Так, преподобный Авраамий Галичский основал четыре монастыря, Макарий Унженский — три монастыря, Дионисий Глушицкий — три и четвертый восстановил, Ферапонт Белоезерский, Димитрий Прилуцкий, Стефан Махрицкий — по два. А всего более умножению у нас монастырей в то время и возбуждению монашеского духа способствовали своим нравственным влиянием, своими трудами и примером такие великие подвижники, каковы были преподобный Сергий Радонежский, Кирилл Белоезерский и другие, и такие великие святители, каковы были святые Петр и Алексий Московские, Моисей Новгородский, Стефан Пермский и им подобные. Монголам можно вменить разве то, что они, не вмешиваясь во внутренние дела нашей Церкви, не возбраняли самим русским заботиться об устроении своих святых обителей, делать на них пожертвования, вклады, как не препятствовали вообще естественному течению церковной жизни. Что же касается до мысли, будто некоторые принимали тогда у нас монашество вследствие государственных бедствий, чтобы найти для себя безопасный приют и покой в стенах мирных обителей, а другие устремлялись туда толпами из городов и сел, привлекаемые одними мирскими преимуществами монастырей , то, признавая эту мысль совершенно сообразною с тогдашними обстоятельствами и свойствами человеческого сердца, мы, однако ж, не находим возможности подтвердить ее фактами. Надобно еще заметить, что большая часть наших монастырей того времени возникла не в первое столетие монгольского ига, когда оно давило Россию всею своею тяжестию, а уже во второе, когда Юго-Западная Россия совсем освободилась от этого ига и вошла в состав Литовского государства и отчасти Польши, когда в Руси Восточной утвердилась и возвысилась Москва и начала жить почти самостоятельною жизнию, и что самое значительное число монастырей основано у нас тогда в области Новгородской и других северных, куда владычество монголов вовсе не проникало. I. Монастыри в Юго-Западной России Всего менее сохранилось сведений о тогдашних монастырях Юго-Западной России, которая со времени нашествия монгольского начала отделяться от Восточной, пока не вошла в состав Литовского государства и частию Польши.

http://sedmitza.ru/lib/text/435888/

До сер. XVI в. все постройки К. м. были деревянными. 23 апр. 1559 г. по инициативе игум. Исаии (Шапошникова) над местом погребения прп. Никиты был заложен, а в 1565 г. освящен каменный 5-главый 4-столпный 3-абсидный Богоявленский собор. Вероятно, его возводили ростовские мастера. Одним из главных жертвователей на строительство был кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Иоанна IV Васильевича . В 1569 г. кн. Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил К. м. В том же году князя убили в Александровой слободе по приказу царя Иоанна Грозного. Царский гнев обрушился и на иноков монастыря: значительная часть братии во главе с игум. Исаией была казнена в 1570 г. Игум. Исаия погребен в подклете собора. В Смутное время, в кон. 1608 г., отряды Лжедмитрия II во главе с А. Ю. Лисовским во время захвата Костромы осадили мон-рь. 30 дек. захватчики ворвались в К. м., разграбили и разгромили обитель, погибли 13 иноков, 5 монастырских служебников и 38 монастырских крестьян. Впоследствии насельники вплоть до революции 1917 г. ежегодно 30 дек. поминали погибших защитников обители. В 2004 г. преподобномученики иеромонахи Трифиллий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, монахи Варлаам, Дионисий, Иов, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий были включены в Собор Костромских святых. По окончании Смутного времени значение К. м. стало быстро расти. В сент. и окт. 1619 г. обитель дважды посетили царь Михаил Феодорович Романов и царица-инокиня Марфа , совершавшие по случаю освобождения из польского плена патриарха Филарета (Романова) благодарственное паломничество в Макариев Унженский монастырь . Царь Михаил Феодорович пожаловал к чтимому образу Богоявления 2 «золотых угорских» (венг. монеты), а инокиня Марфа - ведро церковного вина «да [наперсный] крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас Нерукотворенный, да на пробою два жемчуга бурминских» (Там же. С. 295). С нач. XVII в. монастырю покровительствовали владевшие в Костромском крае многочисленными вотчинами бояре Салтыковы, основавшие в обители родовое кладбище. Первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был похоронен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил; † 1608), затем его сыновья - бояре Борис Михайлович († 1644) и Михаил Михайлович († 1671), пользовавшиеся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Феодоровича, его внук - Петр Михайлович († 1690), и правнук - стольник Федор Петрович († 1662), убитый в Москве во время стрелецкого бунта, и др.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Хан отпустил с ним, по одним данным, 40, по другим – 400 человек. Все они двинулись вверх по Волге, в родную Русь. Первая ночная стоянка во время этого обратного похода, место первого благодарственного моления преп. Макария Богу за освобождение – это и есть место будущей Свияжской Макарьевской пустыни. Там, уходя, Преподобный поставил памятный крест – и по преданию, завещал своим духовным детям: когда только будет возможно, основать на этом месте обитель в благодарение Спасителю, в честь светлого Его Вознесения. Именно в праздник Вознесения Христова и совершилось освобождение пленников… Исполнить это завещание удалось лишь 2 века спустя. В XVII веке сначала иеромонах из Унженского монастыря под Костромой (где скончался св. Макарий) возродил Желтоводскую обитель (1620 г.), а потом другой схимонах Исайя пошел вниз по Волге, отыскал место близ устья Свияги и основал там Макарьевскую Вознесенскую мужскую обитель. Точный год этого события неизвестен, но сам подвижник Исайя – историческая личность, – скончался в схиме 10 декабря 1661 года. Стало быть, основание совершилось где-то в I половине XVII века, и таким образом Макарьевская пустынь – почти ровесница Раифской. Макарьевская пустынь стала именоваться «подгородной» - она находилась на правом берегу Свияги в 2 км от самого Свияжска, расположенного выше по течению. В отличие от великого Успенского монастыря в самом граде, она всегда была довольно маленькой и бедной. Одно из первых документальных упоминаний о ней относится к 1685 году – в грамоте данной настоятелю Соломону на торговое место в Казани, у Тайницких ворот кремля. А вскоре в обители началось каменное строительство – хотя до XIX века она большей частью оставалась деревянной. Весь ныне существующий ансамбль Макарьевской пустыни сформировался в XIX веке. Две церкви, все корпуса и кирпичная ограда, построенные примерно в одну эпоху (1830-1890-е годы), производят впечатление удивительно цельного комплекса. Все здания гармонируют друг с другом и очень удачно вписаны в окружающую природу.

http://sobory.ru/article/?object=02903

Из больших и процветающих монастырей Макарий, взыскуя безмолвия, уходит в пустынные безлюдные места. Аналогичные мотивы мы также найдем во множестве византийских житий. Важной частью Жития является повествование о том, как Макарий выводил доверившихся ему людей из татарского плена в безопасные места (когда это случилось, Макарию было 90 лет!). Описание тяжкого, наполненного лишениями пути является сюжетным центром повествования. Рассказ о жизни преподобного завершается двенадцатью чудесами, одиннадцать из которых произошли после смерти Макария. Среди них имеется рассказ об исцелении от болезни царского воеводы Ивана Выродкова. В кратком повествовании дан яркий, запоминающийся портрет воина, верного долгу, сохраняющего верность присяге даже с опасностью для жизни. В двух других посмертных чудесах сам Макарий выступает как воин, защитник городов Унжи и Солигалича – на сивом коне, с пращей или луком в руках, в иноческой одежде багрового цвета. А еще в двух чудесах рассказано о помощи Макария женщинам в сложных жизненных ситуациях – о спасении Марии от плена и позора, об избавлении Елены от страшного греха самоубийства. Два эти чуда объединены одной особенностью: в критические моменты повествование ведется от первого лица, женщины сами рассказывают о том, что они пережили. Возможно, не все двенадцать чудес написаны одним автором. Последнее из этих небольших сочинений снабжено громогласным, не похожим на общий стиль повествования вступлением, которое составлено из фраз, заимствованных из праздничных проповедей знаменитого русского ритора Кирилла Туровского . Для публикуемой краткой редакции Жития характерен динамичный стиль повествования. Одно за другим проходят события из жизни святого, нет пространных цитат из Св. Писания. Действие развивается быстро, на обширных географических пространствах, с участием множества действующих лиц. Язык Жития легок, близок к разговорному. Краткая редакция Жития ранее не публиковалась. Текст, легший в основу настоящей публикации, взят из рукописи XVIII в., хранящейся в библиотеке Российского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Нижегородское собр., 1560).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время обратного пути в Москву Михаил Федорович Романов — спасенный от гибели жертвенным подвигом Ивана Сусанина, великого патриота земли Русской — в костромском Свято-Троицком Ипатьевском монастыре был призван на всероссийское царство. В 1619 году, будучи уже царем, Михаил Федорович вновь посетил обитель для благодарного поклонения святым мощам преподобного Макария Унженского за свое избрание, освобождение из польского плена отца и за спасение и умиротворение Отечества. Вскоре, благодаря широкому почитанию преподобного Макария и покровительству Царского дома, Макариево-Унженский монастырь из небольшой скромной обители превратился в один из самых знаменитых монастырей России — «лавру преподобного Макария». В 1675-1682 годах настоятелем монастыря был великий русский святой и подвижник XVII века — святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В 1778 году слобода, существовавшая близ монастыря с XV века, была преобразована в город Макарьев, ставший с 1797 года центром Макарьевского уезда Костромской губернии. В 1802-1880 годах в стенах обители располагалось Макарьевское духовное училище, а во время Первой мировой войны был открыт госпиталь для раненых. В 1919 году монастырь преподобного Макария подвергся закрытию и долгое время пребывал в запустении. С 1993 года Макарьевская обитель возобновлена как женский монастырь и в настоящее время возрождается трудами игумении Веры (Моревой), благодетелей и сестер обители. В 2005 году в монастыре был открыт приют для девочек-сирот имени святителя Митрофана Воронежского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский почитается православным народом как покровитель плененных и без вести пропавших. Святые мощи угодника Божия, изъятые из монастыря в годы гонений и хранившиеся в краеведческом музее города Юрьевца Ивановской области, в 1990 году были возвращены Церкви и настоящее время пребывают в основанной преподобным Макариево-Унженской обители. Встреча святых мощей преподобного Макария состоится 18 мая в 8.45 на Сусанинской площади города Костромы. После молебна святыня крестным ходом будет перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. В Костроме мощи преподобного Макария будут находиться до 28 мая.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6:33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но недолго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошёл ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание… В монастыре обучался православию восемь лет Никон, пробыв в нём послушником до 1624 года. Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов — Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромлянин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда. Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. К 1917 году в монастыре насчитывалось около 300 сестер. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1928—1929 годах в его стенах был размещён детский дом, в годы Великой Отечественной войны — эвакогоспиталь, в 1943 году монастырь был причислен к Лысковскому зооветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.

http://azbyka.ru/palomnik/Желтоводский_М...

Молитвенник и подвижник, живший более шестисот лет назад, и сегодня побуждает нас читать его житие и совершать ему молитвы. Мы испрашиваем у преподобного Макария помощи в деле возрождения духовной жизни на Руси, восстановления поруганных некогда храмов и монастырей, в том числе и славнейшей некогда Макарьево-Желтоводской обители. Два года назад трудами и заботами священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви Нижегородская епархия обрела честную главу преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводского. В течение десятилетий после закрытия Унженской обители эта часть святых его мощей хранилась как величайшая святыня в семье священнослужителей, но ведающий времена и сроки Всемилостивый Господь положил ее хранителям передать честную главу в возрождающийся Макарьево-Желтоводский монастырь. Исследования подтвердили подлинность обретенной главы преподобного Макария. До нынешнего дня она находилась в Нижегородском Вознесенском Печерском монастыре, куда приходили многие тысячи благочестивых жителей Нижнего Новгорода и других городов и весей нашей страны, чтобы поклониться мощам преподобного отца и испросить у него помощи и утешения в скорбях и нуждах. Сегодня по Нашему благословению честная глава преподобного Макария крестным ходом по реке Волге переносится в Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь, где в дни празднования его памяти будет вновь освящен главный храм обители — собор в честь Пресвятой Живоначальной Троицы. Возблагодарим же, возлюбленные, Господа нашего за радость обретения честной главы преподобного и богоносного отца нашего Макария Желтоводского и Унженского. Мы верим и знаем, что преподобный Макарий будет призывать к ревности о Христе многих и многих людей, что грех будет изгоняться из жизни наших братьев и сестер, что усилия богопротивника диавола будут посрамлены и благочестивая жизнь вновь восторжествует на святой Русской земле. Вновь и вновь обращая свой мысленный взор к великому угоднику Божию, вознесем к нему наши усердные молитвы: О, всеблаженне отче наш Макарие, сподоби нас последовати, по силе нашей, святому твоему и равноангельскому житию! Яко да всемилостивым представительством Преблагословенныя и Препрославленныя Приснодевы Марии Богородицы, Небесныя Царицы, христианския Заступницы и Покровительницы, и твоими святыми молитвами Преблагий Христос Бог наш покажет на нас, грешных рабех своих, благодать и молость Свою, и настоящих зол и будущих мук вечных свободит нас, и сподобит ны наследники быти Царствия Своего Небеснаго, славящих и величающих Его купно со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/276633.htm...

Желтоводская обитель до 1620 года находилась в запустении, пока посадский человек из Мурома по имени Алексей, в постриге Авраамий, которому преподобный Макарий неоднократно являлся во сне, не стал ее восстанавливать. Стараниями Авраамия в 1624 году был освящен главный престол собора во имя Святой Живоначальной Троицы, из Унженского монастыря был перенесен образ преподобного Макария и поставлен в специально построенной часовне. Особенно быстро строительство пошло после того, как под стенами монастыря образовалась ярмарка, которая в короткие сроки получила статус Всероссийского торжища. Ежегодно в августе у стен монастыря возникал временный огромный торговый город. Количество торговых лавок достигало пяти тысяч. Развитие книгопечатания, соседство с Макарьевской ярмаркой, наличие средств позволили монастырскому начальству собрать большую библиотеку. В «духовной» строителя Авраамия за 1640 год было описано 70 книг (печатных и рукописных), а в «Переписной книге церковной утвари» за 1702 год насчитывается уже 467 книг, из которых 347 – печатные. В 1817 году ярмарка после сильного пожара была перенесена в Нижний Новгород. Для Макарьевского монастыря перенос ярмарки оказался невосполнимой потерей. Монастырь беднел с каждым годом, и монахи стали покидать обитель на Волге. Уход монахов из монастыря увеличился, когда в начале XIX b. Волга изменила свое русло, затопила Желтое озеро, вплотную подошла к стенам святой обители и стала ее разрушать. Сначала были подмыты частично стены монастыря, а в 1859 году рухнул центральный купол собора. Опасаясь за жизнь монахов, Нижегородское епархиальное начальство и местные власти приняли решение об упразднении монастыря и уничтожении монастырского комплекса. Но благодаря настойчивости местных жителей удалось сохранить этот уголок Древней Руси. В 1869 году монастырская община все же была упразднена, монахи разошлись по другим обителям. Здесь остался лишь один иеромонах, приглядывать за опустевшими монастырскими зданиями. По просьбе макарьевских жителей в монастыре была оставлена чудотворная икона преподобного Макария.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Организаторы выставки в шутку называют экспозицию «изба-читальня»: они посчитали необходимым сопроводить экспонаты подробными текстовыми материалами, не только помогающими зрителю правильно «прочитать» икону, но и рассказывающими о литературном источнике, лежащем в ее основе. На выставке представлено около 70 икон из собрания ЦМиАР, двух частных музеев – Музея невьянской иконы в Екатеринбурге и Частного музея русской иконы в Москве, а также 14 частных коллекций. Значительная часть произведений будет экспонироваться впервые. В иконы в экспозиции объединяются в тематические группы. Так, собственно житийные иконы развешены по чинам святости: мученики, святители, преподобные, святые воины, святые жены. Отдельные группы составляют русские святые (преподобные Никита Переяславский, Авраамий Галичский, Макарий Унженский и Желтоводский, Пафнутий Боровский) и сказания о реликвиях: «Богоматерь Тихвинская, со сказанием об образе» 1560-х годов (ЦМиАР), «Спас Нерукотворный, со сказанием об образе» нач. XVIII в., «Сказание о веригах апостола Петра» и др. Хронологический ряд обширен: он охватывает произведения от XIV в. («Святитель Николай Чудотворец, с житием» середины XIV века (собрание В.А. Логвиненко) до нач. XX в («Прп.Серафим Саровский в житием»). Важно отметить, что рядом с упомянутой древней иконой святителя Николая расположены еще несколько житийных икон этого почитаемого святого, которые дают представление о развитии его житийной иконографии в течение веков. Особый интерес представляют также иконы «Мученик Мина, с житием» середины XVI века (ЦМиАР), «Апостол и евангелист Иоанн Богослов, с житием» середины XVII века (собрание Г.У. Ершова), «Мученик Феодор Стратилат, с житием» конца XVII века (собрание В.А. Логвиненко) и другие. Обращают на себя внимание житийные образы редко встречающихся в иконописи святых: Марии Египетской, Алексия человека Божия, Анастасии Римлянки, святителей Модеста Иерусалимского, Тихона Амафунтского, Ипатия Гангрского, Папы Римского Сильвестра. Организаторы посчитали также необходимым представить ряд поздних икон, которые заказывались не для церкви, а для домашней молитвы: это редкий житийный образ «Веры, Надежды, Любви и матери их Софии», мученик Мамант и другие. Несомненно, внимание посетителей привлечет и житийная икона св.Христофора-песьеголовца (cep.XIX в., Ветка), а также другие уникальные по своему сюжету иконы XVIII-XIX веков.

http://pravoslavie.ru/32403.html

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского , - день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря - по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.). Святитель Митрофан оставил духовное завещание. Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: " Сия изустная духовная потпи (сал) я... епископ Митрофан Воронежский " . На нижней доске (внутри) находится запись скорописью XVIII века: " Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня " (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II. 820-1051. М., 1973. С. 6). В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: " Не нарушай моего завещания " . Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится. Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова " не нарушай моего завещания " есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

http://patriarchia.ru/db/text/908136.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010