Вступив в должность, дикей Иларион прежде всего позаботился сосредоточить в своих руках возможно большую силу власти. Уже прежде ослабленный и существовавший только по имени собор теперь был почти совершению упразднен. Иларион отменил звание эконома монастыря в качестве особой должности, взял на себя все обязанности эконома и распоряжался монастырскими доходами и расходами без всякого контроля со стороны братства. Вместе с этим Иларион упразднил также и звание секретаря и сам распоряжался и всем делопроизводством. Братство таким образом не только было устранено от дел монастырского управления, но не могло иметь даже и сведений об административных и экономических распоряжениях дикея. Пользуясь безграничным доверием Кирилла, проживавшего в Константинополе, и сделавшись полновластным распорядителем монастыря, Иларион относился к отцам самым деспотическим образом и допускал множество злоупотреблений. Отцы называют Илариона тираном, и жалуются особенно на его самовластие, растрату монастырского имущества и скудное содержание. «Иларион, говорили синаиты, распоряжался монастырем как безусловный владыка; он был тираном отцов, множество их он изгнал из монастыря и после того как священный собор был почти упразднен им, начались растраты и злоупотребления всякого рода, монастырское имущество с каждым днем уменьшалось, драгоценная утварь расхищалась. Между тем монастырь голодал, содержание отцов было самое скудное, более приличное скотам чем людям; один Иларион с Кириллом и толпою некоторых светских людей опустошали монастырь и его доходы, сделавши его домом купли» 114 . Управление чуждое всяких нравственных начал, деспотизм полновластного дикея, преследовавший всех заявлявших неудовольствие против его действий, все это не могло благоприятно влиять на внутреннюю жизнь монастыря. «Монастырь приходил в упадок, братство более и более разъединялось; братская любовь оскудела в монастыре, монашеская жизнь ни во что не ставилась». Если несчастные отцы, видя это безобразие, подавали какое-нибудь мнение, то евангельский пастыреначальник их обзывал их глупцами, скотами, пастухами и т. п. Все покрывалось молчанием смерти, как будто в монастыре никого и не было, кроме неограниченного тирана Кирилла и достойного орудия его – великого Илариона» 115 . Отцы четыре года роптали, неоднократно жаловались Кириллу на своего дикея, прося его освободить их от этого «тирана»; но Кирилл не обращал никакого внимания на справедливые жалобы их. Напрасно было также и ходатайство подобного рода со стороны некоторых посторонних лиц. Иларион с своей стороны был так мало обеспокоен этими жалобами, что принуждал синаитов, вопреки такому ходатайству, просить игумена-архиепископа, чтобы он утвердил его, Илариона, в должности дикея пожизненно. Такая наглость была однакоже так возмутительна, что отцы решительно воспротивились этому тем более, что утверждение дикеем кого бы то ни было пожизненно было запрещено монастырскими правилами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Принимая монашество, Владимир Троицкий по сути отказывался ради Христа и Его Церкви от научной карьеры в академии. Об этом говорил владыка Феодор в речи на пострижение: «Я знаю и не хочу скрывать сейчас, в чем твоя жертва Христу. Ты искушался и, быть может, теперь еще искушаешься любовью к той школе, которой ты служишь, и чувством опасаешься, как бы иночество не лишило тебя этой школы. Но что такое академия без Христа?!.. Знай, брат, что та же Христова истина и благодать Божия, которые открыли тебе очи ума и сердца, они умеют как-то непонятно для нас, но весьма разительно вознаграждать за жертву тем же самым, но только в большем размере, что мы как будто теряем, идя за Христом». И действительно: будущий святитель Иларион как будто потерял возможность сосредоточиться только на науке, но приобрел гораздо больше: Господь его вознаградил венцом мученика. Вместо миродержавного имени Владимир, которое было дано при крещении, он нарекается Иларионом. Имя «Иларион» в переводе с греческого означает «ясный, веселый». Таковым и был святитель. Но еще и всегда готовым к борьбе. «А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 16–17), – говорит апостол Павел. Иларион взял эти щит и меч. 11 апреля того же 1913 года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня – в сан иеромонаха. 30 мая 1913 года он был назначен на должность инспектора МДА. Уже 5 июля 1913 года святителем Макарием (Невским), тогда митрополитом Московским, он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Он стал самым молодым для своего времени архимандритом и профессором академии. Для ректора академии епископа Феодора (Поздеевского) архимандрит Илариона стал первейшим и верным помощником. Когда владыка Феодор уезжал в отпуск, когда неотложные дела отвлекали его от академии, в ректорских трудах его замещал архимандрит Иларион. Конечно, у него не оставалось достаточного времени для занятий наукой. Но весьма несправедливы упреки Александра Волкова архимандриту Илариону, высказанные в воспоминаниях, о которых я уже упоминал, упреки в том, что архимандрит Иларион растрачивал свои силы попусту. Волков пишет, что архимандрит Иларион ему рассказывал, как он колол дрова. Но почему из этого делается вывод, что он попусту растрачивал силы? И также несправедливо утверждение А. Волкова, что архимандрит Иларион почти ничего не сделал для науки после 1913 года.

http://pravoslavie.ru/33307.html

В той же Ярославской тюрьме агент ГПУ все-таки сумел получить от него письмо к митрополиту Сергию о том, чтобы последний не занимался каноническими прещениями по адресу григорьевцев. Григорьевцы, конечно, по этому поводу немало ликовали, а архиепископ Иларион, возвратившись в Соловки, поскорбел. Часто, прерывая какие-то свои мысли, он говорил нам вслух: «Вот, григорьевцы говорят, что Иларион за нас, а Иларион опять в Соловках»... Сам архиепископ Иларион делал ошибки – тот, кто самоотверженно боролся с безбожием и церковным расколом, неустанно проповедовал против них в церквах, проводил блестящие публичные диспуты с представителями того и другого, организовывал отнятие храмов у обновленцев, свидетельствовал истину на допросах в самой тюрьме среди посулов и угроз, когда столько в такой обстановке пали и сдались. Не сделать ошибок было трудно. Характеризовать как-нибудь поподробнее все обманы, ложь, наглое бесстыдство, притворство и лицемерие, провокационные выходки и прочие подлости агентов власти даже архиепископ Иларион не умел. Когда касался разговор отношений власти к церковному управлению, то он говорил: «Надо побыть в этой обстановке хотя немного, а так не опишешь. Это, воочию, сам сатана».Враг предлагал компромиссы, обещал возможность свободы для церкви и церковной деятельности на условиях (вовлекал в известную политику, имея в виду добиться своих целей) уступок с нашей стороны, а со своей стороны стараясь ничего не дать, обмануть. И это ему удавалось. Большинство иерархов, находившихся еще на свободе, были людьми самоотверженными, а попавшие в тюрьмы и лагеря готовы были оставаться здесь еще и еще, но ничего не сдавать врагу. Но опасность подкрадывалась в расчетах пользы церкви, в надеждах на умную политику, которую предлагал враг. И архиепископ Иларион, например, в той же тюрьме, прямо укоряя агента ГПУ за нелепый союз власти с обновленцами, в то же время, можно сказать, бессознательно, подавал агенту мысль, что не лучше ли заключить союз с Православною Церковью и поддержать ее. Тогда же, мол, и настоящая, по крайней мере, авторитетная Церковь поддержит советскую власть. Он, конечно, не предполагал, что будет это стоить Церкви в смысле сохранения истины и морали и что за эту услугу гонения на нее не прекратятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   8 грудня 2010 р. 09:30 Митрополит Волоколамский Иларион: Святые отцы всегда необходимы [Ihmepb " ю] Что из святоотеческого наследия наиболее актуально для современного человека? Как поститься и молиться христианину? Как отвечать на вызовы сегодняшней жизни? На вопросы портала «Православие и мир» ответил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. 6 грудня 2010 р. 19:42 Интервью председателя ОВЦС газете «Союзное вече» по итогам поездок в Печскую Патриархию и Грузинскую Православную Церковь [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион дал интервью по итогам поездок в Печскую Патриархию (Косово и Метохия) на интронизацию Патриарха Сербского Иринея и в Мцхету (Грузия), отмечавшей 1700-летие основания храма Светицховели и 1000-летие его обновления. 3 грудня 2010 р. 20:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Московский Патриархат чувствует свою ответственность за укрепление русского Православия на Афоне [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион недавно совершил поездку на Афон. Святейший Патриарх Кирилл и Священный Синод благословили владыку ежегодно посещать монашескую республику для встречи с монахами русского Свято-Пантелеимонова монастыря и общения с игуменами и монахами других обителей. О своих впечатлениях от поездки и о нынешнем положении дел на Афоне владыка Иларион рассказал в интервью порталу «Интерфакс-Религия». 25 листопада 2010 р. 15:16 Интервью митрополита Волоколамского Илариона Эстонской общественной телерадиовещательной компании [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью программе «Актуальная камера» Эстонской общественной телерадиовещательной компании.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Просвещение Руси не было бы возможно, если бы Благодать не пришла в мир с Иисусом Христом, но принял ее, а не отверг подобно иудеям, именно Владимир. Как пишет Иларион, он не видел чудес Христа и не слышал Его апостолов. Озарение свыше открыло ему свет Божественного разума. Иларион первым прославляет Влади­мира как равного апостолам литургическим возгласом: «Радуйся, во владыках апостоле!» 99 К этому обращению в завершающей части «Сло­ва» он подводит слушателя и читателя со свойственным ему оратор­ским мастерством. Образ Владимира Иларион выстраивает в двух парадигмах – Гос­подня апостола и праведного царя. 100 Они обе воплощены в образе равноапостольного Константина, но Иларион рассматривает эти темы последовательно, а не ограничивается параллелью со святым импе­ратором. Она появится только в завершении, там, где говорится о создании и утверждении Русской церкви. Иларион начинает с того, что все страны хвалят и славят своих апостолов, и призывает Русь восхвалить «нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера». Образ князя-воителя, продолжателя дела слав­ных предков, неотделим в «Слове» от просветителя, который постиг истинного Бога. 101 Иларион говорит о Владимире как о мудром прави­теле еще в язычестве: «И тако ему въ дни свои живущу и землю свою пасущу правдою, мужьствомь же и съмысломь, приде на нь пос ­щение Вышняаго, призр на нь всемилостивое око благааго Бога, и въсиа разумъ въ срьдьци его яко разум ти суету идольскыи льсти и възыскати единого Бога». 102 Иларион не упоминает о богословских диспутах или посольствах, отправленных в другие страны для ознакомления с верой, о чем под­робно написано в летописи. Он не связывает крещение с захватом византийского Херсонеса в Крыму. «Пос щение Вышняаго» застав­ляет Владимира «искать Бога». Он «всегда слышал о благоверной Греческой земле», как там чтут Бога. И вот Владимир «въждела срьдьцемь, възгор духомь, яко быти ему христиану и земли его». Параллель с равноапостольным Константином, очевидная для тех, кто знал службу ему, 103 выступает здесь еще скрытно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Академии в мае–сентябре 1917 года архимандрит Иларион исполнял обязанности ректора вместо уволенного с должности епископа Феодора. Как сообщает С.А. Волков, архимандрит Иларион был лучшей кандидатурой на пост —117— ректора Академии со стороны профессуры, но прошел А.П.Орлов 427 . В период церковного возрождения, вспыхнувшего с огромной силой в 1917 году и проявившегося в ряде съездов духовенства, мирян и монашествующих, завершением которых был Поместный Собор, архимандрит Иларион не остался в стороне. С 7 по 14 июля в стенах Академии, в которых пока оставался уволенный епископ Феодор, под номинальным председательством тогда еще московского архиепископа Тихона, а практически – епископа Феодора, проходил съезд ученого монашества, в котором участвовало около 70 лиц. Было решено создать братство ученых монахов, для которых передать несколько монастырей и учебных заведений. Архимандрит Иларион совместно с иеромонахом Варфоломеем (Ремовым) пытался воспрепятствовать затее епископа Феодора («во имя ограждения чистоты православно-богословской науки!» прибрать Московскую Академию к своим рукам) – сделать ее чисто монашеским заведением, за что (под влиянием последнего) проголосовало 30 человек, против – 19. Иларион открыто заявил, что «История академической науки вообще заставляет с большой осторожностью бросать профессорам академий обвинение в неправославии, так как общеизвестны факты, когда положения ученых работ, поспешно объявленные вредными для Православия, скоро становились общепризнанными истинами. Не грозит какой-либо опасностью для православной богословской науки и вводимая в жизнь академическая автономия, потому что деятели академические остаются те же, и автономия не сделает их врагами Церкви, какими они не были и раньше... Нельзя не признать того факта, что ученое монашество в настоящее время не близко к богословской науке» 428 . На том же съезде архимандрит Иларион был выбран делегатом на Поместный Собор и от монашества (как ранее от Академии), получив 29 голосов из 52, но в Предсоборный Совет не прошел, получив лишь 16 голосов. Прошел епископ Феодор (36 голосов).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Гимн 58. Общее наставление с обличением ко всем: царям, архиереям, священникам, монахам и мирянам, изреченное и изрекаемое от уст Божьих /Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Вестник русского христианского движения. – Париж; Нью–Йорк; М., 1997. –  175. Гимны// Многоценная жемчужина. Преп. Ефрем Сирин. Свят. Григорий Богослов. Палладий Еленопольский. Преп. Роман Сладкопевец. Преп. Исаак Сирин. Преп. Иоанн Дамаскин. Преп. Феодор Студит/Перевод с сирийского и греческого языков  С.С.Аверинцев. – Киев: Дух i Лimepa, 2003. Главизны. Благодарения. Диалог со схоластиком. – Б.м., 1999.  Главы богословские, умозрительные и практические/Пер. иеромонаха Илариона (Алфеева)//Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. Главы богословские, умозрительные и практические. – М.: Зачатьевский монастырь, 1996. Главы практические и теологические: [Фрагменты]/Пер.  с греч.: Т.А.Миллер//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Из гимнов божественной любви/Пер.  с греч.: С.С.Аверинцев//Памятники византийской литературы IX – XIV веков. – М.:  Наука, 1969. Избранные гимны (3, 6, 19, 42)/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Журнал Московской патриархии.  – 1992. – 1. Избранные гимны/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Символ. – 1991. – 26. Избранные гимны в стихотворном переводе/Пер.  с греч.: иеромонах Иларион (Алфеев)//Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). То же: СПб.: Алетейя, 2001. То же:  Церковь и время. – М., 1998. – 1(4). Избранные гимны: 35, 44; 5,11,40,45/Пер. с греч., примеч.: иером. Иларион (Алфе ев)//Церковь и время. –  М., 1998. 1(4). 2(5). Избранные проповеди//Начало. – СПБ., 2002. – 12. Метод священной молитвы и внимания/Пер.  с греч.: А.Г.Дунаев//Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения святых  отцов–исихастов/Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г.Дунаева. – М.: Православное братство Святителя Филарета Московского, 1999.

http://bogoslov.ru/person/3089571

По совету архиереосхимонаха Феодора м. Иоанн назначил в Китай во главе миссии архимандрита Илариона, который и был первым начальником правильно сформированной миссии. – О личности Илариона встречаются исторические неточности. Иларион Лежайский будто бы привезен был м. Иоанном из Чернигова, иеромонахом и экономом архиерейского дома, а пред отправлением в Китай получил архимандритство и из Тобольска отбыл 16 января 1715 г. 67 Прот. Сулоцкий, на основании рукописи на латинском и русском языках, принадлежащей Омскому духовному училищу, сообщает, что привезенные Иоанном Максимовичем ученые монахи были отпущены обратно на родину с щедрым вознаграждением за послушание ехать с ним и за сопровождение его в пути: Сибирь им не понравилась. За достоверное нужно сказать, что Иларион Лежайский приехал в Сибирь раньше с м. Филофеем, всего вернее в 1706 г., когда митроп. Филофей путешествовал из Тобольска в Москву по делам своей митрополии, пользовался советами и вниманием Петра Великого, а в следующем 1707 г. Филофеем был послан в сане иеромонаха и ездил в Ургу и Пекин для проповеди Слова Божия. По исполнении такого важного поручения Иларион был возведен в сан архимандрита и послан в Якутск, настоятелем монастыря. При м. Иоанне он все время находился в Якутске. Из исторических актов видно следующее. От 14 октября 1709 г. м. Феодор посылает из Тобольска с Енисейским архимандритом Даниилом грамоту на имя арх. Илариона, с препоручением переслать её туда чрез Киренск, чтобы строитель Иоасаф Милюков, приняв ту грамоту послал её в Якутск архим. Илариону с ведомыми ездоками незамедленно. 68 В грамоте от 25 авг. 1710 г. митрополит говорит еще яснее, что «в прошлом 1709 г. послан из Тобольска в Якутской в Спасов монастырь архим. Иларион и велено ему в Якутску и в Илимску и на Киренге с уезды ведати церковные догматы и наши архиерейския дела исправляти и церкви святыя, и в них всякаго благочиния церковнаго дозирати. Как он архимандрит Иларион будет приезжати на Киренгу и в Илимский острог с уезды, – то строителю с братиею и попом с причетники ему архимандриту достойную честь воздавати и послушание к нему имети, и поить его и кормить, и где ему архимандриту на Киренге в монастыре в приездное время обитати, давать кельи, покаместа он за управлением церковных и архиерейских дел будет пребывати». 69 Такими же правами, арх. Иларион пользовался и при м. Иоанне и находился в Якутске, а в Тобольске не был, в проезд вышеупомянутого Китайского посольства с Тулишенем, которому было поручено взять с собой русских священников в Пекин, если бы, конечно, это довелось. От 7 июля 1713 г. митр. Иоанн поручал архим. Илариону, как судии духовных дел и закащику, по просьбе строителя старца Флора с братиею соорудить часовню во имя св. пророка Илии Фесвитянина на монастырской Анисимовской вотчине на речке Тыпте, на Игле. 70 При таких поручениях к исполнению в месте служения, архим. Иларион получил назначение в Пекин очевидно без вызова в Тобольск.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Yakimo...

Митрополит Иларион: Я думаю, что ответственность за дорожно-транспортное происшествие несет водитель. Поэтому, конечно, водитель должен оставаться на месте. Если пассажир оказался вовлечен в дорожно-транспортное происшествие, то по-человечески он призван помочь пострадавшим. Вот все, что я могу на эту тему сказать. Е. Грачева: А как быть с тем, владыка, что предыдущего водителя она уволила, когда тот отказался выезжать на «встречку»? Митрополит Иларион: Мне не хочется обсуждать чужие грехи, не хочу уподобляться Роману Степанову, который ищет вокруг себя какие-то проблемы. Пусть каждый отвечает за свои дела и несет ответственность за свои поступки — это самый лучший подход. Господь сказал: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, что ответили на наши вопросы. Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина! Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир» . Вопрос: Я прочитала все Евангелия, но так и не поняла, откуда появился Бог. Он создал мир и человека, но как появился Он Сам? Митрополит Иларион: Бог ниоткуда не появился, Он всегда существовал, существует и будет существовать. Бог, если хотите, это единственное Существо, Которое никогда не начиналось и никогда не закончится. Все остальные существа созданы Богом и получили начало во времени, а Он существует вне времени, Он является Творцом времени. Он никогда не начинался, никогда не рождался. Он всегда существовал. Вопрос: Проясните вопрос о языке богослужений. Я знаю, что его неоднократно задавали, но у меня, как и у многих людей, до сих пор нет полного понимания. Обычно говорят, что церковнославянский — это язык, на котором изначально велись службы. Если следовать такой логике, то можно пойти дальше — надо вести богослужение на греческом. Поскольку Христос говорил на арамейском языке, то, может быть, перейти на арамейский? Митрополит Иларион: Язык богослужения — это тема, которая в Русской Православной Церкви обсуждается очень давно, по крайней мере, с XIX века, когда на эту тему писал святитель Феофан Затворник.

http://radonezh.ru/2021/10/27/mitropolit...

Вечером того же дня делегация Русской Православной Церкви посетила католическую благотворительную и миротворческую организацию «Община святого Эгидия». В своем приветственном слове архиепископ Иларион дал высокую оценку благотворительной и миротворческой деятельности Общины святого Эгидия. 18 сентября председатель ОВЦС встретился с президентом Дипломатической академии Римско-Католической Церкви архиепископом Бениамино Стэллой. Беседа касалась создания Общецерковной аспирантуры Русской Православной Церкви и возможного сотрудничества аспирантуры с Дипломатической академией Римско-Католической Церкви. В тот же день архиепископ Волоколамский Иларион встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI в его летней резиденции в Кастельгандольфо. В ходе беседы, продолжавшейся около часа, был затронут широкий спектр вопросов, касающихся двусторонних отношений между Русской Православной и Римско-Католической Церквами. Архиепископ Иларион подчеркнул важность совместного свидетельства православных и католиков о традиционных христианских ценностях перед лицом секулярного мира. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата и глава Римско-Католической Церкви обсудили проблемы и перспективы богословского диалога между Православной и Католической Церквами. В беседе с Папой Римским архиепископ Иларион рассказал о ситуации на Западной Украине, где в результате насильственных действий греко-католиков на рубеже 1980-1990-х годов были практически разгромлены три православные епархии — Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская. Председатель ОВЦС указал на необходимость практических шагов для кардинального улучшения ситуации на Западной Украине. В заключение беседы, прошедшей в атмосфере конструктивного взаимопонимания, стороны обсудили перспективы сотрудничества между Русской Православной и Римско-Католической Церквами в сфере культуры. Во второй половине дня в конференц-зале храма святой великомученицы Екатерины архиепископ Иларион дал пресс-конференцию. 19 сентября архиепископ Иларион совершил Божественную литургию в катакомбах святого Каллиста. Затем он встретился с представителем Российской Федерации при Святом Престоле Н.И. Садчиковым. Вечером того же дня архиепископ Иларион встретился с послами Белоруссии и Молдовы в Итальянской Республике и послом Украины при Святом Престоле.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209724...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010