РГ: Сколько вам было лет? Иларион: 15. Думаю, мой выбор стал результатом того внутреннего процесса, который непросто объяснить словами. Но поиск привел к безошибочному результату. РГ: Вы так уверены в этом? Иларион: Человек, который ступил на путь служения Церкви и сделал это сознательно, никогда не пожалеет о своем выборе. РГ: И вы бросили Московскую консерваторию? Иларион: Из консерватории меня призвали в армию. Такие были условия: сначала требовалось отдать Родине «священный долг», а потом уж заниматься тем, к чему призывает душа. Конечно, если бы не служба в армии, я бы стал поступать в семинарию сразу. Однако я не хотел уклоняться от службы в армии, знал, что надо отслужить и после этого со спокойной совестью оставшуюся жизнь посвятить тому, к чему стремился — церковному служению. РГ: Где вы служили, если это не военная тайна? Иларион: В Образцовом оркестре Пограничных войск. Всем оркестром мы ездили по погранзаставам Дальнего Востока, играли концерты эстрадной музыки. Моим инструментом был электроорган. Мы проехали часть границы с Китаем — от Хабаровска до Благовещенска. От одной заставы к другой — сотни километров. РГ: У вас, наверное, и награды имеются? Иларион: Был нагрудный знак «Отличник погранвойск». Хотя, на мой взгляд, я не заслужил его. В самоволки ходил. РГ: Что толкало вас на столь опрометчивые шаги? Иларион: В храм ездил. Приходилось скрывать, что я верующий. Тогда нельзя было носить на шее нательный крестик, я зашивал его в ворот гимнастерки. РГ: А где хранили Евангелие — не в солдатской же тумбочке? Иларион: Мне подарили миниатюрное Евангелие, которое помещалось в кармане. Но я понимал, что рано или поздно его обнаружат. Потому выучил наизусть Евангелие от Иоанна, а книгу спрятал. РГ: Что было после армии? Иларион: Демобилизовался я в ноябре, но поступать в семинарию было поздно, учебный год уже начался. Чтобы не терять время, я решил поехать в монастырь Святого Духа в Вильнюсе. И к следующему сентябрю я уже был священником. РГ: А как же музыка? Иларион: Порвал с ней, как казалось мне тогда, раз и навсегда. Отречение от мира для меня прежде всего означало отречение от музыки. Потому что меня с миром, кроме музыки, по большому счету, ничто не связывало. Музыку я больше не писал, на музыкальных инструментах не играл и даже не слушал музыку в записи.

http://pravmir.ru/simfoniya-vneshnix-cer...

с богословием после ГУЛАГа: следствия и выводы. СПб., 1999. С.79–95. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь. М., 1958. Деревенский Б.Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., 1998. Желтов М., свящ. Православное богослужение Великого четверга: происхождение и особенности// Церковь и время. 2016. 3 (76). С.169–192. Иисус и Евангелия. Словарь Нового Завета/под ред. Д.Грина, С.Макнайта, И.Г Маршалла. Т.1. М., 2010. Иларион (Алфеев) , архиеп. Христос – Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. Изд. 2-е. СПб., 2009. С.226–247 Иларион (Алфеев) , митр. Иисус ХристОс.Жизнь и учение. Kh.I: Начало Евангелия. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус ХристОс.Жизнь и учение. Kh.II: Нагорная проповедь. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус ХристОс.Жизнь и учение. Kh.III: Чудеса Иисуса. М., 2017. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус ХристОс.Жизнь и учение. Kh.IV: Притчи Иисуса. М., 2017. Иларион (Алфеев) , митр. Иисус ХристОс.Жизнь и учение. Kh.V: Агнец Божий. М., 2017. Иларион (Алфеев) , митр. Православие. Изд. 5-е. Т.1–2. М., 2016. Иларион (Алфеев) , митр. Распятый Бог: Юрген Мольтман и его вклад в осмысление богословского значения крестной смерти Христа//Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Т.5. 2016. С.198–209. Иоанн Павел II, папа Римский. Redemptoris Mater. 1987. Кудасевич Й. Матерь Искупителя. М., 2000. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч.II. СПб., 1899. Лосева О.В. и др. Лонгин сотник//Православная энциклопедия. Т.41. М., 2016. С.429–442. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское понимание. Нью-Йорк, 1953. Мень А., прот. Мировая духовная культура. Христианство . Церковь : Лекции и беседы. Нижний Новгород, 1995. Мецгер Б. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение. М., 1998. Немыченков В.И. Доктрина страдающего Бога в современном христианском богословии// Церковь и время. 2016. 2 (75). С.55–82. Немыченков В.И. Страдания Бога Сына в период Его земного служения: догматические аспекты// Церковь и время. 2016. (76). С.117–168.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

23 октября архимандрит Иларион произнес на Соборе речь под названием «Почему необходимо восстановить патриаршество?» Выстроенная строго академически, она звучала со страстной убежденностью. В основу ее отец Иларион положил ту мысль, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви» 51 , так что если мы не хотим порывать с вековым церковным преданием, мы не имеем права отвергнуть патриаршество. Надо сказать, что на Соборе вокруг данного вопроса велась острейшая борьба: церковные либералы боялись монархизма в Церкви. Отвечая в своей речи на такие сомнения, отец Иларион говорил, что существование в Церкви первоиерарха не противоречит началу соборности, а дополняет его... Думается, в том, что выбор Собора осуществился в конце концов в пользу патриаршества (что произошло 30 октября), была немалая заслуга и архимандрита Илариона. 5 ноября 1917 года старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий в храме Христа Спасителя вынул из ковчега, стоявшего перед Владимирской иконой Божией Матери жребий с именем новоизбранного патриарха Всероссийского Тихона. Одним из главных помощников и сподвижников патриарха в эти труднейшие для Церкви годы стал отец Иларион. Деятельность в 1918–1923 годы Уже в связи с участием в деятельности Собора 1917–1918 годов жизнь отца Илариона постепенно перемещается из Сергиева Посада в Москву. На 1918 год приходится первая волна гонений на Церковь , но не сразу к церковным деятелям пришло сознание того, что целью новой власти является самое беспощадное и планомерное уничтожение Церкви, что своим духовным острием революция обращена именно против Церкви. Перед патриархом Тихоном встала труднейшая задача сохранения малого острова Церкви посреди бушующей стихии. Возникла необходимость вступить в контакт с облеченным властью врагом, и отец Иларион сделался тем посредником между патриархом и государством, на которого Святейший Тихон всегда мог надежно опереться. Архимандрит Иларион занял при патриархе должность «секретаря и главного консультанта по богословским вопросам» 52 , за которой на деле стояла роль человека, всегда находящегося под вражеским ударом: во всех контактах с советской властью архимандрит Иларион заслонял собою патриарха. Судьба владыки здесь оказалась сходной с участью патриаршего келейника Якова Полозова, погибшего от руки наемного убийцы, обращенной против патриарха: архимандрит Иларион стал жертвой мести властей опять-таки патриарху...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси , жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого († 1054), сына святого равноапостольного Владимира . В историю Русской Церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов. Русская Церковь была в то время митрополией, входящей в состав Константинопольского патриархата. Первыми митрополитами на Руси были греки, поставление их совершалось в Царьграде. Святой Иларион, священник княжеского села Берестова, под Киевом, был духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. " Боголюбивый князь Ярослав любил Берестово и бывшую там церковь святых Апостолов, и многих пресвитеров чтил и содержал, - рассказывает преподобный Нестор Летописец . - Был среди них пресвитер имени Иларион, муж благ, и книжен, и постник. Ходил он из Берестова на Днепр, на холм, где ныне ветхий монастырь Печерский, и тут молитву творил в глухом лесу. Ископав пещерку малую двухсаженную, приходя из Берестова, пел здесь часы и молился в уединении Богу... " Святой Иларион, как свидетельствуют его творения, был не просто " муж книжный " , но обладал великими духовными дарованиями, глубиной богословского ведения. Все свои силы он отдавал служению Русской Церкви. Когда скончался митрополит Феопемпт, Русь находилась в состоянии войны с Византией. Соборным суждением иерархов Русской Церкви было решено поставить митрополита в Киеве, не обращаясь в Царьград. Святой Иларион славился среди русского духовенства высотой духовной жизни и проповедническим дарованием. Незадолго до того он произнес в Десятинной церкви в похвалу святому князю Владимиру свое знаменитое " Слово о законе и благодати " , в котором дал богословское осмысление места Русской Церкви в истории Божественного домостроительства спасения. Выбор Собора архиереев был по душе Ярославу Мудрому. В Святой Софии подвижник был поставлен митрополитом в 1051 году. Позже святой Иларион был утвержден Константинопольским патриархом. Но первосвятителем Русской Церкви он был недолго. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого († 20 февраля 1054) святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит. Очевидно, святой Иларион отошел ко Господу в 1053 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913225.htm...

С. Девятова Скачать epub pdf Схиархимандрит Иларион (Удодов) (1862–1951) Схиархимандрит Иларион (Удодов) родился 20 сентября 1862 года в крестьянской семье в селе Буйлова Воронежской губернии, во святом крещении получил имя Иоаким. (Он был старшим сыном в семье.)  Иоаким в юности обучился кузнечному ремеслу, любовь к труду в годы безверия спасла ему жизнь. Когда ему было около двадцати лет, он ушел на Афонскую Гору и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Вскоре он был пострижен в мантию с именем Иларион, нес послушание кузнеца. Однажды, работая на строительных лесах, он упал с высоты около тридцати метров. Его, как находящегося в безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив при постриге имя Иларион. По Промыслу Божиему ему суждено было окрепнуть. (О постриге в схиму подвижник никому не говорил до глубокой старости). Когда во время сильного землетрясения барабан с куполом монастырского храма дал трещину, отца Илариона благословили его укрепить. Отец Иларион горячо молился, просил, чтобы Господь вразумил его, как лучше выполнить эту сложную работу, и во время богослужения его осенило, он понял, как это сделать. С Божией помощью отец Иларион выполнил сложную техническую работу. Позже, когда барабан уже был надежно укреплён, приехали греческие инженеры, они высоко оценили работу мастера, а когда узнали, что работа велась без чертежей крепления купола, очень удивились. В 1905 году отца Илариона, который уже был рукоположен в сан пресвитера, и его старца, схиигумена Кирилла, послали по послушанию в Россию на сбор пожертвований для монастыря. По Промыслу Божиему им суждено было остаться на Родине. С 1914 года  по 1923 год отец Иларион подвизался в московском Сретенском монастыре. В тридцатые годы стал духовником сестер Иоановского женского монастыря. Жил батюшка в келье при деревянном храме преподобного Сергия на монастырском хуторе, в котором и служил. Когда 20 мая 1931 года храм был закрыт, отца Илариона пригласили в храм Владимирской иконы Божией Матери, который находился неподалеку от Ивановского хутора в селе Виноградово, в трех километрах от станции Долгопрудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2 Священномученик Иларион, архиепископ Верейский. Без Церкви нет спасения/Вст. ст. монахини Софии: Житиё священномученика Илариона (Троицкого). М.; СПб., 2000. С. 340. 5 Архиепископ Иларион (Троицкий). Церковь как союз любви/Вст. ст. иеромонаха Дамаскина (Орловского): Жизнеописание архиепископа Илариона (Троиц­кого). М., 1998. С. 426. 7 Священномученик Иларион (Троицкий). Письмо священномученика Илариона (Троицкого) Д. А. Хомякову. С. 76. 9 Протоиерей Пётр Гнедич. Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944). М., 2007. С. 151. 15 Священномученик Иларион (Троицкий). Творения. В 3-х томах. Т. 3: Церковно-публицистические труды. М., 2004. С. 264. 23 Как, например: Архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Криво­ше­ин). Символические тексты в Православной Церкви//Церковь владыки Василия (Кривошеина). Н. Новгород, 2004. С. 208–209. 36 Архимандрит Иларион (Троицкий). Новости богословской лит-ры: С. Л. Епи­фанович. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Стр. 138. Киев, 1915//Христианин: Журнал церковно-общественной жизни, науки и лит-ры. Сергиев Посад, 1915. 5. С. 183–188. 37 Преподобный Максим Исповедник. Творения. Кн. II: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I– LV/Пер. с греч. и комм. С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1993. С. 60. 46 Святитель Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 70. 49 Священномученик Иларион (Троицкий). Творения. В 3-х т. Т. 2: Богословские труды. М., 2004. С. 459. 51 Архиепископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви/Вступ. статьи А. К. Светозарского и А. И. Сидорова. М., 1997. С. 24. 53 Протоиерей Валентин Асмус. Архиепископ Иларион Троицкий и православное богословие//Богословский сборник. Вып. VII. М., 2001. С. 60. 55 Ларше Ж.-К. Преподобный Максим Исповедник — посредник между Востоком и Западом/Пер. с франц. О. Николаевой. М., 2004. С. 108. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/soteriologiya-svyashhe...

Священный Собор Православной Российской Церкви открылся в Москве 15 августа ст.ст. на праздник Успения Божией Матери. Архимандрит Иларион (Троицкий) был избран в члены Собора от Московской духовной академии вместе с профессорами И.В. Поповым и протоиереем Д.В. Рождественским . До этого архимандрит Иларион был избран заместителем делегата (проф. И.В. Попова) от МДА в Предсоборный Совет, но не смог принять участие в его работе по причине занятости организацией монашеских съездов . Архимандрит Иларион, может быть, не самый активный, но постоянный и деятельный участник Собора. Мы находим его участвующим в организационной работе Собора. Он наблюдает за голосованием , участвует в подсчете голосов , зачитывает проект обращения патриарха и Собора к Совету народных депутатов . Выступления отца Илариона вызывают живой отклик членов Собора и отличаются емкостью, конкретностью, церковностью отстаиваемой позиции. Круг вопросов, в обсуждении которых принимает участие архимандрит Иларион, ограничен сферой его интересов. Это темы церковного управления и церковной жизни, связанные с вопросами о единстве и о границах Церкви. Кроме того, он участвует в полемике по вопросам духовной школы и отношений с новой властью. Архимандрит Иларион предлагает охарактеризовать большевицкую социализацию церковного имущества как «кощунственное насилие» , и поэтому в заявлении к СНК Собор обязан «заявить, что храмы и святыни наши не могут быть социализированы». При этом отец Иларион осознает, что такого рода декларация не повлияет на отношение советских властей к Русской Церкви и ее собственности: «Такое наше заявление, конечно, советского правительства не переубедит, и социализация храмов и святынь, вероятно, будет производиться и помимо нашей воли» . Как помощник ректора МДА, архимандрит Иларион не мог быть равнодушен к вопросам духовного образования, поднимаемым на Соборе. Мы видим его участвующим в обмене мнениями по докладу отдела о духовно-учебных заведениях «О типе и управлении учебно-духовных заведений» . После доклада отдела о монастырях и монашествующих отец Иларион предлагает поправку, узаконивающую, чтобы ученый инок оставался на академической службе в течение 20 лет. Поправка вызвала сочувствие некоторых членов Собора, в частности епископа Анатолия Чистопольского и проф. И.В. Попова, но была отклонена .

http://pravoslavie.ru/67049.html

«Слово о законе и благодати» — первое по времени творение Русской Церкви, в котором святой креститель Руси ублажается в чине равноапостольных. «Радуйся во владыках, апостоле, не мертвые телеса воскресивший, но душею нас мертвых воскресивший, ибо тобою обожились и жизнь Христову познали». Таково содержание этого замечательного памятника древнего русского богословия. Из других творений святителя Илариона известно его архиерейское «Исповедание», ставшее образцом епископской присяги в Русской Церкви. К «Слову о законе и благодати» в рукописях присоединяется обычно «Молитва святого Илариона». Это творение святителя также имеет долгую жизнь в отечественном церковном предании. В 1555 году, при отправлении в новоучрежденную Казанскую епархию святителя Гурия, повелено было ему в Москве и в других городах, через которые он будет проезжать, читать молитву «творение митрополита Илариона Русского». Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. В надписаниях его творений, в рукописных святцах и каталогах святителей святитель Иларион неизменно именуется святым и предивным чудотворцем. Устойчивое литургическое почитание его как святого засвидетельствовано в службах Киево–Печерским преподобным. Как в службе Собору отцов Ближних пещер (28 сентября/11 октября), так и в службе всем Киево–Печерским святым (вторая Неделя Великого поста) он перечисляется наравне с другими святыми иерархами Русской Православной Церкви. Иларион, Схимник Печерский, в Дальних Пещерах почивающий В житии преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского монастыря, о преподобном Иларионе сказано: «Чернец Ларион по вся дни и нощи писаше книги в келлии преподобного отца нашего Феодосия, оному Псалтирь поющу усты тихо, руками же прядущу волну, или ино что делающу». В «Сказаниях о житиях святых, в пещере преподобного Феодосия почивающих» описывается преподобный Иларион так: «Преподобный Иларион схимник такого воздержания был, иже в неделю раз только и то мало что едал, ревнуючи преподобному Феодосию, бо и сожитель его был, молитв же и молений много, день и нощь, с коленопреклонением и слезами творяше, угодил Господу Богу». В житии же преподобного Феодосия повествуется еще, что упомянутый Иларион открывался преподобному Нестору, как искушали его бесы и как преподобный Феодосий часто увещевал его терпеть эти искушения и своими молитвами избавил его от них. Преподобный Иларион подвизался в XI веке. Имя преподобного Илариона, как ученика преподобного Феодосия, упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер (4–я песнь канона). Мощи его почивают в Феодосиевых (Дальних) пещерах, поэтому и память его совершается совместно с преподобными упомянутых пещер 28 августа. А 21 октября память его совершается, вероятно, ради тезоименитства его преподобному Илариону Великому († 372). Иларион Псковоезерский, преподобный — день тезоименитства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

342 . Иларион (Алфеев) , игумен. Основные вехи развития патристичес-кого учения об именах Божиих. – Церковь и время 3 (16), 2001.С. 118–209. 343 . Иларион (Алфеев) , игумен. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. Издание второе. СПб., 2001. 344 . Иларион (Алфеев) , иеромонах. Православное богословие на рубеже столетий. М., 1999. 345 . Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников. Составил пустынник Кавказских гор, лесов и ущелий. 1-ое издание, Баталпашинск, 1907. 346 . Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, через молитву Иисус Христову, или духовная деятельность современных пустынников. 2-е издание исправленное и много дополненное. Баталпашинск, 1910. 347 . Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез «молитву Иисус Христову», или духовная деятельность современных пустынножителей. Ч. I. Киев, 1912. 348 . Иларион, схимонах. На горах Кавказа. 4-е издание, исправленное. СПб., 1998. 349 . Ильинская А. В. Тайна старца Феодосия. М., 1997. 350 . Ильф И., Петров Е. 12 стульев. Золотой теленок. М., 2000. 351. Имябожники и Церковь . – Новое время, 7.05.1914 13702). 352. Имябожцы у митр. Макария. -Утро России, 16.04.1914 87). 353. Имябожцы. – Голос Москвы, 1.12.1913 277). 354. Имябожцы. – Русские ведомости, 3.12.1913 278). 355 . Имябожцы. Дело афонских монахов накануне ликвидации.– Раннее утро, 3.05.1914 101). 356 . Имябожцы. Освобождение от суда о. Имеретия. – Раннее утро, 1914 357 . Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев. СПб., 1914. 358 . Имяславие. Выпуск 1. – Начала 1–4, 1995. 359 . Имяславие. Выпуск 2. – Начала 1998. ЗбО.Имяславцы. – Русские ведомости, 14.08.1913 187). 361. Имяславцы. – Русские ведомости, 29.08.1913 199). 362. Инок. Суд над афонцами. – Дым отечества, 8.05.1914 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Иоанна Кронштадтского становится знаменем, под которым выступают имяславцы. Наиболее распространенным пониманием этой формулы является то, согласно которому Бог присутствует в Своем священном имени, но имя не отождествляется с Богом (Иларион   , Булатович). Уточняется, что неименуемая сущность Божия выше всякого имени (Булатович). 2. Утверждается, что имя Божие неотделимо от Самого Бога (Иларион, Булатович). 3. Выдвигается теория связи между именем предмета и самим предметом (Иларион   ), между идеей имени и самим именем (Муретов). Имяславское учение об именах возводится к платоновскому учению об идеях (Муретов). 4. Делается различие между неименуемой сущностью Божией, с одной стороны, и деятельностью — или энергией Божией, с другой (Булатович). Имя Божие объявляется энергией Божией (Булатович, Флоренский). 5. Утверждается, что»тварные»звуки и буквы имени Божия являются лишь условной оболочкой самого имени, хотя и уточняется, что благодать присуща этим звукам и буквам»ради божественного Имени, ими произносимого»(Булатович). Некоторые имяславцы вообще не считают возможным отделять имя от звуков имени (Флоренский). 6. Утверждается, что имя Божие»достопоклоняемо», т. е. достойно молитвенного поклонения или даже служения. При этом некоторые ставят имя Божие выше креста, икон и других священных символов (Булатович). 7. Защищается учение, согласно которому имя»Иисус»предсуще–ствовало в Предвечном Совете Святой Троицы (Иларион, Булатович). При этом одни понимают имя Божие как совечное Самому Богу (Иларион   ), другие — как существующее»от начала бытия мира»(исповедание инока Досифея   ). Некоторые также утверждают, что имя Божие наречено Богом Себе Самому (Булатович). 8. Утверждается, что среди имен Божиих нет больших или меньших по значению (Иларион) и что имя»Иисус»отнюдь не является»меньшим из всех имен Божиих»как нареченное ангелом при рождении Спасителя (Булатович). 9. Утверждается что имя»Иисус»относится в равной степени к человеческому и божественному естеству Христа (Иларион, Булатович).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010