5 июля 1913 года митрополитом Московским Макарием (Невским) отец Иларион возводится в сан архимандрита . Советом МДА 5 ноября 1913 года архимандрит Иларион становится экстраординарным профессором , а 5 декабря утвержден Святейшим Синодом в качестве профессора МДА. В мае 1915 года архимандрита Илариона награждают орденом святой Анны второй степени . У каждого ордена кроме определенного предназначения есть свой девиз. В данном случае он звучит так: «Любящим правду, благочестие и верность» . И это, безусловно, созвучно с именем священномученика Илариона (Троицкого). Перемены в стране 1917 года повлияли и на академию, где с ректорского поста был смещен епископ Феодор (Поздеевский). Вместо него временно исполнять обязанности было поручено архимандриту Илариону, в связи с чем он уже не мог выделять много времени науке и преподавательской деятельности. В новом учебном 1917–1918 году ректором избрали А.П. Орлова, а архимандрита Илариона – его помощником . Во время крестного хода после избрания патриарха Тихона отец Иларион не смог сдержать слез радости Следует упомянуть о Поместном Соборе, открывшемся 15 августа 1917 года торжественным богослужением в Успенском соборе. Его главным деянием стало избрание патриарха. Данный вопрос продолжительное время дискутировался и имел заметную остроту. Мнения расходились, но речь молодого архимандрита Илариона, произнесенная 23 октября 1917 года, многих убедила в необходимости восстановить патриаршество. Во время крестного хода после избрания патриарха Тихона отец Иларион не смог сдержать слез радости . В скором времени академия переезжает в Москву. Архимандрит Иларион стал больше времени уделять преподаванию, чем раньше. Жил он у протоиерея Владимира Страхова, с которым был знаком еще со студенческой скамьи. 10 марта 1919 года за критику советской власти священномученика Илариона арестовали и посадили в тюрьму, где он пробыл три месяца . Через 11 месяцев после освобождения в мае 1920 года Святейший Патриарх Тихон совершает хиротонию над архимандритом Иларионом, рукополагая его во епископа Верейского, викария Московской епархии. Перед этим нареченный епископ произносит речь, в которой благодарит Бога за все происшедшее в его жизни: «В сей наречения день благодарю Бога, глубиною мудрости человеколюбно вся о мне строившего и всегда полезная мне подававшего» . Став епископом Верейским, священномученик Иларион назначается настоятелем Сретенского монастыря, при этом у него нет возможности жить там, так как представители богоборческой власти выселили оттуда монахов . Вследствие этого владыка Иларион по-прежнему жил у своего коллеги по кафедре Нового Завета в МДА священника Владимира Страхова, чья квартира располагалась на Сретенке .

http://pravoslavie.ru/70571.html

Несмотря на то, что он не знал греческого языка, братия полюбила его, за примерное трудолюбие, кроткую и подвижническую жизнь. Живя в Дионисиате под именем простого бедного грузина, и ничего абсолютно не имея, о. Иларион никогда не запирал своей келлии. Однажды, один из братии зашел в его келлию в его отсутствии, и, увидев жестяную банку, полюбопытствовал, что в ней находится.  К своему великому удивлению, он нашел в ней русский паспорт и турецкий фирман, в котором было написано, что владелец его иерей. Немедленно рассказал он игумену о своей находке. Игумен вызвал к себе о. Илариона и спросил, что хранится в его жестянке? Отец Иларион ответил, что это его паспорта. Тогда игумен повелел принести их и показать ему. Отец Иларион, надеясь, что никто не умеет читать по-русски и по-турецки, принес их игумену; но, к великой его скорби, оказалось, что один монах читал по-турецки, и смог прочесть фирман. Тогда все узнали, что он иерей. Отец Иларион убедительно просил братию не говорить об этом больше никому. Да и вообще у греков часто случается, что иерей из мира, вступая в монашество, не допускается до служения, а причащается вместе со всеми простыми монахами. Около двух лет провел о. Иларион в тяжелых послушаниях, исполняя все с любовью и самоотвержением. Смущала его только то, что, не зная греческого языка, он лишался слышания слова Божия. Поэтому, однажды он решился высказать свои мысли игумену и взять у него благословения сходить в Ивер и выпросить книг на грузинском языке, которых, он заметил, там было очень много; ибо душа его стосковалась без чтения Священного Писания. Игумен благословил и о. Иларион отправился в Ивер в своей обычной ветхой и грязной одежде. Подойдя к Иверскому монастырю, он остановился помолиться пред чудотворным образом Божией Матери, находящимся над монастырскими воротами. В это время, дело было вечером, в портике (подворотня при входе в монастырь) сидели старшие братия и, среди них, оказался тот самый архимандрит, с которым о. Иларион познакомился еще в Москве.

http://isihazm.ru/1/?id=1422

За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнес 330 проповедей, и это при том, что в тот год он более месяца проболел тифом. Святитель Иларион по благословению патриарха Тихона активно совершал рукоположения для храмов Москвы и Московской губернии. Среди его ставленников есть и новомученики. Так, в 1921 году епископ Иларион рукоположил будущего священномученика Иоанна Хренова во диакона ко храму 40 мучеников Севастийских. В 1920–1921 годах владыка Иларион часто служил в храмах Верейского уезда. Во время одной из поездок в Верейский уезд епископ Иларион участвовал в диспуте с агитаторами-антирелигиозниками, которые потерпели полное поражение. Местные власти даже попытались арестовать епископа. В Москве, в Сретенском монастыре, он участвовал не только в воскресных, праздничных службах, но и в повседневных. Вспоминает московский писатель Н.П. Окунев: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион, не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается, в компании с четырьмя-пятью другими рядовыми монахами, а затем вышел в том же простом наряде на середину храма и проникновенно прочитал канон, не забывая подпевать хору в ирмосах. Прочитавши канон, запел один “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”. Ну, я вам скажу, и пел же он! Голос у него приятнейший, чистый, звучный, молодой (ему 35 лет), высокий. Тенор. Пел попросту не по нотам, но так трогательно и задушевно, что я, пожалуй, и не слыхивал за всю свою жизнь такого чудесного исполнения этой дивной песни». Летом 1921 года святитель Иларион писал: «Лето все прошло в непрерывных разъездах по Москве и по Московской губернии. Ведь и по Москве бывают концы больше до десяти верст. Времени совсем не хватает, и все спешишь. Нередко и устаешь. Хорошо еще, что уставши, скоро я отхожу – видно, еще молод».

http://pravoslavie.ru/33307.html

Иларион выступая оппонентом (когда появляется на трибуне рукоплескания, охватывающий весь зал) говорит, что духовенство и было при этом строе плохое, но не всё, были, которые служили исключительно церкви, приведя в пример себя. Говоря о соборе 1917 года, что собор был не такой, какой был в 1923 году, там были настоящие епископы, а здесь самозванные, посвящённые юридически по законам канонов неправильно и 46 епископов были посвящены вновь ставленниками ВЦУ и 16 старых епископов (называя этот собор самозванцами). Говорит, что так называемые обновленцы говорят, что они против всякой политики, свободная церковь сама для себя, он приводит пример, что он служил в 15-ти верста[х] от Москвы и там обновленческий священник грозил, что если будет служить Иларион, то приходской Совет и Иларион будут арестованы, не думается, говорит Иларион, что власть даёт им такие полномочие, а они себе присваивают политическую власть. Обновленцы говорит Иларион, говорят, что собор 1917 года делал воззвание против отделения церкви от государства, опровергая это, говорит, говорит, что а —365— вот обновленцы посылали делегацию к тов. КАЛИНИНУ, чтобы он разрешил им взять в свои руки церковное имущество конечно в этом им КАЛИНИН отказал (всё время рукоплескание и одобрительный шум). Переходя о патриаршестве и о Тихоне, говорит, что патриаршество не есть контрреволюция, оно было уничтожено Петром I-м и когда церковь получила свободу, тогда опять был поставлен вопрос о патриаршестве и на соборе 1917 года был избран. Говоря о Тихоне, говорит – что Тихон не контрреволюционер и что он против изъятий не был, можно было отдавать не священные ценности 1120 . О Карловацком 1121 соборе говорит, что Тихон дал благословение, но когда он узнал, что там решались политические вопросы, то отошёл от него и ничего общего с ним не имеет 1122 . Далее Иларион говорит, что они никогда врага- —366— ми церкви не были, а если являемся врагами, то не церкви, а раскольническо-обновленческой церкви, почему мы освящаем соборы после обновленцев. Это потому, что там служат епископы женатые и это против законов-канонов. Заканчивая речь говорит, что Тихон никогда не отступится и с обновленцами не пойдёт, а если бы он пошёл бы на компромисс, то он, Иларион, отшатнулся бы от него...» 1123

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После прихода к власти большевики сразу же начали гонение на Церковь , и уже в марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован. Три месяца он провёл в заключении в Бутырской тюрьме. 25 мая 1920 года он хиротонисан во епископа патриархом Тихоном. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни. В июне 1923 г., сразу же по возвращении из ссылки, епископ Иларион возведён патриархом Тихоном в сан архиепископа. 15 ноября 1923 г. он арестован и приговорён к трём годам заключения в концлагере. Этапом он был доставлен на Соловки, где стал сетевязальщиком и рыбаком. В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму, где он пользовался особыми льготами. Ему позволили получать книги духовного содержания. Когда он находился в Ярославской тюрьме, в Русской Церкви возник григорианский раскол. Тогда-то как к популярному архиерею и явился к нему агент VIIV и стал склонять его присоединиться к новому расколу. Архиепископ Иларион, разумеется, не согласился, и к его сроку было добавлено ещё три года «за разглашение государственных тайн», то есть разглашение разговора с агентом в Ярославской тюрьме. Весной 1926 года архиепископ Иларион был возвращён на Соловки, где принял участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов), определяющего положение Православной Церкви в новых исторических условиях. В декабре 1929 года архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в город Алма-Ату, сроком на три года. На этапе владыка заболел сыпным тифом и скончался в тюремной больнице в Ленинграде 28 декабря 1929 года. Святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых 10 мая 1999 г., а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. был причтен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Иларион был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Сегодня мощи священномученика Илариона (Троицкого) находятся в московском Сретенском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Преподобный Иларион (1805–1873) Преподобный Иларион (Пономарев) был келейником старца Макария в течение двадцати лет, до дня его блаженной кончины, последовавшей 7 сентября 1860 года. Как и другая братия, преподобный Иларион исповедовался у преподобного Макария, вместе с тем он ходил ежедневно на откровение помыслов в монастырь к преподобному Леониду. Уроки смирения, любви и кротости отец Иларион получал от преподобного Леонида до самой его кончины. Наставления старца Макария, его жизнь и деятельность глубоко западали в сердце молодого инока и служили руководительным началом в дальнейшей его иноческой жизни. Преподобный Макарий передал в последние дни своей предсмертной болезни отцу Илариону, вместе с другим своим учеником, отцом Амвросием, продолжение после себя своей старческой деятельности и вручив его духовному руководительству многих духовных детей своих. Приняв на себя от своего старца это послушание, преподобный Иларион нес его до последнего дня жизни своей – по 18 сентября 1873 года. Став скитоначальником и общим духовником обители через два с половиной года по смерти преподобного Макария, отец Иларион старался и по управлению и по духовничеству поддерживать те порядки, которые были заведены его дорогим учителем. Пять раз в году, во все посты совершалась им исповедь всем относившимся к нему братиям – исповедь не общая, а с подробным опросом каждого исповедывающегося о всем касающемся до его внутренней жизни и устроения. Каждый по своей нужде получал при этом наставление для дальнейшей деятельности. Несмотря на такой труд и слабое здоровье, старец все-таки выстаивал все церковные службы, как известно, особенно продолжительные на первой и седьмой седмицах Великого поста. Заканчивалась братская исповедь, начиналась исповедь женского пола. Сестер монастырского скотного двора, монахинь или мирян обоего пола, прибывших для того к старцу со стороны. Исповедь часто продолжалась до чтения правила на сон грядущим. По субботам перед праздниками приходили для исповеди чередные иеромонахи и иеродиаконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (до 2013 г. Собор новомучеников и исповедников Российских; воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Громов Иван Андреевич; 1864 - 1937), иером. , прмч. (пам. 28 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИЛАРИОН (Писарец Иларион Павлович; 1871-1937), иером., прмч. (пам. 20 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИЛАРИОН (Правдин; † 1918, Казань), послушник, преподобномученик (пам. 28 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) ИЛАРИОН (Ириней?) (Цуриков Родион Федорович; 1856-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Васильевич Бажанов (1877 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 3 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых) ИЛИЯ Ильич Бенеманский (1883 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 18 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Яковлевич Березовский (1890 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 21 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛИЯ Михайлович Громогласов (1869 - 1937),прот., сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛИЯ Александрович Зачатейский (1884 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/128875_14.html

Митрополит Иларион: Запад на Ближнем Востоке интересуют только две вещи: Израиль и нефть 10 января, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Митрополит Иларион рассказал о положении христиан на Ближнем Востоке, о православии в Китае, о межконфессиональных отношениях. Накануне Нового года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал обозревателю ВГТРК Ивану Семенову интервью, которое было показано 7 января 2014 г. на телеканале «Россия 24». Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) 7 января дал интервью телеканалу «Россия 24», сообщаёт Патриархия.Ру. Митрополит Иларион рассказал телезрителям о положении христиан на Ближнем Востоке, о православии в Китае, о направлениях международной деятельности Русской Церкви. «О событиях, которые происходят сейчас на Ближнем Востоке, мы хорошо информированы, в отличие от многих людей на Западе, где эта тема замалчивается. Речь идет о том, что там происходят не просто какие-то события политического характера, так называемая арабская весна, но осуществляется и массовое гонение на христиан. Это явление перекидывается из одной страны в другую, и мы видим, что, например, в Ираке уже осталась, наверное, одна десятая часть из всех христиан, которые там проживали раньше. Сейчас в Сирии, в тех местах, где власть захватывают боевики, христиане практически уничтожаются или оттуда уходят. Эта ситуация, конечно, заставляет нас практически ежедневно предпринимать всевозможные меры для того, чтобы каким-то образом изменить положение к лучшему», заявил глава ОВЦС. «Мы всегда говорим об этом важном направлении нашей международной деятельности — о защите христиан. Сегодня христиане на Ближнем Востоке видят именно в России чуть ли не единственную защитницу своих интересов. Я в этом году побывал в Ливане, где христиане все в один голос говорили мне, что чувствуют себя оставленными Западом, которому они неинтересны. Ведь Запад на Ближнем Востоке интересуют только две вещи: Израиль и нефть, а судьба христиан западные страны не интересует. Все надежды этих христиан сейчас устремлены на Россию, на президента Путина (надо сказать, что при упоминании его имени люди вставали и аплодировали) и на Русскую Православную Церковь, которая среди Православных Церквей является единственной, которая последовательно защищающей интересы христиан на Ближнем Востоке. Кроме того мы стараемся информировать людей о том, что происходит: на Западе эта тема замалчивается, а у нас за последний год увеличилось число публикаций и репортажей на телевидении о том, что происходит с христианами в этом регионе.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-zap...

Там же. – С.65–66. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.65. Тиволье П. Спутник искателя правды. Брюссель, 1992. — С.157. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.110–111. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.112. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.114. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.132. Закон Божий. – М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег». 1998. – С.76. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.139–140. Дьяченко Г., протоиерей. Указ. Соч. — С.139–140. Дьяченко Г., протоиерей. Вера, надежда, любовь. М., 1993. — Т.1. — С.69–70. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.66. Конспект по догматическому богословию. – Свято-Троицкий Ново-Голутвинский России, 1993. – С.95. Там же. С.96. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.67–68. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.69–71. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.69–71. Там же. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.69–71. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.77. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. — С.77–78. Там же. — С.78. Иоанн (Экономцев), игумен. Православие и наука на пороге третьего тысячелетия. Доклад. М., 2000. – С.4–5. Иларион (Алфеев) , иеромонах. Указ. Соч. — С.67. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.67. Там же. Там же. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.68. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.67. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.75. Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.75. Кураев Андрей, диакон «Школьное богословие», М. 1997 – с.121 Цит. По: Митрополит Кирилл. Слово пастыря. –М.: Издательский совет РПЦ, 2004. – с.38 Иларион (Алфеев), иеромонах. Указ. Соч. — С.76. Цит. По: Митрополит Кирилл. Слово пастыря. –М.: Издательский совет РПЦ, 2004. – с.42

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Иеремия Печерский 117 Иероним, блаж. 9 Иероним Волчанский, епископ 356 Иероним, архиеп. 476, 489, 490 Иерофей, митроп. 155 Иерофей Афоник, епископ 439 Иерофей, епископ 416, 434, 435, 438 Извольский П. 286 Изяслав-Димитрий, князь 98 Изяслав Мстиславович, князь 36 Изяслав II Мстиславович, князь 36, 37 Изяслав Черниговский, князь 126 Изяслав Ярославович, князь 18, 139 Иларий, архим. 438 Иларион, митроп. 12, 13, 30, 34, 36, 87, 97, 113,119 Иларион Григорович, архим. 320 Иларион Лежайский, архим. 369 Иларион Рогалевский, епископ 306 Иларион Троицкий , архиеп. 413, 434, 496 Иларион, епископ 434, 435, 492, 494 Иларион, чернец 103 Илия, пророк 9 Илия Салиби, митроп. 455 Илия, архиеп. 17, 118 Илия-Иоанн, архиеп. 17 Илия, игумен 205 Ильминский Н. 286, 372 Иннокентий III, папа 139, 140 Иннокентий IV, папа 135, 137 Иннокентий Гизель, архим. 193, 249, 250, 257 Иннокентий Иркутский, свят. 292 Иннокентий Кульчицкий, епископ 365 Иннокентий Нерунович, епископ 365 Иннокентий Нечаев, епископ 274, 305 Иннокентий Новгородов , архим. 317 Иннокентий Попов-Вениаминов,митроп. 280, 367, 375 Иннокентий Смирнов , епископ 278, 313, 316 Иннокентий Смирнов 4, 307 Иннокентий Фигуровский, митроп. 370 Иннокентий, митроп. 471 Иннокентий,епископ 257, 369, 416, 468 Иннокентий, цензор 340 Иоаким,патриарх 62, 65, 152, 153, 156, 193, 194, 205, 210, 211, 212, 213, 215, 216, 220, 226, 227, 228, 229, 230, 232, 237, 259 Иоаким, еп. 13, 33,127, 270 Иоаким, грек 227 Иоакинф Бичурин, архим. 370 Иоанн I, митроп. 35, 87, 120 Иоанн II, митроп. 17, 35, 102, 119, 127, 140 Иоанн III, митроп. 37 Иоанн IV, митроп. 23, 37, 126, 139, 148 Иоанн Болгарский, пресвитер и экзарх 115 Иоанн Василевский, епископ 428 Иоанн Дамаскин 115 Иоанн Златоуст , свят. 9, 91 Иоанн Зонара 44 Иоанн-Илия, свят. 127 Иоанн Кронштадтский , прав. 283, 284, 317, 326, 337, 341, 495 Иоанн Лавриненко, епископ 445 Иоанн Лествичник 339 Иоанн Малала Антиохийский 116 Иоанн Максимович , святой, митроп. 251 Иоанн Максимович , святой, архиеп. 473 Иоанн Миропольский, архим. 316

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010