Прот. Андрей Юревич с семьей 20 июля 2012 г. 08:07 Мечта о Святой Руси или о сытой жизни? Сокровенные желания в контексте религиозности современных россиян: взгляд социологов В рамках всероссийского исследования " О чем мечтают россияне " ученые Института социологии Российской академии наук (ИС РАН) попытались выяснить, в какой мере религиозность наших современников влияет на их сокровенные желания и стремления. На вопросы Журнала Московской Патриархии отвечает один из авторов работы – ведущий научный сотрудник, ученый секретарь Центра " Религия в современном обществе " ИС РАН доктор политических наук Марина Мчедлова. Счастье для всех или моя хата с краю? - Марина Михайловна, в какой мере религия и религиозность в целом накладывает отпечаток на мечты сограждан? Можно ли говорить, что ответы на вопросы вашей анкеты оказались в существенной зависимости от этого фактора? - Конечно, ведь к числу основных смыслонаполняющих объектов любой религии относятся внутренний мир человека, его стремление к счастью, красоте, добру и истине. Впрочем, как и все россияне, представители различных религиозно-мировоззренческих групп уверены: без мечты жить невозможно. Лидируют по степени убежденности в этом внеконфессиональные верующие, то есть люди, не принадлежащие ни к одной из известных конфессий и при этом заявляющие о собственной " вере в высшую силу " (к таковым, по нашим данным, относится примерно одиннадцатая часть населения страны). Среди них 81% опрошенных полагает, что мечта наполняет жизнь смыслом. Среди православных мечтают 76%, среди атеистов – 68%. Треть атеистов уверена: жить нужно в реальном мире (среди них также высока доля тех, кому мечтать не свойственно ни при каких обстоятельствах – 14%). В среде православных тех, кто считает, что мечты лишены практического смысла, уже меньше – четверть, а среди внеконфессиональных верующих их всего 20%. Если же говорить о личном заветном желании, оно в современной России присуще 91% православных христиан, 93% внеконфессиональных верующих и всего лишь 85% атеистов. То есть религиозность в любых формах повышает в человеке стремление к идеалу. Но если посмотреть распределение ответов на этот вопрос в зависимости от того, посещают ли респонденты регулярно церкви или молитвенные собрания, существенных различий мы не увидим.

http://e-vestnik.ru/interviews/mechta_o_...

Разделы портала «Азбука веры» Современная православная апологетика не является академической дисциплиной, она имеет чисто практические цели. Как медицина изучает заболевания не из праздного любопытства, а из стремления найти средство исцеления конкретной болезни, так и православная апологетика ставит перед собой задачу помочь конкретному человеку разобраться с теми мировоззренческими вопросами, которые встают перед ним, когда он оказывается лицом к лицу с чуждыми христианству системами: иными религиями, сектами, светской идеологией, атеизмом. Реалии современного мира таковы, что в очень многих сам факт существования христианства вызывает бурную реакцию неприятия, выражающуюся в разных формах, одной из которых является развитие сектантства. В этом случае сектантство выступает как попытка «исправить» христианство, создав очередную «истинную» церковь . В связи с этим одной из практических задач, стоящей перед современными православными апологетами, становится попытка достучаться до сознания оппонентов христианства и повысить степень их самокритичности. Помимо того, христианские апологеты стремятся призвать своих оппонентов судить о христианстве, опираясь на исторические факты, а не на идеологические штампы и домыслы, активно используемые в борьбе с христианством. «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» ( 1Кор.14:20 ), «все испытывайте, хорошего держитесь» (1Фесс.5:21) – православные христиане помнят эти слова апостола Павла, что позволяет им критически относиться к тому, с чем они встречаются в Православной Церкви. Отношение сектантов и других оппонентов христианства к собственным организациям, к сожалению, не отличается подобным критическим отношением: можно встретить немало критических статей православных христиан, посвященных внутренней жизни Православной Церкви 1 , но автору статьи, несмотря на очень большой опыт изучения сектантства, еще ни разу не приходилось читать критические статьи, написанные сектантами о своих сектах. Также и многие светские идеологи, настроенные против христианства, не слишком критично относятся к источникам, формирующим их мировоззрение. Эта установка на некритичность и поверхностность, обусловленная учением организации или собственной ленью, вкупе со стремлением к слепому принятию антихристианской идеологии по причинам ее удобства, а не верности, фактически без всяких попыток проследить ее истоки, мотивы основателей и аргументацию предлагаемой ими идеологии, приносит свои пагубные плоды, приводя к весьма специфичной по содержанию и форме аргументации, которую отрицательно настроенные к христианству силы используют при полемике с христианами.

http://azbyka.ru/lozhnye-argumenty-proti...

Священник Александр Ельчанинов: Тифлисский период биографии Публикуемая статья является частью работы, посвященной российскому периоду биографии видного деятеля Русской Православной Церкви отца Александра Ельчанинова . Автор подготовил к печати переписку А.В.Ельчанинова с его друзьями по тифлисской гимназии П.А.Флоренским и В.Ф.Эрном, а также материалы, касающиеся периода деятельности А.В.Ельчанинова в русле ХББ (Христианского Братства борьбы). Частично уже была опубликована и прокомментирована переписка университетского периода жизни А.В.Ельчанинова, обработаны материалы архивов Петербурга, Москвы, Парижа, относящиеся к биографии отца Александра. В свое время собранные материалы будут опубликованы, что даст возможность исследователям и биографам составить более полную картину исканий и деятельности представителей русского религиозного возрождения начала ХХ века. Творчество и жизненный путь священника Александра Викторовича Ельчанинова, церковного публициста, видного деятеля Русской Православной Церкви, привлекает большое внимание историков и других исследователей. В последнее время его «Записи» вышли во многих издательствах и стали настольной книгой многих православных людей. Издательство «Русский путь» выпустило переиздание вышедшей сто лет назад книги «История религии», написанной А.В.Ельчаниновым в сотрудничестве с его друзьями В.Ф. Эрном и П.А. Флоренским. В приложении к книге была опубликована статья С.Н.Булгакова «О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения». Личность отца Александра также привлекает большое внимание историков России и Православной церкви. А.В.Ельчанинов жил в эпоху расцвета русской культуры, называемой Серебряным веком, был в центре культурной жизни Петербурга, Москвы, Тифлиса. Когда грянула великая катастрофа, он ушел в изгнание, был в центре жизни русской диаспоры, священником Русской Православной Церкви Зарубежья, одним из основателей Русского Студенческого Христианского Движения (РСХД). Уже после его преждевременной кончины были опубликованы его «Записи», материалы дневников, воспоминания о нем представителей русской диаспоры.

http://pravoslavie.ru/35473.html

Содержание Предисловие Введение 1. " Диалог с нехристианскими религиями "      Наш век, - век духовного шатания, когда многие православные христиане чувствуют себя колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения (Еф. 4, 14). Кажется, и вправду настало время, когда люди здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим. 4, 3-4).      С недоумением читаешь о последних действиях и заявлениях экуменического движения. На самом высоком научном уровне православные богословы, представляющие Постоянный американский Совет православных епископов и другие официальные организации Православия, ведут ученые диалоги с католиками и протестантами и выпускают " совместные заявления " по таким вопросам, как евхаристия (причащение), духовность и тому подобное, даже не указывая инаковерующим, что Православная Церковь - это Церковь Христова, к которой все должны быть призваны, что лишь ее таинства несут благодать, что православная духовность может быть постигнута личным опытом только в лоне Православной Церкви и что все эти " диалоги " и " совместные заявления " - всего лишь академическая пародия истинно христианского диспута, - диспута, который ставит перед собой цель спасения душ.      По правде говоря, многие из православных участников этих " диалогов " знают или догадываются, что православному там не место, что самая атмосфера экуменического " либерализма " отторгает любое истинное слово, произнесенное там; но они молчат, потому что в наши дни " дух времени " часто сильнее, чем голос совести православного христианина (См.: " Диакония " 1, 1970, стр. 72; " Богословский альманах св. Владимира " 4, 1969, стр. 225).      На более общедоступном уровне организуются экуменические " конференции " и " дискуссии " , часто с " православным оратором " или даже с отправлением " православной литургии " . Высказывания на подобных конференциях часто настолько невежественны, а общая атмосфера настолько лишена серьезности, что они не только не способствуют " единению " , которого жаждут их организаторы, но даже служат доказательством того, что между истинным Православием и " экуменическим " мировоззрением лежит непроходимая пропасть (См.: " Соборность " - Зима, стр. 494-498 и т.д.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Татьяна Горичева: Неверно описывать мой путь, как путь «раскаявшегося либерала» Может ли православная женщина заниматься богословием? Тем более что эту женщину цитировал сам Хайдеггер и даже признался ей в любви? 21 апреля, 2015 Может ли православная женщина заниматься богословием? Тем более что эту женщину цитировал сам Хайдеггер и даже признался ей в любви? Может ли православная женщина заниматься богословием? Не все готовы это принять, пусть даже эту женщину цитировал сам Хайдеггер. В интервью «Правмиру» православный мыслитель Татьяна Михайловна Горичева рассказывает об уникальном опыте женщины-богослова, о своём диссидентстве и участии в женском движении, переписке с Хайдеггером и хайдеггерианстве в богословии, о встречах с Оливье Клеманом и митрополитом Антонием Сурожским. Татьяна Горичева — православный философ, публицист, миссионер. Родилась в 1947 году в Ленинграде. Крестилась в возрасте 26 лет. В советские годы была соредактором самиздатовского журнала «37». В 1980 году была выслана из СССР. В течение восьми лет до возвращения в Россию жила в Германии и Франции. Училась в католическом институте св. Георгия (Франкфурт-на-Майне, ФРГ), в Свято-Сергиевском Православном богословском институте в Париже, прослушала курс лекций в Сорбонне. Автор многих книг о православной вере и культуре. Регулярно выступает в России и в западных странах с лекциями о Православии. В 1988 г. вернулась в Россию и живет в Петербурге. – Татьяна Михайловна, на Ваш взгляд, отличается ли Горичева «Православия и модернизма» от Горичевой более поздних работ, если да, то каков был этот путь, от чего к чему? Насколько корректна идея, высказываемая некоторыми исследователями, анализирующими Ваше творчество, что это был путь от либерального мировоззрения к традиционалистскому, даже консервативному? – Неверно описывать мой путь, как путь «раскаявшегося либерала». С того самого момента, как я стала христианкой, я полностью вошла в послушание Богу и Церкви. Церковь я всегда понимала как «Тело Христово». Все диссидентские выходки и дерзости старалась совершать с благословения духовника, старцев. Каялась в гордыне, которая неизбежно возникала в результате борьбы «Давида с Голиафом», которая присуща любому «героизму».

http://pravmir.ru/zhenshhina-i-tserkov-k...

13 февраля 2005 г. Коллаборационизм или церковное возрождение? Среди разнообразных тем, связанных с историей Второй мировой войны, положение Русской Православной Церкви на оккупированной территории многие десятилетия подвергалось в советской историографии либо лукавому умолчанию, либо недобросовестному пропагандистскому использованию. Однако за последнее десятилетие в отечественной науке появилось немало работ, в которых эта тема стала получать более объективное отображение. Тем большее недоумение вызывают сегодня книги, в которых стремление основательно и всесторонне исследовать проблемы Второй мировой войны сочетается с приверженностью мировоззренческим стереотипам коммунистической идеологии.   В прошлом году увидела свет книга Б.Н. Ковалева «Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941—1944» (М., «Транзиткнига»), в которой предпринимается попытка исследовать положение Русской Православной Церкви на оккупированной территории. К сожалению, этой работе в значительной степени присущ указанный — не только мировоззренческий, но и методологический — недостаток. В четвертой части книги, имеющей название «Формы и методы осуществления идеологической обработки населения», содержится глава, призванная показать «положение религии и церкви». Включение главы о церковной жизни на оккупированной территории в раздел, посвященный идеологической обработке населения, безусловно свидетельствует о том, что Церковь рассматривается автором в привычной для историка-марксиста парадигме восприятия религии лишь как составной части идеологической пропаганды господствующего — в данном случае, немецкого оккупационного — режима. Справедливо предваряя описание церковной жизни на оккупированной территории характеристикой антирелигиозной политики советского государства в предшествующие десятилетия, автор умещает эту характеристику в один абзац. «Своего негативного отношения к церкви и ее служителям большевики никогда не скрывали, — пишет Б.Н. Ковалев. — На протяжении 20—30-х годов шел процесс насильственной атеизации населения.

http://e-vestnik.ru/analytics/kollaborat...

1:16:30 2:48:07 Истинные воины Царя Небесного Владимир Кириллин В издательстве Сретенского монастыря вышла книга Владимира Михайловича Кириллина «Истинные воины Царя Небесного: Преподобный Сергий Радонежский и Иосиф Волоцкий в древнерусской литературе и предании Церкви». Русская Православная Церковь. XX век В издательстве Сретенского монастыря вышел календарь-дневник на 2017 год «Русская Православная Церковь. XX век». Составитель — Т.А. Соколова, предисловие епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова). Свиток Петр Паламарчук В издательстве Сретенского монастыря вышел сборник прозы Петра Георгиевича Паламарчука «Свиток», который объединяет лучшие художественные тексты автора. Иисус Христос. Жизнь и учение. Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) В издательстве Сретенского монастыря вышла первая в серии из шести книг под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и учение» митрополита Илариона (Алфеева). Дневники «Дневники» М. Л. Казем-Бек отвечают лучшим эстетическим и мировоззренческим критериям и стоят в одном ряду с наиболее значительными произведениями жанра мемуаров: «В “Дневниках” много ярких, убедительно достоверных зарисовок дворянского и народного быта Иисус Христос. Жизнь и учение Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) Настоящая книга, продолжая серию исследований о жизни и учении Иисуса Христа, посвящена Нагорной проповеди — самой длинной из всех Его речей, приведенных в синоптических Евангелиях. Текст проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Иисуса, рассматривается в широком контексте последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю интерпретации и практического применения. Эпоха гонений Протоиерей Владислав Цыпин Книга доктора церковного права, профессора, протоиерея Владислава Цыпина рассказывает об истории древнего православия — от рождества Спасителя до основания равноапостольным Константином Нового Рима — православной Византийской империи. Заветное желание Анна Николаенко Анна Николаенко проживает в Днепропетровской области (Украина). Магистр истории. Пишет стихи и прозу. Автор сайта «Православие в деталях». Герои ее рассказов — обычные люди разных возрастов и профессий, убежденные в правильности своего образа жизни. Неожиданные обстоятельства заставляют их страдать, искать выход из сложной ситуации. Зачастую этот выход совсем рядом, но, чтобы увидеть его, необходимо взглянуть на происходящее через призму иных ценностей.

http://pravoslavie.ru/foto/image11074.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Влияние тоталитарного сектантства и оккультно-мистических доктрин на демографическую ситуацию в России и в мире. " Тезисы к докладу. И.А.Адливанкин, психолог, зав. Миссионерским отделом Душепопечительского Православного центра им. Св. Иоанна Кронштадского Последнее десятилетие отмечено потрясающими в своей скоротечности мировоззренческими трансформации. Наряду с позитивными процессами, неведомые ранее обывателю сектантские доктрины и откровенно оккультная мистика заполонили ниши обезбоженного общественного сознания, а параллельно с этим изменилась сама ценностная ориентация современного общества, оказав влияние на структуру и социально-семейных отношений. Нигде столь катастрофично и столь наглядно не искажается роль семьи в человеческой жизни как в столь многоликом сегодня сектантском пантеоне. Особенно в его оккультно ориентированной части. Принадлежность к сектантству не всегда определяется “официальным“ членством в той или иной нетрадиционной группе, но в первую очередь идентичным с ней мировоззрением, сектантским миропониманием, дезориентации в отношении своего места в мире и смысла (и цели) обретения самого дара жизни. Именно здесь обретаются начала объективных проблем личного и общественного плана, а особенно в аспекте отношения к семье – основе государства и общества, школе любви, смирения, духовного роста, и, в итоге - одного из благословенных путей Богопознания. В той демографической политике, которая так усиленно навязывается России со стороны западных “правозащитников”, в самих проблемах актуального демографического кризиса – в его духовных основах, специалисту в области сектантства несложно обнаружить влияние глобальных мировоззренческих аномалий, органически присущих известным мировым сектантским сообществам. Несомненно способных оказать, и оказывающих реальное влияние на целый ряд жизненно важных мировых процессов, в том числе и на демографическую ситуацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/429826/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Святой Сергий Радонежский и его школа И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 1. Исторические предпосылки расцвета христианского аскетизма в северо-восточной Руси Значение монашества для древнерусской жизни признано было уже современниками. В мировоззрении русского человека той эпохи иноческий идеал занимал одно из первых мест. Если это утверждение и не совсем безусловно для XI и XII вв., то относительно XIV или XV вв. уже не приходится сомневаться в его правильности. Этот идеал влиял на миросозерцание русского человека, придавая ему аскетическую окраску, и определял его отношение к монастырю. Монастырь — это «святое место», «дом ангелов», иноки связывают земной мир с ангельским миром, и как ангелы сияют перед монахами, так монахи сияют перед мирянами. Монастырь и «равноангельный чин монашеский» — это промежуточные ступени на лестнице, уводящей от грешной, чувственной земли на Небо. Идея спасения души, которое должно начинаться уже здесь, в подвиге одоления своей бренной плоти, стояла в центре религиозности той эпохи. Верующие души взирали на человеческую жизнь как на поприще для бесовских искушений и твердо верили, что победоносную борьбу с ними можно вести лишь внутри монастырской ограды. В первые два столетия христианства на Руси эти воззрения и чувства утверждались в народном сознании медленно и постепенно, но в XIV в. они вполне овладели им, поэтому эпоху эту можно назвать веком аскетизма в Древней Руси. Для истории монашества XIII век — переходное время. Формы устройства монашеской жизни не обрели еще определенности, которая бы соответствовала русским условиям. Монашество еще не сделало выбора между киновией (общежитием) и идиорритмой (особножительством); «пустыня», жизнь в скиту, отшельничество — это созвездие еще не взошло на северном небосклоне русской Фиваиды. Монастыри в городах или в их окрестностях по-прежнему оставались прибежищем для тех, кто искал спасения; лишь иногда подвижники отваживались удаляться в темные, дремучие леса. Это была эпоха аскетических раздумий и, может быть, душевных сомнений, но совсем не отказа от аскетического идеала.

http://sedmitza.ru/lib/text/436447/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IV. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спор между двумя аскетическими направлениями И.К.Смолич. Русское монашество 988—1917. (Оглавление) 3. Спор между «иосифлянами» и «нестяжателями» Различия во взглядах Иосифа и Нила на смысл иночества и на характер монастырской жизни, различия в их аскетических воззрениях наиболее ярко выразились при обсуждении двух мировоззренческих вопросов, которые особенно волновали московское общество в начале XVI в. Первый вопрос затрагивал основы христианского учения; второй был скорее вопросом практическим и касался отношений между Церковью и государством в Московской Руси. Ереси и еретики, пытавшиеся извратить учение православной Церкви, были очень редким явлением в Древней Руси. Церковь в ее внутренней миссии боролась лишь с суевериями, остатками язычества и уродливыми формами внешнего благочестия. Еретические движения не потрясали древнерусского христианства . Определенную роль в истории сыграла, правда, ересь стригольников, возникшая в Новгороде в XIV в. Лишь по полемическим сочинениям, направленным против этой ереси, можно составить некоторое общее представление об этом религиозном движении. В конце XV в., опять-таки в Новгороде, появилось новое еретическое движение, известное под названием «ереси жидовствующих», поскольку в нем принимало участие несколько евреев . Это движение приобрело сравнительно широкое распространение в Новгороде и в Москве. Мы не станем подробно распространяться о нем — для нас важнее разница в отношении к ереси со стороны Иосифа и Нила. В главном своем сочинении, «Просветителе», Иосиф очень резко выступает против жидовствующих, спорит с ними и с их религиозными взглядами, поэтому «Просветитель» является очень важным источником по этому вопросу. В других сочинениях, в некоторых посланиях Иосиф предлагает практические меры против еретиков . Будучи сторонником суровых мер, Иосиф допускает даже смертную казнь. Такие взгляды Иосифа натолкнулись на очень сильную оппозицию со стороны нестяжателей из окружения Нила Сорского. Иосиф в полемике против жидовствующих, отстаивая необходимость жестких мер, опирался главным образом на Ветхий Завет, а нестяжатели, возражая ему, исходили из духа Нового Завета. Они решительно восставали против применения смертной казни христианами; еретики — это грешники, которых, если они не отрекутся от своих заблуждений, следует отлучить от общения с другими христианами и запереть в монастыри, чтобы там чрез поучение они пришли к познанию истины . Хотя на Соборе 1504 г. практически победила точка зрения Иосифа и Церковь осудила некоторых еретиков на смерть , все же это различие во взглядах остается очень характерным для двух направлений в монашестве, которые мы рассматриваем.

http://sedmitza.ru/lib/text/436465/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010