Содержание Введение Св. Иустин Взгляд св. Иустина на философию Философское учение Иустина I. О Боге и отношении Его к миру О Боге – Слове О Духе Святом Об ангелах II. О человеке Татиан Взгляд на философию Учение о Боге и отношении Его к миру Учение о человеке Афинагор Учение о Боге и мире Учение о воскресении мертвых Фиофил Антиохийский Св. Ириней Лионский Св. Ипполит Тертуллиан Источники познания Учение о Боге О Св. Троице О человеке Состав человеческой природы Происхождение душ Бессмертие души и воскресение тела Нравственное учение Минуций Феликс Климент Александрийский Взгляд на философию и философские системы Отношение языческой философии к христианству Отношение философии к богословию Необходимость веры Необходимость знания Связь философии с другими науками Учение о Боге и отношении Его к миру Психология и нравственная философия Ориген О Боге О Св. Троице О Сыне Божием О Духе Святом О мире О мире духовном Предсуществование и падение души Остатки первобытного совершенства ποκατστασις Об Искупителе Суд церкви об учении Оригена Св. Дионисий Александрийский Арновий Лактанций Взгляд на философию О Боге и отношении Его к миру О человеке О высочайшем благе Доказательства бессмертия души Воскресение мертвых Страшный суд     Введение Под именем философии отцов и учителей церкви мы разумеем те попытки, которые они делали для того, чтобы или из начал разума объяснить предметы веры, или же при свете божественного откровения созерцать предметы знания. Если же так, то философия отцов: 1) есть нечто отличное от философии в строгом смысле слова. Потому что философии свойственно искать истины; а христианство уже имеет эту истину в откровении. Философия стремится путем разума достигнуть знания высочайших предметов; а христианство старается только из начал разума объяснять и защищать откровенное учение об этих предметах, початая откровение совершеннейшим проявлением божественного разума. 2) Существенно отлична от философии еретической, которую обыкновенно, но несправедливо называют христианской. Еретики почитали философию целью и жертвовали для нее христианским учением, преобразуя его в угоду той или другой системы; но отцы церкви смотрели на откровенную мудрость как на неприкосновенную святыню, и принимали только ге философские идеи, которые казались нм не противными этой мудрости. Если некоторые из христианских писателей не всегда верно следовали руководству церкви при рассуждении о предметах знания, то это было следствием затруднительности обстоятельств; это была ошибка, а не намеренное противление церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († 574/5), патриарх Иерусалимский (окт.-дек. 552, 563/4 - ок. 574/5). О жизни М. до избрания на Патриарший престол ничего не известно. Вероятно, М. стал преемником патриарха Петра сразу после кончины последнего ( Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. T. 2. P. 394, 655; Grumel. Chronologie. P. 451; Grillmeier. 2013. P. 10). Нек-рые исследователи датируют смерть или низложение Петра 544 г. (см.: Fedalto. Hierarchia. P. 1001), однако в этом случае престол должен был оставаться вакантным в течение длительного времени, что не находит подтверждения в источниках. В период правления имп. св. Юстиниана I (527-565) в среде палестинского монашества по-прежнему было широко распространено учение Оригена о предсуществовании душ и всеобщем спасении (см. ст. Апокатастасис ). Одним из центров оригенизма была Новая лавра прп. Саввы Освященного . Даже издание в 543 г. эдикта, осуждавшего оригенизм (CPG, N 6880), не привело к его искоренению в Палестине. Так, лидер оригенистов Новой лавры Нонн отказался принять данный эдикт. После смерти Нонна (547) сторонники Оригена разделились на 2 группы: протоктистов (греч. πρωτκτιστοι, «первозданные»), представленных насельниками лавры Фирмина, и исохристов , объединившихся вокруг Новой лавры ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 89). Последние, будучи крайними оригенистами, испытали также значительное влияние богословия Евагрия Понтийского ; они учили, что во время апокатастасиса все люди станут равны Христу (σοι τ Χριστ) ( Evagr. Schol. Hist. eccl. 4. 38); протоктисты же говорили о предсуществовании души Христа как первого творения (отсюда др. их название - «тетрадиты», т. е. вводящие четверицу вместо Троицы). При поддержке Феодора Аскиды , архиеп. Кесарии Каппадокийской, игравшего важную роль при к-польском имп. дворе, исохристам удалось возвести на Патриарший престол М., кандидатура к-рого не была согласована с имп. Юстинианом. Кроме того, находившаяся в К-поле группа правосл. монахов палестинской лавры прп. Евфимия Великого во главе с игум. Кононом подала императору прошение о низложении М. и об избрании патриархом бывш. эконома Александрийской Церкви мон. Евстохия (дек. 552), к-рый ранее бежал в К-поль ( Theoph. Chron. Р. 242) и был лоялен к властям. Евстохия также поддерживал бывш. глава протоктистов Исидор, обратившийся в православие. В итоге М. был вынужден оставить престол. Опираясь на арм. традицию, М. ван Эсбрук высказал предположение, согласно которому после низложения М. не утратил своего влияния на церковную жизнь ( Esbroeck. 1968; i dem. 1985).

http://pravenc.ru/text/2561416.html

В.Ф. Давыденко Содержание Сочинения того же автора Значение психологических сведений по учению св. отцов церкви Особенная важность святоотеческого учения о душе человека Святоотеческая литература по вопросу о душе человека Содержание, задача и план святоотеческого учения о душе человека Субстанциальность душевного начала по учению Св. Отцов Церкви Отрицательные воззрения древнейших философов по вопросу о субстанциальности душевного начала и оценка их со стороны Св. Отцов Церкви Святоотеческое учение о единстве души и при разнообразии ее способностей; душа и дух Святоотеческое учение о нематериальности или духовности человеческой души Святоотеческое учение о происхождении души человека Гипотеза предсуществования душ Гипотеза традуционализма Святоотеческое учение о бессмертии души человеческой 1) Премудрость Божия 2) Правосудие Божие 3) Всемогущество Божие 4) Духовность Божества 5) Благость Божия Отрицательные мнения по вопросу о бессмертии души и их оценка     Сочинения того же автора Святоотеческое учение о душе человека. X. 1903 Ц. 1 р. 25 к. Церковно-приходская школа. (Руководственное пособие для всех церковно-школьных деятелей). Ц. 2 р. 50 к. с. перес. X. 1903 г. Образование и воспитание женщины по творениям бл. Иеронима. X. 1899. Ц. 15 к. Сектантство Харьковской епархии. X. 1901. Ц. 80 к. Славянская второклассная церковно-приходская школа Харьковской епархии. X. 1900. Ц. 40 к. Церковно-школьное дело на всероссийской выставке в Нижнем-Новгороде. Спб. 1896. Ц. 20 к. О подвижных библиотеках. X. 1897. Ц. 10 к. Церковные школы Российской Империи (1884–1904 г.). Харьков. 1904 г. Цена 15 к. Чем можно возвысить школу в глазах народа. Харьков. 1905 г. Ц. 20 к. Выдающиеся церковно-школьные деятели. Харьков. 1905 г. Ц. 3 к. Харьковское епархиальное женское училище. X. 1904 г. Ц. 1 р. 20 коп. (Издание в пользу Братства Св. Варвары Великомученицы). Пятидесятилетний юбилей Харьковского епархиального женского училища. X. 1904. Приходская библиотека и ее последние издания. X. 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте все! Поздравляю всех с Рождеством Христовым! Скажите, где находится душа человека до его зачатия? Или она создаётся Богом из ничего? Храни всех Вас Господь! Похожие вопросы 5 Ответов Бог пока не открыл нам, как появляется душа; этот вопрос не догматизирован, есть 3 теории: – предсуществование душ ( Ориген . Осуждено на V Вс. соборе), – творение каждой души Богом, – рождение от душ родителей. Больше аргументов у этой теории: рождении души ребёнка от душ родителей в момент зачатия. 1) Ева рождена от ребра Адама сразу с душой. 2) Если Бог творит души, то откуда у них первородный грех? Только из тел? Или тело заражает душу? 3) Бог ставится в зависимость от человека, если рождает души вслед за телами. Тогда даже грешная связь вовлекает в себя Творца. 4) Душа ребенка имеет черты родителей, это является аргументом за её происхождение от их душ. Бог творит душу человека в момент зачатия Спасибо за поздравление! С Рождеством Христовым!!! Вопрос об этом не догматизирован. Добавлю ещё вариант, к списку Кирилла. Душа создаётся родителями и Богом в соработничестве. Как свободное и творческое существо, и как дитя Божие, человек способен принять решение о ребёнке. Бог соработничает, Он непременно вкладывает в любую душу таланты и индивидуальность, даже если “во гресе роди меня мати моя” Пс. 50:7 Почему? Наличие талантов у детей от совсем падших родителей не обяснить иначе, кроме как чудом. В чудеса от людей мы не верим, но верим “Ты еси Бог творяй чудеса” Пс. 76:15 Спасая нас, Бог по праву забирает Своё. Мф. 25:24 и Мф. 25:26 Если Он не соучастник создания человека, то зачем старания именно о каждом? С Рождеством Христовым! Человек — это душа и тело. Они создаются Богом одновременно. Именно поэтому, кстати, аборт на любом сроке и является убийством. С уважением, Церковь отвергает баснословное учение Оригена о предсуществовании душ и их переселениях. Большинство святых отцов учит, что душа творится Богом из ничего в момент зачатия. Подробнее об аргументах за и против почитайте в курсе догматического богословия свт. Сильвестра (Малеванского) . Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/gde-nahoditsja-d...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. - житие Мефодий Патарский, Олимпийский (ок. 310-312). Имя происходит от хорошо всем знакомого греч. слова “метод” и означает “методичный” — только не в худшем (неспособный выйти за пределы метода), а в лучшем смысле слова: способный правильно использовать метод, хитроумный человек. Св. Иероним считал, что Мефодий был сперва епископом города Олимп в Ликии, а затем Тира; греческая традиция утверждает, что он был епископом города Патары в Ликии. Впрочем, обстоятельства его жизни точно неизвестны, нет полной уверенности в том, что сообщение о его мученической кончине достоверно. Сохранились, однако, сочинения Мефодия, которые достаточно ярко рисуют образ автора: интеллектуал, прекрасной знавший Платона и использовавший в своих сочинения форму диалога, подобно великому философу. Мефодий активно участвовал в обсуждении вопросов, поднятых великим богословом Оригеном; он выступал против некоторых тезисов Оригена (к примеру, против учения о предсуществовании душ или о цикличности творения мира), но не мыслил себя без того стиля богословствования, который Ориген создал, любил, подобно Оригену, толковать Писание аллегорически. Более того, как и Ориген, Мефодий считал одной из основной духовной жизни девственность. Правда, если Ориген нарушил некоторую меру, оскопив самого себя, Мефодий меру соблюл. Он написал знаменитую книгу “Пир десяти дев” (написанную в форме шедевра Платона “Пир”), которая завершалась гимном Христу Жениху и Церкви — Невесте. Эта книга веками вдохновляла поэтов и мыслителей. Правда, в XIV столетии Бокаччо написал на неё пародию — более знаменитый в современном мире “Декамерон”. Бокаччо, однако, не был каким-то кощунником и развратником, он был — как и целые поколения гуманистов — своеобразным юродивым, отрицая не само по себе целомудрие, сколько целомудрие фальшивое, рабское, навязанное обществом, а не свободное целомудрие, приносимое Христу человеком. Соч.: Святой Мефодий, епископ и мученик, полное собрание его сочинений. Или: Полное собрание творений. Пер. с греч. под ред. проф. Е.Ловягина. Спб., 1877. Изд. 2-е, Спб., 1905; Слово в Неделю Ваий — “Христианское чтение”, 1887, II, с. 8 слл. Acta Sanctorum, сентябрь, т. 5; N.Bonwetsch. Methodius von Olympus. 1891; Butler, 18.9. Память 18 сентября, 20 июня/3 июля. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Мефодий Патарский, Олимпийский, сщмч. " .

http://pravicon.com/info-2943

3 . Природы животных творятся сразу, в человеке же особым образом творится тело и особым образом душа. Души животных образуются божественным словом из начал, которые прежде были приготовлены творческою деятельностью Божией и которые, несмотря на своё отличие от материи, находились в материи ( Быт.1:20, 24; 1:2 ), а между тем душа человека творится как нечто совершенно новое в материальном мире: чрез непосредственную деятельность Божию, которую бытописатель представляет под образом вдуновения Божия ( Быт.2:7 ). Какой способ деятельности Божией разумеется под образом вдуновения, понять нельзя, но этот образ, как образ, ясно говорит, что деятельность, чрез которую была создана душа человека, стоит в таком же внутреннем отношении к существу Божию, в каком – дыхание к живому, дышащему человеку. Созданная чрез такую деятельность душа человека, очевидно, должна была получить совершенства, делающие её особенно близкою и как бы родственною Богу. 4 . Специфические совершенства души, приближающие человека к Богу и обособляющие его от животных, заключаются в том, что человек в отличие от животных, был создан по образу и подобию Божию. Учение Св. Писания о душе человека и её отличии от тела и душ животных разъясняется отцами святыми и учителями Церкви, причём они ясно указывают на единство, духовность и бессмертие души, на её способности разума, свободы воли и дара слова 2 . Что касается вопроса о происхождении душ человеческих, то Православная Церковь на основании Священного Писания всегда держалась, как и ныне держится (Правосл. испов. ч. 1, отв. на вопр. 28) мысли, что они творятся Богом. Об этом непререкаемо засвидетельствовал пятый Вселенский Собор, когда, осуждая мнение Оригеново о предсуществовании человеческих душ, выразился: « Церковь , последуя божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после, по лжеучению Оригена ». Как же понимать это творение душ? Сама Церковь с точностью не определяет, но, на основании представленного свидетельства пятого Вселенского Собора и в соответственность с другими догматами Церкви, надобно полагать, что здесь разумеется не непосредственное творение Божие, а посредственное, – что Бог творит человеческие души, как и тела, силою того самого благословения «раститься и множиться», которое Он даровал нашим праотцам ещё в начале; творит не из ничего, а от душ родителей. Ибо, по учению Церкви, хотя души человеческие получают бытие чрез творение, но так, что на них переходит от родителей зараза прародительского греха, а этого не могло бы быть, если бы Бог творил их из ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dus...

Откуда пошло это мнение? Из догматического богословия мы знаем три теории творения человеческих душ: 1. мнение о предсуществовании человеческих душ (Ориген); 2. мнение о творении человеческих душ Богом (блж. Иероним Стридонский, свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский); 3. мнение о рождении человеческих душ  (Тертулиан). Тертуллиан для объяснения передачи первородного греха исходил из предположения, что не только тело, но и душа передается ребенку от родителей. Для опровержения этого богословского тезиса другие отцы, а затем и св. Фома Аквинат, предложили теорию последующего внедрения души. Эта теория утверждает, что душа, будучи предназначенной к субстанциональному единству с телом, онтологически имеет иное происхождение и создается непосредственно Богом. Кроме того, эта гипотеза предполагает, что для внедрения души необходима определенная организация тела, некая «форма», которая, будучи душой, формирует тело. Св. Фома считает, что растительная и животная душа существует уже с момента оплодотворения. Таким образом, хронологическая проблема приобретает онтологическое значение . Момент внедрения души отнесен к периоду между 30м и 40м днем после оплодотворения, по аналогии с библейскими предписаниями, связанными с очищением женщины после родов. Следует немедленно добавить, что не все отцы церкви придерживались такого мнения, в особенности это относится к греческим отцам, прежде всего к свт. Григорию Богослову, который утверждал, что душа возникает в первый же момент после зачатия, в чем ему следовали другие отцы, в частности прп. Максим Исповедник. Но при этом моральные и канонические нормы (налагавшие суровые наказания) оставались неизменными, настаивая на недопустимости аборта во всех случаях. Позиции о статусе эмбриона человека соотносительно степени его развития В рамках данного направления можно выделить несколько позиций. Одним из ключевых в определении эмбриона человека как личности является вопрос о том, когда плод человека приобретает способность чувствовать. Первые движения плода зафиксированы на 6й неделе развития, в это же время плод реагирует на прикосновения, в спинном мозге выявляются синапсы. В нервных волокнах спинного мозга у плода 10й недели развития определены первые нейромедиаторы и зарегистрирована активность ствола головного мозга .

http://azbyka.ru/zdorovie/na-kakom-etape...

Для точности следует однако заметить, что в сохранившихся редакциях все 11 глав или положений изложены безлично и могут быть относимы к целой школе или еретичествующей партии, во всяком случае не к одному лицу. В Синодике подвергаются отлучению не православные мнения, которые выражены в следующей форме: 1) пытающимся вновь обсуждать вопрос о том, каким образом Бог-Слово «человеческому смешению соединился»; 2) вводящим эллинские мнения о душах человеческих, о небе и земле и о прочих творениях, то есть, принимающим переселение душ и отрицающим воскресение, суд и воздаяние, допускающим существование идей и безначального и вечного вещества (главы 2, 8 и 4); 3) утверждающим, что эллинские мудрецы и первые ересиархи, отлученные семью вселенскими соборами, во многом выше и на последнем суде окажутся лучше тех, хотя благочестивых и православных мужей, но погрешивших по страсти человеческой или по неведению; 4) не верящим в чудесные действия Спаса нашего Бога и владычицы нашей Богородицы и прочих святых, но отрицающим их, как невозможные, или толкующим по собственному разумению; 5) проходящим эллинские науки и усвоившим себе эллинские теории, принимающим платоновские идеи и отрицающим творение мира из ничего принимающим, что во всеобщее воскресение люди восстанут не в тех телах, в которых жили, верящим в предсуществование душ и в конечность мучений (главы 7–10). Последняя глава представляет собой общий вывод, в ней предаются отлучению противоцерковные мнения, введенные Италом и усвоенные его учениками, – в такой форме это положение заменяет все предыдущие и само по себе может быть достаточным для такого памятника, как Синодик. Итак, учение Итала и его учеников изложено собственно в 10 положениях, но и это число могло быть сокращено, так как одна и та же материя повторяется иногда в нескольких положениях. Но что всего любопытнее здесь, это, во-первых, присутствие значительного философского элемента, в котором почти теряется противоцерковный богословский характер Итала, во-вторых, особенно рельефно выдвигаемый источник неправых мнений, происходящий из увлечения эллинскою наукой и преклонения пред эллинскими мудрецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Для точности следует, однако, заметить, что в сохранившихся редакциях все 11 глав, или положений, изложены безлично и могут быть относимы к целой школе или еретичествующей партии, во всяком случае не к одному лицу. В синодике подвергаются отлучению неправославные мнения, которые выражены в следующей форме: 1) пытающимся вновь обсуждать вопрос о том, каким образом Бог Слово «человеческому смешению соединися»; 2) вводящим еллинские мнения о душах человеческих, о небе и земле и о прочих творениях, то есть принимающим переселение душ и отрицающим воскресение, суд и воздаяние, допускающим существование идей и безначального и вечного вещества (главы 2, 3 и 4); 3) утверждающим, что еллинские мудрецы и первые ересиархи, отлученные семью Вселенскими соборами, во многом выше и на последнем суде окажутся лучше тех, хотя благочестивых и православных мужей, но погрешивших по страсти человеческой или по неведению; 4) не верящим в чудесные действия Спаса нашего Бога и Владычицы нашей Богородицы и прочих святых, но отрицающим их, как невозможные, или толкующим по собственному разумению; 5) проходящим еллинские науки и усвоившим себе еллинские теории, принимающим платоновские идеи и отрицающим творение мира из ничего, принимающим, что во всеобщее воскресение люди восстанут не в тех телах, в которых жили, верящим в предсуществование душ и в конечность мучений (главы 7–10). Последняя глава представляет собой общий вывод, в ней предаются отлучению противоцерковные мнения, введенные Италом и усвоенные его учениками, – в такой форме это положение заменяет все предыдущее и само по себе может быть достаточным для такого памятника, как синодик. Итак, учение Итала и его учеников изложено собственно в 10 положениях, но и это число могло бы быть сокращено, так как одна и та же материя повторяется иногда в нескольких положениях. Но что всего любопытнее здесь, это, во-первых, присутствие значительного философского элемента, в котором почти теряется противоцерковный богословский характер Итала, во-вторых, особенно рельефно выдвигаемый источник неправых мнений, происходящий из увлечения еллинскою наукой и преклонения пред еллинскими мудрецами.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Д. б. формировалось на основе Символа веры, более или менее полным и развернутым истолкованием к-рого является большинство древних догматико-систематических сочинений. В XVII-XVIII вв. сначала в протестант. и католич., а затем и в правосл. богословской науке догматика приобрела четкую структуру и стала строиться в соответствии с 2 основными разделами: «О Боге в Себе» (De Deo ad intra) и «О Боге во вне» (De Deo ad extra), каждый из к-рых делился на подразделы, содержащие соответствующие главы. Раздел «О Боге в Себе» был разделен на 2 подраздела: «О Боге едином по существу» и «О Боге троичном в Лицах». Раздел «О Боге во вне» включал подразделы: «О Боге Творце», «О Боге Промыслителе», «О Боге Спасителе», «О Боге Освятителе», «О Боге Судии и Мздовоздаятеле». Несмотря на коррективы, вносимые в эту схему нек-рыми догматистами, в целом она была общепринятой в правосл. Д. б. XVIII - нач. XX в. Исключение составили попытки концептуального изложения догматов, когда принципом систематизации являлась не определенная структура построения догматики, а к.-л. догматическая идея, принимаемая в качестве ключевой, напр. идея Царствия Божия в догматико-апологетических лекциях архиеп. Иннокентия (Борисова) , идея любви Божией у проф. А. Д. Беляева , идея Жертвы Христовой как выражения Его любви у прот. Павла Светлова . Систематизация христианского вероучения в древней Церкви. Исторический обзор Попытки систематического изложения и истолкования богооткровенных догматов предпринимались уже в первые века церковной истории. Элементы систематизации присутствуют в трудах ранних христ. учителей - сщмч. Иустина Философа , Афинагора , сщмч. Иринея Лионского, свт. Феофила Антиохийского, Климента Александрийского , Тертуллиана и др. Первым систематическим изложением христ. вероучения явилось соч. Оригена (кон. II-III в.) «De principiis» (О началах), в к-ром указывается на источники вероучения Церкви - Свящ. Писание и Свящ. Предание, а затем последовательно рассматриваются основные догматы - о Пресв. Троице, о разумных тварных сущностях, их первобытном состоянии и падении, о воплощении Бога Слова, о действиях Св. Духа, о воскресении мертвых и конечном Суде. В изложении христ. вероучения Ориген не избежал ряда существенных ошибок: признания предсуществования душ и неизбежного конечного восстановления всех разумных существ, включая диавола, в первоначальное безгрешное состояние.

http://pravenc.ru/text/178718.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010