Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   19 вересня 2017 р. 14:44 Митрополит Волоколамский Иларион: Существует немало примеров, когда церковные деятели добивались успеха там, где его не могли добиться политики [Ihmepb " ю] 16 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 11 вересня 2017 р. 18:28 Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь дорожит возможностью беспрепятственно осуществлять свою миссию [Ihmepb " ю] 9 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 7 вересня 2017 р. 15:35 Митрополит Волоколамский Иларион: Мы должны двигаться вперед, сохранять и укреплять наше единство [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью греческому интернет-порталу «Ромфеа». 7 вересня 2017 р. 13:26 Массовая застройка Соловкам не грозит [Ihmepb " ю] Интервью благочинного Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрита Ианнуария (Недачина) «Журналу Московской Патриархии». 6 вересня 2017 р. 09:35 Митрополит Волоколамский Иларион: Проблема терроризма не может быть решена без преодоления безграмотности в религиозных вопросах [Ihmepb " ю] 2 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

3 жовтня 2017 р. 18:23 В.Р. Легойда: Надо бояться не сильного ислама, а слабого христианства [Ihmepb " ю] Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда ответил на вопросы интернет-издания проекта «Россия будущего:». 3 жовтня 2017 р. 14:37 Митрополит Волоколамский Иларион: Счастье — это удовлетворенность человека тем, как он живет [Ihmepb " ю] 30 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 3 жовтня 2017 р. 10:00 Протоиерей Максим Козлов: Церковь активно формирует единое образовательное пространство [Ihmepb " ю] Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал об истории Учебного комитета, изменениях в системе духовного образования и о том, как и зачем проводится инспекция академий и семинарий. 27 вересня 2017 р. 12:15 Митрополит Волоколамский Иларион: Нет ни одной Поместной Православной Церкви, которая бы признавала раскольничьи структуры [Ihmepb " ю] 23 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 19 вересня 2017 р. 14:44 Митрополит Волоколамский Иларион: Существует немало примеров, когда церковные деятели добивались успеха там, где его не могли добиться политики [Ihmepb " ю] 16 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 11 вересня 2017 р. 18:28 Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь дорожит возможностью беспрепятственно осуществлять свою миссию [Ihmepb " ю] 9 сентября в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

митрополит Волоколамский Иларион 19 октября 2021 г. 13:00 Жизнь Патриарха нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Первосвятителя не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. Семьдесят лет важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви и одновременно повод оглянуться назад и посмотреть, какие изменения произошли в церковном организме, понять, где находится церковный корабль и что еще предстоит сделать. ПДФ-версия. митрополит Волоколамский Иларион 19 ноября 2016 г. 13:15 20 ноября Русская Православная Церковь отмечает 70-летие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Жизнь Первосвятителя нераздельно связана с жизнью Церкви. И юбилей Патриарха — не просто личный праздник: это событие, имеющее общецерковное измерение. Семьдесят лет — важная веха на земном пути Предстоятеля Русской Церкви. Одновременно это повод оглянуться назад и понять, какой путь преодолел церковный корабль, где он находится сейчас и что в первую очередь предстоит сделать его команде. митрополит Волоколамский Иларион 15 ноября 2016 г. Сегодня, в День памяти жертв политических репрессий, мы публикуем доклад митрополита Волоколамского Илариона на первом пленарном заседании международной конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий» (Москва, 24 октября 2013г.) митрополит Волоколамский Иларион 30 октября 2013 г. 10:00 Буквально за несколько месяцев в христианском мире произошли значительные изменения. Избраны новые предстоятели трех Поместных Православных Церквей – Антиохийской, Болгарской и Православной Церкви в Америке. И в эти же месяцы избраны новые предстоятели  крупнейших инославных Церквей – Римско-Католической, Англиканской и Эфиопской. Сергей Чапнин митрополит Волоколамский Иларион 22 марта 2013 г. 01:00 Выступление председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на заседании III Комитета ООН, которое прошло 23 октября в Нью-Йорке митрополит Волоколамский Иларион

http://e-vestnik.ru/persons/mitr_hilario...

Святитель Иларион, очевидно, знал, что обновленцы пишут на него доносы, но все более активно обличал раскольников. 13 июля 1923 года архиепископ Иларион совершил всенощную накануне престольного праздника в храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Полянке. В сообщении ГПУ об этом говорилось: «Всенощную в честь храмового праздника совершал епископ Иларион с другими священствующими лицами. Народу было очень много. Во время богослужения Иларион сказал присутствующим проповедь и указал на новое церковное управление, называя Антонина самозванцем. Конечно, присутствующие более симпатизируют Тихону» . В другом сообщении говорилось: «В церкви Козьмы и Демьяна служил епископ Иларион, говоривший о самозванцах в ВЦС и ругавший Антонина» . На следующий день в этом храме совершил литургию Патриарх Тихон . 15 июля 1923 года во время патриаршего богослужения в храме Воскресения Христова в Кадашах епископ Иларион прочитал послание Патриарха Тихона, где была дана каноническая оценка обновленчеству. «Ныне же торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетель­ствуем, что все эти столь решительные заявления о соглашении с Нами и о передаче Нами прав и обязанностей Патриарха Российской Церкви ВЦУ, сос­тавленному священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белко­вым, есть ложь и обман! И что перечисленные лица овладели церковной властью путем захвата, самовольно, без всяких установленных правилами Нашей Церкви законных полномочий. На таковых св. Церковь изрекает строгие прещения: по 16-му правилу Антиохийского Собора епископ, отступивший от указанного порядка и самовольно вторгнувшийся в чужую епархию, хотя бы об этом просил его и весь народ, изгоняется из нее и извергается из сана за грех нарушения церковных законов. Лица, учредившие самозванное ВЦУ в Москве и повинные в этом перед Церковью, отягчили свое положение еще посвящением епископов в захваченные области, так как поставили себя под действие 31-го правила св. апостолов, угрожающего лишением сана как посвящающим, так и посвящен­ным… Всем этим они отделили себя от единства тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого все распоряжения не имеющей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в Наше отсутствие, недействительны и ничтожны! А все действия и таинства, совершенные отпавшими от Церкви епископами и свя­щенниками, безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе» .

http://pravoslavie.ru/35187.html

21 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в престольный праздник правого придела собора Свято-Духова монастыря, епископ Иларион совершил в этом соборе Божественную литургию. Владыке сослужило духовенство собора. За богослужением присутствовал митрополит Виленский и Литовский Хризостом, насельники монастыря. По окончании Божественной литургии и праздничного молебна епископ Иларион произнес проповедь, посвященную учению святого апостола Иоанна Богослова о любви. Далее, поблагодарив митрополита Хризостома за приглашение посетить Литву, Владыка Иларион сказал: " После долгого перерыва с большим волнением переступил я порог этого святого храма, совершил эту Божественную литургию. В моей памяти воскресли образы людей, которые уже перешли в мир иной, и с большой радостью увидел я снова тех, кто продолжают жить и трудиться в монастыре во славу Божию " . " Я с радостью посещаю в эти дни храмы Вильнюса и других городов Литвы, – продолжил Владыка Иларион. – Видя, как многое изменилось за прошедшие четырнадцать лет, как те храмы, которые стояли почти в руинах, сейчас отреставрированы и сияют золотыми куполами, видя, как развивается церковная жизнь, как храмы наполняются людьми, как молодежь сплачивается вокруг Церкви, я радуюсь тому, что есть будущее у Православной Церкви в Литве, радуюсь, что Церковь здесь развивается и процветает " . В тот же день епископ Иларион посетил храмы в селах Титувенай, Колайняй и Каунатава, настоятелем которых он служил в 1988-1990 годах. 22 мая, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, епископ Иларион по благословению митрополита Хризостома совершил Божественную литургию в Свято-Николаевском храме города Тельшяя, настоятелем которого он был в 1989-1990 годах. По окончании литургии и крестного хода Владыка обратился к настоятелю и прихожанам с приветственным словом. В ответном слове настоятель прихода иеромонах Нестор от своего имени и от имени прихожан тепло приветствовал Владыку, пожелав ему многих и благих лет служения Церкви Христовой.

http://pravoslavie.ru/13671.html

По настоянию великого князя Иларион в 1051 г. стал главой русской церкви – митрополитом Киевским. Он недолго занимал митрополичий престол. В 1055 г., после смерти Ярослава, его преемник вынужден был пойти на уступки Византии, откуда и прибыл на митрополичью кафедру грек Ефрем. Иларион же уходит в Киево-Печерский монастырь, приняв монашество под именем Никона. «Слово о законе и благодати» проникнуто патриотическим пафосом прославления Руси как равноправной среди всех государств мира. Византийской теории вселенской империи и церкви Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов. Сопостав-ляя иудаизм (Закон) с христианством (Благодатью), Иларион в начале своего «Слова» доказывает преимущества Благодати перед Законом. Закон был распространен только среди иудейского народа. Благодать – достояние всех народов. Ветхий Завет – Закон, данный богом пророку Моисею на горе Синайской, регламентировал жизнь только еврейского народа. Новый завет – христианское вероучение – имеет всемирное значение, и каждый народ облада-ет полным правом на свободное избрание этой Благодати. Таким образом, Иларион отвергает монопольные права Византии на исключительное владение Благодатью. Он создает, как справедливо отмечает Д. С. Лихачев, собственную патриотическую концепцию всемирной исто-рии, прославляя Русь и ее «просветителя» «кагана» Владимира. Иларион возвеличивает подвиг Владимира в принятии и распространении на Руси христианства. Благодаря этому подвигу Русь вошла в семью христианских стран в качестве суверенного государства. Владимир владычествовал «не в худе бо и не в неведомы земли», а «в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы земли». В похвале Владимиру Иларион перечисляет заслуги князя перед родиной. Он говорит о том, что его деятельность содействовала славе и могуществу Руси. При этом он подчеркивает, что христианская вера была принята русскими в результате свободного выбора, что основная заслуга в крещении Руси принадлежит Владимиру, а не грекам. В «Слове» содержится весьма обидное для греков сопоставление Владимира с царем Константином.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. – М.: МАРТИС, 1996. С. 22–26. Ермаков С.А. Отцы Церкви о многообразии путей, ведущих к истинной жизни//К культуре мира – через диалог религий, диалог цивилизаций. – Омск, 2000. – Т. 1. Жиганов Е. Учение св. Григория Богослова о богопознании. – Загорск, 1972. Жильсон Э. Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века/Пер.  с франц. – М.: Республика, 2004.   Журенко Н.Б. Риторика в ранневизантийской поэзии: архаическая образность и новозаветная обрядность в эпиграммах Григория Назианзина//Античная поэтика. – М., 1991. Зяблицев Георгий. Платонизм и богословие св. Григория Богослова//Выбор. – М., 1990. – 8. Иванов Н. Святительский подвиг Григория Богослова//Журнал Московской патриархии.  – 1959. –  3. Иларион (Алфеев), иеромонах.  Жизнь и творения св. Григория Богослова//Восточные отцы и учители Церкви IV века: В трех томах. – Б.м. и б.г. – Т. 1. Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова/С предисловием митрополита Сурожского Антония. – М.: Крутицкое патриаршье подворье, 1998. Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение святого Григория Богослова. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека.Исследования). Иларион (Алфеев), иеромонах. Предисловие. – Святитель Григорий Богослов. О себе самом и о епископах//  Церковь и время. – М., 2003. – 1 (22). Иларион (Алфеев), иеромонах. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. – 2–е изд. – СПб.: Алетейя, 2001. (Византийская библиотека. Исследования). С.195–217.  Иларион (Алфеев), иеромонах. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: сравнительный анализ учения о Боге//  Церковь и время. – М., 1998. 1(4). Иларион (Алфеев), иеромонах. Учение св. Григория Богослова о Святой Троице//Международная богословско–философская конференция «Пресвятая Троица» (Москва, 6–9 июня 2001 г.). Материалы. – М.: Синодальная богословская комиссия, 2002. Иоанн (Котляревский), иером. Вселенские учители//Журнал Московской патриархии.  – 1962. – 2.

http://bogoslov.ru/person/2710092

Из дальнейшего рассказа старца Дисидерия выясняется, что в молодости он учился в духовной семинарии, но, как и многие его современники (годы его учебы должны были приходиться на середину XIX века), в результате обучения не только не приблизился к Церкви, но, напротив, совершенно отошел от религиозной жизни: «не верил в Бога, отрицал Его бытие, смеялся над Евангелием, попирал всякую святыню; в церковь не ходил, святых Христовых Тайн не приобщался, а если же когда сие последнее и исполнял по принуждению семинарского начальства, то кощунственно, ругательно и посмеятельно; пьянствовал, буйствовал и не–удержанно творил всякие гнусные и студные дела»   . Выпускника духовной семинарии ждала участь Чернышевского или Добролюбова, если бы не тяжелая, не поддававшаяся лечению болезнь, которая надолго приковала его к постели. Лежа на одре болезни, он пересмотрел свою жизнь и вернулся к Богу; по выздоровлении, «промедлив» еще два года в миру, на двадцать третьем году жизни поступил в монастырь. Проведя многие годы в монастыре, Дисидерий затем ушел в горы Кавказа, где жил в одиночестве. Там он и встретился со схимонахом Иларионом. Упоминаний о том, чтобы Дисидерий провел какоето время на Афоне, в книге «На горах Кавказа» не содержится. Схимонах Иларион не покидал старца Дисидерия до самой его кончины, подробно описанной в книге «На горах Кавказа». После смерти старца о. Иларион продолжал путешествовать по Кавказу. Известно, что в течение долгого времени схимонах Иларион жил в Теберде (Домбай) на реке Гуначхир. В 1899 году о. Иларион основал Покровскую женскую общину в местечке Темные Буки на Мархотском хребте Кавказских гор (между Анапой и Новороссийском), в 1904 году преобразованную в монастырь   . В Темных Буках схимонах Иларион жил в двухкомнатной рубленой келлии   . Рядом с ним проживали его немногочисленные ученики. Один из них, Феопемпт, по свидетельству очевидцев, обладал ужасным характером, всячески унижал и оскорблял старца, однако тот все терпел с кротостью   . Известны имена некоторых других учеников схимонаха Илариона (схимонах Иларион–младший   , монах Венедикт   , Ефим Мирошников, Трофим Савченко, монах Силуан Кирилюк, помогавший схимонаху Илариону в работе над книгой «На горах Кавказа   ), а также некоторых женщин, приезжавших к нему за духовными советами   .

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Случайно в это время Иларион оказался в Москве по делам обители и жил в доме родственника своего царского иконописца Симона Ушакова. Языков немедленно явился туда и не говоря ничего Илариону, представил его во дворец к царю. Пустынник сильно был смущен, когда обрадованный царь, преклонив перед ним главу свою, просил его благословения. Не дерзая прикоснуться рукой к главн царской, Иларион сказал: «не мне, худому и недостойному старцу, воздевать грешную руку свою над главой помазанника Божия, но Сам Господь, Царь царей, да благословит тебя неотъемлемым благословением, ныне и присно и в бесконечные веки, аминь». После земного поклона царю, Иларион, по повелению царскому, сел с ним и стал беседовать. Беседа его, шедшая от сердца и растворенная благодатью, так восхитила царя, что он навсегда полюбил подвижника благочестия и с тех пор, неоднократно вызывал его из пустыни, сделал его своим духовником и ближайшим советником, а когда у царя родился сын, царевич Илья, Федор Алексеевич пожелал, чтобы восприемником царевича от купели был пустынник Иларион. По сему случаю, царь пожаловал обители большой колокол в 220 пудов. Спустя некоторое время, сам царь с царицей и царевичем, и со всем своим двором, предпринял путешествие из Москвы во Флорищеву пустынь. Иларион со слезами радости принял царя и весь синклит его. Благочестивый же царь, увидев убогие деревянные церкви пустыни, ее крайнюю скудность во всем и сам также прослезился. Когда же увидел чин монастыря и благоговейное служение Илариона, то был поражен строгостью устава монашеского и благочинием церковным. Прощаясь с царем, Иларион подарил ему на память, весьма искусно сплетенные, лычные башмаки. Царь Федор тогда же одарил этот подарок истинно по царски; он повелел наделить обитель богатыми угодьями, лугами, лесами и хотел, далее отдать во владение пустыни, целую Белогородскую волость; но Иларион, сам отклонил этот подарок, боясь чрезмерных хлопот и суеты по управлению крестьянами. Тогда царь повелел заложить в монастыре каменную церковь , какую угодно будет самому подвижнику, приказав крестьянам окрестных дворцовых волостей привозить кирпич и известь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Восстановление Патриаршества явилось исполнением заветного желания молодого богослова. По свидетельству одного из современников, после избрания на патриарший престол святителя Тихона отец Иларион не смог сдержать слез умиления во время торжественного всемосковского крестного хода, в котором участвовал новоизбранный Патриарх. Архимандрит Иларион становится его верным помощником. 12 (25) мая 1920 года, в день памяти святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, архимандрит Иларион был хиротонисан патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии. Святителю было 34 года. Начался путь сего избранника Божия на Голгофу вместе с Патриархом, с Церковью, с любимой им Россией. Предположительно в июне 1923 года владыка Иларион был возведен в сан архиепископа и становится наместником Сретенского монастыря. Святитель Тихон включает владыку в состав действовавшего при нем Временного Патриаршего Синода. Будучи прекрасным оратором, владыка Иларион произносил проповеди, направленные против обновленческого раскола, выступал на диспутах против лжемитрополита «живой церкви» Александра Введенского и советского наркома просвещения Анатолия Луначарского. Не теряя благодушия и чувства юмора, владыка Иларион в этих диспутах буквально играючи кладет противников на лопатки, убедительно доказывая безумство и обречённость на провал обновленчества. К голосу православного архиерея прислушивались не только тысячи присутствовавших в зале, но и сидевшее в президиуме большевистское начальство. В конечном счёте, влияние владыки сыграло решающую роль: власть отвернулась от живоцерковников и вступила в переговоры с Православной Церковью, которая вернула себе многие храмы, захваченные обновленцами. Раскольники 1920-х годов видели во владыке Иларионе своего главного врага. По их интригам он попал на Соловки, в СЛОН, где провел шесть лет. В 1929 году, 28 декабря, по дороге в ссылку в Среднюю Азию, владыка Иларион умер в тюремной больнице Ленинграда от сыпного тифа и был похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы. Великому архипастырю было всего 43 года...

http://patriarchia.ru/db/text/73910.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010