Епископское служение его было крестным путем. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни. Сразу же после возвращения из ссылки Патриарх возводит епископа Илариона в сан архиепископа. Церковная деятельность его расширяется. Он ведет серьезные переговоры с Тучковым (уполномоченным ОГПУ по церковным делам) о необходимости устроить жизнь Русской Православной Церкви в условиях Советского государства на основе канонического права, занимается восстановлением церковной организации, составляет ряд патриарших посланий. Для обновленцев он становится грозой, в их глазах он не отделим от Святейшего Патриарха Тихона. 22 июня/5 июля 1923 года владыка Иларион совершает всенощное бдение под праздник Владимирской иконы Божией Матери в Сретенском монастыре, захваченном обновленцами. Владыка изгоняет обновленцев и великим чином, заново освятив собор, присоединяет монастырь к Церкви. На следующий день в обители служит Святейший Патриарх Тихон. Богослужение длится целый день и заканчивается лишь в шесть часов вечера. Святитель Тихон назначает владыку Илариона настоятелем Сретенского монастыря. Архиепископ Иларион ясно понимал преступность обновленцев и вел горячие диспуты в Москве с Александром Введенским. Последнего, как выразился сам архиепископ Иларион, на этих диспутах он «прижимал к стенке» и разоблачал все его хитрости и ложь. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключении. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем». Архиепископ Иларион вступил на крестный путь, завершившийся блаженной его кончиной. Находясь на Соловках, архиепископ Иларион сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он просто отдавал все, что имел, что у него просили.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Согласно справочнику П. М. Строева , К. был архимандритом Симонова мон-ря в 1390-1396 гг., после чего его сменил архим. Иларион, настоятельство Сергия (Азакова) исследователь относит ко времени после настоятельства архим. Илариона (после 1406) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 149). Согласно сообщениям Троицкой, Симеоновской летописей и Московского летописного свода кон. XV в., 26 авг. 1406 г. симоновский архим. Иларион был хиротонисан во епископа Коломенского (ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234) (в Софийской II летописи, вероятно ошибочно, сказано, что на Коломенскую кафедру Иларион был поставлен из архимандритов Спасского мон-ря - ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 15). 16 сент. 1406 г. Коломенский еп. Иларион участвовал в погребении митр. Киприана. Из сообщения Новгородской IV летописи известно, что прежде Иларион был настоятелем Лисицкого (Лисичьего) в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского мон-ря («...быв преже игуменом Лисицкой лавры» - ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. Ч. 2. С. 399-400). Неизвестно, когда лисицкий игумен стал симоновским архимандритом. Во всяком случае, Иларион покинул Лисицкий мон-рь ранее 1397 г.: в это время настоятелем Лисицкой обители был уже его ученик Варлаам (см.: Бобров А. Г. Монастырские книжные центры Новгородской республики//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 38-39). Датировка Строева противоречит сведениям Жития, согласно к-рому К. стал архимандритом сразу за свт. Феодором и был смещен Сергием (Азаковым). Вероятно, взаимоотношения К. и Сергия, а также настоятельство Сергия в Симоновом мон-ре имели место до игуменства Илариона, т. е. ранее 1396 г., поэтому Иларион не упоминается в Житии К. Предположению о том, что Сергий был симоновским архимандритом ранее 1396 г., не противоречит летописная статья о хиротонии Сергия в 1410 г., поскольку в ней не сказано, что он был поставлен во епископы из симоновских архимандритов: «Того же лета постави Фотей митрополит епископа на Резань Сергия Озакова» (ПСРЛ. Т. 17. Стб. 54),- возможно, к 1410 г. Сергий жил в др. мон-ре.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

При посещении раба Христова люди состоятельные, смотря по своему состоянию, предлагали ему различные приношения, но не нуждавшийся в них нестяжательный подвижник ни от кого ничего не принимал. Когда же, по уходе посетителей, около своей пещеры находил что-либо оставленным, тотчас же передавал нуждавшимся. Удивительно при этом еще то, что всякая милостыня подавалась отцом Иларионом действительно имевшим в ней нужду. Для сей цели, несмотря на свое бескорыстие, отец Иларион иногда казался людям даже корыстным, так как сам выпрашивал у некоторых посетителей пожертвования. Так, однажды приехал к нему тогдашний владелец третьей части села Головинщина помещик Недобров. Встретясь с ним в лесу, отец Иларион попросил у него пятьдесят рублей ассигнациями - сумму по тогдашнему времени немалую. Недобров этому удивился; впрочем, не сомневаясь в нестяжательности просителя, не отказал ему в просьбе. Взяв деньги, отец Иларион поспешил к своим пещерам, где дожидался его один крестьянин, принесший ему на поклон меду и свежих огурцов. Не взяв дара, человек Божий подает крестьянину выпрошенные у Недоброва деньги, говоря: «Возьми это взамен украденного у тебя». Тот, отказываясь от денег, начал с уверенностью говорить, что у него ничего не украдено. Но отец Иларион, насильно заложив деньги за пазуху посетителя, умолял его не отыскивать вора, уверяя, что тот сам со временем признается. Возвратившись домой, крестьянин в самом деле узнал, что в его отсутствие сломан был его сундук, из которого похищены были пятьдесят рублей. Вскоре после того родной сын крестьянина, мучимый совестью, добровольно признался отцу в краже денег и после такого поступка и искреннего раскаяния сделался примерно честным человеком во всем селе. Имея теперь возможность оказывать материальную помощь нуждающимся, отец Иларион не забывал и друга своего, товарища по учению грамоте Петра Алексеевского, часто помогая ему, как бедному, в содержании. Но, благодетельствуя ближним и словом, и делом, отец Иларион в то же время очень тяготился посетителями, которые препятствовали его уединенной молитвенной беседе с Богом. Для устранения сего препятствия, а также и во избежание тщетной славы человеческой, он по временам оставлял свои пещеры, удаляясь в глубь леса, иногда взлезал на вершины развесистых деревьев и там скрывался дня по три и более, пребывая без сна и пищи, или уходил иногда и в более отдаленные места и на более продолжительное время. В одно из таких отсутствий зимой пещерка его оставалась нетопленой и сильно промерзла. Возвратившись в нее, отец Иларион истопил и чуть было не умер: от сильного угара он прилег на скамью близ выходной двери и впал в беспамятство. В таком положении он как-то свалился со скамьи и при падении случайно толкнул в дверь, отчего она отворилась, и свежий воздух привел его в чувство.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2352...

Ввиду означенного обстоятельства администрация считает необходимым заявить юридическому отделу об указанной передаче его имущества для дальнейших распоряжений и следования правильности действий помянутых учреждений. (Подписи: исполняющий обязанности казначея – игумен Сергий, иеродиакон Владимир, иеродиакон Гермоген.)» . 19 июля 1920 года организационно-учетное отделение МСРиКД препровождало и просило обратить в доход республики конфискованные в Сретенском монастыре: два ордена святой Анны, золотые, 2-й и 3-й степени; четыре медали Александра Невского, 1881–1894 годов – три и «За усердие» – одна; серебряных царских денег на 1 рубль 75 копеек ; меди на 3 рубля 30 копеек . О жизни насельников Сретенского монастыря в это время сохранилось немного сведений. 30 мая/12 июня 1920 года Н. Окунев в своем дневнике писал: «Прошел домой мимо Сретенского монастыря, не закрытого еще в полном объеме, но оставшегося с одной только “церковкой” и братией человек в пять. Но от былого остались музыкально подобранный звон и сам звонарь – какой-то удивительный человек; я вижу его, он “штатский”, тощий, болезненный, типа старых сухаревских мелких торговцев. Еще бы чуть-чуть попотрепаннее одеяние, ну и подавай ему Христа ради копеечку. Такова наружность, а кто его знает, может, он богатый человек, любитель позвонить… Это Гедике, сын и брат больших профессоров консерватории. В нем нет профессионального звонаря, он, несомненно, дилетант, но зато какой в своей сфере гениальный! Я, по крайней мере, нигде не слышал такого замечательного звона. Когда он звонит, на углу Сретенки и Сретенского переулка всегда собирается толпа и смотрит на его переборы по веревочкам. Голова без шапки, закинута вверх – точно смотрит в небо и аккомпанирует ангелам, поющим гимн Богу. Так играют вдохновенные пианисты, смотрящие не на клавиши, а куда-то ввысь. В старое время я все собирался забраться на колокольню и дать звонарю “пятерочку”, а сегодня, послушавши, пожалел, что не занимаюсь спекуляцией и лишен возможности дать ему ту “пятерочку”, умноженную советским временем в тысячу раз» . Среди братии Сретенского монастыря в 1920 году упоминаются : январь февраль апрель Настоятель епископ Гурий (Степанов) Настоятель епископ Гурий (Степанов) Настоятель епископ Гурий (Степанов) Настоятель епископ Иларион (Троицкий) Настоятель епископ Иларион (Троицкий) Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей Игумен Сергий (Плаксин), ризничий и казначей Наместник архимандрит Сергий (Плаксин) Иеромонах Иларион Иеромонах Иларион Иеромонах Иларион Иеромонах Иларион Иеромонах Иларион

http://pravoslavie.ru/51560.html

Затем он перешел в Далматскую обитель, расположенную также недалеко от Константинополя, и стал учеником преподобного Григория Декаполита († 816; память 20 ноября), который в то время подвизался в этой обители. Святой Иларион был пострижен в схиму и десять лет исполнял послушание в монастырском саду. Часто читая житие своего небесного покровителя преподобного Илариона Великого († 371–372; память 21 октября), старался подражать ему в посте, ночной молитве и других иноческих подвигах. Поэтому-то и был назван Иларионом Новым. Преподобный Иларион получил от Бога власть над нечистыми духами, так что мог исцелять бесноватых. Он был рукоположен во пресвитера, а после смерти игумена был избран на его место. Узнав, что его хотят поставить игуменом, преподобный Иларион тайно ушел в Константинополь и только по увещанию святого Патриарха Никифора (806–815; память 2 июня) вернулся и принял управление Далматским монастырем. В течение восьми лет он с усердием заботился о вверенных его попечению иноках. Когда императором стал Лев V Армянин (813–820), преподобный Иларион вместе с многими другими игуменами монастырей и епископами подвергся гонению за почитание святых икон. Император-еретик и лжепатриарх Феодот (815–821), поставленный на место изгнанного Патриарха Никифора, угрозами и лицемерным обманом старались склонить святого к ереси, но преподобный Иларион мужественно стал на защиту святоотеческого учения о почитании икон. Он был жестоко избит и брошен в темницу, где его морили голодом и томили жаждой. Иноки Далматской обители упросили императора вернуть им игумена, обещая за это покориться его воле. Преподобный Иларион был отпущен, иноки же продолжали чтить святые иконы. Через год преподобного Илариона вновь бросили в темницу, Император много раз вызывал святого и старался склонить к ереси, но все его усилия были напрасны. Преподобный Иларион находился в заточении сначала в Фалеевой и в Кикловеевой обителях, где претерпел много скорбей от игуменов-еретиков, а затем в г. Протильском.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А. Гордон: При этом посредничество важно или нет? Митрополит Иларион: Посредничество иногда может быть даже ключевым, например, в лице священника, который указал человеку что есть грех, а что нет. И даже не обязательно, чтобы это был священник. А. Гордон: Тогда я обращу свой вопрос в глубину времен. Если мне не изменяет память, то первые христианские общины исповедовались друг перед другом. Это была публичная исповедь, то есть община для того и нужна была, чтобы человек при всех признал свои грехи и все ему эти грехи отпустили. Митрополит Иларион: Было такое. А. Гордон: Что же такое случилось с тех пор, что мы назначили кого-то ответственным за наши грехи? Кого-то, кто даже дал обещание хранить тайну исповеди, кто имеет власть эти грехи отпускать? Но почему община-то ушла, этот коллективный врач исчез? Митрополит Иларион: На это есть разные причины. Во-первых, были разные формы исповеди… Я думаю, что если бы Вы решили поступить в семинарию, Вас бы приняли. У Вас хорошая подготовка… А. Гордон: Мало того, я проповедник по призванию… Митрополит Иларион: О самой ранней форме исповеди говорится в Священном Писании: «Признавайтесь друг пред другом в проступках» (Иак. 5:16), — то есть миряне рассказывали друг другу о своих грехах и в присутствии других людей обсуждали, как с этим бороться. Потом, конечно, это все было, так сказать, институциализировано, то есть уже Таинство исповеди превратилось в некий акт… А. Гордон: Владыка, когда и почему? Митрополит Иларион: Это происходило постепенно. Было даже, что один человек исповедовался перед несколькими священниками, которые затем совещались между собой и выносили приговор. Но это тоже ушло в прошлое. В общем, единственная форма исповеди, которая сохранилась до наших дней, это исповедь один на один со священником. А. Гордон: Один на один с Богом. Священник здесь просто посредник. Митрополит Иларион: Совершенно верно. Я думаю, что Церковь это сделала, прежде всего, для того, чтобы облегчить людям жизнь. Представить себе, что вы приходите, там сидят пять священников, наверное, сложно.

http://patriarchia.ru/db/text/4404448.ht...

«Пусть героический период борьбы Церкви за Себя кончился, а начался период унижения, который должно тоже принять, – писал мне какую-то странную новую теорию один из ближайших сотрудников митр. Сергия. – Хотя это унижение возложил на нас наш первоиерарх, но идти на раскол с ним мы не можем» Вот рассуждения, высказывающиеся везде: и устно, и письменно епископами, а за ними и священниками, решившими остаться с Митрополитом. Конечно, для укрепления веры в Церковь , в оправдание разных деяний Митрополита и в успокоение совести свое и чужой, приводились не только каноны, но и тексты Священного Писания ?: «Церкви врата ада не одолеют», «Нет власти не от Бога», «Надо молиться за властей» и прочее тому подобное. Большим приобретением для митр. Сергия было то, что на поддержку ему стал архиеп. Иларион. Как человек авторитетный, он повлиял на многих и некоторых епископов успел возвратить к митр. Сергию. Главный свидетель планов ГПУ по уловлению Церкви в большевицкие сети, он менее всех был склонен осудить первоиерарха за неполезные для Церкви поступки. Слишком хорошо известны ему были условия, в которых церковное управление работает, чтобы осудить его за ошибки. Характеризовать как-нибудь подробнее все обманы, ложь, наглое бесстыдство, омерзительное притворство и лицемерие, провокационные выходки и прочие подлости агентов власти даже архиеп. Иларион не умел. Когда касался разговор отношений власти и церковного управления, то он говорил так: «Нет, друзья мои, ведь надо побыть в этой обстановке, хотя немного, а так не опишешь…» Посмотрев на нас слушателей и, как бы спрашивая нас, поверим ли мы ему или нет, он добавлял: «Это, воочию, сам сатана…». Архиепископ Иларион делал и сам ошибки; он тот, кто самоотверженно боролся с безбожием и церковным расколом, неустанно проповедовал против них в церквах, проводил блестящие публичные диспуты с представителями того и другого, организовывал отнятие храмов у обновленцев, свидетельствовал истину на допросах в самой тюрьме среди посулов и угроз (когда столько в такой обстановке пали, сдались). И вот он же именно был один из (двух) сторонников отречения Патриарха от власти. Настолько кратко, хотя и остро, занимал этот вопрос Церковное Управление и настолько быстро и сам архиеп. Иларион сознал свою ошибку, что об этой его позиции далеко не все среди епископата знали. Не без его влияния, хотя и на весьма малое время, был заведен Патриархом совершенно несбыточный в Русской церкви новый стиль. Наконец, в той же ярославской тюрьме, агент ГПУ всё-таки сумел получить от него письмо к Митрополиту Сергию о том, чтобы последний не занимался каноническими прещениями по адресу григорьевцев. Григорьевцы, конечно, по этому поводу немало ликовали, а архиеп. Иларион, возвратившись в Соловки, горько поскорбел. Часто прерывая какие-то свои мысли, он говорил нам вслух: «Вот, григорьевцы говорят, что «Иларион за нас», а Иларион опять в Соловках… вот как».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Там же. Новозаветное учение о Церкви//Священномученик Иларион (Троицкий). Творения в 3 т. Т.1. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2004. С. 89. Там же. С. 92. Там же. С. 65. Христианства нет без Церкви//Иларион (Троицкий), свмч. Тв.: в 3 т. Т.2. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004. С. 204. Новозаветное учение о Церкви. С. 79. Новозаветное учение о Церкви. С. 69. Христианства нет без Церкви. С. 204-205. Иларион (Троицкий), свмч. «О церковности духовной школы и богословской науки». См. «Послание святого Апостола Павла к Римлянам истолкованное святителем Феофаном», толкование на главу 12, стих 3. URL: http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=feofanz. Там же. «Нравоучительная часть (12, 1-15,13)», раздел 2а. Там же. Раздел 2аа. Иларион (Троицкий), свмч. «О церковности духовной школы и богословской науки». Иларион (Троицкий), свмч. «О церковности духовной школы и богословской науки». См. «Писания старца Силуана», главу 2 из книги иеромонаха Софрония (Сахарова) «Старец Силуан». Новозаветное учение о Церкви//Священномученик Иларион (Троицкий). Творения в 3 т. Т.1. М.: Изд. Сретенского м-ря, 2004. С. 65 - 94. Иларион (Троицкий), свмч. «Новозаветное учение о Церкви». Из книги святителя Феофана Затворника «Путь ко спасению». См. «Странник» из книги святителя Игнатия (Брянчанинова) «Аскетические опыты. Том 2». См. «Троичная терминология» из книги Лосского В.П. «Догматическое богословие». См. «Вместо предисловия» из книги патриарха Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении». Дамаскин (Христенсен), иером. Не от мира сего: Жизнь и учение иеромонаха Серафима (Роуза) Платинского/Иеромон. Дамаскин (Христенсен); Пер. с англ. М. и др.: Рос. Отд-ние Валаам. о-ва Америки: «Русский паломник», 1995. С. 68. Там же. С. 70. См. часть 3, главу 5 из романа Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание». См. «Реализм» из книги иеромонах Серафима (Роуза) «Человек против Бога». Достоевский Ф.М. Указ. соч. См. «Об уме вообще» в лекциях Павлова И.П., объединенных под общим названием «Об уме вообще, о русском уме в частности». URL: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/MIND.HTM.

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/14/...

Подвижник Афона и Москвы Вскоре после поступления в обитель Иоаким был пострижен в мантию с именем Иларион. Его небесным покровителем стал преподобный Иларион Великий (память 21 октября по ст. ст.). Монах Иларион нёс послушание кузнеца. Обладая недюжинной силой, он так отбивал удары молотом, что, слыша их, знавшие его говорили: «Ну, это Иларион ударил!». Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров и сильно разбился. Было ему около двадцати трёх лет. По существовавшему на Афоне обычаю, его, как находившегося в безнадёжном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. Однако он оправился, вернулся в число братии и продолжал нести своё послушание. С тех пор до глубокой старости старец никому об этом не рассказывал. Отец Иларион от природы имел особые технические дарования. Как-то во время сильного землетрясения (частого явления на Афоне) барабан с куполом монастырского храма дал трещину, и иеродиакону Илариону предложили его укрепить. У отца Илариона (замечает владыка Сергий) нередко бывали особые моменты вдохновения, из-за чего монастырское начальство иногда даже отстраняло его от совершения чередных богослужений. Именно в такой момент вдохновения ему было открыто, как укрепить барабан с куполом храма. Спустя некоторое время, когда барабан был надёжно скреплён металлическими затяжками, в монастырь приехали греческие инженеры. Они попросили познакомить их с мастером, производившим этот ремонт. Пригласили отца Илариона. На просьбу специалистов показать чертежи крепления купола отец Иларион, стукнув себя по лбу, сказал: «Вот где мои чертежи». Так, водимый свыше, он выполнил сложную техническую работу по укреплению храмовой конструкции, не имея специального образования. «Лучшими воспоминаниями старца, – пишет архиепископ Сергий 12 , – были его рассказы о Старом Афоне, где он полагал начало. Жизнь на Афоне он уподоблял равноангельской, никогда не видел ссор между братией». Несмотря на десятичасовое всенощное бдение (только один 103-й предначинательный псалом пелся в течение часа), братия по окончании службы не спешили покидать храм, «друг другу уступая выход из него» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«В этих письмах, написанных под копирку, содержатся и требования опубликовать все документы Собора, хотя они давно и полностью опубликованы», — рассказал митрополит Иларион. Митрополит Иларион также сообщил, что дискуссия велась вокруг того, как будут представлены епископы на Соборе. Он подчеркнул, что для РПЦ существует проблема явки всех епископов на Собор, и предложение Константинопольского Патриархата о равном количестве епископов от каждой Поместной Церкви также не снимает всех проблем. «Было достигнуто соглашение о порядке голосования. Решения будут приниматься единым консенсусом. Это предотвратит возможность того, что большинство представленных делегаций сможет навязывать свою волю меньшинству», - сказал владыка Иларион. Как сообщил митрополит Иларион, обсуждался вопрос о том, должны ли быть представлены на предстоящем Соборе представители иных конфессий и в каком количестве. По словам митрополита, на текущий момент было принято предложение, что представителей неправославных конфессий будет всего восемь и они примут участие в открытии и закрытии Собора, причем не получат возможность участвовать в кулуарных дискуссиях. Митрополит Иларион заметил по этому поводу, вспоминая встречу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска, что уже тогда ему приходилось слышать вопросы, почему Патриарх не обличил папу в ереси. «Если бы встреча планировалась без результата или с негативными результатом, наверное, это имело бы смысл, но она задумывалась для того, чтобы повлиять на развитие происходящих в мире событий», - сказал митрополит. «Ответ заключается в том, что подобные действия свели бы на нет дипломатический эффект гаванской встречи, которая вероятно продлилась бы существенно меньше двух часов. В то же время, некоторые участники конференции, соглашаясь с необходимостью соблюдения дипломатических процедур, отметили необходимость трезвого отношения к римо-католикам», - отметил также владыка Иларион. Митрополит Иларион также подчеркнул, что, речь идет о создании совершенно нового органа православной жизни, подобного которому не было в ранней истории.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/19/vs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010