и самоотвержение, какое было у отца всех святогорских монахов преподобного Афанасия Афонского . Когда он пришел на Святую Гору, то, опасаясь, как бы император Никифор Фока и его военачальники не нашли его, изменил свое имя и назывался Варнавой. Он хотел оставаться безвестным и неузнанным. Преподобный нашел в монастыре Зигу 318 одного простого жизнью и разумом старца и поступил к нему в послушание. – Кто ты, брат, откуда и ради чего пришел сюда? – Я был, отче, моряком и, когда оказался в большой опасности, дал обет Богу, что оставлю мир и буду оплакивать свои грехи... По указанию Божию я пришел сюда, к твоей святости, потому что хочу быть твоим послушником. Простой старец поверил этой благочестивой истории и принял святого. Он посылал его на все работы, пресекая его волю, возложив на него благое иго послушания. Когда святой научился выполнять самую грязную работу, он возжелал достичь вершины смирения, взойти туда, где обретается духовное совершенство. Он хорошо осознавал, что только тот, кто смирится, как дитя, по слову Господа, станет великим в Царствии Небесном 319 . Прожив достаточное время рядом с простым старцем, преподобный Афанасий однажды подошел к нему и сказал: – Научи меня, отче, основам грамматики, чтобы я мог читать Псалтирь. Ведь в миру меня ничему не научили, кроме как работать веслами. Тогда старец – и откуда он, в самом деле, мог знать, кто перед ним? – взял доску и начертил на ней алфавит. Святой принял ее, положил поклон и с тех пор вел себя, как ученик начального класса. Он притворялся, что не может освоить некоторые буквы и слова, будто бы у него не хватает на это способностей, так что старец терял терпение и в гневе ругал своего бестолкового ученика. Но этот удивительный послушник, представлявший себя неграмотным, в то время как был мудрейшим из мудрейших, утешал своего старца: – Не отчаивайся, отче. Я бревно неотесанное. Потерпи и помоги мне своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010