Узурпатором явился государственный казначей Никифор. Он выслал Ирину из столицы и заключил ее в монастырь на острове Лесбосе. Замечательно, друзья Ирины не оказали ей защиты. Патриарх Тарасий венчал на царство Никифора. Даже преп. Феодор признал, что государственные дела при Ирине были в худом состоянии, и замена ее с точки зрения государственных интересов была желательна. «Благому Богу нашему, писал он императору Никифору, промышляющему о церкви Своей, благоугодно было поставить Ваше благочестие царем над настоящим родом христиан, дабы не только мирское управление, находившееся в худом состоянии, было устроено хорошо, но и церковное, если есть в нем какой недостаток, было исправлено» 122 . Значит, и по мыслям преп. Феодора, перемена династий на императорском троне была делом благоугодным Богу, благопромышлявшему о людях своих, верных христианах. Правда историк Феофан замечает по поводу удаления следующее: «Одни (из иночествующей братии, кажется) удивлялись, как Бог допустил, чтобы исповедница веры подпала такому горю, другие как будто не верили своим глазам, и думали, что они видят во сне; третьи, наконец, плакали, воспоминая ее благодеяния к ним, и все вместе проклинали как нового императора, так и короновавшего его» 123 т. е. патриарха Тарасия. Ничего нет удивительного, что нашлись и такие лица, которые посылали проклятия новому императору. Не принимая в соображение интересов государственных, они благоговели пред памятью Ирины, как восстановительницы иконопочитания. Кто скажет, каким будет новый император? Не предстоит ли церкви новое испытание? Это соображения и опасения высшего порядка. Но без сомнения высказывалась боязнь, и за ближайшие интересы. Давно ли иноки были классом общества, не имевшим права на существование? Давно ли их жестоко преследовали? При Ирине положение монахов изменилось к лучшему. Боязнь обратных перемен заставляла некоторых из них не верить своим глазам. Так велик был их страх. Но факт оказался вне всяких сомнений. Новый император принял бразды правлений. Это было 31 октября 802 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Феодосий Диакон: поэтическая полемика с исламом в Византии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 20 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 О личности Феодосия практически нет никаких данных, кроме тех, которые можно почерпнуть из его произведения. Вероятно, он имел прекрасное образование, жил в Константинополе и был диаконом церкви святой Софии. Панагиотакис высказывает наблюдение, что цитат и аллюзий на языческих писателей в панегирике значительно больше, чем на Священное Писание 1 . Это позволяет предположить, что, несмотря на сан, по внутренней склонности и интересам Феодосий был скорее светский, чем церковный человек. Сам себя в заглавии сочинения он награждает эпитетом mapeinTj ‘скромный, почтительный’, который может подразумевать и неблагородное происхождение. Единственной его работой, известной нам, является панегирик Роману II (959–963) “О захвате Крита”, который он впоследствии перепосвятил Никифору II Фоке (963–969). Произведение было написано между 961 (захват Хандакса) и декабрем 962 (захват Алеппо), а вышло в свет после 15 марта 963 г. (смерть Романа II), но до восшествия на престол Никифора, так как он фигурирует в обращении еще как “магистр”. Поэма принадлежит к числу тех немногих византийских поэтических сочинений, в которых уделено особое место и внимание полемике против ислама. “Богословскую критику ислама Феодосий тесно переплетает с изображением торжествующей Византии. Лишь частично эта полемика следует традиционным аргументам, в остальном же она испытывает влияние недавних византийских побед на острове Крит, в Сицилии и Сирии” 2 . Предшествующие византийские полемисты начиная с VII века многократно вынуждены были сталкиваться с мусульманскими утверждениями о том, что их великие победы над христианами доказывают истинность и превосходство ислама. Многие интеллектуалы давали разнообразные ответы на этот упрек. Начиная с преподобного Анастасия Синаита христиане трактовали воинские успехи мусульман как кару за грехи христиан. Его мысль воспринял преподобный Феофан Исповедник, а вслед за ним — позднейшие византийские историки. Единственным исключением из этой традиции был святитель Никифор Константинопольский, который полагал причиной военных неудач политические просчеты императоров, а к попыткам поиска однозначной религиозной трактовки этих событий относился отрицательно, поскольку именно она использовалась как один из главных аргументов для создания иконоборческой ереси.

http://pravmir.ru/feodosiy-diakon-poetic...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.3 из  5) Посвящается протоиерею Петру Извольскому Фаворский свет Господи, добро есть нам зде быти ( Мф. 17:4 ). С тех пор, как встретились мы с батюшкой отцом Никифором, не проходило дня, чтобы долгих часов не просиживал я на убогом темноватом чердаке, что служил ему кельей. Хорошие, ясные были дни… Едва слышным голосом рассказывал мне тихий старичок про свои великие странствия по лицу земли. Говорил о далеких Соловках, что у Белого моря, о Саровской пустыни, где поныне ласково светится кроткий облик преподобного Серафима, о чудной Горе Афонской, где растут кипарисы и творится непрестанная Иисусова молитва. Говорил о Святой Земле, где ступали пречистые ноги Спасителя, о синайских обителях, откуда к небу простерлась незримая духовная лестница, о десятках, сотнях мирных пристанищ, где только и живется настоящей жизнью, только и дышится чистым воздухом, где только и радуются люди настоящей безоблачной радостью. Но больше всего любил он рассказывать про пустынников святой Афонской Горы. — Как вам сказать, — говаривал отец Никифор, — понятно, люди они как люди, другие у них только лица, вот что. Те, да не те. Знаете, как говорится: Федот, да не тот. Да… Лежит на них печать неподдельная и неподменимая, а в ней-то вся суть и кроется. Иной человек, бывает, про самые высокие вещи толковать примется: ум, талант, красноречие, хоть отбавляй! А стоит на лицо его поглядеть, и будто все впустую. Впрочем, если желаете узнать, поезжайте, посмотрите… Поехать я никуда не поехал, но, помнится, с того самого дня, как впервые услышал я от старичка иеромонаха о “печати неподменимой”, стал я к нему тщательно приглядываться. Бывало, говорит отец Никифор, вглубь себя смотрит, а я уже, не так слушаю, как осторожно, боком гляжу на него. Под иконами он сидит высокий, чуть согнутый; при шестидесяти годах у него нет седин: прозрачная русая бородка и большая лысина. Но главное — это лицо! Само главное, когда говорит отец Никифор или думает, лицо его, немного, как бывает у слепых: оно не отзывается на внешние впечатления, и ни один мускул в нем не движется. Почти всегда глаза у него полузакрыты и опущены, но зато, когда он подымает их, вырывается оттуда голубой поток детской, чуть удивленной, хорошей радости. И сама за себя говорит эта радость, и нужды нет спрашивать: о чем это вы, отец Никифор, радуетесь?

http://azbyka.ru/fiction/obrazy-carstva/

Μ. Пирар Pirard M. ββ σακ Σρου, Λγοι σκητικο. Κριτικ κδοση. ερ Μον βρων, γιον ρος 2012. Греческий текст «Слов подвижнических» аввы Исаака впервые был издан в Германии, в Лейпциге, в 1770 г. Работу над текстом выполнил образованнейший иеромонах Никифор Феотокис 1 . Текст его издания часто неясен и полон ошибок. Феотокис использовал в качестве оригинала текст единственной рукописи Constantinopol Folitanus, Magnae Scholae 37 (XIV в). В отдельных местах он обращался к рукописи Constantinopol Folitanus, Magnae Scholae 30, (XIV в., за исключением некоторых листов, датируемых XVII в.), из которой он цитирует многочисленные варианты внизу страницы под меткой – Τ Ε. X. (от греч. τ τερον χειργραφον – иная рукопись). Изданный текст подобен раздробленной скульптуре или пострадавшей от времени картине, которая покрыта толстым слоем пыли. В его предисловии Феотокис выражает следующее мнение, весьма, впрочем, уничижительное, о языке своего текста: «Этот перевод слов кажется нам в большой степени испорченным просторечием, в некоторых случаях выспренностью и уж точно совершенно не соответствующим грамматическим правилам. Поэтому во многих словах встречается неясность, которую мы по согласию Блаженнейшего Патриарха [Ефрема Иерусалимского] и по его владычнему решению, а совсем не по собственному выбору (если кого это интересует) убирали из текста там, где это было возможно и насколько это было возможно, стараясь прояснить смысл, весьма много исправив невежественных и достойных исправления ошибок» 2 . Святитель Филарет, митрополит Московский, писал об этом: «Переводчик был, видно, недостаточно образован и не знал правил грамматических, по каковой причине путал слова, а вместо подходящих выражений он записывал неверные, темные слова. От переписчиков также добавились ошибки и невозможные слова» 3 . В 1895 г. архимандрит Иоаким Спецерис опубликовал в Афинах текст «Подвижнических Слов», к которым он лишь прибавил в названии книги следующие слова: νατυπομενα πιμελε ωακεμ Σπετσιρη ερομονχου – «переизданы в редакции иеромонаха Иоакима Спецериса». Эта добавка ввела в заблуждение некоторых авторов, решивших, что речь шла о переиздании или даже о втором издании сборника, опубликованного в 1770 г. Феотокисом. Необходимо с полной уверенностью сказать, что дело обстоит совершенно иначе. Проведенное мною сличение этих двух изданий позволило выявить в издании 1895 года примерно 500 лишних ошибок сравнительно с изданием 1770 г., которые не сводятся к простым типографским опечаткам.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/kr...

Никифор Уединенник НИКИФОРА УЕДИНЕННИКА слово о трезвении и хранении сердца многополезное Вы, которые желаете улучить благолепное божественное просвещение Спасителя нашего Иисуса Христа, – которые ищите восприять сердечно в чувстве пренебесный огнь, – которые тщитеся ощутить опытом и чувством примирение с Богом, – которые для того, чтобы обрести сокровище, сокрытое на поле сердец ваших и стяжать его, оставили все мipckoe, – которые желаете. чтоб душевные свещи ваши еще отныне светло засветились, и для того отреклись от всего настоящего, – которые хочете сознательно и опытно царствие небесное сущим внутрь вас познать и приять, – придите, и я повем вам науку вечного небесного жития или лучше метод, без труда и пота вводящий действующего по нему в пристань бесстрастия и избавляющий его от страха прелести или падения от козней бесовских. Такой страх уместен только тогда, когда мы вращаемся вне той жизни, какой я намерен вас научить, далече негде от нее по преслушанию. Ибо тогда и с нами бывает тоже, что с Адамом , который, подружившись со змием, презрел заповедь Божию и, доверившись ему, вкусил от запрещенного плода, и прелестью от него насытился до пресыщения: чем жалости достойно низверг себя и всех потомков своих в глубину смерти, тьмы и тления. Возвратимся же, братия, к себе самим, с отвращением возненавидев совет змия и всякое долу пресмыкание: ибо нам иначе невозможно с Богом примириться и сродниться, если прежде не возвратимся к себе самим, насколько сие в нашей силе, или не войдем в себя самих, отторгая себя, – что удивления достойно, – от мipckoro кружения и суетной многозаботливости и привыкая неотступно внимать сущему внутрь нас царствию небесному. Потому-то монашеское житие и названо искусством искусств и наукой наук, что преподобное сие житие виновно для нас не каких-либо подобно здешним вещам тленных благ. Чтоб к ним от лучшего направив ум, похоронять его в них, но обещает нам дивные некие и неизреченные блага, каких «око не видало, о коих ухо не слыхало, кои и на сердце человеку не всходили» ( 1Кор. 2, 9 ). Отсего и «брань у нас не к плоти и крови, но к началом и властем и к мipoдepжumeлям тьмы века сего» ( Еф. 6, 12 ). Если убо настоящий век тьма есть, убежим от него, убежим же настроением ума и сердца. Ничего общего у нас с врагом Божиим да не будет: ибо «хотящий другом ему быть враг Божий бывает» ( Иак. 14, 4 ). Врагу же Божию кто помочь может? Почему восподражаем отцам нашим, и подобно им взыщем сущее внутрь сердец наших сокровище и, обретши, крепко держать будем его, делая и храня: на что и с самого начала мы учинены.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

9-го числа Святого мученика Никифора Господь оставляет гордых и самомнительных, а смиренным подает силу и благодать! В Антиохии гражданин Никифор имел великую дружбу с священником Саприкием; но вышла между ними ссора из-за чего-то и ненависть. Никифор скоро раскаялся и просил прощения у Саприкия, но этот не хотел и слышать о примирении. Наступило гонение на христиан; Саприкий схвачен был из первых и после истязаний осужден на смерть. Никифор три раза на пути его к месту казни бросался пред ним. моля о прощении, но Саприкий отворачивался от него. Придя же на место казни, вдруг сам отрекся Христа, высказавши тем застарелую язву греха и оставление Богом, а Никифор исповедал себя христианином и был обезглавлен (в 260 году). Святого Панкратия, епископа Тавроминийского Панкратий, обращенный к вере Апостолом Петром, был им с Востока послан в Сицилию проповедовать Христа, и в городе Тавромине был первым епископом. Успехи проповеди озлобили поборников язычества, и святой Панкратий тайно убит ими; именно, зазвавши его в храм бога Скамандра, они чрез подъемный пол спустили его в пещеру и там умертвили (около 60 года). Святого мученика Петра Дамасского Инок, живший в XII столетии, известен своими подвижническими сочинениями. Выписки из них, а именно из воспоминания к своей душе», помещены были преподобным Иосифом Волоколамским в своем «Сборник душеполезных отеческих наставлений». Из того, что пишет Петр сам о себе в начале книги своей, можно заключить, что он отличался крайнею нестяжательностию. «Ни одной книги не имел я у себя своей, и нс приобретал никогда, но брал у людей христолюбивых, точно также как и нужное для тела, любви ради. Со всем тщанием прочитав, возвращал опять к тем же». Скончался он от меча, убиенный Арабами в 1157 г. – (См. «Уч. об О. Ц.» Фил. Черн., ч. III.) Преподобного Панкратия, иеромонаха Печерского Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах, в Киевской лавре. О нем известно, что он имел дар исцелять больных, и мирно скончался в XIV столетии. Вторично воспоминается 28-го августа. † Препод. Никифора и Геннадия Важеозерских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Синод Константинопольской Церкви причислил к лику святых преподобного Никифора Прокаженного 4 декабря, 2012. Новостная служба За безграничное терпение и любовь к ближним Господь наделил Никифора даром пророчества и утешения страждущих. Когда 4 января 1964 г. он скончался, от его мощей исходило благоухание. 4 декабря. ПРАВМИР. Священный Синод Константинопольской Православной Церкви причислил к лику святых преподобного Никифора Прокаженного (в миру Николай Дзанакакис). Святой Никифор родился в крестьянской семье в с. Сирикари в западной части Крита. В 13 лет родители отдали его на обучение цирюльнику, жившему в городе Ханья. Тогда у него обнаружились первые признаки проказы. В то время критяне ссылали прокаженных на полуостров Спиналонга, поэтому, когда в 16 лет его болезнь стала заметной, Николай уехал в Александрию, где продолжал работать цирюльником. Когда проказа стала распространяться на лицо и руки, один иерей посоветовал Николаю отправиться на остров Хиос, где был лепрозорий, устроенный прп. Анфимом (Вайяносом). Николай прибыл на Хиос в 1914 г. в возрасте 24 лет. Там для Николая открылось поле деятельности для совершенствования добродетелей. Прп. Анфим постриг его в иноки с именем Никифор. Он выполнял работы в садах и огородах и был первым певчим в храме. Впоследствии из-за болезни Никифор потерял зрение. В 1965 г. прокаженных переместили в лепрозорий «Святая Варвара» в афинском районе Эгалео. За безграничное терпение и любовь к ближним Господь наделил Никифора даром пророчества и утешения страждущих. Когда 4 января 1964 г. он скончался, от его мощей исходило благоухание. Многочисленные чудеса, происходившие по молитве святого, были записаны учеником преподобного о. Евмением и верующими, сообщает Седмица.ru со ссылкой на агентство «Ромфея». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sinod-konstantinopolsk...

5-е Преподобного Афанасия Афонского Пр. Афанасий, в крещении Аврамий, родом из Трапезунта, осиротевши ещё в младенчестве, воспитан был некоторою монахиней и, по смерти её, отправился в Константинополь для довершения образования и жил в доме знатного сановника, родственника своего. Таким образом стал он известен и царю Роману Лекапену, который скоро назначил его учителем в училищах наравне с бывшим его учителем; но, заметив недовольство со стороны последнего, преподобный вскоре оставил должность учителя. Некогда родственник его послан был с поручением в Эгейское море и взял с собой Афанасия; Афанасий увидел Афонскую гору, полюбил её и начал думать о жительстве на ней. По возвращении в Царьград, услышал он о прибытии пр. Михаила Малеина (12 июля) из Кименского монастыря у горы Афонской, пошёл к нему и открыл ему своё намерение принять монашество. Когда они беседовали, пр. Михаила посетил племянник его, военачальник Никифор Фока, впоследствии император, и таким образом стал знать Афанасия. Вскоре по возвращении преп. Михаила в свою обитель, прибыл туда и Афанасий, принял пострижение и усердно проходил все монастырские послушания, наставляемый Михаилом в подвижнической жизни. Чувствуя близость кончины, Михаил желал оставить его после себя игуменом; но Афанасий, узнав о том, бежал и странствовал по горе, живя уединённо. Между тем, узнав о смерти преп. Михаила и бегстве Афанасия, военачальник Никифор разыскивал его через Солунских властей по всей горе, но Афанасий упросил прота горы (первенствующего игумена) не говорить о нём, – и тогда Никифор дал Кименской обители другого настоятеля. Прот позволил Афанасию безмолвствовать в пустынной кельи, версты за три от лавры Карейской; тут он жил и снискивал пропитание трудами рук своих, потому что писал книги хорошо и скоро. Однажды Лев, брат Никифора, посетил Афонскую гору и, беседуя с Афанасием, плакал от радости. Монахи, видя любовь воеводы к преподобному, просили Афанасия попросить его о постройке новой церкви в Карейской лавре. Воевода с радостью дал золота и серебра на построение церкви и, возвратясь в Царьград, возвестил Никифору об Афанасии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

(XIV или XV (?) в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Боровский. Упомянут в «Книге глаголемой Описание о российских святых» без указания дня памяти и даты преставления: «Преподобный отец Никифор Боровский чудотворец» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 119, XVIII в.; СПбДА. А. II. 63. Л. 48, XIX в.; Мих. Q 532. Л. 232 об., XVIII в.; Q. I. 382. Л. 54, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). В т. н. Кайдаловских святцах, известных архиеп. Сергию (Спасскому), он именовался учеником прп. Пафнутия Боровского, память святого была отмечена под 9 февр. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 568). В иконописном подлиннике XVIII в. Н. назван учеником прп. Сергия Радонежского, в статье под 19 апр. здесь говорится: «Преподобнаго Никифора игумена Катанскаго (возможно, Тутанского.- Е. Р.) монастыря ученика Сергиева» (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 39 - ЭК ИРЛИ (ПД)). Внешность святого описана следующим образом: «Надсед, брада мене Сергиевы, риза преподобническая». В др. иконописном подлиннике он назван игуменом Боровским: «О ученицех... Сергия игумена Радонежскаго... Никифор игумен Боровский»; «Сед, брада короче Власиевы, власы с ушей...» (РНБ. Тит. 3117. Л. 13, XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Прот. С. К. Смирнов, Е. Е. Голубинский отождествляли Н. с прп. Никитой Боровским ( после 1421), наставником прп. Пафнутия Боровского. Это отождествление сохраняется в совр. иконографических и агиографических справочниках (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179). Изображения Н. известны, напр., на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева монастыря (вклад кнг. Анны Шереметевой, СПГИАХМЗ; Н. представлен справа в среднем регистре, в молении, одеяние монашеское, куколь лежит на плечах); в росписи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской) (1842 (?); поновления - 1871, 1947; ростовой образ на откосе ниши южной стены, седобородый старец в клобуке, мантии и епитрахили, руки с четками на груди); на хромолитографии 1891 г., изданной к 500-летию преставления прп. Сергия Радонежского в московской мастерской М. Т. Соловьёва, с композицией в среднике Собора Радонежских чудотворцев (ГИМ; Н. под 44 в правой группе, голова не покрыта). За исключением последнего эстампа, на иконах и в монументальных циклах с Радонежскими святыми, как правило, изображен или Н., или прп. Никита Серпуховский. Единоличный поясной образ Н. выполнен мон. Иулианией (Соколовой) в 60-х гг. XX в. (сохр. фотография из альбома игум. Марка (Лозинского), иконописная школа при МДА - Алдонина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 216; Н. представлен прямолично, в клобуке, руки скрещены на груди). Н. канонизирован в составе Собора Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/2565442.html

В Свято-Даниловом монастыре обнаружено захоронение Никифора Феотокиса Москва, 14 апреля 2007 г. В московском Свято-Даниловом монастыре археологи обнаружили могилу греческого просветителя второй половины XVIII века архиепископа Никифора Феотокиса, сообщил РИА Новости в пятницу наместник обители архимандрит Алексий. " Никифор Феотокис - подвижник веры и благочестия. Восемь лет он был настоятелем Данилова монастыря и почил в обители " , - сказал архимандрит. По его словам, Феотокис сделал очень много для просвещения греческого и российского народов. Святитель Игнатий (Брянчанинов) и преподобный Макарий Оптинский, особо почитаемые на Руси, советовали верующим читать именно его творения. Могила Феотокиса стала местом паломничества, но после разрушения монастырского кладбища в 30-х годах XX века была утрачена. С конца 1980-х годов, как только Данилова обитель была возвращена Русской Православной Церкви, начались многолетние поиски захоронения греческого подвижника. " Обнаружение могилы в преддверии принесения в Россию 15 апреля десницы Спиридона Тримифунтского с греческого острова Корфу, уроженцем которого был Никифор Феотокис, свидетельствует о том, что тесная духовная связь между двумя народами восстанавливается " , - отметил наместник Данилова монастыря. Он убежден, что наследие подвижника будет изучаться в России. Его останки будут с почестями погребены. При этом, как отметил архимандрит, греческая сторона уже обратилась в Данилов монастырь с просьбой передать частицу " мощей " Никифора Феотокиса, глубоко почитаемого на Корфу. Никифор Феотокис родился в 1731 году и с юных лет прославился на своей родине как блестяще образованный, талантливый проповедник, педагог, ученый и богослов. Работы греческого подвижника стали настолько популярны в Европе, что слух о нем дошел до Екатерины Второй, живо интересовавшейся новинками литературы и философии. Императрица пригласила Феотокиса посетить Россию, которая и стала для него второй родиной с 1776 года. В 1779 году Феотокис переехал в Полтаву, где получил высокий сан архиепископа Славенского и Херсонского, через семь лет был переведен на Астраханскую кафедру. И в Полтаве, и в Астрахани архипастырь основал православные семинарии. В 1792 году он был назначен управляющим Данилова монастыря Москвы.

http://pravoslavie.ru/21711.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010