Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 38. О преставлении преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита печерского, и о Василии-попе Преставился блаженный и преподобный отец наш Поликарп, архимандрит Печерский, в 6690 (1182) году, в двадцать четвертый день месяца июля, в день святых мучеников Бориса и Глеба. И убрали тело его, и погребли честно с заупокойным пением, как он сам заповедал. После смерти же его начались раздоры в монастыре. После этого старца не могли иноки избрать себе игумена, и охватили братию скорбь, и горе, и печаль, — ведь не подобает такому большому стаду ни единого часа без пастыря оставаться. Во вторник же ударили в било, и вся братия собралась в церкви и стали молиться святой богородице. И вот что было удивительным — как едиными устами многие сказали: «Пошлем к Василию-попу на Щековицу, чтобы был он нам игуменом и правителем иноческого стада Феодосиева монастыря Печерского». И, придя, все поклонились Василию-попу и сказали: «Мы, вся братия, иноки, кланяемся тебе и хотим, чтобы ты был нам отцом и игуменом». Поп же Василий в великом изумлении, пав, поклонился и сказал им: «Отцы и братья, я о чернечестве только в сердце своем помышлял, ради чего же задумали вы меня, недостойного, поставить игуменом?» После долгих споров согласился он. Они же, взяв его, пошли с ним в монастырь, было это в пятницу. И приехал на пострижение его митрополит Никифор и Лаврентий, туровский епископ, и Никола, полоцкий епископ, и все игумены. И постриг его митрополит Никифор своей рукой, и стал он игуменом и пастырем иноков Феодосиева монастыря о Христе Иисусе, господе нашем, ему же слава и держава с отцом и пресвятым и благим к животворящим духом ныне и присно и во веки веков. Аминь. В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семене Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос».

http://sedmitza.ru/lib/text/438134/

в обители Феофилактом Русановым , первым епископом Калужским. Есть основание думать, что преп. Тихон был из числа учеников преп. Пафнутия Боровского. Ум. 1492 г. По преданию монастырскому, преп. Тихон поселился один в глубоком лесу, в пустынных пределах города Малого Ярославца на берегу речки Вепрейки, жил в дупле огромного дуба, питался дикорастущими растениями, а в питие употреблял воду из кладезя, им самим ископанного. Когда место его жительства сделалось известно окрестным жителям, стали приходить к нему ищущие уединенного жития. Дошел слух о пустыннике и до владельца тех мест, князя Василия Ярославича Боровского, внука Владимира Андреевича Храброго. Раз проезжая лесом для охоты за дикими зверями, князь встретился с преп. Тихоном и, воззрев на него с гневом, приказал ему немедленно удалиться из его владений, при чем дерзнул замахнуться на него плетью. Но рука князя тотчас онемела и сделалась недвижимою. Вразумленный таким наказанием, князь раскаялся в своем проступке, со смирением просил у преподобного прощения, и по молитве его получил исцеление. Тогда он сделался милостивым и просил преподобного остаться навсегда в его владениях и устроить обитель для иноков, обещая снабдевать ее всем потребным. После сего преп. Тихон устроил обитель в честь Успения Богоматери, и собрав в ней учеников, был их наставником и настоятелем. Он управлял обителию до глубокой старости и скончался в 1492 году схимником, как он записан в синодике Лаврентиева монастыря, где имя его поставлено после имени прав. Лаврентия. Мощи его погребены в Успенской церкви. Память 16 июня. Богомольцы, посещающие обитель Тихонову, считают священною обязанностию, помолившись в Преображенской церкви у раки мощей преп. Тихона, посетить кладязь его, находящийся в 2-х верстах от монастыря, при истоке реки Вепрейки и огражденный часовнею. В другой часовне, устроенной игуменом Геронтием в 1838 году, сохраняются остатки дуба, в дупле которого жил преп. Тихон и который в начале 30-х годов сломан был грозою. С недавнего времени посещения обители Тихоновой богомольцами значительно умножилось по причине обилия чудесных исцелений, истекающих от мощей преподобного; и вода из кладезя преп. Тихона и части «святаго дуба» даруют исцеления недужным («Преп. Тихон, Калужский чудотворец», статья доктора богословия, прот. С.К. Смирнова, в Душеп. Чтен. 1887 г., 10, стр. 161–166). 424. Преподобный отец Никифор иже бысть ученик Святому Тихону

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 июня (1 июля) Преподобномученик Никанор (Морозкин) Преподобномученик Никанор родился 13 марта 1870 года в селе Выжелес Спасского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Михаила Морозкина и в крещении был наречен Никифором. Впоследствии его родители перебрались жить в село Студенки Изюмского уезда Харьковской губернии, где отец стал работать бондарем. В 1888 году Никифор навсегда покинул родительский дом и поселился в Оренбурге, где сначала пел в храме на клиросе, а затем стал исполнять обязанности псаломщика. В 1899 году Никифор поступил в число братии Николо-Перервинского монастыря Московского уезда . 25 ноября 1903 года он был пострижен в монашество с наречением ему имени Никанор, а 24 января 1904 года – рукоположен во иеродиакона . 29 сентября 1909 года настоятель Николо-Перервинского монастыря, ходатайствуя перед начальством о рукоположении иеродиакона Никанора во иеромонаха, писал, что, проживая в монастыре, тот «отличался всегда своим примерным поведением и усердием в исполнении возложенных на него обязанностей» . 5 октября 1909 года в храме Христа Спасителя в Москве епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) рукоположил его во иеромонаха . 27 февраля 1917 года иеромонах Никанор был назначен духовником братии. 24 августа 1920 года совет общины при часовне Иверской иконы Божией Матери в Москве просил Патриарха Тихона назначить иеромонаха Никанора заведующим часовней, как «достойного во всех отношениях и для занятия этой важной должности» . В 1921 году Иверская часовня была ограблена, воры проникли внутрь через крышу и похитили украшения с икон и некоторые другие ценности. Члены церковного совета и иеромонах Никанор были обвинены в халатности и арестованы, и провели под следствием в тюрьме одиннадцать месяцев. Однако суд оправдал всех обвиняемых, и они были освобождены. Отец Никанор вернулся в Николо-Перервинский монастырь и был назначен его настоятелем. В 1923 году он был возведен в сан игумена и 29 марта 1923 года назначен членом Московского епархиального собрания , в том же году он был возведен в сан архимандрита.

http://fond.ru/kalendar/507/nikanor/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Собор новомучеников и исповедников Российских Преподобномученик Никифор (Югов) Преподобномученик Никифор родился в семидесятых годах XIX столетия в Великоустюжском уезде Вологодской губернии в семье благочестивого крестьянина Ильи Георгиевича Югова и в крещении был наречен Николаем. Он родился тогда, когда брат Ильи Георгиевича, Максим, уже подвизался в пустыни в тридцати километрах от Великого Устюга в глубине дикого леса, и когда пришла пора младенца крестить, старец Максим стал его крест­ным отцом. Младенец рос и со временем стал все чаще посещать дядю-подвижника, к которому за советами и молитвой приходило мно­го людей. Поначалу благочестивый юноша проживал у старца Максима по нескольку дней, присматриваясь к образу жизни подвижника, а с 1902 года он стал жить у него неотходно. На нем лежала обязанность читать вслух монашеское правило. Первое время Николай часто отвлекался от молитвы. Однажды во время чтения раздался стук в дверь. – Крестный, я пойду открою, – сказал Николай, перестав читать. – Нет, не открывай, пока не дочитаешь молитвы, – не позво­лил старец. Николай понял так, что не надо никому открывать, пока не до­читаешь правила; стук был настолько явственен, что ему не при­шло тогда в голову в нем усомниться. – Ладно, крестный, я не буду открывать, – сказал он и продол­жил чтение. Вскоре снова раздался стук в дверь, и Николай замолчал. Ста­рец сделал внушение, чтобы племянник не прерывал чтение. По окончании правила выяснилось, что никаких посетителей не бы­ло, все оказалось бесовским наваждением. Впоследствии, наблю­дая многократно такие явления, он научился отличать действия бесовские от действительных событий. Переехав на жительство к старцу, Николай, несмотря на все трудности пустыннического жития, был глубоко счастлив. Его чистая и простая душа ощущала себя за молитвы подвижника в по­кое, обретя в глухой чаще леса доброго путевождя. И нетрудно представить, что пережил Николай, когда старец объявил ему о своей близкой кончине.

http://fond.ru/kalendar/128/nikifor/

(XV или 1-я пол. XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Русской просиявших), Калужский. Как ученик прп. Тихона Калужского Н. упоминается в «Книге глаголемой Описание о российских святых» без указания дня памяти и даты преставления: «Преподобный отецъ Никифор иже бысть ученик Святому Тихону». Время жизни самого Тихона Калужского, основателя Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни в Медынском у., устанавливается только предположительно на основе сообщения «Книги глаголемой...» о том, что он преставился в 7000 (1492) г. В монастырской вкладной книге 1666 г. упоминалось напрестольное Евангелие, пожертвованное царем Иоанном IV Васильевичем Грозным Тихоновой пуст.: «...дано... в дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и преподобнаго отца игумена Тихона» ( Леонид (Кавелин). 1862. С. 12). Если в годы правления Иоанна Грозного (1547-1584) пустынь уже именовалась Тихоновой, можно предполагать, что прп. Тихон преставился не позже сер. XVI в. В 1892 г. в обители праздновалось 400-летие ее основания. Н. не упоминается в монастырском синодике в числе игуменов Тихоновой пуст. Архим. Леонид (Кавелин), составивший описание пустыни, предполагал, что Н. мог быть «основателем Спасской пустыни, что на устье Угры, упраздненной в 1764 г. и находящейся не в дальнем расстоянии от Тихоновой обители (ныне село Спас - Сгомони)...» (Там же. Примеч. 7). В 1991 г. началось возрождение этой обители. В 2005 г. Спасо-Воротынский в честь Преображения Господня мон-рь был передан Калужской епархии (ныне подворье Казанского Девичьего мон-ря в Калуге; Калуга, пригородная зона, с. Спас). Память Н. празднуется в этой обители 19 апр.- в день тезоименитого святого прп. Никифора Катавадского. Существуют совр. иконы Н. По свидетельству архим. Леонида, Н. изображался вместе с прп. Пафнутием Боровским и прп. Тихоном Калужским на иконах церквей Калуги. Канонизацией Н. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен в 70-х гг. XX в. во время подготовки к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 370).

http://pravenc.ru/text/2565446.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Персоналии богословов (см. также " Патрология " ) НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКИТА ВИЗАНТИЙСКИЙ [Никита Византиец] (IX в.), богослов, автор полемических сочинений, направленных против зап. христиан, армян-антихалкидонитов и мусульман НИКИТА МАРОНИЙСКИЙ (60-70-е гг. XII в.), визант. богослов, участник греко-лат. полемики, вероятный автор ряда канонических и агиографических сочинений НИКИТА МИРСИНИОТ Никита Мирсиниот, мирское имя митр. Нила Родосского (рубеж XIV и XV вв.), визант. богослова и полемиста - см. Нил, митр. Родосский НИКИТА СЕИД (2-я пол. XI - нач. XII в.), визант. богослов, автор 2 сочинений против латинян и др. богословских и научных трудов НИКИТА СТИФАТ (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем НИКИФОР I (757/8 - 5.04. или 2.06.828), свт. (пам. 13 марта, 2 июня), патриарх К-польский (12 апр. 806 - 13/20 марта 815); богослов, историк НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Велимирович Никола; 1880-1956), еп. Жичский Сербской Православной Церкви (СПЦ); богослов, духовный писатель НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИКОЛАЙ КАВАСИЛА Хамаэт (между 1319 и 1323 - после 1397), визант. богослов, литургист, церковный и общественный деятель, св. прав. (пам. греч. 20 июня) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/122394_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР [Греч. Νικηφρος] (755-813), прп. (пам. греч. 4 и 5 мая), игум. Мидикийский. Житие Н. написано неизвестным монахом Мидикийского мон-ря (BHG, N 2297; Halkin F. La Vie de St. Nicéphore, fondateur de Médikion en Bithynie († 813)//AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 401-425); важным источником сведений о преподобном служит также Житие его ученика и преемника преподобноисп. Никиты , игум. Мидикийского (пам. 3 апр.; BHG, N 1341). Н. происходил из знатной к-польской семьи. Отца звали Андрей, мать - Фоту (Фота), старшего брата - Феодор, младшего - Григорий. Три брата получили блестящее образование, несмотря на то что глава семейства рано умер и мать воспитывала сыновей одна. Однако светская карьера не привлекала братьев, и все они избрали иноческий путь; монахиней стала и Фоту. Н. принял монашеский постриг в 25 лет в мон-ре Ираклион в Вифинии. Прозорливый Иосиф, игумен этой обители, понял, что Н. предстоит важная миссия в развитии монашества, и через нек-рое время направил его в обл. Катавол (Κατβολος) в районе горы Олимп Вифинский (ныне Улудаг, Турция), где находилось родовое имение Н., с предписанием основать там обитель во имя Пресв. Богородицы. В это время правосл. монахи противостояли ереси иконоборчества, подвергаясь гонениям и репрессиям. Н. был одним из строгих последователей иконопочитания, и вскоре в основанную им обитель начали прибывать желающие жить под его духовным руководством. Община быстро разрослась, и нужно было вновь искать место, чтобы поселить всех духовных чад и учеников Н. Между 780 и 787 гг. Н. основал Мидикийский монастырь (μον Μηδικου), восстановив полуразрушенный древний храм во имя арх. Михаила неподалеку от обители во имя Пресв. Богородицы. Название мон-ря происходит от греч. слова μηδκη - «люцерна». Новая обитель находилась на побережье Пропонтиды (Мраморного м.), к юго-западу от Триглии (ныне Зейтинбагы, Турция). Мон-рь был посвящен св. Сергию, однако главным оставался храм во имя арх. Михаила. Функционировал до XIX в. и назывался монастырем Всех святых; до сер. XX в. сохранялся монастырский храм, но ныне от него ничего не осталось ( Mango C., Pevchenco I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara//DOP. 1973. Vol. 27. P. 240-242).

http://pravenc.ru/text/2565444.html

Его молитвенное усердие, трудолюбие и кротость снискали ему любовь братии. В свободное от молитв время преподобный переписывал Богослужебные книги, составлял сборники из творений святых отцов. Когда в 770 году скончался настоятель монастыря Феоктист, братия избрали игуменом преподобного Платона, несмотря на то, что ему было всего лишь 35 лет. После смерти императора Константина Копронима (775) преподобный Платон отправился в Константинополь. Он отказался от управления Никомидийской митрополией и в 782 году вместе с племянниками - святыми Феодором (+ 826, память 11 ноября) и Иосифом (+ 830, память 26 января), удалился в пустынное место Сокудион. Они построили на горе церковь в честь святого апостола Иоанна Богослова и основали монастырь, настоятелем которого стал сам преподобный Платон. Когда святой Тарасий вместе с царицей Ириной созвал в 787 году Седьмой Вселенский Никейский Собор, преподобный Платон принял деятельное участие в его работе. Как образованный и начитанный в Священном Писании он успешно обличал иконоборческую ересь и защищал почитание святых икон. Когда преподобный Платон приблизился к старости, он передал управление монастырем преподобному Феодору.В 795 году император Константин VI (780 - 797) насильно заставил свою супругу Марию принять монашество и решил обвенчаться с одной из своих родственниц, Феодотией.Несмотря на то, что святой Патриарх Тарасий осудил этот брак, один из видных константинопольских священников, Иосиф, нарушил запрет Патриарха и обвенчал императора.Узнав об этом, преподобные Платон и Феодор отлучили императора от Церкви и разослали об этом письмо ко всем инокам. Разгневанный император приказал заключить святого Платона в темницу, а преподобного Феодора сослать в Солунь. Только после смерти императора в 797 году они получили свободу. Преподобный Феодор переселился в Константинополь и стал игуменом Студийского монастыря. Преподобный Платон в той же обители жил простым иноком и был в послушании у своего племянника.Когда новый император Никифор (802 - 811) самовольно возвратил в Церковь отлученного священника Иосифа, преподобные Платон и Феодор снова выступили с обличением незаконного действия императора. За это мужественные исповедники в 807 году опять были подвергнуты наказанию. Четыре года были они в заключении. Преподобный Платон был освобожден из заточения после смерти императора в 811 году и возвратился в Студийскую обитель.

http://pravicon.com/info-3224

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН НИКОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Вологодской и Тотемской епархии, существовало в 1921 - кон. 1923 г.; 2. Великоустюжской и Усть-Вымской епархии, существовало в 1924-1933 гг. (с перерывами) НИКОМИДИЯ античный и средневек. город, древняя митрополия К-польской Православной Церкви, фактическая столица Римской империи в 284-330 гг. НИКОН (Бессонов (Безсонов) Николай (Микола) Николаевич; 1868 (по др. данным, 1871) - 1919), бывш. еп. Енисейский и Красноярский НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) НИКОН ВЕЛИКИЙ († 1088), Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий, игум., прп. (пам. 23 марта, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОПСИЯ [Никопсис], античный и визант. город на сев.-вост. берегу Чёрного м., центр архиепископии Зихия К-польской Православной Церкви НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии

http://pravenc.ru/rubrics/121236_183.htm...

Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль. 21 марта. ПРАВМИР. Церковь чтит память преподобного Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского. Святой Феофилакт жил в Константинополе в VIII веке во время иконоборческой ереси. После смерти императора-иконоборца Льва IV Хазара (775 — 780) на престол вступил император Константин VI (780 — 797). Произошла и смена Патриархов: святой Патриарх Павел добровольно оставил кафедру. На его место был избран святой Тарасий. По настоянию нового Патриарха был созван VII Вселенский Собор, осудивший иконоборческую ересь. Святой Феофилакт, преданный ученик святого патриарха Тарасия, по благословению Патриарха вместе со святым Михаилом удалился в монастырь на берег Черного моря. Подвижники трудами и молитвенным подвигом получили от Бога дар чудотворения. По их молитвам во время сильной засухи, когда жнецы на поле изнемогали от жажды, пустой сосуд стал источать столько воды, что ее хватало на целый день. После нескольких лет пребывания в монастыре они оба были посвящены Патриархом Тарасием в епископский сан — святой Михаил был поставлен епископом Синадским, а святой Феофилакт — епископом Никомидийским. Когда императорский трон занял иконоборец Лев V Армянин (813 — 820), страшная ересь вспыхнула с новой силой. На императора-иконоборца не смог повлиять и преемник святого патриарха Тарасия — святой Никифор, который совместно с епископами тщетно убеждал правителя не нарушать церковного мира. Присутствовавший на переговорах императора с патриархом святой Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль (в Малой Азии). Здесь он томился тридцать лет до самой кончины, последовавшей около 845 года. После восстановления иконопочитания в 847 году, при императрице святой Феодоре и сыне ее Михаиле, святые мощи епископа Феофилакта были перенесены в Никомидию.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-pr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010