Закрыть itemscope itemtype="" > Знамение времени «Полунощники». Повесть Н. Лескова 16.06.2022 2334 Время на чтение 8 минут В связи с недавним 190-летием известного русского писателя Николая Семеновича Лескова (1831 - 1895) публикуем статью о нем 1892 года (впервые опубликована: Богословский Вестник. – 1892.– Т. 1.– С. 415–419) одного из выдающихся русских архипастырей, митрополита Антония (Храповицкого) (1863–1936) в бытность его еще архимандритом, ректором Московской духовной академии. Ко времени написания статьи уже сформировались его богословские взгляды, он был достаточно тесно знаком со святым праведным отцом Иоанном Кронштадтским. Н.С. Лесков завершил написание своей повести «Полунощники» осенью 1890 г., которая была напечатана в последних двух книгах либерального «Вестника Европы» за 1891 г. Это был пасквиль на св. прав. о. Иоанна Кронштадтского. О духе этого произведения можно судить по его кощунственной лексике. Глумление Н. С. Лескова над дарами о. Иоанна, видно и в письмах писателя к Л. Н. Толстому. «Полунощники» многократно переиздавались. Так, уже через год после журнальной публикации они были включены в одиннадцатый том Собрания сочинений Н.С. Лескова. В последнем «советском» (М., 1989) двенадцатитомном Собрании сочинений Н.  С.   Лескова (т. X I ), эта повесть вышла тиражом 1 700 000 экземпляров.   Ложное изображение Всероссийского пастыря в повести Н.С. Лескова «Полунощники» и послужило одной из причин появления критической статьи  в богословском журнале. Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том III . – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1911. – С. 388–392). Курсив в тексте – авторский. Цитаты, ссылки и сокращения оставлены без изменений. Постраничные ссылки заменены концевыми. +   +   + Небольшой рассказ известного беллетриста, уместившийся в двух осенних номерах «Вестника Европы», раздался звонким заушением Православной Церкви. Смысл рассказа заключается в сравнении современных религиозных идеалов – православных и толстовских. Выводятся представители того и другого религиозного склада и раскрывается безусловное якобы превосходство последних, даже не превосходство, а полная противоположность! Представители православия (от лучших пастырей и академических профессоров до простолюдинов) это сыны тьмы, по Лескову, а последователи толстовского учения – сыны света, исполненные любви и самоотвержения, ученики евангелия (разумеется в толстовской переделке). Значение повести заключается в том, что автор сопоставляет оба мировоззрения не с научно-теоретической стороны, но в их жизненном воплощении, и притом в лицах, не вымышленных, но действительных: его рассказ вращается около известнейшего деятеля Православной Церкви, на которого с благоговейною любовью взирает весь русский народ и верующая часть общества.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/10/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Коммерческо-религиозный проект священника Владимира Головина Доклад протоиерея Александра Новопашина в Патриаршем зале Храма Христа Спасителя на секции: " Сектантское мировоззрение: подмена ценностей и манипуляция " во время Международных Образовательных Рождественских Чтений в Москве 2018. 25.01.2018 3706 Время на чтение 15 минут Сегодня снова приходиться констатировать, что наша Церковь (церковная общественность, верующие люди) стоит перед очень серьезной, опаснейшей проблемой, именуемой псевдостарчеством или лжедуховничеством. То там, то тут появляются разного рода «старцы», «духовные учителя», «прозорливцы», «особо благодатные батюшки», чье якобы «сильное» и «духовное» служение быстро обрастает множеством последователей, послушников и т. д. Удивляет, в первую очередь, та скорость, с которой формируются (если так можно сказать) эти старцы и чудотворцы. Речь не идёт об аскетическом и молитвенном подвиге (длинною в целую жизнь), о которых нам известно на примерах жизни прп. Сергия Радонежского, прп. Серафима Саровского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и других истинных наставников Православной веры. Все проще: пошел слух о старце-прозорливце или " благодатном батюшке " (который предлагает «читать» Неусыпающую Псалтырь или некую многомиллионную «молитву по соглашению»), и вот самые простые люди (подчас не знающие основ православной веры, не говоря уже о догматическом учении или истории Церкви) легко клюют на «елейную» рекламу-приманку и образуют вокруг такого рода учителя буквально тоталитарную секту. В интернете создаются «официальные сайты» (в социальных сетях появляются многочисленные «официальные группы») этих «благодатных» батюшек-чудотворцев, о них снимаются рекламные ролики (в которых почти всегда присутствуют просьбы о пожертвовании на «миссионерские» проекты и «благотворительные» фонды). Последнее время все большее внимание обращает на себя деятельность протоиерея Владимира Головина из г. Болгар (Татарстан), которого активно раскручивают (а другого слова не подобрать) в интернете и околоцерковной среде.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/25/k...

Закрыть itemscope itemtype="" > Насилие в семье: кто виноват и что делать? 07.06.2016 759 Время на чтение 11 минут О главных причинах семейного насилия и возможных путях решения этой сложной проблемы мы побеседовали с протоиереем Андреем Лоргусом, клириком храма Святителя Николая на Трех Горах, практикующим психологом, ректором Института христианской психологии. - Отец Андрей, в последнее время в СМИ очень часто поднимается тема насилия в семье. Приводится такая статистика: ежегодно около 15 тысяч женщин погибают от рук супругов или сожителей. Насколько часто к Вам как священнику и психологу обращаются с такой проблемой? Актуальна ли эта проблема для православных семей? - Статистика действительно существует, она опубликована, и она страшная. Чем больше мы в эту статистику по- гружаемся, тем больше видим, что преступлений совершается слишком много, чтобы мы могли оставаться спокойными. Больше всего от преступлений в семье страдают женщины и дети. В православных семьях, конечно, насилия меньше, но этот вопрос никто не исследовал: статистика МВД не включает в себя опрос по поводу мировоззрения или религии. Как психолог и священник я могу сказать, что по поводу насилия действительно обращаются и женщины, и дети, и даже мужчины. - В чем главная причина семейного насилия? Отчего мужчина и женщина, которые при заключении своего брака, надо полагать, надеялись на долгие годы счастья, любви, мира и согласия, вдруг доходят до ситуации рукоприкладства? - Любое насилие - это признак семейного кризиса, проявление острого дисфункционального расстройства отношений. Насилие не возникает вдруг. Это всегда признак того, что семейная пара уже давно живет в кризисе. Почему этот кризис происходит? Потому что люди в браке ожидают противоположного. Иными словами, они не получают в браке того, чего бы хотели, ради чего они его заключали. Ведь в брак людей толкают очень разные мотивации, и когда эти мотивации не реализуются, то начинается напряжение. Напряжение ведет семью к кризису, и в момент кризиса может начаться насилие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Ильминский: новый этап православной миссии в России Доклад на региональных Рождественских чтениях «Развитие миссионерства среди кряшен на современном этапе» (г. Заинск, Республика Татарстан, 8.12.2015 г.) 29.02.2016 862 Время на чтение 6 минут С именем и беззаветным служением Николая Ивановича Ильминского (1822-1891) делу духовного просвещения и воспитания инородческого населения Российской империи связаны самые, пожалуй, примечательные страницы этнической истории кряшен. Вопреки установившемуся в промусульманской националистической литературе стереотипу миссионера-насильника Н.И.Ильминский ни в помыслах, ни в практической деятельности никогда не был сторонником духовного принуждения, тем более насильственного крещения кого бы то ни было. В одном из своих писем по этому поводу он высказался так: «Я здесь под миссионерством разумею не прямое обращение в православие и крещение инородцев, но постепенное и искреннее сообщение и внушение им христианской нравственности и христианского мировоззрения». В одном из прежних выступлений я озвучил мысль о том, что появление Н.И.Ильминского на поприще просвещения российских инородцев следует рассматривать как непосредственный вызов эпохи. К тому времени средневековое миссионерство изжило себя, но продолжало действовать прежними методами. Миссионеры пытались изменить миросозерцание нерусских народов, не имевших ни малейшего представления о христианстве и не воспринимавших толкований новой для них веры на чужом языке, посредством административного, сугубо волевого приведения их к послушанию и покорности. Но ни посулы, ни принуждение не давали желаемых результатов. Наоборот, зачастую вызывали противодействие. Ситуация требовала иного подхода. В ещё большей степени необходимость пересмотра миссионерского дела диктовалась преобразованиями российского общества, связанных с отменой крепостного права, судебной реформой, образованием земств и отменой религиозных ограничений. В этих условиях крещение и пребывание в православии могло осуществляться исключительно на добровольных началах. Н.И.Ильминскому удалось раньше других распознать новые веяния и адекватно ответить на них. Не случайно известный его современник К.П.Победоносцев утверждал, что с Ильминского «началась, можно сказать, новая эпоха миссионерства».

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > О возрождении манихейской ереси в эволюционистском богословии протоиерея Александра Меня 28.12.2015 3024 Время на чтение 34 минут - Для меня религиозное мировоззрение как-то иначе не мыслится, чем в плане эволюции. Протоиерей Александр Мень ]. Вот ведь в чем дело, отец Александр. Теперь ясно... какие силы являются для Вас темными, а какие светлыми. Тьма для Вас, отец Александр, это традиционное русское святоотеческое Православие во всех его зрелых формах, каких оно достигло в процессе своего исторического развития. Митрополит Антоний (Мельников) От редакции. Начинаем публикацию серии статей, которые будут положены в основу новой книги протоиерея Константина Буфеева «ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ и модернистское богословие». Эта книга задумана автором как продолжение его монографии «ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СОТВОРЕНИИ и теория эволюции» , изданной в 2014 году и получивший гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви ИС 14-324-2902». 1. Историческая преамбула Протоиерей Александр Мень - одна из самых заметных в России церковных фигур второй половины XX века. Популярность его была обусловлена тем исключительным статусом, который он получил в СССР . Отец Александр имел личную поддержку на Западе, был непосредственно связан с диссидентским движением и зарубежными СМИ. Он неоднократно печатался в Брюсселе и Париже и в результате оказался достаточно известным общественно-церковным деятелем. Процветание этого «опального протоиерея» проходило в период господства государственного атеизма, когда большинство других священнослужителей не имели возможности ни публиковать свои богословские труды, ни даже открыто проповедовать Слово Божье с амвона. Эта сфера находилась под строгим контролем уполномоченных по делам религии (порой, что греха таить, действовавших через церковно-иерархическую структуру). Январский номер Журнала Московской Патриархии 2015 г. увенчан статьёй с красноречивым заголовком: «Год памяти протоиерея Александра Меня» с. 94]. Сегодня много говорят о его «миссионерских» и «просветительских» делах. Всем известно о его страшной кровавой кончине. К сожалению ни в одном официальном православном издании не было представлено материалов, посвящённых рассмотрению догматической позиции «гонимого» священника.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: " Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи " (Сергиев Посад, 19.09.09) 24.09.2009 483 Время на чтение 9 минут Дорогие собратия архипастыри! Уважаемые руководители органов государственной власти! Всечестные отцы, братия и сестры! Участники Образовательных Чтений! Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе. Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что " без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся " существователями " . Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, " единое на потребу " - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, " пищу нетленную " , пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27) Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слово на Всероссийской конференции " Национальная сфера ответственности: власть, Церковь, бизнес, общество - против наркотиков " 24.11.2005 400 Время на чтение 4 минуты Многоуважаемые Георгий Сергеевич, Виктор Васильевич, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители власти и предпринимательского сообщества, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Искренне рад приветствовать всех собравшихся в этом зале для обсуждения вопросов, связанных с одной из острейших проблем современности - противодействия распространению наркомании. Очевидно, что сей тяжкий недуг, поразивший многих из наших сограждан, имеет не только социальные, экономические, но и духовные корни. Христианство утверждает, что болезнь и смерть являются прямым следствием человеческого эгоцентризма, определяемого в православной традиции термином " грех " , который по сути своей есть нарушение Божественной воли. Соответственно, исцеление человека это возвращение его к тому от чего он отпал: к целостности всех сил души - воли, рассудка и чувств, к согласованности в их едином устремлении к Богу. Здоровый образ жизни - норма для православной традиции, т.к. верующий человек сознает, что его тело - это храм Божий, в котором живет Святой Дух (1 Кор. 3,16), как об этом пишет апостол Павел, и христианин призван соблюдать свое тело в чистоте нравственной и физической. Ограничивая заботу о теле самым необходимым, т.е. не превращая это попечение в похоти (Рим. 13, 14), упражняясь в телесных подвигах, он укрепляет волю и собирает силы души воедино, устремляя их к источнику всех благ, к Богу. Напротив, культ удовольствий, эгоцентризм, устремление всех сил человека исключительно к достижению материальных благ неминуемо приводит к различным искажениям человеческой природы (именуемых на медицинском языке болезнями), а в конечном итоге к постепенному разрушению личности. Всем нам суждено жить в эпоху постиндустриального, информационного общества, когда различные мировоззрения и идеологии сталкиваются на одном пространстве, ставя человека перед необходимостью собственной социальной, культурной и национальной самоидентификации.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Церковь находится в сложной ситуации» Из-за сокращения потока прихожан и пожертвований необходимо организовать помощь священникам 23.04.2020 15458 В Русской Православной Церкви поддерживают инициативу финансово помогать священникам, поскольку в Церкви сложилась сложная ситуация из-за сокращения потока прихожан и пожертвований, заявил в пятницу председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, сообщает РИА Новости. «Во многих храмах прихожане сами предложили священнику, чтобы он сказал номер своей или приходской (банковской - РНЛ) карты. Они перечисляют (деньги – РНЛ), чтобы поддержать духовенство своего храма. Мне кажется, это правильно, по-христиански», - сказал В. Легойда на онлайн-конференции проекта «Религия и мировоззрение» в МИА «Россия сегодня». Он отметил, что священник и его семья живут «исходя из того, что мы жертвуем на поддержание прихода». «Тяжелая экономическая ситуация сказывается и на храмах. Естественно, в епархиях об этом думают и собираются поддерживать приходы, которые испытывают наибольшие сложности. Общецерковный бюджет тоже складывается из пожертвований. Поэтому Церковь находится в сложной ситуации», - подытожил представитель Русской Церкви. 11 апреля Московская Патриархия по требованию главного санитарного врача столицы предписала духовенству Москвы и Московской области с 13 по 19 апреля проводить богослужения без участия прихожан. После этого подобные меры были введены во многих епархиях Русской Православной Церкви. 19 апреля православные христиане отмечают праздник Воскресения Христова, или Пасху. Православные пастыри держат оборону вопреки всему, в том числе тому, что безбожники именуют «здравым смыслом». Ещё недавно мифы о «попах на мерседесах» могли восприниматься всерьёз, но сейчас мы видим, что те же самые попы продолжают совершать богослужения, не только не страшась коронавируса, но в буквальном смысле бескорыстно, а нередко и себе в убыток. Именно об этом верующим напомнил учредитель телеканала «Царьград» Константин Малофеев, призвавший православных христиан помочь своим храмам в эти дни, сообщает « Царьград ».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/23/ce...

Закрыть «Идет война. Время эзопова языка ушло» Александр Щипков о неолиберальном обществе Запада, миграционной политике и о покинувших Россию после начала СВО 08.11.2022 627 Время на чтение 6 минут Фото: из свободных источников Интернета Первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова, заместитель главы Всемирного русского народного собора политический философ Александр Владимирович Щипков в интервью телеканалу «Россия 24» завил, что «идет война. Время эзопова языка ушло. Наступило время прямого высказывания», передает Патриархия.ru. Отвечая на вопросы ведущей Екатерины Грачевой, он рассказал о работе Российского православного университета, проведении XXIV Всемирного русского народного собора и представил свой взгляд на стратегию главы государства. Состоялся разговор о роли Церкви в государственном строительстве, об идеологии, разнице между диссидентами-восьмидесятниками и сегодняшними эмигрантами, среднем классе и месте иноагентов в информационном пространстве. А.В. Щипков принял участие в еженедельной программе телеканала «Россия 24», в которой светские новости обсуждаются через мировоззренческую призму людей Церкви. Комментируя выступление Президента России В.В. Путина на XIX Ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» на тему «Мир после гегемонии: справедливость и безопасность для всех», А.В. Щипков отметил, что состояние неолиберального западного общества достигло той точки, когда выстраивание диалога с традиционалистской частью Евросоюза, которая выступает против зависимости от США, на сегодняшний момент является почти невозможным. «Президент точно обозначил свою позицию — личную и как лидер государства, что Россия остается на традиционалистской позиции. У нас в стране четыре традиционные религии: Православие, ислам, иудаизм и буддизм — все они базируются на традиционной нравственности, от которой отступают в Европе по причине доминирующей либеральной идеологии », — уточнил А.В. Щипков. Он напомнил, что попытка введения Конституции в ЕС так ничем не завершилась (договор о введении Конституции для Европы, подписанный в Риме 29 октября 2004 года, не вступил в силу) , и даже обсуждение проекта документа привело в те годы к тому, что Евросоюз отказался от фразы о его строительстве на христианской основе.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/08/id...

Закрыть Информационная атака Дмитрия Киселёва на Церковь: цели и задачи Комментарий пресс-службы Союза православных граждан 11.12.2019 1234 Время на чтение 3 минуты Русская Церковь в лице руководителей Синодальных учреждений компетентно и исчерпывающе ответила по теме, послужившей информационным поводом для нападок на неё известного телеведущего Дмитрия Киселёва. Наша задача – дать обобщающий комментарий по сути происходящего. Первое, что обращает на себя внимание – это определённый медиа-фон этих выпадов, а именно обилие резюмирующих реплик о конце симфонии Церкви и Государства и т.п. Подобная медиа-волна является косвенным подтверждением нашего недавнего предположения о том, что истинной целью «спецоперации» по лоббированию законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия» является лишение Президента поддержки православных граждан России. Если это станет возможным, задача либерального «верхушечного переворота» с целью прекращения политики Путина по утверждению полноты суверенитета и геополитической субъектности России станет выполнимой. Антицерковные эскапады Киселёва эту задачу решают. Не имея никаких разумных аргументов (ввиду их фактического отсутствия) для прямой пропаганды законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», Киселёв для разжигания конфликта не стесняется открытой демонстрации своего богословского невежества и весьма зыбкой нравственной мировоззренческой позиции. Выступая апологетом «суррогатного материнства», он пытается навязать Церкви своё инфантильное представление о мироустройстве, которое грезится ему разумным и выигрышным. Столь же неубедительными представляются и его попытки подвергнуть остракизму главного разоблачителя феномена «суррогатного материнства» и законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия», главу Патриаршей Комиссии по делам семьи и материнства отца Дмитрия Смирнова. Как известно, оголтелую кампанию против выдающегося пастыря первой начала депутат Оксана Пушкина – ключевой лоббист антисемейного законопроекта. В её русле – жёстко и бескомпромиссно – действует и Д. Киселёв.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/11/in...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010