Идейные основы и практические задачи российского клерикализма на современном этапе истории РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_45674.html 27 сентября 2007 Сергей Волобуев Идейные основы и практические задачи российского клерикализма на современном этапе истории В современном общественно-политическом дискурсе термины " клерикализм " , " клерикал " , " клерикальные тенденции " выступают чаще всего в качестве негативных ярлыков, которые представители либерально и атеистически настроенных кругов стараются навесить в общественном мнении на церковно-ориентированных политиков и их деятельность. Клерикализм при этом упрощенно представляют как " лоббирование " церковных интересов – хозяйственных, социальных, культурных, политических. Вряд ли нужно отрицать очевидное: Церковь – как " общество в обществе " ( " централизованная религиозная организация " , согласно Уставу Русской Православной Церкви) – действительно имеет соответствующие интересы в различных сферах общественной жизнедеятельности, и практика реализации таковых интересов (в соответствии с действующим законодательством, а также с использованием законных процедур его изменения) сама по себе не дает оснований для ее критики и отвержения in toto, как специфической идейно-политической позиции и практики, осуществляемой в согласии с базовыми принципами современного российского и международного права. Возрождение Православной Церкви в России, начавшееся после крушения коммунистической атеистической диктатуры, с необходимостью ставит задачу возрождения клерикализма как систематической деятельности отдельных политиков и политических объединений: 1) в интересах общества в целом – в соответствии с мировоззренческими и ценностными установками Православия; 2) в интересах Церкви. По-видимому, подлинная причина критики и отвержения клерикализма состоит в том, что Церковь является носителем целостной " картины мира " , целостной социологии и антропологии, публичное декларирование которых ставит иные социально-культурные, мировоззренческие группы перед необходимостью публичного отчета относительно онтологических и ценностных оснований собственных политических, экономических, культурных и т.д. программ и практик. Практическая дискредитация ряда идеологий (и, что наиболее существенно, их онтологических оснований) в ходе социально-исторических экспериментов ХХ века делает таковой публичный отчет чрезвычайно рискованным предприятием с точки зрения мобилизации массовой политической поддержки. В данной связи современный формат политико-идеологической дискуссии выстраивается по принципу дезонтологизации ценностных и практических суждений, изъятия их из собственного теоретического, онтологического контекста.

http://religare.ru/2_45674_1_21.html

иером. Дамаскин (Христенсен) Неопубликованные книги о.Серафима (Роуза) Церковные праздники и чудотворные иконы. Статьи о. Серафима о плачущих иконах Божией Матери. Царство человеческое и Царство Божие: Ранние работы о. Серафима (Роуза) . Включает главу о нигилизме, эссе «Философия абсурда», эссе о Великом инквизиторе, философский дневник (1960–1962), письмо Томасу Мертону и отдельные заметки из незаконченной работы «Царство человеческое и Царство Божие». Вкус Православия (можно перевести «Соль Православия»): лекции о. Серафима (Роуза) : «Возвысь ум и воспламенись сердцем»; «Божие откровение человеческому сердцу»; «В поисках Православия»; «Православие в США»; «Православное мировоззрение»; «Вслед за святым Патриком и Григорием Турским » (см. точное название в списке литературы на русском языке); «Будущее России и конец света»; «Православное возрождение Руси»; «Признаки конца света в наше время»; «Православные христиане на пороге восьмидесятых годов»; «Китай: особенности мышления»; «Знамения времен»; «Апокалипсис: книга тайн»; «Богословские труды архиепископа Иоанна и вопрос о “западном влиянии” в православном богословии». Живые звенья святоотечества нашего времени. Статьи об архиепископе Аверкии Джорданвилльском, архиепископе Андрее (о.Адриане) Ново-Дивеевском, архимандрите Константине (Зайцеве), протопресвитере Михаиле Помазанском , отце Николае Депутатове и профессоре И.М.Андрееве. Курс выживания для православных христиан. Об отступлении западной цивилизации от древнехристианского мировоззрения. О.Серафим читал его в монастыре Прп.Германа в 1975г. Устав православных богослужений. Серия статей, написанных отцом Серафимом, чтобы вдохновить православных христиан совершать ежедневный круг богослужений. Включает практическое руководство и ноты. Переводческие труды и книги, подготовленные к изданию о.Серафимом (Роузом) (на английском языке) Andrew of New Diveyevo, Archbishop. The Restoration of the Orthodox Way of Life (Возвращение к православному образу жизни)./Предисл. иеромонаха Серафима (Роуза) об архиепископе Андрее и православной общинной жизни. Platina, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки» 25 января, 2018 То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки» Доклад протоиерея Александра Новопашина в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя на секции: «Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция» во время Международных Образовательных Рождественских Чтений в Москве, 2018. Сегодня снова приходится констатировать, что наша Церковь (церковная общественность, верующие люди) стоит перед очень серьезной, опаснейшей проблемой, именуемой псевдостарчеством или лжедуховничеством. То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки», чье якобы «сильное» и «духовное» служение быстро обрастает множеством последователей, послушников и т. д. Удивляет, в первую очередь, та скорость, с которой формируются (если так можно сказать) эти старцы и чудотворцы. Речь не идёт об аскетическом и молитвенном подвиге (длинною в целую жизнь), о которых нам известно на примерах жизни прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и других истинных наставников Православной веры. Все проще: пошел слух о старце-прозорливце или «благодатном батюшке» (который предлагает «читать» Неусыпающую Псалтырь или некую многомиллионную «молитву по соглашению»), и вот самые простые люди (подчас не знающие основ православной веры, не говоря уже о догматическом учении или истории Церкви) легко клюют на «елейную» рекламу-приманку и образуют вокруг такого рода учителя буквально тоталитарную секту. В интернете создаются «официальные сайты» (в социальных сетях появляются многочисленные «официальные группы») этих «благодатных» батюшек-чудотворцев, о них снимаются рекламные ролики (в которых почти всегда присутствуют просьбы о пожертвовании на «миссионерские» проекты и «благотворительные» фонды).

http://pravmir.ru/kommerchesko-religiozn...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЛЕВФЕРИЙ (Богоявленский Дмитрий Яковлевич; 14.10.1870, г. Нов. Оскол Курской губ.- 31.12. 1940, Вильнюс), митр. Виленский и Литовский. Из семьи сельского псаломщика. Окончил Старооскольское ДУ и Курскую ДС (1899), был назначен учителем церковноприходской школы в Ямской слободе (пригород Курска). В 1890 г. рукоположен во иерея к церкви с. Тростенец Новооскольского у. Курской губ. (ныне Новооскольский р-н Белгородской обл.). Овдовев, в 1900 г. поступил в СПбДА. В 1904 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». Вскоре пострижен в монашество ректором СПбДА Финляндским архиеп. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с именем Елевферий. С 1904 г. преподаватель гомилетики Подольской ДС в г. Каменец-Подольск, с 1906 г. инспектор Холмской ДС. В 1909 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской ДС. 21 авг. 1911 г. хиротонисан во епископа Ковенского, стал викарием Литовской и Виленской епархии. Хиротонию, состоявшуюся в Троицком соборе Александро-Невской лавры, возглавил Финляндский архиеп. Сергий. В авг. 1915 г. в связи с наступлением нем. войск Е. организовал эвакуацию Пожайского в честь Успения Пресв. Богородицы и Сурдегского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мужских мон-рей. Вскоре выехал в Москву, проживал в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре . 28 июня 1917 г. в связи с избранием 21 июня на Московскую кафедру Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина ; с нояб. 1917 Патриарх Московский и всея России) Е. был назначен управляющим Литовской епархией. Принимал участие в начале работы Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В кон. 1917 г. Е. прибыл в Дисну (ныне на территории Белоруссии), единственную часть Литовской епархии, не занятую нем. войсками. На оккупированной территории епархии в то время оставалось не более 10 правосл. священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/189717.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Петр Скипетров, прот. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Иоаннович Скипетров (4.06.1863, с. Станки Вязниковского у. Владимирской губ.- 19.01(1.02). 1918, Петроград), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Один из первых новомучеников РПЦ. Из семьи сельского священника. В 1877 г. окончил по 2-му разряду Шуйское ДУ и поступил во Владимирскую ДС. 8 февр. 1884 г. вступил в брак с дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора С.-Петербурга Антониной Николаевной Заозерской и 18 февр. того же года был рукоположен во диакона и определен на вакансию иподиакона в Исаакиевский собор (вероятно, брак и переезд в столицу П. были устроены его старшим братом, М. И. Скипетровым, высокопоставленным чиновником центральных органов гос. контроля). В 1886 г. поступил в СПбДА. Одновременно с учебой в академии преподавал Закон Божий в начальных городских уч-щах С.-Петербурга. Окончил академию в 1890 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического». 14 сент. 1892 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем домового храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца П. Г. Ольденбургского, также исполнял обязанности приютского законоучителя. Кроме того, с 1894 по 1900 г. преподавал Закон Божий в приюте вел. кнг. Александры Николаевны, а с 1 окт. 1900 г.- в Громовском детском приюте прп. Сергия. 30 июня 1898 г. получил место 4-го священника новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» в Стеклянном городке (на левом берегу Невы, южнее Александро-Невской лавры). 1 февр. 1912 г. стал настоятелем Скорбященского храма. Был возведен в сан протоиерея. Участвовал в работе многочисленных епархиальных комиссий: был членом попечительства ц. св. мц. царицы Александры при детском приюте вел. кнг. Александры Николаевны (1895-1897), членом комиссии для точного определения границ существующих приходов в С.-Петербурге, казначеем Об-ва владимирцев в столице (с 1903), членом ревизионных комиссий Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви и епархиального миссионерского комитета, следователем 5-го столичного благочиннического округа (с 1907), членом комиссии для подготовки плана и сметы 2-го ДУ епархии, следователем по поводу неправильных метрических записей отдельных приходов епархии, членом комиссии для проверки, исполнения и составления общей ведомости о штатных и нештатных членах причтов епархии, делопроизводителем комиссии по постройке причтового дома при Скорбященской ц. и каменной часовни при ней, членом правления Петроградской ДС (с 1914).

http://pravenc.ru/text/2580214.html

На днях у меня произошла очередная «рабочая» встреча, во время которой мой собеседник – известный и уважаемый в городе человек – неожиданно отвлекся от основной темы и заговорил о ювенальной юстиции. В частности, он сказал, что с детской и подростковой преступностью, по его глубокому убеждению, в настоящий момент никто по-настоящему не борется, что существующие ныне государственные органы для работы с несовершеннолетними правонарушителями абсолютно неэффективны и что введение института ювенальной юстиции в нашей стране стало бы значительным шагом вперед в решении серьезной общественной и государственной проблемы. Этот человек апеллировал к опыту западных специалистов, много лет работающих в этой системе (во Франции ювенальная юстиция действует несколько десятков лет), и утверждал, что по данным зарубежных юристов, ювенальная юстиция «высокоэффективна и гуманна». А затем он задал вопрос, которого я подспудно уже ожидал: «Почему, несмотря на все преимущества ювенальной юстиции, Русская Православная Церковь высказывается категорически против этой «совершенной», на его взгляд, системы правосудия для несовершеннолетних?» Я ответил, что, во-первых, Русская Православная Церковь никогда не заявляла о том, что она «категорически против» ювенальной юстиции. Однако при этом предупреждает, что «реформы судебной системы не должны противоречить базовым ценностям общества». В новой же для России системе правосудия, которую откровенно лоббируют заинтересованные люди, есть немало элементов, несущих серьезную угрозу патриархальному укладу семьи, а, в конечном счете, и самой семье. Я отнюдь не против всего западного, но практика показывает: многое из того, что за последнее десятилетие мы переняли со стороны, не прижилось в России и даже нанесло существенный вред. Складывается такое впечатление, что кто-кто специально «захламляет» страну: народное хозяйство, образование, социальную политики, здравоохранение и вот теперь отечественную юстицию. С одной стороны понятно желание Запада под знаменем демократии мерить всех под одну гребенку, насаждать свои, западные, ценности. Ведь завозимый ими к нам «хлам» используется и ими тоже. С той лишь разницей, что они уже имеют отрицательные результаты собственных ошибок, а мы пока не имеем. И что касается ювенальной юстиции, то мне хорошо известно, что сейчас тамошние юристы уже готовы пересмотреть целый ряд ее пунктов, которые оказались глубоко ошибочными и вредоносными. Это значит, что с введением ювенальных судов, мы столкнемся с теми же проблемами, с которыми сталкивались и сталкиваются западные юристы. Однако в наших условиях, с нашим менталитетом, совершенно отличным от западного, с нашим мировоззрением, наконец, с нашим «отставанием» от западной «демократии» все эти проблемы, уверен, будут куда более масштабными.

http://pravoslavie.ru/36985.html

Небольшой рассказ известного беллетриста, уместившийся в двух осенних номерах «Вестника Европы», раздался звонким заушением Православной Церкви. Смысл рассказа заключается в сравнении современных религиозных идеалов – православных и толстовских. Выводятся представители того и другого религиозного склада и раскрывается безусловное якобы превосходство последних, даже не превосходство, а полная противоположность! представители православия (от лучших пастырей и академических профессоров до простолюдинов) это сыны тьмы по Лескову, а последователи толстовского учения – сыны света, исполненные любви и самоотвержения ученики евангелия (разумеется в толстовской переделке). Значение повести заключается в том, что автор сопоставляет оба мировоззрения не с научно-теоретической стороны, но в их жизненном воплощении, и притом в лицах, не вымышленных, но действительных: его рассказ вращается около известнейшего деятеля Православной Церкви, на которого с благоговейной любовью взирает весь русский народ и верующая часть общества. Содержание повести заключается в том, что автор от нечего делать поехал из Петербурга в тот город, где живёт означенный деятель Церкви и остановился в гостинице, устроенной для богомольцев, которую он называет «Ажидацией», от слова ожидать , т. е. свидания с тем духовным лицом. Одна часть рассказа состоит в описании гостиницы, а другая большая – в передаче слышанного автором через стену разговора из соседнего ему номера. Характер странноприимного учреждения, или ажидации, по автору – весьма неблаговидный. Заведующие гостиницей женщины самыми низкими средствами стараются выведать от приезжих их характер и обстоятельства жизни, чтобы затем всё это передать духовному лицу и дать ему возможность разыграть роль пророка и сердцеведца, а с простодушных поклонников сорвать побольше денег. Впрочем, люди-то приезжают к этому человеку самые ничтожные: то промотавшийся пьяница с целью наживы, то развратная купчиха, надеющаяся через небесную помощь приговорить себе любовника, отказывавшегося от привольной богатой жизни во имя высших толстовских принципов.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ни одно решение не было принято за последние годы по указанию светской власти 27 июля. ПРАВМИР. 26 июля 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм святого равноапостольного князя Владимира в Московском епархиальном доме и совершил Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Дмитриевич, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе! Ваше Высокопреподобие, отец Владимир, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета! Дорогие отцы, высокие представители общественности, благодетели, преподаватели, профессора, студенты — всех вас сердечно поздравляю с действительно историческим событием. Дело не только в том, что в городе Москве возрожден к жизни еще один замечательный храм, причем посвященный князю Владимиру, — в год 1000-летия со дня его преставления. И не только в том, что приведено в порядок и благоустроено историческое здание, которое некогда было украшением Москвы и несомненно явится украшением и современной нашей столицы, — но еще и в том, что в сегодняшнем событии действительно соединяются многие смыслы. Тот факт, что именно здесь проходило большинство заседаний Поместного Собора 1917-1918 гг., — это не просто часть истории. Такие события всегда создают особую духовную атмосферу. И как замечательно, что именно в этом здании Господь сподобил разместить основные помещения Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета! Собор 1917-1918 годов стал особым событием в истории нашей Церкви, — прежде всего потому, что Собор начертал новые контуры, предложил некое новое видение отношений Церкви с миром. Этим новым отношениям, в основу которых была положена миссия, следовало обеспечить внутрицерковную поддержку. Нужно было изменить структуру управления Церковью — именно Поместный Собор в 1918 году учредил так называемые митрополичьи округа, с тем чтобы увеличить количество епархий и сделать более эффективной работу Церкви на местах. Собор также восхотел, чтобы интеллектуальный потенциал мирян, которые уже тогда играли в Церкви важную роль, был востребован, в том числе, на уровне общецерковного руководства, — и был создан Высший Церковный Совет. Постановления Собора, в том числе касающиеся приходской жизни, вплоть до проектов приходских уставов, — всего не перечислить, — были направлены не на реформирование Церкви в угоду тогдашним философским, мировоззренческим и политическим веяниям, но в первую очередь на то, чтобы Церковь сумела новым языком, посредством новых сил обратиться к людям. Именно в этом заключалась главная цель — чтобы вера обновилась и вместе с тем укрепилась в культуре нашего народа, в его повседневных деяниях.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-tserko...

Новости Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах 17.02.2009 11:05 Москва, 17 февраля, Благовест-инфо. «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», -- с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, -- «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 2) 7 июня, 2005. Протоиерей Максим Козлов Почему Пасха – самый главный праздник? Почему на Рождество ставят елки? Можно ли читать детективные романы? Можно ли читать фантастику? Можно ли рассказывать анекдоты? Есть ли у животных душа? Если есть, то куда она попадает после смерти? Можно ли верить снам? Почему еще не изобрели эликсир бессмертия? Почему Пасха – самый главный праздник? Потому что Пасха – Воскресение Христово . Это – действительная основа нашей веры. Какие бы мы поклоны ни клали, как бы ни молились, какие бы добрые дела ни делали, но, если бы не было Воскресения Христова, мы бы ничем не отличались от людей хороших, но не верующих. Ведь много вокруг нас людей, которые по мировоззрению атеисты или близкие к ним, но которые, бывает, ведут себя нравственно и живут порой лучше, чем мы живем. Но у них нет того, на чем основать вот эту свою добрую внешне жизнь. Мы живем, потому что знаем: будем Христовыми и воскреснем со Христом. А они делают добрые дела по характеру хорошему, по инерции, по воспитанию, а основания нет, а у нас есть: Воскресение Христово – основа всей нашей жизни. Почему на Рождество ставят елки? Елки на Рождество в России стали ставить поздно, во времена императора Петра I. Но думается, что в этом обычае нет ничего противного для христианства православного, потому что елка исполнена жизни, зелени, свежести; в зимнюю мертвую пору – единственное, пожалуй, такое дерево в наших пределах, и оно как бы символически указывает нам, что такое Рождество Христово. Тоже, как вот эта жизнь, пробивающаяся сквозь холод и снег, продолжает существовать там, где уже ни сил, ни надежды, ни тепла никакого нет, а вот елочка живет. Так же и Христос родился среди холода, равнодушия, злобы – равнодушия такого, что даже не нашлось Ему места, кроме пещеры темной, для рождения, но Он родился и принес жизнь и радость спасительную всем нам. Елочка – образ этой радости. Восьмое марта – день женщин? Что это за праздник и подходящ ли он для православного человека?

http://pravmir.ru/otvety-na-voprosy-dete...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010