Киприан (Керн), архим. Воспоминания о митр. Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). – М.: ПСТБи, 2002. – С. 16. Например, Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 142; Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Христианство или Церковь?//Там же. – С. 591; Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Триединство Божества и единство человечества//Там же. – С. С. 626. Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Церкви//Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 21. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 172 (2-я пагин.) В опубликованных источниках здесь ошибочный повтор: " Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы " (А.Г.). Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Триединство Божества и единство человечества//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 626 Антоний (Храповицкий), митр. Чем отличается православная вера от западных исповеданий//Дорога домой: [сайт]. URL: http://www.dorogadomoj.com/dr163ant.html (дата обращения 17.08.09); цитата у архиеп. Илариона: Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве//Иларион, архиеп. Верейский, сщмч. Без Церкви нет спасения – М.; СПб: Сретенский монастырь; Знамение, 2000. – С. 142. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 151 (2-я пагин.) Антоний (Храповицкий), митр. Нравственная идея догмата Церкви//Антоний (Храповицкий), митр. Молитва русской души [Сб. статей]. – М.: Изд. Сретенского мон-ря, 2006. – C. 32-33. Антоний (Храповицкий), архим. Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы//Богословский вестник, 1892. Т. 3. 11. – С. 171 (2-я пагин.) Антоний (Храповицкий), архиеп. Догмат Искупления//Богословский вестник, 1917. Т. 2. 10/11/12. – С. 299-300 (2-я пагин.) [Окончание].

http://bogoslov.ru/article/3546585

  Золотухина Н.В.  Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района//Воскресная газета Покров. 2008. 20. Ноябрь. С. 6.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Письмо Л.П. Архангельской от 24 ноября 1914 г.//Архив А.В. Никитского.   Никитский В.А.  Родные люди и родные места священномученика Илариона//Засечный рубеж. 2004. 18. Май. С. 7.   Иларион (Троицкий) , епископ. Письмо Л.П. Архангельской от 7 мая 1921 г.//Архив А.В. Никитского.   Никитский В.А.  Родные люди и родные места священномученика Илариона. С. 7.   Иларион , архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения/Вступ. ст. монахини Софии. М.; СПб., 2000. С. 550.   Иларион (Троицкий) , архимандрит. Христианства нет без Церкви. М., 1992. С. 31.   Гитович Н.И.  Летопись жизни и творчества А.П. Чехова. М., 1955. С. 14.   Волков Сергей.  Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. М.; СПб., 1995. С. 116, 117.   Иоанн (Снычев) , митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. Изд. Сретенского монастыря, 1999. С. 3.   Кривошеева Наталия.  «Блажени непорочнии в путь ходящии»: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)//Москва. 1998. 1. С. 211.   Иларион , архиепископ Верейский, священномученик. Без Церкви нет спасения. С. 373.   Иларион (Троицкий) , архиепископ. Письмо Л.П. Архангельской от 3 февраля 1926 г.//Архив А.В. Никитского.  Цит. по:  Дамаскин (Орловский) , иеромонах. Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого)//  Иларион (Троицкий) , архиепископ. Церковь как союз любви. М., 1998. С. 5–6.   Григорий Двоеслов , святитель. Собеседования. М., 1996. С. 107–184.   Романов А.М. , великий князь. Книга воспоминаний. М.; СПб., 2009. С. 53, 54.  Анафема: Сб. статей/Сост. П. Паламарчук. Изд. Сретенского монастыря, 1998. С. 293.   Никон (Рклицкий) , архиепископ. Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время: 1863–1936: В 2-х кн. Нижний Новгород, 2004. Кн. 2. С. 536.   Перелыгин А.И.  Русская Православная Церковь в Орловском крае (1917–1953). Орел, 2008. С. 28.

http://pravoslavie.ru/67049.html

В сентябре 1923 г. архиепископ Иларион вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения. Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 г. в Донском монастыре, - нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной. С конца 1923 года архиепископ Иларион епархией не управлял. В 1924 году он выехал в Ярославль, а в 1925 году - на Соловецкие острова. Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архиепископ Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архиепископа Илариона “набраться мужества” и возглавить все более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: “Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой”.

http://pravicon.com/info-2420

2 серпня 2017 р. 10:41 Митрополит Волоколамский Иларион: Мы постоянно повышаем образовательную планку для духовенства [Ihmepb " ю] 29 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 27 липня 2017 р. 15:53 " ю " Тихона [Ihmepb " ю] 25 липня культури РФ В.Р. голова ради з культури " Тихон план в рамках проекту союз», покликаного повернути молодому до класики. Тихон в " ю прокоментував цю (рос.) 26 липня 2017 р. 09:00 Митрополит Волоколамский Иларион: Религиозный опыт не имеет ничего общего с галлюцинациями [Ihmepb " ю] 22 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 19 липня 2017 р. 18:22 Митрополит Волоколамский Иларион: Любая попытка наладить диалог это путь в будущее [Ihmepb " ю] 15 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 12 липня 2017 р. 11:13 Митрополит Волоколамський Церква в цьому чудеса [Ihmepb " ю] 8 липня в «Церква що виходить на по суботах голова церковних зв " Московського митрополит Волоколамський на запитання телеканалу Катерини (рос.) 5 липня 2017 р. 10:06 Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь лояльна ко всякой власти, пока та не начинает призывать к действиям, идущим вразрез с христианской нравственностью [Ihmepb " ю] 1 июля в передаче «Церковь и мир», выходящей на телеканале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Епископ Венский и Австрийский Иларион посетил Литву и Белоруссию Вильнюс, 2 июня 2005 г. 17-25 мая 2005 года представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион по приглашению митрополита Виленского и Литовского Хризостома посетил Литву. В поездке епископа Илариона сопровождал секретарь митрополита Хризостома священник Владимир Селявко, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . 17-18 мая состоялись встречи епископа Илариона с митрополитом Хризостомом и рядом клириков Виленско-Литовской епархии. 18 мая епископ Иларион посетил Пречистенский кафедральный собор и ряд других храмов Вильнюса. 19 мая епископ Иларион посетил Каунасский Благовещенский кафедральный собор, настоятелем которого он был в 1990-1991 годах. Владыку тепло приветствовал настоятель собора, благочинный Каунасско-Клайпедского округа протоиерей Анатолий Стальбовский, а также клирики и прихожане, которые собрались для встречи со своим бывшим настоятелем. 20 мая епископ Иларион посетил село Михново, где с 1920-х годов существует женская православная община, первым духовником которой был протоиерей Понтий Рупышев. Сестры общины не принимают монашеский постриг, но живут в послушании, целомудрии и нестяжании, сочетая физический труд с ежедневной молитвой. В советское время община продолжала существовать под видом колхоза. Владыку Илариона, который в конце 1970-х и в 1980-е годы, будучи школьником, неоднократно посещал общину, тепло приветствовал ее духовник архимандрит Леонид (Гайдукевич) с сестрами общины. В тот же день епископ Иларион совершил всенощное бдение в соборе Виленского Свято-Духова монастыря, иноком которого он был в 1987-1989 годах. Вечером того же дня в храме во имя святой великомученицы Параскевы состоялась встреча епископа с православной молодежью Литвы. На встрече присутствовали исполняющий обязанности настоятеля Пречистенского кафедрального собора протоиерей Дионисий Лукошявичус, ряд других клириков епархии. По окончании встречи епископ Иларион ответил на многочисленные вопросы собравшихся.

http://pravoslavie.ru/13671.html

В сентябре 1923 года архиепископ Иларион вместе с архп. Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения. Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 года в Донском монастыре, – нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной. С конца 1923 года архп. Иларион епархией не управлял. В 1924 г. он выехал в Ярославль, а в 1925 году – на Соловецкие острова. Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архп. Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезён в Москву для переговоров с архп. Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архп. Илариона «набраться мужества» и возглавить всё более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы. Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твёрдо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: «Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

И это была лучшая пора заключения. Это были цветики, ягодки были впереди. Мы отсидели свои сроки полностью. Архиепископ Иларион вместо трех лет пробыл в Соловках шесть лет и умер в Петроградской тюрьме на пути в ссылку. Я получил «довесок» (тюремное выражение) – три года ссылки в Зырянский край и его также оканчивал в 1929 г. И накануне «освобождения», и в полной уверенности в новом аресте и в продолжении новых мытарств по тюрьмам и лагерям рискнул жизнью и с крайнего севера, через всю Россию, бежал на юг и в марте 1930 г. перешел русско-персидскую границу. Что видено, что пережито, сколько опасных приключений испытано... и вот жив и «пою Богу моему дóндеже есмь...» Архиепископ Иларион 78 15/28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице, от сыпного тифа, в бреду скончался замечательный профессор-богослов, удивительный проповедник, мужественный и стоикий борец за Церковь Христову – святитель Божий, архиепископ Иларион. Архиепископ Иларион (Владимир Алексеевич Троицкий), магистр богословия и профессор Московской Духовной Академии, был выдающимся богословом и талантливейшим человеком. Вся жизнь его – это сплошное горение величайшей любовью к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за Нее ... Умер владыка Иларион 44-х лет. Рукоположен был во епископа 20-го мая 1920 г. Архиепископ Иларион и митрополит Антоний – две крупных величины в православном богословии и в православной Церкви. Память о них незабвенна. Общность идеалов и убеждений свидетельствуют об их самой тесной умственной близости и духовном родстве, о чем сам архиепископ Иларион часто любил говорить. Надо полагать, что представляет интерес и описания его личности, характера и взглядов одного его соузника по Соловкам. Архиепископ Иларион – человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник-оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый; везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью. Большой рост, широкая грудь, пышные русые волосы, ясное, светлое лицо. Он остается в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Иларион чудотворец родился в 816 году в Кахетии (Восточная Грузия). Он происходил из рода грузинских князей Вачнадзе (Донаури). У благочестивых родителей долго не было детей, и Иларион дарован был им Господом после долгих молитв. Для воспитания его в христианском благочестии родители отдали Илариона сначала одному пресвитеру. В мальчике очень рано проявилась склонность к подвижничеству. В 9 лет он знал наизусть Евангелие, а 12 лет был пострижен в монашество в обители, основанной его отцом. В 16 лет юноша переселился в Давидо–Гареджийскую пустынь. Здесь преподобный Иларион провел отшельником 10 лет. Непрестанными молитвами, слезами, безмолвием, бдением и постничеством он стал известен всей Грузии. Многие приходили к нему для назидания и утешения; в числе посетителей был один епископ из Кахетии, который рукоположил Илариона сначала в диакона, а потом в пресвитера. Но слава была чужда преподобному и, уклонившись от предложенной ему в Грузии епископской кафедры в Сагареджо (в Кахетии), он удалился в Святую Землю на поклонение святыням. Он посетил гору Фавор, обитель преподобного Саввы Освященного, все святыни Иерусалима и поселился в Иорданской пустыни, где провел 17 лет в безмолвии, живя в пещере святого пророка Илии Фесвитянина, которая некогда служила жилищем и святому Иоанну Крестителю. Здесь ему во сне явился Ангел Господень и призвал преподобного поспешить в Грузию, чтобы застать в живых своего отца. Святой Иларион отправился на родину, где после кончины своего родителя устроил из отчего дома монастырь, постриг в монашество мать и сестру и оставался при этом монастыре до смерти своей матери. Строгая благочестивая жизнь Илариона была причиной избрания его в епископа Кахетии. Но смиренный Иларион, поручив управление Давидо–Гареджийским монастырем одному из своих учеников и отдав половину своего имения монастырю, а другую половину разделив нищей братии, в простой одежде, с двумя учениками, отправился сначала в Константинополь. Поклонившись святыням Царьграда, святой Иларион удалился на гору Олимп в Малой Азии, где около 864 г. основал грузинскую обитель. Здесь он пробыл пять лет. За это время стало известно о многих исцелениях, совершенных преподобным силой молитвы, крестного знамения и миропомазания. Избегая славы, святой Иларион отправился в Рим на поклонение гробам святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По пути он посетил Константинополь и Фессалоники, совершив несколько исцелений (садовника и отрока, имевших «сухие» ноги). На обратном пути преподобный Иларион вновь остановился в Фессалониках, где провел три года. Известно чудо, когда плененный скифами диакон (из церкви во имя святого великомученика Димитрия Солунского) освободился от оков, молитвенно призвав на помощь святого Илариона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

23 октября архимандрит Иларион произнес на Соборе речь под названием «Почему необходимо восстановить патриарше­ство?» Выстроенная строго академически, она звучала со страст­ной убежденностью. В основу ее отец Иларион положил ту мысль, что «патриаршество есть основной закон высшего уп­равления каждой Поместной Церкви» 51 , так что если мы не хотим порывать с вековым церковным преданием, мы не имеем права отвергнуть патриаршество. Надо сказать, что на Соборе вокруг данного вопроса велась острейшая борьба: церковные либера­лы боялись монархизма в Церкви. Отвечая в своей речи на та­кие сомнения, отец Иларион говорил, что существование в Церкви первоиерарха не противоречит началу соборности, а дополняет его... Думается, в том, что выбор Собора осуществил­ся в конце концов в пользу патриаршества (что произошло 30 ок­тября), была немалая заслуга и архимандрита Илариона. 5 ноября 1917 года старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий в храме Христа Спасителя вынул из ковчега, стоявшего перед Владимирской иконой Божией Матери жребий с именем новоизбранного патриарха Всероссийского Тихона. Одним из главных помощников и сподвижников патриарха в эти труднейшие для Церкви годы стал отец Иларион. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 1918–1923 ГОДЫ Уже в связи с участием в деятельности Собора 1917–1918 го­дов жизнь отца Илариона постепенно перемещается из Серги­ева Посада в Москву. На 1918 год приходится первая волна го­нений на Церковь , но не сразу к церковным деятелям пришло сознание того, что целью новой власти является самое беспо­щадное и планомерное уничтожение Церкви, что своим духов­ным острием революция обращена именно против Церкви. Перед патриархом Тихоном встала труднейшая задача сохра­нения малого острова Церкви посреди бушующей стихии. Воз­никла необходимость вступить в контакт с облеченным влас­тью врагом, и отец Иларион сделался тем посредником между патриархом и государством, на которого Святейший Тихон всегда мог надежно опереться. Архимандрит Иларион занял при патриархе должность «секретаря и главного консультанта по богословским вопросам» 52 , за которой на деле стояла роль че­ловека, всегда находящегося под вражеским ударом: во всех контактах с советской властью архимандрит Иларион заслонял собою патриарха. Судьба владыки здесь оказалась сходной с участью патриаршего келейника Якова Полозова, погибшего от руки наемного убийцы, обращенной против патриарха: архи­мандрит Иларион стал жертвой мести властей опять-таки пат­риарху...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Одним из миссионеров Соловков стал святитель Иларион (Троицкий) . Известно, что для многих заключенных и сотрудников СЛОНа, выросших в годы большевицкого безбожия, владыка Иларион стал тем человеком, который впервые рассказал им о Христе и Евангелии. «Бесам какое торжество!» Святитель Иларион провел на Соловках в общей сложности два трехлетних срока (1923−26 и 1926−29). «На повторный курс остался», – как шутил сам владыка. Уже в первые революционные годы этот выдающийся владыка был «бельмом на глазу» у большевиков, так как авторитет его в церковной иерархии возрастал прямо пропорционально гонениям. Во время Поместного Собора 1917−18 годов тогда еще архимандрит Иларион был единственным не-епископом, которого в кулуарных разговорах называли в числе желательных кандидатов на патриаршество. Вскоре после избрания на патриарший престол святого Патриарха Тихона архимандрит Иларион был рукоположен во епископа и стал главным помощником и сподвижником Святейшего в деле спасения Церкви от богоборцев. Вплоть до своего ареста он был секретарем и главным консультантом Патриарха по богословским вопросам. Молодой архиерей (на момент хиротонии ему было всего 34 года!) трудился без устали. Именно усилиями святителя Илариона в 1923 году были сорваны планы большевиков по поглощению Церкви обновленческим расколом. Под влиянием энергии этого молодого владыки обновленческая «живая церковь » начала терять паству, началось массовое возвращение в Церковь раскольников-обновленцев. Святитель разработал чин покаяния и самолично принял исповедь сотен бывших обновленцев – священников и мирян. Усилиями владыки Илариона московский Сретенский монастырь, захваченный после революции обновленцами, летом 1923 года был возвращен в Православную Церковь . При этом владыка совершил беспрецедентное деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Известие о том, что владыка Иларион изгнал из Сретенского монастыря обновленцев и в массовом порядке принимает их покаяние, причем сделал это под самым носом у чекистов (монастырь расположен на улице Большая Лубянка!), разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами каялись и возвращались в Церковь . Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону такого позора, и вскоре святитель Иларион был в очередной раз арестован.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010