Как рождается община и в чем ответственность епископа Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в ночь на Пасху оставил храмы открытыми для тех, кто особенно нуждался в пасхальной службе. Из нескольких приходов людей силой выводила полиция. Храмовые ворота одного из них закрыли наручниками. Как митрополит за 17 лет изменил церковную жизнь Саратовской области, почему он выступил против ряда ограничительных мер, что происходит в приходах региона в кризис — в материале «Правмира». — Владыка Лонгин, что такое православие в Саратове, чем оно, может быть, отличается от московского православия? Что изменилось за 17 лет, которые вы на кафедре? — Надо сказать, что от московского православия, так же как от московской жизни, отличается все, что находится за МКАДом. Об этом мы все знаем, и я могу только подтвердить, что это так.  Саратовская область — это достаточно новые земли в составе Российского государства. Здесь было большое количество старообрядцев — Иргиз, Балаково, Хвалынск и рядом с ним Черемшанские  старообрядческие  монастыри. Здесь были колонии немцев-переселенцев, католиков и лютеран. В западных районах области было много молокан. Поэтому православие здесь не было единственной и господствующей религией. Бывало так, что в некоторых селах было по 4–5 различных общин: несколько старообрядческих, православная и какая-нибудь штунда или что-то в этом роде.  Поэтому если в других областях, даже соседних, жизнь бесцерковная насчитывала 70–80 советских лет, то в некоторых наших районах — до 300 лет. То есть там достаточно замкнуто жили несколько поколений людей, которые между собой не общались, но у  которых было одно общее правило — в церковь не ходить.  В советские годы Саратов был закрытым городом, что тоже наложило свой отпечаток. Храмов было немного. Саратовская область, в которой проживало 2,5 миллиона человек, к исходу советского периода насчитывала всего 12  приходов.  Два из них — в Саратове, по одному в Энгельсе и в нескольких других крупных городах. Поэтому развитие  церковной жизни  здесь было затруднено. 

http://pravmir.ru/menya-nazvali-kovid-di...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Против Русской Православной Церкви ведется война» Митрополит Саратовский Лонгин о реакции «ревнителей» на Всеправославный Собор, о поведении епископа Лонгина (Жара) и латинской ереси 18.05.2016 1793 Время на чтение 3 минуты Митрополит Саратовский Лонгин ответил на вопросы читателей портала Саратовской епархии « Православие и современность ». Один из читателей задал вопрос, в котором просил митрополита выразить мнение по поводу выступления епископа Лонгина (Жара) , опубликованного в сети, и о том, что на Литургии в Свято-Вознесенском Банченском монастыре на Украине не поминают Святейшего Патриарха Кирилла . «После просмотра сложилось впечатление, что это начало раскола в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, что не может не настораживать», - отметил в этой связи читатель. Митрополит Лонгин ответил читателю: «Уважаемый Леонид! Что касается владыки Лонгина — конечно, он замечательный человек и хороший монах, но в данном случае, я думаю, его подвела присущая ему эмоциональность. При всем уважении к этому человеку и к его трудам, то, что он сейчас делает, и о чем Вы пишете — очень плохо. Возможно, это действительно может стать началом раскола в самый неподходящий момент». «Дело в том, что против Русской Православной Церкви ведется война – и у нас в России, и на Украине. А в любой войне одно из главных направлений — то, что называется «огонь по штабам». И вот этот «огонь по штабам» ведется давно, прицельно и преследует совершенно четкую цель: " поражу пастыря, и рассеются овцы " (Мф. 26, 31). Поддаваться этому ни в коем случае нельзя. Да, в нашей церковной жизни есть недостатки, бывают спорные моменты. Скажем, ситуация с готовящимся Собором — дискуссионная, и эта дискуссия ведется не только в Русской Церкви, но и в других Поместных Православных Церквах. Но кричать раньше времени " Все пропало! Караул! Все предатели! " — не нужно. Никакой пользы от этого нет. Наоборот: только вред, разброд и шатание, и радость для врагов Церкви», - продолжил владыка.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/18/pr...

Лишенными конкретики выглядят и последние публичные выступления епископа Банченского Лонгина с критикой документов Собора. Выступая на протяжении нескольких часов перед насельниками монастыря и местными верующими Владыка Лонгин резко критикует процесс подготовки к Всеправославному Собору, называя его «Лжесобором, собором нечестивых, который готовится только для антихриста», и заявляя о планируемом на Соборе пересмотре догматов, канонов и богослужения – но ни разу не цитирует текст проектов документов Собора, и явно не знаком с их содержанием, судя по его высказываниям. 23 марта в Афинах епископ Банченский Лонгин также принял участие в организованной митрополитом Пирейским Серафимом богословско-научной конференции «Святой и Великий Собор». Будучи представлен как «официальный представитель Украинской Православной Церкви и Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия», епископ Лонгин выступил с получасовым приветствием на румынском языке, в ходе которого осудил экуменизм и контакты с католиками, вновь повторил свою критику в адрес Всеправославного Собора, и пожаловался на давление, якобы оказываемое на архиереев Московского Патриархата. Видеозаписи выступлений епископа Лонгина републикованы в украинских религиозных СМИ и на грекоязычных сайтах, в переводе. Поступают сведения о значительной критике документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» среди паствы Русской Зарубежной Церкви. Ответом на нее стало «Обращение» Архиерейского Синода русской Зарубежной Церкви от 13 апреля к клиру и пастве, которое повторяет и подытоживает всю предшествовавшую критику в адрес документов Всеправославного Собора, ранее высказанную греческими иерархами. Архиерейским Синодом выражено намерение предложить соответствующие поправки на рассмотрение Собору. В «Обращении» особо подчеркнуто, что наличие недоработок в документах «не должно вызывать ни страха, ни беспокойства. Дух Святый, Который всегда с любовью ведет Церковь, и сегодня недалек от нас; и в наше время, как и во все времена Церковь не остается без действующего главенства своей Истинной Главы, Христа, Бога нашего, Которому мы с полным упованием доверяем, что Он поведет Тело Свое верным путем».

http://radonezh.ru/analytics/kratky-obzo...

Впрочем, прибавляет правило, в таких случаях нужно рассматривать и образ клятвы, то есть Бога ли наименовал клянущийся, или другое что-нибудь, и слова давшего клятву, и расположение, с каким он поклялся, и тонкия прибавления в словах. Ибо, принимая во внимание качество клятвы, слова и расположение (произнесшего клятву), если, например, он поклялся по малодушию, а не с твердою мыслию, удобно заключить, что нет препятствия поклявшемуся отступить от клятвы; если же, при рассмотрении всех этих обстоятельств, нельзя найти какого-либо извинения для отступления от клятвы, таких должно оставлять, чтобы не нарушали клятвы. Дело же Севира, (о котором говорится в настоящем правиле) было таково. Некто Лонгин имел село, называемое Миндана, подчиненное Мисфийской епископии. Севир, епископ Мисадский, рукоположил к находившемуся в этом селе храму в пресвитера некоего Кириака, давшего клятву пребывать при храме, или, что то же, находиться в подчинении Мисадской епископии. Епископ же той области, в которой находилось село, запретил Кириаку, как рукоположенному другим (епископом), священнодействовать в принадлежащей ему церкви. Почему Кириак, оставив ее, перешел в другое место, а Лонгин, оскорбленный этим, грозил упразднить церковь . Спрошенный по этому делу Василий Великий отвечал, что село, в которое произведен, то есть наименован пресвитером Кириак, должно быть подчинено Мисадской епископии, хотя оно и принадлежало к другой области, а Кириак обязан опять возвратиться туда; ибо таким образом ни он не поступит против клятвы, ни Лонгин не упразднит церкви, то есть не оставит ее пустою, не уничтожит, и своей души не осудит на лишения, то есть не останется без участия в молитвах и божественных песнопениях. Решая таким образом дело Кириака и позволяя ему возвратиться в церковь , в которой он поклялся пребывать, ни мы, говорит святый отец, не возмнимся « делати нечто противное правилам », ни он не может быть осужден за то, что нарушил клятву; ибо самым возвращением своим он показывает, что соблюдает клятву, так как в клятве его не было присовокуплено, что он не оставит села Минданы даже на короткое время.

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

Вед.: Следующий вопрос очень актуален для многих: «По работе мне необходим интернет. Но часто получается, что я захожу в него по делам, а потом не могу выйти, потому что получила сообщение от друзей в соцсетях, ссылки на какие-то интересные статьи или, например, захотелось поучаствовать в полемике на фейсбуке, и не просто так, а в защиту Церкви. Как быть? Как понять, что твое пребывание в сети уже лишнее и отучиться от этого? Мне кажется, было бы легче, если бы я могла совсем отказаться от интернета, но из-за работы я не могу себе этого позволить. С уважением, Анна». Митрополит Лонгин: Сложный вопрос и очень актуальный. Нужно испытывать свою собственную волю. Если для работы интернет необходим, то конечно, совсем отказаться от него невозможно, но ограничить себя в хождении по тем или иным сайтам, в бесцельном времяпрепровождении в Интернете, думаю, необходимо. Здесь нужно вести себя по тому же принципу: держаться, а сорвавшись, тут же начинать все снова, и опять держаться. И помнить слова апостола Павла, который высказал замечательно мудрую мысль: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6, 12). Надо, чтобы человек научился определять, полезна ли ему та или иная вещь, и в соответствии с этим к ней относиться. Вед.: Тут есть еще такой подвопрос: Анна вступает в полемику в защиту Церкви, как она говорит… Митрополит Лонгин: Знаете, в этом тоже есть какой-то самообман. Я не сочувственно отношусь к этому, потому что, по-моему, это совершенно бесполезно. Вед.: Ирина спрашивает: «Как можно во время поста увеличить свое домашнее молитвенное правило? Я знаю, что во время поста акафисты не читают». Митрополит Лонгин: Акафисты можно читать дома и во время поста. Здесь нет строгих правил, это, скорее, благочестивое предание. Лучше всего можно увеличить свое домашнее правило чтением Псалтири. Собственно говоря, и наше богослужение во время Великого поста увеличивается, в основном, за счет Псалтири. Если по Уставу в течение недели за богослужением в храме прочитываются полностью все двадцать кафизм Псалтири, то Великим постом за неделю они читаются дважды. Так же можно поступить и с домашним правилом. Скажем, если человек обычно читает одну кафизму, в пост можно читать две. И, в принципе, дома можно читать все, что угодно, к чему лежит сердце.

http://pravmir.ru/besedy-s-arxipastyrem-...

27 См. предисловие Й. Мунитиза к английскому переводу: Anastasios of Sinai Questiones. P. 22–23. 28 См.: Munitiz J. A. The Predetermination of Death: The Contribution of Anastasios of Sinai and Nikephoros Blemmydes to a Perennial Byzantine Problem//Dumburton Oaks Papers Vol. 15. 2001. P. 9–17. 29 Munitiz J. A. Anastasios ol Sinaí " s Teaching on Body and Soul Desire and Denial in Byzantium. Aldershot, 1999. P. 53–55. 32 Эту мысль в схожих выражениях высказывает в «Достопамятных сказаниях» авва Лонгин, где повествуется следующее: «Авва Лонгин сказал Акакию: жена тогда узнает, что она зачала, когда остановятся ее крови. Так и душа тогда узнает, что она получила Духа Святого, когда остановятся в ней токи низких страстей. Доколе душа бывает одержима страстями, как может хвалиться своим бесстрастием? Отдай кровь и прими Дух» (Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов (Алфавитный патерик). Авва Лонгин. 4. Сергиев Посад, 1993. С. 100). 33 Ср. толкование: «Утверждающие (о себе), что из любви к Возлюбленному Отцу, то есть Сыну, они стали как рождающая женщина, хорошо держась образной речи, говорят, что они страдали муками рождения и во чреве прияли и родили дух спасения на земли. Эти слова... приличествуют Пророкам и святым Апостолам и Евангелистам, которые, обогатившись дарами высшего тайноводства и приявши как бы некоторые духовные семена, родили на земле дух спасения, то есть духовное учение, которое доставляет жизнь вечную» (Свт. Кирилл Александрийский . Толкование на пророка Исаию. II, 5//Творения святого Кирилла Александрийского . Ч. VII. М., 1889. С. 92). 34 Церковнославянский перевод второй части этого стиха более точен, чем русский перевод: «Разве точию чим неикусни есте». Его свт. Феофан изъясняет так: «Неискусны», δκιμοι, “не выдерживаете пробы». Проба христиан – «вера, любовию споспешествуемая» ( Гал. 5:6 ). Не выдерживает пробы кто или в вере хромает, или в жизни по вере слаб и скуден» (Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий апостола Павла. Второе Послание к Коринфянам. М., 1998. С. 443).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

211. Некто рассказывал, что один брат, впадший в грех, пришел к авве Лоту и в смущении входил и опять выходил из кельи и не мог сидеть. Тогда авва Лот спрашивает его: «Что ты имеешь, брат?» Брат отвечал ему: «Я сделал большой грех и не могу открыть его отцам». Старец сказал ему: «Исповедай грех свой мне, и я возьму его на себя». Тогда брат сказал старцу: «Я впал в блуд и неистово стремился достичь этого». «Не унывай, – сказал ему старец, – есть покаяние. Пойди пребывай в пещере и постись по два дня, а я принимаю на себя половину греха твоего». По прошествии трех недель старцу было открыто, что Бог принял покаяние брата, и брат пребыл в послушании у старца до самой смерти своей. 212. Однажды авва Лонгин спрашивал авву Лукия о трех своих помыслах. Он говорит: «Я хочу странствовать». Старец отвечает ему: «Если не будешь воздерживать языка своего, не будешь странником, куда бы ты ни пошел. Но обуздывай здесь язык свой, и будешь странник». Потом авва Лонгин говорит авве Лукию: «Хочу поститься». Старец отвечал: «Пророк Исаия сказал: Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? (Ис. 58: 5). Лучше обуздывай худые помыслы». Наконец авва Лонгин говорит: «Хочу бежать от людей». Старец отвечал: «Если прежде не научишься хорошо жить с людьми, то и в уединении не сможешь хорошо жить». 213. Одна женщина, имевшая в груди болезнь, называемую рак, зная по слуху об авве Лонгине, искала случая видеть его. Он жил от Александрии к западу в девяти милях. Когда женщина пришла искать его, блаженный Лонгин собирал дрова на берегу моря. Увидев его и не зная, что это сам Лонгин, она спросила его: «Авва, где живет авва Лонгин, раб Божий?» Старец сказал ей: «Чего ты хочешь от этого обманщика? Не ходи к нему. Он обманщик. Какое у тебя дело к нему?» Женщина открыла ему болезнь свою. Авва Лонгин перекрестил больное место и отпустил ее, сказав: «Ступай, Бог исцелит тебя, а Лонгин ничем не может помочь тебе». Женщина поверила слову старца, пошла и тотчас исцелилась. После того, рассказывая некоторым об этом деле и описывая признаки старца, она узнает, что исцелил ее сам авва Лонгин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Тогда Лонгин сказал: – Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда. Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему: – Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от императора. Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, – пока не придут его друзья, – что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им: – Подождите немного, господа мои, – я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, – только немного подождите. Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним на встречу и, поцеловав, обнял их и сказал: – Радуйтесь, рабы Христовы, мои соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, – наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную (то есть по правую руку) Бога, и насытимся лицезрением славы Его. Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и правительства иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

http://azbyka.ru/deti/zhitiya-svyatyh-v-...

Тогда Лонгин сказал: — Прошу вас, господа мои, зайдите ко мне в дом и отдохните немного с дороги, а я извещу Лонгина о вас, ибо я знаю, где он живет, и тогда он сам придет к вам, так как живет недалеко отсюда. Воины зашли к Лонгину, и, он предложил им обильное угощение. Когда же настал вечер и воины сильно развеселились от вина, то они рассказали Лонгину, зачем они посланы. Но предварительно просили его и взяли с него клятву, что он никому не передаст этой тайны; воины боялись, чтобы кто-нибудь не рассказал Лонгину и чтобы он не убежал от них; при этом они сказали ему: — Мы посланы отсечь головы Лонгину и двоим друзьям его, ибо такое пришло повеление к Пилату от кесаря. Лонгин, услыхав, что и друзей его ищут умертвить, послал за ними скорее, приглашая их к себе; сам же не хотел сказать воинам, — пока не придут его друзья, — что он и есть сам Лонгин. Когда воины уснули, Лонгин стал на молитву, и всю ту ночь усердно молился Богу, приготовляясь к смерти. С наступлением утра, воины, торопясь отправиться в путь, просили Лонгина указать им того, кого они ищут. Тогда Лонгин сказал им: — Подождите немного, господа мои, — я послал за ним, и он немедленно придет к вам: поверьте мне, что тот, которого вы ищете, сам предаст себя в руки ваши, — только немного подождите. Затем Лонгин узнал, что друзья его идут: тотчас он вышел к ним на встречу и, поцеловав, обнял их и сказал: — Радуйтесь, рабы Христовы, мои же соратники, радуйтесь вместе со мною, ибо приблизилось веселие наше, — наступило время разрешения нашего от плотских уз; вот теперь мы вместе предстанем Господу нашему Иисусу Христу. Мы видели Его страдающим, распятым, погребенным и воскресшим со славою; теперь же увидим сидящим одесную Бога, и насытимся лицезрением славы Его. Сказав сие своим друзьям, Лонгин рассказал им, что от Пилата и синедриона иудейского пришли воины, чтобы умертвить их за свидетельство о воскресении Христовом. Услыхав сие, они возрадовались, что сподобятся быть причастниками венца мученического и скоро предстанут Господу своему, Коего они возлюбили от всей души. Приведя, затем, своих друзей к воинам, Лонгин сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

— Вот вам Лонгин и два друга его! Я — Лонгин, которого вы ищете; сии же — два мои друга, со мной вместе видевшие воскресение Христово и уверовавшие; делайте с нами, что вам повелено пославшими вас. Услышав сие, воины изумились и сначала не поверили, что перед ними сам Лонгин; затем, удостоверившись в истине сего, они устыдились и не желали умерщвлять своего благодетеля. Но Лонгин понуждал исполнить повеленное, сказав при сем: — Вы ничем не можете лучше отблагодарить меня за мою любовь к вам, как послать меня к Господу моему, Коего я давно желаю видеть. Облекшись затем в белые погребальные ризы и указав рукою на близ лежащий холм, Лонгин повелел домашним своим похоронить там тело его и двух друзей своих. После сего, помолившись и отдав всем последнее целование, Лонгин и два друга его [ 3 ] преклонили под меч главы свои. Воины, усекнув их, взяли с собой главу святого Лонгина и ушли; тела же святых были погребены с честью на том месте, которое указал сам святой Лонгин. Придя в Иерусалим, воины принесли туда честную главу святого Лонгина и отдали ее Пилату для удостоверения его и всего сонмища иудейского в убиении Лонгина. Пилат и иудеи, увидав главу святого, повелели бросить ее за городом, и она долго лежала там вместе с сором, пока не была засыпана пылью. Господь же «хранит все кости» (Пс. 33:21) угодников Своих, сохранил в целости и главу святого Лонгина, находившуюся в сору. И когда Господь захотел прославить Своего раба на земле пред людьми, которого уже прославил на небе пред ангелами, то открыл главу святого таким образом. Одна женщина, христианка, вдова из Каппадокии, ослепла обоими глазами и долго искала помощи от врачей, но не получала. После сего она вздумала пойти в Иерусалим — поклониться святым местам и искать там помощи Божией ослепшим своим глазам. Взяв своего единственного сына, она отправилась с ним в путь. Но дойдя до святых мест, сын ее заболел и чрез несколько дней умер; вдова та была горько опечалена смертью сына: она плакала о двойной потере, ибо лишилась и очей и сына, который был как бы светом для ее очей и проводником для нее. И вот, когда вдова та горько и неутешно плакала, ей явился в видении святой Лонгин и утешил ее, обещав ей, что она увидит своего сына в небесной славе и получит свет очам своим. Он рассказал ей все о себе: как он был при страдании, распятии, погребении и воскресении Христовом, как, затем, проповедовал в Каппадокии Христа и пострадал за Него со своими друзьями. При этом он повелел ей идти за город и найти там его главу, лежащую в сору и засыпанную пылью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010