Источник: сайт  Макарьев-Решемская Святая обитель находится в селе Решма в 25 километрах от Кинешмы. Там располагается женский монастырь и действующий храм в честь святителя Николая Чудотворца, где хранится часть мощей преподобного Макария. Рядом стоит полуразрушенный храм середины XVIII века в честь Воскресения Христова. Дату основания святой обители историки и краеведы трактуют по-разному. Но по преданию, которое хранится в стенах святой обители многие века и передаётся из уст в уста обитель была основана около 1390 года самим преподобным Макарием Унженским и Желтоводским. Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В возрасте 12 лет он тайно от родителей бежал из дому в Вознесенский Печёрский монастырь. Настоятель Дионисий принял его в число братии, а вскоре совершил над ним иноческий постриг. Макарий недолго оставался в Печёрской обители. Ища уединения, он отправился вверх по течению Волги, дошёл до слияния реки Лух и Добрица, здесь и поселился. Народное предание хранит легенду, связавшую это место с первым чудом преподобного Макария. Жителям ближнего села очень хотелось, чтобы у них был красивый храм, а Макарий, бывший в это время сельским священником, больше времени уделял молитвам, чем устроению церкви. Вот собрались как-то селяне все вместе и пришли ругать священника. А Макарий будто бы подошёл к реке, встал на камушек - да и уплыл на нём. С тех пор село получило прозвище Худынское. Обиженный недобрым отношением людей, Макарий прошёл 60 вёрст по реке Добрице и остановился на живописном возвышенном берегу Волги близ слободы Решмы. Здесь он устроил небольшую келью, в которой провёл несколько лет в посте и молитве. Постепенно к отшельнику стали приходить жители близлежащих селений, а некоторые даже решили поселиться на этом месте. Так возникла здесь мужская обитель во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа, ставшая известной как Макарьевская пустынь. А Макарий тайно удалился в поисках безмолвного уединения. Отправившись вниз по Волге, он в дальнейшем основал ещё две обители: Свято-Троицкую Макариево-Желтоводскую и Свято-Троицкую Макариево-Унженскую, в которой подвижник и окончил свой земной путь летом 1444 года. Ему было 95 лет. Согласно преданию, обитель (в виде ли приходского сельского храма, в виде ли мужского монастыря - историки до сих пор расходятся во мнении) вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги.

http://sobory.ru/article/?object=06349

Или Макариевский Унженский мужской 3 класса монастырь находится в Костромской Губернии и Епархии при уездном городе Макариеве, который от сего монастыря название своё получил, на правом берегу реки Унжи от города в 1½ вёрстах. О начале сего монастыря повествуется следующее: Преподобный Макарий, Основатель Желтоводского монастыря (см. Макариев Троицкий Желтоводский монастырь), в 1439 году по разорению оного Татарами, быв от них отпущен с честью, отошёл в сии места, вселился в пустыню за 15 вёрст от бывшего города Унжи на реке того же имени и там, построив этот монастырь, пребыл в оном до своей кончины, последовавшей в городе Унже в 7012/1504 году, Июля 25, при Великом Князе Василии Иоанновиче, и погребён в сем монастыре. По преставлению Преподобного, в скором времени над мощами его поставлена церковь . И обитель по имени Основателя наименована Макариев, а по реке Унже – Унженский монастырь. После сего до 1596 года никаких сведений о нём не имеется, а в 1596 году Государь Царь Фёдор Иоаннович послал в этот монастырь Строителем монаха, Боярского сына Давида Хвостова (тогда в монастыре сем монашествующих было 20 человек). Этот Строитель по благословению Святейшего Патриарха Иова построил в монастыре сем соборную церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Флора и Лавра. В 1607 году по донесению Строителя сего Хвостова, что монастырь строить и содержать нечем, Государь Царь Василий Иоаннович пожаловал на устроение и содержание оного несколько деревень; и с того времени монастырь этот начал приходить в лучшее состояние касательно строения, и монашествующие умножились. Поскольку же здания все были деревянные, то в различные времена от пожаров часто опустошались. Но с 1664 года начались строения каменные, и первой сооружена соборная Троицкая церковь на месте деревянной. В этой обители ныне находится 7 каменных церквей великолепного сооружения, из которых в одной почивают мощи Основателя, Преподобного Макария, в богатой гробнице. До Штатов 1764 года крестьян было за монастырём сим 3.031 душ. Настоятельство Игуменское и Строительское, а по Штатам положен в 3 класс степенью 96 с настоятельством Игуменским, которое и доныне продолжается. Из Настоятелей монастыря сего упоминаются Игумены:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

МЕСЯЦА ИЮЛЯ В 25 ДЕНЬ ЖИТИЕ И ЖИЗНЬ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО МАКАРИЯ ЖЕЛТОВОДСКОГО И УНЖЕНСКОГО ЧУДОТВОРЦА Благослови, отче! Сей преблаженный отец наш Макарий родился в Нижнем Новгороде, он сын славных и благоверных родителей – имя отца Иван, а матери Мария, – он райская лоза и юный побег совершенного разумом мужа. Еще был он грудным младенцем, но всякий раз, когда слышал глас церковного «проповедника», пробуждался в своей колыбельке и плакал младенческим плачем так, что отец и мать огорчались, не понимая, что с ребенком. Обычно младенец не плакал, но только в то время, когда мир воссылал утреннюю молитву к Богу; и было так множество раз. Однажды был большой праздник. Когда мать и отец, как всегда, хотели идти на утреннюю молитву ко святой церкви, ребенок заплакал. Отец же и мать тогда решили между собой: «Если бы ребенок прекратил плакать у святой церкви, то повелел бы он всегда носить его туда». И приказали воспитателю нести ребенка к церкви. Младенец же в церкви святое пение услышал и возвеселился, и стал к матери радостно ласкаться. И в следующие дни, когда слышал он церковный звон, то снова плакал, повелевая отцу и матери нести его к церкви. Младенец в церкви утешался и был радостен, когда его приносили оттуда. И это было им знамением о том, что есть некий Божий замысел о ребенке, и согрет он от Святого Духа. Когда подрос отрок и родители отдали его в обучение грамоте, то с Божией помощью учение было успешным. Не только книжное учение осваивал отрок, но и заповеди Божии глубоко воспринимал, и приходил каждый день к святой церкви, и услаждался пением. С юными же никогда он не вступал ни в игры, ни в иные дела этой мимолетной жизни. Любил он смирение и тишину, еще же более любил целомудрие и кротость, без которых никто никогда не может спастись и узреть Господа. И любили его все люди за его добродетели. Родители же его дивились этому, радовались такому дару и благодарили за него Бога. Обычай имели родители – а с ними и ребенок – ходить в святой великий Печерский монастырь, стоявший на Волге в трех поприщах от города. Любил отрок беседовать с иными и вопрошать их о спасении человеческом, хвалили они при этом иноческое житие. Слышал это ребенок и распалялся сердечным пламенем. Полюбил он иноческий чин с такой силой, что возникло у него желание облечься в светлый иноческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(об исцелении дочери унжанина Федора) помещено в Житии перед повествованием о кончине святого. Такие списки, возможно, представляют собой наиболее ранний вид Жития, «который заканчивался повествованием о кончине Макария и еще не имел особого раздела чудес» (Там же. С. 292). Л. П. Тарасенко ввела в научный оборот ряд новых списков, в их числе - древнейший список Краткой редакции с 10 чудесами (РГБ. Ф. 310. 332, посл. треть XVI в.). По мнению исследовательницы, Пространная редакция принадлежала опытному книжнику, работавшему в крупном лит. центре, скорее всего в Москве, возможно Герману (Тулупову), однако вопрос атрибуции до конца не решен ( Тарасенко. 2006. С. 56-57). Одновременно с Пространной редакцией было создано «Слово похвальное» (нач.: «Вренъ есть Господь Богъ и праведенъ, и милостивъ, позвавый насъ въ царство свое…»), помещаемое в рукописях после Пространного Жития и с XVII в. постоянно включаемое в агиографический цикл, посвященный М. Понырко ввела в научный оборот монографический сборник, посвященный М. (Макариевский сборник),- ИРЛИ. Колл. В. В. Лукьянова. 51, сер. XVIII в.,- и предположила его унженское происхождение (это мнение разделяет Д. Р. Ерофеев, к-рый обнаружил еще 2 сборника, близкие по составу,- РНБ. F.I.861 и РНБ. ОЛДП. F.21). В Макариевский сборник вошло не только Житие, «Слово похвальное», но и комплекс произведений, важных для истории почитания святого ( Понырко. 1990. С. 58-69). Ерофеев считает правомерным выделять 5 редакций Жития ( Ерофеев. 2001. С. 59-68). Помимо Краткой редакции с 10 чудесами, наиболее распространенной в списках (перечень см.: Там же. С. 60-62), исследователь обнаружил 3 списка XVII в. этой редакции с 16 чудесами: РНБ. Тит. 3517; РНБ. Q.I.82; РНБ. Погод. 741. В этих списках новые чудеса имеют заголовок «Сказание о чудесах преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца». Поскольку эти чудеса происходят в Унженском мон-ре (в тексте указаны названия деревень Унженского у.), исследователь справедливо предположил, что «Сказание о чудесах...» могло быть написано в Унже либо в Унженской обители после 1615 г., к-рым датируется 1-е чудо ( Ерофеев.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Хергозерский приход возник в 1764 году на месте упразднённой Макарьевской пустыни, располагавшейся среди глухих лесов примерно в восьмидесяти пяти километрах от Каргополя. Пустынь была основана в тридцатых годах XVI века монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логином. В обители находилась икона преподобного Макария Унженского и Желтоводского, почитавшаяся чудотворной. Первые деревянные церкви обители были поставлены на мысе, омываемом водами Хергозера. К середине XVII века сложился характерный для северных монастырей деревянный храмовый комплекс. Летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с Макарьевским («Макарьинским») приделом была построена в 1653 году на месте первоначальной. Зимняя церковь Введения Богородицы, сооружённая в 1658 году, включала приделы Николая Чудотворца, Александра Свирского и московских святителей Петра, Алексея и Ионы. В 1764 году в связи с религиозными реформами Екатерины II Макарьевская пустынь была упразднена, а деревянные храмы переданы образованному Хергозерскому приходу. Прихожанами стали крестьяне семи деревень Порженского и Долгозерского десятка, находившихся на значительном, до четырнадцати вёрст, расстоянии от обители. В конце XVIII века к приходу приписали Георгиевскую церковь в «Порженской выставке у деревни Фёдоровской», построенную в 1782 году (1). Несмотря на малочисленность прихожан, в конце XVIII – XIX веке «усердием богомольцев и доброхотодателей», привлечённых на Хергозеро молвой о чудесах иконы Макария Унженского, был создан каменный приходской ансамбль, заменивший древние храмы. Первой была перестроена Введенская церковь: в 1786–1790 годах вместо деревянного храма возвели каменный с приделом в честь Николая Чудотворца (2). Небольшая одностолпная церковь завершалась пятиглавием, а её алтарные апсиды покрывали килевидные деревянные рубленые бочки. Сохранилось описание перекрытия храма, сделанное в 1912 году олонецким губернским инженером А. Гиримлёвым: «Храм вышеуказанный, имеет в главной своей части форму квадрата, в средине которого выведен один средний столб кирпичный, на котором выведена средняя кирпичная главка храма, остальное пространство перекрыто цилиндрическими сводами, параллельными наружным стенам, упомянутого выше квадрата, и только угловые части выведены в виде двух в каждом углу лотков сомкнутого свода, и за шелыгою цилиндрического свода, на диагонали, составляющей пересечение двух взаимно пересекающихся цилиндрических сводов, выведены кирпичные массивные столбы для четырёх боковых главок» (3). Введенская церковь до наших дней не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=18355

Макарий не поддавался на уговоры и не выходил из кельи. «Дитя мое дорогое,— взмолился отец,— хотя бы руку мне протяни». Макарий через окно протянул ему руку, а отец, ухватившись за нее, сказал: «Сын мой любимый, спасай свою душу, да за нас грешных молись, чтоб и мы по твоим молитвам увидели Царство Небесное». После чего, распростившись сыном, покинул монастырь и пошел домой; рассказал обо всем жене, и они вместе радовались и прославляли Бога за то, что даровал им сына-подвижника. Макарий по-прежнему трудился в обители. Вскоре он превзошел всех живущих там иноков и приобрел всеобщий почет и уважение. Тяготясь этим, Макарий решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте. Так же, как раньше родительский дом, покинул он обитель: помолясь, положился на промысел Божий и пошел куда глаза глядят. Долго ходил он по болотам и лесам, пока не вышел к реке, называемой Луг, и, выбрав место, построил хижину. Здесь он стал жить один в безмолвии и молитве. Но долго таиться от людей ему не удалось: скоро о Макарии узнали жители окрестных деревень и городов и стали приходить к нему за наставлениями и духовной помощью, а некоторые, хотевшие уйти от мира, со временем и поселялись рядом с ним. Когда набралось достаточно братии, образовался монастырь, а еще немного времени спустя начали строить храм во имя Богоявления Господа нашего Иисуса Христа и завершили его во многом благодаря стараниям преподобного отца Макария. Прошло несколько лет, и, как прежде, святому стал в тягость почет, к тому же миряне, во множестве приходившие к нему за советом, нарушали его безмолвие; не терпя такой жизни, преподобный поставил одного из братии в настоятели и втайне от всех покинул монастырь. Снова странствовал он лесами. Место, в котором он остановился, называлось Желтые Воды и находилось на восточном берегу Волги, рядом с небольшим озером. Местность эта очень приглянулась Макарию. Здесь он жил в маленькой келье, трудясь в одиночестве и непрестанно молясь Богу. Но вскоре его уединение было нарушено — на этот раз живущими в Желтых Водах иноверцами — чувашами и мордвой.

http://pravicon.com/info-2825

Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

20. Юго-западная башня (XVII в.) 21. Западная башня, надвратная (XVII в.) 22. Северная башня, надвратная (XVII в.) 23. Северо-восточная башня (XVII в.) 24. Северо-западная башня (разрушена) 25. Ограда бывшей западной территории монастыря (разрушена) 26. Руины Гостиного двора 27. Колодец 28. Защитная дамба Карта и ближайшие объекты Монастырь был основан в 1435 г. преподобным Макарием, уроженцем Нижнего Новгорода, иноком печерского нижегородского монастыря, удалившемся в здешние края, в урочище, известное тогда под именем Желтые воды, или Желтые пески. Преподобный Макарий построи кельи и деревянную церковь во имя Св. Троицы. Но в 1439г. монастырь был до основания разорен татарами Улу-Махмета, а преподобный Макарий пленен. Татары отпустили его, взяв с него обещание не возрождать православной обители. Макарий ушел из этих мест в унженские леса, где основал Макарьев Унженский монастырь, а Желтоводский моностырь с тех пор пришел в запустенье. Обитель была восстановлена спустя 190 лет. Как полагают, возродил ее монах Тетюшенского монастыря Авраамий, уроженец Мурома в 1620 г. В 1624 г. была срублена Троицкая церковь, через 2 года построена Успенская церковь. А в середине 17 столетия, с 1651 по 1667 гг., здесь был создан на редкость целостный ансамбль. В 1651 гг. была построена Успенская церковь с трапезной, а в 1658 г. - пятиглавый Троицкий собор, а в 1670 г. - надвратная церковь Михаила Архангела над святыми воротами и кельи, в 1662-1667 гг. возвели стены и башни монастыря. Автором главных монастырских дел был подмастерье Максим Апсин. Троицкий собор представлял собой торжественное и грандиозное зрелище. Его украшал резной золоченый иконостас, с потолка свисали громадные паникадила, ризы икон сверкали золотом, серебром, драгоценными камнями. Стены собора сверху донизу покрывали яркие нарядные фрески. " Впечатление роспись производила поистине ошеломляющее, - пишет М.П. Званцев, один из последних, кто видел росписи Троицкого собора. - Она была величественна, сдержанна по цвету, рисунок и цветовое решение росписи отличались высокими художественными достоинствами " .

http://sobory.ru/article/?object=00889

апостолов. В праздник, преп. Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Господу за Его благодать всесильную, молил Его пропитать гладных спутников его. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня пред тем. Св. старец с радостию благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, прибавил он, Он не оставит нас и впредь». И точно после того то попадался им лось, то без труда ловили оленя и так благополучно дошли до старинного и многолюдного города Унжи. Там спутники Макария рассказали жителям Унжи об избавлении своем из плена, о чудном прокормлении в дальнем странствии, и УНжане приняли Макария, как ангела Божия, а он отыскал себе безмолвное место в 15 верстах от города, на правом берегу р. Унжи, окруженное лесом, ровное и красивое. Здесь он поселился, основал третью обитель и преставился 25 июля 1444 года на 95 году от рождения, после 83-летнего монашества. Мощи его почивают в соборной Троицкой церкви Макариева-Унженского монастыря (Ист. Росс. иерар. V. 40. Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 293–296). Память совершается 25 июля. В рукописях XVI в. встречается простое по составу и изложению житие Макария Желтоводского, без ясных указаний на время и место написания. Герман Тулупов поместил в Сборнике 1633 г. (Библ. Тр. Серг. Лавры N 694) другую, более пространную редакцию жития, составленную бойким пером, с изысканной витиеватостью. Сказав, что и до него писали о Макарии, он прибавляет: «еже что от слышавших и видевших и писавших известихся, сие просто и вообразих». Биогрфаические известия этой редакции взяты из первой, большею частью с переделкой изложения, иногда в дословном извлечении. Патриарх Филарет в 1619 г. писал царю, что произведено церковное следствие о чудесах Макария, спрошены 74 исцеленных; патриарх обещал прислать и житие с росписью чудес. В новой редакции прибавлено к чудесам прежней еще 6 и первое из них помечено 1615 годом; но нет намека ни на церковное следствие, ни на многочисленные исцеления, о которых писал Филарет ( В.О. Ключевский , стр. 324). В «Иконописном Подлиннике»: «Макарий подобием стар и сед, лицем блед, власы просты на главе, брада аки Сергия Радонежскаго, ризы преподобническия, в руке свиток, а в нем написано: «Хвалю тя Господи Иисусе Христе, благословенный Боже, соблюдый нас доселе живы» и проч. Филимонов, стр. 398). 375. Преподобный Авраамий игумен Городецкий иже на Чухломе озере Наличский чудотворец ученик Сергиев преставися в лето 6883 месяца июля в 20 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Владыка Силуан поблагодарил главу митрополии за визит на торжества в честь преподобного Макария и пожелал помощи Божией в трудах. «Преподобный Макарий собрал нас сегодня, чтобы мы духовно возрадовались, объединились возле Чаши Христовой, причастившись Святых Таин. И каждый из нас в силу своей веры и усердия получил благодатную силу, дабы дальше трудиться во славу Божию и на благо нашего Отечества», — отметил епископ Силуан. Митрополит Георгий поздравил собравшихся с днем памяти преподобного Макария Желтоводского и поблагодарил владыку Силуана и игумению Михаилу за труды по благоукрашению древней обители. «Когда мы родились в этот мир, то были настолько маленькими, беззащитными, что любой ветерок и неустроенность грозили болезнью или даже безвременной кончиной. Но, водимые путями Божиими, заботами наших отцов и матерей мы возрастали телесно и духовно, и наконец смогли уверенно идти по дороге жизни, — сказал владыка Георгий. — Так и наше возлюбленное Отечество: во времена преподобного Макария Русская земля была не такой большой по территории, находилась под иноземным игом и была раздираема междоусобицами, но благодаря сонму святых, в числе которых преподобный Макарий и другие, просиявшие в земле Нижегородской, она укрепилась и возросла. Сейчас Россия — огромная страна, раскинувшаяся от Балтики до Тихого океана, со множеством народностей, культур и традиций. Но у истоков ее могущества стояли древние святые Русской земли». Владыка Георгий также напомнил собравшимся, что несколько лет назад в обитель была привезена великая святыня — честная глава преподобного Макария, и отметил, что возможность приложиться к его святым мощам здесь, в обители, — особая духовная радость для верующих. Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь был основан в 1435 году иноком нижегородского Вознесенского Печерского монастыря святым преподобным Макарием Желтоводским и Унженским, чудотворцем (1349-1444). Место для новой обители было выбрано на левом берегу Волги, в пойменных лугах у Желтого (Святого) озера, в устье реки Керженец, в 90 километрах от Нижнего Новгорода.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5249426...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010