В Костроме прошли торжества в честь 450-летия со дня преставления прп. Геннадия Костромского Кострома, 5 февраля 2015 г.      5 февраля 2015 года, в праздник Собора Костромских святых, день 450-летия преставления преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского, по приглашению епископа Костромского и Галичского Ферапонта и благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра управляющий делами Митрополичьего округа в Республике Казахстан епископ Каскеленский Геннадий возглавил служение Божественной литургии в Богоявленско-Анастасиином соборе г. Костромы, сообщает Патриархия.ru . Его Преосвященству сослужили епископ Костромской Ферапонт и духовенство Костромской епархии.      Богослужение завершилось славлением всем святым Костромского края, после которого епископ Геннадий обратился к собравшимся со словами проповеди.      Управляющий делами Православной Церкви Казахстана передал епископу Ферапонту, духовенству и верующим Костромской земли слова поздравления от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, более 20-ти лет возглавлявшего Костромскую епархию.      В Собор Костромских святых входят имена более 30 угодников Божиих. Многие из них были учениками и духовными последователями Игумена земли Русской — преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников святого Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На Костромской земле в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики — преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель Костромского Богоявленского монастыря. В XIV-XV веках на Костромской земле подвизались преподобные Паисий Галичский, Тихон Луховский, Александр Вочский, Варнава Ветлужский и Макарий Унженский — основатель знаменитой Макариево-Унженской обители, настоятелем которой с 1675 по 1682 год был святитель Митрофан, первый епископ Воронежский. В XVI столетии Костромская земля была прославлена подвигами преподобных Ферапонта Монзенского и Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца.

http://pravoslavie.ru/77062.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Макарьевская Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар. Рано утром, когда преподобный Макарий оканчивал свое обычное утреннее акафистное пение Пресвятой Богородице, келлию его вдруг озарил неведомый свет. Преподобный смутился духом и стал усерднее молиться. За стенами келлии раздалось ангельское пение: «Радуйся, Благодатная Мати Неневестная!» В страхе и изумлении выйдя из келлии, святой увидел на небосклоне икону Пресвятой Богородицы, которая в окружении светозарного сияния приближалась к подвижнику. Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Он с благоговением взял икону и поставил в своей келлии, почему она и стала называться «Келейной» (позже ученики преподобного дали ей наименование «Макарьевской»). Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским. В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери. Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.

http://pravicon.com/info-106

Чудотворная икона Макария Желтоводского передана Церкви накануне дня памяти преподобного Нижний Новгород, 8 августа 2005 г . 6 августа в Историко-архитектурном музее-заповеднике епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен преподобному Макарию Желтоводскому , после чего икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца работы Симона Ушакова была передана Нижегородской епархии, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Впервые вопрос о передаче иконы был поставлен в 2003 году, но чтобы выполнить все формальности и получить все разрешения, потребовалось два года. На протяжении последних полутора лет велись дискуссии о самой возможности передачи иконы преподобного Макария Русской Православной Церкви. Благодаря совместным усилиям аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ПФО и Нижегородской епархии, были созданы необходимые условия для того, чтобы икона основателя обители заняла подобающее ей место в Архангельском соборе Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря. После совершения молебна у чудотворной иконы Макария Желтоводского епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко ответили на вопросы журналистов. «Христианская традиция православной Руси всегда начиналась с молитвы, – сказал епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. – Мы сегодня говорим о возрождении нашего отечества, духовного и материального. Преподобный Макарий сыграл в истории государства Российского немаловажную роль, и не только во время своей жизни. Мы должны обретать историческую память. И то, что сегодня мы возвращаем святыню в монастырь, свидетельствует о том, что мы понимаем, как обустроить нашу жизнь и сохранить нашу богоспасаемую землю. Хочется верить и надеяться, что нижегородцы и гости, приезжая в Макарьевский монастырь, получат Божие благословение во имя преподобного Макария».

http://pravoslavie.ru/14190.html

Макариев-Решемский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Макариев-Решемский монастырь - православный женский монастырь в Ивановской области. Основан в конце XIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Окончательно закрыт в 1927 г., возвращен Церкви в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Прп. Макарий Желтоводский и Унженский Одному Богу ведомо, когда возник Макариев-Решемский монастырь. По преданию, он был основан в конце XIV века самим преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Дальнейшая история монастыря полна драматизма. О первоначальном его состоянии сведений не сохранилось. Согласно живому преданию обитель вначале располагалась под горой, на самом берегу Волги. В Смутное время междуцарствия в 1609 году монастырь находился в глубоком упадке и к тому же вместе со слобожанами Решмы подвергся нападению польских интервентов. В начале 1612 года в слободе останавливался князь Дмитрий Пожарский, направляясь с войском из Нижнего Новгорода, через Кинешму и Кострому, для избавления Москвы от поляков. К его дружине присоединились и добровольцы-решемцы. После победы над поляками, в чувстве глубокой признательности за явленное святым чудесное избавление от врагов, жители Решмы и Юрьевецкого уезда решили возобновить обитель, перенеся ее на гору. По сведениям монастырских документов 1684 года храмы и прочие ее строения вначале были деревянными. В 1767 году взамен обветшавшего деревянного выстроен каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с двумя приделами: во имя преподобного Макария Унженского и Желтоводского и великомученицы Екатерины, с шатровой колокольней. Однако обитель не обладала богатыми денежными вкладами и какими-либо прочными средствами к существованию, пользуясь случайными приношениями почитателей преподобного Макария. Не раз несла потери от нередко случавшихся здесь природных стихийных бедствий и пожаров, терпела притеснения со стороны местных жителей. Долгое время не имела ни земельных, ни лесных угодий. И это несмотря на то, что в числе его настоятелей были люди умные, трудолюбивые и энергичные.

http://azbyka.ru/palomnik/Макариев-Решем...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ УНЖЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Унженский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Макариев Унженский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2012 г. (Костромской и Галичской епархии) находится в г. Макарьев Костромской обл. Основан в 1439 г. прп. Макарием Желтоводским и Унженским. Преподобный, изгнанный из Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря во время нападения на обитель казанского хана Улу-Мухаммеда, поселился на высоком берегу над р. Унжей. Здесь он установил крест и обустроил хижину. Согласно Житию, прп. Макарий скончался в г. Унже 25 июля 1444 г. Перед кончиной завещал похоронить себя в устроенной им пустыни. Но запись в Ермолинской летописи ставит под сомнение точность даты преставления прп. Макария: кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка, захвативший Москву в ходе междоусобной борьбы, в 1446 г. созвал Собор епископов, архимандритов и игуменов, в котором участвовал и «муж свят, именем Макарие, игумен Желтоводский» (ПСРЛ. Т. 23. С. 153). До нач. XVII в. обитель на Унже обычно именовалась Желтоводским мон-рем. В Житии сказано: «И нарекоша ю Макариева новая пустыня Желтоводский монастырь». Только после 1620 г., когда был возрожден Макариев Желтоводский мон-рь в Нижегородском у., слово «Желтоводский» исчезло из названия обители на Унже. Данных о мон-ре в XV в. нет. Одно из немногих известий об обители в XVI в.- упоминание в Житии прп. Макария об исцелении дьяка и военного инженера И. Г. Выродкова, посланного царем Иоанном IV Васильевичем Грозным «на казанские орды воевати». Прибыв в мон-рь, Выродков исцелился, испив воды «с кладезя чудотворца Макария». Это событие явно произошло до взятия Казани, т. е. до 1552 г. Впосл. Выродков делал вклады в М. У. м.: в 1613 г. упоминаются пожертвованные им в обитель церковные сосуды. XVII в. М. У. м. во время воцарения династии Романовых С нач. XVII в. мон-рь находился под особым покровительством царской династии Романовых. Вероятно, поздней осенью 1612 г., после снятия осады Московского Кремля, мать и сын Романовы, инокиня Марфа и Михаил Феодорович (впосл. рус. царь), направились в мон-рь, чтобы помолиться у гроба прп. Макария об освобождении главы семьи, митр. Филарета (Романова) , пребывавшего в плену у поляков ( Херсонский. Летопись. 1888. Вып. 1. С. 8-9).

http://pravenc.ru/text/Макариев ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ Прп. Макарий Глушицкий. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». XIX в. (ц. св. Лазаря Четверодневного, Вологда) Прп. Макарий Глушицкий. Фрагмент иконы «Господь Вседержитель, с предстоящими Вологодскими святыми». XIX в. (ц. св. Лазаря Четверодневного, Вологда) (Матфей; † после 1481, Глушицкий Покровский монастырь), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Глушицкий, 3-й игумен Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря (ныне дер. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.). Основным источником сведений о М. является Житие прп. Дионисия Глушицкого, в котором М. посвящена гл. «О Макарии». Житие М. неизвестно. Обозначенная в описании Музейного собрания РГБ как его Житие рукопись РГБ. Ф. 178. 4059 (Музейное собр. РГБ: Описание. М., 1997. Т. 2. С. 277) представляет собой 2 главы из Жития прп. Макария Желтоводского и Унженского. Согласно Житию Дионисия Глушицкого, М. происходил из г. Ростова. В возрасте 12 лет он встретил прп. Дионисия в доме своего дяди Агафона и, увлеченный проповедью преподобного, последовал за ним в мон-рь на р. Глушицу, где и принял иноческий постриг. Автор Жития прп. Дионисия иеродиак. Иринарх указывал на М. как на одного из своих информаторов ( Семячко. Житие Дионисия Глушицкого. 2005. С. 104, 138). Это позволяет заключить, что история знакомства М. и Дионисия описана в Житии со слов самого М. В мон-ре М. стал келейником Дионисия Глушицкого: преподобный взял его «къ себ в нутренюю клию» (Там же. 2005. С. 114). Позднее в том же Покровском мон-ре М. был рукоположен во иерея свт. Дионисием Греком, еп. Ростовским (1418-1425). М., безусловно, был грамотен, о чем свидетельствует не только его священнический сан. В Минейной редакции Жития Дионисия Глушицкого упоминается о том, что ученик еще при жизни своего наставника составлял следующие тексты: «Поучение архиепископа Ефрма братьи. А писалъ Макарей ученикъ Дионисиевъ» (Там же. С. 160), «О архимандрит Тарасии Пермстемъ. А писалъ Макарей, ученикъ Дионисевъ» (Там же. С. 163).

http://pravenc.ru/text/2561290.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Макариевская икона Божией Матери (описание с pravenc) Макариевская (Макарьевская) икона Божией Матери, (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря. Находилась в разных храмах обители; исчезла в 20-х гг. XX в., когда мон-рь был закрыт и разорен. Принадлежит к типу «Одигитрия». Согласно «Сказанию...» о явлениях и чудесах М. и., составленному архим. Макариева Унженского мон-ря Платоном (1850-1867), икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена прп. Макарию Унженскому во время молитвы 17 сент. 1422 г. несомой «по воздуху неведомою силою» в окружении «светозарных лучей». Прп. Макарий взял икону к себе в келью, после чего она стала называться «келейной». Рассказ о явленной иконе архим. Платон дополнил «Сказанием...» об обретении и о чудесах еще одной иконы Божией Матери - списка, сделанного учениками преподобного с «келейного» образа прп. Макария. Список был раскрыт от позднейшей записи 30 апр. 1858 г., и этот день считается днем обретения иконы. «Сказания...» сопровождаются историями многочисленных чудес от обеих икон. О «келейной» иконе архим. Платон сообщал, что она отличается от Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия»: голова Богоматери немного склонена к Младенцу, лик Которого обращен чуть вправо, лентион перекинут через оба плеча, ножки переплетены. Список (размер 2 аршина 8 вершков × 2 аршина, или 177×142 см) имел те же иконографические особенности. В мон-ре хранилась «Соборная память», выданная в 1717 г. из Казенного Патриаршего приказа при местоблюстителе Патриаршего престола Стефане (Яворском) по прошению игум. Леонтия с братией для сбора пожертвований, в которой икона называлась чудотворной. С. И. Снессорева (1892) и Е. Поселянин (1909) на время составления своих сводов икон отмечали, что в мон-ре имеется только список с явленной М. и. Источники «Сказаний...» архим. Платона неясны. В Житии прп. Макария сюжет об обретении иконы отсутствует. В подробнейшем описании архива мон-ря, сделанном И. К. Херсонским, также не обнаружены древние рукописи, на к-рые ссылается архим. Платон. Древнейшие описи мон-ря (1613 и 1624) не содержат сообщений о чудотворной иконе «Одигитрия», хотя имеются упоминания об иконах этой иконографии. Так, по описи 1624 г., богато украшенный новый образ мерой в 4 пяди (ок. 71 см) находился в Макариевском холодном храме в местном ряду иконостаса.

http://pravicon.com/info-4081

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОНИСИЙ († 15.10.1385, Киев), свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородмских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, в 1384 г. был поставлен в К-поле на Киевскую и всея Руси митрополичью кафедру. Возможно, в миру носил имя Давид (на это может указывать запись в кормовой книге нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря 1595 г. о праздновании памяти первоначальника; см.: Макарий (Миролюбов). С. 363-364). В «Книге степенной царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. содержится свидетельство о том, что Д. основал нижегородский Печерский мон-рь. В сочинениях ученых 1-й пол. XIX в. отразилась традиция, согласно к-рой Д. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря, основавшим в подражание ему нижегородский Печерский мон-рь. Однако в нижегородской обители до 1648 г. не было престола, посвященного Успению Пресвятой Богородицы - главному празднику Киево-Печерского мон-ря, неизвестны следы особого почитания в мон-ре преподобных Антония и Феодосия Печерских. Свт. Дионисий Суздальский. Икона. Нач. XXI в. Иконописец В. Некрасов. (Вознесенский собор Печерского мон-ря в Н. Новгороде) Свт. Дионисий Суздальский. Икона. Нач. XXI в. Иконописец В. Некрасов. (Вознесенский собор Печерского мон-ря в Н. Новгороде) В летописной записи о возведении Д. в 1374 г. на Суздальскую кафедру содержится его характеристика: «...изящена в Божественых писаниих, учителна и книгам сказателя, монастырем строителя и мнишьскому житию наставника... общему житию началника» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105-106). Т. о., основанный Д. нижегородский Печерский мон-рь был общежительным в отличие от мон-рей более раннего времени; к 1374 г. настоятель обители носил высокий сан архимандрита. Упоминание о Д. как об устроителе мон-рей подтверждается сообщением Жития прп. Евфимия Суздальского о том, что в 1352 г. Д. послал своего ученика прп. Евфимия в Суздаль, чтобы основать там общежительный мон-рь, еще 11 насельников нижегородского Печерского мон-ря с той же целью отправились в др. «верховские города». Учеником Д. также был живший в его келье прп. Макарий Унженский.

http://pravenc.ru/text/178313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЕВ ЖЕЛТОВОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2013 г. Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2013 г. (Лысковской и Лукояновской епархии Нижегородской митрополии), находится в пос. Макарьево Лысковского р-на Нижегородской обл. Первоначально мужской. Главным источником сведений о ранней истории М. Ж. м. является Житие его основателя, прп. Макария Желтоводского и Унженского (1349-1444), а также «Сказание об обновлении» мон-ря («Сказание по сокращению о зачатии на Желтых водах обители святаго и преподобнейшаго отца нашего Макария, игумена Желтоводскаго и Унженскаго чудотворца, и о разорении ея от безбожных агарянских внуков, и запустении, и поновлении по многих летех паки на том же месте о устроении ея»). 1434-1868 гг. М. Ж. м. основан ок. 1434 г. прп. Макарием , поселившимся на левом берегу Волги, в устье р. Керженц, у оз. Жёлтые Воды (Святого). Когда собралась братия, были построены деревянные кельи и ц. во имя Св. Троицы. За духовной помощью к прп. Макарию приходили жители окрестных деревень, иноверцы, чуваши и мордва, к-рых он крестил. Слава о подвижнике быстро распространялась. Согласно Житию, он и «самодержцем знаем бе». В 30-х гг. XV в. вел. кн. Василий II Васильевич Тёмный ездил в Орду по дорогам, пролегавшим мимо обители. Изгнанный из Москвы братом кн. Юрием Дмитриевичем, он некоторое время жил в Н. Новгороде, тогда, вероятно, и мог познакомиться с преподобным. Летом 1439 г. мон-рь сожгли войска хана Улу-Мухаммеда, мн. насельники и окрестные жители были убиты, несколько человек вместе с прп. Макарием взяты в плен, но вскоре отпущены «воеводой агарянским», который запретил им селиться на старом месте. Прп. Макарий, вернувшись на место разоренной обители, похоронил погибшую братию и над общей могилой поставил крест (позже захоронения мучеников оказались у алтаря монастырского Троицкого собора; паломники XVIII-XX вв. откалывали кусочки от камней, поставленных над их могилами, считая, что они избавляют от зубной и др. боли). Прп. Макарий вместе со спасенными пленниками отправился на р. Унжу, севернее Юрьева-Повольского (ныне Юрьевец) и основал там пустынь - Макариев Унженский во имя Святой Троицы монастырь , в котором и прожил до кончины.

http://pravenc.ru/text/2561262.html

Завражье. Храмовый комплекс Пречистенского погоста. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Костромская область, Кадыйский район, с. Завражье, берег Волги Координаты: 57.404653, 43.15568 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Рождество-Богородицкая пог. Пречистенского (Завражье) имеет два храма, оба каменные, с такою же колокольнею: летний, однопрестольный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы, постр. в 1842 г. тщанием прихожан; зимний, о времени которого сведений не сохранилось, трехпрестольный: а) в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов, б) святит. Николая Чудотворца и в) Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Ограда каменная. Кладбище в церковной ограде. Расстояние от Костромы 140 в., от Макарьева 65 в., от Юрьевца 10 в. Ближайшие церкви: Макарьевская с. Немды в 1/2 в., Христорождественская с. Борисоглебского в 5 в. и Казанская с. Жаров в 8 в. Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911, с. 273, Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863, с. 327-328. http://old-churches.ru/ma_017.htm Старинное село Завражье Костромской области, Кадыйского района расположено на левом берегу Волги у впадения в нее рек Немды и Унжи, напротив города Юрьевца (Поволжского). Село было образовано из находящихся рядом небольших деревень и погостов, которые являлись как бы воротами Заволжья — в русской истории понятия не только географического и исторического, но и духовного. Завражье стало считаться селом в 1713 году, когда здесь была построена церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы (сведения из популярной литературы). Место впадения рек Унжи и Немды в Волгу связано с памятью о преподобном Макарии Унженском. Основав на берегу Унжи монастырь, преподобный Макарий стал покровителем этого края. Оберегал он эти места и после своей кончины. В 1609 году местные жители встали на защиту левобережья Волги от поляков и приверженцев Лжедмитрия. Надеясь на заступничество святого чудотворца, они дали обет построить монастырь преподобному Макарию в Корякове близ Завражья. Победа была одержана, и коряковцами был построен монастырь с церковью во имя преподобного Макария Унженского. Он был упразднен в 1708 году, однако, в 1798 году иждивением крестьян удельного Завражского Приказа на месте монастыря была построена церковь в честь преподобного Макария. Церковь эта считалась безприходной, так как менее чем в одной версте от нее находился Пречистенский приход на Погосте. На месте церкви преподобного Макария ныне на воде Горьковского водохранилища, затопившего местность, установлен памятный крест.

http://sobory.ru/article/?object=22440

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010