Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре, он впоследствии основал Богоявленскую обитель на северной границе Нижегородского княжества, при реке Лух, и Троицкий Желтоводский монастырь на Волге (именовавшийся так по расположенному вблизи обители озеру Желтые Воды). В 1439 году Улу Мухамед, властитель Казанского ханства (одного из " осколков " Золотой Орды), выступил в поход на Москву, захватив Нижний Новгород и разорив Троицкую обитель. Преподобный Макарий вынужден был покинуть желтовод­ские пределы и, уйдя на север, основал на горе в унженских лесах монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы возник святой источник; в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери - поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился ко Господу. Его прославление в лике всероссийски чтимых святых состоялось в 1619 году. Монастырь, основанный преподобным Макарием, с течением лет расширялся и благоустраивался. Особое покровительство, которое оказывали обители первый государь из дома Романовых царь Михаил Феодорович (вместе со своей матерью великой инокиней Марфой Иоанновной дважды - в 1612 и 1619 годах - совершавший сюда паломнические поездки) и его преемники, привело к тому, что в XVII веке небольшой монастырь на Унже стал одной из известнейших российских обителей и даже именовался иногда " лаврой преподобного Макария " . В 1664-1670 годах здесь был возведен каменный Троицкий собор. В 1670-1674 годах над местом погребения преподобного Макария построили каменную Макарьевскую церковь, при этом состоялось обретение святых мощей унженского старца. Позднее в обители были воздвигнуты еще три каменных храма - Благовещенский (в 1680 году), Никольский над Святыми вратами (в 1685 году) и Успенский (в 1735 году). В 1675-1682 годах монастырем управлял игумен Митрофан, в 1682 году ставший первым епископом Воронежским и прославленный Церковью в лике святых.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Обратившись к собравшимся со святительским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с днем памяти преподобного Макария Желтоводского и поблагодарил владыку Силуана и игумению Нину за труды по благоукрашению древней обители. Для нижегородцев, желающих посетить Макарьевские торжества, при содействии правительства Нижегородской области были выделены автобусы. Билеты на них распространялись на приходах Нижнего Новгорода. Число участников Божественной литургии в день памяти преподобного Макария Желтоводского на территории Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря, по данным ГУ МВД по Нижегородской области, составило 2500 человек. Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 году иноком нижегородского Вознесенского Печерского монастыря преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом волжском берегу, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженец, в 90 километрах от Нижнего Новгорода. Святой Макарий, родившийся в Нижнем Новгороде, подростком пришел в Печерский монастырь для монашеского делания. По прошествии времени он удалился из монастыря и много странствовал в поисках места для новой обители. Так на берегу Желтого озера возникло монашеское поселение. Но вскоре монастырь был разорен, иноки убиты, а сам Макарий взят в плен отрядом казанского хана. Отпущенный на свободу, святой основал новую обитель на реке Унже, где и скончался. Монастырь на берегу Желтого озера был возобновлен стараниями инока Тетюшского Казанского монастыря Авраамия, которому было чудесное явление преподобного Макария. В 1624 году в возрожденном монастыре была построена первая деревянная церковь. В 1641 году у стен обители начала действовать знаменитая Макарьевская ярмарка, и с этого времени монастырь стал строиться и благоукрашаться благодаря пошлинным доходам и добровольным вкладам. С 1651 по 1667 годы были возведены в камне все монастырские строения, дошедшие до наших дней. По мнению исследователей, зодчим монастырского ансамбля, возможно, был каменных дел подмастерье Максим Апсин. В 1677 году было завершено строительство мощной монастырской крепости, поставленной для защиты монастыря и ярмарки.

http://patriarchia.ru/db/text/5949381.ht...

В день Вознесения Господня ежегодно совершается в здешнюю обитель из церквей Нижнего-Новгорода крестный ход, издревле учрежденный. МАКАРЬЕВСКИЙ-ЖЕЛТОВОДСКИЙ-ТРОИЦКИЙ, муж. 2 класса, при уездном городе Макарьеве, на левом берегу Волги; состоит под управлением архимандрита. Основан около 1435 года Преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, с помощью в. к. Василия Васильевича Темного, укрывавшегося в Нижнем-Новгороде от гонения Шемяки. Близ монастыря находится весьма большое и глубокое озеро, известное у местных жителей под именем желтые воды; оно называется также и святым: есть предание, что св. Макарий крестил в нем язычников и магометан, принимавших, по его убеждениям, христианскую веру. В 1439 году обитель эта разорена татарами и преподобный Макарий взят в плен; но вскоре отпущен с честью; однако ж Преподобный уже не возвратился сюда, а основал другую Унженскую пустынь, в Костромской губернии; Желтоводская же обитель, подвергшись вторичному разорению, в 1445, от татар, пришедших на Нижний-Новгород под предводительством казанского хана Улу-Махмета, оставалась около 180 лет в совершенном запустении. – В 1620 году некто Авраамий, инок, Муромский уроженец, поставил себе уединенную хижину при озере Желтоводском, и благочестивым житием привлек к этому месту многих тружеников; впоследствии хижину обратил он в молитвенницу; а потом, по благословению патриарха Филарета, устроил и обитель, в которую перенес в 1624 году из Унженского монастыря икону св. Макария, которого мощи в то время прославились чудесами. Стечение богомольцев, ежегодно увеличивающееся, привлекло сюда и торговцев с разными товарами. Эти сперва незначительные съезды образовали и постепенно увеличили знаменитую ярмарку, называемую Макарьевскою. Ныне здесь 6 каменных церквей: 1) Соб. Живоначальной Троицы; 2) Успения Богородицы; 3) Макария Желтоводского; 4) Всех Святых; 5) Архангела Михаила; 6) Григория Пельшемского; который в XV веке принял в этой обители иночество и потом был здесь игуменом. – Монастырь огражден каменною стеною, на пространстве 500 сажен, с 9 башнями; ограда эта начата постройкою в 1663 и кончена в 1667 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В свою очередь монахиня Нина (Антонова) поздравила всех собравшихся с престольным праздником и преподнесла Преосвященным архиереям заздравные просфоры. Кроме того, митрополиту Георгию она подарила четки и икону преподобного Макария, Желтоводского и Унженского. Обратившись к собравшимся с архипастырским словом, управляющий Нижегородской епархией поздравил всех с днем памяти преподобного Макария Желтоводского. «Традиционно в эти жаркие августовские дни мы собираемся под сводами этой древней обители, чтобы воздать славу и хвалу Господу Спасителю, — сказал он. — Это первый год, когда мы празднуем день обители без ныне усопшей матушки Михаилы , которая более двух десятилетий несла здесь свое служение, много потрудилась для возрождения обители и создания здесь монашеской общины. Мы вспоминаем игумению Михаилу сегодня и молимся, чтобы Господь простил ей всякое согрешение вольное и невольное и даровал Царствие Небесное». «Сегодня мы воздаем особую хвалу и благодарение преподобному Макарию, — продолжил митрополит Георгий, — который своим подвигом поста, молитвы и бдения достиг особой святости и основал обитель, которая имеет непреходящее значение не только для земли Нижегородской, но и для всей святой Руси. Сегодня древние монастыри являются теми маяками духовной жизни, через которые люди трезвятся сердцем, просвещаются умом и следуют по пути заповедей Господних. На этом пути нас ждут искушения и соблазны, раздирают страсти и борют сомнения, пленяют бесы. Своими человеческими силами зачастую трудно, и, как правило, невозможно устоять от соблазнов и силы тьмы века сего. Но когда мы притекаем в древнюю обитель, призываем на помощь угодников Божиих, таких как преподобный Макарий, то эта темная сила отступает и распадается как прах. И мы сегодня восклицаем вместе с Церковью небесной, торжествующей, с преподобным Макарием, память которого сегодня совершаем, и Церковью земной, воинствующей: " Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! " » Глава Нижегородской митрополии поблагодарил владыку Силуана за труды по благоукрашению древней обители, монахиню Нину за подарки и пожелал ей с сестрами помощи Божией в монашеских трудах. «Дай Бог, чтобы вы продолжали монашеское делание своей предшественницы игумении Михаилы, упражняясь в посте, молитве и бдении. И пусть поможет вам в этом преподобный Макарий!» — добавил он.

http://patriarchia.ru/db/text/5834400.ht...

Двенадцати лет преподобный Макарий Унженский покинул дом и ушел в Печерский монастырь. Родители искали его повсюду и плакали неутешно. Через три года случайно от инока узнали они о месте пребывания сына. Отец его пришел в монастырь и со слезами просил настоятеля показать ему сына. Но Макарий ответил: «Отец мой – Господь Бог . Невозможно нам видеться здесь, на земле, ибо Господь сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 )». Отец плакал и говорил: «Сын мой, я плачу от радости о Твоей вере, но покажись мне и утешь меня». Но юный инок остался тверд, тогда отец сказал: «Сын мой, спасай душу твою и молись о нас Господу, да и мы твоими молитвами будем спасены» (85,347). ВТОРНИК. Ин. Зач. ЗЗ. (8,51–59) ОБ ИСПОЛНЕНИИ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ Послушай Бога в заповедях, чтобы и Он услышал тебя в молитвах (33,179). Заповеди Божий есть Жизнь Вечная (31,186). Как по телу несовершенен тот, у кого недостает какого-либо необходимого члена, но в том самом и несовершенен, чего недостает ему; так нерадящий и о единой заповеди чрез неисполнение бывает уже несовершенен по причине сего недостатка (1,256). Каждый из нас может исполнять трудное в заповедях, когда жизнь свою, как пред зрителями, открывает пред Богом всяческих (1,339). Вступивший в послушание Евангелию должен прежде всего очистить себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы чрез это соделаться благоприятным Богу в делах Святыни (3,308). Заповеди Божий надобно так исполнять, как повелел Господь. Ибо кто погрешает в образе действования, тот хотя, по-видимому, исполняет заповедь, однако же не имеет похвалы от Бога… Заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем целью угодить Богу и прославить Бога (3,325). Показывающий тщательность в менее важном не должен презирать важнейшее, но, исполняя преимущественно важнейшие заповеди, обязан он успевать и в менее важном (3,351)… Заповеди Божий не иное что имеют в виду, как спасение послушного им (5,65)… Во всем должно нам остерегаться, чтобы под предлогом исполнения заповеди не оказаться нарушителями другой (5,104)…

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), ископанных здесь. Рядом с новым храмом выросли кельи, хозяйственные постройки, звонница. Число братии все увеличивалось. Дионисий стал первым настоятелем монастыря, сначала в сане игумена, затем – архимандрита. Двое юношей, уроженцев Нижнего Новгорода – Евфимий и Макарий (это их имена в монашеском сане), в разное время пришли в Печерский монастырь, были приняты под духовное водительство настоятеля и стали одними из избранных учеников святителя Дионисия. Евфимий, едва достигший четырнадцатилетнего возраста, твердо нес все послушания, повинуясь настоятелю, трудясь и благоговейно служа Богу. Макарий, родом из благочестивой богатой семьи, желая удалиться суеты мирской, двенадцатилетним отроком ушел от родителей – тайно, поменявшись одеждой с нищим. Придя в обитель Печерскую с духом глубокого смирения, отрок умолил архимандрита Дионисия принять его в число братии. Спустя несколько десятилетий ученики и последователи святителя сами станут основателями новых обителей, а впоследствии будут причислены к лику святых за свои христианские подвиги. Трудами преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, заложен монастырь во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, известный как Макарьевская пустынь, а затем еще две обители – знаменитый Троицкий монастырь на озере Желтые воды, вблизи Волги (сейчас более известный как Макарьевский Свято-Троицкий Желтоводский), и Макарьевский Унженский монастырь. Преподобный Евфимий основал два монастыря в Суздале – Спасский и Покровский; его имя осталось в истории и самом названии устроенной им Спасо-Евфимиевской обители. Святитель Дионисий в 1374 году был возведен в сан епископа Суздальского и Нижегородского митрополитом Московским Алексием. Резиденция Дионисия с того времени располагалась в нижегородском кремле, однако святитель не оставлял братию без своего внимания. Печерский Вознесенский монастырь все более укреплялся как духовный и культурный центр земли Низовской. Предположительно, именно здесь, по благословению епископа и при его участии, монахом Лаврентием был создан древнейший из дошедших до нас летописный свод – текст Лаврентьевской летописи 1377 года.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Святитель Дионисий Суздальский. Икона тверского письма. Тирасполь. 90-е гг. XX в. Митрополит Макарий (Булгаков) относит к святителю Дионисию следующую запись в Синодике Нижегородского Печерского монастыря 1595 года: “На память преподобного отца нашего Давида (26 июня) и на преставление Дионисия (в 15 день октября 1385 года) в оба дни панихиды и обедни служити собором и кормы на братию ставити большие”. Если предположить, что речь идет об одном и том же лице, то до принятия монашества Святитель носил имя Давид и был крещен в честь преподобного Давида Солунского. Первые достоверные сведения о святителе Дионисии восходят к основанию и устроению жизни Нижегородской Вознесенской обители: недалеко от Нижнего Новгорода святой и его сподвижники поселились “в расщелинах”, подвизаясь там в посте и молитве. Когда же возросло число желающих подвизаться вместе с ними в иноческом житии, Святитель в конце 20-х — середине 30-х годов XIV века основал монастырь в честь Вознесения Господня. Украшаемая трудами и подвигами, новоустроенная обитель вскоре начала привлекать к себе ищущих спасения. Одним из первых ее насельников стал преподобный Евфимий Суздальский (память 1 апреля). Родился преподобный Евфимий около 1316 года в Нижнем Новгороде и еще отроком, “от многих слышав о преподобнем Дионисии Печерском и о святей обители и о ученицех его, благопослушных постницех”, разжегшись “теплотою духовною”, пришел в Дионисеву обитель и “вда себе на многие труды и на молитву непрестанную, на алкание и на жажду, на молчание и на земли легание…”. “Прими мя, отче, — сказал он, поклонившись до земли, — к святому избранному стаду твоему”. Видя его молодые лета, но вместе с тем и неотступное желание быть причтенным к лику воинства Христова, Дионисий принял его в число братии. Евфимий прожил в обители “немало время, ни коея же своя воля имый”. Другой будущий ученик святителя Дионисия, преподобный Макарий Желтоводский, Унженский (память 25 июля), сбежал из дома, переоделся нищим и, сказавшись сиротой, просил Дионисия постричь его в монахи и принять в число братии, когда ему было всего 12 лет. Строгий к себе и другим, Святитель указывал Макарию на юные лета того для иноческих подвигов. “Поверь мне, чадо, — говорил он с любовью отроку, — что трудно и прискорбно носить иго монашеского жития. Ты еще весьма молод. По моему мнению, невозможно тебе переносить постнические труды и терпеть напасти от бесовских козней. Заботясь о тебе, страшусь, дабы вместо спасения души не возлюбил ты чего-нибудь мирского, тобою теперь оставляемого, и не почел бы правый путь спасения тяжким и строптивым. Тогда благое начинание твое не поможет тебе, а обратится в пагубу, как написано: никто же возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии (Лк 9:62)”. После усиленной и слезной просьбы Макария Дионисий, провидев в нем осенявшую его силу благодати, согласился принять Преподобного в число братии.

http://pravmir.ru/svyatitel-dionisiy-arh...

В монастыре преподобного Паисия Галичского (+ 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV—haчaлe XVI вв., память 7/20 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (+ 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей. Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы. Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.

http://pravicon.com/info-2725

Источник: сайт  Православные храмы Костромской губернии Монастырь основан в конце XIV века около слободы Решма в 25 км. от Кинешмы, на правом высоком берегу реки Волги иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием Унженским и Желтоводским чудотворцем. Мужская обитель была названа во имя Богоявления Господня (стала известна под названием Макарьевской пустыни). По преданию преподобный Макарий и его ученики выкопали под горой колодец. Вода из него считается целебной. В начале XVII века монастырь был разорён во время польско-литовской интервенции. Восстановлен при царе Михаиле Фёдоровиче. С 1764 г. - заштатный. Оказался в бедственном положении. В 1767 г. взамен старого обветшавшего деревянного храма во имя Святой Живоначальной Троицы был выстроен каменный, с шатровой колокольней, тремя престолами, старинной живописью, резными царскими вратами, древними иконами. В 1883 обнесён каменной оградой с башенками. Подвергался стихийным бедствиям (буря 1844 г., пожары 1854-1855 гг.). С 1901 - женский монастырь, началось воссоздание обители. После 1917 г. монастырь существовал как сельскохозяйственная артель. 13.03.1929 г. оставшееся имущество монастыря было передано в действующий приходской Христорождественский храм. В 1940 г. закрыт последний действовавший храм. На месте разрушенного Троицкого храма была построена школа, в двухэтажных кельях разместился учебный корпус школы-интерната. Разрушены и другие строения монастыря. В 1991 г. в Решме был открыт чудом уцелевший Никольский храм. В 1992 г. сюда приехали несколько насельников Киево-Печерской Лавры. Вокруг приходского храма начала возрождаться монашеская жизнь. В 1994 г. Свято-Никольский приход переименован в Макариев-Решемскую монашескую общину, в 1998 г. преобразован в мужской монастырь. В монастыре хранятся частицы святых мощей преподобного Макария Желтоводского и многих других святых. Монастырь занимается большой просветительской работой: открыта Православная школа имени преподобного Иоанна Кронштадского; издается альманах «Свет православия»; читаются лекции; насельники изучают литургику, православную педагогику.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Крестный ход завершился торжественным многолетием, после которого епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий поздравил нижегородцев и гостей с праздником, а также поблагодарил представителей власти и благотворителей за заботу и содействие в возрождении святынь и духовности. «Не так тяжело возрождать храмы, – отметил Владыка, – как возрождать души, восстанавливать монашескую жизнь. Сегодня у нас праздник, и мы все вместе будем возносить молитву преподобному Макарию Желтоводскому». Сергей Кириенко, в свою очередь, выразил уверенность, что с возрождением Макарьевской обители будет крепнуть Нижегородская область и вся страна. Полпред особо отметил значение возвращения в обитель чудотворной иконы преподобного Макария. «Все это еще раз показывает, насколько возрождается монастырь, возрождается всерьез и навсегда», – сказал он. Валерий Шанцев, прибывший в Макарьев в качестве паломника, сказал: «Православие – наше богатство, наши корни. И все мы, русские люди, должны гордиться своей землей, своими обычаями, своей историей, потому что только это позволяет рассчитывать, что мы и впредь будем великой державой». При этом он отметил, что, занимая различные посты, активно взаимодействовал с Русской Православной Церковью. Это сотрудничество продолжается и на нижегородской земле. «Приехав в Нижний Новгород, в первый же день я встретился с Владыкой Георгием», – подчеркнул Валерий Шанцев. Справка: Икона «Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский» была выполнена по заказу игумена Макарьевского Желтоводского Свято-Троицкого мужского монастыря Иллариона в 1661 году и утрачена после революции, когда монастырь был закрыт и разорен. Икона поступила в музей в 1957 году в результате экспедиционных сборов: ее нашла сотрудник музея Мария Николаевна Голубева на чердаке Лысковского музея, расположенного в бывшем здании Георгиевской церкви. Полностью икона была открыта в 1962 году в Государственных центральных реставрационных мастерских им. И. Э. Грабаря. Симон Ушаков – известный русский иконописец XVII века, мастер Оружейной палаты. Новаторство Симона Ушакова, заключавшееся в привнесении реалистических черт в изображение человека, предвосхитило появление в конце XVII – начале XVIII века портретного искусства – парсуны.

http://pravoslavie.ru/14190.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010