Если же про­изойдет ссора между братьями, то разбирает их дело игумен со старцами и старостами Святой Богородицы, а миряне не вступаются» 286 . В 1420 году Псковская паства блаженного Симеона видела в Чир- ске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе Ее текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: «Владычице! защити нас» 287 Незадолго до смерти блаженного архипастыря Новгород два раза был в сильной тревоге. В апреле наводнение Волхова повредило мост, и городские улицы до того наполнены были водою, что ко многим хра­мам не было доступа и много потонуло людей. В мае, в полночь, нашли страшные громовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь в день лился с сильным градом. Святитель со своим духовенством и благоговейными людьми пел молебен в Софийском соборе об утише- нии гнева Божиего, а по другим церквам совершались моления священ­никами, и днем настала тишина. Это было 19-го мая 1421 года, а 15-го июня святитель почил мирно и положен на Мартириевой паперти 288 . Преставление Преподобного Лонгина Коряжемского Преподобный Лонгин долго подвизался в Обнорской Павловской пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7033 (1525 г.) крест Христов Павловой пу­стыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Лонгин неко­торое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебовском монастыре. Отселе он и друг его Симеон удалились вверх по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте расчис­тили лес, построили келлию и часовню. Скоро собрались братия, по­строили храм в честь святителя Николая и таким образом в 1535 году основалась обитель Коряжемская. Преподобный Лонгин жил подвижнически и сам более других работал для святой общины: еще цел колодезь, выкопанный его рука ми вблизи храма; цела и его власяница. Старцем придя на новое место подвигов, он жил здесь уже недолго, не более шести лет. Он завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Лонгин, начальник Никольского Коряжемского монастыря на реке Вычегде, новый чудотворец, преставился в лето 7048 (1540 г.) февраля в 10-й день». Спустя 16 лет после кончины, по особенному видению, святое тело его положено было в самом храме. Ныне мощи его почивают под спудом в каменном храме, построенном в 1665 году. На старинном покрове вышит серебром и золотом образ его. Память его соверша­ется по особой службе, сочиненной в давнее время вместе с житием и описанием чудес. Еще цела фелонь, в которой преподобный совершал служение Господу. 289 День одиннадцатый. Страдание святого Георгия Мученика

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Первоначально подвизался в обители преподобного Павла Обнорского (†1429, память 10 января). Он пришел в эту обитель в молодых летах, прошел длинный ряд разных монастырских послушаний, дожил до старческих седин и приобрел большой опыт в иноческой жизни. Все стали относиться к нему с особенным уважением, но преподобный Лонгин, тяготившийся многолюдством общежития и возрастающим почетом, пожелал удалиться в пустыню. Получив благословение настоятеля, он вместе со своим духовным братом Симоном, иноком Корнилиевского монастыря, отправился на поиски уединенного места. Спустившись водою от Вологды до Устюга, странники дошли до Сольвычегодска и на некоторое время остановились в местном Борисоглебском монастыре. Далее их путь лежал по левому берегу реки Вычегды. Дойдя до устья реки Коряжемки, они остановились в глухом лесу в 15 верстах от города. Помолившись Богу, оба друга начали рубить лес и расчищать место, на котором общими силами построили келлию и часовню. Когда тяжелые работы были окончены, преподобный Симон (†1562; память 24 ноября) удалился на берег реки Сойги и основал там свой скит. Преподобный Лонгин остался один и всецело предался Богомыслию, дни и ночи проводя в непрестанных молитвах и псалмопении. Когда весть о Преподобном разнеслась по окрестным селениям, к нему стали приходить люди, искавшие спасения в уединении и безмолвии. Святой предупреждал их о трудностях пустынножительства, говорил о своем желании жить в одиночестве, но люди не переставали приходить и поселяться в тех местах. Сначала собравшиеся жили как отшельники, но потом, по общему желанию, преподобный Лонгин был выбран настоятелем и он дал им общежительный устав. Была построена новая церковь в честь святителя Николая, а также – трапезная и другие необходимые для общежития службы. Таким образом составилась Коряжемская обитель (1535 год). Приняв начальство над братией, преподобный Лонгин превзошел всех подвижническими трудами. Несмотря на преклонные годы, он всегда первый выходил на монастырские послушания и более других работал для своей пустынной обители. Близ церкви Преподобный сам выкопал колодец.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Братия стали просить старца построить вместо часовни церковь и учредить при ней правильное общежитие. Не так думал, не того желал преподобный Лонгин, неприятны и совершенно не по сердцу были для него слова братии, но, приняв желание братии за указание воли Божией, не смел преподобный, давно отрекшийся от своей воли, противиться указанию свыше. Он построил храм во имя святителя Николая, трапезу и прочие необходимые для общежития службы. Таким образом около 1539 году составилась обитель Коряжемская, и сам блаженный старец был первым ее игуменом. Приняв старейшинство над братией, преподобный Лонгин старался превзойти всех подвижническими трудами и, несмотря на глубокую старость, всегда первый выходил на монастырские труды и более других работал для своей пустынной общины. Еще доныне цел выкопанный им колодезь, находившийся в его время в самой братской трапезе, а ныне вблизи храма, уже на открытом воздухе; цела жесткая и колючая власяница, которой он постоянно изнурял постническое свое тело; сохранилась и священническая фелонь, в которой он воздевал преподобные свои руки, принося Богу бескровную жертву. Пришед на Коряжему в преклонных летах, уже украшенный сединой, преподобный Лонгин недолго прожил в своей новой обители. После многолетних трудов и подвигов в Павлове монастыре блаженный старец как будто для того и вызван был Промыслом на пустынные берега Вычегды, чтобы устроить здесь иноческую обитель и, по устроении ее, переселиться в обитель вечную. Блаженная кончина его последовала 10 февраля 7048 (1540) года. Умирая, старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм, у самого церковного крыльца, чтобы все, идущие в церковь и из церкви, попирали его могилу. Так смиренная душа, бегавшая славы человеческой при жизни, не хотела ее и по смерти! Как ни тяжело было для братии исполнение этого завещания, однако они не смели преступить его и погребли своего отца «у лестницы папертныя», там, где он сам приказал. Но Бог, смиряющий гордых и возносящий смиренных, не допустил, чтобы многотрудное и святое тело Его угодника навсегда оставалось в небрежении и было попираемо, и еще при жизни и в виду тех, которые погребали, прославил его нетлением и чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел по прежнему жил отшельником на горе, в своей келье и приходил к братии на молитву только по субботам и дням воскресным. В эти дни разделял он с братиею трапезу, но вкушал только хлеб с водою и овощами; ни масла, ни молока, ни рыбы он никогда не вкушал. Здесь дивный подвижник достиг редкой старости – ста двенадцати лет, из которых слишком девяносто провел в подвигах монашества и преставился 10 января 1429 года. Мощи его почивают под спудом, в соборном храме Павлова Обнорского монастыря. На серебряной раке его, устроенной в 1878 г., лежит медный осьмиконечный крест – благословение чудотворца Сергия Радонежского. В церкви замечательна икона чудного пустынножителя Павла, писанная преп. Дионисием Глушицким. В трапезе Павловской церкви хранится в стеклянном футляре остаток липового дупла, в котором преп. Павел обитал три года по подобию пернатых, вместе с ними славословя Отца небесного в необозримой дубраве; внутри дупла около четырех аршин в окружности. На Московском соборе 1547 года, преп. Павел, вместе с другими угодниками Божиими, причислен к лику святых. В обители его воспитались три угодника Божия: 49. Преп. Лонгин Коряжемский долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан из Павловой пустыни ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Лонгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Лонгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, говорил он, попирали его входящие в храм. Скончался 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Поразительное чудо произошло в Коряжемском монастыре 11 февраля 1618 г. Игумен Феодосий с иеромонахом Дионисием, священником Гавриилом и дьяконом Филиппом совершали соборную панихиду в гробовой палатке; тогда инок Иродион внезапно увидел среди служащих старца с сияющим постническим лицом и круглой седой бородой, в светлых и драгоценных священнических ризах. Во все время совершения панихиды Иродион пристально смотрел на него, удивляясь внезапному его появлению между служащими и думая, кто бы это был, ему неизвестный? Еще более он был поражен, когда по окончании панихиды старец стал невидим. Когда Иродион тут же перед всеми с клятвой объявил о своем видении, то все признали, что это был сам преподобный Лонгин, и стали усерднее отправлять по нем панихиду. Агриппина, жена сольвычегодскаго кузнеца Василия Худоногова, страдала падучей болезнью. Болезнь усиливалась, улучшения неоткуда было ждать. Женщина дала обет сходить в Коряжемский монастырь и поклониться гробу преподобного Лонгина. Исполняя обет, больная все время пребывания в монастыре проводит за молитвой в гробовой палатке. Однажды, когда она с особенным усердием и многими слезами молила преподобного о своем исцелении, внезапно ее ударило о землю и так сильно, что она казалась умершей. Мало-помалу, как бы пробуждаясь от тяжелого сна, Агриппина начала двигаться, приходить в сознание и наконец села, чувствуя себя совершенно свободной от страшного недуга. Заявив о своем исцелении игумену и братии, она в благодарность за полученную помощь, дала обещание три раза в год приходить на поклонение ко гробу преподобного Лонгина. Другая женщина Анна, жена крестьянина Пачеозерской волости Антипы Надозерского, подверглась отравлению. Злые люди, покушавшиеся на ее целомудрие и отвергнутые ею, дали «ей отраву смертную, чтобы не видеть красоты ее». Невозможно описать тех мучений, какие выносила несчастная женщина. Боль в животе доводила ее до умоисступления. Облегчить болезнь ничто не могло. Вспомнила больная о преподобном Лонгине и стала просить мужа отвезти ее в Коряжемский монастырь. Вслед за тем она подверглась страшному припадку, во всем теле ее не осталось места, каким бы она не билась и не страдала. В то же время ей явился старец и обещал исцеление, если она исполнит намерение поклониться гробу преподобного Лонгина. Очнувшись, она рассказала о видении мужу, а тот поспешил везти ее в обитель. Здесь в церкви с ней возобновился припадок, а когда вели ее ко гробу преподобного в палатку, то она ударилась о землю и долго лежала как мертвая; пробудившись, она поднялась здоровой и со слезами громко благодарила Бога и угодника Его преподобного Лонгина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1618 г. прп. Лонгин явился иноку Иринарху во время панихиды: у него был лучезарный и изможденный лик и большая широкая белая борода. Он явился также расслабленному священнику Устюга, Гавриилу, в то время когда тот находился в келье напротив часовни и читал ему канон. Преподобный стоял в дверях часовни и звал его: «Гавриил, Гавриил!» Но когда больной дополз до часовни, он исчез. Больной стал горячо молиться и во время молитвы получил исцеление. В 1646 г. крестьянин Лупп Упухлянов из монастырской деревни Емышево ранил себе в лесу топором руку и от боли и отчаяния стал браниться и кощунствовать. С трудом добрался он до дому в таком виде, что его не надеялись уже спасти и напутствовали Святыми Тайнами. 2 мая смертельно больному явился прп. Лонгин, сделал выговор за кощунство и приказал идти на богомолье в Коряжемский монастырь. После чудесного явления преподобного Лупп стал быстро поправляться и, как только силы его позволили, пошел на могилу преподобного, где и получил полное исцеление. Впоследствии на могиле прп. Лонгина была сооружена церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. • Павло-Обнорский монастырь находится в 15 верстах от г. Грязовца (ныне районный центр Вологодской обл.), на левом берегу р. Нурмы. • Коряжемскую обитель преподобный основал во имя свт. Николая Чудотворца на р. Коряжемке, притоке Вычегды, в 15 верстах от Сольвычегодска (в те времена — Усольска Вологодская епархия). Ныне это Котласский р-н Архангельской обл. (Архангельская епархия). • Вскоре после кончины прп. Лонгина Господь прославил его нетлением и чудесами. Сказание о перенесении мощей преподобного (1557) было вышито на пелене, покрывавшей его новую гробницу. Преподобный Даниил Переяславский (+ 1540) Память его празднуется 7 апр. в день преставления и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Родители прп. Даниила — Константин и Фекла — уроженцы города Мценска Орловской области, служили у боярина Протасьева, и когда его перевели по службе в Переславль-Залесский Владимирской области, переехали с ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Преподобный Лонгин понял и оценил эту твердую решимость, он постриг и приблизил к себе новоначального инока, стараясь передать ему все опыты и наблюдения своей долголетней подвижнической жизни. Преподобный желал, чтобы его ученик не по имени только был Христофор, но, по правилу иноческому постоянно имея на устах спасительное имя Иисуса, соделал и сердце свое жилищем Христа Спасителя. Не напрасны были старания старца. Наставления преподобного падали на добрую землю, ученик старался во всем подражать своему учителю, возрастая и укрепляясь в духовной жизни. В первые годы по устроении монастыря подвижники во всем ощущали недостаток и часто не имели самого необходимого. Когда в таких случаях преподобный замечал, что Христофор начинает смущаться и сетовать, то, утешая его, говорил, что иноку не сетовать, а радоваться тому надобно, как дару небесному и знамени любви Божией, что благодушное терпение скорбей и лишений делает инока общником страстей Христовых, уподобляет святым угодникам и отличает любимцев Божиих от людей, преданных миру, что первые живут в скорбях и нужде, а последние наслаждаются довольством и счастьем. Недолго суждено было Христофору пользоваться наставлениями своего учителя. Преподобный Лонгин, пришедши на Коряжему уже в преклонных годах, скоро преставился. Видя ученика своего еще не достигшим совершенства иноческого и по собственному опыту зная, сколь необходимо и полезно для новоначальных иноков общежитие, он советовал Христофору и по кончине своей оставаться в обители и быть в таком же послушании игумену, как ему самому. Любящий ученик исполнил заповедь учителя и еще десять лет подвизался в Коряжемской обители. Каждый день по несколько раз он приходил к его могиле, вспоминал наставления старца и спрашивал сам себя, так ли он живет и подвизается, как был научаем. По мере усовершенствования в иноческих подвигах в нем сильнее и сильнее стало развиваться стремление к уединению. Долго он боролся с этим желанием, глубоко запавшим в его душу, но не мог его преодолеть и, наконец, вышел из монастыря и поселился в лесу, на речке Малой Коряжемки, в 20-ти верстах к югу от монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520 Преподобный Иннокентий Вологодский и Комельский. Март, 19 1521 Благоверный князь Иоанн Угличский, в иночестве Игнатий, Вологодский чудотворец. Май, 19 1522 Праведная Гликерия дева, Новгородская. Май, 13 1522 Преподобный Пахомий, Кенский чудотворец. Январь, 6 1525 Преподобный Филипп Ирапский. Ноябрь, 14 1527 Мученик Иоанн Казанский. Январь, 24 1529 Преподобный Кирилл Новоезерский (По Прозванию Белый), Чудотворец. Февраль, 4 1532 Преподобный Макарий Оредежский. Август, 9 1532 Преподобный Александр Свирский. Август, 30 1533 Преподобный Иона Климецкий. Июнь, 6 1534 Преподобный Корнилий Комельский. Май, 19 1537 Преподобный Кассиан Комельский. Май, 16 1537 Преподобный Лонгин Коряжемский. Февраль, 10 1540 Преподобный Даниил Переяславский. Апрель, 7 1540 Преподобный Иродион Илозерский (Илоезерский). Сентябрь, 28 1541 Преподобный Стефан Комельский, Или Озерский. Июнь, 12 1542 Преподобная София, Суздальская чудотворица. Декабрь, 16 1542 Преподобные Иоанн и Лонгин Яренгские, или Соловецкие. Июль, 3 1544 или 1561 Праведный Артемий Веркольский. Октябрь, 20 1545 Преподобный Лаврентий Комельский. Май, 16 1548 Преподобный Зосима Ворбозомский. Апрель, 4 ок.1550 января. Преподобный Афанасий Сяндемский. Январь, 18 1550 Преподобный Арсений Комельский. Август, 24 1550 Преподобный Адриан Ондрусовский. Август, 26 1550 Преподобномученик Адриан Пошехонский. Март, 5 1550 Преподобный Макарий Римлянин. Август, 15 1550 Мученики Петр и Стефан Казанские. Март, 24 1552 Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец. Август, 2 1552 Преподобный Нил Столбенский. Декабрь, 7 1554 Преподобный Герасим Болдинский. Май, 1 1554 Святитель Иоасаф, митрополит Московский. Июль, 27 1555 Преподобный Максим Грек. Январь, 21 1556 Преподобный Антоний Сийский. Декабрь, 7 1556 Преподобный Никифор Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1557

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Время недолгого управления его новой обителью богато примерами неусыпных трудов его и духовной опытности. Преподобный Лонгин, несмотря на свои уже немолодые годы, старался всех превзойти подвижничеством и трудами. Еще доселе сохранился выкопанный им колодезь, устроенный в самой братской трапезе, а ныне стоящий возле храма на открытом месте; цела и жесткая власяница, которой он изнурял свое постническое тело. Блаженная кончина преподобного Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Умирая, смиренный старец заповедал ученикам своим похоронить его при входе в храм, чтобы все идущие в церковь и из церкви попирали его могилу. Братия не смели ослушаться завещания и погребли своего игумена «у лестницы папертныя», там, где он приказал. Но Господь вскоре, еще при жизни тех, которые погребали преподобного Лонгина, прославил тело его нетлением и чудесами. В 1557 году устюжский воевода князь Владимир находился в сильном расслаблении и не мог двинуть ни рукою, ни ногою; болезнь его была так упорна, что лекарства не приносили больному ни малейшей пользы. Находясь в столь безнадежном состоянии, воевода однажды увидел во сне старца, который сказал ему: «Князь Владимир, если хочешь быть здоров, молись Богу и обещайся вскоре побыть в Коряжемском монастыре и прикажи игумену и братии перенести на иное место тело начальника того монастыря игумена Лонгина. Ибо неприлично телу Лонгина почивать на том месте, где оно ныне находится». Явившийся старец подробно рассказал, где находится тело и куда перенести его. Пробудившись от сна, воевода весьма дивился необычайности и ясности своего сновидения и решился немедленно отправиться на Коряжемку. По прибытии в монастырь он сам указал место, где был погребен преподобный, и куда следовало перенести его, хотя до того времени не только никогда не бывал в монастыре, но даже и не слыхал о нем. Когда, по его словам, гроб преподобного Лонгина был вынут из могилы и перенесен в новую, близ северной стены церкви, князь тотчас же сделался совершенно здоровым, как будто не подвергался болезни. Радуясь и благодаря Бога и Его угодника за свое чудесное исцеление, он рассказал игумену и братии о бывшем ему сновидении и приказал над гробом преподобного устроить палатку или часовню. Когда слух об исцелении воеводы разнесся в народе, многие стали приходить в монастырь и служить над горбом преподобного панихиды, и все приходившие с верою получали исцеление от болезней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Леониду Устьнедумскому, глас 1 Божественною любовию и житием духовным/от юности распалився, преподобне,/и вся, яже в мире красная, возненавидев,/Христа единаго от души возлюбил еси, отче,/легкое иго на рамо взем,/Божественным Промыслом и Пречистыя Богородицы чудным явлением направляемь/достиже пустыни/и в ней многолетне подвизался еси/в трудех многих и слезах,/всяким злостраданием плоть свою изнуряя./Отонюдуже Бог, твоя труды видев,/умножи тебе чада в пустыни./Но яко имея дерзновение к Богу,/моли о нас, рабех твоих, отче преподобне Леониде,/да избавит нас от всех навет вражиих//и спасет души наша. Перевод: Божественной любовью и духовным житием с юности воспламенился, преподобный, и все мирские блага возненавидев, Христа одного от души возлюбил ты, отче, легкое иго на плечи взяв ( Мф.11:29-30 ), Божественным Промыслом и чудесным явлением Богородицы направляемый достиг пустыни и в ней долгие годы подвизался ты во многих трудах и слезах, терпением всяких напастей плоть свою изнуряя. Потому Бог, видя твои труды, увеличил чада твои в пустыни. Но, как имеющий дерзновение к Богу, моли о нас, рабах твоих, отче преподобный Леонид, да избавит нас от всех козней вражеских и спасет души наши. Леонтию, канонарху Печерскому, в Дальних пещерах, глас 3 Всечестный канонарше Леонтие,/правилоначальный бывый в церкви/и в правиле иночестем возсиявший светло,/моли Христа Бога,/да прегрешений оставление//подаст душам нашим. Перевод: Достойный особого почитания канонарх Леонтий, первым возглашавший правило (греч. κνν=правило, канон) в церкви и в монашеском правиле воссиявший ярко, моли Христа Бога, чтобы Он подал душам нашим отпущение прегрешений. Лонгину Коряжемскому, глас 1 От мятежа мирскаго удалився,/к немерцающему Свету притекл еси,/преподобне отче Лонгине,/и ныне чисте зриши Святую Троицу,/Юже моли за ны недостойныя,//да спасет души наша. Перевод: От суеты мирской удалившись, к немеркнущему Свету пришел ты, преподобный отче Лонгин, и сейчас ясно созерцаешь Святую Троицу, Ее же моли о нас недостойных, да спасет души наши.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010