Архиепископ Волоколамский Иларион: «Религиозное измерение — необходимое условие гармонизации социальной системы» 8 грудня 2009 р. 18:22 Председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион ответил на вопросы главного редактора интернет-портала «Религия и СМИ» А.В. Щипкова. — Ваше Высокопреосвященство, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершает множество поездок по епархиям внутри России, а также за рубеж — в Константинополь, на Украину, в Белоруссию. Принимая во внимание масштаб личности Святейшего Патриарха, можно предположить, что он ставит перед Церковью задачи глобального характера. В этой связи все эти поездки можно считать последовательными шагами на пути к поставленной цели. Какова же эта цель? — Задача глобального характера была поставлена перед Церковью ее Главою — Иисусом Христом при Его вознесении: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. 28:19-20). Вместе с тем в задачи каждого отдельного Предстоятеля Поместной Церкви входит не только сохранение и приумножение веры в отведенных этой Церкви территориальных пределах, но и поддержание единства всех Поместных Церквей. Последнее, в частности, достигается посредством общения Предстоятелей Церквей друг с другом. Это могут быть и совместные богослужения, и двусторонние или общеправославные встречи, и частные визиты, в ходе которых обсуждаются темы общего характера, разрешаются в духе братской любви недоумения, возникающие в отношениях между Церквами. Поездки Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по епархиям Русской Православной Церкви в ее канонических пределах, а сегодня это все страны бывшего СССР, кроме Грузии и Армении, носят, прежде всего, внутрицерковный характер. Первосвятитель встречается со своей паствой, знакомится с жизнью епархий, возглавляет праздничные богослужения. Кроме того, в своих посещениях различных областей России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран, Предстоятель Русской Церкви использует свое исключительное положение для встреч с высшим государственным руководством этих регионов, чтобы защитить перед ними духовные интересы своих пасомых, обозначить свое видение церковно-государственных и церковно-общественных отношений, напоминая всему обществу о приоритете духовных ценностей над материальными. Наконец, визиты Святейшего Патриарха имеют широкое культурное значение, поддерживают бытие уникальной восточнославянской православной цивилизации, более тысячи лет питающей мировоззрение целых народов и государств.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210008...

в проект нового закону «Про 10 2011 р. 09:30 Статья заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук И. Метлика, опубликованная в первом номере Журнала Московской Патриархии за 2011 год. На протяжении 2010 года продолжалась работа над новым Федеральным законом «Об образовании», который должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект закона обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях. Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких Синодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций, в том числе автора настоящей статьи. Среди поправок можно условно выделить несколько групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных или, согласно терминологии проекта, частных образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.). Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан, семей, обучающихся. В системе профессионального образования, в высшей школе это, прежде всего, православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1375462...

В сложное время для украинского народа призываем всех верных Украинской Православной Церкви действенно последовать примеру благотворительности, который предоставил нам святой князь Владимир. 24 июня. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви обратился к народу Украины по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. Текст обращения опубликован на официальном сайте Синода УПЦ : 2015 год отмечен 1000-летним юбилеем со дня преставления святого равноапостольного великого князя Владимира. По этому случаю как на церковном, так и на государственном уровне в Украине пройдут торжества, призванные засвидетельствовать значимость наследия этого святого Правителя для нас — его потомков, которым суждено жить в бурном XXI веке. В 988 году князь Владимир сделал судьбоносный выбор в пользу восточного христианства. Он сам принял веру Христову и инициировал крещение своих соотечественников. Крещение не только коренным образом изменило мировоззрение князя Владимира и его личную жизнь, но и определяющим образом повлияло на жизнь всего древнерусского общества. Именно во времена княжения святого Владимира родилась самобытная отечественная православная христианская культура, которая в течение веков определяла исторический путь украинского народа. Принятие христианства укрепило древнерусское государство. Несмотря на княжеские распри и постоянную политическую борьбу, Русь отныне осознавала себя единым целым. Православная Церковь всегда была важным фактором единства украинского народа. И даже когда наш народ в результате войн и политических проблем был разделен государственными границами, когда наши предки вынуждены были жить в составе разных государств, именно принадлежность к Единой Православной Церкви помогала им сохранить собственную идентичность, а не раствориться в других народах, не потерять своей культуры. Сегодня, через 1000 лет со дня блаженной кончины святого князя Владимира, наш народ проходит тяжелые испытания. В Донецкой и Луганской областях продолжается силовое противостояние. Гибнут и несут тяжелые ранения тысячи не только военнослужащих, но и мирных жителей. Пламя войны, разожженное на Востоке Украины, грозит перекинуться не только на другие регионы Украины, но и на весь Европейский континент. Человечество оказалось на грани глобального вооруженного конфликта, который может иметь ужасные последствия для всей цивилизации. Мы должны остановиться перед этой опасной чертой и искать пути к пониманию. Даже самые глубокие противоречия следует решать путем диалога, за столом переговоров, а не в вооруженном противостоянии, заложниками которого становится мирное население.

http://pravmir.ru/sinod-ukrainskoy-tserk...

Введение в православную апологетику Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 Апологетика есть защита христианства, его священных книг и преданий оружием разума, данными науки и философии, а также положениями юриспруденции против критики и действий власть имущих. Христианская Церковь пережила множество гонений, множество эпох, когда зримо проявлялись силы (а они были всегда, почти на протяжении всей ее истории), которые поднимались, восставали и не принимали христианства, старались его погубить, уничтожить, и не принимали Самого Иисуса Христа. Держа на своих руках младенца Христа, Симеон Богоприимец произнес: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий (Лк 2:34). Это пророчество постоянно исполняется на протяжении уже двух тысячелетий. В первые века христиан обвиняли во всех возможных и невозможных преступлениях, которые можно было только придумать: они и “нарушают” государственные законы, и разрушают само государство, семью, вводят разврат, детоубийство, богохульство и т. д. Христиан предавали смерти, отдавали их в цирках на съедение диким зверям, превращали в живые факелы, чтобы осветить ночные гуляния языческого плебса, а позже расстреливали, пытали, живыми закапывали в землю, и земля трое суток дышала человеческими легкими. На протяжении всей истории Церкви появилось множество работ антихристианского, антицерковного содержания, языческого или откровенно атеистического. Уже в первые века христианство изображалось как суеверие, возникшее на Востоке, или в лучшем случае как одна из презренных сект непонятного иудейства. В конце средних веков Христа объявили одним из “трех великих обманщиков” (два других — Будда и Магомет). Двести с лишним лет назад Вольтер пророчествовал, что через сто лет никто не будет помнить о книге с названием “Евангелие”. В конце тридцатых годов ХХ века обещали, что в течение ближайших пяти лет с религией будет покончено, — третья сталинская пятилетка была объявлена пятилеткой полной идеологической победы коммунизма. В начале шестидесятых утверждали, что в нашей стране к 1980 году будет построено коммунистическое общество с абсолютным и нераздельным господством в сознании всех атеистического мировоззрения, — шло хрущевское гонение на Церковь. Несмотря на все эти гонения, на изощрения хлестких, но неглубоких безбожных умов, христианство устояло и дало миру высочайшую культуру. Оно возвысило, обоготворило человеческую личность, открыло миру высшую, абсолютную нравственность, которая, чтобы не признавать Христа Спасителя, была объявлена общечеловеческой. А в ходе борьбы с религией нам твердили, что мораль, семья и т. д. — лишь надстройка над экономическим базисом, — в результате создали безнравственное общество и развалили экономику.

http://pravmir.ru/apologetika-znachenie/

Введение Единство в Православной Церкви понимается не как простое административное урегулирование и человеческое достижение, но как благодать и полнота новой жизни, которая обновляет всех «земнородных», а также весь их мир. Богословие не имеет своей собственной философии, духовность – своего собственного мировоззрения, церковное управление – своей собственной системы, иконопись – своей собственной школы. Все возникает из одной «купели» литургического опыта. Все эти элементы сослужат друг другу по образу Троицы, воспевая трисвятую песнь каждый на своем собственном языке. «Вси начата глаголати странными глаголы, странными учении, странными повелении Святыя Троицы " 1 . В этом единстве нет ничего произвольного, обособленного, чужого или добавленного механически. Ничто не имеет здесь своего собственного закона, своей собственной «воли», неповиновения. Ничто иной природы, мысли или позиции не входит сюда. Каждый элемент освящается благодатью Троицы, каждый органически сожительствует с другим и находит свое место в пространстве целого. Существует только один духовный Закон, который управляет всем на небе и на земле. Все исходит, все проистекает из познания Святой Троицы. Все возникает из купели, из жизни Отца и Сына и Святого Духа; все возникает из крещения в смерть Иисуса ( Рим.6:3 ). «Живот от гроба воссия« – и сияет. Когда нет смерти, все существует иным образом. Можно сказать, что тринитарный принцип непрестанно пронизывает все бытие – с самого нижнего проявления жизни и до ангельских ликостояний, воспевающих Бога «трисвятыми гласами». Послушно следуя законам тринитарной жизни и восхищаясь этим всеобщим созвучием, человек обретает крылья свободы Духа, которые изводят его из замкнутого пространства тварного бытия в простор Рая и возвращают принадлежащее ему достоинство. Поэтому, когда православный задается вопросом на тему единства, его ум не задерживается на вещах ограниченных и человеческих, но восходит к вещам безграничным и божественным. Он весь сотрясается от переживания при звуках победного возгласа, который непрестанно исходит из Церкви Воскресшего: «Погибе смертию смерть» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

Вопрос: Как с точки зрения православного богословия оценивать описание ада у Данте и что можно сказать о произведении в целом? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Комедия Данте, по выражению академика Александра Веселовского, – «поэтическая энциклопедия средневекового миросозерцания». Одновременно это – литературный шедевр, для характеристики которого одних мировоззренческих оценок недостаточно, ибо он имеет общечеловеческую эстетическую и этическую значимость. Сам Данте Алигьери не дал своему главному произведению специального названия, а лишь указал на вид литературного произведения с точки зрения принятой в его время классификации – Commedia. В средневековой поэтике комедией называлось произведение с печальным началом и радостным концом в отличие от трагедии, которая имеет благополучное начало, но печальный конец. Определение Божественная (т.е. образцовая, превосходная) появилось в 16 веке. Таким образом, закрепилось название – La Divina Commedia. Литературная традиция путешествий в загробный мир сформировалась еще в античной культуре. Известен мифологический рассказ о сошествии в Аид Орфея за своей женой Евридикой. Гомер в 11-й песни «Одиссеи» рассказывает о том, как герой его спустился в подземное царство: Вдруг ко мне подошла душа Антиклеи умершей, Матери милой моей, Автоликом отважным рожденной. В Трою в поход отправляясь, ее я оставил живою. Вергилий в «Энеиде» описывает, как Эней в сопровождении Сивиллы спускается в Аид, где находится его отец Анхиз: Дальше дорога вела к Ахеронту, в глубь преисподней. Мутные омуты там, разливаясь широко, бушуют, Ил и песок выносят в Коцит бурливые волны. Воды подземных рек стережет перевозчик ужасный… (VI, 236). У Гомера и Вергилия преисподняя изображается в пределах тех мифологических представлений о загробном мире, которые были в античное время. Данте был западным христианином. Он опирался на учение о потустороннем мире, выработанное в позднее Средневековье на Западе. Православное богословие делит мир, запредельный земному, на две области: рай и ад.

http://pravoslavie.ru/6896.html

Добиться отлучения 05.07.2013 10:41:47 Сергей Белозерский В Молдавии нарастает конфликт между Православной Церковью и рядом местных политиков. Церковь засвидетельствовала им, что, если они продолжат поддерживать так называемый «Закон о недискриминации», который Молдове навязывают европейские гей-активисты, они подвергнутся полному отлучению. Попытка президента Молдавии Николая Тимофти выступить против визита в эту страну Святейшего Патриарха Кирилла также вызвала резкую отповедь со стороны представителей Церкви. Что же можно сказать о происходящем? Быть отлученным от Православной Церкви нелегко — для этого нужно приложить немало усилий и, как, например, Лев Толстой, и проявить большое упорство. Церковь всегда ищет, как бы «и отверженного не отвергнуть от себя», и все ее усилия направлены на исцеление поврежденных грехом человеческих душ и человеческих отношений. Церковь также никогда не ставит — и не ставила — ту или иную политическую позицию условием принадлежности к ней. Несмотря на настойчивые попытки заманить ее под то или иное знамя, использовать ее в тех или иных политических комбинациях, Церковь всегда подчеркивает, что в ней есть место для людей самых разных политических убеждений. Поэтому отлучение молдавских политиков не есть вопрос их личных нравственных споткновений — мы все много спотыкаемся, и Церковь только помогает нам подняться. Оно также не есть вопрос политических убеждений как таковых. Оно есть результат того выбора, который совершили эти политики — выбора мировоззренческого, а не политического. Вы не можете быть сторонником продвижения гей-прав и одновременно православным (да и каким-либо еще) Христианином. Бывают непринципиальные вопросы, в которых мы можем (и должны) идти на компромиссы и взаимные уступки. Бывают вопросы, в которых невозможно пойти на компромисс — а надо либо полностью уступить, либо полностью отказаться. Церковь не выступает против равноправия граждан. Более того, сама идея признания за всеми людьми уникального достоинства и ценности глубоко укоренена в Библейском откровении.

http://radonezh.ru/analytics/dobitsya-ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архиерейский Собор в Кремле Государство нужно Церкви, а Церковь - государству 20.10.2004 374 Время на чтение 4 минуты Завершившийся 8 октября Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (РПЦ), как и ожидалось, не стал событием эпохального значения. Собор, на котором подводились итоги служения Церкви за последние четыре года, прошел спокойно, без потрясений и сенсаций. По словам Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, работа Собора велась в атмосфере " единомыслия и братской любви " . Это в очередной раз свидетельствует о том, что Алексий II по-прежнему уверенно пресекает любые попытки превратить публичные церковные мероприятия в поле конфронтации и борьбы за власть в высших эшелонах иерархии. В отличие от Юбилейного Собора 2000 года, на котором были приняты важнейшие документы ( " Основы социальной концепции РПЦ " , " Основные принципы отношения к инославию " и " Устав РПЦ " ), определившие стратегию Церкви на многие годы, нынешний был более ориентирован на решение актуальных задач. В частности, он единодушно одобрил курс на сближение с Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ), принял положение о создании Церковного суда и высказался о возможности конструктивного диалога с Римско-Католической Церковью. Террористическая атака, обрушившаяся на Россию и повлекшая за собой некоторые изменения в политической системе государства, внесла свои коррективы и в работу Собора. В докладе на пленарном заседании Алексий II призвал общество и государство выработать идеологию, которая " помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма " . Очевидно, такая идеология должна быть основана на духовных ценностях христианства. Участники Собора придали исключительно важное значение итоговому заявлению о противодействии экстремизму и терроризму. Таким образом, РПЦ вновь заявила о своих претензиях на формирование государственной идеологии и роль " духовной и нравственной опоры " нации. Одной из важнейших тем Собора стало обсуждение путей сближения РПЦ и РПЦЗ. Ожидалось, что после официального визита в Россию в мае этого года Митрополита Лавра (Шкурлы), главы РПЦЗ, именно этот Собор должен восстановить общение в молитве и евхаристии (причастии) между двумя Церквами. Тем более что в сентябре на совместной встрече в Мюнхене представителей РПЦ и РПЦЗ были согласованы позиции почти по всем спорным вопросам. Однако на нынешнем Соборе никаких значимых решений по вопросу воссоединения двух ветвей русского православия принято не было.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Влияние западничества на изучение истории Псковской Православной миссии (1941-1944) Сочинение на конкурс «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть» 21.03.2011 2858 Время на чтение 66 минут Историческая наука оказывает огромное влияние на формирование мировоззрения каждого отдельного человека и на национальное самосознание народа в целом. Пагубное влияние западничества на историческую науку определил великий русский мыслитель Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа». Он доказал, что в исторической науке, как и в любой другой, возможна искусственная и естественная системы группировки фактов. В искусственной системе присутствует, как правило, схема, натяжка и неполнота фактов или подгонка фактов под эту систему. Естественная система, исследуя все исторические факты в их полноте, отражает и объясняет действительную реальность. Н.Я. Данилевский доказал, что общечеловеческой истории не существует, что каждый народ, как и отдельная личность, имеет свое рождение, жизнь и увядание. Взаимодействие культур, конечно, возможно, но это не должно означать потерю самобытности нации. Попав в идеологический плен Запада в эпоху Петра I, Россия стала терять свою самобытность. Западноевропейская «прививка», сделанная России, привела к отсутствию естественной исторической концепции в подлинной истории страны. «Прививка европейской цивилизации» коснулась, прежде всего дворянства. В России появились русские европейцы, западники. К их числу относятся и революционеры, принявшие новое учение Запада - социализм и коммунизм. Проникая на русскую почву, западничество способствовало утверждению искусственной исторической системы. На актуальность этой проблемы указал в своей статье клирик московской епархии протоиерей Олег Митров . «Искаженная, искусственная история, в которой вообще как бы нет русского народа (в лучшем случае есть история войн и законов государства), ничего не дает для его самосознания. Остается выбор: принять антинациональную историю или вернуться к родной истории и соответственно ей выстраивать свою жизнь. Без собственной истории народ движется по инерции этнографической силы, а когда она иссякнет - растворится в других цивилизациях» .

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Запад готовится к войне с Россией, но чужими руками Итоги 2018 года: анализ и выводы. Перспективы на 2019 год 15.01.2019 3311 Время на чтение 32 минут Дорогие читатели, я искренне поздравляю Вас с церковным Новым Годом, который мы празднуем по старому стилю 13 января. Именно от Рождества Христова начинается летоисчисление 2019 года. Что это за «Новый Год» (первого января), если не было еще Рождества? Поэтому именно 13 января является точкой отсчета ушедших событий 2018 г. Нынешний гражданский Новый Год, 1 января по новому стилю, в нашей стране был введен безбожными и враждебными силами на Руси для разрушения церковного и государственного строя жизни, а именно нарушения Рождественского поста, который заканчивается на Рождество Христово. 1. Русская Православная Церковь. Русская Православная Церковь с каждым годом в большей степени приближается к своему естественному положению участника общественно важных событий в различных сферах жизни. Поэтому происходящее в лоне РПЦ имеет огромное значение и влияет на будущее страны. Архипастыри и пастыри. В первую очередь я хочу охарактеризовать деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, роль которого трудно переоценить. Управление Церковью, плотный график участия в богослужениях, пастырские поездки, общественные и частные встречи - это архипастырский труд. График расписан чуть не поминутно на годы вперед. Особая проповедь Русского мира – как Цивилизации Христа - его внедрение в сознание паствы, активная миссионерская и проповедническая деятельность и участие в общественной жизни страны – все это еще найдет свою оценку в истории Церкви. Нападки врагов Христовых в адрес Патриарха и возглавляемой им Церкви служат доказательствами правильно выбранного пути. Враги действуют по принципу: «убей пастыря – разбегуться овцы» (Мф.26:31). Раскрутка в СМИ гадостей, обвинений Патриарха и пастырей Церкви направлены на разрушение государтва и его устоев. Достоин внимания и похвалы митрополит Тихон (Шевкунов), известный православному миру потрясающим бестселлером - книгой «Несвятые святые». Курируемые Его Высокопреосвяществом мультимедийные исторические парки «Россия - моя история» все больше открываются по стране, они не только знакомят посетителей с историей страны, но и формируют православно-патриотическое мировоззрение. Встреча владыки Тихона с президентом В.В. Путиным усиливает значение Церкви в жизни государственных мужей.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/15/za...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010