Скачать epub pdf Память преподобного Николая монаха Память 24 декабря Преподобный отец наш Николай был первоначально воеводою при царе греческом Никифоре 8684 и имел под своим начальством много воинских полков. Однажды, когда царь Никифор воевал с болгарами, Николай также выступил в поход со своими воинами: к вечеру, он вошел в гостиницу, поужинал вместе с гостинником и, помолившись, лег спать. Но вот во вторую и третью стражу ночную 8685 дочь гостинника, возбужденная сатанинским пожеланием на грех, тихо подошла к постели воеводы, разбудила его и стала увлекать на любодеяния грешными речами. – Отступись от своего сатанинского неистового вожделения, девица, – сказал ей воевода, – и не желай осквернить свое девство, меня же окаянного низвергнуть в глубину ада! Немного устыдившись, она отошла, но, спустя недолго, опять приступила к нему, склоняя на грех целомудренного мужа. Воевода ее снова отослал, но она в третий раз пришла к нему, распаляемая от беса блудною похотью. Тогда блаженный воевода сказал ей: – О окаянная, исполненная всякого бесстыдства и неистовства, раба своих страстей! Не видишь ли, что бесы возмущают тебя, желая растлить твое девство и сделать тебя посмешищем и позором для всего рода твоего и для всех людей, душу же твою ввергнуть в вечную муку? Не видишь ли также, что я, недостойный, иду на кровопролитную войну с чужим народом? Как же я оскверню свое тело, идя на брань! Нет, Бог мне поможет, и я не осквернюсь! Это и еще многое другое сказал он бесстыдной девице и со стыдом отослал ее от себя. Когда наступил день, воевода встал и, помолившись, отправился в дальнейший путь. На следующую ночь он во сне увидел себя стоящим в каком-то воздушном месте. Близ него сидел некто Сильный, у Которого правая нога была положена на левую. – Видишь ли этих воинов с обеих сторон? – спросил Он Николая. – Да, Господин мой, – ответил тот, – вижу, что греки побивают болгар Тогда Муж, явившийся праведному воеводе, сказал ему: – Взгляни на нас. Взглянув на Того Сильного, воевода увидел, что Он переложил левую ногу на правую. После этого праведный Николай обернулся к воинам и увидел, что болгары окрепли и беспощадно побивают греческие полки.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Михаила Исповедника Память 23 мая Воспоминаемый ныне святой Михаил, епископ Синадский 3403 , носивший имя тезоименное (одинаковое) имени Архангелу небесных сил, и житие проводил ангельское, украшенное девственною чистотою и всякими добродетелями. Еще в младенчестве он был посвящен Богу, а в юношеских летах принял монашество и явился достойным служителем Богу, подвизаясь вместе со святым Феофилактом , епископом никомидийским 3404 в патриаршество святейшего Тарасия , которым оба и были посланы в монастырь, находившийся на берегу Черного моря. Подвизаясь здесь в иноческих трудах, оба святые весьма преуспевали в добродетелях, и молитвы их имели великую силу у Бога. Однажды во время жатвы, когда в воздухе стояла невыносимая жара, так что от недостатка воды в том месте многие изнемогли от жажды, святые помолились Богу и, по молитвам их, сделалось так, что пустой медный сосуд источал воду, в достаточном количестве. Так Господь исполняет прошения и молитвы почитающих Его и приклоняет слух Свой к их молитвам. Это чудо напоминало собою то, прежде бывшее в пустыне, чудо, когда для изнемогавшего от жажды Израиля Бог извел воду из камня ( Исх.17:6 ) и другое, – когда, ради Самсона (судии израильского), умиравшего от жажды, Бог источил родник живой воды из высохшей кости ослиной челюсти ( Суд.15:19 ). После того, святейший патриарх Тарасий, видя такую добродетельную жизнь этих преподобных отцов, сиявших как звёзды на небе, признал их достойными высокого архиерейского сана. Блаженного Феофилакта он посвятил в сан митрополита Никомидии, а святого Михаила посвятил в епископы города Синад, и оба они пасли стадо Христово, своею жизнью подавая добрый пример своей пастве. Когда же отошел от здешней жизни ко Господу святейший патриарх Тарасий, а после него принял престол константинопольской церкви святой Никифор , снова поднялась буря ереси иконоборческой, которая уже была осуждена на седьмом вселенском соборе святых отец 3405 . Нечестивый император Лев Армянин 3406 , заразившись той ересью, поднял гонение на Церковь Христову, отрицая почитание святых икон и называя их идолами, поклоняющихся же им подвергал мучениям и смерти. Прежде всего он изгнал святейшего патриарха Никифора, а также и прочих православных архиереев с их престолов, а вместо них назначил своих единомышленников-еретиков, – и водворилась на святых местах мерзость запустения ( Дан.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

51. К желающим поступить в монахи (Из жизни преподобномученика Акакия Нового. Пат. ч. 2, стр. 265–267). Есть, без сомнения, не мало людей, желающих всецело посвятить себя на служение Богу, оставить мир и уйти в монахи. Таковым, если б Бог судил исполниться их намерению, мы советовали бы непременно жить в одном монастыре, и, без крайней особенной нужды, ни в каком случае не переходить в другой. Этот совет мы предлагаем с одной стороны потому, что на наших глазах довольно иноков, любивших перебегать из обители в обитель, погибло, а с другой и на том основании, что и примеры из жизни святых говорят не в пользу перехода монаха из одного монастыря в другой. Для назидания возьмем хотя один из та- ких примеров. Св. преподобномученик Акакий, именуемый Новым, память коего совершается 1-го мая, живя на Афонской горе, удалился в скит Св. Предтечи, явился там к духовнику иеромонаху Никифору и заявил о желании жить при нем. Никифор принял его и поручил надзору послушника своего старца Акакия, который и стал тщательно руководить его по пути аскетических подвигов. Сначала Акакий ревностно подвизался в постах, бдениях и молитвах, но потом поддался искушениям дьявольским и, никому не сказавшись, в глубокую и мрачную ночь вышел из скита Предтечи, сам не зная куда. После семичасового блуждания он пришел в обитель Котломушскую, а из нее в монастырь Симопетрский. Тут он стал просить у игумена позволения остаться в Симопетре. Позволение дано, но Акакий через несколько дней произвел соблазн в обители и за это его выслали оттуда. Господь вразумлял Акакия: ему явился однажды во сне некоторый из старцев Афонских, уже отошедший в мир горний, и повелевал возвратиться к духовнику Никифору, но Акакий оказался непослушным и при этом, и пошел в монастырь Хилендарский; но и тут опять не ужился. Что оставалось ему делать? В одном мест не уживается, из другого высылают. К счастью тут Акакий понял, что должно искать счастья не в селе, а в самом себе; возвратился к духовнику, стал беспрекословно принимать и исполнять все назначаемое ему, а чрез это и нашел мир своему сердцу и достиг такого нравственного совершенства, что от духовного умиления глаза его сделались приснотекущими источниками, изливающими обильные слезы (Аф. Пат. Ч. 2, стр. 265–267).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе 30 марта 2012 г. 23:32 30 марта 2012 года, накануне субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в  Богоявленском кафедральном соборе  в Москве. По традиции перед началом богослужения в Богоявленский собор из крестового Владимирского храма Божией Матери Патриаршей резиденции в Чистом переулке был принесен Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери («Всех радостей Радость»), чтимая икона преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви благословил иконой верующих, после чего образ был установлен в храме для молитвенного поклонения. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений ;  епископ Воскресенский Савва , наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  архимандрит Елисей (Фомкин) , избранный и нареченный во епископа Урюпинского и Новоаннинского; архимандрит Никифор (Хотеев), избранный и нареченный во епископа Отрадненского и Похвистневского; архимандрит Августин (Анисимов), избранный и нареченный во епископа Городецкого и Ветлужского;  архимандрит Варнава (Баранов) , избранный и нареченный во епископа Выксунского и Павловского;  протопресвитер Матфей Стаднюк , настоятель Богоявленского собора; духовенство г. Москвы. Завтра, в субботу 5-й седмицы Великого поста, праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершит  Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском в Москве. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/2129267.ht...

В РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвященная прибытию мощей святителя Спиридона Тримифунтского в Россию 2 сентября 2010 г. 19:30 В среду, 1 сентября, в Российском агентстве международной информации РИА «Новости» прошла пресс-конференция, посвященная прибытию в Россию десницы святителя Спиридона Тримифунтского. Встречу с журналистами провели наместник Свято-Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , председатель Комитета по культурному наследию города Москвы В.А. Шевчук, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Филипп (Рябых) . Открывая встречу, архимандрит Алексий (Поликарпов) отметил, что честные мощи великого подвижника посещают Русскую землю уже во второй раз , что свидетельствует о любви русского народа к святыне и духовном единстве православных христиан Греции и России. Свято-Данилов монастырь и нынешнее место пребывания мощей святителя Спиридона — остров Керкира (Корфу) — связывают давние духовные узы, напомнил отец Алексий. На острове Корфу начинал свой путь выдающийся просветитель Никифор (Феотокис), впоследствии архиепископ, а в последние годы жизни — настоятель Данилова монастыря, в стенах которого он и был погребен . Как сообщил игумен Филипп (Рябых), десницу святителя Спиридона будет сопровождать греческая делегация во главе с митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием. Делегация Элладской Православной Церкви , сопровождающая честные мощи, в свою очередь получит возможность поклониться православным святыням Москвы и Петербурга. В связи с этим заместитель председателя ОВЦС напомнил об особом почитании преподобного Серафима Саровского среди православных греков. Частица мощей русского святого, посетившая два года назад  все крупные города Греции, была встречена греками с большим благоговением. Игумен Филипп напомнил также о событиях 1799 года, когда под руководством адмирала Федора Ушакова (святого праведного Феодора) Керкира была освобождена от  французской армии. На протяжении многих лет при поддержке Данилова монастыря проходят «Русские недели на Корфу» — по словам отца Филиппа, в этом можно видеть пример народной дипломатии, когда, минуя государственные и этнические границы, народы соединяет одна вера  и общая духовная история.

http://patriarchia.ru/db/text/1266315.ht...

В Соловецком монастыре готовятся материалы к канонизации монахов, репрессированных в период после закрытия обители 27 декабря, 2010. Редакция " Правмира " 26 декабря в Соловецком монастыре прошла встреча с руководителем паломнической службой монастыря Мариной Осипенко на тему «Синодики братии Соловецкого монастыря 1915-1931 гг. В ходе встречи было рассказано о судьбах насельников обители после Октябрьского переворота, прежде всего о тех, кто подвергся гонениям и претерпел мученическую кончину. 26 декабря в Соловецком монастыре прошла встреча с руководителем паломнической службой монастыря Мариной Осипенко на тему «Синодики братии Соловецкого монастыря 1915-1931 гг. В ходе встречи было рассказано о судьбах насельников обители после Октябрьского переворота, прежде всего о тех, кто подвергся гонениям и претерпел мученическую кончину, сообщает сайт Соловецкого монастыря . М.В. Осипенко уже несколько лет собирает сведения о последних насельниках обители. Сведения эти, по словам исследователя, «скудны и рассредоточены по разным источникам». Марина Осипенко работает в московских, архангельских и петрозаводских архивах, изучает книги памяти различных епархий, базу данных о новомучениках и исповедниках Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, другие материалы; она совершает экспедиции по местам, куда после закрытия монастыря переселились соловецкие монахи и по крупицам собирает необходимую информацию. По сведениям Марины Осипенко, самые поздние сохранившиеся списки насельников Соловецкого монастыря датируются 1915 и 1920 годами.  В 1915 году братия монастыря насчитывала 349 человек, а в 1920 — 571 человек монашествующих, послушников и трудников. В начале 1920-х гг. большинство из них выехало на материк. Они жили небольшими монашескими общинами в Архангельске и Кеми или вернулись в свои родные места. Часть братии осталась на Соловках и, согласно архивным документам, в 1929 году здесь находилось еще 58 соловецких монахов. Марине Осипенко удалось собрать сведения о 458 последних насельниках обители. К настоящему времени канонизированы трое из них. На Архиерейском соборе 2000 года в чине преподобномучеников прославлены последний настоятель монастыря архимандрит Вениамин (Кононов) и его помощник иеромонах Никифор (Кучин). Кроме них к местному почитанию в Соборе Кольских святых прославлен преподобномученик Моисей (Кожин).

http://pravmir.ru/v-soloveckom-monastyre...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского , иером. Кириллова Белозерского мон-ря . Начало мон-рю было положено в 1452-1469 гг., строительством руководил отец преподобного, крестьянин Никифор Ошевень. Благословение на строительство А. О. м. было дано свт. Ионой , архиеп. Новгородским, а первые земельные владения пожалованы новгородской боярыней Анастасией. С самого основания А. О. м. прп. Александр ввел в нем строгий общежительный устав (см. Общежительные монастыри ). В XV в. в обители подвизались многие близкие родственники святого, а также местные жители. Перед кончиной прп. Александр поручил настоятельство в мон-ре своему брату иноку Леонтию. Первый монастырский храм, построенный прп. Александром, был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. К XVI в. в обители было 2 деревянных храма, колокольня, хозяйственные и жилые постройки и ограда, запечатленные на многочисленных местных иконах прп. Александра. В XVIII-XIX вв. сложился каменный ансамбль мон-ря: в 1707 г. был освящен двухэтажный соборный храм: верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - в честь Сретения Господня. В особом приделе нижнего храма находились под спудом мощи прп. Александра. В 1752 г. был построен каменный братский келейный корпус. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской ц. и настоятельскими кельями. В 1900 г. была возведена деревянная Покровская ц. Согласно описи 1700 г., к мон-рю было приписано 130 крестьянских дворов, в сер. XVIII в. число монастырских крестьян составляло 657 чел. По штатам 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В нач. XX в. А. О. м. владел 208 дес. земли и получал 669 р. 54 к. ежегодного казенного пособия. В 1919 г. мон-рь был закрыт. К 2000 г. здания мон-ря были почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с 4 башнями и настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/64480.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123220.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ († 1609, угличский Покровский мон-рь), прмч., и др. мученики Угличские (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), монахи угличского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря и жители Углича, погибшие от рук польско-литов. интервентов (см. Смутное время ). Летом 1609 г. тушинский полковник Микулинский взял штурмом Углич и осадил Покровский мон-рь. Настоятель обители игум. Антоний и 12 иноков вышли за ворота, чтобы образумить осаждавших, и были зарублены саблями. На следующий день Покровский мон-рь был захвачен, 40 монахов и более тысячи жителей Углича были убиты, некоторые погибли в пожаре. Их останки были погребены в Покровском монстыре в братской могиле, над которой установили камень с надписью: «В лето 7117 убиенныя тела от Литвы». Впосл. над могилой устроили деревянную часовню, к-рая просуществовала до 20-х гг. XX в. Список убиенных монахов (36 имен), восходящий, видимо, к монастырскому синодику, опубликовал в 1887 г. краевед К. Ярославский: священномученики архим. Герасим, Евфимий, Варсонофий, преподобномученики Макарий, Макарий, Матфей, Вассиан, Вассиан, Гурий, Иов, Иов, Иларион, Иларион, Акакий, Онуфрий, Тихон, Иосиф, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Филарет, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Сампсон, Михаил, Иоанн, Мамант, Григорий, Никифор, Никита. Панихидная память убиенных иноков Покровского мон-ря и более тысячи мирян совершалась 14 мая и в субботу мясопустную. Угличские мученики канонизированы в Соборе Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено 10 марта 1964 г. Ист.: Ярославский К. Ист. сведения о бывших и существующих угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания мон-рей//Ярославские ЕВ. 1887. 23. Ч. неофиц. Стб. 364; Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 122-123; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996. С. 147; Sapieha J.-P. Dzieje Marsa krwawego//Moskwa w rkach polaków. Warsz., 1995. S. 294; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 378.

http://pravenc.ru/text/578156.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТА, ИОАНН И ИОСИФ [Греч. Νικτας, Ιωννης κα Ιωσφ] (XI в.), преподобные Хиосские (пам. греч. 20 мая), основатели мон-ря Неа-Мони . Житие Н. И. и Иосифа составлено не ранее XV-XVI вв. и содержит детали, присутствующие в др. агиографических памятниках, в связи с чем возникает вопрос о достоверности приведенной в нем информации. Иосиф фигурирует только в Житии, в источниках XI в. (в грамотах монастыря Неа-Мони, речах и письмах Михаила Пселла ) он не упоминается. Остается неизвестным, когда имя Иосифа присоединили к Н. и И.; сведения о его личности отсутствуют. В 1804 г. в Венеции иеродиак. Никифор, 1-й историограф Неа-Мони, опубликовал сборник, посвященный этой обители, куда вошли 2 варианта Жития основателей, описание кафоликона и очерк истории мон-ря. Согласно источникам, братья Н. и И. родились на о-ве Хиос (Греция). С юных лет они мечтали посвятить свою жизнь Богу и удалились в горную пещеру, чтобы избежать мирской суеты. Образ жизни Н. и И. был примером суровой аскезы: они вкушали пищу раз в неделю, ограничивали время сна, большую часть суток посвящали молитвам. Во время ночных бдений на горе братья стали замечать странное свечение на лесистом склоне, но, когда они пытались приблизиться к этому месту, свечение прекращалось. Тогда они подожгли склон, покрытый непроходимыми зарослями, и пламя остановилось перед кустом мирта, не тронув его, как Неопалимую Купину. На ветвях куста Н. и И. обнаружили образ Пресв. Богородицы. Обретение иконы произошло во время правления визант. имп. Михаила IV Пафлагона (1034-1041). Иноки неоднократно пытались перенести образ в свою пещеру, но всякий раз икона оказывалась на ветвях мирта. Тогда они поняли, что такова воля Пресв. Богородицы и построили на месте обретения иконы небольшую церковь, посвященную Ей. Через нек-рое время иноки получили откровение о том, что некий придворный Константин Мономах, находившийся в ссылке на о-ве Лесбос, скоро будет освобожден и возведен на императорский престол. Н. отправился на Лесбос в сопровождении Иосифа (согласно монастырскому преданию) и сообщил Константину о своем видении. Мономах обещал, что, если предсказание исполнится, он построит на Хиосе монастырь во имя Пресв. Богородицы. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал возведение большой ц. во имя Пресв. Богородицы, отправив на Хиос к-польских строителей и художников.

http://pravenc.ru/text/2565404.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010