Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 3 октября 2004 года 7 червня 2008 р. 08:00 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить [нас] познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. (2 Кор. 4, 5-6) Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства — возлюбленные о Господе собратья архипастыри, участники настоящего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви! Прошло четыре года со времени Юбилейного Архиерейского Собора, состоявшегося в 2000 году, когда мы стояли на рубеже времен, вступая в новый век и новое тысячелетие. Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова стало событием в жизни каждого человека, вехой в истории всего человечества и его духовной путеводительницы — Святой Церкви Божией. Всякая юбилейная дата располагает к размышлению и осмыслению прошедшего периода, подведению его итогов, а рубеж столетий, и тем более тысячелетий, особенно. Во всех странах христианского мира ушедшее столетие было временем дальнейшего отступления от христианства и наступления на христианство, временем торжества секуляризма. Безрелигиозное мировоззрение объявляло христианские истины несостоятельными с точки зрения науки; психология рассматривала веру как патологическую форму сознания; социальные учения объясняли деятельность Церкви исключительно утилитарными, земными целями. Религию часто обвиняли в невежестве, в том, что она паразитирует на необразованности и бедности людей, а потому должна отмереть в ходе научного прогресса и всеобщего повышения уровня жизни. Однако только в России и других странах, где воцарился государственный атеизм, христиане столкнулись с сатанинской ненавистью антихристианских сил лицом к лицу. Для Русской Церкви минувшее столетие стало временем испытания твердости веры, сравнимого только с преследованием христиан в Римской империи, а по масштабу гонений во много раз его превосходящего.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

Епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл: Казак — вольный человек, подчинивший свою свободу Богу 16 июля, 2012. Новостная служба В настоящее время немало есть людей, которые не просто атеисты, что неудивительно после советского периода, но уклоняются в расколы от Православной Церкви и в язычество. И они при этом, несмотря на 500-600 лет неразрывной связи казачества с Русской Православной Церковью, смеют называть себя казаками. 16-17 августа 2011 года в Ставрополе состоялась I Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие — духовно-нравственный стержень казачьего мировоззрения», организованная Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством совместно со Ставропольской и Невиномысской епархией и Терским войсковым казачьим обществом. Доклад председателя Синодального комитета епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Именно в плодотворном взаимодействии Церкви и казачества закладывается сегодня фундамент здоровой духовной жизни каждого казака и всего казачества в целом. Возрождение казачества идет на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Безусловно, начало этому процессу положила инициатива Патриарха Кирилла взять казачество под свой омофор, под свое «духовное водительство» — эти слова, сказанные Предстоятелем в Новочеркасске в 2009 году, глубоко запали в сердца казаков, где бы они ни жили: в России, в бывших республиках Советского Союза или в странах дальнего зарубежья, где они оказались по промыслу Божиему. Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества. В истории казачества было много чудес. Чудо — это когда Бог Свою силу и Свою энергию соединяет с человеческой силой и человеческой энергией, когда Свою Божественную волю по свободной воле человека соединяет с человеческими деяниями. Тогда умножаются силы и совершаются великие дела.

http://pravmir.ru/episkop-stavropolskij-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда пойдет Россия? Рождественские чтения - 2009: взгляд одного из участников 18.03.2009 442 Время на чтение 51 минут Среди различных проблем современного православного образования необходимой, но конечно, не достаточной является разработка проблемы взаимоотношения христианства и науки и особенно потому, что современное образование в школах и высших учебных заведениях полностью основано на атеистическом мировоззрении. Сегодня РПЦ стремится ввести в школы предмет " Основы православной культуры (ОПК) " . Однако все остальные предметы школьной программы (физика, биология и др.), несомненно влияющие на формирование мировоззрения учащихся, сегодня основаны, как уже сказано, на проповеди атеизма, что отражает реальную позицию министерства образования, академии наук и академии образования, упорно насаждающих западное мировоззрение, хотя с трибуны их руководители говорят иное. Поэтому то важнейшей проблемой православного образования является разработка основ православного познания мира как возрастания разума в пределах веры, но отнюдь не как ограничения веры в пределах рационализированного рассудка. Рождественские чтения 2009 года начались с торжественного Патриаршего богослужения в Храме Христа Спасителя, во время которого Святейший Патриарх Кирилл произнес в праздник Сретения Господня, проповедь, произведшую на многих сильное впечатление. " Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий... " (Лк.2. 34), - и до сего дня эти пререкания не прекращаются, поскольку явление Христа в мир не понятно рационализированному рассудку. И Святейший, как многие обратили внимание, сделал акцент на том, что заботой Церкви является спасение людей, а не решение социальных проблем, и что не все понимают этой простой истины. Действительно, жизнь Церкви не может быть понята с позиций мирского сознания, мирской власти, поскольку Церковь - это тело Христово, а не " цивилизационный, общественный и политический проект " , поскольку одно исключает другое.

http://ruskline.ru/analitika/2009/03/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Православная Россия в условиях современных геополитических вызовов» Опубликована программа Международной научно-практической конференции, которая пройдет в Петербурге 21 февраля 18.02.2015 336 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , 21 февраля Санкт-Петербургская общественная организация «Собор православной интеллигенции», «Императорский Александровский лицей», информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» проводят Международную научно-практическую конференцию на тему: «Православная Россия в условиях современных геополитических вызовов». Цель конференции – в свете современных геополитических вызовов – осмысление духовных факторов, которые должны обеспечить российскому народу уверенность в своих силах, создать условия для его самостоятельного, самодержавного роста и развития, базирующегося на традиционных ценностях, приемлемых для нашего народа». Место и время проведения конференции: Александровский Императорский лицей, Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, д. 21, аудитория 213. Начало регистрации в 10:30. Программа конференции I часть (11:00 – 14:00) Приветственное слово участникам конференции. Председатель совета СПИ священник Алексий Мороз, директор Александровского Императорского лицея В.И.Кочетков, руководитель РНЛ А.Д.Степанов. 1. О духовном выборе России в условиях современного мира. – Швечиков А.Н. (д.ф.н., профессор). 2. Кризис доверия как проявление духовно-нравственного кризиса в обществе и условия выхода из него. – Семёнов В.Е. (д.п.н., профессор, заслуженный деятель науки России). 3. Антикультура и антицерковь в современном мире. – священник Алексий Мороз (гранд доктор психологии, профессор богословия, к.п.н.). 4. СНИЛС и электронный паспорт как аналоги апокалиптического начертания. – Филимонов В.П. (писатель-агиограф, публицист). 5. Святые братья в контексте современного русского мира (к 1000-летию преставления страстотерпцев Бориса и Глеба). – Коняев Н.М. (писатель, секретарь СПР). 6. Мировоззрение и политика в современной России. – Казин А.Л. (д.ф.н., профессор).

http://ruskline.ru/news_rl/2015/02/18/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые Руси и вселенскость Православия Призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства 20.02.2023 1325 Время на чтение 11 минут Фото: из открытых источников «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» (Лк. 13:29) Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта «Русская народная линия», недавно написал очень интересную статью «Нерусские русские». Ровно 30 лет назад мы написали похожую статью (она была опубликована в ряде англоязычных православных изданий того времени), русский перевод которой предлагаем ниже. Анатолий Степанов призывает к имперскому, многонациональному мировоззрению в Церкви, ибо националисты – враги Церкви, как видно из нынешней ситуации на Украине. В самом сердце российской столицы стоит величественный собор Покрова Пресвятой Богородицы, известный многим как храм Василия Блаженного, которому в нём посвящён придел. Возвышающийся на Красной площади собор стал для современного мира своеобразным символом России, вечной России. По Божиему промыслу, так и должно быть, ибо эта церковь не является, как многие ошибочно думают, памятником с фантастическим или экзотическим убранством. Правда в том, что ее архитектура символически и сакраментально знаменует призвание России – собрать народы земли в спасительное лоно Православного христианства. Митрополит Антоний (Храповицкий) в своем слове 1909 года назвал его «храм Славы и храм скорби». «Множество куполов возглавляют ту церковь: есть там купол мавританский, есть индийский, есть очертания византийские, есть и китайские, а посредине высится над всеми ними купол русский, объединяющий всё здание». Символика ясна: все великие мировые цивилизации объединены вокруг Православия. Миссия и призвание России, самая цель ее существования, ее Богом данное предназначение – собрать воедино народы мира (каждый со своей индивидуальностью, своеобразием и культурой) в Церкви Христовой. Многообразие и единство Церкви есть отражение Пресвятой Троицы – трёх лиц, составляющих одно Божественное существо; множество народов и культур, объединённых единой верою в единой Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/20/sv...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сегодня перед нами стоит угроза существования самой Руси» Иерей Алексий Мороз о важности предстоящей конференции «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного» 18.09.2015 1979 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , 19 сентября в Санкт-Петербурге состоится Межрегиональная научно-практическая конференция «500-летие кончины преподобного Иосифа Волоцкого. Наследие и заветы преподобного». О предстоящей конференции рассуждает в интервью «Русской народной линии» один из организаторов форума, председатель Собора православной интеллигенции, кандидат педагогических наук иерей Алексий Мороз : Конференция, посвящённая пятисотлетию со дня преставления великого русского святого преподобного Иосифа Волоцкого, имеет огромное значение для нашей современности. Казалось бы, преподобный Иосиф жил пятьсот лет назад, и за это время столько произошло, столько случилось, и люди изменились. Почему же актуально для нас время и актуальны во многом его труды? Дело в том, что преподобный Иосиф Волоцкий выступил как борец против всех ересей, против всех, кто разрушал саму суть русского народа, кто разрушал суть Русской Православной Церкви. Известно, что именно во время жития преподобного Иосифа по Руси распространилась ересь жидовствующих. Ересь жидовствующих была направлена на то, чтобы разрушить само христианство, само Православие и изменить само мировоззрение русского человека, оторвать его от Православной веры и направить его к оккультизму, к магии, к астрологии, к чернокнижничеству. И тем она была привлекательна для людей того времени, что она обещала человеку великие дары: дары экстрасенсорики, дары магического воздействия на окружающий мир, предсказания будущего. Оно не составляло ересь жидовствующих в собственном смысле какого-то послания, учения. Оно являлось комплексом всех древних ересей злохитрого дьявола, направленных на разрушение христианства. Вот тот же самый дьявол, который в раю прельстил Адама и Еву, пообещав им знания, что они станут как боги, вот тот же злохитрый дьявол и через ересь жидовствующих обещал людям тайное знание, прикладную магию, которую могут они использовать в этой жизни. Великий блуд, мужеложество, разного рода извращения были приплетены к этой ереси. И самое страшное, что она не носила явного характера.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/09/18/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Уроки монаха Андроника Памяти А.Ф. Лосева († 24.05.1988) 29.05.2015 1160 Время на чтение 8 минут Из неопубликованной книги «Алексей Лосев и разгадка двадцатого века» 18 октября 1993 года к четырём часам пополудни небольшая старинная церковь в центре Москвы еле вмещала участников Международной научной конференции к столетию со дня рождения А.Ф. Лосева. В распорядке дня, предшествовавшего её официальному открытию, значилось: «Молебен и панихида в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках». Ничего необычного этот пункт не предвещал: почитание по канонам Православной Церкви памяти ушедших уже воспринималось в кругах гуманитариев как восстановленная традиция. И всё же встреча с необычным произошла: храмовое действо началось с оглашения тайного монашеского пострига Алексея Фёдоровича и его супруги Валентины Михайловны, принятого ими более шестидесяти лет тому назад. Думается, каждый из присутствующих (хотя я и сужу лишь по себе) почувствовал в эти минуты приобщение к чему-то неведомому, бесконечно далёкому от суетных дел и в то же время предельно реальному. Всё, что было известно до этого о жизни и творчестве Алексея Лосева, включая свидетельства людей, близко знавших его, предстало в совершенно новом свете, обрело значимость необходимых обществу уроков, когда Россия, вовлекаемая в водоворот гибельных событий, начала искать спасение в православной вере. Сам Лосев как православный мыслитель, войдя в русло самобытной русской философии с её святоотеческими корнями, выбрал для себя путь восхождения к Истине особенно трудный, поскольку следовать по нему пришлось в мрачные годы богоотрицания. Это была жизнь (по его же выражению) «слабой философской индивидуальности, затерявшейся в необъятном море коммунизма, но мыслившей самостоятельно», внешне, конечно, мало напоминавшая классические жития православных святых. Лосев-учёный поставил предельно ясную цель - радикально сменить основы научного мировоззрения. Нынешнее - результат развития протестантского мировосприятия - должно было уступить место научному мировоззрению на православной основе.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/29/...

Закрыть Об опасности ереси «православного» эволюционизма 23.01.2020 4633 Время на чтение 10 минут Поразительно с какой необдуманной лёгкостью в последнее время некоторые, даже уважаемые в Церкви, православные авторитеты заявляют о якобы богословской нейтральности, а следовательно - приемлемости для нашего мировоззрения эволюционизма. Активная секулярно-сциентисткая проповедь части церковных деятелей (с припиской «просвещённых») в последнее время привела к тому, что даже противники эволюционизма сдаются под этим новомодным натиском и начинают заявлять, что мол хоть эволюционизм и является несостоятельным, но всё же точно так же приемлем (!) для богословия, как и креационизм (проф. А.И.Осипов). Это как-то переполняет чашу терпения и вызывает некий праведный гнев, поскольку уже неоднократно была обстоятельно обоснована и доказана логическая и догматическая несостоятельность и еретическая ложность т.н. «православного эволюционизма». Речь идёт именно о мировоззрении , а не о «научной ТЭ». Лезть в науку с желанием реформировать её теории для верующих – дело пустое и нецелесообразное. Нам не должно быть дела до фантасмагорий, порождаемых безбожными учёными в своих кабинетах. Чем бы дитя, так сказать, ни тешилось, лишь бы термоядерные заряды не взрывало. Для нас актуальны только вероучительные тенденции, порождаемые церковными наукопоклонниками на их основе. Их правильность или зловредность. Только приносимые в Церковь её же чадами новые идеи, пожатые ими где угодно – в науке или других областях «мира сего» - внедряемые в истинное православное миропонимание с целью его реформации, должны привлекать наше внимание и анализироваться. Атеистические же научные теории, являясь заведомо ложными уже по причине своей атеистичности, не должны отнимать наше время по причине известного нам закона: любые идеи нашего мира, приводящие к выводу об отсутствии Творца (исповедующие всякое «самозарождение жизни» и т.п.), всегда питают свои истоки из тёмной области отца лжи, имеющего цель любыми лукавыми способами отвести человеческий разум от Бога. " Не может дерево доброе приносить плоды худые. И не собирают с репейника смокв.»

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/23/...

Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Перевод с грузинского: Православие.Ru Конституционное соглашение между грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью Грузинское государство (далее Государство), представленное Президентом Грузии, и Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь (далее Церковь), представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии, заключают конституционное соглашение. - Грузия восстановила свое историческое место в цивилизованном мире как независимое и демократическое государство. - Грузинская Автокефальная Православная Церковь представляет собой апостольский престол и неотделимую часть Вселенской Православной Церкви. Она автокефальна с V века и ее духовно-административным центром и кафедрой является Мцхета, патриаршие кафедры также в Тбилиси и Пицунде; - Православие, одно из традиционных вероисповеданий Европы, исторически было в Грузии государственной религией, которая сформировала многовековую грузинскую культуру, национальное мировоззрение и ценности; Подавляющее большинство населения Грузии – православные христиане; - Конституция Грузии признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории страны и ее независимость от государства. В соответствии со статьей 9 Конституции Грузии Грузинское государство (далее Государство), представленное Президентом Грузии, и Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь (далее Церковь), представленная Католикосом-Патриархом всея Грузии, заключают конституционное соглашение (далее соглашение): Статья 1 1. Государство и Церковь подтверждают свою готовность сотрудничать, с учетом принципа взаимной независимости, на благо населения страны. 2. Государство и Церковь имеют право заключать соглашения в различных сферах совместных интересов, с целью реализации которых сторонами принимаются соответствующие акты.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Предисловие Отец Серафим († 1982), в отличие от владыки Аверкия († 1976), рожден был в обществе, культура которого не основана на вневременном православном мировоззрении, рожден был вне того, что сам называл «спасительной оградой церковной». Он пришел к Православной вере в молодом возрасте, но не остановился на этом, а продолжал до конца земной жизни пополнять и совершенствовать свой опыт постижения Христова учения. Постигая мудрость святых Отцов Церкви, стараясь жить и чувствовать, как они, он обрел их разум и стал истинным сосудом святоотеческой духовности в современном мире. Ему удалось это не только благодаря своему умению отличать истинное от ложного, настоящее от искусственного, но также и благодаря уважению и любви к тем редким в наше время людям, которые хранят и передают дух и величие православной святости. Понимая, как позиция «я знаю лучше» мешает людям постигать дух православной веры, он относился к наставникам своим, как верный сын к отцу, никогда не ставя свое мнение выше, чем их живое свидетельство христианской истины. Когда один такой носитель духа Православия, архиепископ Аверкий, подвергся нападкам некоего молодого священника с законническим, книжным мышлением, заявившем, что владыка Аверкий «недостаточно православный», отец Серафим в печати выступил в защиту Владыки, которого почитал духовным светочем и одним из величайших учителей Православия современности. В архиепископе Аверкии отец Серафим видел пример совершенной преданности Церкви Христовой, из его писаний он постиг, что Православие – это нечто большее, чем правильная вера, это преобразующая сила, способная обновить тех, кто истинно ищет Христа во время всеобщего отступничества. И он, и его учитель, посвятили свои жизни тому, чтобы познакомить с этой силой мир, бредущий во тьме, людей, которым не было явлено во всей полноте откровение Христово. Данная книга – плод их совместных трудов. Замечательно, что этот труд, современным связующим звеном которого с древней христианской традицией является архиепископ Аверкий, представлен миру отцом Серафимом, новым носителем древней традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010